Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников. Дидактическая игра «Цветное настроение

Материал тренинга будет полезен воспитателям и педагогам - психолагам ДОУ. Тренинг направлен на коррекцию и стабилизацию эмоционального состояния детей. Игру " Цветок настоения " мохно использовать в группах для определения настроения и состояния детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг хорошего настроения: «Цветное настроение»

Описание материала : использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, с последующей стабилизацией эмоционального состояния доступными для дошкольников средствами.

Материал рассчитан на детей дошкольного возраста, будет полезен для воспитателей и педагогов-психологов детских садов. Предварительная работа включала в себя игру «Путешествие в мир эмоций» и детские рисунки « Мне весело, я радуюсь»

Цель – коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;

Закрепить понятие «настроение»;

Знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;

Обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.

Развивающие:

Развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

Развивать интерес детей в изучении самих себя;

Развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;

Развивать навыки релаксации,

Развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.

Воспитательные:

Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;

Повышать социальную компетентность;

Создавать положительный эмоциональный настрой;

Способствовать сплочению детского коллектива.

Материал: карточки 7 цветных лепестков (красный, синий, жёлтый, зелёный, фиолетовый, серый,.чёрный), клубок, полотно для коллажа, карандаши, восковые мелки, набор необходимых предметов(облака, обезьянка, кошка, змея,) рисунки детей, картинки эмоций, властелин песка - фигурка, ; магнитофон, аудиозаписи.

Ход занятия:

1. Вступление.

Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.

Каждый знает без сомнения,

Что такое настроение.

Иногда мы веселимся,

Иногда скучаем мы,

Часто хочется взбодриться,

Но бываем и грустны.

Очень странное явление –

Перемена настроения.

Всем ребятам важно знать,

Что не стоит унывать.

В круг скорее собираемся –

В чудесную волшебную, песочную страну отправляемся!

Сегодня мы побываем в стране хорошего настроения.

2. Игра «Цветок настроения» (Динамическая песочная терапия)

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

В одной волшебной стране властелин песка вырастил необычный цветок, все его лепестки были разного цвета.

Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Получился цветик - семицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:

красный – бодрое, активное настроение –

Хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

желтый – веселое настроение –

Хочется радоваться всему;

зеленый – общительное настроение –

Хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий – спокойное настроение –

Хочется спокойно поиграть, послушать

Интересную книгу, посмотреть в окно;

фиолетовый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый – скучное, сердитое настроение –

Не знаю чем заняться;

черный _ я злюсь, я обижен;

Грустное настроение –

Мне грустно, я расстроен.

Внутри у цветка живут кристаллы, помогающие понять нам какое у нас настроение. Возьмите каждый по кристаллу, прислушайтесь к себе и скажите, какого цвета сейчас у вас настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

3. Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства (использование разных вариантов: « Солнечная песенка» - дети слушают, подпевают и радостно двигаются под музыку). Можно предложить и другой вариант:

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Кате и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Катя в группе есть…».

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

4. Парные диалоги. (Встреча героев) игра: « У оленя рожки..»

Приятное общение, совместная игра всегда помогают хорошему настроению . Пусть каждый из вас выберет себе понравившегося героя и пообщается от его имени с тем, с кем захочет. (по сигналу пары меняются ).

5. Танцевальная терапия.(Зверобика)

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать вместе со зверятами.

Возможно использование различных вариантов, которые меняются от занятия к занятию.Например:(Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).

Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.

6. Упражнение на релаксацию. (Волшебный сон)

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Все умеют рисовать, бегать прыгать и скакать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Радостному настроению помогает расслабление.

Лягте поудобнее. вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Мы глаза все закрываем, сном волшебным засыпаем. Дышим мы легко, ровно, глубоко.

А теперь представьте себе, чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, а в воде озера плещутся разноцветные, веселые рыбки.. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен, а по небу покачиваясь плывут белые, пушистые облака, похожие на барашков. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать:. потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

7. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край» (Коллаж настроения)

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную деятельность, сплочение детского коллектива.

