Мышление - опосредованное и обобщенное познание окружающего мира. Мышление как опосредованное и обобщенное познание окружающего мира Чем опосредовано мышление

Ощущения и восприятие дают возможность непосред­ственно познать отдельные предметы и явления реального мира.

С помощью органов чувств мы воспринимаем действительность непосредственно. Например, мы смотрим на стену и видим ее цвет; мы определяем размер двух разных карандашей, лежащих перед нами; мы воспринимаем дан­ную фигуру как треугольник. Мы можем непосредственно определить, какая сегодня погода: вышли на улицу или на балкон и узнали, холодно или тепло. Но можно опреде­лить погоду и не выходя из дома, косвенным путем, ис­пользовав с этой целью термометр. Видя, на каком деле­нии стоит ртуть, мы определим, тепло или холодно сей­час на улице. В этом случае мы исходим из того, что существует зависимость между высотой ртутного столба и температурой воздуха (между высотой карандаша, напри­мер, и температурой воздуха связи нет).

Таким образом, термометр является средством, позволяющим нам отве­тить на вопрос: какая погода? И узнали мы о температуре воздуха не непосредственно с помощью ощущений и вос­приятий, а опосредованно. Барометр помогает нам узнать об атмосферном давлении, так как существует связь меж­ду атмосферным давлением и показанием стрелки баро­метра. Такого рода познание не является непосредствен­ным показанием наших анализаторов, а является опосре­дованным познанием.

Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в воспри­ятии - в совокупности всех этих качеств, признаков, то посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств.

Еще один пример. Можно измерить высоту дерева? Мож­но, но непосредственно измерить его высоту линейкой - и трудно, и долго. Тогда человек в час, когда длина его тени равна его росту, измеряет тень дерева и таким спосо­бом, посредством длины тени, узнает о высоте дерева, т.е. узнает опосредствованно. И знание, полученное этим пу­тем, является опосредствованным знанием, а процесс приобретения этого знания, представляющий собой про­цесс мышления, оказывается опосредствованным позна­нием действительности.

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих пред­метов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать отве­ты косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосре­дованно, т.е. через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде.

Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных зна­ний, представляет собой мыслительную деятельность. И наиболее существенной особенностью процессов мыш­ления является то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта . Опосредованный характер мыш­ления дает нам возможность значительно расширить по­знание действительности. Область того, что мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприя­тие, но выходя за его пределы, мы познаем в итоге мыш­ления далекое прошлое земли, развитие растительного и животного мира, историю человечества, открываем но­вые законы и пр. В результате всех этих рассуждений мы можем сказать теперь, что мышление - это опосредственное познание (или отражение) действительности.

Но мышление не только опосредованное, но и обоб­щенное познание (отражение) окружающего мира.

Ощущения и восприятия дают нам знание единично­го - отдельных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реального мира. Такое знание никак не может быть достаточным. Жизнь, практика требуют уме­ния предвидеть результаты наших действий, последствий различных явлений, событий, нами воспринимаемых. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Каждый, даже самый простой, вывод тре­бует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений. Общее свойство применяется и к данному случаю. Вот, например, лист бумаги. Что с ним произойдет, если его бросить в огонь? Сгорит. Почему мы это знаем, ведь этот лист мы не бросали в огонь. Но мы много раз видели, как горит бумага. Обобщили эти факты и теперь знаем. А если бы нам показали лист из неизвестного материала? Мы бы так уверенно не ответили. Следовательно, чтобы пред­видеть, надо обобщать единичные предметы, явления, факты и, исходя из этих обобщений, делать вывод относительно других подобных единичных предметов, явле­ний и фактов.

Обобщенное отражение (познание) действительности - важнейший признак мышления.

Не всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на общий опыт, усвоенный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существен­ные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущность пред­мета. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение законо­мерных существенных связей.

Итак, мышление - это процесс опосредованного и обоб­щенного познания (отражения) окружающего мира.

Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с. С. 170-173.

1. Связь мышления с чувственным познанием. Мышление тесно связано с чувственным познанием действительности, которое обеспечивают ощущения и восприятие. Чувственная картина мира, построенная на основе наших ощущений и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого и всестороннего познания: ощущения дают нам информацию об отдельных свойствах предметов и явлений; восприятие - это отражение внешних свойств целостного, нерасчлененного объекта или явления. Оба процесса дают нам конкретную, субъективную информацию о предметах, не позволяют выявить сложнейшие взаимодействия и взаимосвязи внутренних свойств объектов и явлений, скрытых от непосредственного наблюдения, а также взаимосвязей предметов, событий, явлений, составляющих окружающую действительность, их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга.

Чувственное познание субъективно и во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.

2. Мышление - это опосредованное познание. Для того, чтобы правильно строить свою деятельность, человеку необходимы объективные, то есть не зависящие от индивидуальных особенностей самого человека сведения о состоянии и свойствах предметов действительности, например, температура молока в бутылочке для кормления младенца. Благодаря мышлению становится возможным как бы отделить (абстрагировать) свойства предмета от индивидуальных особенностей человека, познающего эти свойства. Это достигается путем опосредованного познания.

Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов или явлений без непосредственного контакта с ними путем анализа косвенной информации.

Таким образом,опосредованность - это особенность мышления, которая обеспечивает объективность нашего знания.

3. Мышление носит обобщающий, абстрагированный характер познания. Чувственное познание - это всегда конкретное познание, так как мы отражаем свойства реальных предметов и явлений в момент их действия на органы чувств. Для того, чтобы предвидеть результаты своей деятельности и поведения, чтобы узнавать новое о предметах и явлениях, недоступных непосредственному восприятию, конкретных единичных знаний недостаточно. Человек на основе единичного опыта обобщает единичные факты и, исходя из этих обобщений, делает вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. В мышлении происходит переход от единичного к общему и от общего опять к единичному.

Таким образом, обобщенное отражение действительности - это отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.


В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, то есть может познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые в обычных случаях не могут восприниматься и наблюдаться человеком.

Таким образом, абстрагированность (отвлеченность) познания реальной действительности - это особенность мышления, которая позволяет познавать непосредственно не воспринимаемые объекты действительности и их свойства.

4. Мышление направлено на решение различных проблем и задач, осуществляет поиск и открытие нового. В реальной жизни человеку постоянно приходится решать те или иные задачи и проблемы . Мышление всегда связано с появлением проблемы. Возникновение проблемы означает, что есть что-то новое и неизвестное для этого человека или человечества в целом. Открытие новых знаний и решение проблем - это функция мышления.

