Кем был саид афанди для северного кавказа. Кем был саид афанди для северного кавказа Вероятность этих версий я бы оценил так

В Дагестане произошло наиболее значимое и наиболее серьезное по возможным военным и политическим последствиям убийство религиозного деятеля за все постсоветские годы.

«В дом шейха вошла женщина. Она была молодой, красивой и беременной, поэтому охрана не стала ее обыскивать. Войдя внутрь, она села напротив шейха.

Я русская, хочу принять ислам, – спокойно сказала женщина.

Что ж, очень хорошо, – ответил шейх. В этот момент прогремел взрыв.

Модное, но скромное платье скрывало не будущего ребёнка, но пояс шахидки. Погибли 7 человек: сам 75-летний шейх, его 57-летняя жена, ученики, в числе убитых 12-летний мальчик, который пришел в дом священнослужителя со своими родителями. От взрыва пострадали еще несколько прихожан. Они доставлены в больницу. Террористка-смертница была взрослой женщиной». Впоследствии сообщили и имя убийцы – это жительница Махачкалы Аминат Курбанова, в девичестве Алла Сапрыкина. Русская, принявшая ислам, вдова трёх моджахедов.

Речь идёт о гибели около 16:50 моск. времени 28 августа 2012 года Шейха Саида Афанди Чиркейского – самого влиятельного суфийского шейха на Кавказе, устаза Накшбандийского и Шазалийского тарикатов.

Значение этого убийства для Дагестана и вообще мусульман Кавказа, как Северного, так и Южного, можно сравнить со значением убийства Папы Римского для христианской Европы. Только не современного Папы. А Папы шестнадцатого века, эпохи Реформации. Когда глава Римско-католической церкви обладал реальной политической и экономической властью, а сам западно-христианский мир был расколот конфессиональной войной. И для одних Понтифик являлся наместником бога на Земле, а для других – еретиком и наместником Ада.

Шейх Саид Афанди аль-Чиркави или Чиркейский (паспортное имя Саид Абдурахманович Ацаев) по национальности был аварец (это самый многочисленный народ современного Дагестана). Родился и жил в с. Чиркей Буйнакского района. Осиротел в семь лет, с 7-го класса работал чабаном, после армии – пожарным, в 32 года начал основательно изучать тарикат и знакомиться с трудами ведущих суфийских шейхов. Иджаза (право иметь своих мюридов-учеников) получил в начале 1980-х гг. от Месеясул Мухаммад ал-Хучади из с. Нечаевка Кизилюртовского района. Вскоре шейх приобрел феноменальное влияние. По словам экспертов-исламоведов, арабский он знал посредственно, зато на аварском писал стихи и статьи. По мнению знатоков, его произведения свидетельствуют о выдающемся литературном даровании.

К началу 90-х он стал самым авторитетным духовным лидером Дагестана. Главное и до сих пор до конца не отрефлексированное достижение покойного – ему удалось заключить негласный «исламский конкордат» с властями республики, практически взять под контроль всю религиозную жизнь Дагестана и оказывать большое влияние на светскую политику.

Аппарат формально светского российского Дагестана стал использоваться для распространения идей, влияния и принципов тарикатов Нашкбадийя и Шазилийя, которые представлял шейх. В Чечне тот же процесс открыто начал в интересах тариката Кадирийя наследственный шейх Кадирийя Ахмад Кадыров (а затем продолжили члены его рода, самый публично известный из которых – Рамзан Кадыров).

Довольно быстро светскую Чечню удалось превратилась в государство политического ислама тариката Кадирийя.

Но в Дагестане по каким-то причинам этот процесс пошел не столь гладко. Саид-Афанди удалось подчинить своему влиянию и светскую власть и остальных суфийских шейхов, однако «суфиизация» Дагестана наткнулась на сопротивление заметной части мусульман, не приемлющих суфизм кто по теоретическо- богословским соображениям, кто – из-за его социальной практики, в постсоветских условиях принимавшей иногда уродливые формы. Они объединились вокруг конкурирующего проекта – салафийя, «чистый ислам», или, как его принято называть в России – ваххабизм. Между ними развернулась настоящая гражданская войн, в которой одна сторона – суфии – пользуются поддержкой российского государства.

Шейх не занимал формальных постов. Однако реально с первой половины 1990-х годов он контролировал Духовного управления мусульман Республики Дагестан (ДУМРД), где все значимые позиции занимали его мюриды. Это – один из важных центров власти, через который проходят и большие финансовые средства (только общая прибыль от организации большого хаджа достигает 10-15 млн. долларов ежегодно). Шейх оказывал влияние на правительство республики, число его мюридов (прямых учеников, находящейся на постоянной связи с учителем и беспрекословно выполняющих его указания в любой сфере – и духовной и светской) десять лет назад насчитывало 10 тысяч, сегодня, по разным оценкам, от 20 до 30 тысяч человек. Среди этих мюридов есть высокопоставленные чиновники, силовики и крупные предприниматели. Причем не только в Дагестане и других районах РФ, но и в Азербайджане. Мюридом шейха был, например, расстрелянный в июне 2009 года министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров. В дом шейха за советом ездил и сам глава республики Магомедсалам Магомедов, и другие руководители. А для, наверное, половины практикующих и не очень мусульман Дагестана – не-ваххабитов, он был просто духовным лидером и авторитетом.

Шейха похоронили в соответствии с канонами Ислама в день гибели до захода солнца. На кладбище в его родовом селе Чиркей Байнакского района, пришли свыше 100 тысяч человек (население Дагестана – чуть менее 3 млн.).

То, что убийство будет иметь самые серьезные последствия – уже ясно.

Но вот какие именно, сколько и какой крови прольется теперь – ответ на этот вопрос зависит от другого ответа: Кто это сделал? Вот главный вопрос сегодня.

Президент, Народное Собрание и правительство Республики Дагестан сделали заявление, в котором явно намекают на «ваххабитов»: «Именно таких людей смертельно боятся идеологи терроризма, которые пытаются подменить истинные духовные ценности пропагандой лживых и человеконенавистнических идей».

Через четыре часа после убийства под руководством президента Дагестана Магомедсалама Магомедова состоялось экстренное совещание Совета безопасности республики.

На нем М. Магомедов предложил организовать отряды самообороны для наказания «этих бандитов», под которыми, очевидно, имелись в виду «ваххабиты»: «Я думаю, что сегодня мы примем решение в каждом городе, в каждом районе организовать отряды самообороны, дружины из молодых людей, готовых под руководством и вместе с органами внутренних дел вести работу по обеспечению безопасности, по наказанию этих бандитов и террористов. Это поручение всем руководителям городов и районов. Все, что для этого необходимо – организационно и материально – мы должны сделать. И деньги, и все необходимое для этого мы должны найти», – сказал президент.

