Конспект непосредственной образовательной деятельности по УМК по татарскому языку «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе. Конспект занятия по умк в подготовительной группе

Тема: Гостинцы Акбая и Мияу

Основная п редметная область: Развитие речи (татарский язык)

Интеграция областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие"

Возрастная группа: дети старшей группы "Светлячки" (5-6 лет)

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: Закрепление пройденного лексического материала по теме "Овощи", а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций в известных и новых учебно-игровых ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида "Родничок"" Спасского муниципального района Республики Татарстан

Конспект занятия по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку по теме "Овощи" с детьми старшей группы "Светлячки" "Гостинцы Акбая и Мияу"

(открытый показ в рамках годового плана ДОУ)

Воспитатель по обучению татарского языка:

Мусина Гулия Маулевна

г. Болгар

2014 год

Тема: Гостинцы Акбая и Мияу

Основная предметная область: Развитие речи (татарский язык)

Интеграция областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие"

Возрастная группа: дети старшей группы "Светлячки" (5-6 лет)

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: Закрепление пройденного лексического материала по теме "Овощи", а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций в известных и новых учебно-игровых ситуациях.

Задачи:

1. Образовательные :

  • Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие.
  • Способствовать умению составлять мини-диалоги в речевых ситуациях, закреплять умение детей составлять небольшие рассказы-описания по картинкам или личным наблюдениям ребёнка.

2. Развивающие:

  • Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу.
  • Развивать и стимулировать память, внимание и мышление, мелкую моторику рук; самостоятельно выполнять задания, умение общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно корректно поправлять их.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, доброжелательность и выдержку.
  • Воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Список использованного программного обеспечения:

  1. УМК для детей 5-6 лет "Татарча сөйләшәбез. Говорим по-татарски" З. М. Зарипова, Казань 2012.
  2. «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова, Казань 2012.

Дидактическое обеспечение занятия:

Для воспитателя: проектор, ноутбук, аудиозаписи 11-12 для детей 5-6 лет, демонстрационный и раздаточный материал, презентация, игрушки Мияу и Акбай;

Для детей: муляжи овощей, руль, полумаски овощей, мяч, 5 корзинок, атрибуты дли сюжетно-ролевой игры "Овощной магазин".

Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, разработка слайдов, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми лексического материала и песенно-танцевальной игры "Бар матур бакча", изготовление полумасок.

Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме "Овощи", песенно-танцевальная игра "Бар матур бакча".

Ход занятия:

I. Организационный момент (Слайд 1)

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, они узнали, что вы очень хорошо говорите по-татарски, и все они хотят послушать как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с ними по-татарски, и узнаем как у них дела.

Дети: Исәнмесез!

Гости: Исәнмесез!

Дети: Хәлләр ничек?

Гости: Әйбәт, рәхмәт!

Воспитатель: Вот и поздоровались, а сейчас давайте представимся. Син кем? (воспитатель передаёт мяч детям, дети отвечают )

Дети: Мин - ....

II. Основная часть

1. Сюрпризный момент. Стук в дверь.

Воспитатель: Давайте спросим: Кто там? - Кем анда? (хором)

Открывается дверь и заходят Акбай и Мияу.

Мияу, Акбай: Исәнмесез, балалар.

Дети: Исәнме, Акбай. Исәнме, Мияу. Хәлләр ничек?

Мияу, Акбай: Әйбәт.

2. Дидактическая игра "Волшебный сундучок".

Воспитатель : Мияу и Акбай принесли волшебный сундук! Ребята, а вам интересно, что в нём? Давайте посмотрим что там внутри! Бу нәрсә?

Дети: Кишер, кәбестә, кыяр, суган, бәрәңге.

Воспитатель: Нинди кишер (...)?

Дети: Баллы (тәмле, зур, кечкенә, чиста, пычрак, матур).

3. Словесная игра "Сломанный телефон".

