Министерство образования и науки рф. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет

Авшалумова Л.Х.

Абасова А.А.

Саидов С.М.

Р Е Л И Г И О В Е Д Е Н И Е

Учебное пособие

Махачкала

Издательство ДГУ


Авшалумова Л.Х., Абасова А.А., Саидов С.М. Религиоведение: Учебное пособие. – Махачкала: Издательство ДГУ, 2013. - с.

Данное учебное пособие составлено с учетом действующих государственных образовательных стандартов и охватывает все основные разделы курса. При всей сжатости и лаконичности изложенного материала, авторы постарались максимально охватить и осветить наиболее важные как в теоретическом, так и в историческом аспектах проблемы, с учетом современных реалий, требований и интересов аудитории.

В пособии использован широкий круг теоретических и исторических источников и литературы, как зарубежных и отечественных классиков, так и научно – популярных трудов.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов и других учебных заведений, изучающих религиоведение, может представлять интерес для всех, интересующихся религией.

Данное учебное пособие издается под научной и технической редакцией доцента ДГУ Саидова С.М.

Рецензенты:

Бигаева Зарема Саидовна – кандидат исторических наук, доцент

Кафедры философии и истории ДГАУ,

Гамзаева Гюльнара Шахнавазовна – кандидат исторических наук,

Доцент кафедры истории отечества ДГТУ


Введение, предмет и значение курса религиоведения

Религия (лат.Religio – набожность, святыня, предмет культа) - сложное и многогранное явление, охватывающее практически все сферы общественного бытия и жизнедеятельности людей и своеобразное их отражение в общественном сознании. Иначе говоря, религия является одной из форм общественного сознания, и в этом контексте составляет предмет и основу религиоведения – одной из отраслей философской науки.

Религиоведение, изучающее религии мира во всем многообразии: их историю, содержание и общественную практику, как самостоятельная научная дисциплина, выделилась и формировалась во II пол. XIXв. Это было обусловлено с одной стороны, всеобщим, невиданным ранее, ускорением в этот период научно – технического прогресса, с другой – коренным переосмыслением взгляда на религию, начавшимся еще в эпоху Реформации в Европе в XVI в. и, особенно, в результате развития французской и немецкой философии XVIII – XIXвв.

Особый интерес к проблемам религии был вызван этнографическими исследованиями культуры, быта, традиций и верований многочисленных народов и племен на вновь открытых континентах и территориях, находившихся на различных ступенях социального и культурного развития, от стадии дикости и до современной цивилизации. Было обнаружено огромное количество различных религий, верований, культов и мифологических представлений. Эти обстоятельства в корне изменили прежние представления о религии и вызвали необходимость переосмысления множества связанных с ней проблем. На основе исследований с привлечением данных археологии, этнографии, антропологии, сравнительной лингвистики ученым удалось установить и выстроить некую цепочку процесса возникновения, развития и формирования религии в истории человечества с древнейших времен, от простейших форм до современных развитых религиозных систем. При этом было установлено, что религия во все времена, во всех обществах регулировала все стороны жизнедеятельности общества и человека от рождения и до смерти.


Вследствие указанных обстоятельств, религия в том или ином аспекте, становится объектом исследования различных отраслей науки, и, прежде всего, наук гуманитарного цикла, а само религиоведение по теоретическим основам и фактологии, превращается в междисциплинарную отрасль науки, включающей в себя: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, а также специфически особую отрасль – феноменологию религии.

Прежде всего, религия должна быть рассмотрена как явление историческое, закономерно и необходимо возникшее в силу определенного комплекса причин на определенной ступени формирования и развития человеческого общества. Посредством сравнительно – исторического анализа прослеживается процесс возникновения древнейших примитивных, зачаточных форм религии и их последующее постепенное развитие, обусловленное поступательным, прогрессивным развитием человеческого общества и общественного сознания. При этом, вследствие неравномерности социального и культурного развития различных регионов и народов мира, и религии, как следствия и отражения этого развития, оказались дифференцированными по степени развитости вероучения и культа, их роли в социальной структуре общества. В связи с этим в религиоведении принята определенная классификация, объединяющая все существующие религии мира на три исторических типа: ранние формы или первобытные религии, национальные (народностно-национальные или национально-государственные) религии и мировые религии. Такая классификация способствует более глубокому анализу, восприятию и осмыслению сущности религии, как в историческом, так и в теоретическом плане. И, разумеется, все эти проблемы и процессы рассматриваются в их детерминированности, причинно-следственной связи и обусловленности возникновения и развития, периодических процессов повышения или снижения роли религии в обществе.