Власть явно стремится получить свою пользу от этого теракта. Создание «дружин», по сути, это создание новой силовой структуры, и очень серьезной структуры, развернутой «во всех городах и районах», которая, видимо, будет подчиняться лично президенту. Какона сможет помочь в борьбе с законспирированным городским подпольем и с лесными партизанскими отрядами, с которыми безуспешно воюют все спецслужбы страны вкупе с регулярной армией? Никак. Зато ее польза очевидна в качестве инструмента влияния на массы населения и личного силового ресурса действующего президента. Вопрос, против кого ее собирается использовать Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов – безусловно, интересен, но заслуживает отдельного рассмотрения.

Так что самый первый ответ на вопрос «Кто?», казалось бы, напрашивается сам собой:

а). Дагестанская местная власть. Уж очень быстро, уже через четыре часа после взрыва, власть начала отрабатывать теракт. (Шейх был убит или в 16:30 или 16:50, разные официальные сообщения дают разные цифры, а Экстренное заседание Совбеза началось примерно в 21).

Однако я думаю, что его все же следует исключить, вероятность этого сценария, как и вероятность других версий из того же круга:

б). Попытка подсидеть действующего президента.

в). Борьба за передел денег на хадж.

– близки к нулю

Я согласен с Константином Казениным: «Убийство Саида-эфенди наверняка потянет за собой попытки спровоцировать серьезное противостояние по этой линии, то есть вовлечь в смуту тысячи и тысячи верующих. Учитывая растущую социальную роль ислама в Дагестане, такой результат будет гибельным для региона в целом.

На первый взгляд, выгодоприобретателями такого развития событий будут оппоненты и конкуренты нынешнего главы Дагестана. Но заказчиков я бы среди них не искал: уж очень трудно предположить, что кто-то из них захочет возглавить регион, если предварительно удастся запустить в нем описанный только что сценарий ».

Версия

г). Иностранные спецслужбы: Израиль – США – Англия – КСА – Пакистан –Турция – Грузия, это основные кандидаты Вероятность этой версии я тоже считаю близкой к нулю. Во-первых, потому, что никто из них не заинтересован в том, чтобы взорвать регион. Во-вторых, потому что у них вряд ли хватит оперативных возможностей провести такую операцию без риска того, что российские коллеги представят неопровержимые доказательства их участия, со всеми вытекающими дипломатическими и кадровыми последствиями. На такой риск ни одно правительство не пойдёт. Ирана в этом списке нет, о нем мы поговорим отдельно.

Версия

д). «Лесные».

На первый взгляд именно она представляется самой вероятной, и именно ее уже озвучивают власти.

Как я уже сказал выше, президент Дагестана указал на «ваххабитов» уже через четыре часа после теракта, когда никаких данных расследования у него еще быть не могло.

МВД Дагестана на следующий день объявило виновниками «идеологов терроризма», и «экстремистов», которые «смертельно боялись»покойного.

Общественная палата РФ, орган, хоть и неконституционный и с непонятным статусом, но приближенный к действующей власти, в лице своей «Рабочей группы ОП по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе» (ею руководит Максим Шевченко) уже в день теракта обвинила в его организации руководство Имарата Кавказ: «Те, кто послал «живую бомбу», скорее всего, это бандит – Доку Умаров».

Действительно, шейх был главным идеологическим противником «ваххабитов», а многие силовики и чиновники, воевавшие с ними, являлись мюридами или почитателями Саида Афанди.

Однако при более пристальном рассмотрении у этой версии оказываются существенные минусы.

МВД явно лукавит, говоря о том, что «ваххабиты» «смертельно боялись» убитого. Начиная с конца 2010 года в Дагестане идет процесс национального диалога между двумя враждующими исламскими течениями, одним из инициаторов и столпов которого и был взорванный шейх.

Переговорный процесс в последнее время явно близился к успеху, СМИ, подконтрольные Духовного управления мусульман Республики Дагестан (а, значит, и Саид-Афанди) сбавили накал антиваххабитской риторики. Легальное крыло салафитов не только было полностью легализовано и не встречает препятствий в деятельности, но включено в правящий истеблишмент. Один из его лидеров Аббас Кебедов (брат находящегося в розыске основателя и руководителя дагестанского салафитского подолья Багаудина Кебедова) получил официальный статус, ныне он член Общественной палаты РД, член Комиссии по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории РД.

Все это было, безусловно, выгодно салафитам, т.к. позволяло им вести беспрепятственную пропаганду своей версии ислама. В соседней Чечне салафия в любом виде просто под запретом. А в Дагестане салафизм начал процесс проникновения во власть с тем, чтобы использовать хотя бы часть мощностей государственного аппарата уже в своих интересах. Суфизм, истощенный многолетней войной на уничтожение, пошел на то, что бы «делиться» властью.

С другой стороны, всем очевидно, окажись «лесные», военное крыло салафитов, действительно виновными в этом убийстве – тотальное наступление на них неминуемо. При этом власти получат беспрецедентную поддержку со стороны населения Дагестана. Против них с рвением выступят не только абсолютно все последователи и сочувствующие «традиционного ислама», т.е. суфизма, значительная часть «неприсоединившихся», но и определенная часть сторонников ваххабизма. К такому тотальному наступлению «ваххабизм» не готов, и оно ему не нужно.

Аббас Кебедов и организация “Ахль сунна”, объединяющаяся стоящих на позициях салафийи религиозных деятелей, опубликовали сочувственные соболезнования.

Ни один из представителей ваххабитского подолья не взял на себя ответственность за теракт.

Сайты Имарата, включая Кавказ-Центр, ограничились выдержанной в умеренных тонах информацией о теракте, взятой из российских источников.

«Официальный сайт Вилаята Дагестан VDagestan.com» опубликовал 28 августа 2012 «Заявление редакции сайта по поводу убийства Саида Афанди»:

«Мы призываем мусульман, а также всю общественность не делать поспешных выводов о том, кто является инициатором, и кто на самом деле стоит за взрывом в Чиркее и убийством Саида Афанди. У нас нет информации о том, что моджахеды берут на себя ответственность за эти события.

Мы хотим подчеркнуть, что вот уже более 12 лет в Дагестане идёт Джихад, и всё это время моджахеды не предпринимали ни одного покушения на Саида Афанди, хотя всё это время они легко могли убить его».

Впрочем, все вышеизложенное еще не служит доказательством непричастности «ваххабитов».

Редакция VDagestan.com находится за границей и на момент опубликования заявления явно не имела связи с действующими на Кавказе боевиками.

«Легальная салафийя» ничего не может приказать «нелегальной». Вполне возможно, что у боевиков была своя точка зрения на переговорный процесс с «традиционным исламом» и на роль в нем Шейха Чиркейского. То, что боевое крыло более радикально, чем легальное – общее место в истории самых разных партизанских движений. Тем более, что примирение с суфиями в любом случае было вынужденным, в «традиционном исламе» и лично в шейхе салафиты продолжали видеть и своего идеологического противника, и человека, во многом ответственного за проводимые против них репрессии.