Воспитатель: Молодцы, ребята! Акбай и Мияу очень понравилось, что вы всё правильно назвали. Они предлагают нам поиграть в "Сломанный телефон". (Зур кәбестә, матур суган, тәмле кыяр, баллы кишер)

4. Дидактическая игра "Сколько? Посчитай!"

Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, пока мы с вами играли, кто-то устроил беспорядок! Что же делать? Вы поможете мне навести порядок и разложить все овощи по корзинам?

Дети собирают овощи и раскладывают их в корзинки.

Воспитатель: Спасибо, ребята! Как вы замечательно справились, сколько много овощей собрали, а давайте посчитаем их. Сана, ничә кыяр (...)?

Дети: 1 (1-10) кыяр (....).

5. Игровая ситуация "Я говорю, а ты покажи". (Слайд 2)

Воспитатель: Акбай и Мияу хотят приготовить овощной салат, но они не могут понять рецепт, потому что ещё не умеют хорошо считать, давайте прочтём рецепт и поможем им.

1 ребёнок получает картинку-рецепт, называет что там изображено, другой ребёнок показывает на доске.

Дети: 2 суган, 1 кәбестә, 4 кыяр, 5 бәрәңге, 3 кишер.

6. Песенно-танцевальная игра "Бар матур бакча". (Слайд 3)

Воспитатель: Ребята, рецепт есть, но нет овощей, чтобы приготовить салат, давайте отправимся в овощной магазин за покупками. Аудио 12.

Дети ходят по кругу, показывают движения, соответствующие словам песни. Персонаж, которого позвали, выходит в центр и танцует, дети хлопают. Потом два ребёнка делают "ворота", другие дети уходят через эти "ворота".

1)Бар матур бакча,

Анда кишер (суган, кыяр) үсә. (түгәрәктә йөриләр)

Менә шундый кишер (суган, кыяр) зур, (хәрәкәт белән

Менә шундый кечкенә. күрсәтәләр)

Кушымта:

Кишер, кишер, (суган, кыяр) кил әле, (1 бала “кишер” (суган, кыяр)

Биеп, биеп кит әле. уртага чыга, бии)

Әллә-лә,әллә-лә, (балалар

Биеп, биеп кит әле. кул чабалар)

2) суган 3) кыяр

4) Шофер, шофер, кил әле, (1 бала “шофер”

Биеп, биеп кит әле. уртага чыга, бии,

Әллә-лә, әллә-лә, балаларны “капкадан”

Биеп, биеп кит әле. алып чыгып китә)

7. Сюжетно-ролевая игра "Магазин овощей". (Слайд 4)

Воспитатель: Вот мы и приехали, где наш список овощей? Давайте купим всё по списку для нашего салата. Акбай и Мияу нам помогут. Аудио 11.

1 ребёнок: Исәнме, Оля. 2 ребёнок: Исәнме, Коля.

1 ребёнок:: Хәлләр ничек? 2 ребёнок: Әйбәт.

1 ребёнок:: Оля, ике кәбестә бир. 2 ребёнок: Мә, ике кәбестә.

1 ребёнок:: Рәхмәт, Оля. Сау бул. 2 ребёнок: Сау бул, Коля.

8. Игровая ситуация "Овощной салат". (Слайд 5)

Воспитатель: Какой вкусный получился салат! Спасибо! Ребята, а какой ещё наш салат?

Дети: Полезный.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что в нём много витаминов.

Воспитатель: Правильно, дети, нужно есть много овощей, чтобы вырасти умными и здоровыми ребятками.

III. Итог деятельности. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как хорошо мы с вами сегодня потрудились. Спасибо вам. Ребятки, вам сегодня было интересно? Что особенно запомнилось, может что-то было трудным? А расскажете об этом дома? Умницы! Мне тоже очень понравилось, я очень рада и довольна! Но к сожалению нашим гостям, Акбай и Мияу пора с нами прощаться. А на прощание Акбай и Мияу дарят нам раскраски на память о нашем сегодняшнем занятии. Давайте поблагодарим их и попрощаемся с ними и нашими гостями. Сау булыгыз!

