Индивидуально-психологические особенности человека. Темперамент и характер

ПЛАН

Индивидуально-психологические особенности личности………………… 3

1. Темперамент………………………………………………………………...3

2. Характер……………………………………………………………………..5

3. Способности…………………………………………………………………7

4. Чувства и эмоции……………………………………………………………9

5. Воля………………………………………………………………………….10

Список литературы……………………………………………………………13

Индивидуально-психологические особенности личности.

Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявление воли. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми. Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности являются составной частью характера человека, а способности – это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности.

1. Темперамент

История возникновения учения о темпераментах относится к V в. до н.э., когда древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность, здоровье человека зависят от четырех основных соков организма: крови, лимфы, желчи и черной желчи. Опираясь на эти представления, древнеримский врач Гален (II в. н.э.) сформулировал гуморальную теорию, согласно которой различное соотношение этих жидкостей влияет не только на здоровье, но и определяет психическое состояние, поведение человека. Гален предложил первую классификацию видов темперамента. В зависимости от преобладания в организме той или иной жидкости люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств. Отсюда пошли названия четырех типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении.

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.

Сангвиник . Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.

Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.

Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.

От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов. Таким образом, при анализе индивидуально-психологических особенностей личности требуется установить степень преобладания тех или иных характеристик традиционно выделяемых четырех типов темперамента.

2. Характер

Характер - это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к делу, другим различным обстоятельствам бытия. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.

Характер проявляется в деятельности, общении, в манере поведения человека. В нем выражается отношение субъекта к явлениям общественно-трудовой, личной жизни в различных ситуациях, в которых субъект проявляет себя в целом как личность. Эти отношения формируют индивидуальный стиль поведения.

Характер в отличие от темперамента обусловлен не только свойствами нервной системы, наследственными факторами, но он также формируется и в условиях активного воздействия на человека социально-культурной среды, зависит от воспитания, общественных, межличностных отношений, в которые он вовлечен и в которых активно участвует.

Существуют различные подходы к описанию, классификации свойств, черт характера. Условно их можно сгруппировать следующим образом.

Черты, в которых отражается отношение человека к другим людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым, к лицам противоположного пола, к людям, которые к нему относятся хорошо или настроены враждебно).

Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности, собственному здоровью и т.п.). Они тесно переплетаются с чертами характера, проявляющимися в отношениях с людьми.

Черты, выражающие отношение к делу, работе, служебной, профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность, безответственность и т.п.). Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них необходимо также выделить черты характера, выражающие отношение к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.

Черты, в которых отражается отношение к вещам, материальному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и некоторые другие).

Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

3. Способности

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимно компенсироваться. Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал

Кафедра Экономики


Контрольная работа

по дисциплине «Организационное поведение»

Тема: Психологические особенности личности


Студент Хныков А.В.

Руководитель ст. преподаватель Тищенко Л.И.




Введение

1 Понятие о темпераменте

2 Общее понятие о характере

Несовместимость психологических особенностей личностей. Конфликты в межличностных отношениях

Заключение


Введение


Известно, что проблемы аварийности и травматизма нельзя решить только инженерными методами, поскольку причиной опасности могут быть:

Низкий уровень профессиональной подготовки;

Недостаток в воспитании;

Нетребовательность к соблюдению правил безопасности;

Допуск к опасным видам работ лиц с повышенным травматизмом;

Пребывание людей в состоянии утомления, опьянения или наркотического воздействия.

Статистика свидетельствует, что примерно 60-90% травм в быту и на производстве происходят по вине самих пострадавших. Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в процессе деятельности и снизить риск воздействия опасных факторов.

Психология труда зарождалась в процессе изучения соответствия профессиональных навыков требованиям рабочего места и основывалась на принципах и методах индивидуальной психологии.


Психологические особенности личности


Психологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индивидом профессии которая не отвечает типу темперамента неизбежно приводит к неуспешности в данном виде профессиональной деятельности, разочарованию в ней. В то же время выявление и учёт психологических особенностей могут обеспечить личности любимую работу, способствовать достижению высших ступеней профессионального мастерства. Среди психологических особенностей, которые определяют успешность профессиональной деятельности следует выделить прежде всего темперамент личности.


1 Понятие о темпераменте


Темперамент (от лат. - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Выделяют два основных показателя динамики психических проявлений и поведения: активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность - особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев, веселье и т.д.).

Известны три основных системы объяснений сущности темперамента и его органической основы. Первая (гуморальная) связывала состояния организма с соотношением в нем различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический (Гиппократ, Гален и др.), Эта терминология стала впоследствии широко употребительной.

Вторая (конституциональная) исходит из различий в конституции организма - его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.). Третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервное системы (И.П. Павлов).

И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: а) силу процессов; б) их уравновешенность; в) их подвижность. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности и поведении человека:

сильный, уравновешенный, подвижный тип ("живой") - сангвинический темперамент (от лат. - "кровь");

сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный") - флегматический темперамент (от лат. - "флегма");

сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения ("безудержный") - холерический темперамент (от греч. - "красно-жёлтая желчь");

слабый - меланхолический темперамент (от греч. - "черная желчь").