За три недели до теракта, 6 августа 2012, Амир Имарата Кавказ Докку Абу Усман (Докку Умаров) назначил нового командующего Дагестанским Фронтом ВС Имарата Кавказ амира Дагестана – Абу Мухаммада. Может быть, эта операция есть его “вступление в должность”. Спецслужбы, через газету «Коммерсантъ», вбросили в прессу именно эту версию: «Как стало известно “Ъ”, в организации взрыва, жертвой которого стал известнейший в Дагестане богослов шейх Саид Афанди Чиркейский, подозревается бывший амир кадарской бандгруппы Рустам Асельдеров. Отмечая свое назначение лидером северокавказских боевиков Доку Умаровым амиром вилаята Дагестан, он и отправил к шейху смертницу - 30-летнюю Аминат Сапрыкину».

Вообще, среди находящегося на Кавказе оперативного руководства моджахедов мало хороших тактиков, а хороших стратегов после убийства Анзора Астемирова не осталось вообще. Зато упёртых и политически близоруких догматиков – хватает.

Наконец, приказ об уничтожении могло дать, даже через голову Докку Умарова, и Аль-Каеда. Она могла посчитать, что ярко горящий очаг войны на Кавказе более соответствует сегодняшним целям «Мирового Джихада».

Единственная инстанция, которая могла бы внести ясность – находящееся на Кавказе «Командование Дагестанским Фронтом ВС Имарата Кавказ», но оно пока молчит.

Впрочем, у дагестанских боевиков, отличие от других «фронтов», почему-то не принято всегда публиковать полный перечень своих акций.

Молчание это может быть вызвано и тем, что уже после проведения операции, «лесным» объяснили все её возможные последствия. И командование боевиков приняло решение не брать ответственность на себя, что вполне в обычаях «мирового джихада».

В пользу ответственности «лесных» говорит и личность смертницы. Первым мужем Аллы-Аминат Сапрыкиной-Курбановой был Марат Курбанов, амир Махачкалы. Став приверженкой ваххабизма, она четырежды была замужем, все мужья занимали важные посты в подолье, трое ликвидированы силовиками. Сама она занималась вербовкой и подготовкой террористов-смертников.

То есть теракт совершен не новичком-одиночкой, но человеком из руководства подолья и, значит, санкционирован им.

Впрочем, у данного доказательства есть один изъян.

Про гибель Сапрыкиной уже сообщалось 5 мая 2012 года. Тогда в Махачкале был взорван пост полиции, и «по предварительной версии, в машине погибли смертница Муслимат Алиева и вербовщица Курбанова». В другом сообщении о взрыве, прогремевшем в Махачкале в начале мая, однако, говорилось, что «Личность их вербовщицы Аминат Курбановой пока не подтверждена». Опровержения о гибели Сапрыкиной-Курбановой, однако, не последовало. Скорее всего, власти просто не удосужились сделать это. Сейчас же сообщение о том, что «Женщина, совершившая самоподрыв в доме Шейха Саида-Апанди, официально опознана, это 30-летняя Курбанова (Сапрыкина) Аминат Андреевна», появилось на сайте МВД Дагестана.

Вроде бы, инцидент исчерпан. Но, как говорится, «осадок остался», и до конца быть уверенным в том, что именно Сапрыкина-Курбанова взорвала шейха, нельзя.

Версия

Русские власти. Как ни ужасно это звучит, но в современной РФ такое предположение не кажется абсурдным. Наоборот, Думаю, большая часть жителей Дагестана разделяет именно этот взгляд на случившееся. Причем власть не едина, разные группировки проводят разную политику. Это может быть решение вообще не Москвы, а Пятигорска (вряд ли) или Ростова (более вероятно). «Москва» как центр власти тоже не едина.

1). Те, кто это сделал, исповедуют теорию «управляемого кризиса».

2). Боятся, что Объединенный Дагестан скинет российскую власть.

3). Считают, что если гражданская война в Дагестане ослабнет, то моджахеды всерьез возьмутся уже непосредственно за федералов в Дагестане, в других регионах на Северном Кавказе. Сейчас подавляющую часть жертв составляют «местные», которых центру «не очень жалко». Но вот если боевики перейдут в центральную Россию – тогда, по мнению этих людей, и произойдет самое страшное. Татарстан усилил эти опасения и подтолкнул к «активным мерам».

Обращает на себя внимание такой вопиющий факт: За последнее время убиты почти все те видные представители, кто выступал за примирение между “ваххабитами” и “суфиями” – и со стороны «традиционного ислама», и со стороны салафитов. Шейх Муртазали Дагистани, муфтий, проф. Максуд-хаджи Садиков, суфийский шейх Сираджудин Хурикский, Муфтий Исмаил Бостанов (Исламский институт, Карачаево-Черкесия), имам центральной мечети Буйнакска Гитиномагомед Абдулгапуров …

Шейх Саид Афанди, как уже было сказано, последнее время сдерживал своих мюридов от столкновений с «лесными».

Скорее всего, эти убийства «укладываются в систему, и за ними стоят те, кто хочет дестабилизировать ситуацию, и кто решил ныне, что хватит просто “раскачивать лодку” – пора ее перевернуть.

Примечательно, что по сведениям газеты «Коммерсантъ», опубликовавшей, со ссылкой на «источник в правоохранительных органах», эксклюзивную информацию о теракте: «Во властных структурах Дагестана уже говорят, что в отряды самообороны могут быть определены многочисленные мюриды (ученики) покойного шейха, которые уже сейчас готовы взять в руки оружие, чтобы отомстить за смерть своего духовного лидера ».

Вопрос о том, как объединенные в отряды самообороны мюриды шейха смогут найти организаторов теракта, которых безуспешно ищут лучшие силы всех спецслужб страны, «источник в правоохранительных органах» не раскрыл. Как вопрос, кому конкретно собираются мстить эти «многочисленные» отряды. Ведь очевидно, что и жертвы мщения «многочисленных отрядов» должны быть тоже многочисленны.

Версия

з). Иран .

В последние годы происходит постоянно усиливающееся проникновение Иран на Северный Кавказ. «В южном и других районах Дагестана нарастает шиитская экспансия, за которой стоит Иран. До меня доходила информация, что Иран пытается укрепить шиитские позиции в Дагестане: завозит грузовиками литературу, поддерживает тесные связи с местными политиками, выкупает земли в приморской полосе и уже как бы шагает за пределы традиционного ареала обитания шиизма на юге Дагестана», рассказал в интервью «Эхо Кавказа» местный эксперт Руслан Курбанов.

1000 человек из Дагестана в прошлом году прошли бесплатное обучение в главном шиитском центре – городе Кум в Иране, то же самое происходит и в этом году.

Одновременно в Азербайджане блокируется распространение суннизма.

Его исповедуют дагестанцы, живущие там, но положение суннитов достаточно сложное. Шейх Саид Афанди уже много лет объявлен в Азербайджане персоной нон грата. В находящихся на территории Азербайджана Закаталах и Белоканах проживает большое число его мюридов.

Северный Кавказ рассматривается как утраченная, но требующая возвращения, сфера влияния шиизма. Дагестан попал в сферу политического влияния сефевидской Персии в начале XVI в. В 1606 г. шах Аббас I занял Дербент, и с этого времени начались непрерывные завоевательные походы шиитов в глубь Дагестана. Главное же – Для Ирана укрепится на Северном Кавказе стратегически важно в перспективе разгорающейся все сильнее в мировом масштабе шиито- суннитской войны приближающегося Конца дней.