А сейчас давайте вместе

Создадим наш край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный коллаж на большом полотне ткани, которая расстилается прямо на полу. Тема «Чудесный край хорошего настроения». Предварительно на столе выкладываются все необходимые предметы для составления коллажа.(все то, с чем дети взаимодействовали в процессе тренинга) Дети выбирают и располагают на полотне предметы которые им помогали поддерживать хорошее настроение в процессе тренинга, а затем и добавляют туда частичку своего радостного настроения, свои рисунки. . Совместная деятельность детей сопровождается звуками музыки. Посмотрите ребята, какой чудесный край у нас свами получился, здесь есть все, что нужно для хорошего настроения, но чего –то не достает? Волшебного цветка настроения. Пусть каждый из вас выберет лепесток такого цвета, с каким настроением он хотел – бы покинуть эту волшебную страну. Дети выкладывают на полотне цветок настроения. Для мотивации на следующую встречу предлагаю детям создать свой рецепт хорошего настроения.

8. Заключительное упражнение «Приятные слова»

Цель: создание и сохранение позитивной установки.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Мы не будем унывать,

Скоро встретимся опять(Передают по кругу игрушку- говорят слова прощания).


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

«Опиши друга»

Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.

Ход игры: упражнение выполняется в парах (одно-временно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.

«Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку сверстнику.
Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком. Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО САМООЩУЩЕНИЯ, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ, НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

«Волшебный стул»

Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Клеевой дождик»

Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.

Ход игры: Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под сту-лом и т.д.

«Менялки игрушек»

Цель: игра учит детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.

Ход игры: Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время игра-ющие меняются предметами. Все действия выполнятся молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг, его задача - угадать, кто с кем поменялся игрушками.

УСПОКАИВАЮЩИЕ ИГРЫ

«Волшебное перо»

Цели и описание: Эта поэтическая игра - прекрасная возможность для детей расслабиться и сконцентрировать свое внимание. Она укрепляет привязанность каждого отдельного ребенка к вам как ведущему группы, так что вам легче будет привлечь внимание детей. Одновременно тренируется телесное сознание детей, в особенности их тактильное чувство. Игра вызывает детей высокий интерес. Они охотно касаются друг друга «волшебным» пером. Здесь каждый получает шанс на короткое время без затруднений оказаться в центре внимания.
Поначалу ошибку приблизительно на сантиметр вы можете считать все еще хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место большим и указательным пальцами.

Материалы: большое красивое перо (им, воображаемым, могут служить кончики ваших собственных пальцев).

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция (ведущий детям): «Сядьте в круг на пол. У меня есть волшебное перо, которым я буду касаться разных частей вашего тела. Оно приятно на ощупь, а его при-косновение будет вселять в вас бодрость и веселье. Поочередно я буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно касаюсь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаз ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. Потом он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка».
(Прикоснитесь пером к каждому ребенку. Помните о том, что дети учатся наблюдая. Работая с более старшими детьми, через некоторое время вы сможете доверить волшебное перо одному или нескольким детям.).

«Клубочек»

Цель: обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

Ход: Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать его, так сразу же и успокаиваются.

Модификация: Воспитатель может предложить ребенку «вытаскивать» из своей одежды (на спине) воображаемые перышки: большие и совсем мелкие. Далее попро-сить ребенка сказать, перья каких птиц он уже вытащил.

«Печем пирог»

Цель: снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому, развитие воображения. Материал: одеяло или плед.

Ход: Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. «Пирог» сам скажет, когда он будет готов. Его разворачивают, и он поднимается, румяный, горячий, будто из печки. Упражнение проделывают с теми, кто захочет.

«Слон у папы на спине»

Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.

Ход: Дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе, закрыв глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудным для разгадывания, можно «пустить побегать» по спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук возможно ее воспроизвести.

«Тихий час для мышат»

Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра - обедают. Гладят свои животики - наелись. Возвестить сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации.

«Из семечка - в дерево»

Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.

Ход: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, вобрать голову, закрыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент - и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кон-чиками пальцев дотянуться до соседей).

Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой раскачивания руками, головой, телом, сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко теперь ему тепло и спокойно. Скоро опять весна, и оно оживет.

Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети «сворачиваются на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.

ИГРЫ ДОВЕРИЯ

Холмогорова В. «Школа добрых волшебников»

Они помогают детям испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества. Использовать эти игры можно тогда, когда дети чувствуют себя довольно уверенно в коллективе.

«Прогулка с завязанными глазами»

Цель: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.

Ход: Дети, по желанию, разбиваются на пары - ведомого е завязанными глазами и ведущего. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. Попросите детей поменяться ролями через некоторое время. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им больше всего понравилось.

«Лабиринт»

Цель: тренирует умение соотносить действия с партнером, формирует доверие и сплоченность.

Ход: Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель строит на полу запутанный «лабиринт» с узкими переходами. Затем говорит детям: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись лицом друг к другу. Если вы хоть раз обернетесь или рас-цепите руки, двери лабиринта захлопнутся и игра остановится».

Дети делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет спиной, повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара пройдет лабиринт, начинает движение вторая. Дети вместе со взрослым наблюдают за ходом игры.

ИГРЫ ДЛЯ ОТРЕАГИРОВАНИЯ АГРЕССИИ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

Разогрев-упражнение «Шум растет»

Ход: Ведущий говорит: «Ребята, мы сегодня научимся играть в новую игру, где «разговаривать» будут ваши щечки и горлышки. Называется игра «Шум растет». Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!». Наконец, Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж. Давайте все вместе покажем, как рос Шумок.

Инструкция (педагог детям): «Скажите, кого из вас часто ругают за то, что он кричит? Для нашего упражнения как раз требуются такие ребята. Давайте разделимся на две группы и посоревнуемся в крике. А один из вас отойдет в сторону, назначим его судьей - он будет решать, какая группа сумеет громче и дружнее крикнуть. Кричать будем так: сначала начнем на корточках и не очень громко. Затем будем постепенно подниматься на ноги, одновременно усиливая крик и поднимая вверх руки. По взмаху моей руки нужно мгновенно замолчать и опустить руки. Прежде чем начинать, я еще раз напом-ню, что побеждает не обязательно самая громкая, но самая дружная группа».

«Нехочухи»

Инструкция: «Ребята, большинство из вас умеют быть послушными детьми. Сегодня мы немного поучимся не слушаться, а точнее - говорить «нет» разными частями своего тела. Упражнение будем выполнять вместе, в первый раз я покажу его вам сама. Начнем с головы. Сказать «нет» головой - значит интенсивно помотать ею в разные стороны, постепенно увеличивая скорость, как будто хотим сказать «нет, нет, нет». Теперь попробуем говорить «нет» руками, помашем перед собой сначала правой, по-том левой рукой, а затем обеими вместе, как будто хотим от чего-то отказаться, оттолкнуться. Дальше перейдем к ногам. Взбрыкните сначала правой ногой, потом левой, потом поочередно. Старайтесь вкладывать силу в каждое движение. Можно присоединить и голос. Попробуйте на каждое движение выкрикивать «нет» все громче и громче.

«Воробьиные драки»

Цель: снятие физической агрессии.

Ход: Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита»). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

«Рвакля» (с 3 лет)

Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.

Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.

Ход игры: Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек они отлично пружинят.

«Минута шалости»

Цель: психологическая разгрузка

Ход: Ведущий по сигналу (удав в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

Раиса Осташко

Для познавательно- речевого развития детей в своей группе, я сделала дидактическую игру "Цветное настроение".

С помощью игры мы решаем следующие задачи:

Закрепляем название цветов;

Развиваем фонетический слух.

Для основы я взяла обычную решетку для яиц. Количество ячеек нужно оставить столько, сколько у вас будет цветов. Так как настроение у нас цветное, то и краски я взяла яркие. И выкрасила ячейки разными цветами. Можно использовать два, три, четыре цвета.


Затем контейнеры из под игрушек "Киндер яйцо", я наполнила разными наполнителями. Это может быть соль, горох, разнообразные бусины. Некоторые оставила пустыми. Каждый контейнер обвязала цветными ниточками в тон ячейкам.

Играть в такую игру можно двумя способами.