Дети: Рәхмәт. Сау бул, Акбай, Мияу! Сау булыгыз!

P.S. Картинки-раскраски можно использовать воспитателем в режимные моменты для закрепления материала.


Занятие по развитию речи

НОД по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе «Путешествие в зоопарк» по проекту «Без хәзер инде зурлар – мәктәпкәилтә юллар»

Низамова Т.Х., воспитатель по обучению татарскому языку Д/С №5 г. Лениногорска РТ

Использованная образовательная программа: «Региональная программа дошкольного образования» Шаехова Р.К., Казань 2012.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Методика дошкольного образования: обучение татарскому языку русскоязычных детей, применение УМК «Говорим потатарски» по обучению татарскому языку детей 6-7 лет.

Задачи:

Развивающие: умение отвечать на вопросы Кто это? Что делает?, обращение друг другу на татарском языке, развивать диалогическую речь.

Обучающие: активизация словарного запаса по темам: “Продукты”, “Животные”.

Воспитательные: воспитание любви к животным.

Предварительная работа с детьми: разучивание песни «Әйдәгез, биибез», изготовление полумасок животных, работа с пиктограммами, дидактическая игра «Назови правильно», «Командир», сюжетно-ролевая игра «Интернет-магазин».

Дидактическое обеспечение занятия:

  1. Для воспитателя: ноутбук, проектор, презентация, демонстрационый материал, игрушечная собака Акбай и котенок Мияу, игрушки животных: ёж, лиса, заяц, медведь.
  2. Для детей: полумаски животных, игрушечный фотоаппарат, картинки животных.

Структура занятия:

1. Вводная часть (4-5 мин) .

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.

Сюрпризный момент, дети получают приглашение от Акбая и Мияу посетить зоопарк.

2. Основная часть (18 мин)

Цель: реализация задач программного содержания.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек?

Дети: Исәнмесез!

Воспитатель: Ребята, наши лучшие друзья Акбай и Мияу сегодня нас приглашают в зоопарк, и они прислали пригласительный билет. Давайте поздороваемся с ними и спросим как у них дела?

Дети: Исэнме, Акбай, Мияу. Хэллэр ничек?

Акбай, Мияу: эйбэт. (Слайд 1)

(Звуковое письмо от Акбая и Мияу.)

Ребята, Акбай и Мияу предлагают нам посетить зоопарк и они нам дарят вот такой фотоаппарат. А как вы думаете, для чего нам фотоаппарат?(чтобы мы смогли сфотографировать животных) .

Ребята, вы хотите посетить зоопарк? Хорошо. Но прежде чем поехать нам надо повторять правила поведения и правила безопасности в зоопарке. (слайд)

В зоопарке мы должны рассматривать животных как они выглядят, понаблюдаем что они делают, сфотографируем и расскажем о них.

Дети наш автобус отправляется в зоопарк.

Развивающий диалог:

Я ваш экскурсовод. Приглашаю вас в автобус. Давайте познакомимся. Мин - Тэнзилэ халиковна. Син кем? (Мин - София. Дети по цепочке)

Пока мы будем ехать, будем играть в игру «Син кем?» («Ты кто?») . Задавая друг другу вопрос «Синең исемең ничек?», «Сиңа ничә яшь?» будем знакомиться на татарском языке.

Дети рассказывают про себя на татарском языке.

Ответы детей: Мин Алсу. Миңа 6 яшь, и т. д.

Основная часть:

Воспитатель: Вот и мы в зоопарке.

Дети смотрят животных, называют их по-татарски и фотографируют их, угощают их.

Возвращаемся обратно в детский сад.

Воспитатель: Ребята, а теперь назовите, кого вы сфотографировали на татарском языке.

Ответы детей: Толке, куян, аю, керпе.

