Стремление к внутренней свободе. Маски, которые мы меняем

тБЪЗПЧПТ У УПВПК

юФПВЩ ПУЧПВПДЙФШУС ПФ ОЕЗП Й УФБФШ УЧПВПДОЩН, ОБДП ОБХЮЙФШУС ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У УПВПК. й ЗМБЧОЩН ЪДЕУШ, ЛПОЕЮОП ЦЕ, СЧМСЕФУС ЦЕМБОЙЕ. иПФЙН МЙ НЩ УФБФШ УЧПВПДОЩНЙ? еУМЙ - «ДБ», ФП ТБЪЗПЧПТ РПМХЮЙФУС. чЩ НПЦЕФЕ ПВЯСУОЙФШ УЕВЕ, ЮФП УЧПВПДБ - ЬФП ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ, Б ЪОБЮЙФ, ЧОЕЫОЕЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОЕ НПЦЕФ ЧМЙСФШ ОБ ЧОХФТЕООЕЕ УРПЛПКУФЧЙЕ.

ьФП ЛБУБЕФУС Й ПФТЙГБФЕМШОЩИ Й РПМПЦЙФЕМШОЩИ ЖБЛФПТПЧ. чОЕЫОСС УТЕДБ ДП ФЕИ РПТ ВХДЕФ ЧМЙСФШ ОБ ЧБУ, РПЛБ ЧЩ ОБ ЬФП ВХДЕФЕ ТБЪДТБЦБФШУС. еУМЙ ЧЩ РПРБМЙ Ч УЙФХБГЙА, ЛПФПТБС НПЦЕФ УРТПЧПГЙТПЧБФШ Ч ЧБУ ЗОЕЧ ЙМЙ ТБЪДТБЦЕОЙЕ, РПРТПВХКФЕ Ч ЬФПФ НПНЕОФ ОЕНОПЗП ПФУФТБОЙФШУС, УФБФШ ЮХФПЮЛХ ЧЩЫЕ ДБООПК УЙФХБГЙЙ. фБЛБС РПЪЙГЙС Й ВХДЕФ ОБЮБМПН ЧБЫЕЗП ХУРЕИБ. еУФШ ПЮЕОШ ИПТПЫЕЕ УТЕДУФЧП ВПТШВЩ УП УЧПЙНЙ ЧТБЗБНЙ: ОХЦОП ОБЮБФШ ЪБЭЙЭБФШ ЙИ. пВЙДЕМ ЧБУ ЮЕМПЧЕЛ, Б ЧЩ ОБЮОЙФЕ ЙУЛБФШ Ч ОЕН РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЮЕТФЩ, ОБЮОЙФЕ ЪБДХНЩЧБФШУС: Б РПЮЕНХ ПО ЧБУ ПВЙДЕМ? дМС ЮЕЗП ЧБН ОЕПВИПДЙН ЬФПФ ХТПЛ? юФП ЧЩ ДПМЦОЩ РПОСФШ Ч ЬФПК УЙФХБГЙЙ? ъБДБЧБКФЕ УЕВЕ ЧПРТПУЩ ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ЧЩ ОЕ РПКНЕФЕ, ЮФП ЬФП ЮЕМПЧЕЛ ВЩМ ОБРТБЧМЕО Л ЧБН ДМС ЧБЫЕЗП ЦЕ ВМБЗБ, ЮФП ВЩ ЧЩ ЮЕТЕЪ ПВЙДХ, ЮЕТЕЪ ВПМШ РПОСМЙ ФП, ЮФП ПВЩЮОЩН РХФЕН ОЕ РПОЙНБМЙ. й ЛПЗДБ ЧЩ ХЧЙДЙФЕ «УФБТБОЙС» ЧБЫЕЗП ЧТБЗБ, ЧЩ РТПУФЙФЕ ЕНХ ПВЙДХ Й ДБЦЕ РПМАВЙФЕ ЕЗП. фЕРЕТШ ОБ ПДОПЗП ЧТБЗБ Х ЧБУ УФБМП НЕОШЫЕ.

