«логико-математические игры на занятиях по фэмп и в свободное время. консультация

Наталья Шульженко
Картотека игровых технологий, игр, упражнений, заданий по развитию логико-математического мышления у старших дошкольников

Картотека игровых технологий , игр, упражнений , заданий

по развитию логико-математического мышления .

Воспитатель Шульженко Н. В.

Игровая технология «Палочки Кюизенера»

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета» , посвященную своему пособию.

«Палочки Кюизенера» – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете» , цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Задачи :

1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.

2. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше» , «право – лево» , «между» , «длиннее» , «выше» и мн. др.

3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.

4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

5. Развивать психические процессы : восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия , кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

6. Способствовать развитию детского творчества , развития фантазии и воображения, познавательной активности.

7. Развивать умение работать в коллективе.

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.

В состав комплекта входят :

белая - число 1 - 25 штук,

розовая - число 2 - 20 штук,

голубая – число 3 - 16 штук,

красная – число 4 - 12 штук,

жёлтая – число 5 - 10 штук,

фиолетовая – число 6 - 9 штук,

чёрная – число 7 - 8 штук,

бордовая – число 8 - 7 штук,

синяя – число 9 - 5 штук,

оранжевая – число 10 - 4 штук.

Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» подвести к пониманию различных абстрактных понятий. С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия и порядка следования чисел : 1, 2, 3 … В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер палочек, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, естественно возникающих в мышлении ребенка . Кроме этого, дети осваивают пространственные отношения (слева, направо, левее, вдоль, выше, чем и др., понятия «между» , «каждый» , «одна из.» , «какой-нибудь» , «быть одного и того же цвета» и т. д. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников , уровню развития детского мышления . С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".

В каждом из наборов действует правило : чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Этапы обучения

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал . Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игровая технология блоки Дьенеша .

«Блоки Дьенеша- это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей . Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования, материал конечно же сложный для начала, но очень интересный, и нужный, т. к. работая с блоками необходимо думать, сравнивать, анализировать, делать выводы – развивать мыслительные навыки , логическое мышление .

Золтан Дьенеш - венгерский психолог и математик, теоретик и практик, создатель прогрессивной авторской методики – «новая математика» разработал «Логические блоки » .

Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку. Работа с Блоками Дьенеша, строится по принципу - от простого к сложному.

Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков , различающихся четырьмя свойствами :

Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные

Цветом - красные, желтые, синие

Размером - большие и маленькие

Толщиной - толстые и тонкие.

Цель : Развитие познавательных , умственных и творческих способностей у дошкольников

Задачи :

- Развивать мыслительные умения : сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации (расшифровывать)

Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером

- Развивать пространственные представления.

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

- Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления

- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Формы работы с блоками :

Организованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» )

Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры , логико-математические игры , дидактические игры, логические упражнения )

Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей : Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры;

В подвижных играх : (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов) ;

В сюжетно-ролевых играх : “Магазин” – деньги; “Почта” - адрес на доме; “Поезд” - билеты, места;

Методы и приемы работы с блоками :

Инструкции

Пояснения, разъяснения, указания

Вопросы

Словесные отчеты детей о выполнении задания

Контроль, оценка

Условия работы

Поощрять все усилия детей и стремление узнать новое

Избегать отрицательных оценок результатов деятельности

Сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями

Играя с блоками Дьенеша дети учатся :

1. Выполняют мыслительные процессы (анализ, сравнение, классификация, обобщение)

2. Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие

3. Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства

4. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Вывод : Игры и упражнения с блоками позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.

Работа по карточкам :

На карточках условно обозначены свойства блоков :

Цвет - пятно

Форма – геометрическая фигура

Размер – силуэтом домика (большой, маленький)

Толщина - контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный)

Подбирая карточки , которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.

В процессе поиска блоков со свойствами, указанных на карточках , дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки , которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Вывод : Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно - образного мышления к наглядно - схематическому, а карточки с отрицанием свойств мостик - к словесно - логическому мышлению .

1 этап работы «Знакомство с блоками» :

Возраст : 3 – 4 года

Задачи :

Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, толщиной

Дети играют с блоками, конструируют различные постройки, создают изображения в альбомах, накладывая фигуры на модели

2 этап работы с блоками «Выявление и абстрагирование свойств» :

Возраст : 4 -5 лет

Задачи : - Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других

-Развивать устойчивую связь между образом свойств и словом, которое его обозначает

Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм)

Игры :

«Найди такую же фигуру»

«Найди не такую же фигуру»

«Наведи порядок»

«Кто быстрее соберет блоки»

«Волшебный мешочек»

«Собери бусы»

«Цепочка»

3 этап работы «Сравнение, классификация, обобщение»

Возраст 5 – 6 лет

Задачи :

- Развивать умения сравнивать , классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам

- Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам

Игры :

«Второй ряд»

«Построй дорожку»

«Что изменилось»

«Какая фигура лишняя?»

«Игры с обручами»

4 этап работы «Логические действия и операции »

Возраст : 6 – 7лет

Задачи :

-Развивать умение производить логические операции «не» , «и» , «или»

- Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям

- Развивать логическое мышление , умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее

- Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению

- Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не»

Игры :

«Архитекторы»

«Логический поезд »

«Мозаика цифр»

Результаты работы :

Дети умеют использовать занимательный материал как в образовательной деятельности, так же в играх самостоятельного характера

Сформированы сенсорные эталоны; ориентировка в пространстве

Сформировано логическое мышление : умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать

Эти две игровые технологии воспринимаются детьми как отдельное занятие, так же хорошо друг друга дополняют. Поэтому рекомендуется их использовать в комплексе.