Воспитатель: Бик яхшы, булдырдыгыз. Хорошие фотографии получились у ребят. Давайте теперь с этими фотографиями играть (включается интерактивная доска) Ребята, повторяем животных. Обращаю внимание детей на картинки животных.

Воспитатель: Бу нәрсә? (показываю картинку лисы) .

Дети: Бу төлке.

Воспитатель: Бу нэрсэ? (показываю картинку медведя) .

Дети: Бу аю.

Воспитатель: Бу нэрсэ? (показывая картинку ежика) .

Дети: Бу керпе.

Воспитатель: Молодцы.

Эти слова повторяем вместе, делим на слоги, говорим шепотом, поем, тянем.

Воспитатель: Игра «Нишли?» («Что делает? ")

Воспитатель по картинкам показывает и спрашивает.

Керпе нишли? Керпе уйный.

Аю нишли? Аю йоклый.

Төлке нишли? Төлке бара.

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю вам игровую ситуацию: “Үзең турында сөйлә” (“Расскажи про себя”) .

Дети берут игрушки.

Воспитатель: Давайте превратимся в зверей и расскажем -кто я, какой я, что делаю?

Дети: Мин бүре. Мин зур, матур, чиста. Мин утырам (хәрәкәт белән күрсәтә)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Поиграем в музыкально-хороводную игру «Әйдәгез, биибез» («Давайте, танцевать»)

Включаю песню, детям раздаются полумаски животных.

1) Бар монда зур төлке.

Зур төлке, матур төлке. (2 тапкыр)

Төлке, төлке кил әле,

Биеп-биеп кит әле (2 тапкыр)

2) Бар монда зур аю,

Зур аю, матур аю. (2 тапкыр)

Аю, аю кил әле,

Биеп-биеп кит эле (2 тапкыр)

3) Бар кечкенә куян,

Кечкенә, матур куян. (2 тапкыр)

Куян, куян кил әле,

Биеп-биеп кит әле (2 тапкыр)

4) Бар кечкенә керпе,

Кечкенә, матур керпе. (2 тапкыр)

Керпе, керпе кил әле,

Биеп-биеп кит әле (2 тапкыр)

Воспитатель: Ребята, звери устали, давайте уложим их спать.

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А какие слова мы сегодня с вами запомнили? А что для вас было трудным? Что бы вы хотели рассказать родителям, друзьям (Ответы детей) .

Воспитатель: Ребята, поблагодарим Акбая и Мияу и прощаемся с ними.

Дети: Сау бул, Акбай, Мияу. Рәхмәт!

Воспитатель: Сау булыгыз, балалар!

Дети: Сау булыгыз!

Конспект занятия по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку

с детьми старшей группы

Основная предметная область: развитие речи (татарский язык).

Интеграция областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, деятельная.

Цель: закрепление пройденного лексического материала по теме: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда», «Мебель», а также ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкции в известных и новых игровых ситуациях.

Задачи:

1. Образовательные:

Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие;

Способствовать умение составлять мини-диалоги в речевых ситуациях, закреплять умение детей составлять небольшие рассказы-описания по картинкам или личным наблюдениям ребенка.

2. Развивающие:

Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу;

Развивать и стимулировать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, самостоятельно выполнять задания, умения общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.

3. Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно, корректно поправлять их;

Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность; доброжелательность и выдержку;

Воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Дидактическое обеспечение занятия:

Для воспитателя: аудиозаписи для детей 5-6 лет, демонстрационный и раздаточный материал.

Для детей: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин мебели».

Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми лексического материала и песни «Красивое платье».

Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда», «Мебель», песня «Красивое платье».

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они узнали что вы хорошо говорите по-татарски и хотят послушать как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с ними и спросим, как у них дела.

Дети: Исәнмесез!

Гости: Исәнмесез!

Дети: Хәлләр ничек?

Гости: Әйбәт,рәхмәт!

Воспитатель: Вот и поздоровались. А сейчас, давайте представимся. Син кем? (с мячом ).