Религиоведение рассматривает религию как явление, обусловленное, прежде всего, общественными условиями жизни людей, комплексом социальных факторов, которые определенным образом преломляясь в общественном сознании, принимают формы религиозных идей, представлений, образов и т.д. Эти проблемы являются компетенцией социологии религии, являющейся одной из теоретических основ предмета религиоведения.

Тяжелые условия жизни, в особенности зависимость людей от стихийных сил природы в древности и социальный гнет в классовом обществе непрерывно порождали и воспроизводили определенные, устойчивые, стабильно проявляющиеся и повторяющиеся психологические состояния. Поскольку в основе всех природных и общественных сил и явлений религия усматривает волю и действие сверхъестественных сил, то у людей формируется особое эмоционально – психологическое отношение к этим силам. На этой основе нарабатывается определенный религиозный опыт, который включает не только веру в существование сверхъестественных сил и существ, но и определенное эмоциональное отношение к ним: особое почитание и неописуемая любовь, страх и надежда, вера в защиту и спасение и т.д. Таким образом, религиозная психология становится одним из важнейших элементов религиозного сознания, способствующим обеспечению душевного равновесия и спокойствия у верующего.

Одним из основополагающих аспектов предмета религиоведения является феноменология религии. Сущность феноменологии религии заключается в том, что она, как данность человеку в чувственном опыте, в чувственном познании, остается непостижимым рациональному или умственному познанию и не подтверждается индивидуальной или общественной практикой. В мире существовало и существует ныне огромное количество религий. В современном мире сохранилось и функционирует около 200 самостоятельных религиозных систем, которые в свою очередь распадаются более чем на две тысячи направлений, течений и сект, с бесконечным множеством идей, представлений, космогоний, мифов, легенд, преданий, объектов и предметов поклонения и почитания и т.д. Но, при всем этом, существуют некие элементы, характерные всем религиям, повторяющиеся, как бы копирующие друг друга. Прежде всего – это вера в существование сверхъестественного, что составляет краеугольный камень всех без исключения религий. Но при этом в каждой религии свое особое понимание и восприятие этого сверхъестественного и, соответственно, отношение к нему. Это отношение индивидуально и выступает как субъективный феномен, выражающийся в вере, чувствах, убеждениях и т.д. Эти субъективные переживания объективируются в молитвах, жертвоприношениях и иных ритуальных действиях, обращенных к объекту поклонения или посвященных ему. Такое обращение зачастую осуществляется не напрямую, а через посредников в лице святых людей, объектов и предметов, в идее стоящих ближе к высшим силам и способных обеспечить успех более эффективно и быстро.Следует отметить, что каждая религия или секта претендует на монополию истинности своего вероучения, объявляя при этом все другие религии заблуждениями, вследствие чего, как свидетельствует история, происходили бесконечные религиозные войны и столкновения, рецидивы которых мы наблюдаем и сегодня.

И, наконец, философия религии – общий теоретический анализ религии в целом на основе совокупности данных различных наук о религии, позволяющих выявить и раскрыть наиболее общие проблемы и причины возникновения в историческом процессе, закономерностей развития и становления, роли и места религии в обществе.

Как известно, первичные, древнейшие примитивные религиозные представления не исчезли и не утратили своего значения вплоть до настоящего времени. Они невидимыми нитями тянутся по исторической лестнице, трансформируясь в общественном сознании в более и более сложные, причудливые формы, с непрерывно обновляющимся содержанием и достигают предельного развития в современных развитых религиозных системах.

