Ролевое поведение.
В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например, в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.
В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного Я. Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего Я.
Способы разрешения ролевых конфликтов.
Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или в обществе с одинаковыми легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачам, возникающим при исполнении данной роли.
Неадекватная ролевая подготовка.
Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку в должности инженера - все это отдельные моменты непрерывной социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать их впоследствии в следующих ролях. При непрерывной социализации опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему.
Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим - далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей.
Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения.
Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии кажутся чуждым молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институциональные нормы общества.
Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени его сократить. Однако разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.
Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов, с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды.
Ролевые отношения - это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками.
Безличность. Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.
Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида о своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, - все может в широких пределах отличаться. Вживаемость асоциальную роль субъекта. Роли быстро выучиваются и могут значительно влиять на поведение субъекта. Ролевые отношения представлены следующими параметрами. Ролевой эпизод определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.
Ролевой набор -- совокупность ролей, соответствующих данному статусу, это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеют более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованиемклик,илиизолированных мелких группвнутри социальной группы.
Ролевая дифференциация определяется как степень различия типыфункций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах. Любая организация сталкивается с тем, что называется ролевой проблемой, К числу таковых относятся:
Ролевой конфликт;
Ролевая неопределенность;
Ролевая перегрузка.
Существует множество способов решения ролевых проблем. Один из них связан со структурными изменениями, сменой работы.
Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения.
Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.
Стиль ролевого поведения человека - это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.
Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:
1) нормативными требованиями - «Я» в предлагаемой обстоятельствами роли;
2) личными притязаниями - «Я» как таковой.
Первый план поведения - социальная форма ролевых действий, второй план - психологический способ ролевой самореализации.
Как раз здесь и возникает та существенная проблема, о которой шла речь выше, - трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле «настоящая» данная роль, как правило, приводит к внутриролевым и межролевым конфликтам.
Роль - социальная функция личности; ожидаемое поведение, обусловленное статусом или позицией человека в системе межличностных отношений. Роли, так же как и группы, могут быть формальные и неформальные. Формальные служат для формирования различных социальных организаций. В процессе социального взаимодействия людей возникают также и неформальные роли, которые характеризуют социальное взаимодействие, обусловленное личностными качествами его участников.
Многие люди в течение дня выполняют многочисленные роли, поэтому для понимания поведения людей в процессе взаимодействия очень важно знать, что такое роль, какие роли и для какой цели используют наши партнеры. Такая информированность может способствовать как предотвращению ролевых и межличностных конфликтов, так и совершенствованию самого процесса общения, поскольку роль имеет отношение к нормам предполагаемого поведения. Роль предполагает набор правил поведения в определенной среде, ожидаемых от человека в конкретной ситуации общения. Роль может включать отношения и ценности, а также характерные типы поведения.
В любой организации имеются статус иерархий и соответствующие роли, которые, являясь официальными или неофициальными, составляют неотъемлемую часть организации (директор, завуч, учитель, ученик и т. п.). В реальной жизни мы можем одновременно или последовательно играть разнообразные роли, например: учителя (в лицее), родителя (дома), пациента (в поликлинике), пассажира (в автобусе), товарища (на неформальной встрече). Каждому положению роли присущи различные взаимосвязи. Например, положение кандидата наук в колледже подразумевает не только роль преподавателя, но и отношение к учащимся, а также различные другие роли по отношению к администраторам, учителям-коллегам, к положению в обществе. При этом у каждой группы могут быть разные ожидания: учащиеся могут ожидать высококвалифицированных занятий, коллеги - новых исследований и публикаций, а администраторы - повышения рейтинга организации и его влияния на ее имидж. В литературе это называется очертанием роли.
Очертание роли - это индивидуальные ожидания определенного поведения от человека, выполняющего какую-либо определенную роль. Например, кандидат наук в колледже имеет более сложное очертание роли, чем начинающий учитель - выпускник вуза, но менее сложное, чем академик в университете. Чем больше ролей играет человек и сложнее их очертания, тем сложнее индивидуальное поведение, тем больше противоречий он ощущает. Иногда они становятся причинами стресса или конфликта.