Первый способ:

по цвету нужно разложить цветные шарики в ячейки своего цвета.

Второй способ:

Найти одинаковые по звучанию цветные шарики.

Желаю всем цветного настроения!

Публикации по теме:

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Цветное мороженое» Тема:«Цветное мороженое»Аппликация Цель: Познакомить детей с предметами круглой формы. Учить приемам наклеивания: намазывать клейстером.

Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста «Цветное лото» Авторы представляют настольную дидактическую игру «Цветное лото» эта игра рассчитана для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего.

Ребенок всегда познает окружающий его мир и наша задача помочь ему в этом интересном, увлекательном занятии. Чтобы провести этот зрелищный.

Дидактическая игра"Что вредно, что полезно" Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.

Дидактическая игра по эмоциональному развитию старших дошкольников «Настроение бывает разным» Выполнила воспитатель 1 кв. категории Садыкова.

Конспект организованной учебной деятельности на тему: «Эмоции. Дидактическая игра «Угадай настроение» для старшей группы. Составитель:.

Цветное дерево. Нетрадиционная техника: кляксография трубочкой, рисование пальчиками. Цель: совершенствовать умения детей в различных техниках,.

Непосредственная образовательная деятельность «Цветное мороженое» Задачи:учить детей подбирать фигура (шарики) по цвету закрепит основные цвета: красный, зеленый, синий, желтый развивать наблюдательность,.

Техника: - Не определена -
1.

"Грустно-весело". Игра для детей дошкольного возраста. Авторская.
С помощью такой простой игры можно научить детей соотносить цвет с настроением.
Дети по очереди дарят солнышку лучики. Но солнышки необычные - одно веселое, а другое грустное и лучи нужно подобрать соответственно настроению.
Сами солнышки можно вырезать из картона. Я сделала из фанеры, так как использую их не только для этой игры.

"Лучиками" для солнышка служат пустые фломастеры.
У нас есть специальный "волшебный сундучок" с такими фломастерами. Почему волшебный? Потому что фломастеры из него умеют "превращаются"...

3.

Здесь они стали лучиками для веселого солнышка.

4.

А здесь для грустного.

Мне нравится использовать такиет пустые фломастеры в работе с малышами. Привлекают они разнообразием цветов и оттенков. С помощью них можно знакомить детей с новыми для них цветами и тут же поиграть. Можно составлять цветовую гамму от светлого к темному и наоборот...

Можно знакомить с математическими понятиями длинный-короткий, узкий-широкий ("выложи дорогу..."), высокий-низкий ("построй дом...") и т.д. А можно просто... на ковре выкладывать всем вместе грандиозные по величине изображения. А можно..... дети сами придумают им применение....

Спасибо всем, кто заглянул на мою страничку.

Желаю, что бы Ваше настроение всегда было только таким....


- Не определена -

Источник: Страна Мастеров

ПОПУЛЯРНОЕ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Техника: - Не определена - 1. Эту игру можно использовать на занятиях с дошкольниками в детском саду, а также со своими малышами дома в любое для вас удобное время. Игра помогает закрепить такие понятия как "большой", "маленький", учит сравнивать. Можно также использовать при обучении счету.

Техника: - Не определена - 1. Для этой игры вашему малышу понадобятся: вот такие "дырявые" сапожки 2. и заплаточки. 3. Предложите вашему малышу стать настоящим сапожником! Можно придумать историю про Кота в Сапогах, у которого все сапожки прохудились и....(здесь ваша фантазия) 4. Будьте

Техника: - Не определена - 1. Эту игру я делала для совсем незнакомых мне деток, готовясь к одному из этапов районного конкурса "Воспитатель года 2010". Это было открытое занятие с детьми из другого детского сада. Тема "Свойства дерева и металла". 2. Для игры необходимы: дорожки (из картона) - по

Техника: Лепка 1. Оказалось, что утро вечера мудренее... Нашла потерянные фото поделок для занятия, размещаю их в этой записи. Спасибо всем, кто уже зашел, заходите еще:-). Фирма, в которой работаю, проводила день открытых дверей для детей сотрудников. Среди развлечений было занятие по лепке из

