Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет
Авшалумова Л.Х.
Абасова А.А.
Саидов С.М.
Р Е Л И Г И О В Е Д Е Н И Е
Махачкала
Издательство ДГУ
Авшалумова Л.Х., Абасова А.А., Саидов С.М. Религиоведение: Учебное пособие. – Махачкала: Издательство ДГУ, 2013. - с.
Данное учебное пособие составлено с учетом действующих государственных образовательных стандартов и охватывает все основные разделы курса. При всей сжатости и лаконичности изложенного материала, авторы постарались максимально охватить и осветить наиболее важные как в теоретическом, так и в историческом аспектах проблемы, с учетом современных реалий, требований и интересов аудитории.
В пособии использован широкий круг теоретических и исторических источников и литературы, как зарубежных и отечественных классиков, так и научно – популярных трудов.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов и других учебных заведений, изучающих религиоведение, может представлять интерес для всех, интересующихся религией.
Данное учебное пособие издается под научной и технической редакцией доцента ДГУ Саидова С.М.
Рецензенты:
Бигаева Зарема Саидовна – кандидат исторических наук, доцент
Кафедры философии и истории ДГАУ,
Гамзаева Гюльнара Шахнавазовна – кандидат исторических наук,
Доцент кафедры истории отечества ДГТУ
Введение, предмет и значение курса религиоведения
Религия (лат.Religio – набожность, святыня, предмет культа) - сложное и многогранное явление, охватывающее практически все сферы общественного бытия и жизнедеятельности людей и своеобразное их отражение в общественном сознании. Иначе говоря, религия является одной из форм общественного сознания, и в этом контексте составляет предмет и основу религиоведения – одной из отраслей философской науки.
Религиоведение, изучающее религии мира во всем многообразии: их историю, содержание и общественную практику, как самостоятельная научная дисциплина, выделилась и формировалась во II пол. XIXв. Это было обусловлено с одной стороны, всеобщим, невиданным ранее, ускорением в этот период научно – технического прогресса, с другой – коренным переосмыслением взгляда на религию, начавшимся еще в эпоху Реформации в Европе в XVI в. и, особенно, в результате развития французской и немецкой философии XVIII – XIXвв.
Особый интерес к проблемам религии был вызван этнографическими исследованиями культуры, быта, традиций и верований многочисленных народов и племен на вновь открытых континентах и территориях, находившихся на различных ступенях социального и культурного развития, от стадии дикости и до современной цивилизации. Было обнаружено огромное количество различных религий, верований, культов и мифологических представлений. Эти обстоятельства в корне изменили прежние представления о религии и вызвали необходимость переосмысления множества связанных с ней проблем. На основе исследований с привлечением данных археологии, этнографии, антропологии, сравнительной лингвистики ученым удалось установить и выстроить некую цепочку процесса возникновения, развития и формирования религии в истории человечества с древнейших времен, от простейших форм до современных развитых религиозных систем. При этом было установлено, что религия во все времена, во всех обществах регулировала все стороны жизнедеятельности общества и человека от рождения и до смерти.
Вследствие указанных обстоятельств, религия в том или ином аспекте, становится объектом исследования различных отраслей науки, и, прежде всего, наук гуманитарного цикла, а само религиоведение по теоретическим основам и фактологии, превращается в междисциплинарную отрасль науки, включающей в себя: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, а также специфически особую отрасль – феноменологию религии.
Прежде всего, религия должна быть рассмотрена как явление историческое, закономерно и необходимо возникшее в силу определенного комплекса причин на определенной ступени формирования и развития человеческого общества. Посредством сравнительно – исторического анализа прослеживается процесс возникновения древнейших примитивных, зачаточных форм религии и их последующее постепенное развитие, обусловленное поступательным, прогрессивным развитием человеческого общества и общественного сознания. При этом, вследствие неравномерности социального и культурного развития различных регионов и народов мира, и религии, как следствия и отражения этого развития, оказались дифференцированными по степени развитости вероучения и культа, их роли в социальной структуре общества. В связи с этим в религиоведении принята определенная классификация, объединяющая все существующие религии мира на три исторических типа: ранние формы или первобытные религии, национальные (народностно-национальные или национально-государственные) религии и мировые религии. Такая классификация способствует более глубокому анализу, восприятию и осмыслению сущности религии, как в историческом, так и в теоретическом плане. И, разумеется, все эти проблемы и процессы рассматриваются в их детерминированности, причинно-следственной связи и обусловленности возникновения и развития, периодических процессов повышения или снижения роли религии в обществе.