Дети: Мин... ( называет свое имя ).

ІІ. Основная часть.

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Давайте прочитаем что там написано.

«Исәнмесез, балалар! Здравствуйте ребята. Я знаю, что вы владеете татарским языком, и присылаю вам задания. Если вы справитесь с заданиями, то сможете собрать из частей мое изображение. И узнаете кто я. Вы готовы?»

Воспитатель: А вот и первое задание. Ребята, где мы можем взять мебель для кукол? В магазине.

2. Сюжетно-ролевая игра “Магазин мебели”

Воспитатель: Вот мы пришли.

1 ребенок: Исәнмесез!

2 ребенок: Исәнмесез!

1 ребенок: Хәлләр ничек?

1 ребенок: Хәлләр ничек?

2 ребенок: Эйбәт, зур рәхмәт!

1.ребенок: Нәрсә кирәк?

2 ребенок: Карават кирэк.

1 ребенок: Нинди карават?

2 ребенок: Кызыл карават.

1 ребенок: Ничә карават?

2 ребенок: Бер карават.

(Урындык, өстәл. )

Воспитатель: Молодцы, ребята, я думаю что вы справились с заданием. Тогда вам первая подсказка: одна часть изображения лежит на кни ж ной полке .

Воспитатель: Теперь слушайте следующее задание “Помогите кукле одеться”

3. Дидактик уен «Киенергә ярдәм ит»

Воспитатель: Давайте теперь кукле девочке предложим надеть платье, мальчику – брюки.

Дети: Курчак, чалбар ки!

Курчак, күлмәк ки!

Воспитатель: Ребята как вы думаете вы справились с этим заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот вам и вторая подсказка “Вторая часть моего изображения находится на подоконнике”.

Воспитатель: А третье задание спеть песенку “Күлмәк матур”

4. Песня 39трек “Күлмәк матур”

Минем күлмәк матур, (кыз тавышы)

Синең күлмәк матур. (малай тавышы)

Әйе шул, әйе шул, (икесе бергә)

Минем күлмәк матур.

Минем чалбар матур, (малай тавышы)

Синең чалбар матур. (кыз тавышы)

Әйе шул, әйе шул, (икесе бергә)

Минем чалбар матур.

Воспитатель: Рәхмәт. Вы хорошо справились с этим заданием. Вот вам и третья подсказка: часть изображения находится в игровом домике.

Воспитатель: Следующее задание – “Найди пару”.

5. Игра “Найди пару”

Воспитатель: Давайте посмотрим следующее задание. Здесь ребята, вам нужно будет найти пару каждой вещи. Бу нәрсә?

Дети: Тәлинкә.

Воспитатель: Тәлинкә нинди?

Дети: Сары. ( Находит такую же тарелку и ставит рядом )

( Чынаяк, кашык.)

Воспитатель: Вы справились с заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда вам четвертая подсказка – часть изображения найдете в уголке природы.

Воспитатель: Давайте перейдем к следующему заданию.

6. Игра «Серле янчык»

Кулымда серле янчык,

Бик к үп анда яшелчә.

Яныма килче,

Нәрсә алдың, әйтеп бирче.

(Алма, груша, бәрәңге, суган, кишер, кәбестә, кыяр.)

Воспитатель: Вы хорошо справились с этим заданием. Вот вам и пятая подсказка. Вы догадались кто вам прислал письмо? Правильно, это Мияу.

Воспитатель: Осталось последнее задание наша любимая игра “Командир”

7 . Подвижная игра “Командир”

Аша”, “утыр”, “кил”, “эч”, “ю”, “ки”, “сал”, “йокла”.

Воспитатель: Молодцы! На этом наше занятие закончилось. Вам понравилось наше занятие? А какие слова мы сегодня с вами вспомнили? А что для вас было трудным? Давайте попрощаемся с гостями.

Дети: Сау булыгыз!

Цель: Активизация словарного запаса детей.