сТЛЙЕ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЬНПГЙЙ ФПЦЕ НПЗХФ ДЕТЦБФШ ЮЕМПЧЕЛБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ. лФП-ФП РПУФПСООП УФБЧЙФ ГЕМЙ, ЮФП ВЩ РТЙ ДПУФЙЦЕОЙЙ ЙИ ЙУРЩФЩЧБФШ ТБДПУФШ. б ПФ ТБДПУФЙ ДП ТБДПУФЙ ПО ВХДЕФ РТЕВЩЧБФШ Ч ДЕРТЕУУЙЙ. оБИПЦДЕОЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ Ч УПУФПСОЙЙ РПМПЦЙФЕМШОЩИ ЬНПГЙК - ЬФП ЕУФЕУФЧЕООПЕ УПУФПСОЙЕ ПТЗБОЙЪНБ. й НЩ ЧУЕ ВЕЪПЗПЧПТПЮОП ХУФТЕНМЕОЩ Л ПЭХЭЕОЙА УЮБУФШС. оП НОПЗЙЕ ДПВЙЧБАФУС ЬФПЗП РХФЕН ХРПФТЕВМЕОЙС УРЙТФОПЗП Й ОБТЛПФЙЛПЧ, ОЕ РПДПЪТЕЧБС, ЮФП ЕУФШ ЙОЩЕ РХФЙ. фБЛ МАДЙ РТЙПВТЕФБАФ ЧОХФТЕООАА ЪБЧЙУЙНПУФШ - ЪБЧЙУЙНПУФШ ПФ РТЙЧЩЮЕЛ. й ЕУМЙ ЧЩ УЕКЮБУ ХУФТЕНЙМЙУШ Л РПЙУЛХ ЧОХФТЕООЕК УЧПВПДЩ, ФП РТПЧЕДЙФЕ УЕТШЕЪОХА ЮЙУФЛХ УЧПЕЗП ПТЗБОЙЪНБ ПФ РТЙПВТЕФЕООЩИ ЧТЕДОЩИ РТЙЧЩЮЕЛ. нЙТуПЧЕФПЧ РТЕДМБЗБЕФ ЧБН ПЮЕОШ РТПУФПК НЕФПД: РТЙХЮЙФШ ПТЗБОЙЪН Л РПМЕЪОПК РТЙЧЩЮЛЕ - ЕЦЕДОЕЧОП ЙЪВБЧМСФШ УЕВС ПФ ЧТЕДОЩИ РТЙЧЩЮЕЛ. ьФП Й УМПЦОП Й РТПУФП ПДОПЧТЕНЕООП. еУМЙ ЧЩ ЙУРХЗБЕФЕУШ ЬФПЗП РХФЙ, ОЕ РТПКДЕФЕ ЕЗП, ФП ЧЩ ОЙЛПЗДБ ОЕ ХЪОБЕФЕ УЕВС ОБ НОПЗП УФХРЕОЕК ЧЩЫЕ ФПЗП, ЛБЛПК ЧЩ УЕКЮБУ. б НЩ ХЧЕТСЕН ЧБУ - ФПФ ДТХЗПК ЮЕМПЧЕЛ - РТЕЛТБУЕО!

фПЮОП ФБЛ ЦЕ ЙЪВБЧМСКФЕУШ ПФ ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЦЕМБОЙК. уВЩЧЫБСУС НЕЮФБ ДЕМБЕФ ОБУ УЮБУФМЙЧЕЕ, ОП ОЕ ОБ ДПМЗП.

рПФПН ЧПЪОЙЛБЕФ ОПЧПЕ ЦЕМБОЙЕ, Й ФБЛ ЗПОЛБ ЪБ ОЙНЙ РТПДПМЦЙФУС. рПРТПВХКФЕ ВЕЪ ДПУФЙЦЕОЙС ГЕМЙ РТЙМПЦЙФШ Л УЕВЕ ПЭХЭЕОЙЕ УЮБУФШС, ЛБЛ ЬФП УДЕМБМЙ ЗЕТПЙ ЙЪЧЕУФОПК ОБ ЧЕУШ НЙТ УЛБЪЛЙ нПТЙУБ нЕФЕТМЙОЛ «уЙОСС РФЙГБ». нБМШЮЙЛ Й ДЕЧПЮЛБ РПОСМЙ, ЛБЛ НПЦОП ПВНБОХФШ ЪБЧЙУЙНПУФШ, Й ПОЙ ПВТЕМЙ ОБЗТБДПК УЙОАА РФЙГХ УЮБУФШС. уЧПВПДОЩН ЮЕМПЧЕЛ УФБОПЧЙФУС ФПЗДБ, ЛПЗДБ ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ УПЗТЕЧБЕФ ЕНХ УЕТДГЕ.

рТБЛФЙЮЕУЛЙЕ ДЕКУФЧЙС.