Религиоведение рассматривает религию как явление, обусловленное, прежде всего, общественными условиями жизни людей, комплексом социальных факторов, которые определенным образом преломляясь в общественном сознании, принимают формы религиозных идей, представлений, образов и т.д. Эти проблемы являются компетенцией социологии религии, являющейся одной из теоретических основ предмета религиоведения.
Тяжелые условия жизни, в особенности зависимость людей от стихийных сил природы в древности и социальный гнет в классовом обществе непрерывно порождали и воспроизводили определенные, устойчивые, стабильно проявляющиеся и повторяющиеся психологические состояния. Поскольку в основе всех природных и общественных сил и явлений религия усматривает волю и действие сверхъестественных сил, то у людей формируется особое эмоционально – психологическое отношение к этим силам. На этой основе нарабатывается определенный религиозный опыт, который включает не только веру в существование сверхъестественных сил и существ, но и определенное эмоциональное отношение к ним: особое почитание и неописуемая любовь, страх и надежда, вера в защиту и спасение и т.д. Таким образом, религиозная психология становится одним из важнейших элементов религиозного сознания, способствующим обеспечению душевного равновесия и спокойствия у верующего.
Одним из основополагающих аспектов предмета религиоведения является феноменология религии. Сущность феноменологии религии заключается в том, что она, как данность человеку в чувственном опыте, в чувственном познании, остается непостижимым рациональному или умственному познанию и не подтверждается индивидуальной или общественной практикой. В мире существовало и существует ныне огромное количество религий. В современном мире сохранилось и функционирует около 200 самостоятельных религиозных систем, которые в свою очередь распадаются более чем на две тысячи направлений, течений и сект, с бесконечным множеством идей, представлений, космогоний, мифов, легенд, преданий, объектов и предметов поклонения и почитания и т.д. Но, при всем этом, существуют некие элементы, характерные всем религиям, повторяющиеся, как бы копирующие друг друга. Прежде всего – это вера в существование сверхъестественного, что составляет краеугольный камень всех без исключения религий. Но при этом в каждой религии свое особое понимание и восприятие этого сверхъестественного и, соответственно, отношение к нему. Это отношение индивидуально и выступает как субъективный феномен, выражающийся в вере, чувствах, убеждениях и т.д. Эти субъективные переживания объективируются в молитвах, жертвоприношениях и иных ритуальных действиях, обращенных к объекту поклонения или посвященных ему. Такое обращение зачастую осуществляется не напрямую, а через посредников в лице святых людей, объектов и предметов, в идее стоящих ближе к высшим силам и способных обеспечить успех более эффективно и быстро.Следует отметить, что каждая религия или секта претендует на монополию истинности своего вероучения, объявляя при этом все другие религии заблуждениями, вследствие чего, как свидетельствует история, происходили бесконечные религиозные войны и столкновения, рецидивы которых мы наблюдаем и сегодня.
И, наконец, философия религии – общий теоретический анализ религии в целом на основе совокупности данных различных наук о религии, позволяющих выявить и раскрыть наиболее общие проблемы и причины возникновения в историческом процессе, закономерностей развития и становления, роли и места религии в обществе.
Как известно, первичные, древнейшие примитивные религиозные представления не исчезли и не утратили своего значения вплоть до настоящего времени. Они невидимыми нитями тянутся по исторической лестнице, трансформируясь в общественном сознании в более и более сложные, причудливые формы, с непрерывно обновляющимся содержанием и достигают предельного развития в современных развитых религиозных системах.
Философия одновременно является общей методологией науки, синтезирующей и обобщающей, в нашем случае, данные всех других наук о религии, на основе которых и разрабатывает общую теорию возникновения, существования и функционирования религии в обществе и ее конечной судьбы.
Религиоведение, в соответствии с госстандартами, необходимо включает в себя и раздел, посвященный свободомыслию в истории духовной культуры человечества. Возникнув как альтернативное религии мировоззрение, первые зачатки свободомыслия отмечены в рамках великих цивилизаций Древнего Востока (Китай, Индия, Месопотамия, Египет и др.) более пяти тысяч лет назад. Свободомыслие возникло и развивалось как рационалистическое мировоззрение и выражалось в различных формах, сообразно успехам и степени освоения человеком окружающего мира.
В целом религиоведение включает три основных раздела: теоретические основы религиоведения, где раскрываются и анализируются причины возникновения религии, структуру и сущность религиозного сознания, функции религии в обществе и ее внутреннюю организационную структуру; история религии, изучающую историю, вероучение, культ и другие постулаты современных, действующих религий; свободомыслие в истории духовной культуры человечества, которое рассматривается и анализируется в историческом и теоретико – мировоззренческом плане.