В результате наличия многочисленных ролей и их очертания человек может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятельность в одной роли мешает деятельности в других ролях. В качестве члена группы человек испытывает сильнейшее давление отказаться от своего «Я» и обязательств перед собой в обмен на внутри-групповую деятельность. Когда это происходит, человек сталкивается с ситуацией, которая известна как ролевой конфликт.
В процессе общения могут возникать различные ролевые конфликты: конфликт «личность-роль» (когда требования роли нарушают основные ценности, отношения и потребности человека, занимающего определенное положение, например: когда директор колледжа выполняет одновременно функции учителя, ему бывает трудно ставить плохие оценки, так как это может повлиять на конкурентоспособность образовательного учреждения); конфликт внутри роли (возникает в том случае, когда разные люди определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет человеку, выполняющему эту роль, удовлетворять все требования. Например, юрисконсульт на предприятии, с одной стороны, должен соблюдать правовые нормы, с другой - защищать интересы администрации); межролевой конфликт (возникает в результате столкновения многочисленных ролей, с которыми могут быть связаны противоречивые ожидания).
Психологи считают, что человек, сталкиваясь с ролевым конфликтом, испытывает психологический стресс, что может привести к появлению эмоциональных проблем при взаимодействии с другими людьми, а порой и нерешительности в принятии решений.
Интерактивное упражнение
Участникам раздают листы с обозначением ролей, в которых они должны выступать в обсуждении (философ, эрудит, дипломат, скептик и т.п.). Предмет обсуждения - любой. Например фильм, спектакль, книга. Он не должен быть слишком сложным или чересчур волнующим. После 7-10 мин дискуссии окружающие должны определить, кто был в какой роли. Игроки, роль которых не узнали, считаются не справившимися с заданием.
Отметим, что структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:
· роли участников взаимодействия. Это набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную позицию среди людей;
· набор и порядок действий;
· правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации.
На работе, как и в театре, людям приходится играть определенные социальные роли.
Каждая личность в социуме рассматривается в трех ипостасях.
«Я - образ» - рефлексивное представление человека о самом себе. Это представление бывает более или менее адекватно реальности или мнению окружающих.
«Реальное Я» - совокупность качеств, стабильно присущих личности, или ее истинная, объективная сущность.
«Имидж-Я» - образ человека во мнениях окружающих. Он складывается под влиянием многих факторов и его можно варьировать в широком диапазоне.
Социальная роль, по сути, близка к понятию «имидж - Я», и характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от ее «исполнителя».
Рассматривают различные модели личности в общении. Модель общения во многом определяется на генетическом уровне. Например, интроверты - это люди, обращенные в свой внутренний мир. Для них общение, как правило, затруднено низкой коммуникабельностью или повышенной тревожностью. Экстраверты наоборот, подсознательно тянутся к людям. Им свойственна, скорее всего, постоянная потребность в общественном одобрении. Они очень общительны вплоть до навязчивости. Одиночество их угнетает.
Д.Б. Ропер (1966, США) предложил различать людей на ориентированных изнутри и ориентированных извне. Первые имеют внутренний локус контроля - это интерналы. Они убеждены, что в любой момент способны повлиять на окружение. Им свойственно брать на себя ответственность за то, что с ними случается. Это активные и динамичные люди. В случае неудачи они, не колеблясь, упрекают себя в том, что приложили недостаточно усилий. Интерналы чаще всего считают свои успехи и неудачи не случайными, а зависящими от самих себя.
Люди, верящие в существование внешнего контроля, имеют внешний локус контроля - это экстерналы. Они убеждены, что в обстоятельствах их жизни всецело повинны другие люди, везенье или случай. Это более пассивные и менее дееспособные личности. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности от экстернала ожидать не приходится.
Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делят на ведущих и ведомых. Ведущих играют так называемые «предпочитаемые» - «звезды», авторитетные, честолюбивые или чем-то иным привлекательные для окружающих лица. Ведомые - все остальные, включая «непредпочитаемых», с которыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответственными за все.
Социальная роль как идеальная модель поведения
Вступая в те или иные взаимодействия, люди бессознательно, исходя из привычки, быстро входят в роли, соответствующие обстоятельствам. Это позволяет реагировать на события быстро и адекватно. В трудовом коллективе, например, важно, чтобы сам работник осознанно полностью слился с той ролью, которая ему предписана должностными обязанностями.
Интерактивное взаимодействие с ролью. Важной проблемой является воздействие выполняемых личностью социальных ролей на ее психологические особенности. Например, работник в роли начальника ведет себя не так, как в роли низового исполнителя.
Важным условием в коллективе является создание возможностей для эффективного выполнения каждым его членом своих социальных ролей.
Важной характеристикой деятельности личности является уровень ее притязаний. Он формируется под воздействием ряда факторов: возраста; образования; пола; социального происхождения; стандартов успеха, существующих в социальных группах, к которым относится данная личность; уровня ее самоуважения; прошлого опыта; успехов и неудач в процессе движения к цели.
Обнаружено, что с увеличением возраста (до определенного периода) уровень притязаний, связанных с «творческими» потребностями, повышается, а затем снижается. Эта переломная точка различна в разных профессиональных группах.
Возрастает уровень притязаний и с ростом образования.
Если профессия не содержит возможностей для творчества, то это приводит к перемене специальности.
Если говорить об условиях труда, то уровень притязаний у женщин гораздо выше, чем у мужчин.
Установлено, что лица с низким социометрическим статусом в первичном производственном коллективе характеризуются большими притязаниями в зарплате, чем лица с высоким статусом.
Гендерные роли
Полоролевые стереотипы. На поведение мужчин и женщин влияют как психофизиологические особенности, так и гендерные (полосоциальные) стереотипы.
Считается, что женщины более общительны, активны, эмпатичны и заботливы.
Мужчины воспринимаются как более автономные, настойчивые, авторитарные и интеллектуальные.
Независимость отмечается как одна из главных психологических черт мужчин, а взаимозависимость - как женская черта Мужской стиль - более аналитический и манипулятивный. В общении женщины проявляют больше интуиции, легче угадывают состояние партнера. Они настроены на партнерский стиль общения. Мужчины бессознательно стремятся к доминированию.
Мужчины считаются более способными к пространственным и математическим знаниям.
Женщины показывают лучшие способности к языковым навыкам.
Мужская концепция морали формируется в терминах абстрактных правил, границы которых неподвижны, постоянны. Женщины более ситуативны, привносят больше личного в свою интерпретацию этики, границы которой более открыты и подвижны в зависимости от ситуации.
Ролевая структура группы
Ролевая структура группы также может подразделяться на формальную и неформальную. Формальный статус человека определяется его служебным положением. Оно обусловлено: рангом организации; уровнем должности, значимостью решаемых задач, обеспеченностью обслуживающим персоналом (референт, персональный шофер, охрана и пр.), транспортом, доступом к источникам информации, контактом с вышестоящими руководителями.
Способы укрепления авторитета: не бросать слов на ветер; быть справедливым и беспристрастным; не уклоняться от решения проблем; беречь время подчиненных; не отдавать невыполнимых распоряжений; не проявлять излишних эмоций; информировать подчиненных.
Официальное и неофициальное взаимодействие. Наряду с системой официального взаимодействия значительно влияние неофициальной организационной структуры. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый климат. Недоброжелательные отношения порождают ссоры и конфликты.
В пределах одной бригады могут существовать две и более неформальные группы, причем члены каждой из них противодействуют членам «не своих» групп.