фЕПТЙА НЩ ПУЧПЙМЙ, ФЕРЕТШ РТПЧЕДЕН РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ДЕКУФЧЙЕ. мСЗФЕ ОБ ТПЧОХА РПЧЕТИОПУФШ. тБУУМБВШФЕУШ. оПЗЙ, ТХЛЙ, ФХМПЧЙЭЕ, ЗПМПЧБ - ЧУЕ ТБУУМБВМЕОП. рТПЮХЧУФЧХКФЕ ЬФП. ъБЖЙЛУЙТХКФЕ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФПН, ЛБЛ ТБУУМБВМСАФУС ЧБЫЙ НЩЫГЩ. б ФЕМП ЛБЛ ВЩ ПВНСЛБЕФ. чБЦОП РТПЛПОФТПМЙТПЧБФШ, ЮФПВЩ ТБУУМБВЙМЙУШ ФЕ НЩЫГЩ, ЛПФПТЩЕ Х ОБУ ОЕ ТБУУМБВМСАФУС ДБЦЕ ОПЮША. ьФП НЕМЛЙЕ НЩЫГЩ МЙГБ Й НЩЫГЩ РМЕЮЕЧПЗП РПСУБ. фЕРЕТШ РТЙУФХРЙН Л УБНПНХ ЧБЦОПНХ НПНЕОФХ: ПУЧПВПДЙН ЗПМПЧХ ПФ НЩУМЕК. оБН ОХЦОП УФБФШ ЮЙУФЩН Й ВЕМЩН МЙУФПН ВХНБЗЙ, ОБ ЛПФПТЩК НПЦОП ВХДЕФ ЧРЙУБФШ «ОПЧХА ЙУФПТЙА». пУЧПВПДЙФШ ЗПМПЧХ ПФ НЩУМЕК ДБЦЕ ОБ ОЕУЛПМШЛП УЕЛХОД - ЬФП ВПМШЫПК ФТХД. нЩ РТЙЧЩЛМЙ Л ЙИ РПУФПСООПНХ РТЙУХФУФЧЙА. оП ЙНЕООП Ч ЬФПК УМПЦОПУФЙ ИТБОЙФУС ФБКОБ ХУРЕИБ. йФБЛ, ХЧЙДЙН, ЛБЛ НЩУМЙ ЪБИПДСФ Ч ЗПМПЧХ. пФУМЕДЙН ЙИ ИПД, ПЮЕТЕДОПУФШ. ъБФЕН ОЕ РПЪЧПМЙН ЬФПНХ ЛБТБЧБОХ ЧПКФЙ Ч ОБЫЕ РПМЕ Й ОЕ ДБДЙН ЙН ДБМШЫЕ ТБЪЧЙФШУС. юФПВЩ ЛБЛ-ФП ХЧМЕЮШ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ, РЕТЕНЕУФЙН ЕЗП ОБ ДЩИБОЙЕ. рПОБВМАДБЕН ЪБ ВЙЕОЙЕН УЧПЕЗП УЕТДГБ, ОЕ ДБЧБС РТЙ ЬФПН НЩУМСН РТПЧПДЙФШ ЛПОФТПМШ Й ПГЕОЛХ ОБЫЙН ДЕКУФЧЙСН. мАВБС БФБЛБ НЩУМЕК ДПМЦОБ ВЩФШ ПФВЙФБ. фЙЫЙОБ. й Ч ЬФПК ГЕООПК ФЙЫЙОЕ РТПЮХЧУФЧХКФЕ УЕВС УЧПВПДОЩН. оЙЮФП ЧБУ ОЕ УЛПЧЩЧБЕФ, ОЙ РТЙОХЦДБЕФ Й ОЕ ПВСЪЩЧБЕФ. чУЕ ЬФП ВХДЕФ РПФПН. б ЧПФ УЕКЮБУ - ФПМШЛП ЗБТНПОЙС Й УЧПВПДБ. чЩ НПЦЕФЕ ЧУРПНОЙФШ дЦПЛПОДХ мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ, РТПЮХЧУФЧХКФЕ ЛБЮЕУФЧП ЕЕ ЧЪЗМСДБ Й ХМЩВЛЙ - ЧЕДШ ПОБ ЙЪМХЮБЕФ ФП ЦЕ УБНПЕ. еЕ ЧОХФТЕООСС ЗБТНПОЙС УПЕДЙОЙМБУШ У ЗБТНПОЙЕК ПЛТХЦБАЭЕЗП НЙТБ. й ЧЩ ФБЛ ЦЕ: УФБОПЧЙФЕУШ ОЕ ФПМШЛП ЗБТНПОЙЮОЩ ЧОХФТЙ, ОП Й ЕДЙОЩ У ЧОЕЫОЙН НЙТПН. чЩ УФБОПЧЙФЕУШ ЮБУФША ЬФПЗП НЙТБ, Б ПО ЮБУФША ОБИПДЙФУС Ч ЧБУ. фБЛ РТПЙУИПДЙФ РТПОЙЛОПЧЕОЙЕ.