Философия одновременно является общей методологией науки, синтезирующей и обобщающей, в нашем случае, данные всех других наук о религии, на основе которых и разрабатывает общую теорию возникновения, существования и функционирования религии в обществе и ее конечной судьбы.

Религиоведение, в соответствии с госстандартами, необходимо включает в себя и раздел, посвященный свободомыслию в истории духовной культуры человечества. Возникнув как альтернативное религии мировоззрение, первые зачатки свободомыслия отмечены в рамках великих цивилизаций Древнего Востока (Китай, Индия, Месопотамия, Египет и др.) более пяти тысяч лет назад. Свободомыслие возникло и развивалось как рационалистическое мировоззрение и выражалось в различных формах, сообразно успехам и степени освоения человеком окружающего мира.

В целом религиоведение включает три основных раздела: теоретические основы религиоведения, где раскрываются и анализируются причины возникновения религии, структуру и сущность религиозного сознания, функции религии в обществе и ее внутреннюю организационную структуру; история религии, изучающую историю, вероучение, культ и другие постулаты современных, действующих религий; свободомыслие в истории духовной культуры человечества, которое рассматривается и анализируется в историческом и теоретико – мировоззренческом плане.

Учебное пособие включает обширный список источников и литературы, в котором содержатся необходимые материалы и сведения по всем разделам и темам.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Религиоведение. Под ред. Шахнович М.М.

2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : 2012 - 448 с.

Учебное пособие по религиоведению написано коллективом преподавателей и ученых, сотрудничающих с кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета. В пособии в доходчивой форме рассматриваются особенности вероучения и культовой практики религий народов мира, а также основные положения современной науки о религии: истории, антропологии, социологии, психологии и феноменологии религии. Особое внимание уделяется изучению мировых религий - буддизма, христианства, ислама. В конце каждой главы помещены вопросы для повторения и списки рекомендуемой литературы. Пособие соответствует новому Государственному образовательному стандарту по предмету и имеет гриф УМО. Книга может быть использована в качестве дополнительного пособия в курсах по истории мировой культуры, культурологии, социологии и антропологии.

Формат: pdf

Размер: 1,8 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

Оглавление
Введение 5
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ 13
Глава 1. Ранние формы религии 13
Глава 2. Национальные религии 25
§ 1. Религии Древнего Востока 25
§ 2. Религии античного мира 48
§ 3. Религии Индии 62
§ 4. Религии Китая 84
§ 5. Религии Японии 115
§ 6. Зороастризм 120
§ 7. Иудаизм 128
Глава 3. Мировые религии 149
§ 1. Буддизм 149
§ 2. Христианство 181
§ З.Ислам 289
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 319
§ 1. Классическая социология религии 320
§ 2. Конфессиональная и феноменологическая социологии религии 333
§ 3. Социальные функции религии 340
§ 4. Типология религиозных объединений 343
§ 5. Теория секуляризации 349
§ 6. Религия, политика, общество 355
§ 7. Методы социологических исследований 371
АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 375
§ 1. Проблема происхождения религии и формирование антропологического религиоведения 375
§ 2. Антропологические теории мифа 380
§ 3. Антропологические теории ритуала 384
§ 4. Современные направления антропологии религии 386
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 397
§ 1. Психология религии как наука 397
§ 2. Homo religiosus с точки зрения психологии религии 401
§ 3. Религиозный опыт 410
§ 4. Религиозная вера 416
§ 5. Религиозный символизм и мифология: психологические аспекты 420
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 427
§ 1. Феноменология религии: история и метод 427
§ 2. Феноменология религии и история религий 434
§ 3. Категория «священное 436
§ 4. Феноменология религии о homo religiosus 438