Учебное пособие включает обширный список источников и литературы, в котором содержатся необходимые материалы и сведения по всем разделам и темам.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
Религиоведение. Под ред. Шахнович М.М.
2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : 2012 - 448 с.
Учебное пособие по религиоведению написано коллективом преподавателей и ученых, сотрудничающих с кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета. В пособии в доходчивой форме рассматриваются особенности вероучения и культовой практики религий народов мира, а также основные положения современной науки о религии: истории, антропологии, социологии, психологии и феноменологии религии. Особое внимание уделяется изучению мировых религий - буддизма, христианства, ислама. В конце каждой главы помещены вопросы для повторения и списки рекомендуемой литературы. Пособие соответствует новому Государственному образовательному стандарту по предмету и имеет гриф УМО. Книга может быть использована в качестве дополнительного пособия в курсах по истории мировой культуры, культурологии, социологии и антропологии.
Формат: pdf
Размер: 1,8 Мб
Смотреть, скачать: yandex.disk
Оглавление
Введение 5
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ 13
Глава 1. Ранние формы религии 13
Глава 2. Национальные религии 25
§ 1. Религии Древнего Востока 25
§ 2. Религии античного мира 48
§ 3. Религии Индии 62
§ 4. Религии Китая 84
§ 5. Религии Японии 115
§ 6. Зороастризм 120
§ 7. Иудаизм 128
Глава 3. Мировые религии 149
§ 1. Буддизм 149
§ 2. Христианство 181
§ З.Ислам 289
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 319
§ 1. Классическая социология религии 320
§ 2. Конфессиональная и феноменологическая социологии религии 333
§ 3. Социальные функции религии 340
§ 4. Типология религиозных объединений 343
§ 5. Теория секуляризации 349
§ 6. Религия, политика, общество 355
§ 7. Методы социологических исследований 371
АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 375
§ 1. Проблема происхождения религии и формирование антропологического
религиоведения 375
§ 2. Антропологические теории мифа 380
§ 3. Антропологические теории ритуала 384
§ 4. Современные направления антропологии религии 386
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 397
§ 1. Психология религии как наука 397
§ 2. Homo religiosus с точки зрения психологии религии 401
§ 3. Религиозный опыт 410
§ 4. Религиозная вера 416
§ 5. Религиозный символизм и мифология: психологические аспекты 420
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 427
§ 1. Феноменология религии: история и метод 427
§ 2. Феноменология религии и история религий 434
§ 3. Категория «священное 436
§ 4. Феноменология религии о homo religiosus 438
Вы открыли учебное пособие, которое называется «Религиоведение». За сухим
названием учебного предмета скрывается область научного знания, исследующая одну
из интереснейших сфер человеческой культуры, охватывающую все исторические эпохи
и оказавшую и продолжающую оказывать влияние практически на все виды
человеческой деятельности.
Когда мы произносим слово «религия», у каждого человека возникает множество
ассоциаций. Нам представляются Парфенон и собор Святого Петра в Риме, мечеть
аль-Масжид аль-Харам в Мекке и Успенский собор в Москве, иконы Андрея Рублева и
фрески Джотто, бронзовые изображения Осириса и каменные изваяния Будды. Мы
вспоминаем о десяти заповедях Моисея и Нагорной проповеди Христа, о даосских
мудрецах и джайнских аскетах, о Лютере и патриархе Никоне и о многом-многом
другом. Мир религий многолик и разнообразен, как многолико и разнообразно
человечество. Известны десятки тысяч религий и систем религиозных верований,
одни из них связаны с великими цивилизациями, другие - объединяют членов
какого-нибудь одного племени.
Для классификации многообразия религий существуют типологии религий, созданные в
результате сравнительного анализа на основе различных признаков. Религии
разделяются, например: на политеистические, то есть связанные с почитанием
множества богов, и монотеистические, приверженцы которых почитают единого Бога;
на мертвые, то есть не существующие в современном мире, и живые; на письменные
религии (то есть имеющие фиксированные сакральные тексты) и бесписьменные
(религии племен, у которых нет письменности). Великий немецкий философ Георг
Фридрих Вильгельм Гегель предложил очень сложную классификацию религий. По его
мнению, их следует делить на естественные: это китайская религия, которую он
назвал «религия меры», индусская - «религия фантазии», буддийская - «в-себе-бытия»;
переходные религии: персидская - «религия добра и света», сирийская - «религия
страдания» и египетская - «религия загадки»; и религии духовной
индивидуальности: это иудейская религия - «религия возвышенности», греческая -
«красоты» и римская - «целесообразности». Венчает эту типологическую схему
христианство, которое Гегель назвал «религией откровения, истины и свободы».