Наиболее силен конформизм в малых группах, особенно триадах, где все находятся на виду.
Отмечается в целом, что женщины более конформны, чем мужчины.
Оказавшись в одиночестве, человек часто уступает, если даже он и прав. В противном случае давление окружающих может перерасти в открытое принуждение.
Обычно человек принимает взгляды большинства не столько под прямым внешним групповым давлением, сколько из-за боязни испортить отношения с окружающими.
Но конформизм имеет и важные преимущества. Во-первых, он обеспечивает выживаемость человека в критические моменты, облегчает организацию совместной деятельности людей, во-вторых, - придает коллективу свое «лицо», поддерживая систему ценностей и норм, закрепляя роли и стандарты поведения. А это помогает взаимодействию.
Групповые взаимодействия
Так называются определенные правила, выработанные группой. Особенно остро стоит проблема принятия групповых норм для новичка. Возможны четыре варианта его поведения:
· сознательное принятие норм группы;
· вынужденное принятие под угрозой санкций группы;
· демонстрация антагонизма по отношению к группе («не такой, как все»):
· сознательное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.
Виды деловых взаимодействий проявляются в совместной деятельности, деловых беседах и совещаниях.
Беседа при приеме на работу носит характер интервью и состоит из следующих основных блоков:
· что представляет собой соискатель;
· почему он ищет работу;
· его сильные и слабые стороны;
· его представления о хорошем начальнике;
· на какую зарплату он рассчитывает;
· его притязания в части карьеры и роста зарплаты.
Беседа при увольнении обычно связана с добровольным уходом сотрудника, в ситуации увольнения или сокращения.
Проблемные и дисциплинарные беседы обычно вызваны либо сбоями в деятельности сотрудника, либо фактами нарушения дисциплины.
Основная задача начала беседы - установить контакт с собеседником, создать атмосферу взаимопонимания, пробудить интерес к разговору. Есть несколько эффективных приемов для начала беседы:
· метод снятия напряженности - использование теплых слов, личного обращения, комплиментов, шуток;
· метод «зацепки», т.е. использование какого-либо события, сравнения, личного впечатления, анекдота или необычного вопроса для образного представления сути проблемы;
· метод «прямого подхода», т.е. непосредственный переход к делу без какого-либо обсуждения - краткое сообщение о причинах, по которым назначена беседа.
Откровенной, конструктивно-критической атмосфере деловой беседы противоречат:
· бестактное обрывание на полуслове;
· неоправданное лишение собеседника возможности высказать свое мнение;
· навязывание мнения ведущего беседу;
· игнорирование или высмеивание аргументов собеседника;
· грубая реакция на высказывание партнерами противоположных точек зрения;
· подтасовка фактов;
Деловое совещание определяется как форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.
Опыт показывает, что при решении проблем группу следует использовать в тех случаях, когда:
· проблема является скорее сложной, чем простой, и нет уверенности, что один человек обладает всей информацией, необходимой для решения;
· требуется разумно разделить ответственность за решение проблемы;
· желателен не один, а несколько вариантов решения проблемы;
· полезна проверка различных взглядов;
· руководитель стремится утвердить демократический стиль управления или хочет заручиться доверием подчиненных;
· членам группы необходимо лучше узнать друг друга.
Типы взаимоотношений в группе
Можно выделить четыре типа сотрудников:
· люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы;
· индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;
· приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;
· коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями.
На характер взаимодействия в группе влияют и социально-психологические факторы, определяемые видом деятельности:
· совместно-индивидуальная - каждый член коллектива делает свою часть общего задания независимо от других;
· совместно-последовательная - общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство);
· совместно-взаимодействующая - задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими членами.
Сплоченность в пределах данной деятельности достигается быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более первой.
Задачей изучения социально-психологического климата является определение его показателей. Кроме продуктивности труда коллектива необходимо учитывать косвенные показатели: текучесть кадров, состояние трудовой дисциплины, уровень конфликтности.