Определение. Проблемой называется такая ситуация, в которой для выполнения той или иной деятельности (практической, учебной, научной, профессиональной) недостаточно ранее усвоенных знаний и возникает потребность в новых знаниях.

Для решения проблемы человек уточняет условия и формулирует задачу и вопрос , ответ на который является целью мышления. Отвечая на вопрос задачи, человек открывает что-то новое и ранее неизвестное либо только для него (например, при решении математической задачи из учебника и проведения лабораторной работы), либо для всего человечества (решение научной задачи). В процессе решения задачи происходит видоизменение и преобразование имеющейся исходной информации.

Таким образом,поиск и открытие нового - это особенность мышления, которая заключается в переработанном и существенном видоизменении известной информации и получении новых знаний.

5. Мышление тесно связано с речью. В этом проявляется важное отличие мышления человека от мышления животных: мышление животных, даже самых «разумных», протекает не в речевой форме. Только благодаря речи мышление человека становится опосредованным, обобщенным и абстрактным, так как появляется возможность отвлечь (отделить) от объекта его свойства, закрепив, зафиксировав их с помощью слова. Мысль получает в слове некоторую материальную оболочку и в этой форме становится частью реального мира и может быть передана другому человеку. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в устной или письменной речи, ведь «кто ясно мыслит, тот ясно излагает». И наоборот, чем тщательнее оттачивается словесная формулировка мысли, тем понятнее сама мысль.

Сформулированные и закрепленные в словах мысли не исчезают и не угасают, а прочно фиксируются в речевой форме (письменной или устной), поэтому всегда есть возможность вернуться к той или иной мысли, проверить ее и уточнить. Благодаря речи становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение. Основанное на рассуждении, логически расчлененное, осознанное мышление называется дискурсивным мышлением .

Таким образом, связь мышления с речью - пятая особенность мышления как психического процесса.

Нужно иметь в виду, что речь и мышление тесно связаны, тем не менее, это разные психические процессы.

Различия речи и мышления:

1) Во-первых , одна и та же мысль может быть выражена разными словами, и не только в речи, а также с помощью других символов, например, математических формул.

2) Во-вторых , решение некоторых проблем может происходить и невербально, например, открытие путем «озарения».

3) В-третьих , начальные стадии мышления (наглядно-действенное мышление у младенца) и мышление животных протекают без участия речи.

4) В-четвертых , возможна речь, лишенная мысли (пограничные состояния - сон, галлюцинации; болезненные состояния - бред).

В зарубежной и отечественной психологии в связи с исследованием процесса мышления вводится понятие интеллекта.

Определение. Интеллект - это совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разных образных и вербальных задач.

Хотя интеллект является одним из самых изученных психологических понятий, но в его понимании имеется много различий. Одни исследователи считают интеллект некоторой общей умственной способностью, другие полагают, что в этом понятии объединены представления о различных умственных способностях.

2. Виды мышления

В психологии используются четыре основные классификации видов мышления , построенные по разным основаниям.

- наглядно-действенное,

- наглядно-образное,

- словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление.

Одновременно эти виды мышления являются генетическими стадиями развития мышления в онтогенезе.

Наглядно-действенное мышление - это такой вид мышления, содержанием которого является практическое преобразование действительности. Наглядно-действенное мышление - это «ручное» мышление, когда решение задачи осуществляется в процессе практических действий. Иногда этот вид мышления называют «внешним», так как осуществляется оно не в уме, а во внешнем плане. Этот вид мышления преобладает у детей до 3-х лет, а также в некоторых видах профессиональной деятельности и в обыденной жизни.

Наглядно-образное мышление - это мышление образами. Этот вид мышления непосредственно связан с восприятием окружающей действительности. Образы могут быть разной степени обобщенности: у маленьких детей они конкретны и неполны, у старших дошкольников и младших школьников имеют обобщенный, схематизированный характер. Этот вид мышления активно развивается и преобладает у детей дошкольного возраста. Мышление старших дошкольников и младших школьников часто называют образно-схематическим.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление - это мышление с помощью речи, рассудочное мышление с использованием понятий.

II. По характерудеятельности человека выделяют мышление

- теоретическое (направленное на создание теорий, концепций, моделей);

- практическое (направленное на преобразование действительности).

III. По степени развернутости мышление разделяют на

- дискурсивное (развернутое, построенное на рассуждении);

- интуитивное (мышление методом «озарения»).

IV. По степени новизны выделяют мышление

- продуктивное (творческое - мышление, связанное с созданием принципиально новых решений и знаний);

- репродуктивное (мышление, связанное с использованием известных способов решений и знаний).

3. Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение .

1) Понятие. Определение. Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений.

В зависимости от степени обобщенности принято различать общие и единичные понятия.

Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, «человек», «животное», «эмоции», «болезнь» и т. д. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.

Единичными понятиями называют те, которые обозначают какой-либо один предмет. Например: «Москва», «Волга», «Петр». Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые входят в другое, более общее понятие. Например, в понятие «Волга» входит то, что это река, которая течет по территории России; в понятие «Петр» входит то, что это человек мужского пола, и т. д.

В основе понятий лежат наши знания о предметах и явлениях действительности, поэтому, расширяя наши знания, мы уточняем уже усвоенные понятия и приобретаем новые.

Можно выделить два способа усвоения понятий : специально организованное обучение и собственный опыт .

В процессе систематического обучения учащиеся усваивают общие понятия , в процессе приобретения индивидуального опыта - единичные понятия . Важно помнить о том, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных, поэтому, чем богаче индивидуальный опыт учащегося (чем шире объем единичных понятий и знаний о свойствах и особенностях единичных предметов), тем успешнее будет систематическое обучение. Закономерный путь формирования понятий - это движение от частного к общему, то есть через обобщение.

Развитие обобщений и усвоение элементарных понятий - основная линия в развитии мышления дошкольника, это основа речевого общения и усвоения обобщенных в историческом опыте человечества знаний.

Опосредованность мышления имеет специфические особенности. Мышление опосредованно практической деятельностью человека, направленной на освоение действительности, общением и речью. Первоначально познание свойств, не доступных чувственному отражению, является прямым результатом деятельности, направленной на практические цели. Со временем познавательные действия приобретают самостоятельный статус, формируются внутренние (умственные) действия, деятельность, нацеленная на решение познавательных задач. Этому в значительной степени способствует языковая форма выражения и закрепления полученных сведений, а так же обмен опытом между людьми.