Иранская активность встречает в Дагестане организованное сопротивление и со стороны суфиев, и со стороны ваххабитов. 18 августа в Хасавюрте из автоматов были расстелены прихожане шиитской мечети, один убит и восемь ранены.

Так что в мирном Дагестане шансы распространить влияние шиизма малы. Иное дело в Дагестане горящем…

Вероятность этих версий я бы оценил так:

50% – русские власти; 40% – лесные (или чисто местная инициатива, или приказ от Аль-Каеды); 10% – Иран.

В любом случае Дагестан ждет полоса усиливающейся нестабильности.

Кроме всего прочего, это приведёт к усилению эмиграции дагестанцев в Россию и усилению там межнациональной напряжённости.

«Неужели настанет день, когда Ангел смерти придет за Дагестаном»? – воскликнул пару лет назад один духовных лидеров республики, говоря о том, что за последние годы в результате вооруженной борьбы «ваххабитов» и «тарикатистов» погибло около трех тысяч дагестанцев.

За прошедшее короткое время число убитых выросло, наверное, еще на тысячу.

Возможно, этот день настал 28 августа 2012 года в 16 часов 30 минут в селе Чиркей Буйнакского района. Ангел смерти пришел за Дагестаном.

«В каждом селе, в каждой мечети есть люди, которые исполняют обязанности. А такого человека – нет. Он был один» , – так характеризуют погибшего в Дагестане от рук экстремистов шейха Саида Афанди те, кто его знал. Человек, окончивший семь классов средней школы и бывший до зрелого возраста чабаном, стал крупнейшим религиозным авторитетом в регионе.

В Дагестане среда, 29 августа, стала официально траурным днем в связи с убийством накануне одного из самых уважаемых религиозных деятелей Кавказа – шейха Саида Афанди. Его гибель стала потрясением для местных мусульман. На его похороны пришли, проделав путь по горам, более ста тысяч человек.

«Его роль была огромна, у Саида Афанди были десятки тысяч учеников в Дагестане и тысячи за его пределами, среди них были представители разных национальностей. Этот человек действительно был наследником Пророка» , – сказал РИА «Новости» исламский богослов, председатель российского культурно-просветительского центра «Аль-Васатыйя» («Умеренность») Али Вячеслав Полосин.

По словам Полосина, который сам в 1999 году получил вирд (духовное задание, выполнение которого является обязательным условием следования суфизму) у Афанди, шейх был незаменимым лидером мусульман республики.

«Не только для дагестанских мусульман, но и для мусульман всей России Саид Афанди был человеком, который направляет на верный, искренний путь, был человеком, который придерживается умеренного ислама, далекого от экстремизма и терроризма» , – сказал пресс-секретарь Духовного управления мусульман Республики Дагестан (ДУМРД) Магомедрасул Омаров .

По словам представителя ДУМРД, Афанди был «подарком Всевышнего мусульманам Республики Дагестан» и «наставником наставников».

«Свою миссию он выполнил с честью, в девяти томах его трудов каждая буква, каждая строчка восхваляет красоту ислама» , – сказал Омаров.

Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев рассказал газете ВЗГЛЯД, что шейх Саид Афанди был наставником (устазом) «для 90% из нескольких миллионов мусульман, живущих в Дагестане». «Это был самый мирный человек, старец, к которому люди приходили, спрашивали: «Что делать? Как делать?» Он их учил: «Чтобы без дела не ходить, сиди и говори: «Ля Иллаху иль Алла». Столько раз говори». Он давал задания, все люди их выполняли. Он призывал только к миру и спокойствию» .

«Мы общались с ним. Очень добродушный человек , – рассказал Бердиев. – Когда встречаешь человека, то с первого взгляда, когда смотришь на лицо, видно, что это за человек. От него исходила какая-то доброта. Он говорил: «Я абсолютно простой мусульманин. Но с позволения Всевышнего нам это дано. А люди-то не знают, безграмотные, вот приходят, я их учу. Говорю: «Делай вот так, проси вот так». Люди делают, и все» .

По его словам, Саид Афанди был самым авторитетным религиозным деятелем Дагестана. «В каждом селе, в каждой мечети есть люди, которые исполняют обязанности. А такого человека – нет. Он был один. Из всех республик к нему шли и от него брали задания, исполняли это, и это всех людей успокаивало. Это же самое главное – человек же ищет успокоения. Он молится, но не знает, что он читает, как он читает. И вот ты приходишь к такому человеку и говоришь: «Я это делаю, но душа неспокойна». Вот он их и успокаивает: «То, что ты читаешь, ты говоришь вот так. Когда ты произносишь: «Всевышний, прости мне мои грехи», – Он это воспринимает, прощает тебе грехи. Если ты будешь делать по-новому, это будет записываться вдвойне». Религия сама по себе и то, как ее разъясняют и преподносят, – совсем разные вещи. Вот это был такой человек, который преподносил ее в таком виде», – рассказал Бердиев.

«У него я почерпнул доброту: что бы ни было у тебя в душе, когда приходит к тебе человек, ты должен к нему относиться спокойно, и это будет самое главное. Какие там у тебя настроения – это ты должен забыть. С человеком ты должен разговаривать так, как подобает по исламу. Из его слов это самое главное. Он говорил: «Когда ты становишься начальником, это не значит, что ты должен стоять, выставив свою грудь. Ты должен быть для них, чтобы они ходили через тебя, чтобы ты им помогал» , – добавил он.

По его словам, Саид Афанди не отказывал никому из тех, кто приходил к нему: «Отказывали те, кто рядом с ним стоял. Там было очень много таких людей. И они говорили: «Ты проходи, ты не проходи», – люди обижались. Были такие случаи. Когда он узнавал, он это пресекал. Они делали это вроде бы из хороших побуждений, чтобы никто плохой к нему не пришел. Но видите, как все вышло» .

Ранее глава комиссии по адаптации бывших боевиков, бывший вице-премьер республики, ныне депутат Госдумы от Дагестана Ризван Курбанов в интервью газете ВЗГЛЯД назвал гибель Саида Афанди Чиркейского большой утратой для всего общества.

«Шейх Саид Афанди Чиркейский пользовался уважением, доверием и почитанием не только в Дагестане, но и на всем Кавказе и даже за его пределами , – заявил Курбанов. – К его мнению прислушивались и священнослужители, и высокие чиновники, и простые верующие. Шейх Саид Афанди всегда призывал к миру и мирному сосуществованию. Он осуждал взрывы и теракты, совершаемые боевиками. Его мюриды (ученики) живут повсюду: на всем Северном Кавказе, в Азербайджане, Москве. Террористический акт против него совершили лица, относящиеся к тоталитарной секте, цель которых – дестабилизация обстановки в республике» .