чПЪНПЦОП, ЧЩ ОЕ УТБЪХ ДПУФЙЗОЙФЕ ЬФПЗП ЮХЧУФЧБ. оП ДБЦЕ ЧП ЧТЕНС РЕТЧПЗП ЪБОСФЙС ЧЩ НПЦЕФЕ РПУФЙЮШ ЕЭЕ ЧПФ ЮФП: РПМОПЕ ТБУУМБВМЕОЙЕ Й ПУЧПВПЦДЕОЙЕ ПФ НЩУМЕК ДБЕФ ЮЕМПЧЕЛХ ЙЪМЕЮЕОЙЕ. ьФП УПУФПСОЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ВПЦЕУФЧЕООП, Й РПЬФПНХ ПОП МЕЮЙФ ВПМСЭЕЗП. пЮЕОШ ЬЖЖЕЛФЙЧОП ФБЛЙН НЕФПДПН ПУЧПВПДЙФШУС ПФ РТПУФХДОЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК. пДОБЦДЩ С РПЕИБМБ ОБ ТБВПФХ Ч ПЮЕОШ РМПИПН УПУФПСОЙЙ. с РПОЙНБМБ, ЮФП Х НЕОС ОБЮЙОБМУС ЗТЙРР. рП ДПТПЗЕ С ЪБЕИБМБ Ч ДПН Л УЧПЙН ТПДЙФЕМСН, ХЧЙДЕЧ НЕОС Ч ТБУЛЙУЫЕН УПУФПСОЙЙ, ПОЙ РТЕДМПЦЙМЙ НОЕ РПМЕЦБФШ Ч ХДБМЕООПК ЛПНОБФЕ ИПФС ВЩ РСФШ НЙОХФ. с ХЫМБ Ч ЛПНОБФХ, Й ТЕЫЙМБ ЧПУРПМШЪПЧБФШУС ФПМШЛП ЮФП РТПЮЙФБООПК НОПА НЕФПДЙЛПК. с МЕЗМБ Й ТБУУМБВЙМБУШ, ХВТБМБ НЩУМЙ ЙЪ ЗПМПЧЩ. нОЕ РПЛБЪБМПУШ, ЮФП С ЛБЛ ВЩ РПМХПФЛМАЮЙМБУШ ОБ НЗОПЧЕОЙЕ. юЕТЕЪ РСФШ НЙОХФ С ЧЩЫМБ Ч ЪБМ БВУПМАФОП ЪДПТПЧПК, ЮЕН ПЮЕОШ ХДЙЧЙМБ УЧПЙИ ТПДЙФЕМЕК. пОЙ ОЕ НПЗМЙ РПЧЕТЙФШ УЧПЙН ЗМБЪБН - ОБ УФПМШЛП ЧЕМЙЛБ ВЩМБ ТБЪОЙГБ.

дПТПЗБ Ч ТБК.

чЩ ЪБЛПОЮЙМЙ ФТЕОЙОЗ, ПФЛТЩМЙ ЗМБЪБ, ЧУФБМЙ Й ОБЮБМЙ ЪБОЙНБФШУС ПВЩЮОЩНЙ ДЕМБНЙ. нЩУМЙ РПФЕЛМЙ Ч ЗПМПЧХ УЧПЕК ЮЕТЕДПК. оП ФЕРЕТШ ЧЩ НПЦЕФЕ ЪОБФШ, ЮФП ЧЩ ОЕ ТБВ НЩУМЕК, ЧЩ УРПЛПКОП НПЦЕФЕ РТЕУЕЮШ ЙИ ЧОЕДТЕОЙЕ. фЕРЕТШ ЧЩ ЛПОФТПМЙТХЕФЕ УЙФХБГЙА. чЩ НПЦЕФЕ РПЪЧПМЙФШ ЙН ВЩФШ Ч ЧБЫЕК ЗПМПЧЕ ДМС ТЕЫЕОЙС ЛБЛЙИ-ФП ЪБДБЮ, ОП ЧЩ ФБЛ ЦЕ НПЦЕФЕ РТЙЛБЪБФШ УЧПЕНХ ХНХ ВЩФШ ЮЙУФЩН. фЕРЕТШ ЧЩ ИПЪСЙО УЧПЕЗП ФЕМБ. чЪСФШ ФЕМП РПД ЛПОФТПМШ - ЬФП ЪОБЮЙФ ЧЩКФЙ ОБ ДХИПЧОЩК ХТПЧЕОШ. б ЬФП Й ЕУФШ ДПТПЗБ, ЧЕДХЭБС Ч ТБК. фЕРЕТШ ЮЕМПЧЕЛ УРПУПВЕО ПУПЪОБООП ВЩФШ УЧПВПДОЩН. й ЛПЗДБ РТПЙЪПЫМП ЧОХФТЕООЕЕ ПУЧПВПЦДЕОЙЕ, ЧОЕЫОЙЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ ФПЦЕ ОБЮБМЙ НЕОСФШУС. чБУ РЕТЕУФБМЙ ПЛТХЦБФШ ОЕУЮБУФШС Й ТБЪТХЫЕОЙС. чОЕЫОЙК НЙТ ПФЛМЙЛОХМУС ОБ ЧБЫХ ЧОХФТЕООАА ЗБТНПОЙА Й РПЧЕТОХМУС Л ЧБН ФЕН ЦЕ, ЮЕН Й ЧЩ Л ОЕНХ. й Ч ЬФПН МЙГЕ НЩ ОБЮЙОБЕН ХМБЧМЙЧБФШ ЪОБЛПНЩЕ ЮЕТФЩ. пФ ОПЧПЗП ЮХЧУФЧБ ЧПЪОЙЛБЕФ ПЭХЭЕОЙЕ, ЮФП ЛПЗДБ-ФП ДБЧОП-ДБЧОП ЬФП УПУФПСОЙЕ ХЦЕ ВЩМП У ОБНЙ. нЩ ВЩМЙ Ч ОЕН, Б ПОП РПНОЙФ ОБУ. фБЛ РТПЙЪПЫМП ЧПЪЧТБЭЕОЙЕ ОБ ТПДЙОХ. оП НЩ УФБМЙ ПУПЪОБООЩНЙ.