Игровая технология В . Воскобовича «Геоконт»

В народе её называют «дощечка с гвоздиками» . Действительно, на фанерном игровом поле закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, старшие дошкольники – по схеме образцу и словесной модели. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.

На первых этапах игры, в первой младшей группе, мы с детьми учились просто натягивать резинки на гвоздики, я предлагала детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. Затем мы строили длинные и короткие дорожки, широкие и узкие, натягивали большой и маленький квадраты, строили дома. Во второй младшей группе я предложила детям простейшие схемы, на которых были изображены дорожки, квадрат, треугольник, прямоугольник, домик и т. д. Предлагалось детям самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов.

Игровая технология Б . П. Никитина «Сложи узор»

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин , которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу : глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.

В первой младшей группе я принесла детям разноцветные кубики, мы с детьми рассмотрели их, назвали цвет каждой стороны, потом я предложила им построить длинную дорогу, башню, ворота, но со сторонами определённого цвета. Так же мы с детьми строили мебель с узором для кукол, дома с окошками и т. д. Далее я предлагаю детям простейшие схемы построения узоров, так же дети самостоятельно придумывают и создают узоры.

Игра-тренажёр со шнуровкой – для детей от 3 до 7 лет.

Цель игры : развитие у детей сенсомоторной координации, пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, наглядно-образного мышления , усидчивости, мелкой моторики рук, а также пополнение и обогащение словарного запаса.

Материал : в состав игры входят развивающие рамки , шнуровки, верёвочки, ленточки разного цвета, длины и толщины.

Содержание игры (краткая аннотация) : ребёнок выбирает понравившуюся развивающую рамку . Используя разные по цвету и толщине верёвочки, шнурки, ленточки, он завязывает их, развязывает , продевая шнурок в ушко кольца. Старшие дошкольники могут не только последовательно продевать шнурки через кольца, но и выполнять более сложные виды шнуровок (крест-накрест, косичкой, учиться завязывать бантики (например, игровое упражнение «Собери бабочку на праздник» ). Дополнительно можно сделать предметы или детали, которые малыш будет привязывать (например, яблоки ёжику) . По ходу игры можно закреплять счёт.

Забавные красочные персонажи, оформленные аппликацией (улитка, паук, божья коровка, бабочка, ёжик) без труда сделают обучение ребёнка радостным и увлекательным.

Во время игры старайтесь задавать ребёнку как можно больше вопросов, чтобы стимулировать его речевую деятельность. Можно сопровождать художественным словом (загадками, стихами) .

Загадки про божью коровку для маленьких детей начинаются с первого знакомства с ней со стишка : “Божья коровка лети на небо, там твои детки кушают конфетки”. Иногда ещё добавляют : “Всем по одной, а тебе ни одной”. А старшим дошкольникам можно загадать загадку или выучить стихотворение.

Игры, побуждающие ребёнка манипулировать тонкими верёвочками и шнурками : завязывать, развязывать , привязывать активно тренируют мелкую моторику рук, что является важнейшей составляющей его физического и интеллектуального развития .

Развивающая многофункциональная игра «Волшебный круг» .

Для детей от 3 до 7 лет.

Цель игры : Закрепление математических и сенсорных представлений (величина, форма, цвет, количество) и звукобуквенного анализа. Развитие внимания , зрительного восприятия, сообразительности, мыслительной операции, мелкой моторики рук.

Материал к игре : круг и вкладыши с набором карточек (в данном случае цифры и геометрические фигуры) .

Рекомендации : Наборы карточек можно использовать для игр «Найди лишнее» , «Соедини букву с картинкой » , «Соедини количество с числом» , «У какого предмета такой же цвет?» , «Найди предмет такой же формы» .

В зависимости от цели игры и возраста детей набор карточек может меняться .

Дидактическая игра «Математические цветочки» .

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста .

Цель игры : Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта; закрепление состава числа в пределах 10; развитие сообразительности , логического мышление ; закрепление цветов спектра.

Материалы к игре : Много разноцветных лепестков, на которых наклеены цифры от 1 до 10, серединки цветов с цифрами, цветные кружочки с цифрами от 0 до 10 для добавления к лепесткам, чтобы получилась нужная сумма.

Игровые действия :

Нужно составить цветочек из отдельных лепестков так, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной на кружочке (серединке) будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с цифры 1.

Цвет серединки и цифры на лепестках окрашены в один цвет для того, чтобы дети быстрее и правильнее справлялись с заданием . Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на серединке цветочка.

Во время игры дети закрепляют навыки счёта в пределах 10, учатся называть числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число, раскладывать число на два меньших.

Игра «Математическая рыбалка» .

Игра предназначена для детей подготовительной группы.

Цель игры :

1. Закрепить у детей умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание. Развивать внимание и сосредоточенность.

2. Словарная работа : учить отвечать на вопросы ведущего точным ответом, используя личные местоимения.

Ход игры:

Детям раздаются макеты ведерок с цифрами. Ведущий достает из коробки рыбку с написанным на боку арифметическим действием и задает вопросы . Ответы должны быть построены соответственно заданному вопросу .

Например :

Вопрос : Это чья рыбка?

Ответ : Это моя рыбка.

Вопрос : Кому достанется эта рыбка?

Ответ : Эта рыбка достанется мне.

Вопрос : В чье ведро попадет эта рыбка?

Ответ : Эта рыбка попадет в мое ведро.

Вопрос : Эта рыбка из чьего ведра?

Ответ : Эта рыбка из моего ведра.

Дети должны мысленно составить ответ на арифметическое действие на боку рыбки с номером на ведерке. Побеждает тот, у кого к концу игры рыбок окажется больше. Аналогично можно сделать игру «Собери яблочки в корзинку» или «Раз, грибок, два, грибок, полезай-ка в кузовок» .