В биографии Саида Афанди на портале IslamDag.ru рассказываются два эпизода из его юности: «Однажды женщины, возвращаясь с работы из колхозного сада, встретили его на одной из улочек и предложили ему кисть винограда (колхозную собственность). Но он отказался. Когда эта история дошла до его близких, они поинтересовались, почему он не взял ее? Саид ответил, что она является недозволенной (харам).

Как-то раз, вернувшись из селения Гелбах, куда он ходил за пшеницей, Саид обнаружил в своей обуви несколько случайно попавших в нее зернышек (также колхозная собственность). Увидев это, он начал собираться в обратную дорогу, утверждая, что ему необходимо вернуться в село, и домашние еле-еле удержали его, ибо на дворе уже стояла ночь».

Там же приводятся следующие слова о нем:

«О способностях и глубоких знаниях Саида Афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время. Человек, окончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний. Многие видные ученые ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (алимов) такого еще не знала».

Среди стихов, которыми он писал некоторые свои книги, были и такие:


«...На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,
Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.
Тайну и явь, как масло и мед,
Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем...»

Саид Афанди Чиркейский (Саид Абдурахманович Ацаев) родился 21 октября 1937 года в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района. Когда Саиду было семь лет, умер его отец. После окончания семи классов, чтобы обеспечить семью, он начал работать чабаном.

Проходил срочную службу в рядах вооруженных сил, служил оператором в войсках ПВО в городе Каунасе (Литва). После возвращения в родное село снова стал работать чабаном.

После землетрясения 1970 года Саид Ацаев пошел трудиться на строительстве Чиркейской ГЭС. Служил пожарным в структуре ВОХР. Оставив работу на строительстве ГЭС, в 32 года он начал основательно изучать тарикат (путь духовного возвышения, аскетизма в суфизме) и знакомиться с трудами ведущих суфийских шейхов. Право иметь своих мюридов-учеников (иджаза) получил в начале 1980-х годов от Месеясула Мухаммада аль-Хучади из села Нечаевка Кизилюртовского района.

По оценкам экспертов, мюридами Саида Афанди Чиркейского являются десятки тысяч человек в Дагестане и других российских регионах, в том числе в Сибири, в Центральном федеральном округе и Поволжье.

Саид Афанди – автор книг «Сокровищница благодатных знаний» (на русском и аварском языках), «История пророков» (в двух частях, на русском и аварском языках), «Сборник выступлений шейха Саида Афанди аль-Чиркави», «Современность глазами шейха Саида Афанди», «Побуждение внять призыву Корана» (на аварском языке), сообщает ВЗГЛЯД.ру.

28 августа 2012 года во второй половине дня в селении Чиркей Буйнакского района РД было совершено покушение на величайшего учёного современности, шейха накшбандийского и шазалийского тарикатов досточтимого Саида-афанди аль-Чиркави. В результате теракта шейх Саид-афанди стал шахидом и ушёл в лучший мир.

Известный устаз накшбандийского и шазилийского тарикатов досточтимый шейх Саид-афанди родился в 1937 году в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района в семье ‘Абдуррахмана.

Это было время, когда над Исламом и мусульманами сгустились тучи: враги Ислама уничтожали тысячи исламских ученых (да будет доволен ими Аллах!), в том числе таких известных людей, как Хасан-афанди и Мухаммад Я’суби. В этот тяжелый период по Милости Аллаха в селении Чиркей родился мальчик.

Говорят, что это произошло в ночь, когда определяется судьба человека. Именно в эту великую ночь и родился Саид-афанди (да возвеличит его Аллах!). По воле Аллаха, через общение с ним в последующем тысячи мюридов обрели подлинное счастье. По такому важному случаю отец Саида, трижды прочитав суру «Я-син», обратился ко Всевышнему с просьбой, чтобы сын его твердой поступью шел по пути Ислама и никогда не сворачивал с него и чтобы он стал ученым, который бы обучал вере новое поколение, ибо в то время враждебные для Ислама тенденции набирали силу с каждым днем.

Воистину, в ту ночь Лайлат аль-Бара’а, середине месяца ша’бан, который назван месяцем Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), когда ниспосылаются благодать и милость Всевышнего, Аллах внял мольбе отца Саида-афанди.

Мать Саида-афанди, ‘Айша (да смилуется над ней Аллах), рассказывала о необычных снах, которые она видела, пока ожидала появления сына на свет. Ей снилось, как она вместе с люлькой малыша взлетает в небо и оттуда смотрит на лежащие внизу города, похожие на муравейники. И еще говорила она, что рождение сына прошло для нее легко и совершенно безболезненно.

Часто отец, кладя Саида в люльку, читал ему на ухо суру «Аль-Фатиха», а сын внимательно прислушивался, вглядываясь в отца. Заметив его благой нрав, который проявлялся уже с первых месяцев жизни, отец говорил, что из него вырастет особенный человек. С самого детства Саид был удивительно спокойным, терпеливым и умным мальчиком. Самые задиристые ребята остерегались ссориться с ним или вступать в конфликты. Он никогда не вызывал гнева или злобы, даже со стороны детей. Еще в детстве ему снились особенные, мудрые сны.

Однажды женщины, возвращаясь с работы из колхозного сада, встретили его на одной из улочек и предложили ему кисть винограда. Но он отказался. Когда эта история дошла до его близких, они поинтересовались, почему он не взял ее? Саид ответил, что она является недозволенной (харам).

Как-то раз, вернувшись из селения Гелбах, куда он ходил за пшеницей, Саид обнаружил в своей обуви несколько случайно попавших в нее зернышек. Увидев это, он начал собираться в обратную дорогу, утверждая, что ему необходимо вернуться в село, и домашние еле-еле удержали его, ибо на дворе уже стояла ночь.

Саид всегда с большим почтением относился к старшим, а к младшим был добр и ласков. Он никогда ни с кем не вступал в споры, приводящие к конфликтам, и даже когда кто-то был не прав, он всегда уступал.

Саид-афанди (да будет доволен им Аллах!) – достопочтенный и скромный человек, чуждый стремлению к славе и никогда не нарушающий данного им обещания.

У отца Саида-афанди было большое желание дать сыну исламское образование. Но он умер от внезапной болезни (да успокоит Аллах его душу в Раю!), когда Саиду исполнилось семь лет от роду. Случилось это в тот день и час, когда мальчик читая Коран, дошел до суры «Я-син».

Оставшись сиротой, благодаря поддержке и настойчивости матери, мальчик завершил чтение Корана, несмотря на все трудности. По окончании семи классов ему пришлось пасти сельские стада овец, чтобы обеспечивать семью. Через четыре года его призвали в ряды Вооруженных сил, где он служил оператором в войсках ПВО. На протяжении трех армейских лет, преодолевая все тяготы того времени, он не пропускал ни намазы, ни посты и не ел недозволенного мяса. Окончив воинскую службу и вернувшись в родное село, Саид снова был вынужден работать чабаном, уводя отары овец в горы. Но и там, в горах, в любую погоду – метель, снег, дождь или ветер – он каждый раз, совершив омовение, сам произносил азан (призыв к молитве) и выполнял намаз.