Техника: Пасха 1. Продолжаем играть. Пасха продолжается. 2. Рассмотрим картинку и узнаем, что воздушные шарики уже были к конце Х1Х века. И формой они удивительно напоминают современные. 3. Если детей несколько, то один выбирает красные, второй синие и.т.д. 4. Второй вариан игры. Вспомним

Техника: Отдых Хорошее настроение 1. Замечательное средство развития воображения детей у нас находится совсем рядом. Достаточно поднять голову и вместе с ребенком увидеть... Игра 1. "Ловим образы" Подняли голову. И что увидели? "Белогривую лошадку", голодного кита, стадо овечек, самолет, корабль

Цель занятия: познакомить с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений.

Задачи:

  • Определить настроение, как характеризуются “радость” и “грусть”.
  • Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти.
  • Научить создавать цельность цветового впечатления путем поиска разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.
  • Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.
  • Познакомить с новыми приемами печати поролоном, созданием различных фактур.
  • Развивать творческое воображение и фантазию.
  • Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), умение слушать друг друга.

Задание: выполнить два живописных упражнения на создание контрастной гаммы цветов, выражающей состояние грусти и радости, используя соответствующие цветовые сочетания. Разместить веселого и грустного персонажей на соответствующий фон, сочинить название работе.

Применяемые методы: метод построения эмоционально-образной драматургии урока, предполагает комплексные формы воздействия музыки, поэзии или сказки, игры, где педагог выступает в роли режиссера, актера, художника, психолога; формы коллективной и индивидуальной работы, беседа с анализом, репродуктивная творческая деятельность.

Техника: гуашь, печать поролоном, коллаж.

Время: 2 часа (1 ч. – теория, 1 ч. – практика).

Наглядные пособия:

  • разнообразный иллюстративный материал:
    • репродукции работ художников,
    • скульптуры,
    • декоративно-прикладное творчество,
    • книжные иллюстрации и т.п. в соответствующем колорите,
    • работы ребят из фонда;
  • музыка-настроение и стихи-настроение для создания эмоционального настроя на выбор педагога;
  • дидактические игры:
    • “Цветные приветики”,
    • “Палитра художника”.

Материалы и принадлежности: формат бумаги 30 Х 30 см, 2 вырезанных персонажа, примерно 10 Х 10 см (веселый и грустный), гуашь, кисти, поролон, клей ПВА, палитра, салфетка.

План занятия

Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
I этап занятия “Вхождение в настроение”
Приветствие, дидактическая игра “Цветные приветики”.
Введение в тему занятия “Карта путешествия”, выбор плана действий.
Беседа “Грустное настроение”, знакомство с иллюстративными, литературными и музыкальными произведениями, выстраивание личностного отношения к происходящему в данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт.
Дидактическая игра “Палитра художника”, заполняем первую половину.
Практическое занятие “Зарисовки путешествия”, выполнение первого упражнения “Грустный листочек”

Беседа “Веселое настроение”, знакомство с иллюстративными, литературными и музыкальными произведениями, выстраивание личностного отношения к происходящему в данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт.
Дидактическая игра “Палитра художника”, заполняем вторую половину.
Практическое занятие “Зарисовки путешествия”, выполнение второго упражнения “Веселый листочек”
Просмотр рисунков, анализ и рефлексия.
II этап занятия “Расположение персонажа”
Игра “Я превращаюсь…” ребенок в пантомиме или игре осваивает и закрепляет содержание художественного образа, проживание ситуации изнутри.
Практическое задание, расположение персонажа в пространстве фона.
Сочинение названия.
Устраивается выставка в галерее “Грустного настроения” и “Веселого настроения” для детей и гостей.
Итог занятия, анализ работы и рефлексия.