Обучающие задачи: Обогащение словарного запаса.

Развивающие: Развивать диалогическую речь и обращение друг другу на татарском языке.

Воспитательные: Воспитать у детей желание говорить на татарском языке.

Воспитатель: Исәнмесез, балалар. Сегодня утром по дороге в садик я нашла копилку. Для чего нужна копилка?

Дети: копилка, чтобы копить деньги.

Воспитатель: Интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

Воспитатель: Давайте сыграем в игру «Для чего нам нужны деньги? ». Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны: 1) Для покупки продуктов питания;

2) Для оплаты услуг;

3) Для оплаты развлечений

4) Для оплаты проезда на транспорте;

5) Для покупки подарков;

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А вам интересно узнать, что же лежит в копилке, какие деньги там есть? Дети: монеты и купюры.

Воспитатель: А какая монета?

Дети: круглая, металлическая, звенит.

Воспитатель: Смотрите, у нас в копилке еще что-то осталось. Давайте достанем (достаем купюры). Как можно назвать эти деньги?

Дети: купюры.

Воспитатель: Опишите их.

Дети: бумажные, прямоугольные, шуршат.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам посетить супермаркет. Посмотрите в нашем супермаркете несколько отделов:

Овощи-фрукты, отдел игрушек, кафе, игровая площадка.

В каждом отделе есть продавец-консультант, который поможет вам выбрать нужный товар. А в центре магазина находится касса, где сидит кассир, который получает деньги от покупателей и выдает чек. Что такое чек? —

Воспитатель: Придя в супермаркет, как вы должны себя вести? Какие правила поведения существуют в общественных местах?

Воспитатель:

1)По залу супермаркета нужно ходить тихо и спокойно. Можно разговаривать вполголоса, советоваться друг с другом. Почему?

2)В супермаркете нужно внимательно рассмотреть товары на полках, выяснить его цену, проверить, сколько денег у вас в кошельке, а потом принять решение о покупке.

3)Не нужно забывать в разговоре с продавцом и кассиром о таких словах, как «спасибо», «пожалуйста»

Приняв твердое решение о том, какой товар вы купите и, запомнив его цену, отправляйтесь в кассу, оплатите покупку, получите чек.

4)С чеком подойдите к продавцу, объясните, какую игрушку вы покупаете.

Воспитатель: Вспомните, какими словами нужно поблагодарить продавца.

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте возьмем свои сумочки и кошельки с деньгами и начнем делать покупки. Разговаривать будем на татарском языке, потому что мы живем в Татарстане.

(Дети начинают Сюжетно-ролевую игру «Супермаркет»)

Исәнмесез! Исәнмесез!

Нәрсә кирәк? Мин кәбәстә яратам.

Мә,Ваня,кәбәстә.Рәхмәт.

Ничә сум? Биш.

Рәхмәт, сау булыгыз.

Сау булыгыз! (играют несколько детей).

Сейчас мы пройдем в «Кафе» (дети ведут диалог)

Исәнме,Арина! Исәнме,Родион!

Хәлләр ничек? Рәхмәт,яхшы.

Нәрсә кирәк,Арина. Мин сок яратам.

Арина,мә чәй. Юк, мин чәй яратмыйм.Бир сок.

Мә ,Арина,сок.Рәхмәт.Сок тәмле.

Сау бул, Родион! Сау бул,Арина!

Сейчас мы немного отдохнем на игровой площадке. Физкультурная минутка с использованием презентации «Маша и медведь».

(дети под музыку вместе с героями мультфильма выполняют движения)

Теперь мы пойдем в самый любимый отдел «Игрушки»

(Дети ведет диалог на татарском языке)

Исәнмесез! Исәнме,Никита.

Нәрсә кирәк? Куян.

Ничә куян кирәк? Ике куян.

Мә,Никита ике куян.

Рәхмәт.Ничә сум.