Дидактическая игра «Числовой ряд»

Цель : закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры : двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами до 10 . Некоторые из них встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой , открывает ее и кладет перед собой. Затем, первый играющий открывает еще одну карточку . Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им, то возвращает ее на место, а право хода передает соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой числовой ряд.

Дидактическая игра «Сладкое чаепитие»

Цель : обучение счету до 10.

Воспитатель готовит из цветного картона чайные чашки разного цвета, формы и размера, на которых наклеены цифры, а также «кусочки сахара» размером 1х1 см из белого картона , лежащие на маленьких кукольных тарелочках.

Ребенок выбирает себе чашку, не видя цифры, называет цифру и кладет в нее соответственное количество «кусочков сахара» .

Каждый раз в данной игре меняем сюжет : напоим чаем кукол, чаепитие на лесной полянке, день рождения в детском саду и т. д.

ЗАГАДКИ – ШУТКИ

…Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)

Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)

Весёлые задачи в стихах ,

1. На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один И уселся рядом с ним.

(Сколько стало щенят)

2. Сидит белка на тележке, Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак

Продает она орешки : Лисичке-сестричке, Разгибаем большой пальчик

Воробью, синичке, Разгибаем указательный и средний пальчики

Мишке толстопятому Разгибаем безымянный пальчик

И заиньке усатому. Разгибаем мизинчик.

Дополни фразу :

Если песок мокрый, то.

Мальчик моет руки, потому что…

Если идет дождь…

Сегодня суббота, значит…

Наборы развивающих карточек «Умные карточки » «Учимся сравнивать» , «изучаем геометрические фигуры»

Как заниматься с ребенком по карточкам

В наборе 32 карточки : 10 карточек содержат изображения предметов с противоположными признаками и вопросы по изучаемому признаку, 20 карточек с изображениями предметов для сравнения и 2 карточки с инструкцией . Представленные в карточках противоположные признаки предметов доступны для понимания малышей и могут быть перенесены на реальные предметы.

Чтобы усвоение противоположных признаков шло эффективнее, обращайте внимание ребенка в повседневной жизни на свойства предметов. Например, говорите ему так : «Этот дом высокий, а тот низкий» , «Утром светло, а ночью темно» и т. д.

Игра «Сравни»

Возьмите карточку , на которой изображены два предмета с противоположными свойствами. Попросите ребенка сравнить эти предметы : найти, чем предметы похожи и чем различаются. Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами : «Это какой мяч?» , «Что произошло с этой машинкой» и т. д. Четко проговорите противоположные свойства.

Затем переверните карточку и задайте предложенные вопросы.

Попросите ребенка найти на других карточках точно такие же предметы, что и на вашей карточке , и рассказать, глядя на них, где какой предмет и чем эти предметы различаются.

На следующем этапе предложите найти карточки с другими предметами, но с тем же самым противоположным свойством.

Игра «Подбери пару»

Положите перед ребенком все карточки с одним предметом на каждой стороне. Возьмите карточку , спросите, что ребенок видит на ней. Прочитайте надпись на карточке . Попросите подобрать пару по противоположному признаку, рассматривая карточки с обеих сторон .

Обращайте внимание на речь ребенка. В случае затруднения помогайте собственными формулировками : «Это большой мяч, а это маленький мяч» , «Здесь тонкая кисточка, а тут - толстая» .

На следующем этапе предложите ребенку самому составлять пары и называть противоположные признаки.

Старайтесь , чтобы в речи ребенка были не только «большие» и «маленькие» предметы, но учите его сравнению по разным основаниям - по толщине, длине, высоте и т. д.

Лего-мозаика В. П. Новикова. Л. И. Тихонова игры на основе геометрической мозаики

С помощью геометрической мозаики дошкольники могут выкладывать различные предметы, объединяя их в сюжетную картинку . Способы выкладывания предметов могут быть самыми разнообразными, так как зависят от умственного развития ребенка , его творческой активности и, соответственно, интереса к деятельности.

Дети объясняют, какая фигура получилась, на что она похожа, из каких фигур составлена. Например, получился ромб белого цвета. Это может быть : «печенье» , «кусок пирога» , «фонарик» , «игрушка с елки» (если перевернуть фигуру) . Старшие дошкольники могут посчитать треугольники (6 шт., выделить большие и маленькие треугольники; могут подсчитать количество многоугольников (9 шт.) и четырехугольников.

Возможны разные варианты привлечения младших дошкольников к игре с геометрической мозаикой. Сама фигура -это готовый образ предмета. Следует только напрячь воображение и увидеть в квадрате, круге определенного цвета предмет или часть предмета. Например, для старших дошкольников треугольник - это ухо кошки, нос птицы или его часть, а для малышей красный треугольник - это язычок, крыша, юбка.

другие презентации о видах игр

«Развивающие игры для дошкольников» - Память. Влияние игр на развитие психических процессов. Рекомендации педагогам для работы с детьми по развитию памяти. Рекомендации педагогам по развитию восприятия. Внимание – избирательная направленность восприятия. Рекомендации педагогам для работы с детьми по развитию внимания. «Нелепицы». Развивающая игра «Кто где находится?».

«Логико-математические игры для дошкольников» - Интеллектуальное развитие дошкольников. Цифроград. Веселый человечек Палочкин. Вьетнамская игра. Рыба Кит. Сказочный человечек Геометрик. Задачи логико-математического развития. Принцесса Циферька. Авторское пособие. Город геометрических фигур. Реализация проекта. Вид проекта. Город веселых мастеров.