Предварительная подготовка к занятию

Рассматривая дома и на занятиях репродукции с картин художников или иллюстрации в книгах, а также фотографии, обращайте внимание на то, какое настроение они несут, какие выразительные средства – цвет, мимика, поза, композиционное расположение – помогают передать это настроение.
Дома попросить ребят подобрать картинки с персонажами – веселый и грустный, вырезать их можно из открыток, журналов, календарей и т.п. Попросить обратить внимание на персонажей русских сказок, мультфильмов и т.п., постараться воздержаться от героев Диснея, т.к. они почти всегда не соответствуют настроению персонажа, его цветовому решению; даже если персонаж грустный, цвет одежды всегда яркий, веселый. Это нам в нашей работе помочь не сможет, а только запутает. Картинки необходимо вырезать по контуру персонажа. Здесь вы сможете закрепить навыки работы с ножницами. Картинки не должны быть очень большими, постарайтесь подобрать размер приблизительно 10 х10 см.

Варианты картинок:

Вспомнить сказки, стихи, рассказы, мультфильмы, где встречаются веселые и грустные персонажи, но не по сюжету развития сказки, а по чертам своего характера и взгляда на мир. Какие герои ближе вам, кого вы хорошо понимаете?

Педагог делает карту путешествия, можно сделать карту из листа ватмана, нарисовать в данном случае две дороги, ведущие, например, к домикам. Карту лучше сделать линейную, без использования цвета, т.к. дети заполнят ее цветными элементами. В качестве элементов могут служить бумажные квадратики разных цветов и фактур, флажки или предметы, как объемные, так и плоские вырезки (деревья, цветы, облака, животные, здания, люди и т.п.), выражающие определенное настроение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I этап занятия “Вхождение в настроение”

Дидактическая игра “Цветные приветики”

На подносе расположены карточки разных цветов. Предложить детям выбрать тот цвет, каким сегодня они хотели бы с нами “поздороваться”, цвет, который сейчас выражает его настроение, а в конце занятия можно сказать “до свидания”.

– У Маши ярко-желтое “Здравствуйте”, а у Кати зеленое “Здравствуйте”, а вот Вася выбрал серое “Здравствуйте”. Как вы думаете, какое настроение несут эти цвета, отражают ли они ваше настроение? Попробуйте сейчас тембром голоса показать настроение и поздороваться с нами цветным “приветиком”.

– Замечательно! У многих ребят цвет настроения и звучание голоса совпадают, а вот у некоторых мы заметили разногласие, и, чтобы попытаться объяснить это несоответствие, мы сегодня отправимся в путешествие по “Стране настроений”.
Рассмотрим нашу карту путешествия, здесь перед нами две тропинки, ведущие к двум домикам. Вымостим дорогу определенными цветами и расположим предметы, подберем цвет штор на окнах, двери, крыши и т.п. Выкладываем дорожку из цветных квадратиков соответствующих цветов или располагаем предметы, определим, какая дорожка к какому “домику-настроению” нас приведет – к грустному или веселому.

– А какие элементы подойдут, предлагаю вам подобрать самостоятельно.

– Какие вы молодцы, куда какая дорожка нас приведет, вполне понятно. Ну что, в путь?

– Сначала посетим грустный домик, узнаем, что же там происходит, что заставляет всех грустить. Вам интересно узнать?

Начинаем с беседы “вхождение в настроение” (работа на мягкой зоне).
Музыкальное сопровождение, звучит спокойная, легкая музыка.

– Почему мы грустим, что заставляет нас грустить, вам когда нибудь бывает грустно?

Ребята поднимают руки и по очереди рассказывают свою грустную историю. Очень важно с понимание выслушать друг друга.

– Когда вы грустите, как вы думаете, что изменяется в положении вашего тела, головы, выражении лица? Примите позу грустящего человека и опишите ее.
Сейчас грустили мы сами, а бывают ситуации, когда мы грустим вместе с кем-то, переживаем за кого-то и для нас это очень важно, эти герои живут в своих историях. Мы можем узнать о них, если только прочитаем в книгах, сказках, стихотворениях.

– Знаете ли вы грустных героев сказок, грустных по чертам своего характера и взгляду на мир?

Дети называют разных героев – Пьеро, Царевну-Несмеяну, Ослика Иа, Снегурочку, Принца из сказки “Любовь к трем апельсинам” и др.

– Вы помните, какие грустные стихи всегда читал Пьеро из сказки “Буратино”? Может ли кто прочесть нам грустное стихотворение?

– А что еще бывает грустным? (Время года, погода, дождь, туман и т.п.)