Алты сум.Рәхмәт. Сау булыгыз.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, вас ждет еще один отдел подарков-

раздача конфет и фруктов детям.

Воспитатель: Молодцы. Многие отделы супермаркета мы с вами успели посетить. Вам понравилось в супермаркете? Что вам понравилось в нем больше всего? Вы расскажите дома о нашем походе в супермаркет?

(Конспект по УМК итогового занятия по татарскому языку «Волшебное письмо» «Тылсымлы хат» с детьми средней группы)

Основная предметная область: развитие речи (татарский язык).

Интеграция областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая деятельная.

Цель: закрепление пройденного лексического материала по темам «Гаилә», “Ашамлыклар”, “Уенчыклар”, “Саннар”, а также ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкции в известных игровых ситуациях.

1. Образовательные:

Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие;

Способствовать умение составлять мини-диалоги в речевых ситуациях.

2. Развивающие:

Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу;

Развивать и стимулировать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, самостоятельно выполнять задания, умения общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.

3. Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно, корректно поправлять их;

Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность; доброжелательность и выдержку;

Воспитывать интерес к изучению татарского языка,

Дидактическое обеспечение занятия:

Для воспитателя: проектор, ноутбук, ИКТ игры для детей 4-5 лет, демонстрационный и раздаточный материал, дидактическая игра «Уенчыклар саныйбыз», муляжи продуктов.

Для детей: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Телефон аша танышабыз», «Кунак сыйлыйбыз».

Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми лексического материала и песни «Карусель».

Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме «Гаилә», “Уенчыклар”, “Ашамлыклар”, “Саннар”, песня «Карусель».

Ход занятия

І. Организационный момент

Воспитатель: Исәнмесез!

Дети: Исәнмесез!

Воспитатель: Хәлләрегез ничек?

Дети: Әйбәт, рәхмәт. Хәлләрегез ничек?

Воспитатель: Әйбәт, рәхмәт.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они узнали что вы хорошо говорите по-татарски и хотят послушать как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с ними и спросим, как у них дела.

Дети: Исәнмесез!

Гости: Исәнмесез!

Дети: Хәлләр ничек?

Гости: Әйбәт,рәхмәт!

Воспитатель: Вот и поздоровались. А сейчас, давайте представимся. Син кем? (с мячом ).

Дети: Мин-Максим.

Воспитатель: Давайте познокомимся с нашими гостями.

Дети: Син кем?

ІІ. Основная часть.

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, давайте прочитаем, кто ңам написал это письмо.

«Исәнмесез, балалар! Здравствуйте ребята. Я знаю что вы начали изучать татарский язык, и решил прислать вам задания.Если вы справитесь с заданиями, то сможете собрать из частей мое изображение. И узнаете кто я. Вы готовы?

Воспитатель: А вот и первое задание “Разговор по телефону”.

1 ребенок: Исәнмесез!

2 ребенок: Исәнмесез!

1 ребенок: Хәлләр ничек?

2 ребенок: Әйбәт, рәхмәт!

1 ребенок: Хәлләр ничек?

2 ребенок: Әйбәт, рәхмәт!

1.ребенок: Син кем?

2 ребенок: Максим.

1 ребенок: Син кем?

2 ребенок: Саша.

1 ребенок: Сау бул

2 ребенок: Сау бул.

Воспитатель: Ребята как вы думаете мы справились с этим заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда вам первая подсказка: одна часть изображения лежит под вашими стульчиками.

Воспитатель: Давайте прочитаем второе задание. Пригласи всех членов семьи домой.

2. ИКТ игра “Гаилә әгъзаларын өйгә чакыр”

Воспитатель: Давайте посмотрим следующее задание. Здесь ребята, вам нужно будет позвать всех членов семьи домой. Бу кем?

Дети: Бабай (әби, әти, әни, кыз, малай).

Воспитатель: Позови его.

Дети: Бабай (әби, әти, әни, кыз, малай) кил монда.