В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом.

В течение всех этих лет он сильно страдал, вспоминая желание отца видеть в нем образованного в Исламе человека. Каждый раз, когда любовь и тяга к знаниям внезапно охватывали его, он горько плакал, стоя перед стадом, и просил у Аллаха ﷻ помощи даровать ему религиозные знания. Однако недостаток материальных средств и необходимость содержания семьи вынуждали его оставаться чабаном. Ближе к тридцати годам он оставил эту работу и продолжил учебу. В этот период произошло событие, которое стало решающим в его судьбе, – он встал на путь шазилийского тариката.

К счастью, несмотря на тяжелое и опасное время ученые Ислама Хаджи, сын Якуба, и Хаджи, сын Патала, обучили его религиозным наукам. В то время Саид был уже зрелым человеком, и, преодолевая все трудности, опираясь на большие способности, полученные от Всевышнего, он успешно шел к намеченной цели, быстро и уверенно продвигаясь вперед в постижении религиозных наук. Благодаря острому и проницательному уму, восприимчивости, прекрасной памяти, которые были дарованы ему Аллахом ﷻ, он знал любую изученную им книгу, словно сам был ее автором.

Многие муршиды предвидели его дальнейшую судьбу. Так, тарикатский шейх Абдуль-Хамид-афанди из селения Инхо спросил у своего мюрида из Чиркея Мухаммада-хаджи, сына Шамхала: «На краю вашего села есть дом, в котором живет благословенный сирота. Как его дела?». Говорят, он спрашивал об этом у многих чиркейцев. На самом деле, так и было: дом Саида-афанди находился на сельской окраине. Мухаммад Ариф-афанди часто говорил своим мюридам: «В Чиркее, дети мои, хранится волос Пророка; наступит день и это станет явным для всех».

Одним из лучших качеств Саида-афанди является его благой нрав. Он никогда никому не отказывал в помощи. Это терпеливый и кроткий человек. Не раз случалось так, что, начав строительство своего дома, он уходил для решения людских проблем, отложив работу и оставив сохнуть раствор.

Однажды вместе с односельчанином ‘Абдуррахманом, сыном ‘Али, он пришел в селение Нечаевка к своему устазу Мухаммаду-афанди. Учитель сказал ему:«Саид, сын мой, силы оставляют меня. Я много думал, кого оставить после себя и, поглощенный раздумьями, стал просить Аллаха, чтобы Он открыл мне имя того, кто станет моим преемником. Я знаю, что твои знания и деяния достигли совершенства. Теперь я передаю разрешение тебе, отныне ты должен будешь вести это дело». Глаза Саида-афанди наполнились слезами, на его лице выступил пот, и он стал просить своего устаза не возлагать на него такое ответственное дело. Однако устаз не хотел даже и слышать подобных речей, сказав, что разрешение на наставничество (иджаза) не дается по чьему-то личному желанию и не забирается, если кто-то не хочет наставлять людей. Но и на этом все не завершилось. Кутб из Батлуха Мухаммад, сын Са‘аду-хаджи, отправил в Чиркей устаза Мухаммада-афанди вместе с Хасмухаммадом, чтобы передать повеление (амр) на наставничество Саиду-афанди. Вместе с повелением они принесли ему печать наставничества и халат (хирка), передающийся от устаза к устазу по цепочке (силсила).

В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом. Несмотря на огромное число мюридов, которые приходят к нему за советом, и на то, что ему приходится решать разного рода проблемы, никто никогда не слышал и не видел, чтобы он сказал хотя бы слово или совершил какое-то деяние, противоречащие шариату и тарикату.

О способностях и глубоких знаниях Саида-афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время. Человек, закончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний. Многие видные ученые Ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (‘алимов) такого еще не знала.

Когда шейх из селения Батлух Мухаммад-хаджи впервые прочел его произведения, он сказал, что после ‘Али-хаджи из селения Инхо Саид занимает второе место. Но когда вышла первая книга Саида-афанди, шейх сказал, что теперь он на первом месте.

В одной из книг Саида-афанди есть такие строчки:

...На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,

Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.

Тайну и явь, как масло и мед,

Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем...

Обращаясь к читателям, он пишет:

Мы разговор о многом повести могли бы,

Когда б не страх, что будет он напрасен.

Но умному достаточно намека,

И тот, кто ищет, здесь найдет немало.

Саид-афанди Чиркейский - наверное, самый известный из современных дагестанских проповедников и богословов, который был приверженцем суфизма, одного из мистических направлений ислама. Погиб в результате теракта, который устроила подпольная террористическая организация.

Данная статья расскажет о биографии и деятельности данного мусульманского и суфия, которого уважают многие жители Дагестана.

Биография Саида-афанди Чиркейского

Будущий духовный учитель родился в октябре 1937 года в Дагестане, в поселке Чиркеи Буйнакского района. Он является аварцем по происхождению (один из коренных Его отец умер, когда мальчику было семь лет. Вопреки трудностям, по требованию матери Саид все-таки завершает изучение Корана и постоянно читает намаз.

В четырнадцать лет начал трудиться пастухом для обеспечения финансовой помощи семье. Три года служил в Советской Армии. После этого опять работал пастухом. Когда произошло землетрясение в Буйнакском районе (в 1971 году), работал на строительстве Чиркейской ГЭС. Там он служил в пожарных частях и воисковой охране. В тридцать два года уволился с

Он принял решение стать суфием и изучал исламские науки, труды исламских учёных и суфийских шейхов и вести богословскую деятельность. Первым своим духовным учителем шейх считал Абдулхамида-Афандиза из поселения Инхо. Саид Афанди был женат, у него 4 детей.

Суфизм

Суфизм — направление в исламе, которое проповедует аскетизм и высокий уровень духовности, одно из главных течений классической исламской философии. Последователей суфизма называют суфиями. Это самое эзотерическое и мистическое исламское течение.

Согласно принятой точке зрения, термин суфизм произошел от арабского слова «шерсть». Исламские ученые разделяют историю данного мистического направления на несколько периодов: период аскетизма, период суфизма и период суфийских орденов (тарикатов). По причине распространения идей суфизма среди разнообразных слоев исламского общества в 12-13 веках развитие получила спекулятивная мистическая часть данного религиозного направления, которая представляет интерес в основном для образованных приверженцев ислама. На данный момент это исламское течение играет важную политическую и социальную роль в развитии мусульманских государств. Суфизм исповедует большое количество мусульманского населения различных стран.

Ученики

Афанди - духовный шейх, который обладает правом на распространение тарикатов суфизма "накшбандия" и "шизалиа", а также может передавать их своим последавателям.

По разным оценкам, последователями этого человека являлись от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч человек, проживающих в различных районах Республики Дагестан, а также и в других российских областях - в Сибири, в Московской области и на Поволжье. Мюридами (в суфизме это "верные ученики") Саида-афанди были представители многих дагестанских народов. В коллективных молитвах шейх Саид Чиркейский собирал, наряду с шизолийцами, накшбандийцев и кадирийцев. По мнению этого суфия, не существует какого-либо существенного различия между этими направлениями ислама, потому что все они ведут к Аллаху. Он активно вел свою богословскую деятельность вплоть до самой смерти.