«Дидактические игры для дошкольников» - Времена года. Птички на ветках. Грибная полянка. Угадай правило. Ознакомление с природой. Лети листок. Игра “Кто где живёт”. Мастер-класс по подборке дидактических игр. Игра “Что в корзину мы берем”. Какое время года. Вершки и корешки.

«Пожарная безопасность для детей» - Игры бывают разными. «Разложи картинки по порядку». «Опасные предметы». Задачи дидактической игры. Дети и пожарная безопасность. Цель обучения. Дидактические игры по обучению дошкольников. Детям свойственна тяга к огню. «Четвертый лишний». «Хорошо – плохо». Что нужно для пожарного щита. Требования к дидактическим играм по пожарной безопасности.

«Игры при обучении грамоте дошкольников» - Отгадайте загадку. Закончи предложение. Зоя раскрыла. В белом сарафане стала на поляне. Брат с братом через дорожку живут. Придумать предложения по схеме к картинке. Назовите слова и место звука “З”. Сколько в слове слогов. Что общего. Назови первый звук в словах. Слова, в названии которых есть слог “ЗА”.

«Игры по обучению грамоте» - Занимательные карточки. Дружные пингвины. Прочитай по первым буквам. Узор звуков. Чтение. Логопедическое лото. Подбери схему. Дерево Ель. Подбери куклам одежду. Машины. Магазин. Дидактические игры по обучению грамоте.

Наталия Бабалыхян
Логико-математические игры в работе с дошкольниками

Каждый дошкольник - маленький исследователь. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.

То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи , наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.

Так, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования . Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике .

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания.

Логико – математические игры развивают у детей : самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют : освоению детьми средств познания : эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания : сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.

Для данного вида игр характерна : игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.

Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат : собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Таким образом, проблема логико – развивающей , математической игры , как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.

Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр ».

Прежде чем начать работу определила её цель – способствовать развитию познавательной активности, логического мышления , стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры .

Выделила следующие задачи :

1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

2. Способствовать развитию образного и логического мышления , умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.

3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники.

4. Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.

Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа :

Создана соответствующая развивающая среда /в группе создана «Игротека» , где расположены развивающие, дидактические игры , оформлен центр «Математики и конструирования» …/;

- разработана модель педагогического процесса;

- разработан перспективный план по данной теме на все возрастные группы;

- разработан цикл развивающих образовательных ситуаций и совместной деятельности с детьми;

Составлена картотека логико-математических игр ;

Как воспитателю мне предстояло решать и такие задачи как : формировать личностные качества ребенка, развивать внимание, память, речь, прививать навыки культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общаться со сверстниками.

Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогает создавать представления о каждом ребенке, совместно с воспитателем и родителями вовремя влиять на его развитие.

В этом помогают мне, игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизинера с их ориентацией на индивидуальный подход, с их универсальностью в решении разнообразных обучающих и воспитательных задач, с их привлекательностью с эстетической точки зрения.

Работа по развитию логического мышления у дошкольников будет успешна при соблюдении ряда условий :

1. Работа с детьми будет проведена в системе по заранее разработанному плану , то есть модели педагогического процесса.

2. Мероприятия, реализующие программу формирования логико -математического мышления, связаны с работой в повседневной жизни.

3. Использованы разнообразные формы работы (развивающие образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность, клуб, досуги, праздники, и виды деятельности (игра, наблюдения, художественно-продуктивные…

4. Применены диагностические методики, определяющие уровень формирования логико -математического мышления у детей.

Для решения поставленных задач мы использовали на разных этапах следующие методы работы :

Анализ научной и методической литературы по проблеме развития логического мышления детей ;

Изучение имеющихся знаний у детей;

-Разработка и апробация моделей педагогического процесса;

Анализ полученных результатов.

В своей работе опирались на принципы организации игр /С. А. Шмаков/.

Отсутствие принуждения;

Развитие игровой динамики /от малых успехов к большим/;

Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

Учитывали, что для логико – математической игры характеры :

Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.

Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.

Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.

Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.

Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.

Общая направленность на развитие инициативы детей.

Современные логико-математические игры разнообразны : настольно-печатные игры / «Цвет и форма» , «Игровой квадрат» , «Логоформочки» /, игры на объемное моделирование /«Кубики для всех» , «Геометрический конструктор» , «Шар» /, игры на плоскостное моделирование /«Танграм» , «Крестики» , «Соты» , «Монгольская игра» /, игры из серии «Кубики и цвет» / «Сложи узор» , «Уникуб» /, игры на составление целого из частей / «Дроби» , «Чудо-цветик» /, игры-забавы /перевертыши , лабиринты/.

Предполагаемые игры и игровые упражнения - включенные в определенную систему представлены нами в виде игровых занятий, объеденным единым увлекательным сюжетом, что вызывало у детей активность и интерес к дальнейшей аналогичной деятельности . В ходе логико – математических игр ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее.

Также в работе с детьми , использую большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры , как «Домино» , «Угадай-ка» , «Необычные фигуры» , «Засели домики» , «Где, чей гараж» , «Дорожки» и другие. В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера :

Научить работать коллективно ;

Придерживаться определенных правил;

Уметь проигрывать , но стремиться к победе честными способами;

Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически , удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.

Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры : «Сделай сам» , «Уникуб» , «Кубики для всех» , «Дроби» , «Палочки Кюзинера» , «Блоки Дьенеша» , «Игровой квадрат» , «Танграм» , «Сложи узор» , «Шар» , «Игра с цветом» и другие.

Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.

Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности :

1. Информировать родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.

2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы) .

3. Создание обогащенной развивающей среды в дома.

4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры , стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.