рТПГЕУУ ПВТЕФЕОЙС ЧОХФТЕООЕК УЧПВПДЩ ДПМПЗ, ОП ПО ДЕМБЕФ ОБУ ЧЩЫЕ, НХДТЕЕ Й ЮЙЭЕ. оЙ ПДОБ УЙУФЕНБ Ч НЙТЕ ОЕ ЪБУФБЧЙФ ЧБУ ВЩФШ ФБЛЙН. оБПВПТПФ, МАВПК УЙУФЕНЕ ОХЦОЩ ТБВЩ. й ФПМШЛП ЧЩ УБНЙ, ПФВТПУЙЧ ЧУЕ ХУМПЧОПУФЙ НПЦЕФЕ УРБУФЙ УЕВС, ХЧЕТЕООПК РПУФХРША ЧЩИПДС ЙЪ ТБВУФЧБ.

лПННЕОФБТЙЕЧ ОЕФ.

Я писал об основных источниках несвободы. Таких источников сыскалось немало и, что характерно, один из них — это наше стремление сделать жизнь лучше, гармоничнее, свободнее. В этой статье я постараюсь нащупать дорожку к обретению внутренней свободы, насколько она вообще доступна человеку.

Первым делом дадим все же более-менее рабочее определение внутренней свободы.

Внутренняя свобода – это состояние человека, в котором его мысли, желания и действия зависят прежде всего от него самого, а внешнее давление вроде общественного мнения сначала как следует осознается и анализируется с позиций самого человека.

Проще говоря, внутренняя свобода – это когда человек думает и делает то, что он хочет на самом деле (в крайнем случае – то, к чему подталкивают реальные обстоятельства, но не чужие мнения и идеи). И — немаловажное дополнение! — при этом человек должен чувствовать себя комфортно. «Поступать по-своему» умеют и дети — с криком и плачем. Нет, внутренне свободный человек, поступая по своему не терзается и не испытывает сомнений.

Ну а теперь к главному. Как же все-таки обрести внутреннюю свободу?

Так и подмывает написать что-то вроде:

«Дык, все просто! Нужно для начала разобраться со своими истинными целями и , как следует подумать и заставить себя поменять отношение к миру: так, чтобы рассматривать все с позиций разума, делать только то, что тебе на самом деле нужно, отметать к чертовой бабушке общественные стереотипы, ко всему подходить с циничной ухмылочкой и арифмометром».

И это был бы действительно правильный совет. Более того, совет универсальный, вышеприведенный абзац — это краткая, но содержащая все необходимое инструкция по саморазвитию НА ГОДЫ.

Но мы сегодня говорим исключительно о внутренней свободе, пытаемся взглянуть на саморазвитие с этой точки зрения, забыв о других (в этом, собственно и есть польза многочисленных психологических понятий, которые часто пересекаются друг с другом, таких как: , самооценка и т.д.)

Поэтому я предложу специальный вариант обретения внутренней свободы (можно сказать, программа освобождения). Выдавливать из себя раба будем вот так:

1. Определяем, что именно делает вас зависимым и несвободным в наибольшей степени. Небольшой перечень возможных источников есть в . Но вы — поразмыслив пять минут — легко найдете главного врага своей свободы и самостоятельно. Это может быть ваша компания или коллеги на работе, член семьи, регулярно читающий вам мораль (самые распространенные случаи). Это может быть и нечто более экзотическое — кумир-авторитет в любой сфере, стереотипы, прививаемые «гуру» , даже любимая книга, фильм (ау, поклонники «Секрета»!) или афоризм.

2. Теперь искореняем влияние этого фактора. Как искореняем? Просто вдумываемся во все, что слышим (или воспринимаем по-другому) от этого источника. Вдумываемся, анализируем, находим противоречия и (особенно важно) несоответствия вашему внутреннему миру. Этот шаг не так уж сложен. Главное здесь — научиться воспринимать не в фоновом режиме, а активно, обдумывая. На развитие этого умения может уйти некоторое время.

В итоге вы получите небольшой глоточек свободы — свободы именно от выбранного источника несвободы (корявенько сказано, но что поделать). Свобода не значит полное отрицание. Свобода — подчеркиваю — означает разумный выбор. То есть вы будете продолжать слушать коллегу, который учит вас жизни, но его речи будут иметь только то значение, которое вы выбираете САМИ, в соответствии со своими целями и желаниями. Вас не будет это раздражать. Вы вообще сможете не допустить это в свою жизнь. Или — допустить, обогатить и использовать себе на пользу.