Тип нервной системы - это природное, врожденное свойство нервной системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности.

Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это ранее представлялось. Тем не менее указанные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности.

Различия по темпераменту - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные и волевые возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента. В то же время темперамент обусловливает индивидуальный стиль деятельности.

Для отнесения человека к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики. В воспитании необходимо содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.(Табл.1)


Таблица.1. Психологическая характеристика типов темперамента

Тип темпераментаПсихологическая характеристикаСангвиникХарактеризуется несколько пониженной сенситивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, эмоциональной подвижностью, пластичностью, лабильностью, экстравертированностьюХолерикХарактеризуется повышенной возбудимостью, высокой реактивностью и активностью с преобладанием реактивности, повышенной эмоциональной возбудимостью, ригидностью, ускоренным темпом реакций, экстравертированностьюФлегматикХарактеризуется пониженной сенситивностью, низкой реактивностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, замедленным темпом реакций, интровертированностьюМеланхоликХарактеризуется повышенной сенситивностью, невысокой реактивностью и низкой активностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, интровертированностью

В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов. Таким образом, при анализе индивидуально-психологических особенностей личности требуется установить степень преобладания тех или иных характеристик традиционно выделяемых четырех типов темперамента.


2 Общее понятие о характере


В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров.


Психологическая совместимость личностей в общении и совместной деятельности

психологический характер темперамент

Межличностные отношения выражаются в совместимости людей.

Совместимость - оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.

Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.). Например, при комплектовании экипажей гребных судов (байдарок, каноэ, академических лодок) подбирают спортсменов, равных по физическим данным. Другой пример: в некоторых видах спорта существует деление спортсменов на весовые категории. Это делается для того, чтобы уравнять, совместить анатомические предпосылки, на основе которых развиваются физические свойства. А они при сравнительно одинаковой массе тела могут быть различными. Это зависит от тренированности. В ходе спортивного соревнования происходит состязание не масс тела, а тех физических свойств, которых достиг спортсмен тренировкой при данном весе.

В основе психофизиологической совместимости лежат особенности анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношение людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. В этом отношении показательна ситуация рассказа Л. Н. Толстого «Слепой и глухой». Предпринятое двумя персонажами рассказа нападение на чужой посев гороха окончилось безрезультатно, так как один не слышал, а другой не видел, и сигналы каждого из них не доходили до другого. Они оказались физиологически несовместимыми. Две женщины-контролера на ткацкой фабрике, выполняющие совместную работу и отличающиеся разной остротой и цветочувствительностью зрения, являются несовместимыми. Производительность их труда будет невысокой.

Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую: один - задиристый, решительный, другой - спокойный, рассудительный, неторопливый. Один - более способный в усвоении знаний, другой - в приобретении двигательных навыков. Сказанное не означает, что в любых случаях совместимыми оказываются лишь люди с противоположными чертами, с несходными способностями и другими свойствами. Совместимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность распада общности в этом случае большая.

Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.

Идейное родство, стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе можно считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на иных основах Идейное сходство, совпадение социальных установок как бы перекрывает и интегрирует все другие основания. Физический, психофизиологический и социально-психологический факторы, если они идут вразрез с социально-идеологическим, могут быть приглушены, и несовместимость на основе этих параметров не будет проявляться. Это обусловлено тем, что групповое или коллективное усилие направлено на решение не частных, хотя и групповых, а масштабных задач, стоящих перед большими общностями.


Несовместимость психологических особенностей личностей. Конфликты в межличностных отношениях


Отдельные личности существенно различаются по своим психологическим особенностям. Эти отличия часто могут осложнять отношения между людьми, приводить к конфликтам.

Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиологическом, социально-психологическом и социально-идеологическом отношениях.

Противоречия в межличностных отношениях не всегда приводят к конфликтам: многие из них разрешаются мирным путем. Другие - вызывают противоборство и разрешаются в нем.

В группах, коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, противоречия возникают реже, чем в общностях, срок существования которых невелик. Это связано с тем, что в длительно существующих общностях под влиянием отсева и взаимопознания достигается уровень совместимости, при котором противоречия не разрешаются в конфликтной ситуации. В группах и коллективах, находящихся в стадии становления и развития, противоречия нередко заканчиваются конфликтами. Причинами тому могут выступать психофизиологическая и социально-психологическая несовместимости. А конкретнее: появление в этих общностях лиц с трудными характерами - заносчивых капризных, с преувеличенной самооценкой и притязаниями, завистников сплетников. Такие люди способны на создание атмосферы травли, подсиживания. Они совместимы только с теми, кто выполняет их прихоти, способствует реализации их коварных замыслов.

В конфликтной ситуации деловые и личные взаимоотношения оказываются настолько запутанными, что в них трудно разобраться. Поэтому выход из создавшегося положения порой отыскивается на путях администрирования.