02.06.2016 Viktoria Soldatova

Приветствую всех родителей, заботящихся о развитии своих детей в интерактивной форме. Сегодня мы с вами обсудим математические игры для дошкольников. При этом затронем разные их варианты. Уже не раз говорилось, что все дети индивидуальны, именно поэтому вам уважаемые родители, нужно подобрать вид игры, который заинтересует вашего дошкольника. Ведь только увлеченность занятием даст стимул к развитию математических способностей.

  1. Дидактические
  2. Подвижные
  3. Настольные

Давайте с вами вспомним что такое игра и почему она так важна нашим детям. В ней участвуют два или более игроков, которые применяют смекалку, выстраивают стратегии, соблюдая при этом правила. Конечный результат зависит от поведения и применения знаний всех игроков в данных направлениях. Помимо развлекательного характера подобные забавы несут очень серьезную обучающую функцию. Во взрослой жизни математические игры находят применение в таких профессиях как экономист, политик, юрист. Очень советую почитать о теории игр на Википедии .

Организуя жизнь детей в игре, родители развивают многогранную личность дошкольника. Таким путем дети узнают новое, учатся сосредотачивать внимание, развивают память, творческие способности, логическое мышление, воображение.

Дидактические математические игры для дошкольников

Развивать математическое мышление можно с раннего детства. Для этого существует множество игровых способов, одним из которых являются дидактические игры. Они содержат в себе: поставленную задачу, действие по правилам, результат. Задания усложняются в соответствии с возрастом. Если в 2 года ребенку показываете логическую цепочку из 2 предметов, то старшему дошкольнику в 5 лет можно ее выстраивать из 4-5 предметов. Условия подобных игр – выполнение учебной цели и их проведение в интерактивной обстановке.

Дидактическая игра – Геометрическая мозаика

У нас она живет уже очень давно, но не теряет своей актуальности. Подобный материал можно подготовить самостоятельно, вам нужно будет вырезать из цветной бумаги множество разных геометрических фигур. Затем подготовить карточки с узнаваемыми ребенком объектами. То и другое заламинировать.

Поначалу ребенок просто копирует то что видит на готовом рисунке, при этом учится сопоставлять детали по форме и цвету, тренирует внимательность. Затем сам начинает фантазировать и уже может создать свои изображения без опоры на образец. Теперь включается воображение, наглядно-образное мышление. В обоих случаях развивается мелкая моторика.


Источник фото maam.ru

Наша дидактическая геометрическая мозаика покупная. Она хранится в удобном чемоданчике, все детали деревянные с магнитом на обратной стороне. Таким образом мой дошкольник может собирать сюжеты не только на стенках чемоданчика, но и на магнитной доске висящей и нас на стене. Прилагаются карточки с 50 изображениями разного уровня. Вот такую простую чашку можно собрать на начальном уровне.

На сегодняшний день моему сыну 5 лет 7 месяцев, и порой он все еще хочет работать по образцу, используя более сложные модели. Но чаще его можно застать за сборкой собственного рисунка. Прелесть подобного приобретения не только в компактности хранения и уверенности, что детали не потеряются. Но также в возможности принести собранное родителям и показать что получилось.

Если мама принимает непосредственное участие в занятиях, то в процессе ненавязчивого называния фигур, ребенок обязательно их усвоит. Вместе можно составлять сказку из получившихся персонажей. Более подробно об можно прочесть в отдельной статье. Со временем попробуйте поиграть в “Угадай что это”. Дошкольник самостоятельно собирает рисунок, а родитель должен угадать что на нем изображено. Создавайте шедевры поочередно. Еще интересней если пришли маленькие гости, тогда развлечение обеспечено всем.

Наш набор я приобрела в Амазон, он выпущен компанией Imaginets . Это действительно качественный продукт. Но если вы не проживаете за пределами России, можно посмотреть подобные мозаики в Интернет-магазинах. Обращайте внимание на разнообразность геометрических фигур и наличие карточек с образцами.

Дидактическая игра – Что неправильно?

В нее можно играть как с предыдущими магнитными фигурами, также и с объемными. Дидактическим материалом могут быть любые игрушки в наборе, счетные мишки разных цветов, природный материал – шишки и желуди, например. Играть лучше с несколькими детьми, чтобы присутствовал соревновательный эффект, тогда действительно получается весело. Игроки отворачиваются, родитель быстро расставляет логическую цепочку в которой нарушен ход. Это может быть фигура другого типа, другого цвета, ее отсутствие в логической цепочке или наоборот излишнее присутствие. По команде игроки поворачиваются и быстро произносят увиденную ошибку. Выигрывает тот, кто больше раз определил ее.

Лучше договориться заранее до какого счета играть, мы обычно соревнуемся до 10, а потом хочется повтора . Александр соревнуется с папой, а я устанавливаю логические цепочки. Что развивает эта детская дидактическая игра:

  • Внимательность;
  • быструю реакцию;
  • словарный запас (нужно точно выразить свою мысль);
  • знание точных названий геометрических фигур или цветов (в зависимости от выбранного варианта).

На моем блоге уже были описаны интереснейшие математические игры с дидактическими материалами, которые я делала своими руками, в статье .

Подвижные математические игры для дошкольников

Движение важно всем детям, но именно средним и старших дошколятам оно жизненно необходимо. И если девочки могут спокойно сидеть и собирать мозаику в течении 15-30 минут, то мальчикам это просто не дано природой. Поэтому, планируя математические игры для дошкольников я не могла обойти такой важный их вид как подвижные. Наблюдая за детьми, могу сказать, что подобные занятия приносят удовольствие и мальчикам, и девочкам.