– Что еще? Конечно, музыка, под музыку очень хорошо грустить, и даже если у вас было веселое настроение, то, слушая спокойную, грустную музыку, вы все равно задумаетесь и взгрустнете. Давайте представим себя под эту грустную музыку в грустной комнате, как она будет выглядеть, опишите обстановку, предметы вокруг.

– Где еще нам может быть грустно? (Одному вечером дома, в больнице, когда болеешь, и т.п.)

– Вы заметили, что “грусть” у нас какая-то трагичная и несчастная, а ведь она может быть совсем другая – мечтательная, тоскливая, меланхоличная, и это все тоже грусть.
Давайте рассмотрим репродукции с картин художников и поразмышляем, как художники отражали настроение в своих картинах, какими выразительными средствами и в первую очередь цветом. Сюжеты на картинах, как вы успели заметить, разные; и природа, и животные, и даже абстрактные картины, но одно у них общее – это колорит. А как вы считаете, какой цвет у грусти? (Коричневый, зеленый, серый, синий и т.п.)

Бывает, что очень часто называют черный цвет, здесь необходимо пояснить, черный цвет в данном случае может использоваться в качестве отражения горя, страдания, несчастья и даже смерти, а мы выяснили, что грусть это немного другое настроение.

Игра используется для подбора колорита. Те цвета, которые называют дети, составить на палитре. Выложить кружочки разных цветов на верхнюю половину палитры. Проследить, достаточно ли разнообразно её содержание.
Наше практическое занятие включает в себя выполнение двух упражнений “Зарисовки путешествия”.
Путем подбора цветовых сочетаний, созвучных настроению, выполнить первое упражнение “Грустный листочек бумаги”, создание цветовой гаммы из спокойных, приглушенных тонов.
Педагог показывает последовательность работы в материале, смешение цвета на палитре, приемы нанесения краски с помощью разных способов печати поролоном – примакивание, растирание, закручивание и др. Наносить цвет на лист, используя выразительные композиционные приемы – ритм цветового пятна и линий.
Показать рисунки ребят из фонда.
Далее дети приступают к самостоятельной творческой деятельности. Смешивают цвета на палитре, создают фактуру. Педагог словесно корректирует и помогает затрудняющимся ребятам. Может в это время завершить и свой рисунок. Наглядный пример работы самого педагога стимулирует творческую активность детей.

Выполненные задания располагаются для просмотра.
Ребята высказывают свое мнение о проделанной работе, вместе мы рассматриваем и описываем рисунки, определяем самый грустный рисунок.

– Вспомните, сколько разных состояний грусти мы с вами определили в процессе беседы, какой она бывает разной, и наши рисунки нам это доказали. Но наше путешествие на этом не закончилось. Сейчас мы отправимся по веселой тропинке к веселому домику.

Звучит веселая, ритмичная музыка. Ребята подходят ко второму стенду репродукций. Здесь у нас “страна веселья, радости и смеха”.

– А что нас радует больше всего?

Беседу можно построить по аналогии с беседой о “грустном настроении”.

Дидактическая игра “Палитра художника”

Заполняем вторую половину палитры, подбираем сочетания цветов, характеризующие веселое настроение.

Практическое задание. Выполняем второе упражнение “Листочек радости”, создание цветовой гаммы из радостных, ярких тонов. Цветовые ассоциации – созвучные настроению.
Выполненные задания располагаются для просмотра.
Ребята высказывают свое мнение о проделанной работе, вместе мы рассматриваем и описываем рисунки, определяем самый веселый рисунок.

– Вспомните, сколько разных состояний радости мы с вами определили в процессе беседы, какой она бывает разной, и наши рисунки нам это вновь доказали. Получилось ли у нас передать состояние грусти и радости, отличаются ли они и чем? Как мы можем использовать эти знания в будущих творческих работах?

II этап занятия “Расположение персонажа”

– Давайте рассмотрим те картинки, которые вы приготовили к занятию, они тоже несут в себе определенное настроение, и поиграем в игру “Я превращаюсь…” (работа на мягкой зоне) .