Межличностные взаимодействия могут регулироваться тремя путями:
Совместимостью партнеров на личном уровне. Эту совместимость можно определить как способность членов группы, совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Психологическая совместимость может быть обусловлена как сходством каких-либо характеристик членов группы, так и различием их. В итоге это при водит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности. Высокий уровень психологической совместимости благоприятно влияет на социально-психологический климат коллектива. Он определяется стойким настроением группы.
Совместимость партнеров улучшается при сходстве: в социальном происхождении, уровне интеллекта, возрасте, во взглядах на жизнь, этнических корнях, характерах (общительность. тревожность, мечтательность).
Совместимость повышается при взаимодополняемых свойствах темперамента (сангвиник-меланхолик, холерик-флегматик).
Сработанность - это согласованность в работе участников совместной деятельности. Подобное качество характеризует успешную совместную деятельность, порождающую высокую удовлетворенность членов группы.
Суть сплочения группы в том, чтобы превратить ее в психологическую общность. Сплоченность определяют следующие факторы: эмоциональная привлекательность членов группы, наличие совместимости, предпочитаемый группой способ взаимодействия, особенности групповых целей, удовлетворенность группы и каждого члена своим положением в группе, коллегиальный, корпоративный стиль руководства, способствующий сплочению группы.
В группе высокой сплоченности растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности и повышается эффективность работы всей группы.
Межличностное поведение в игр��
Игра - это свободная, неутилитарная упорядоченная деятельность в намеренно ограниченном пространстве и времени, в рамках которой воссоздаются социальные отношения между людьми.
Выделяют минимум два типа игровой деятельности «целевую» и «ролевую».
К целевому типу можно отнести все игры, ориентированные на достижение успеха, победы над соперником или обстоятельствами (детские игры, спортивные, викторины и пр.).
«Ролевые» игры - это те, в которых происходит исполнение ролей, использование масок различной природы, реализация заранее заданного текста. Сюда относится игра актеров. Или ролевые игры во время тренингов и деловых игр.
Э. Берн (1988) ввел понятие трансактного анализа. Суть этой идеи в том, что при анализе поведения человека в игре можно выделить трансакции как стержневую основу игры. По Берну этой основой и скрытым смыслом является неосознанное стремление каждой из сторон к достижению превосходства над другой и получению вознаграждения. При этом для трансакций чаще всего свойственно притворство, скрывающее истинные цели под видимыми манипуляциями.
В соответствие с этой теорией можно сказать, что люди с комплексами неполноценности играют не только для того, чтобы получить ценный приз или развлечься и удовлетворить «адреналиновый голод». Их основным подсознательным мотивом будет, в том числе, желание самоутвердиться. Выигрышем в данном значении будет и моральное удовлетворение от самого нахождения решения, поставленного условием игры.
Игровое поведение выявляет важные аспекты межличностного взаимодействия, которые находятся в тени или отсутствуют в других видах человеческого общения. В игре «тренируются» такие полезные навыки, как:
· ролевое поведение;
· следование правилам;
· способность скрывать подлинные состояния и мотивы, если их проявление неуместно;
· способность делать выбор в условиях неопределенности.
Сценарии и механизмы взаимодействия
Сценарии - стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях. Если ситуация знакома, знание сценария помогает автоматически совершать последовательные действия, в противном случае отсутствие сценария затрудняет адекватное поведение.
Взаимодействие является тем фундаментальным процессом, который скрепляет в диадную общность. Основные механизмы, обеспечивающие формирование межличностного взаимодействия, - это взаимопонимание, координация и согласование.
Взаимопонимание - это результат познания партнера, формирования общих целей и методов взаимодействия.
Координация - поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров.
Согласование - механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно - потребностной стороны общения.
На социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее самовыражение и поступки человека, а правильное с точки зрения окружающих поведение в конкретной ситуации.