Мои постоянные читатели уже знакомы с Эстеллой, подружкой Александра, которая по понедельникам приходит к нам в гости. Я всегда стараюсь организовать досуг ребятам и предлагаю им мои игры, когда вижу перерыв в их собственных. Дети с удовольствием воспринимают предложения поиграть, я в этих развлечениях участвую только как комментатор и арбитр.

Подвижная игра – Собери правильный предмет

Нам понадобилось:

  • 4 стула;
  • несколько видов геометрических фигур;
  • 2 емкости куда складывать.

Эту математическую подвижную игру я проводила на террасе. Четыре стула поставила попарно друг от друга на приличном расстоянии. В одном конце выложила геометрические фигуры, в другом поставила емкости для принесенных трофеев. Объяснила детям правила игры:

У каждого на стуле есть геометрические фигуры по 8 штук каждой. Взяла их в руки и мы назвали виды – это нужно сделать, чтобы убедиться, что все игроки их знают. Дети становятся около стульев с корзинками, на счет 3 бегут к стулу с фигурами и берут только одну из заданных. Возвращаются, чтобы положить ее в емкость и так до тех пор пока не соберут все 8 штук. Выигрывает тот кто собрал первый.

Итак, мною были подготовлены: квадраты, круги, цилиндры, треугольники, прямоугольники, кубы. Все предметы я выбрала из имеющихся игрушек, стараясь, чтобы геометрическая фигура была сразу узнаваемой. Три вида фигур положила на стул каждому ребенку. В первом раунде предлагалось перенести в корзинку Александра – квадрат и Эстеллы – треугольник. Во втором, круг и прямоугольник, а в конце оставшиеся цилиндр и куб. В завершении игрокам уже не нужно выбирать правильную фигуру, но азарт подвижной соревновательности продолжает присутствовать.

Если вы уверены, что ваши дошкольники знакомы с объемными геометрическими фигурами, то игру можно усложнить выбрав только их. Также можно подобрать предметы похожие на определенную форму. Например лопатка или пластмассовое деревцо напоминающие треугольник, мячик – шар, колба для экспериментов – цилиндр. Оглядитесь вокруг и уверена, что вы найдете подходящие предметы.

Подвижная игра – Соедини точки с цифрой

По стилю проведения она похожа на предыдущую. Но в этом случае игрокам нужно положить карточку с цифрой на карточку с таким же количеством точек. У нас все еще остался набор “Математика с пеленок” от компании Умница, именно им я и воспользовалась. Подобные карточки легко сделать самим, так как вам понадобится небольшое их количество. Точки можно проставить от руки или наклеив липкие кружочки, как на товарах со скидкой.

Подобные подвижные математические игры для дошкольников развивают знание цифр, их сопоставление с количеством, внимательность, соревновательность и стремление к победе. Эстелле был подготовлен набор карточек от 0 до 10, Александру от 20 до 30. Сразу стало понятно, что у девочки ноль вызвал затруднение, а мальчик не смог в быстром темпе определить на глаз большое количество точек. Объяснить понятие нуля не составило труда, а вот Александру мне пришлось заменить карточки от 11 до 21. Дети играли 4 раза, счет 2:2 .

Чтобы разместить большие карточки с точками, мы перешли в квартиру. Сдвинув обеденный стол в сторону, удалось получить 4 метра разбега . Описанные мною две математические игры, дали детям возможность не только подвигаться, но также было видно, что они воспринимаются ими как развлечение.

Настольные математические игры для дошкольников

Я опишу только несколько математических настольных игр, которые у нас есть в наличии и заслуживают внимания. Чем они хороши? Во-первых, настольные игры увлекают всех членов семьи, что имеет большую вероятность совместного времяпрепровождения. Во-вторых, их не нужно подготавливать, как те о которых я написала выше. В-третьих, они направлены на развитие разных аспектов: знания состава числа, умение складывать числа, развивают логику.

Чтобы завершить рассказ об играх детей у нас дома, напишу сразу о напольной игре. Хотя если у вас есть длинный стол, то она может стать и настольной . Richard Scarry’s Busytoun – такого ее название и конечно же она будет любима детьми, которые знакомы с книгами этого автора: Город добрых дел, Книжка про машинки , Книжка о хорошем поведении. Возрастная категория игроков 3+, с этим я абсолютно соглашусь, но и ребята старшего дошкольного возраста тоже с удовольствием в нее играют. Я приобретала ее в Амазон, если вы введете в русский поисковик название, то увидите эту математическую игру для детей на русском рынке.

Я бы сказала, что это первый шаг в счете, так как здесь игрокам после прокручивания стрелки, нужно сделать определенное количество шагов на пути к цели. Ребята развивают умение играть по правилам, соблюдать очередность, внимательность – это здесь один из главных факторов, знакомятся с песочными часами. Суть заключается в следующем:

Игроки выбирают себе персонажи из любимых книжек, всего их 4. По очереди крутят стрелку и в зависимости от ее остановки, применяют действия: отсчитывают шаги принимая решения по выбору дороги, ищут указанный объект. Персонажи двигаются к острову на котором расположен пикник с едой. На острове сидят поросята, которые как известно, очень прожорливы. Если стрелка остановилась на поросенке, то одно из блюд “съедается” противниками. Цель – прибыть на остров до того как поросята всё съедят.

Необычность игры в том, что проигравшего игрока здесь нет, так как играют против поросят. Это командный выигрыш или проигрыш. Вы наверное заметили уважаемые родители, что дошкольникам сложно дается проигрыш. Многие дети плачут и даже отказываются от участия. В данном случае подобное не происходит. Отмечу еще один плюс: когда стрелка выпадает на Золотого жука с лупой, нужно взять одну карточку из колоды, на которой изображен объект поиска. Переворачиваются песочные часы и дети начинают искать указанные предметы в городе. Это отлично развивает внимательность, а если вы изучаете английский язык, то послужит отличной практикой, так как рисунки на карточках подписаны на английском.