В личных взаимоотношениях несовместимость редко бывает причиной конфликтов. Скорее несовместимость исключает взаимоотношения на личной основе. Дело в том, что личные взаимоотношения не обязательны. Поэтому, как только обозначается несовместимость и это становится очевидным - люди расстаются и взаимоотношения прекращаются.


Заключение


Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении как физических, так и психологических характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю свою силу в один «рывок». Психологические различия между людьми объективны - они объясняются физиологическими особенностями функционирования нервной системы. От этих особенностей в значительной степени (хотя и не полностью - важнейшую роль играет воспитание личности) зависит характер индивида, его успешность или неуспешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.

Следует заметить, что различия по психологическим особенностям - это различия не по уровню возможностей, а по своеобразию их проявлений. Психологические особенности обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации психологических недостатков.

Подводя итог можно сказать, что знание психологических особенностей личности, понимание их природы может обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного вида профессиональной деятельности, а при необходимости - и разработку мер психологической коррекции отдельных черт личности. Таким образом, подобные знания незаменимы для педагогов, воспитателей, работников кадровых служб, руководителей различных уровней.


Список используемой литературы


1.Организационное поведение УМК 2008.pdf

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

исхождения отличаются вариабельностью формы, амплитуды, длительности, частоты следования, а также рисунком самой токо-графической линии. Схватки на фоне применения окситоцина, как правило, чаще, приобретают однообразную форму и геометрические размеры. Рисунок самой токо-графической линии, обычно, сглаживается. Наиболее вероятной причиной изменения токограммы является избыточная концентрация окситоцина в крови женщины.

3. Плод в родах с применением окситоцина хорошо компенсирует активированную препаратом сократительную деятельность матки при введении не дольше 3 ч, при полностью размягченной шейке матки и длительности безводного промежутка менее 6 ч. При необходимости более длительного применения окситоцина оправдано повторное обсуждение плана ведения родов. Риск неблагоприятного исхода родов для новорожденного резко возрастает, если это первые роды.

4. При ведении родов с применением утеротонических средств, необходим мониторинг состояния плода и маточной активности.

Таким образом, применение окси-тоцина во время родов сопровождается риском развития гипоксии плода и новорожденного. Поэтому оно должно обеспечиваться повышенным уровнем контроля состояния плода и маточной ак-

тивности и готовностью к своевременной коррекции плана ведения родов.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Шабалов, Н.П. Неонатология / Н.П. Шабалов. -М.: Медпресс-информ, 2004. - Т. I. - 607 с.

2. Клиническое течение индуцированных родов / С.Л. Воскресенский [и др.] // Мед. панорама. -2011. - № 6. - С. 15-21.

3. Амонов, И.И. Ретроспективный анализ показаний и исхода индуцированных родов у женщин группы высокого риска / И.И. Амонов // Вестн. врача общ. практики. - 1998. - № 3. - С. 75-78.

4. Исход индуцированных родов / В.Н. Сидоренко [и др.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.bsmu.by/index.php?option=com_content&view=a rticle&id=1062&catid=91:s-12009&Itemid=52.

5. Подготовка шейки матки к программированным родам. Медицинская технология / В.И. Краснополь-ский [и др.]; под общ.ред. В.И.Краснопольского. -М.: Медиабюро StatusPraesens, 2010. - 16 с.

6. Comparative routes of oxytocin administration in crated farrowing sows and its effects on fetal and postnatal asphyxia / D. Mota-Rojas // Anim. Reprod. Sci. - 2006. - Vol. 92, N 1-2. - P. 123-143.

7. Calder, A. Induction of labour. Clinical guideline / A. Calder, Z. Alfirevic, J. Baxter. - London, 2008. - 105 p.

8. Egarter, C. Medizinische Methoden der Geburtseinleitung / C. Egarter, C. Schatten // Der Gynakologe. - 2004. - Vol. 37. - P. 321-329.

9. Births: final data for 2001 / J.A. Martin // Nat. Vital. Stat. Rep. - 2002. - Vol. 51, N 2. - 103 p.

10. Listening to mothers II: Report of the Second National U.S. Survey of Women"s Childbearing Experiences / E.R. Declerq . - New York, Childbirth Connection, 2006. - 105 p.

11. World Health Organization. Appropriate technology for birth // Lancet. - 1985. - Vol. 2, N 8452. - P. 436-437.

12. Зеленко, Е.Н. Факторы риска перинатальной патологии / Е.Н. Зеленко // Мед. панорама. - 2006. -№ 4. - С. 50-55.

13. Юнкеров, В.И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований /

В.И. Юнкеров, С.Г. Григорьев. - СПб.: ВМА, 2002. -266 с.

14. Dulton, L. Oxytocin / L. Dulton . - Mode of access: http://cen.acs.org/index. html.

15. Лауреаты Нобелевской премии: энциклопедия / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1992. - Т. 2. - 853 с.

16. Воскресенский, С.Л. Оценка состояния плода. Кардиотокография. Доплерометрия. Биофизический профиль: учеб. пособие / С.Л. Воскресенский. - Минск: Книжный Дом, 2004. - 304 с.