Техника самопрезентации и виды распределения роле��
Самопрезентация
- это кратковременный специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и не вербальном поведении (В.Н. Куницына).
Свойства личности, способствующие успешной самопрезентации:
· социальный интеллект (чутье на людей и на обстоятельства, умение подстраиваться к окружающим);
· эгокомпетентность (знание своих недостатков и достоинств);
· природное обаяние;
· способность к мобилизации и переключению;
· манипулятивные умения.
Тормозящие факторы в самопрезентации:
· неспособность к самораскрытию;
· зажатость;
· застенчивость;
· комплексы и недостаток коммуникативных умений и навыков.
Техника самопрезентации включает следующие приемы:
· Инграциация (iпgгаtiаtiоп) - приукрашивание, самовосхваление, стремление сделать себя привлекательным.
· Самоподдержка - стремление произвести впечатление, описывая свои таланты и выдающиеся познания.
«Греться в лучах чужой славы» - выстраивание своего образа путем подчеркивания тесной связи с успешными, знаменитыми, выдающимися людьми.
Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, начиная с внешности и одежды.
Три вида распределения ролей. Пространство межличностного взаимодействия.
Определить положение человека в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и социальным явлениям, взятым за точку отсчета.
При знакомстве, представляясь, каждый из нас обычно сообщает определенные сведения о себе, называя свое имя, род занятий, профессиональную группу, семейное положение и пр. Эти сведения составляют как бы систему координат для определения социального положения любого индивида. Определив ситуацию, участники взаимодействия начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных обстоятельствах.
Под этим углом зрения межличностное взаимодействие предполагает:
· выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям друг друга, проверку их на прочность;
· оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.
Различают три типа пристройки .
1. Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицания, обращение на «ты», «сынок». Невербальные выражение того же - высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывание по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и другое.
2. Пристройка снизу означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. Здесь человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы и власти. Все это может сопровождаться заискивающими интонациями. наклоном туловища вперед, опускание головы и Т.п.
3. Позиция равенства сторон предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания и готовность выслушать критические замечания в свой адрес и т.д.
Эффект контраста - способность к быстрой смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации. Это один из существенных показателей мастерства общения. Данный тип поведения может быть использован любым человеком, ибо все мы в подавляющем большинстве бываем во всех трех положениях.
Эффект ассимиляции - использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Такой негибкий тип ролевого поведения может быть свойственен крайне самоуверенному человеку или аферисту или главе государства, например, в официальной обстановке.
Техника бихевиоральных (поведенческих) подкреплений состоит в том, что, выполняя социальную роль, человек не должен ограничиваться только вербальными и невербальными взаимодействиями. Он должен подкреплять свою роль поступками и действиями.
5. Стили педагогического общения (Классификация А.В.Петровского, Я.Л.Коломинского, В.В.Шпалинского, М.Ю.Кондратьева).
Доминирующая роль в формировании личности ребенка, в том числе особенностей его общения, отношения к себе и окружающим, принадлежит семье. Родители лучше всех знают своего ребенка и оказывают решающее влияние на его развитие. Однако в дошкольном детстве есть еще одна важная составляющая жизни малыша - это детский сад, в котором он проводит значительную часть времени.
Приобретенный ранее опыт общения в семье подвергается серьезному испытанию в дошкольном учреждении. В группе детского сада ребенку нужно не только суметь построить отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами), но и научиться общаться со сверстниками, соотносить свое поведение с общепринятыми правилами, организовывать собственную деятельность. И кто, как не воспитатель, поможет ребенку сделать первые шаги в мир новых взаимоотношений?
Каждый педагог имеет индивидуальный стиль деятельности и общения, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности. От личности педагога и его стиля взаимодействия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребенком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать своим собственным поведением личностное отношение к другому человеку. Реальное педагогическое общение предполагает субъектные отношения: партнеры по общению строят свое взаимодействие так, чтобы учитывать психологические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, темперамент, способности. При таком типе общения педагог, обращаясь к ребенку, предполагает определенное отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует свои требования, объясняет поведение. Если в общении педагога с детьми нет взаимной направленности, т. е. дети выступают только объектом воздействия, то нельзя говорить о полноценном общении.
Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.
У каждого педагога есть своя воспитательная стратегия, а точнее, модель взаимодействия с детьми. Наиболее содержательные характеристики моделей взаимодействия педагога с детьми даются В. А. Петровским.
Реальное ролевое поведение личности (рис. 1, Шв) - это фактические действия индивидов, обладающих определенным статусом, использующих свое «Я» и способности к проигрыванию ролей для эффективного взаимодействия с другими индивидами путем выполнения определенных ролевых экспектаций.
Реальное ролевое поведение личности характеризуется, с одной стороны, типичными, повторяющимися, предсказуемыми чертами (иначе это не роль, а отклонение от роли), а с другой стороны (ввиду наличия множества экспектаций, различий в проигрывании ролей, своеобразия личностной интерпретации экспектаций, а также различного жизненного опыта и темперамента), - индивидуальными чертами.
Ни один учитель не похож на другого; все официанты обслуживают клиентов по-разному, но ролевые требования, которые гарантируют выполнение социальных функций учителями, официантами, должны быть соблюдены.
Но есть один нюанс в анализе ролевого поведения - концентрация внимания на внешней, поведенческой стороне (которая, казалось бы, наиболее важна для тех, с кем индивид находится во взаимодействии): важно, чтобы человек независимо от его «Я», способностей интерпретировать свою роль выполнял определенные ролевые предуказания.
При подобном рассмотрении общество, система социальных взаимодействий предстает как театральная сцена для поведения людей, как драматическое ролевое представление, заключающееся в том, чтобы создать желательное (ожидаемое) впечатление у других.
Американский социолог Э. Гоффман делает особый акцент на внешнем фиксируемом поведенческом аспекте ролевого поведения, анализируя различные аспекты взаимодействия людей на основе производимого ожидаемого впечатления, выделяя защитное и охранительное («такт») действия, которые включают различные методы, обеспечивающие гарантию сохранения определенного впечатления, методы маскировки, раскрытия, ложного откровения и др.
Так, индивид постарается управлять впечатлением, которое создается у людей, чтобы убедить их в надежности своей информации. «Характерный пример может быть взят из жизни Шетландского острова. Например, сосед заходит на чашку чая, его лицо выражает обычно, по крайней мере, намек на ожидаемую теплую улыбку, когда он входит в дверь дома... Но хозяин дома может следить за гостем задолго до того, как он подошел к двери, и тем самым увидеть как гость «надевает» на себя улыбку... Некоторые же гости, предвосхищая эту возможность, будут на всякий случай придавать лицу приветливое выражение задолго до подхода к дому, обеспечивая тем самым проецирование постоянного образа» .
Проблема, на которой акцентировал внимание Э. Гоффман, выходит за рамки анализа хитросплетений процесса оказания приятного впечатления на партнеров. По сути задевается более существенный и глубинный вопрос: природа социально-ролевого поведения личности в обществе. Что это - лицедейство, мимикрия, притворство? Как соотносятся нравственный мир человека, устойчивые нравственные принципы, нормы, ценностные приоритеты и реальное ролевое поведение?
Толкование ролевого поведения как драматического, в чем-то притворного, приводит известного социолога П. Бергера к утверждениям типа «...социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к другой. Она скорее представляет собой процесс постоянного порождения и перерождения в каждой ситуации... Внутри понимаемой таким образом структуры нельзя найти что-то устойчивое... Вот почему в рамках социологического рассуждения на вопрос, кто есть реальный индивид в этом калейдоскопе ролей и идентичностей, можно ответить лишь простым перечислением ситуаций, в одних из которых он - одно, а в других - другое» .