Продолжая тему деток, которые не любят проигрывать, расскажу об этой замечательной настольной игре. Она была куплена мною, когда ребенку было 4,5 года. Рекомендация 6+ меня не смутила, так как Александр уже давно усвоил счет в пределах десятка. До этого мы играли в несколько настольных игр и ни с одной не было подобной ситуации. Но в этой развивается не только сложение в пределах десятка, если быть точной до 9, а также быстрая реакция и внимательность. Ребенок не мог считать так быстро как я, а поддаваться не имеет воспитательного смысла. После нескольких проигрышей, он плакал и начал отказываться от участия. Пришлось выдержать паузу, затем объяснить, что если что-то не получается так как хотелось бы, то это можно улучшить только путем практики.

Наш вариант коробки сверху на фотографии и он абсолютно идентичен с русским. В итоге, через 2-3 месяца Александр вышел на фантастический уровень сложения в пределах 9 и стал меня обыгрывать! Прилагающийся звонок производит на детей завораживающее впечатление, мы стали использовать его и в наборе Фрукто 10, который будет описан ниже. Однозначно, говоря про математические игры для дошкольников, Халли Гали стоит на ведущем месте в практике на сложение, доведение его до автоматизма.

Очень похожа на предыдущую, но воспринимаются они совершенно по разному. Игроков может быть от 2 до 5, смысл сводится к тому же: как можно быстрее найти число 10 путем сложения. Допускаются варианты игры по цветам и по типу изображенных фруктов. Во Фрукто 10 не получается работать так быстро как в Халли Галли. Напряженная работа ума в этой игре идет не только на поиск цифр и их сложение, но и на сортировку фруктов по типу, а их на каждой картинке по 4. Чему научился мой дошкольник играя в эту настольную игру – получать 10 складывая несколько чисел. Например: 2+2+6 или 3+4+3. Подобные вычисления нужно произвести быстрее соперника и мой сын меня обыгрывает!

Даный набор выпущен компанией “Банда умников”. Проанализировав обе математические игры на сложение, я посоветую начать с Халли Галли и через время вводить . Которая хотя и рекомендуется детям 7+, но имеет множество вариантов, поэтому идеально подойдет старшим дошкольникам.

Настольная игра Калах семейства Манкала

Признаюсь, что в нашей семье ее называют просто Манкала. Это логико математическая игра на двух игроков, которая прекрасно подойдет дошкольникам и школьникам. Покупала я ее из-за деревянной коробки, представляя какие развивающие занятия смогу с ней организовать. Но придя домой и разобравшись с правилами, поняла, что ее применение будет по назначению. Она развивает логику, выстраивание стратегии, просчитывание ходов наперед. В ней нет случайных победителей, если ошибся с расчетом, то проиграл. Папа с Александром увлекаются ею очень часто – понравилась обоим. Муж видит потенциал и глубокий смысл игры.

Мне она чем-то напоминает Нарды, только кубики здесь бросать не нужно. Обязательно прочитайте об истории возникновения Манкалы , люди не могли ошибаться веками . Не советую приобретать пародии типа 2 в 1, берите именно классический Калах. Если не найдете в деревянной коробке, то есть еще картонный вариант , он будет в разы дешевле.

Ну что же дорогие друзья, надеюсь что описанные мною математические игры для дошкольников пригодятся вам в развитии детей. А настольные помогут провести совместное время с семьей весело и полезно. Напомню, что у меня уже описаны наши и игры с . Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями в соц. сетях. Прошу вас не копировать текст целиком, лучше воспользоваться кнопочками ниже.

Чтобы не пропустить новинки блога, подпишитесь!

Вас также может заинтересовать:

Комментарии

    Татьяна

    Июнь 3, 2016 в 05:17

    Надя и Лука

    Июнь 3, 2016 в 05:21

    Людмила Власова

    Июнь 3, 2016 в 06:57

    Katrin

    Июнь 3, 2016 в 07:14

    Елена

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по формированию умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности.

  • Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе.
  • Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
  • Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Демонстрационный материал: Триз - игра "Волшебный поясок",

Логическая головоломка «Пентамино».

1. Вступительное слово:

Актуальность темы.

2. Ознакомление участников мастер-класса с основными методами и приемами по использованию игровой технологии.

3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию триз игры "Волшебный поясок".

4. Заключительное слово.

1. Вступительное слово:

Почемучка – двигатель прогресса.

Он взрослых изводил вопросом “Почему?”

Его прозвали “Маленький философ”.

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с той поры он больше никому

Не задает вопроса “Почему?”.

Не правда ли, обыкновенная история взаимоотношений взрослого и ребенка? Ребенок – маленький исследователь: он получает благодаря органам чувств разлиную информацию о мире и остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. А мы, как всегда, очень заняты… И все реже нам дети задают вопросы.

Парадоксально, но в дальнейшем перед родителями и педагогами встает задача научить малыша задавать такие вопросы, чтобы из ответов он мог получать исчерпывающую информацию о предмете.

Вопрос – показатель самостоятельности мышления. Многие открытия в науке и технике оказались возможными в результате ответов на правильно заданные вопросы. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы и, в свою очередь, задавая вопросы Сократу. Результат бесед – блестящее образование.

А есть ли сегодня в арсенале педагогики игры, позволяющие “вытягивать” знания, научить задавать “сильные” вопросы и решать проблемы? Есть! И одна из таких игр “ДА-НЕТка”. Предлагаю вам версию “ДА-НЕТки” – игра “Волшебный поясок” – учит точно задавать вопросы и попутно развивает другие интеллектуальные умения.