(Кстати. Когда вы добиваетесь этой цели, то чувствуете мощный подъем и воодушевление, захватывающее ощущение свободы и власти над собой. Хотя бы ради него стоит попробовать)

3. (можно делать одновременно с шагом 2) Вы ведь ведете дневник? Нет? Жаль, это неплохой . Тогда заведите хотя бы на недельку. Пишите туда мысли и дела безо всякого стеснения, чем подробнее, тем лучше. Пишите для себя, наплевав на правильное оформление, красивый почерк и орфографию. Не стесняйтесь записывать самые бредовые и малозначительные мысли.

Под конец недельки берем красный карандаш (или инструмент «маркер» в ворде) и перечитываем свою писанину. Ищем мысли, поступки и слова, которые свидетельствуют о нашей несвободе. Разбираем каждый случай, спрашивая себя «а как правильно»?
Относитесь к этому легко, как к игре. Хорошо делать подобные упражнения вдвоем с человеком, которому доверяете, помогая друг другу.

4. На следующей неделе вылавливаем помеченные несвободой мысли и дела уже в процессе — и стараемся исправиться. Это не так уж сложно. — потому что главные «тараканы» повторяются изо дня в день. Если все же сталкиваетесь с трудностями — повторите предыдущий шаг.

Благодаря 4 шагам по прошествии некоторого времени вы должны:
а) избавиться от одного из самых зловредных источников внутренней несвободы
б) научиться анализировать себя и свое поведение, бороться с проявлениями несвободы
в) решить часть своих проблем и выработать некоторые полезные качества

Теперь для закрепления эффекта можно сделать еще две вещи:

5. Проделайте с днем то же самое, что и с неделей (можно даже расчертить табличку по часам: что делал-думал-говорил, что было неправильно, как надо. Смысл тут — в концентрации на мелочах. Это позволяет не только усилить эффект, но и открыть для себя новые горизонты: мелочи помогают выявить или предвидеть более важные вещи.

6. И наконец рекомендую на время сменить обстановку и круг общения. Уехать в отпуск, например. Это позволяет «оттенить» свои достижения (издалека вещи зачастую понятнее и четче). А еще новая обстановка поможет вам потренироваться в противодействии новым источникам несвободы, бороться с которыми проще, чем с застарелыми. Ну и просто отдохнуть от трудов праведных на ниве саморазвития))))

Если вы свободны в отношениях, то вы не обуславливаете свое поведение тем, как на него отреагирует партнер. Разрешаете себе, например, злиться и выражать злость, потому что вы так хотите, и не останавливаете себя из-за того,что на это обижается близкий человек.

Но здесь вам нужно понять одно правило :
Если вы не ограничиваете себя обязанностями и правилами с другими людьми, то тогда психика начинает компенсацию появлением внутренней структуры (т.е начнут появляться вои внутренние правила и ограничения невротического характера). Поэтому для сохранения себя самого важно выстраивать собственную, внутреннюю структуру, свои правила и ограничения, а не чужие (общественные или родительские).
Например: « Я могу выражать и делать что-либо вопреки запретам родственников или окружающих людей, но при этом четко осознавать, зачем я это делаю, какие свои ценности защищаю и какие цели преследую, учитывая при этом собственную ответственность и последствия своих действий. Тогда я действительно свободен».
Таким образом:
Если вы свободны в отношениях с другим человеком – вы можете вести себя с ним в соответствии со своими потребностями и желаниями. Если вы психопат, то этим все и ограничивается. Если нет, и для вас важны отношения с другим, то вы прислушиваетесь и к его желаниям и потребностям. И можете удовлетворять их (если это в ваших силах), а можете – не удовлетворять. Ощущение свободы для вас — в наличии выбора и сил для его осуществления.

Что еще важно для обретения внутренней свободы?

Стоимость часа консультации психолога

Прежде всего требуется подвижность и гибкость. Можно уцепиться за свои правила и принципы, и держаться за них даже тогда, когда они утратили всякую актуальность и наносят вред. Тогда можно говорить о внутренней несвободе, превращении себя в раба принципов, который игнорирует смысл, заложенный в ранее принятых правилах. Принцип ради принципа, идея-фикс. При условии, что внутренние убеждения и принципы не могут эффективно позволить решать жизненные трудности, неизбежно возникает внутренний конфликт, на который мозг реагирует разными симптомами: от заболеваний до психических заболеваний.

Второе, что важно для внутренней свободы это наличие альтернатив и связанных с ними перспектив.