В ходе дальнейшего развития умственная деятельность отделяется от практической и становится способом существования отдельных людей.

Усложнение познавательной деятельности ставит перед человеком новую задачу - исследования собственного мышления. Диалог начинает осознанно применяться не только как метод познания, но и самопознания. Разрабатывается система правильного, дисциплинированного мышления, с которой начинается развитие науки логики.

Мышление имеет глубокие социально-исторические корни. Ведущая роль в развитии мышления принадлежит естественному научному языку и речи. Как говорил Л.С. Выготский, не только отдельные психические процессы, но все сознание в целом обязаны своим происхождением слову.

Сознание, согласно Выготскому, имеет системно-смысловое строение. С одной стороны, это система психических функций, с другой - система значений.

На ранних этапах развития этой системы центральное место в ней занимает восприятие, позже - память, еще позже - мышление. Каждый из психических процессов на всем протяжении развития сознания оказывает обратное влияние на ранее сложившиеся психические функции, поднимая их до более высокого уровня; далее эти преобразованные психические функции побуждают к дальнейшему развитию те процессы, которые способствовали их преобразованию.

Для дошкольника, пишет Выготский, подумать означает вспомнить, а для школьника вспомнить означает подумать. Восприятие и память наполняют мышление чувственным содержанием. Влияние памяти на восприятие проявляется в таких его свойствах, как проективность и апперцептивность. Мышление же придает восприятию осмысленность, в результате чувственное становится разумным.

Мышление, как и все психические процессы опосредовано всей совокупностью продуктов культурно - исторического опыта человечества, включая способы осуществления деятельностей, которые усваиваются, присваиваются и используются индивидом в своей жизни.

Средствами мышления могут быть и являются инженерно-технические сооружения (измерительные приборы, следящие устройства, компьютеры), графические конструкции (чертежи, схемы, диаграммы, модели), знаково-символические посредники: от слов естественного языка до развернутой речи, от отдельных научных терминов до развернутых теоретических построений, от отдельных логико-математических или физических символов до формул, отражающих законы связей и преобразований элементов соответствующих предметов.

Все то, что в мышлении цель, после достижения таковой становятся средством. Определение того, что есть цель, а что средства, зависит от характера решаемых проблем. На этом основании в категорию средств мышления следует включить и все формы чувственного отражения действительности. Мышление возникает в ситуациях дефицита чувственного опыта, но понимание сложной ситуации и открытие способов ее разрешения, может быть не всегда, но часто происходит по аналогии с чувственно воспринимаемым. Следующий вопрос связан со спецификой мышления как процесса. Ответ на этот вопрос возвращает нас к первоначалам, к тому, с чего начинается мышление.

Философ античных времен Платон видел это начало в чувстве удивления. Его ученик Аристотель - в априорных причинах: целевой, формальной, материальной и движущей, - предопределяющих направление действия и оформление его в виде практического или речевого мышления. Наряду с этим вводится еще один вид мышления, который не телу (материальная причина) обязан своим происхождением, которое свойственно не всем, но только избранным и которое получило название теоретического, то есть имеющего божественную природу.

Согласно учению английского философа 17 века Дж.Локка мышление берет начало с простых идей - ощущений, соединение которых, опосредованное операциями, приводит к образованию сложных идей - понятий.

В учении французского философа Р. Декарта исходной точкой, из которой берет начало мышление, является не ощущение и не восприятие, а сомнение в истинности чувственного познания. Чувственный опыт освоения действительности, по Р. Декарту, обеспечивается рефлексивными механизмами, общими для человека и животных. Чувства сомнения свойственны только человеку. Осознание самого факта наличия сомнений дает начало движению в направлении, перпендикулярном чувственному. Это и есть начало мышления.

Учения философов, исследующих вопрос о началах мышления с разных теоретических позиций, но использующих в этих целях единственный, доступный в те времена метод интроспекции, оказали большое влияние на психологию 20-ого и сегодняшнего столетия. В современной психологии считается, что мышление возникает в проблемной ситуации. Первым, более или менее объективным признаком проблемной ситуации является остановка ранее текущего процесса (движения или действия) и вопрос, заданный в самой общей форме, типа: что такое, в чем дело, как? Субъективными признаками проблемной ситуации является: состояние неопределенности, нераскрытости, непонятности предметных отношений в ней, чувство растерянности, смятения или удивления. Вопрос содержит в себе эти состояния и выражает их.

Ситуация, в которой определены или намечены 2 основные детерминанты действия - цель и потребность в ее достижении, но нет готовых, сложившихся на данный момент средств достижения цели и удовлетворения потребности, - называется проблемной.

В природе проблемной ситуации не существует, они возникают только в жизнидеятельности человека или человеческого общества, побуждая к поиску новых средств и способов удовлетворения потребностей. Ф.Перлз называл подобные ситуации тупиковыми и связывал их с состояниями незаполненности сознания, с отсутствием в сознании человека каких-либо образов или представлений. Проблемные или подобные им ситуации знаменуют переход от того, что есть к тому, чего нет, но только будет, от репродукции прошлого опыта в деятельности человека к конструированию новых идей.

Состояние неопределенности и осознание факта наличия проблемной ситуации, заключенные в вопросах общего типа, выполняют роль мотивирующего начала мышления. Далее вступают в действие аналитико-синтетические процессы, благодаря которым субъект мышления отделяет то, что дано ему в этой ситуации от того, что неизвестно и требуется найти. В результате субъект определяется в проблемной ситуации, а ситуация преобразуется в задачу. На этом заканчивается первая фаза мышления как процесса.

Сама постановка проблемы, как пишет С.Л.Рубинштейн, является актом мышления. Сформулировать вопрос, значит подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему, значит найти путь, то есть метод для ее решения .

От осознания проблемы субъект переходит к непосредственному ее разрешению. Этот процесс осуществляется в виде практического опробования проблемной ситуации или выдвижения и проверки гипотез. В наиболее развитых формах мышления этот процесс реализуется в виде осознанной гипотетико-дедуктивной деятельности.