17. Simpson, K.R. Oxytocin as a high-alert medication: implications for perinatal patient safety / K.R. Simpson, G.E. Knox // MCN Am. J. Matern. Child Nurs. - 2009. -Vol. 34, N 1. - P. 8-15; quiz 16-7.

18. Rooks, J.P. Oxytocin as a «high alert medication»: a multilayered challenge to the status quo / J.P. Rooks // Birth. - 2009. - Vol. 36, N 4. - P. 345-348.

19. Bakke, P.C. Uterine activity: implications for the condition of the fetus / P.C. Bakker, H.P. van Geijn // J. Perinat. Med. - 2008. - Vol. 36, N 1. - P. 30-37.

20. Bakker, P.C. Uterine activity monitoring during labor / P.C. Bakker, S. van Rijswijk, H.P.van Geijn // J. Perinat. Med. - 2007. - Vol. 35, N 6. - P. 468-477.

21. Физиология человека / под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса; пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Мир, 2005. - Т. 2. - 314 с.

22. Воскресенский, С.Л. Роль схваток и пауз в родах / СЛ. Воскресенский // Мед. панорама. -2008 г. - № 8. - С. 18-21.

23. Воскресенский, С.Л. Биомеханизм родов: дискретно-волновая теория / С.Л. Воскресенский. -Минск: ПК ООО «ПолиБиГ», 1996. - 186 с.

24. Loss of myometrial oxytocin receptors during labor with or without epidural analgesia: a prospective study / S. Phaneuf // Acta Obstet. Gynecol. Scand. -2002. - Vol. 81, N 11. - P. 1033-1099.

25. Li, H. Acute increase of umbilical artery vascular flow resistance in compromised fetuses provoked by uterine contractions / H. Li, S. Gudmundsson, P. Olofsson // Early Human Development. - 2003. -Vol. 74. - P. 47-56.

26. Машковский, М.Д. Лекарственные средства. В 2 т. / М.Д. Машковский. - М.: Медицина, 2003.

Совокупность психологических характеристик личности, определяющих преимущественное развитие психосоматической или невротической патологии в условиях стресса

Агалаков С.Г.

Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова, Украина

Odessa National University of Mechnikov, Ukraine

Univers of psychological characteristic personality that determines the priority development of psychosomatic or neurotic pathology under stress

Резюме. В статье проводится сравнительный анализ комплекса психологических характеристик личности, определяющих преимущественное развитие психосоматической или невротической патологии в условиях длительно действующего психологического стресса. Ключевые слова: психосоматическая патология, неврозы, психологический стресс.

Summary. The article presents a comparative analysis of the complex psychological characteristics of the individual, determining the priority development of psychosomatic or neurotic pathology in the long-acting psychological stress. Keywords: psychosomatic pathology, neurosis, psychological stress.

Один из основателей психосомати- что прогресс в этой области требует при-ческого направления в медицине нятия основного постулата: психологиче-Ф. Александер был убежден в том, ские факторы, влияющие на физиологи-

ческие процессы, должны подвергаться настолько же подробному и тщательному изучению, как это принято при исследо-

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ |б5

вании физиологических процессов . Другой постулат, выдвинутый им, состоит в том, что психологические процессы в своей основе не отличаются от других процессов, протекающих в организме. В то же время они являются физиологическими процессами и отличаются от остальных телесных процессов только тем, что воспринимаются субъективно и могут быть переданы вербально окружающим, поэтому они могут изучаться психологическими методами. Исследование психологических феноменов, лежащих в основе развития заболеваний психосоматического профиля крайне важно для понимания их сути и, соответственно, адекватной профилактики и лечения.

Рассмотрение неврозов в данной работе обусловлено тем фактом, что рядом ученых и врачей неврозы рассматриваются как предшественники ряда органических заболеваний, относящихся к психосоматической патологии . По данным ВОЗ, заболеваемость неврозами в мире за последние 65 лет возросла более чем в 20 раз. Данные эпидемиологических исследований неврозов свидетельствуют не только о большой медицинской, но и социально-экономической значимости этой проблемы. Неврозы относят к «болезням цивилизации», их широкую распространенность связывают с нарастающей урбанизацией населения, информационными перегрузками, уменьшением доли физического труда в жизни современного человека, воздействием на него неблагоприятных социально-бытовых факторов, многочисленных психо-травмирующих ситуаций.

Психотравмирующая ситуация оказывает патогенное воздействие при наличии определенных условий, прежде всего особенностей личности. Ведущими среди этих особенностей являются гиперактуализация неблагоприятных воздействий и придание им чрезмерной биологической или социальной значимости. Психотравмирующие раздражители имеют различную информацию: об угрозе жизни, здоровью или благополучию, о семейных или служебных неприятностях. В нашем случае психотравма определялась тяжелым заболеванием ребенка.

Исследования, проведенные в последнее десятилетие ХХ в., неоспоримо доказывают, что пусковым механизмом более 70% всех заболеваний является стресс - совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.