Приведем примеры:

  • Взрослый сын всю жизнь пытался добиться от холодной, отвергающей матери любви и признания, и других альтернатив у него не было – до тех пор, пока он не задумался над тем, что добиться этой любви, видимо, невозможно… ;
  • Женщина, одержимая порядком и уставшая от вечной борьбы за «чистоту» со своей семьей, начала обретать свободу в тот момент, когда задумалась над вопросом, а есть ли вообще альтернатива выдраенной до блеска квартире;
  • Супруг, не допускавший и мысли о том, что можно разводиться, и ощущавший себя в настоящей кабале, задышал по-другому, когда разрешил себе думать о разводе и осознал (всем своим существом!) его возможность. Разводиться не пришлось…

Осознание наличия альтернатив – начало свободы. Если нет альтернатив – свободы нет и нет и перспектив. Но это только начало, так как альтернативой нужно еще быть способным воспользоваться.
Осознание «Я хочу и могу иначе! » приходит вместе с тем, когда вы начинаете делать что-то иначе, тогда берутся силы на что-то другое. Не обязательно все делать по-другому, достаточно ясного видения иных вариантов и знание того, что вы можете ими воспользоваться, чтобы почувствовать свободу и измениться в отношениях с людьми и общественными институтами.
В противном случае все остается «просто в голове», а дышать легче не станет. А эти «ты ни на что не способен », «это все бесполезно », «нет смысла стараться », «все равно ничего не изменить » и прочая выгодна только тем, кого и так устраивает то, в чем они живут. И это без шуток. Но тогда и жаловаться не на что.

Третья составляющая -это непривязанность или стремление к ней. Мы самостоятельно лишаемся свободы, когда у другого человека есть нечто, что необходимо нам. Это может быть что-то конкретно-материальное, а может быть и другое – , например, или признание от этого конкретного человека. В таком случае вы собственноручно «даете» обретает власть над вами.

Выход – начать учиться «достраивать » себя до другого человека, от которого вы зависимы. Учиться получать то, что есть у него, но своими способами. А он если захочет и так даст вам то, что вам нужно. Если захочет…

Напоследок , чтобы вы точно знали, когда вы сами лишаете себя свободы:

  1. Вы лишаете себя свободы, когда вы не придумываете себе осознанной альтернативы (выбора).
  2. Вы лишаете себя свободы, когда делаете все, чтобы лишить себя сил/энергии для реализации альтернатив. А это именно: устраиваете скандалы, плачете, пьете таблетки, вините себя, думаете негативно и т.д.
  3. В лишаете себя свободы, когда вы создаете идея-фикс, которой вы одержимы.
  4. В лишаете себя свободы, когда другой человек обладает тем, что вы хотите заполучить от него любой ценой.

Экология жизни: Сколько человек может сам себе позволить, чтобы не выпасть при этом «из обоймы»? Поскольку все люди разные – постольку и мнения их отличаются друг от друга...

Каждый человек в общественной и семейной жизни имеет права и обязанности.

Но в реальности происходит некоторый перекос: обязанности мы вынуждены выполнять, вольно или невольно. Чувство долга, контроль со стороны «компетентных органов» и самоконтроль держат нас в строгих рамках.

А с правами не все так просто. С одной стороны, наше внутреннее субъективное желание – с другой стороны, опасение: можно ли? что другие скажут? а вдруг это не всем понравится?

И что же? Таким, опутанным сетями, прожить всю жизнь?

Сколько человек может сам себе позволить, чтобы не выпасть при этом «из обоймы»? Давайте подумаем вместе.

Каждый из нас имеет право на свое личное мнение.

Поскольку все люди разные – постольку и мнения их отличаются друг от друга, как и желания, как и вкусы, как и потребности. Мнение ребенка может быть ошибочным из-за недостатка жизненного опыта, желание его может быть несвоевременным, но не считаться с ними нельзя. Игнорируя мнение ребенка, родители упускают возможность создать в семье атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, сформировать чувство единой команды, где каждый участник самоценен, уважаем и значим. Стоит ли удивляться протестным настроениям подростка, его желанию действовать вопреки мнению взрослых, как родителей, так и учителей?

Каждый из нас имеет право по своему усмотрению решать, что и как делать, что чувствовать.

Если вас на работе незаслуженно обидели и вы возмутились, наговорив сгоряча много лишнего, а вечером срываете свою злость на близких – вы можете себя понять? оправдать? поддержать? Безусловно, имеете право.

Почему же в аналогичной ситуации вы не признаете такого же права за вашим ребенком? Почему ругаете его? приводите в пример „образцовых” детей?

Не правы вы, поскандалив; не прав он, затеяв драку – понесете ответственность за свою несдержанность, только и всего. Зачем же отравлять атмосферу в семье?

Каждый из нас имеет право на ошибку.

Ведь ошибочное действие – это такой же полезный опыт, как и правильное. Поэтому не следует драматизировать любой промах ребенка – он того не стоит. В противном случае вы можете в ответ получить вранье как защитную реакцию.

Все люди имеют слабости. Мы – не совершенны. Не стоит требовать обязательных извинений. Не надо вынуждать ребенка непременно почувствовать свою вину.

Каждый из нас имеет право не чувствовать вины за свои действия.

Если ощущение вины за какой-то неблаговидный поступок – ваше собственное решение, то речь идет о ваших взаимоотношениях с собственной совестью. Но если ваше чувство вины формирует общественное мнение, если ваше поведение не нравится коллегам, соседям – вы вправе решать, обращать на это внимание или нет.