Член общественной палаты Республики Дагестан; член комиссии по культуре, национальным и межконфессиональным отношениям; заведующая кафедрой религиоведения ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»
После окончания с золотой медалью средней школы, она поступила на историко-филологический факультет Дагестанского государственного университета и окончила с отличием в 1964 г. Будучи студенткой, она проявила большой интерес к науке и принимала активное участие в научно-студенческих мероприятиях, проводимых университетом.
После окончания ВУЗа Ученым Советом университета Людмила Хизгиловна была рекомендована в аспирантуру в 1964 г. по кафедре философии. В 1969 году она защитила диссертацию на тему: “Идеология иудаизма – орудия социального и духовного закабаления женщины” (на материале Республики Дагестан), и Ученый Совет присудил степень кандидата философских наук.
С ноября 1967 года по июнь 1976 года Авшалумова Л.Х. работает преподавателем кафедры философии гуманитарных факультетов.
С сентября 1976 года Авшалумова Л.Х. доцент кафедры научного атеизма и истории философии – основ религиоведения.
Решением Государственного комитета СССР по народному образованию от 29 января 1992 г. Людмиле Хизгиловне присвоено ученое звание профессор.
С июня 1995 г. Авшалумова Л.Х. работает в должности первого проректора Дагестанского государственного университета.
Многолетняя плодотворная работа Авшалумовой Л.Х. отмечена многими наградами и поощрениями:
— Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР (от 25.02.82 г.);
— Почетным званием “Заслуженный работник культуры РСФСР” (от 30.03.88 г.);
— Почетным званием “Заслуженный деятель науки РД” (от 07.06.96 г.);
— Орденом “Дружбы” (от 07.02.02 г.).
Для Авшалумовой Л.Х. университет стал вторым родным домом, вся ее жизнь, начиная со студенческих лет до сегодняшнего дня, связана только с этим ведущим ВУЗом республики. Педагогический стаж Людмилы Хизгиловны – 37 лет. За это время ею читался курс философии, истории и теории атеизма, этики, эстетики, основ религиоведения, авторские курсы: “Библия как исторический литературный памятник”, “Библия и Коран: сходство и различие”, “Этноконфессиональные отношения: анализ и перспективы” и др.
В 2000 году награждена почетным нагрудным знаком Министерства образования РФ “Заслуженный работник высшей школы”. Она участник многих международных, российских и региональных конференций. Только за последние годы Авшалумова А.Х. выступила с докладом на Всероссийской научно–практической конференции в Москве (1999)
Подобный материал:
- 1. Формат а-4 Печать через 1,5 интервала 14 кеглем; 65 знаков в строчке, 30 строк , 22.06kb.
- Темы, план работы. Каждый раздел плана выделяется в тексте самостоятельной рубрикой, , 60.3kb.
- Отправка по почте , 45.42kb.
- Д. Л. Трофимова Данные об авторе: Место работы: Российская государственная библиотека , 94.56kb.
- Образовательная программа: Управление человеческими ресурсами (название образовательной , 66.83kb.
- Уважаемые коллеги! , 34.83kb.
- Валиулина София, 8 лет, пос. Чунский, Россия. Название работы «Мой любимый герой». , 12.36kb.
- Название работы , 25.33kb.
- Методические указания по дисциплине «психология педагогического общения» для самостоятельной , 270.52kb.
- Название зачеркнуто , 3503.04kb.