Выбор наиболее удачной идеи или выработка (изобретение) адекватного способа решения проблемы означает переход в последнюю фазу - оформления продукта мышления в виде суждений, умозаключений или практических преобразований проблемной ситуации в направлении ее разрешения и снятия. В последней, завершающей фазе мышления создаются условия для возврата субъекта к тому процессу, который был прерван проблемной ситуацией и восстановления прежде текущего процесса, если, конечно, мотивирующие его факторы не потеряли своей актуальности.

Фазы - это довольно крупные звенья мышления, вполне доступные внешнему наблюдению или интроспекции (самонаблюдению), если таковая способность имеется у субъекта. Фазовая динамика отражает цикличность, структурную целостность и завершенность мышления, как процесса решения задач. Возникает закономерный вопрос: при помощи, каких конкретных средств реализуется каждая из фаз и весь цикл в целом?

В экспериментальной и практической психологии содержится достаточно определенный ответ на этот вопрос - с помощью операций. Мышление - процесс операциональный. Наиболее изученными операциями мышления являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Рассмотрим каждую из них отдельно.

Анализ означает расчленение целого на части; синтез - воссоединение частей и образование новых целостностей. Аналитическая функция в наибольшей степени свойственна сенсорным процессам, синтетическая - перцептивным. Генетические корни этих операций уходят во внешние практические действия. В перспективе развития каждая из них может быть преобразована в более-менее самостоятельный вид деятельности.

Известно, что некоторые люди наиболее склонны к аналитической деятельности. Их называют аналитиками или критиками. Другие более способны к синтезированию и генерированию идей. Творческий процесс в целом осуществляется в диалоге аналитиков и синтезаторов. Анализ и синтез как операции мышления взаимообусловлены и взаимосогласованны таким образом, что вместе образуют единую аналитико-синтетическую деятельность, разворачивающуюся в двух направлениях: анализ через синтез или, наоборот, синтез через анализ.

Сравнение означает сопоставление вещей, свойств, явлений, идей и выявление отношений сходства или различия между ними. Сравнение лежит в основе уподобления, распознавания и узнавания не только вещественных, но и графических, символических или идеальных объектов. Эта операция входит в состав как элементарных актов мышления, так и сложных форм мыследеятельности.

Сравнение является одной из основных операций на ранних этапах развития познавательной деятельности. Сопоставляя предметы по чувственно-воспринимаемым признакам, выявляя в них общие и отличительные особенности, дети овладевают способами построения эмпирических классов. Основные приемы литературного творчества - аналогия, метафора, синекдоха, - содержат в себе операции сравнения.

Абстрагирование и конкретизация - еще одна диада взаимосогласованных операций. Абстрагирование означает выделение, вычленение, извлечение или изоляцию отдельных свойств, сторон, явлений, способов действия или деятельности. Принято различать чувственную, эмпирическую и теоретическую абстракцию. Чувственная выражается в отвлечении одних аспектов непосредственно-воспринимаемой действительности от других. Она характерна для детей дошкольного возраста, которые на вопрос, «что такое собака?» - отвечают: «собака лает, у нее есть животик, хвостик, лапки и ушки».

Эмпирическая абстракция составляет содержательную основу понятий и классификаций, построенных с помощью наблюдений и сопоставлений множества конкретных образов. В качестве примера можно привести классификацию растений или животных в биологии. Критерии биологических понятий и классификаций содержат, как правило, эмпирические знания относительно чувственно-воспринимаемых признаков.

Теоретическая абстракция лежит в основе понятий, не имеющих чувственного аналога в объективной действительности. Таких понятий много в аналитической алгебре, геометрии, а также в философии и психологии, например, «бессознательное» или «мышление».

Конкретизация как операция мышления состоит в подборе примеров при усвоении понятий и наполнении понятий конкретным, чувственным содержанием. Конкретизация включена во все виды деятельности и приобретает особое значение в литературном и художественном творчестве.

Мера соотношения конкретизаций и абстрагирования регулируется понятиями: норма, отклонение, оригинальность, патология. Чрезмерная конкретизация без абстрагирования является одним из признаков деменции, а высокая степень абстрагирования без конкретизации - характерная особенность некоторых видов шизофрении. Динамика отношений между конкретизацией и абстрагированием подобна таковой между операциями анализа и синтеза. Взаимопереходы парных операций из одной в другую - условие гибкости мышления.

Последняя из вышеприведенных операций мышления - обобщение, которое с одной стороны, результат взаимодействия всех перечисленных операций, с другой - имеет самостоятельное значение. Обобщение означает объединение свойств, предметов, представлений или знаний в одну группу, которой присуждается имя. Развитие обобщений связано с возникновением первых слов и развитием речи. Уровень обобщения определяет вид понятий, формирующихся как продукт мышления, функционирующих, как средство мышления и представляющих собой содержательные аспекты мышления.

В генетическом отношении источником обобщений является интерсубъективное, в том числе практическое, коммуникативное и когнитивное (познавательное) взаимодействие. Практика, общение и познание - три основных составляющих человеческого существования. Роль каждой из этих составляющих разная на разных этапах развития индивида и общества

На ранних этапах историко-генетического процесса преобладает практическая деятельность, которая осуществляется с помощью практических действий в непосредственно открывающемся чувственному опыту пространстве. В этот способ освоения действительности включаются общение и познание. Затем общение автономизируется и выделяется в самостоятельный вид деятельности. Познание на этом этапе становится способом существования отдельных групп людей. Вслед за этим наступает этап, когда познание становится условием успешной жизнедеятельности большинства. На этом этапе начинается массовое обучение, увеличивается количество ступеней обучения, появляются персональные компьютеры, электронные средства связи. Общение приобретает новые формы.

Мышление в этом эпохальном масштабе развивается от мышления в форме действия к мышлению в форме образа и от него, не прерывая связи с предыдущими формами, к мышлению в форме Слова. С начала Слово, затем речь, позже, наряду с естественными, искусственные языки, - становятся основными средствами практического, коммуникационного и когнитивного развития человека. Культурно-исторические срезы в развитии мышления - ещё одна характеристика этого процесса.

Исходной формой мышления человека является внешнее предметное действие. Динамика отношений между действием и деятельностью такова, что действие, включенное в деятельность, направленную на удовлетворение потребностей, может преобразовываться в деятельность. В этом случае цель становится мотивом. В свою очередь деятельность может трансформироваться в действие как условие осуществления новых видов деятельности.

Операции являются по своему происхождению трансформированными и автоматизированными действиями, включенными в состав других, более сложных действий. В случае затруднений, операция может разворачиваться в действие, изменяться в этом процессе и преобразовываться в новую операцию.