Тарикаты

Тарикат - способ духовного роста и мистического познания исламской истины. Слово это в значении «путь» используется в священном писании мусульман. По сути, тарикаты - это многочисленные направления суфизма, которые сильно влияют на социальную жизнь исламского мира. Приверженцы исламского аскетизма, которые шли изначально путём духовного возвышения и подавления своих страстей, в 11 веке объединились вокруг духовных наставников в тарикаты. Центрами их стали многочисленные мусульманские молитвенные дома. Традиционно считается, что в течение 12-13 веков в суфизме сложились двенадцать базовых братств, или, как еще их называют, орденов.

Нашиды Саида-афанди

Нашид — это исламское песнопение, в классическом варианте должно исполняться мужским голосом соло или в хоре без игры на музыкальных инструментах. Использование музыкальных инструментов, согласно мнению многих исламских ученых и духовных учителей, в том числе основоположников четырёх из основных правовых школ мусульманства, запрещается. Многие богогословы посвящали нашиды Саиду-афанди после его смерти, почитая его. В Дагестане нашиды поются в основном на аварском языке.

Произведения шейха-афанди

Афанди написал большое количество богословских произведений, которые занимаются толкованием Корана. В книге "История пророков" доступно и интересно, опираясь на такие уважаемыеисточники, как толкование Корана, хадисы и книги влиятельных ученых, автор повествовует о непростой и порой трагической судьбе пророков ислама от Адама до главного исламского пророка Мухаммеда. Книга рассчитана на широкий круг читателей - от изучающих мусульманскую историю до простых обывателей.

Книги Саида-афанди пользуются большой популярностью и уважением среди богословов и простых аварцев. В его трудах дано широкое толкование некоторых глав священной книги мусульман, особенно важных на сегодняшний период. Мусульмане могут убедиться в том, что дословные переводы священной книги не могут передать истинный смысл и глубину Корана. "История пророков" издана в двух частях, на русском и аварском языках.

Семейная жизнь

Саид-афанди аль Чиркави прожил в браке со своей супругой Узалифат в браке более сорока лет. Он считал, что в наше время не много семей, которые могут похвастаться крепким браком, хорошими отношениями и полной гармонией. Все чаще возникают проблемы в семьях, все больше разводов, все чаще семейные узы разрушаются. И последствия этого явления - все остальные трудности: высокий уровень криминала, проституция, отсутствие моральных ценностей, множество покалеченных жизней.

Самым лучшим примером для подражания для мусульманок всех поколений были жены исламского пророка Мухаммада, считал Саид-афанди.

Узаливат-хаджи, жена уважаемого суфия, также полагает, что самое главное для женщины - это уважение к мужу с самой первой минуты брака, почтительное отношение к нему и четкое исполнение всех своих обязанностей - и жены, и матери. Женщина не должна спорить со своим мужем, к каждому его слову надлежит относиться с почтением и пониманием. Жена Саида-афанди в своем интервью сказала, что никогда не задавала лишних вопросов, не тревожила супруга по пустякам, просто готовила еду и воспитывала детей. А хорошо воспитанные и благодарные дети - плод гармоничных семейных отношений.

Терракт в селе Чиркей

В августе 2012 года средства массовой информации сообщают о смерти Саида-афанди. Около пяти часов вечера в его доме прогремел взрыв, в результате которого умерли семь человек, включая шейха и террористку-камикадзе. Убийство Саида-афанди организовано крупным бадподпольем. По данным оперативных служб, террористкой является Аминат Курбанова (русская мусульманка Алла Сапрыкина), которая была супругой одного из участников террористической организации.

Личность смертницы

По данным официального представителя следственных органов России, в процессе следствия было установлено, что смертницу подготовил известный в террористическом подполье деятель - Абдул Малик. Ответственность за терракт в доме религиозного деятеля, проживавшего в поселении Чиркей, взяла на себя группировка шахидов-камикадзе "Рийад ас-Салихйн". Сапрыкина была настоящим религиозным фанатиком и призывала своих единомышленников к джихаду, священной войне. После ее гибели ее ребенка воспитывает свекровь, мать первого мужа Курбанова.

Тридцатилетняя Аминат Курбанова приняла ислам после того, как вышла замуж за Мурата Курбанова, который ушел на незаконное положение и был ликвидирован спецслужбами. Её второй муж являлся пособником террористов и принимал участие в поджогах маркетов, которые торговали алкоголем. Он был арестован, когда собирался уйти в подполье навсегда. При обыске у него обнаружили экстремистские брошюры и оружие.

Похороны шейха

На похороны суфийского шейха пришли десятки тысяч человек. 29 августа в Республике Дагестан объявили днём траура по случаю гибели шейха Саида аль-афанди. Президент республики также дал поручение всем чиновникам городов и районов собрать отряды самообороны, коллективы из молодых мужчин, которые под управлением и вместе с силовыми органами проведут работу по обеспечению безопасности, по привлечению бандитов и террористов к ответственности.

В этом, 2012 году, в самом конце лета 28-го августа было совершено покушение на Саида Афанди аль-Чиркави. Нападение произошло в селении Чиркей. Саид Афанди аль-Чиркави был величайшим учёным современности, шейх шазалийского и накшбандийского тарикатов. Саид Афанди аль-Чиркави стал шахидом и перешёл в Ахират, как мусульманин, да подарит ему Аллах лёгкой могилы!

Достопочтимый шейх появился на свет в 1937 году в том же селении Чиркей, в котором на него и было совершено нападение. Родился он в селении Абдуррахмана.

Время его рождения было временем сгущения туч над всем мусульманским миром, и Исламом в частности. Враги религии уничтожали сотни и тысячи учёных Ислама, в тот период были убиты Мухаммад Ясуби и Хасан-афанди. И именно в этот период, по велению Аллаха родился Саид Афанди аль-Чиркави.

Со слов рассказчиков мы знаем, что его рождение произошло в ночь, когда происходит определение судьбы человека. В эту самую великую ночь и родился будущий шейх двух мазхабов Саид Афанди аль-Чиркави. И, по воле Всевышнего Аллаха, множество мюридов обрели истинной счастье от одного общения с ним.

По случаю рождения сына, отец Саида прочитал «Я-син» три раза, после чего обратился к Аллазу с просьбой о том, чтобы мальчик шёл уверенно и твёрдой поступью по пути Ислама, попросил Его о том, чтобы Саид стал Учёным и обучал новое поколение Исламу, и не давал угаснуть свету Истинной Религии в это мрачное для неё время.

И в эту ночь молитва отца Саида была принята.

Мать будущего шейха, Айша позже не раз рассказывала о странных снах, посещавших её, пока носила в утробе своего сына. Ей снилось, будто бы он, вместе с люлькой, летит на небо, и оттуда наблюдает за городами, которые были похожи на гигантские муравейники. Кроме того, уже после рождения Саида Афанди аль-Чиркави он говорила, что сам процесс родов прошёл совершенно безболезненно для неё.