В семье довольно часто кто-нибудь из домочадцев испытывает чувство вины: не то сказал, не так положил, пересолил, не купил хлеба... Но ведь можно жить и без чувства вины. Если у родителей и их ребенка одна душа на троих, они всегда друг друга поймут и не осудят. Втроем легче выстоять в любых жизненных испытаниях. А когда родителей в первую очередь беспокоит, «что люди скажут», - они оказываются с ребенком по разные стороны баррикады.

Каждый из нас имеет право менять свои убеждения, представления.

Наверное, у всех нас в жизни наступают моменты, когда привычный стиль поведения, привычный ход мыслей становятся причиной неприятных ситуаций. Обстоятельства изменяются – и нам надо бы что-то поменять. Ребенок наш является представителем нового времени, и воспитывать его так, как это делали с нами наши родители, не выходит. Не стоит бояться изменений в своем характере. Мы воспитываем своих детей, а дети воспитывают нас: они помогают нам раскрыть потенциал, заложенный Природой; дать возможность новым чувствам и мыслям проявиться в нашей душе.

Каждый из нас имеет право не позволять другим манипулировать собою.

Эти манипуляции начинаются с детства: съешь это, надень то, не дружи с тем – лучше с этим, запишись в такую секцию. И в итоге – поступай в этот вуз, выходи замуж за...

Все за нас решают родители, а потом супруги. Инфантильного человека такая модель существования вполне устраивает, а для повзрослевшего – как смирительная рубашка. Вот и воспользуйтесь правом строить жизнь по собственному выбору. Вы – не марионетка! Это же понятие формируйте в своих детях.

Все мы можем жить во взаимопонимании и согласии. Уважая свои права и права других людей на самоопределение и самовыражение, мы обретаем внутреннюю свободу. опубликовано

Чтобы обрести внутреннюю свободу очень важно научиться свободно выражать свои чувства и эмоции. Не стесняйтесь смеяться, если вам весело, разрешите себе злиться, если вас достали! И не бойтесь, что вас не так поймут.

Избавляемся от сомнений

В сложной ситуации мы часто не можем найти правильного решения, потому что испытываем скованность и растерянность. Потому что не знаем, как повлиять на эту ситуацию. Сомневаемся, какие из этих действий будут правильными. Ключ для отпирания первого замка - свобода выражения своих чувств и эмоций. Разбираться, правильные они или нет, не имеет смысла, тем более, что чаще всего на это нет времени. Чувство есть - его надо проявить. Раздумывая, что и как лучше сказать, вы упустите время, а соответственно, и момент, когда ваше мнение было бы актуально. Между тем заряд эмоций у вас останется. И вы будете мучиться еще несколько дней: «А выскажись я, как бы все решилось?»

Избавляемся от страха

Обычно, оценивая свои силы и силы собеседника (условно - противника), мы склонны преуменьшать свои возможности. Противник должен выглядеть совсем уж хилым, чтобы было не страшно с ним связаться. Тем более страшно, если мы от этого человека как-то зависим, и высказать ему свое недовольство оказывается непосильной задачей - как бы чего не вышло. Важно высказывать претензии по мере их накопления - спокойно и до конца. Постарайтесь преодолеть свой страх. Долго сдерживаемое недовольство однажды все равно выплеснется, но, возможно, на совсем невиновного человека. Часто это наши домашние, которые страдают от нашей трусости.

Избавляемся от чувства вины

С одной стороны, это очень важное чувство, благодаря которому мы осознаем грань между добром и злом. Оно помогает нам лучше понимать других людей.
Но, если мы не умеем справляться с нашим чувством вины, и его становится слишком много, тогда оно превращается в неподъемные кандалы. Оно способно распоряжаться вашими мыслями и действиями, пока вы не втисните его в рамки и не отправите на пенсию. Самое неприятное, что оно «догоняет» всегда после того, как ситуация вышла из-под контроля. Оно будет путать мысли и не даст вам покоя, пока вы не осознаете его природу. Примите себя таким(ой) какой(ая) вы есть.
Вы и только вы - ваш самый близкий, самый лучший друг. Для многих выражение «любить себя» сложно и непонятно. Поэтому попробуйте применить более доступные понятия - «заботиться о себе» и «по-дружески к себе относиться». Иногда подтрунивайте над собой - веселый друг никогда не помешает, и вообще, смех - лучшее лекарство от невзгод, оскорбленного самолюбия и глупого положения. Чувства требуют своего переживания - надо уделить им немного времени и пригладить.

Избавляемся от запретов

Когда-то нас учили, что злиться - нехорошо. Мы должны лишь радовать родителей и окружающих. Но при этом нас никто не учил, что делать с негативом, который, хочешь не хочешь, копится внутри. И что мы имеем с возрастом? Огромный багаж негативных эмоций, которые мы привыкли прятать в мешок своей памяти. И этот багаж мучает наш организм высоким давлением, проблемами с желудком, нервными срывами. Выпустить и забыть весь негатив нам мешают… детские запреты. И очень важно - разрешить себе злиться. Злиться в полную силу, а потом подшучивать над этими своими эмоциями.