4 КВАРТАЛ |
||||||
№ | Авторы | Название работы | Объем | Тираж | Наличиедокументов | Контактные телефоны |
МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЕ КАФЕДРЫ |
||||||
Кафедра теории и истории религии и культуры |
||||||
1. | Авшалумова Л.Х. Абасова А.А. Саидов С.М. | Учебное пособие «Религиоведение». | 7,0 | 100 | ||
Кафедра английского языка для гуманитарных факультетов |
||||||
1. | Рамазанова А.Х. | УМП по развитию навыков устной речи на основе текстов домашнего чтения. | 100 | |||
2. | Нурадинова П.Т. | УМП по работе со спецтекстами для студ 1-2 к. ОЖ Ф/Ф. | 100 | |||
3. | Хаметова Э.Т. | УМП для психологов. Сборник упражнений по грамматике по англ.яз. | 100 | |||
4. | Батырова У.М. Бойкова И.В. и др. | УМП по аналитическому чтению для студентов ИФ(по учебнику Е.А.Бонди ч.3). Тестовые и контрольные работы по грамматике для студ ИФ. | 100 | |||
ФАКУЛЬТЕТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ |
||||||
Кафедра арабской филологии |
||||||
1. | Гасанов М.А. | Учебно-метод.пособие по источниковедению изучаемой страны» (программа с/к). | 1,0 | 100 | ||
2. | Гаджиева Л.А. | Теоретические и практические материалы по переводоведению. | 1,5 | 100 | ||
3. | Гаджиева Л.А. | «История турецкой литературы в новейшее время». | 1,5 | 100 | ||
ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ |
||||||
Кафедра немецкого языка |
||||||
1. | Гаджиева Д.А. | Контрольно-измер. Материалы по лингвостр.для студ., изучающих немецкий язык. | 1,0 | 50 | ||
Кафедра французского языка |
||||||
1. | Абакаров И.М. | Метод.пособие для самостоятельной работы по грамматике для студ 1-3 курсов ФО ФИЯ. | 2,5 | 100 | ||
2. | Абдуллаев И.Ш. | Учебное пособие по внеаудиторному чтению «Клеопатра». | 2,5 | 100 | ||
3. | Абасова Р.Г. | Пособие для развития навыков устной речи для студ. первого года обучения. | 2,5 | 100 | ||
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ |
||||||
Кафедра библиотековедения и библиографии |
||||||
1. | Аджаматова Н.К. | Тесты по курсу «Архивные документы». | 1,0 | 30 | ||
2. | Мирзаева А.Р. | «Краеведческая деятельность библиотек» | 1,0 | 30 | ||
3. | Аммаев К.А. | Лабораторный практикум по курсу «Информатика». | 1,0 | 30 | ||
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
||||||
Кафедра теоретической и прикладной лингвистики |
||||||
1. | Гаджиахмедов Н.Э. | УМК «Современный русский язык». | 7,0 | 100 | ||
Кафедра литератур народов Дагестана |
||||||
1. | Султанмурадов А.М. | Учебное пособие по постсоветской кумыкской литературе. | 5,0 | 100 | ||
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
||||||
Кафедра коммерции и маркетинга |
||||||
1. | Камалова Т.А. | Метод.указ. и программа провед преддипломной практики для студ. спец.080111 «Маркетинг». | 1,2 | 100 | В(ф),в(к),рец., расп.,д | |
2. | Камалова Т.А. | Метод.указ. и программа провед учебно-ознаком. практики для студ. спец.080111 «Маркетинг». | 1,1 | 100 | В(ф),в(к),рец., расп.,д | |
Кафедра «Менеджмент» |
||||||
1. | Магомедов Г.Д. | Метод.указания к выполн. Магистр.дисер. для студ.магистр.подготовки | 1,0 | 100 | ||
ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
||||||
Кафедра магнетизма и физики фазовых переходов |
||||||
1. | Магомедов М.А. | КМП «Исследование фазовых переходов в критических явлений методом Монте Карло». | 100 | |||
Кафедра экспериментальной физики |
||||||
1. | Офицерова Н.В. | УМП (Примерные тестовые задания по курсу «Материалы и элементы электронной техники). | 100 | |||
2. | Абдурахманов А.А. | УМП «Квантовая теория». | 100 | |||
Кафедра теоретической и математической физики |
||||||
1. | Идаятов Э.И. Халикова М.Х. Абдуразакова А.Б. | Метод.указания к решению задач по теорет.механике». | 1,3 | 100 | В(ф),в(к),отз..расп.д | |
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ и ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
||||||
Кафедра прикладной информатики и математических методов в управлении |
||||||
1. | Камилов К.Б. Магомедова Н.А. Шавшина С.А. | УМК по дисциплине «Компьютерные технологии в бух.учете». | 4,0 | 100 | ||
2. | Шахбанова З.И. Шахабудинов Я.М. | УМК по дисциплине «Проектирование мультмедиа приложений в ЭИС» для спец. ПИ | 4,0 | 100 | ||
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
||||||
Кафедра прикладной математики |
||||||
1. | Назаралиев М.А. Фаталиев Н.К. | Учебное пособие «Математическая статистика в терминах и определениях». | 6,0 | 100 | ||
2. | Абдурагимов Э.И. Бейбалаев В.Д. | «Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений». | 1,9 | 100 | ||
3. | Абдурагимов Э.И. Лугуева А.С. | Метод.указания по численным методам для студентов заочного обучения. | 1,5 | 100 | ||
Кафедра высшей алгебры и геометории |