Отец Саида, кладя своего сына в люльку, читал суру «Аль-Фатиха» ему на ухо. Сын же внимательнейшим образом его слушал, глядя отцу в глаза. Отец заметил его хороший нрав, который начал проявляться уже с самых первых месяцев жизни, а потому часто говорил, что из его сына вырастет хороший человек.

И действительно - с самого детства Саиду снились мудрые, особенные сны. Саид с малых лет был очень мирным, спокойным и терпеливым. С ним опасались ссориться даже самые задиристые из задиристых ребят. Он ни у кого не вызывал злобы, либо гнева.

Однажды, на одной из улочек его села его встретили женщины, возвращающиеся с колхозного сада. Они предложили ему кисть винограда, однако Саид Афанди аль-Чиркави неожиданно отказался от неё. Позже, на вопрос о том, почему он не взял горсть винограда, Саид ответил, что это было бы харамом.

А однажды, когда он вернулся из Гелбаха, в которое он ходил за пшеницей, он снял свою обувь и увидел в ней несколько зёрнышек, которые попали туда случайно. Как только он их заметил, немедленно стал собираться в обратную дорогу, несмотря на то, что на дворе стояла ночь, а путь был очень не близкий. Родные еле-еле удержали его от этого поступка.

На протяжении всей своей жизни Саид Афанди аль-Чиркави был почтенен к старшим, и обращался с лаской и добротой к младшим. Он не любил споров, которые могли привести впоследствии к конфликту, и всегда уступал человеку даже в том случае, если он сам был при этом прав.

Саид Афанди аль-Чиркави всегда был скромным и достопочтимым человеком. Он был чужд к славе. Также, если он давал кому-то своё слово, то держал его до последнего, не нарушая обещания ни при каких обстоятельствах.

У его отца было огромное желание дать сыну образование в сфере Ислама, однако, по воле Всевышнего Аллаха, он внезапно умер, смертельно заболев. Случилось это когда Саиду Афанди аль-Чиркави было всего семь лет от роду. Это случилось в тот самый день и час, когда Саид, занимаясь чтением Корана, дошёл до «Я-син» - той самой суры, которую его отец трижды прочитал в честь его рождения.

Мальчик остался сиротой, но Коран всё же дочитал до самого конца - в основном благодаря настойчивости и поддержке со стороны его матери, Аишы. Когда он окончил семь классов, то пас стада сельских овец, чтобы как-то мочь обеспечивать семью. Позже, через четыре года, он был призван в ряды армии, где он был назначен оператором в войсках ПВО. Он служил три долгих года, однако на протяжении всех лет он не пропустил ни одного намаза, и держал все положенные посты месяца Рамадан. Когда Саид окончил воинскую службу, то вернулся в своё родное село, где работал чабаном и уводил в горы овечьи отары. Но и там, какая бы ни была погода, он брал Тахарат, читал азан, совершал молитву.

В его жизни было множество удивительного. Но самым удивительным была его вера - крепкая, как январский лёд и нерушимая, как скала. Он был очень постоянен в следовании Истинному Пути, который был предначертан ему Аллахом.

Вспоминая желание отца видеть в нём человека просвещённого, он сильно страдал, понимая, что не оправдал его надежд. Всякий раз, когда его душу охватывала тяга к знаниям, он горько рыдал, стоя перед своим стадом. Он просил, он молил Аллаха даровать ему возможность изучать религиозные знания, но необходимость содержать семью и жёсткий недостаток средств вынуждал его и дальше работать чабаном и пасти овец. Однако ближе к тридцати годам он всё же сумел навсегда оставить эту работу, и продолжить свою учёбу. И в этот же период случилось то, что сыграло решающую роль в его судьбе - он вступил в шазилийский тарикат.

Учёные Ислама, невзирая на опасное для Ислама время, обучили его религиозным наукам. В это время Саид Афанди аль-Чиркави был человеком зрелым, а потому, грамотно преодолевая все возникающие трудности, он успешно продвигался вперёд, постигая религиозные науки одну за другой. От Аллаха ему были дарованы такие качества, как: высокий уровень восприимчивости, проницательный и острый ум, и отличная память. Каждую книгу, которую он изучил, впоследствии он знал так хорошо, словно написал её лично, сам.

Его судьбу уже видели многие муршиды. Абдуль-Хамид-афанди, тарикатский шейх, как то спросил у мюрида Мухаммада-хаджи, сына Шамхала: «На окраине вашего села стоит дом, в нём живёт благословенный сирота. Здоров ли он, как у него дела?» Он спрашивал об этом у многих чиркейцев. Так оно и было - дом Саид Афанди аль-Чиркави стоя на самой окраине села. Мухаммад Ариф-афанди частенько сообщал мюридам, находившимся подле него: «В Чиркее хранится волос пророка, дети мои. Однажды наступит день, и это станет для всех явным».

Благой нрав Саида Афанди аль-Чиркави был одним из его наилучших качеств. Он никому и никогда не отказывал в своей помощи. Он был кротким и терпеливым человеком. Случалось не раз, что даже за строительством собственного дома он уходил для того, чтобы решить чью-то проблему, оставляя сохнуть уже разведённый раствор.

Вместе со своим односельчанином Абдуррахманом он как то пришёл в Нечаевку к устаху Мухаммаду-афанди. И учитель сказал ему: «Сын мой, Саид! Мои силы меня оставляют. Я провёл много времени в раздумьях кого же мне сделать своим преемником. Твои знания, деяния достигли совершенства, я это знаю. И теперь ты мой преемник, я передаю свои дела тебе». На лбу Саида Афанди аль-Чиркави выступил пот, глаза наполнились слезами. Он начал просить своего устаза, чтобы тот не возлагал на него этого ответственного дела. Но тот даже и слушать не хотел ни о чём подобном, и остался непреклонен. Он сказал Саиду, что наставничество даётся не по личному желанию, также не забирается обратно в том случае, если человек не желает наставлять. Здесь всё и завершилось. Саиду передали печать наставничества, вместе с нею халат, который передавался от устаза к устазу.

Много удивительного было в жизни Саида Афанди аль-Чиркави! Но всё же именно его постоянство в следовании Истинному пути является самым большим и великим его чудом. К нему приходило огромное количество мюридов, за советом. Он решал огромное количество самых различных проблем, но никто и никогда не видел, чтобы Саид Афанди аль-Чиркави сказал хоть слово, которое бы противоречило тарикату и шариату.

О его глубоких познаниях говорят книги, которые были написаны им за очень короткое время. То, что он окончил всего семь классов и провёл большую часть своей жизни на пастбище, не помешало ему написать четыре книги, в которых он в стихотворной форме даёт шариатские заключения, и описывает историю пророков и религии. Если быть точнее, в стихотворной форме им написаны три книги, четвёртая написана им в обычном виде. Также, им была написана и пятая книга, которая на данный момент лишь готовится к изданию.

Это количество трудов свидетельствует о размерах его религиозного Знания.