– Что же делают ваши персонажи? Примите позу персонажа, попытайтесь описать возникающие ощущения, рассказать, что он испытывает, как себя чувствует, где может находиться и т.д.

Важно выслушать каждого ребенка.

– Сейчас наш персонаж отправится в путешествие по выполненному вами фону. Рассмотрите его внимательно, наша фактура не однородна, где-то есть темные и светлые пятна, сочетание линий разного изгиба, все они могут что-то обозначать. Расположим персонаж на листочке, но не просто так, а сочиним целую историю; если, например, персонаж находится в лесу, то вот это темное пятно вполне может стать “норкой”, вот туда мы его и поместим. А вокруг будет недружелюбный лес, и наш лисенок залез в норку и грустит, что не успел добраться домой до вечера.

Дети приступают к самостоятельной работе. Внимательно рассматривают рисунки и размещают персонажи каждый в соответствии с колоритом. Аккуратно подклеивают. Педагогу необходимо поддерживать идеи ребенка, предлагать ему искать варианты, пробовать, экспериментировать.

– Сейчас еще один важный момент – нам необходимо дать название вашей работе. Вы помните, какую важную роль играют в картинах названия. Они во многом помогают понять, что хотел передать нам художник, или заставляют задуматься.
Наше название не должно быть скучным, оповещая только о том, что это, например, “грустный мальчик” или “веселый чебурашка”, нам важно описать не только настроение, но и действие персонажа в этом пространстве фона. Например: “А, может, здесь я найду свою маму?”, “Как же грустно плавать одному!” и т.п.

Устраиваем выставку по окончании занятия в галерее “Грустного настроения” и “Веселого настроения”. Рассматриваем работы. Делимся впечатлениями.

– Понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего?

– Теперь, рассматривая картины, старайтесь видеть настроение в целом, как персонажа, так и фона, это поможет вам в создании выразительных рисунков настоящих картин.

Мотивация к следующему занятию.

Педагогу необходимо подобрать зрительно-иллюстративный ряд, разделяя материал на два стенда, один - отражающий веселое настроение, другой – грустное настроение, но на начало занятия воздержаться от показа. Необходимо, чтобы дети обратились к своему опыту, проанализировали свои чувства, постарались описать свои ощущения и свое восприятие цветовых сочетаний.

Дидактическую игру “Цветные приветики” желательно проводить все занятия, связанные с изучением основ цветоведения, это поможет ребенку начать соотносить цвет с каким-либо ощущением, в данном случае с настроением. Можно использовать в качестве момента рефлексии занятия.

Дети практически всегда находятся в веселом настроении, особенно если собираются заниматься своим любимым делом – рисованием. Настроить его на грустное настроение является трудной задачей, поэтому большую часть беседы мы ведем о “грустном настроении” и, когда переходим на обсуждение “веселого настроения”, то переключение происходит мгновенно, кажется, что радость увеличивается вдвое, даже если вначале занятия она не была ярко выражена. Не следует переживать, что беседа о “грустном настроении” может слегка затянуться. В разговоре о “веселом настроении” обратите внимание на цвет, чтобы сочетания цветов “веселых и грустных” не дублировали цвета “теплые и холодные”.

Педагогу необходимо иметь варианты запасных картинок (персонажей); если картинка, принесенная ребенком, не совсем соответствует определенному настроению, предложить возможность выбора и замены. При замене картинки обязательно обсудить с ребенком, что именно не соответствует, по вашему мнению, и согласен ли он с этими изменениями.

Важно, чтобы педагог проделывал все упражнения вместе с детьми, выступая в роли ребенка. Наглядный пример работы самого педагога оказывает стимулирующее действие на творческую активность детей.

По аналогии этого занятия можно построить еще ряд занятий, изучающих другие настроения, чувства, состояния и ощущения. Построенные таким образом занятия не требуют особых рисовальных навыков, но дают положительный результат в формировании творческих способностей, хорошо развивают чувство цвета и помогают ориентироваться в композиционном расположении на плоскости листа. В младшем возрасте такое задание может проводиться как самостоятельная работа, в старшем возрасте – в качестве упражнений в подготовке к основной работе.