Впервые этот термин употребил канадский физиолог Г. Селье, обосновавший синдром адаптации как приспособление организма к изменяющимся условиям окружающей среды . Психологический стресс - состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать отрицательное влияние на состояние, поведение и деятельность человека. Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, обладает рядом специфических особенностей: этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Другая особенность психоэмоционального стресса - важное значение оценки степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации . Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обуславливает преобладание парасимпатических реакций, на что указывает Ю. В. Щербатых. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта . Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание оценивает ситуацию, как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа . Таким образом, одинаковые внешние события могут являться или не являться стрессогенными для разных людей, личные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессогенного значения для конкретного субъекта. Во-вторых, одни и те же люди могут в одном случае воспринимать одно и то же событие как стрессорное, а в другом - как обычное, нормальное. Такие различия связаны с изменениями в физиологическом состоянии и психическом статусе субъекта .

Следовательно, взаимосвязь стрессовых событий с развитием психосоматической и невротической патологии не вызывает сомнений.

Цель исследования - выяснить, какие именно личностные характеристики способствуют преимущественному развитию психосоматической или невротической патологии.

Материалы и методы Были сформированы две группы из числа матерей, имеющих детей с тяжелой патологией ЦНС, посещающих реабилитационные центры и состоящих на диспансерном учете у врачей: 1-я группа - респонденты, имеющие психосоматическую патологию; 2-я группа - респонденты с невротической патологией. Контрольную группу составили студентки дневного и заочного отделений Одесского национального университета им. И.И. Мечникова, имеющие детей и не предъявляюшие жалоб на состояние здоровья (41 женщина).

Для выполнения поставленной задачи применялись тест-опросник уровня тревоги Дж. Тейлор , тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева , методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга , тест «Самооценка» и тест «Степень эмоциональной соза-висимости» Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд , «Тест на оптимизм» Л. М. Рудиной -М. Селигмана , «Тест эмоциональной экспрессии» Н. С. Курек . Выбор именно данных тестов объясняется особенностью поставленной цели и позволяет, по нашему мнению, достаточно полно и подробно изучить личностные особенности в изучаемых выборках. Математическая и статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием критерия Фишера .

Результаты и обсуждение В результате проведенного исследования доказано, что у членов 1-й и 2-й групп достоверно повышен уровень тревоги по сравнению с контрольной группой (р < 0,01). Кроме того, обнаружен достоверно повышенный уровень тревоги во 2-й группе по сравнению с 1-й группой (р < 0,01). Таким образом, выяснено, что лица с невротической патологией отличаются от психосоматиков повышенной тревожностью.

Визуально различия в уровне тревоги между членами 1-й и 2-й групп можно проследить на гистограммах, представленных на рис. 1.

На представленных гистограммах видно четкое возрастание уровня тревоги в исследуемых группах по сравнению с

Рисунок 1

Гистограмма уровня тревоги у членов контрольной, 1-й (на рис. 1 и далее -Group 3) и 2-й (на рис. 1 и далее - Group 4) групп

Рисунок 2

Гистограммы составляющих теста «Смысложизненные ориентации» членов контрольной, 1-й и 2-й групп

контрольной, с доминированием данного показателя у членов 2-й группы.

Выявлено качественное изменение реакций на фрустрирующие обстоятельства в исследуемых группах по мере возрастания воздействия стрессовых агентов, проявляющееся в нарастающем достоверном (р < 0,01) отличии реакций членов исследуемых групп от стандартных среднестатистических реакций. Обнаружены достоверные (р < 0,001) различия между ними, проявляющиеся большей социальной адаптацией и конструктивностью членов 2-й группы. Они менее склонны нивелировать неблагоприятные обстоятельства, отрицать ответственность задействованных в ситуации лиц, принимают ответственность на себя чаще и склонны проявлять агрессию в различных ситуациях. Таким образом, наиболее адаптивны реакции на фру-стрирующие агенты у членов контрольной группы. Достоверно менее адаптивны реакции у лиц с невротической патологией. Наименьшей адаптивностью отлича-

ются реакции лиц с психосоматической патологией.

Процессы адекватного и реально обоснованного целеполагания и смысло-образования способны оказывать существенное влияние на состояние здоровья человека. Для подтверждения данного предположения были исследованы указанные процессы у членов 1-й и 2-й групп. Визуально обнаруженные различия смыс-ложизненных ориентаций между членами 1-й и 2-й групп можно проследить на гистограммах, представленных на рис. 2.

Таким образом продемонстрировано снижение общего показателя смысло-жизненных ориентаций в исследуемых группах по сравнению с контрольной. Также доказано, что у лиц с психосоматической патологией достверно (р < 0,001) ниже уровень поставленных целей по сравнению с членами 2-й группы, они менее удовлетворены достигнутыми результатами (р < 0,001) и более склонны к фатализму (р = 0,05) по сравнению с лицами с невротической патологией.