Достижение цели, т.е. преодоление расстояния от того, что есть к тому, чего еще нет, но только будет, требует в определенной степени напряжения всех сил и преодоление себя, другими словами, означает выход за пределы актуального субъективного опыта. В этом смысле действие выполняет трансцендентную функцию.

В генетической перспективе действие развивается в направлении от внешних, направленных на внешнюю цель, до внутренних, умственных, целенаправленных действий, операционный состав которых сворачивается, редуцируется и не презентируется сознанию. Это путь интериоризации. Переход внутренних, мыслительных действий и операций из свойственной им свернутой и сокращенной формы в развернутую внешнюю форму - путь экстериоризации. На этом пути мысль оформляется и реализуется во внешнем плане (материализуется).

Вся история развития мышления, как социального феномена, так и индивидуальной способности отдельного человека показывает, что этот процесс самым непосредственным образом связан с возникновением и развитием слова, языка и речи. Слово - это универсальный знак, который может быть соотнесен с любым явлением внешнего по отношению к субъекту мира и любым субъективным состоянием. Слово, как всякий знак, имеет две стороны - внешнюю (звукоряд) и внутреннюю (значение). Внешняя - чувственно-воспринимаемая сторона слова и речи в целом создает возможность сообщения без отрыва от непосредственного практического взаимодействия между людьми. Принимая сообщение от другого, человек изменяет свои действия, корректирует их и в этом согласованном процессе развивается целенаправленная коллективная деятельность. Первое слово и есть сообщение, адресованное другому человеку. Универсальность словесного сообщения в том, что будучи средством воздействия на другого, слово становится средством воздействия на самого себя и, таким образом, средством управления собственными действиями и мышлением.

В генезисе речи наблюдается смена форм речевой деятельности, в результате чего внешняя речь преобразуется во внутреннюю. В этом процессе звуковой ряд слова или сообщения редуцируется и интроспективно не фиксируется, подобно тому, как не осознается звуковая сторона собственной речи детьми дошкольного возраста. Определить меру участия внутренней речи в мышлении можно только аппаратурными методами. Такого рода исследование было проведено А.Н Соколовым .

В качестве стимульного материала в этом исследовании были использованы прогрессивные матрицы Равенна из теста Д. Равенна, арифметические и лингвистические задачи, предъявляемые визуально или аудиально. В одной из серий исследования проводилась регистрация микродвижений языка и электрической активности речевой мускулатуры как объективных показателей участия речи в решении задач. В другой серии - в опытах с центральными речевыми помехами - испытуемым предлагалось молча, про себя решать задачи при одновременном проговаривании вслух стихов, бессмысленных слогов или (натурального ряда) чисел.

По данным исследования моторной возбудимости и электроактивности речевой мускулатуры было установлено, что интенсивность и длительность внутренней речи:

  • - увеличивается при возрастании степени сложности и новизны решаемых задач;
  • - более выражены при аудиальном предъявлении стимульного материала;
  • - чаще наблюдается у детей, чем у взрослых.

Опыты с центральным торможением показали, что речевые помехи во время лингвистических задач вызывают нечто вроде «сенсорной афазии», при которой испытуемые, воспринимая отдельные слова, не понимали смысла фраз и предложения. На этом основании был сделан вывод о том, что скрытая вербализация имеет прямое отношение к смысловой переработке воспринимаемой информации.

Опосредованность мышления - это свойство мысли, сущность которого заключается в возможности выхода за пределы непосредственного опыта. Иногда требуется сделать промежуточные шаги, которые кажутся направленными в сторону, противоположную цели, например решить задачу с помощью обходных путей или непрямых путей.

  • 1. Даны три сосуда: 30, 12 и 3 л. Как отмерить 15 л? (Эта задача может быть решения путем сложения: 12 + 3= 15.)
  • 2. Даны три сосуда: 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды? (Можно решить путем вычитания обоих меньших чисел из большего: 37 - 21 - 3 - 3= 10.)
  • 3. Каким образом можно достать спичку, лежащую на дне двухметровой трубы, вкопанной в землю?

Если на пути решения задачи встретились значительные трудности, то такую задачу можно разбить на несколько более мелких задач, или подзадач.

Ретроспективность мышления - умение провести тщательный анализ происходящего и сделать соответствующие выводы.

Мудрый создает себе больше возможностей, чем ему представит случай; мудрый создает орудие из всего, что попадется ему под руку; мудрый превратит случай в удачу - иначе говоря, ретроспективный анализ решения, возращение к уже полученному результату, является важным шагом в процессе профессионализации мышления специалиста.

Ретроспективный анализ конфликта - это попытка оценить ситуацию уже спустя некоторое время после разрешения или окончания конфликта, когда его участники занимают несколько иные позиции в коллективе. С течением времени отдельные наиболее существенные моменты поведения в конфликтной ситуации могут воспроизводиться острее. А так как нет особой необходимости в психологической защите, чтобы облегчить эмоциональные переживания, что нередко ведет к искажению события, стремлению передать его в идеализированном виде, данные могут быть получены более достоверные.

  • 1. Пять землекопов за пять часов выкапывают 5 м канавы. Сколько землекопов выкопают 100 м канавы за 100 часов?
  • 2. Тройка лошадей пробежала в час 24 км. Сколько километров в час пробежала каждая лошадь?
  • 3. Коля спросил:
    • - У меня 10 марок, а у тебя, Саша?

Саша ответил:

У меня столько же марок, сколько у тебя, и еще половина всех моих марок.

Сколько марок у Саши?

  • 1. Тот, кто не думает снова, не может думать правильно. Вторые мысли самые лучшие.
  • 2. Умный человек не обижается, а делает выводы.
  • 3. После проведенного анализа процесса и результата решенной ситуации целесообразно ответить самому себе на следующие вопросы.

Что нового я узнал?

Что меня больше всего удивило, порадовало, огорчило?

Чему я научился, побывав в этой ситуации?

Какие выводы я делаю на будущее?

Любознательность ума - способность удивляться всему новому; познавательный интерес; «игра» с идеей; открытость к незавершенным и неопределенным ситуациям; потребность поиска на вопрос: что бы я сделал по-другому?