По сути личность трактуется как совокупность ролей, которая лишь адаптируется к окружающим условиям, подражает, покорно следует предуказаниям, духовный мир которой фрагментарен, конъюнктурен.
Существует ли нравственный мир личности как целостность? Есть ли мораль как система более или менее устойчивых принципов, норм, опирающаяся на ценностные приоритеты?
Безусловно, человек втянут в самые разные социально-статусные ситуации, выполняет множество социальных ролей, но которые в конечном счете интегрируются в целостную систему ценностей, норм. Поэтому разведение нравственных принципов, норм, ценностей и ролевого поведения в принципе необоснованно. Что такое роль как не совокупность социокультурных норм? В нормальном (бесконфликтном, бескризисном) варианте развития общества ролевые экспектации не могут иметь существенных расхождений с нравственными принципами данного общества, поскольку они формируются в едином ценностно-нормативном пространстве, в едином поле данной культуры. Единые ценностные приоритеты, моральные нормы и принципы, традиции, обычаи обеспечивают единую генеральную логику поведения, логику предпочтений и т.д. Приведенный ранее пример об особенностях образца ролевого поведения американского учителя довольно точно свидетельствует о ценностных приоритетах американского общества, приоритета личности, недопустимости авторитарности.
Где же здесь притворство?
Вопрос о мимикрии становится особенно острым, когда анализируются расхождения в поведении человека в различных конкретных ситуациях - например, искренность, высоко ценимая как общечеловеческий моральный принцип, в гостях не всегда уместа. Можно ли в этой ситуации назвать лицедейством заранее «надетую» на лицо улыбку?
Подобные нестыковки прежде всего обусловлены дифференциацией и автономиназицией социальных институтов, пророждающими специфику и определенную автономизацию нормативной регуляции в различных конкретных (функциональных) ситуациях. Возникает подчас ощутимое своеобразие иерархии ценностей, норм, обслуживающих специфические аспекты жизнедеятельности. (Известно, что ролевой стандарт поведения предпринимателя не может предусматривать в качестве приоритетных сочувствие, сострадание, однако в домашней обстановке приоритет подобных принципов очевиден.)
Следует учесть еще один момент. Люди часто с трудом переключаются с одной иерархии принципов, уместной в их профессиональной деятельности, на другие, адекватные иной статусно-ролевой ситуации. Поэтому нередко роль принуждает их делать то, что они сами не очень одобряют. Роль молодого учителя заставляет недавнего (возможно, даже нерадивого) студента быть строгим, тщательно контролировать посещаемость учеников, их дисциплину и т.д. Но здесь нет притворства в полном смысле слова - речь идет скорее о необходимости привести свои представления в соответствие с новыми функциями, ролями. Те принципы, которые были более или менее адекватны предыдущему статусу и роли студента, оказываются неадекватными в новой социальной позиции. В целом же нравственный мир и специфическая роль человека в конкретной статусно-ролевой ситуации соотносятся как общее и особенное, специфическое.
Новая роль, новые социальные позиции, ситуации буквально принуждают перенимать еще недавно чуждые (неизвестные) вам моральные требования.
Невестка после свадьбы начинает вести себя со свекровью совсем не так, как еще два-три дня назад, - здесь нет притворства, а есть спецификация моральных приоритетов, норм в рамках единого ценностно-нормативного поля, характерного для данной культуры.
Человек, заходя в гости, стремится выразить приветливость, даже если и не очень уважает хозяина, - это не лицедейство, а соблюдение приличий, специальных нравственных норм поведения гостя, а значит, и проявление уважения к этим норам, традициям своего народа.
Функции, статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры.
Социальные статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые» научнологические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям, и в этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории.
- Гоффман Э. Представление себя другим. В кн.: Современная зарубежнаясоциальная психология. - М., 1984, с.192; см. также: Кравченко Е.И. Э. Гоффман. Социология лицедейства. - М., 1997.
- Бергер П. Приглашение в социологию, с. 100.