Триз игры "Волшебный поясок"

Правила игры.

Ведущий задумывает один из предметов, изображенных на карточке. Другой участник (или участники) должен отгадать задуманный предмет, задавая вопросы, на которые ведущий может отвечать только “Да” или “Нет”.

Дополнительно правило: поясок можно делить меткой (прищепкой) на две части, сужая поле поиска и облегчая поиск задуманного предмета. Например, дети могут задать такой вопрос: “Картинка находится слева от метки”?

Игры с волшебным пояском.

“Волшебный поясок” можно использовать для систематизации знаний в любой области: математике, ознакомлении с окружающим миром, эклоги и т.д. Вот, например, как можно играть с волшебным пояском, используя комплект “Геометрические фигуры”.

Фигуры расставляем в пояске в любом порядке. Задумываем фигуру (пусть это будет круг). Ребенок, предположим, устанавливает метку посередине пояска.

И задает вопросы:

Эта фигура находится справа от метки? – Нет.

Это плоскостная фигура? – Да.

Это маленькая фигура? – Нет.

Это круг? – Да.

Теперь попробуем поиграть с комплектом картинок “Транспорт”, не пользуясь прищепкой-меткой:

Это наземный вид транспорта? – Нет.

Это воздушный вид транспорта? – Да.

Винт расположен горизонтально? – Да.

Это – самолет!

Часто дети неточно формулируют вопрос. Например: “Винт расположен горизонтально или вертикально?”. Тогда ведущий не дает ответа на такой вопрос. Он говорит: “Вопрос неточен. Повтори попытку”. Если опять неудача, предлагает варианты вопросов.

Варианты игр с волшебным пояском.

“Окрошка”.

В пояс вкладываются картинки различной тематики: мебель, животные, транспорт.

Тогда вопросы могут звучать так:

Это гриб? – Нет.

Это транспорт? – Да.

Затем уточняющие вопросы:

Это наземный транспорт? – Да.

Он перевозит грузы (специализация)? – Да.

Это – грузовая машина!

Возможны также следующие варианты “Окрошки” .

  1. “Угадай по части” (по подсистеме).

    Пример вопроса:

    У этого предмета есть руль? – Да.

    Ребенок догадывается, что речь идет о транспорте.

    У него есть шапочка? – Да.

    Это – гриб!

  2. “Угадай по функции”.

    В этой игре можно задавать только такие вопросы, которые обозначают, что делают с предметом или что предмет делает. Например:

    Его можно есть? – Нет.

    На нем можно ездить? – Да.

    Можно перевозить грузы? – Да.

    Это – грузовая машина!

  3. “Кто где живет?”

    В этой игре можно задавать вопросы, помогающие угадать предмет по надсистеме:

    Этот предмет живет в лесу?

    Его дом – аэродром?

    А затем уточняющие вопросы, сужающие поле поиска:

    Это животное?

    Это самолет?

Не только “ДА-НЕТки”.

  1. “Сколько”.

    Нужно придумать как можно больше вопросов, начинающихся со слова “Сколько”. Например: “Сколько в пояске геометрических фигур?”, “Сколько красного цвета?”, “Сколько квадратов?”, “Сколько кругов?”, “Сколько животных?” и др.

    За каждый придуманный вопрос – фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

  2. “Молчанка”.

    В этой игре также угадываем задуманный предмет, но играем молча, используя невербальные формы общения (жесты, мимику). И вопрос, и ответ – молча. В пояске может быть 3-5 картинок.

  3. “Шестерка слуг”.

    Есть у меня шестерка слуг,

    Проворных, удалых,

    И все, что вижу я вокруг,

    Все знаю я от них,

    Они по зову моему являются в нужде,

    Зовут их Как и Почему, Кто, Что,

    Когда и Где.

    (С. Маршак.)

    В этой игре выигрывает тот, кто, рассматривая поясок с картинками, сумеет придумать как можно больше вопросов, начинающихся со слов “Как”, “Почему”, “Кто”, “Что”, “Когда” и “Где”. За каждый вопрос – фишка.

    Это достаточно азартная игра и ее хорошо использовать на различного рода КВН, с гостями, во время празднования дня рождения и т.д. Для проведения игры лучше разделится на команды.

“Чем больше, тем лучше”.

В этой игре в пояске только одна картинка. Можно придумывать самые разнообразные вопросы. Выигрывает тот, кто придумает больше вопросов к картинке.

Пентамино – это популярная логическая головоломка для детей и взрослых. Игра состоит из 12 плоских фигур. Все фигуры состоят из 5 квадратов. Каждый элемент обозначает латинскую букву, форму которой он напоминает. Многие уже давно знакомы с этой головоломкой по игре тетрис, которая основана на идее пентамино.

Из элементов головоломки складываются симметричные узоры, буквы, цифры, животные. Одной из самых распространенных задач пентамино - сложить прямоугольник из всех фигур. При этом фигуры не должны накладываться друг на друга и не должно быть пустот.

Пентамино развивает абстрактное мышление, воображение, воспитывает настойчивость и терпение, учит определять, создавать, анализировать. В пентамино фантазия может творить чудеса: из непонятных разной формы фигур может возникнуть фигура собаки, машины, дерева.

Ребенку 5-6 лет можно дать задание выложить фигуру по образцу или придумать самому. В результате получится плоскостное силуэтное изображение - схематичное, но понятное по основным характерным признакам предмета, пропорциональному соотношению частей, по форме.

Малышу можно показать, как сложить прямоугольник. Обратите внимание ребенка на то, как фигуры лежат, нечаянно поломайте прямоугольник, попросите ребенка повторить. Также научите складывать по образцу, как мозаику.

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».