Любознательные люди раздумывают о причинах происшествия. Там, где для любопытных уже нет материала для глаз и ушей, для любознательных только начинается работа. Эта работа мысли, разбуженной конкретным, случайным фактом, но за которым мысль ищет определенную закономерность. Любопытство - консервация непосредственного отношения к миру (суетятся, мечутся, восторгаются, ахают и охают). Однако в этом типе личности нет развития.

Н.В. Гоголь точно заметил: любопытство безлико, проявления его одинаковы, а любознательность рождает неповторимые индивидуальности, потому что путь вглубь истины уникален.

В случае любознательности импульс исходит от самого человека, что в корне меняет характер интереса. И, что самое важное, он не угасает с окончанием той или иной ситуации, а наоборот, еще больше разгорается, захватывает его целиком, заставляя все глубже погружаться в интересующую деятельность. Мысль человека снова и снова возвращается к тому, что осталось невыясненным до конца. Любознательность означает умение шагнуть через себя.

Любопытство - это интерес поверхностный, ситуативный, реактивный, эпизодический, связанный с переживанием своего познавательного отношения к предмету в данный момент. Такой интерес хрупок, неустойчив и быстро исчезает, не оставляя часто почти никаких следов в жизни личности. Для профессионала, заинтересованного в личностном росте и сотрудничестве, важно научиться выбирать из потока информации нечто личностное и волнующее.

Эксперименты, проведенные на крысах, показали, что примерно на тысячу находится одна крыса, которая время от времени будет заходить в ту часть клетки, в которой получает удары электрическим током.

  • 1. Бабушке нужно зажарить шесть котлет, а на сковородке помещается только четыре котлеты. Каждую котлету нужно жарить 5 мин на одной стороне и 5 мин на другой. Сколько времени потребуется для того, чтобы зажарить шесть котлет на этой сковородке? Как можно это сделать за 15 мин?
  • 2. Дайте обоснованный ответ на вопрос: «Сунуть нос в чужие дела - хорошо или плохо?».
  • 1. Любопытство всегда способствует изобретательности (С. Цвейг).
  • 2. Чем тоньше лед, тем больше всем хочется убедиться, выдержит ли он (Г.У. Шоу).

Опосредованность мышления имеет специфические особенности. Мышление опосредованно практической деятельностью человека, направленной на освоение действительности, общением и речью. Первоначально познание свойств, не доступных чувственному отражению, является прямым результатом деятельности, направленной на практические цели. Со временем познавательные действия приобретают самостоятельный статус, формируются внутренние (умственные) действия, деятельность, нацеленная на решение познавательных задач. Этому в значительной степени способствует языковая форма выражения и закрепления полученных сведений, а так же обмен опытом между людьми.

В ходе дальнейшего развития умственная деятельность отделяется от практической и становится способом существования отдельных людей.

Усложнение познавательной деятельности ставит перед человеком новую задачу – исследования собственного мышления. Диалог начинает осознанно применяться не только как метод познания, но и самопознания. Разрабатывается система правильного, дисциплинированного мышления, с которой начинается развитие науки логики.

Мышление имеет глубокие социально-исторические корни. Ведущая роль в развитии мышления принадлежит естественному научному языку и речи. Как говорил Л.С. Выготский, не только отдельные психические процессы, но все сознание в целом обязаны своим происхождением слову.

Сознание, согласно Выготскому, имеет системно-смысловое строение. С одной стороны, это система психических функций, с другой – система значений.

На ранних этапах развития этой системы центральное место в ней занимает восприятие, позже – память, еще позже – мышление. Каждый из психических процессов на всем протяжении развития сознания оказывает обратное влияние на ранее сложившиеся психические функции, поднимая их до более высокого уровня; далее эти преобразованные психические функции побуждают к дальнейшему развитию те процессы, которые способствовали их преобразованию.

Для дошкольника, пишет Выготский, подумать означает вспомнить, а для школьника вспомнить означает подумать. Восприятие и память наполняют мышление чувственным содержанием. Влияние памяти на восприятие проявляется в таких его свойствах, как проективность и апперцептивность. Мышление же придает восприятию осмысленность, в результате чувственное становится разумным.

Мышление, как и все психические процессы опосредовано всей совокупностью продуктов культурно – исторического опыта человечества, включая способы осуществления деятельностей, которые усваиваются, присваиваются и используются индивидом в своей жизни.

Средствами мышления могут быть и являются инженерно-технические сооружения (измерительные приборы, следящие устройства, компьютеры), графические конструкции (чертежи, схемы, диаграммы, модели), знаково–символические посредники: от слов естественного языка до развернутой речи, от отдельных научных терминов до развернутых теоретических построений, от отдельных логико–математических или физических символов до формул, отражающих законы связей и преобразований элементов соответствующих предметов.

Все то, что в мышлении цель, после достижения таковой становятся средством. Определение того, что есть цель, а что средства, зависит от характера решаемых проблем. На этом основании в категорию средств мышления следует включить и все формы чувственного отражения действительности. Мышление возникает в ситуациях дефицита чувственного опыта, но понимание сложной ситуации и открытие способов ее разрешения, может быть не всегда, но часто происходит по аналогии с чувственно воспринимаемым. Следующий вопрос связан со спецификой мышления как процесса. Ответ на этот вопрос возвращает нас к первоначалам, к тому, с чего начинается мышление.

Философ античных времен Платон видел это начало в чувстве удивления. Его ученик Аристотель – в априорных причинах: целевой, формальной, материальной и движущей, - предопределяющих направление действия и оформление его в виде практического или речевого мышления. Наряду с этим вводится еще один вид мышления, который не телу (материальная причина) обязан своим происхождением, которое свойственно не всем, но только избранным и которое получило название теоретического, то есть имеющего божественную природу.

Согласно учению английского философа 17 века Дж.Локка мышление берет начало с простых идей – ощущений, соединение которых, опосредованное операциями, приводит к образованию сложных идей – понятий.

В учении французского философа Р. Декарта исходной точкой, из которой берет начало мышление, является не ощущение и не восприятие, а сомнение в истинности чувственного познания. Чувственный опыт освоения действительности, по Р. Декарту, обеспечивается рефлексивными механизмами, общими для человека и животных. Чувства сомнения свойственны только человеку. Осознание самого факта наличия сомнений дает начало движению в направлении, перпендикулярном чувственному. Это и есть начало мышления.