Следующим шагом было изучение влияния самооценки на развитие психосоматической и невротической патологии. В процессе исследования доказано, что лица с психосоматической патологией достоверно (р < 0,001) ниже оценивают свое умение вступать в контакты с окружающими, менее склонны принимать себя реальными, более склонны к идеализации (р < 0,001), менее постоянны (р < 0,001), в большей степени подвержены переменам в результате влияния извне по сравнению с лицами с невротической патологией. Лишь в искусстве влиять на окружающий мир члены обеих групп продемонстрировали недостоверные различия. Таким образом, и общая самооценка, и ее результаты в различных областях, достоверно выше у лиц с невротической патологией по сравнению с лицами, имеющими психосоматические заболевания.

Визуально обнаруженные различия между членами 1-й и 2-й группы можно проследить на гистограммах, представленных на рис. 3.

Рисунок 3

Гистограммы самооценки членов контрольной, 1-й и 2-й групп

Рисунок 4

Соотношение эмоциональной экспрессии в исследуемых группах

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ

ха и гнева - составляющие компоненты заболеваний психосоматического круга. Повышенная экспрессия чувств страха и гнева характерны для лиц с невротическими заболеваниями.

7. Для лиц с психосоматической патологией характерно парадоксальное сочетание надежды на благоприятный исход событий на фоне пессимистических установок во всех областях. Лица с невротической патологией отличаются интерпретацией происхождения всех благоприятных событий в их жизни исключительно благодаря своим личным качествам.

На представленных гистограммах видно четкое снижение общей самооценки и различных ее составляющих у членов 1-й и 2-й групп по сравнению с контрольной. Имеется достоверное уменьшение данных показателей у членов 1-й группы по сравнению с исследуемыми 2-й группы.

Эмоциональная зависимость от значимых особ играет важную роль в развитии психосоматической и невротической патологии. В процессе исследования доказано, что лица с психосоматической патологией проявляют достоверно (р < 0,001) больше созависимых моделей поведения, чем лица с невротической патологией. Доказано достоверное повышение уровня созависимых моделей поведения у членов 1-й группы по сравнению с членами контрольной и 2-й группы.

Подавление эмоциональной экспрессии, своеобразная алекситимия, закрытость для проявления чувств, способствуют психологическому дискомфорту и, при соответствующих обстоятельствах, развитию психосоматической и невротической патологии. Для подтверждения данного предположения была исследована эмоциональная экспрессия в изучаемых группах.

Визуально обнаруженные различия представлены на гистограммах на рис. 4.

Обнаружена достоверно повышенная экспрессия радости (р = 0,05) и печали (р = 0,01) в 1-й группе по сравнению со 2-й. Экспрессия страха (р = 0,01) и гнева (р < 0,01) достоверно повышены у лиц с невротической патологией по сравнению с членами 1-й группы.

Своеобразие стилей каузальной атрибуции, т.е. каким образом человек интерпретирует происходящие с ним события, кому или чему приписывает ответственность за случившееся, является важным фактором, способствующим сохранению психического и физического здоровья. Для

доказательства данного феномена были исследованы стили каузальной атрибуции в 1-й и 2-й группах. Результаты данного исследования представлены на рис. 5.

Как видно из приведенного рисунка, члены 1-й группы проявляют достоверно более высокий уровень надежды на благоприятный исход событий (р = 0,01). Вместе с тем при оценке неблагоприятных событий (р = 0,05) и общей результирующей оценке теста на оптимизм (р = 0,05) они проявляют достоверно повышенный уровень пессимизма. Участницы 2-й группы проявили достоверно повышенный (р = 0,01) уровень персонализации за благоприятные события в собственной жизни.

1. Пациенты невротического профиля характеризуются повышенным уровнем тревоги по сравнению с психосоматиками.

2. Наиболее адаптивны реакции на фрустрирующие агенты у членов контрольной группы. Достоверно менее адаптивны реакции у лиц с невротической патологией. Наименьшей адаптивностью отличаются реакции лиц с психосоматической патологией.

3. У лиц с психосоматической патологией ниже уровень поставленных целей по сравнению с членами 2-й группы, они менее удовлетворены достигнутыми результатами (р = 0,018) и более склонны к фатализму (р = 0,01) по сравнению с лицами с невротической патологией.

4. Общая самооценка и ее результаты в различных областях достоверно выше у лиц с невротической патологией по сравнению с лицами, имеющими психосоматические заболевания.

5. Лица с психосоматической патологией проявляют достоверно (р < 0,01) больше созависимых моделей поведения, чем лица с невротической патологией.

6. Доказано, что чрезмерное чувство печали, а также подавление эмоций стра-

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Александер, Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Ф. Александер. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 352 с.

2. Аршава, 1.Ф. Емоцмна стмкють людини та и дiагностика / 1.Ф. Аршава. - Дыпропетровськ: Вид-во ДНУ, 2006. - 336 с.

3. Бройтигам, В. Психосоматическая медицина: кратк. учебн. / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад; пер с нем. Г. А. Обухова, А. В. Бруенка. - М.: ГЭО-ТАР Медицина, 1999. - 376 с.