Воспитатель: Вы справились с заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот вам и вторая подсказка вторая часть моего изображения находится за вашими стульчиками.

Воспитатель: А третье задание спеть песенку “Карусель”

(Каждый ребенок подходит и спрашивает себе игрушку)

Воспитатель: Какую игрушку тебе дать?

Ребенок: Миңа туп бир.

Воспитатель: Туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина) нинди?

Ребенок: Туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина) зур(кечкенә) , матур, чиста.

Воспитатель: Мә, зур(кечкенә) , матур, чиста туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина) уйна.

Ребенок: Рәхмәт.

3. 59 трек. “Карусель”.

Әллә-лә, әллә-лә,

Карусельләр әйләнә,

Матур курчак әйләнә.

Зур-зур аю әйләнә.

Кечкенә куян әйләнә.

Әллә-лә, әллә-лә,

Карусельләр әйләнә,

Матур курчак әйләнә.

Зур-зур аю әйләнә.

Кечкенә куян әйләнә.

Әллә-лә, әллә-лә,

Карусельләр әйләнә.

Матур кызлар әйләнә,

Зур малайлар әйләнә.

Дети: Мә, туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина).

Воспитатель: Рәхмәт. Вы хорошо справились с этим заданием. Вот вам и третья подсказка: часть изображения находится у воспитателя.

Воспитатель: Следующее задание – угости гостя.

4. Сюжетно-ролевая игра “Кунак сыйла”

Воспитатель: Вот мы пришли.

Дети: Исәнмесез!

2 ребенок: Исәнмесез!

1 ребенок: Хәлләр ничек?

2 ребенок: Әйбәт, рәхмәт!

2 ребенок: Хәлләр ничек?

1 ребенок: Эйбәт, рәхмәт!

2.ребенок: Кил монда, утыр.

2 ребенок: Рәхмәт.

(Спрашивает у всех гостей “Как дела?” и приглашает к столу.)

2 ребенок: Мә, чәй (сөт) эч

1 ребенок: Рәхмәт. Чәй (сөт) тәмле.

2ребенок: Мә, алма (ипи) аша.

1 ребенок: Рәхмәт. Алма (ипи) тәмле.

(Угощает всех гостей.)

1 ребенок (роняет яблоко) : Алма пычрак. Мә, алма, ю.

2 ребенок (моет яблоко) : Алма чиста. Мә, аша.

1 ребенок: Рәхмәт, сау бул.

2 ребенок: Сау бул.

Воспитатель: Вы справились с заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда вам четвертая подсказка – часть изображения найдете на мольберте.

Воспитатель: И последнее задание вам надо предложить Алсу поиграть с игрушкой.

3. Дидактик уен «Алсуга уйнарга уенчыклар тәкъдим ит»

Воспитатель: Давайте теперь Алсу предложем игрушки.

Дети: Бер, ике, өч (1-5). Мә, Алсу өч (1-5) аю (куян, туп, песи, курчак) , уйна.

(Дети дарят разные игрушки и разного количество, от 1 до 5.)

Воспитатель: Молодцы дети, вы справились и с этим заданием.

Воспитатель: Давайте спросим у гостей вы справились с этим заданием. Гости: Да.

Воспитатель: Тогда вы получите последную подсказку – часть изображения находится на подоконнике.

Все части изображения нашлись, вам осталось лишь собрать. (Дети собирают изображение собаки.)

Воспитатель: Бу нәрсә?

Дети : Эт.

Воспитатель: А как его зовут?

Дети: Акбай.

Воспитатель: Вы сегодня все молодцы! Но какое из заданий вам показалось самым сложным, где вы затруднились отвечать?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте, похвалим себя.

Дети : Мин матур, мин чиста, мин әйбәт.

Воспитатель: Молодцы! На этом наше занятие закончилось. Сау булыгыз!

Дети: Сау булыгыз!

Воспитатель: Давайте попращаемся с гостями.

Дети: Сау булыгыз!