Учения философов, исследующих вопрос о началах мышления с разных теоретических позиций, но использующих в этих целях единственный, доступный в те времена метод интроспекции, оказали большое влияние на психологию 20-ого и сегодняшнего столетия. В современной психологии считается, что мышление возникает в проблемной ситуации. Первым, более или менее объективным признаком проблемной ситуации является остановка ранее текущего процесса (движения или действия) и вопрос, заданный в самой общей форме, типа: что такое, в чем дело, как? Субъективными признаками проблемной ситуации является: состояние неопределенности, нераскрытости, непонятности предметных отношений в ней, чувство растерянности, смятения или удивления. Вопрос содержит в себе эти состояния и выражает их.

Ситуация, в которой определены или намечены 2 основные детерминанты действия – цель и потребность в ее достижении, но нет готовых, сложившихся на данный момент средств достижения цели и удовлетворения потребности, - называется проблемной.

В природе проблемной ситуации не существует, они возникают только в жизнидеятельности человека или человеческого общества, побуждая к поиску новых средств и способов удовлетворения потребностей. Ф.Перлз называл подобные ситуации тупиковыми и связывал их с состояниями незаполненности сознания, с отсутствием в сознании человека каких–либо образов или представлений. Проблемные или подобные им ситуации знаменуют переход от того, что есть к тому, чего нет, но только будет, от репродукции прошлого опыта в деятельности человека к конструированию новых идей.

Состояние неопределенности и осознание факта наличия проблемной ситуации, заключенные в вопросах общего типа, выполняют роль мотивирующего начала мышления. Далее вступают в действие аналитико-синтетические процессы, благодаря которым субъект мышления отделяет то, что дано ему в этой ситуации от того, что неизвестно и требуется найти. В результате субъект определяется в проблемной ситуации, а ситуация преобразуется в задачу. На этом заканчивается первая фаза мышления как процесса.

Сама постановка проблемы, как пишет С.Л.Рубинштейн, является актом мышления. Сформулировать вопрос, значит подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему, значит найти путь, то есть метод для ее решения .

От осознания проблемы субъект переходит к непосредственному ее разрешению. Этот процесс осуществляется в виде практического опробования проблемной ситуации или выдвижения и проверки гипотез. В наиболее развитых формах мышления этот процесс реализуется в виде осознанной гипотетико–дедуктивной деятельности.

Выбор наиболее удачной идеи или выработка (изобретение) адекватного способа решения проблемы означает переход в последнюю фазу – оформления продукта мышления в виде суждений, умозаключений или практических преобразований проблемной ситуации в направлении ее разрешения и снятия. В последней, завершающей фазе мышления создаются условия для возврата субъекта к тому процессу, который был прерван проблемной ситуацией и восстановления прежде текущего процесса, если, конечно, мотивирующие его факторы не потеряли своей актуальности.

Фазы – это довольно крупные звенья мышления, вполне доступные внешнему наблюдению или интроспекции (самонаблюдению), если таковая способность имеется у субъекта. Фазовая динамика отражает цикличность, структурную целостность и завершенность мышления, как процесса решения задач. Возникает закономерный вопрос: при помощи, каких конкретных средств реализуется каждая из фаз и весь цикл в целом?

В экспериментальной и практической психологии содержится достаточно определенный ответ на этот вопрос – с помощью операций. Мышление – процесс операциональный. Наиболее изученными операциями мышления являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Рассмотрим каждую из них отдельно.

Анализ означает расчленение целого на части; синтез – воссоединение частей и образование новых целостностей. Аналитическая функция в наибольшей степени свойственна сенсорным процессам, синтетическая – перцептивным. Генетические корни этих операций уходят во внешние практические действия. В перспективе развития каждая из них может быть преобразована в более-менее самостоятельный вид деятельности.

Известно, что некоторые люди наиболее склонны к аналитической деятельности. Их называют аналитиками или критиками. Другие более способны к синтезированию и генерированию идей. Творческий процесс в целом осуществляется в диалоге аналитиков и синтезаторов. Анализ и синтез как операции мышления взаимообусловлены и взаимосогласованны таким образом, что вместе образуют единую аналитико-синтетическую деятельность, разворачивающуюся в двух направлениях: анализ через синтез или, наоборот, синтез через анализ.

Сравнение означает сопоставление вещей, свойств, явлений, идей и выявление отношений сходства или различия между ними. Сравнение лежит в основе уподобления, распознавания и узнавания не только вещественных, но и графических, символических или идеальных объектов. Эта операция входит в состав как элементарных актов мышления, так и сложных форм мыследеятельности.

Сравнение является одной из основных операций на ранних этапах развития познавательной деятельности. Сопоставляя предметы по чувственно-воспринимаемым признакам, выявляя в них общие и отличительные особенности, дети овладевают способами построения эмпирических классов. Основные приемы литературного творчества – аналогия, метафора, синекдоха, - содержат в себе операции сравнения.

Абстрагирование и конкретизация – еще одна диада взаимосогласованных операций. Абстрагирование означает выделение, вычленение, извлечение или изоляцию отдельных свойств, сторон, явлений, способов действия или деятельности. Принято различать чувственную, эмпирическую и теоретическую абстракцию. Чувственная выражается в отвлечении одних аспектов непосредственно-воспринимаемой действительности от других. Она характерна для детей дошкольного возраста, которые на вопрос, «что такое собака?» - отвечают: «собака лает, у нее есть животик, хвостик, лапки и ушки».

Эмпирическая абстракция составляет содержательную основу понятий и классификаций, построенных с помощью наблюдений и сопоставлений множества конкретных образов. В качестве примера можно привести классификацию растений или животных в биологии. Критерии биологических понятий и классификаций содержат, как правило, эмпирические знания относительно чувственно-воспринимаемых признаков.

Теоретическая абстракция лежит в основе понятий, не имеющих чувственного аналога в объективной действительности. Таких понятий много в аналитической алгебре, геометрии, а также в философии и психологии, например, «бессознательное» или «мышление».

Конкретизация как операция мышления состоит в подборе примеров при усвоении понятий и наполнении понятий конкретным, чувственным содержанием. Конкретизация включена во все виды деятельности и приобретает особое значение в литературном и художественном творчестве.

Мера соотношения конкретизаций и абстрагирования регулируется понятиями: норма, отклонение, оригинальность, патология. Чрезмерная конкретизация без абстрагирования является одним из признаков деменции, а высокая степень абстрагирования без конкретизации – характерная особенность некоторых видов шизофрении. Динамика отношений между конкретизацией и абстрагированием подобна таковой между операциями анализа и синтеза. Взаимопереходы парных операций из одной в другую – условие гибкости мышления.