4. Курек, Н.С. Нарушение психической активности / Н.С. Курек // Вопр. психологии. - 1999. - № 5. -С. 131-135.

5. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориента-ций / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2006. - 18 с.

6. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С. 126-128.

7. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессу: механизмы и защитные перекрестные эффекты / Ф. З. Меерсон // Медицина. - 1993. - № 4. - С. 23-30.

8. Паткина, Н.А. Фармакологическая активность системы «награды» как возможный механизм антистрессового воздействия / Н. А. Паткина // Психофармакология эмоционального стресса и зоосоциального взаимодействия. - Л.: Медицина, 1975. - С. 36-40.

9. Розов, В.О. Адаптивн антистресовi психотехнолопУ / В.О. Розов. - Киев: Кондор, 2005. - 300 с.

10. Рудина, Л.М. Тест на оптимизм: метод. пособие / Л.М. Рудина; под ред. В.М. Русалова. - М.: Наука, 2002. - 8 с.

11. Свядощ, А.М. Неврозы: рук-во для врачей / А.М. Свядощ. - СПб.: Питер Паблишинг 1997. - 448 с.

12. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. -Рига: Виеда, 1992. - 106 с.

13. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004. - 349 с.

14. Тест Розенцвейга (детский и взрослый варианты): учеб.-метод. пособие / сост. И.Б. Дерманова. -СПб.: Речь, 2002. - 340 с.

15. Чирков, Ю.Т. Стресс без стресса / Ю.Т. Чирков. - М.: ФиС, 1988. - 176 с.

16. Шнайнер, К Как снять стресс / К. Шнайнер. - М.: Прогресс-универс, 1998. - 273 с.

17. Щербатых, Ю.В. Влияние личностных особенностей на величину артериального давления у студентов в норме и в условиях эмоционального стресса / Ю.В. Щербатых // Артериальная гипертензия. -2000. - № 2. - С. 74-76.

  • Тема 4. Криминальная психология.
  • Тема 5. Психологическая характеристика следственной деятельности.
  • Тема 6. Психология допроса. Психология следственных действий. Психологические особенности судебной деятельности. Судебно-психологическая экспертиза.
  • Тема 7. Пенитенциарная психология.
  • Тематический план
  • 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  • Приложение 1 к рабочей программе дисциплины «Юридическая психология» технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
  • Образовательные технологии
  • Виды и содержание учебных занятий
  • 1.1. Предмет, задачи, система юридической психологии. Связь юридической психологии с другими науками
  • 1.2. История развития юридической психологии.
  • 1.3. Методы юридической психологии.
  • 1.4.Объем изучения личности
  • 2.1.Эмоции и чувства. Аффект.
  • 2.2.Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент, характер и способности.
  • 2.3. Волевая сфера личности.
  • 4.2.Психологические особенности (черты) личности преступника.
  • 4.3.Психологические предпосылки преступного поведения.
  • 4.5.Типология преступных групп.
  • 4.6. Функциональная характеристика организованных преступных формирований.
  • 4.7. Структура организованных преступных формирований.
  • 4.8. Механизмы сплочения преступных групп.
  • 4.9. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
  • 4.10. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних.
  • 4.11.Мотивация насильственных преступлений у подростков.
  • 4.13.Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  • 5.1.Психологическая характеристика деятельности следователя.
  • 5.2.Профессиональные качества следователя.
  • 5.3.Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения.
  • 6.1.Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.
  • 6.2.Психология допроса свидетеля и потерпевшего.
  • 6.3.Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.
  • 6.4. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи.
  • 6.5. Психология осмотра места происшествия.
  • 6.6.Психология обыска.
  • 6.7. Психология предъявления для опознания.
  • 6.8. Психология следственного эксперимента.
  • 6.9. Психология судебной деятельности.
  • 6.10. Психология судебного допроса.
  • 6.11. Психологические особенности допроса подсудимого, потерпевших и свидетелей.
  • 6.12. Психологические аспекты судебных прений.
  • 6.13.Психология вынесения приговора.
  • 6.14. Понятие и сущность судебно-психологической экспертизы.
  • 6.15. Порядок назначения и производства судебно-психологической экспертизы.
  • 6.16.Судебно - психологическая экспертиза физиологического аффекта.
  • 7.2.Психические состояния осужденного.
  • 7.3.Адаптация осужденных к условиям лишения свободы.
  • 7.4.Социально-психологическая структура коллектива осужденных. Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности.
  • 7.5.Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.
  • 7.6.Методы преобразования психологии взаимоотношений в исправительном учреждении.
  • 7.6.Социальная реадаптация освобожденного.
  • Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
  • Оценочные средства и методики их применения
  • 1. Карта уровней освоения компетенций
  • 2. Фонды оценочных средств
  • Вопросы к экзамену
  • Контрольные работы
  • 3. Критерии оценивания
  • Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины на 20__/20__ учебный год
  • 2.2.Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент, характер и способности.