Последняя из вышеприведенных операций мышления – обобщение, которое с одной стороны, результат взаимодействия всех перечисленных операций, с другой – имеет самостоятельное значение. Обобщение означает объединение свойств, предметов, представлений или знаний в одну группу, которой присуждается имя. Развитие обобщений связано с возникновением первых слов и развитием речи. Уровень обобщения определяет вид понятий, формирующихся как продукт мышления, функционирующих, как средство мышления и представляющих собой содержательные аспекты мышления.

В генетическом отношении источником обобщений является интерсубъективное, в том числе практическое, коммуникативное и когнитивное (познавательное) взаимодействие. Практика, общение и познание – три основных составляющих человеческого существования. Роль каждой из этих составляющих разная на разных этапах развития индивида и общества

На ранних этапах историко-генетического процесса преобладает практическая деятельность, которая осуществляется с помощью практических действий в непосредственно открывающемся чувственному опыту пространстве. В этот способ освоения действительности включаются общение и познание. Затем общение автономизируется и выделяется в самостоятельный вид деятельности. Познание на этом этапе становится способом существования отдельных групп людей. Вслед за этим наступает этап, когда познание становится условием успешной жизнедеятельности большинства. На этом этапе начинается массовое обучение, увеличивается количество ступеней обучения, появляются персональные компьютеры, электронные средства связи. Общение приобретает новые формы.

Мышление в этом эпохальном масштабе развивается от мышления в форме действия к мышлению в форме образа и от него, не прерывая связи с предыдущими формами, к мышлению в форме Слова. С начала Слово, затем речь, позже, наряду с естественными, искусственные языки, - становятся основными средствами практического, коммуникационного и когнитивного развития человека. Культурно-исторические срезы в развитии мышления – ещё одна характеристика этого процесса.

Исходной формой мышления человека является внешнее предметное действие. Динамика отношений между действием и деятельностью такова, что действие, включенное в деятельность, направленную на удовлетворение потребностей, может преобразовываться в деятельность. В этом случае цель становится мотивом. В свою очередь деятельность может трансформироваться в действие как условие осуществления новых видов деятельности.

Операции являются по своему происхождению трансформированными и автоматизированными действиями, включенными в состав других, более сложных действий. В случае затруднений, операция может разворачиваться в действие, изменяться в этом процессе и преобразовываться в новую операцию.

Достижение цели, т.е. преодоление расстояния от того, что есть к тому, чего еще нет, но только будет, требует в определенной степени напряжения всех сил и преодоление себя, другими словами, означает выход за пределы актуального субъективного опыта. В этом смысле действие выполняет трансцендентную функцию.

В генетической перспективе действие развивается в направлении от внешних, направленных на внешнюю цель, до внутренних, умственных, целенаправленных действий, операционный состав которых сворачивается, редуцируется и не презентируется сознанию. Это путь интериоризации. Переход внутренних, мыслительных действий и операций из свойственной им свернутой и сокращенной формы в развернутую внешнюю форму – путь экстериоризации. На этом пути мысль оформляется и реализуется во внешнем плане (материализуется).

Вся история развития мышления, как социального феномена, так и индивидуальной способности отдельного человека показывает, что этот процесс самым непосредственным образом связан с возникновением и развитием слова, языка и речи. Слово – это универсальный знак, который может быть соотнесен с любым явлением внешнего по отношению к субъекту мира и любым субъективным состоянием. Слово, как всякий знак, имеет две стороны – внешнюю (звукоряд) и внутреннюю (значение). Внешняя – чувственно-воспринимаемая сторона слова и речи в целом создает возможность сообщения без отрыва от непосредственного практического взаимодействия между людьми. Принимая сообщение от другого, человек изменяет свои действия, корректирует их и в этом согласованном процессе развивается целенаправленная коллективная деятельность. Первое слово и есть сообщение, адресованное другому человеку. Универсальность словесного сообщения в том, что будучи средством воздействия на другого, слово становится средством воздействия на самого себя и, таким образом, средством управления собственными действиями и мышлением.

В генезисе речи наблюдается смена форм речевой деятельности, в результате чего внешняя речь преобразуется во внутреннюю. В этом процессе звуковой ряд слова или сообщения редуцируется и интроспективно не фиксируется, подобно тому, как не осознается звуковая сторона собственной речи детьми дошкольного возраста. Определить меру участия внутренней речи в мышлении можно только аппаратурными методами. Такого рода исследование было проведено А.Н Соколовым .

В качестве стимульного материала в этом исследовании были использованы прогрессивные матрицы Равенна из теста Д. Равенна, арифметические и лингвистические задачи, предъявляемые визуально или аудиально. В одной из серий исследования проводилась регистрация микродвижений языка и электрической активности речевой мускулатуры как объективных показателей участия речи в решении задач. В другой серии – в опытах с центральными речевыми помехами – испытуемым предлагалось молча, про себя решать задачи при одновременном проговаривании вслух стихов, бессмысленных слогов или (натурального ряда) чисел.

По данным исследования моторной возбудимости и электроактивности речевой мускулатуры было установлено, что интенсивность и длительность внутренней речи:

Увеличивается при возрастании степени сложности и новизны решаемых задач;

Более выражены при аудиальном предъявлении стимульного материала;

Чаще наблюдается у детей, чем у взрослых.

Опыты с центральным торможением показали, что речевые помехи во время лингвистических задач вызывают нечто вроде «сенсорной афазии», при которой испытуемые, воспринимая отдельные слова, не понимали смысла фраз и предложения. На этом основании был сделан вывод о том, что скрытая вербализация имеет прямое отношение к смысловой переработке воспринимаемой информации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

К МОДУЛЮ «СПЕЦИФИКА МЫШЛЕНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ»

1.Каковы функциональные различия между чувственными формами отражения и мышлением?

2.Каковы структурные особенности мышления по сравнению с чувственными формами отражения?

3.В чем суть закона осознания, сформулированного Э.Клапаредом?

4.На каком этапе жизнедеятельности появляется символическая функция?

5.Что является объективным признаком дифференциации обозначаемого и обозначающего?

6.Какие существуют способы репрезентации реальных событий по Дж. Брунеру?

7.Приведите примеры выхода за пределы непосредственной информации.

8.Каковы условия возникновения мышления?

9.Какова роль слова в развитии высших психических функций?