    В психологии, когда говорят об индивидуально-типологических характеристиках личности, обычно подразумевают такие явления как темперамент, характер и способности. Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые

      регулируют динамику психической деятельности в целом;

      характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

      имеют устойчивый и постоянный характер;

      находятся в строго закономерных соотношениях, характеризующих тип темперамента;

      обусловлены общим типом нервной системы.

    Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические особенности, если они представляют собой особенности темперамента, не обусловлены никаким объективным содержанием деятельности. Темперамент - это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Слово темперамент ввел в оборот древнегреческий врач Гиппократ (У - IУ вв. до н.э.). Он понимал под ним свойство, определяющее индивидуальные различия людей и зависящее от пропорций 4-х жидкостей в теле: крови (по лат "сангве"), лимфы (по гречески "флегма"), желчи (по гречески "холе") и черной желчи (по гречески "мелана холе"). Преобладание одной из жидкостей соответствовало определенному темпераменту. Название типов темперамента сохранились до наших дней (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). В то же время следует учитывать, что образование темпераментов в современной психологии объясняют совершенно по-другому. Доказано, что в основе каждого типа темперамента находятся особенности нервной системы человека, свойства этой нервной системы. Экспериментально были выделены следующие свойства нервной системы человека:

      сила, проявляющаяся в выносливости, работоспособности нервной системы и определенным образом характеризующая процессы возбуждения и торможения (поэтому выделяют сильный и слабый типы нервной системы);

      уравновешенность, характеризующая оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения;

      подвижность, заключающаяся в характеристике скорости движения нервных процессов по коре головного мозга.

    Психофизиолог И.П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует свое сочетание свойств нервной системы:

      флегматик - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;

      сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;

      холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;

      меланхолик - слабый тип нервной системы.

    К основным психологическим характеристикам темперамента относятся:

      сензитивность (чувствительность), раскрывающая картину того, какая наименьшая сила внешних воздействий вызывает психические реакции личности и какова скорость этого реагирования;

      реактивность, показывающая степень и интенсивность непроизвольных реакций индивида на внутренние и внешние раздражители (критику, угрозу и т.д.);

      активность, характеризующая степень энергичности, работоспособности человека в деятельности, его умения преодолевать препятствия, целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность на деятельности и т.д.;

      соотношение реактивности и активности, раскрывающее картину того, от чего зависит деятельность личности - от случайных внешних и внутренних обстоятельств, настроений, случайных событий или от сознательно поставленных целей, жизненных стремлений, планов и т.д.;

      темп реакций, характеризующий скорость действий, движений, быстроту речи, ума, находчивость и т.д.;

      экстравертированность;

      интровертированность;

      пластичность, характеризующая легкость адаптации человека к новым и неожиданным ситуациям, гибкость поведения;

      ригидность, показывающая склонность индивида к косному поведению, устоявшимся привычкам и стереотипам жизни, инертность.

    Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам;

    Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяют одно другое.

    Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает во вне свои чувства;

    Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его никак не проявляются во вне.

    В заключение следует отметить, что темперамент относится к так называемым генотипическим свойствам личности, полностью зависит от наследственности и в течение жизни не изменяется.

    Характер - это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, к другим людям, к вещам и предметам. Характер включает в себя устойчивые черты личности, которые с содержательной стороны описывают ее поведение и деятельность. Поэтому в психологии часто под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных черт, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в этих типичных обстоятельствах и выражают отношения личности к этим обстоятельствам. Отношения человека и характерологические черты формируются в течение жизни и поэтому характер, является приобретенным личностным образованием. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В зарубежной характерологии можно выделить три направления:

      конституционно - биологическое (Э. Кречмер - характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);

      психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д). Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека;

      идеологическое (психоэтическая теория Робека): Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд характер определяет социальным положением человека и т.д..

    В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д.. Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

    Структура характера . В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства. Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента:

      уравновешенность – неуравновешенность;

      сензитивность – агрессивность;

      широту – узость;

      глубину – поверхностность;

      богатство, содержательность – бедность;

      силу – слабость.

    Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения. Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:

      в отношении к обществу (идейный или безидейный, активно участвующий в политике или аполитичный и т.п.);

      в отношении к деятельности (деятельный или бездеятельный, трудолюбивый или ленивый и т.д.);

      в отношении к другим людям (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый и т.д.);

      в отношении к себе (имеющий адекватную или неадекватную самооценку, уверенный или самонадеянный и т.д.);

      в отношении к вещам (добрый, жадный и т.д.).

    Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:

      Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности.

      Способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи, например Н. А. Менчинская, полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков.

      Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.

    Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью. Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

    Общие и специальные способности. Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.). Общие способности – это способность к развитию специальных способностей. Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями. Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. К задаткам относят морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств, движения, выступающие в качестве предпосылки развития способностей.

    Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

    Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

    Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников(1).

    Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

    Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Образ жизни как социально - философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей(3).

    Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

    С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

    Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства(15).

    Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

    Поэтому, развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

    Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество - в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке(12).

    Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

    Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

    Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.