Вы открыли учебное пособие, которое называется «Религиоведение». За сухим названием учебного предмета скрывается область научного знания, исследующая одну из интереснейших сфер человеческой культуры, охватывающую все исторические эпохи и оказавшую и продолжающую оказывать влияние практически на все виды человеческой деятельности.
Когда мы произносим слово «религия», у каждого человека возникает множество ассоциаций. Нам представляются Парфенон и собор Святого Петра в Риме, мечеть аль-Масжид аль-Харам в Мекке и Успенский собор в Москве, иконы Андрея Рублева и фрески Джотто, бронзовые изображения Осириса и каменные изваяния Будды. Мы вспоминаем о десяти заповедях Моисея и Нагорной проповеди Христа, о даосских мудрецах и джайнских аскетах, о Лютере и патриархе Никоне и о многом-многом другом. Мир религий многолик и разнообразен, как многолико и разнообразно человечество. Известны десятки тысяч религий и систем религиозных верований, одни из них связаны с великими цивилизациями, другие - объединяют членов какого-нибудь одного племени.
Для классификации многообразия религий существуют типологии религий, созданные в результате сравнительного анализа на основе различных признаков. Религии разделяются, например: на политеистические, то есть связанные с почитанием множества богов, и монотеистические, приверженцы которых почитают единого Бога; на мертвые, то есть не существующие в современном мире, и живые; на письменные религии (то есть имеющие фиксированные сакральные тексты) и бесписьменные (религии племен, у которых нет письменности). Великий немецкий философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель предложил очень сложную классификацию религий. По его мнению, их следует делить на естественные: это китайская религия, которую он назвал «религия меры», индусская - «религия фантазии», буддийская - «в-себе-бытия»; переходные религии: персидская - «религия добра и света», сирийская - «религия страдания» и египетская - «религия загадки»; и религии духовной индивидуальности: это иудейская религия - «религия возвышенности», греческая - «красоты» и римская - «целесообразности». Венчает эту типологическую схему христианство, которое Гегель назвал «религией откровения, истины и свободы».

Член общественной палаты Республики Дагестан; член комиссии по культуре, национальным и межконфессиональным отношениям; заведующая кафедрой религиоведения ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»

После окончания с золотой медалью средней школы, она поступила на историко-филологический факультет Дагестанского государственного университета и окончила с отличием в 1964 г. Будучи студенткой, она проявила большой интерес к науке и принимала активное участие в научно-студенческих мероприятиях, проводимых университетом.

После окончания ВУЗа Ученым Советом университета Людмила Хизгиловна была рекомендована в аспирантуру в 1964 г. по кафедре философии. В 1969 году она защитила диссертацию на тему: “Идеология иудаизма – орудия социального и духовного закабаления женщины” (на материале Республики Дагестан), и Ученый Совет присудил степень кандидата философских наук.

С ноября 1967 года по июнь 1976 года Авшалумова Л.Х. работает преподавателем кафедры философии гуманитарных факультетов.

С сентября 1976 года Авшалумова Л.Х. доцент кафедры научного атеизма и истории философии – основ религиоведения.

Решением Государственного комитета СССР по народному образованию от 29 января 1992 г. Людмиле Хизгиловне присвоено ученое звание профессор.

С июня 1995 г. Авшалумова Л.Х. работает в должности первого проректора Дагестанского государственного университета.

Многолетняя плодотворная работа Авшалумовой Л.Х. отмечена многими наградами и поощрениями:
— Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР (от 25.02.82 г.);
— Почетным званием “Заслуженный работник культуры РСФСР” (от 30.03.88 г.);
— Почетным званием “Заслуженный деятель науки РД” (от 07.06.96 г.);
— Орденом “Дружбы” (от 07.02.02 г.).

Для Авшалумовой Л.Х. университет стал вторым родным домом, вся ее жизнь, начиная со студенческих лет до сегодняшнего дня, связана только с этим ведущим ВУЗом республики. Педагогический стаж Людмилы Хизгиловны – 37 лет. За это время ею читался курс философии, истории и теории атеизма, этики, эстетики, основ религиоведения, авторские курсы: “Библия как исторический литературный памятник”, “Библия и Коран: сходство и различие”, “Этноконфессиональные отношения: анализ и перспективы” и др.

В 2000 году награждена почетным нагрудным знаком Министерства образования РФ “Заслуженный работник высшей школы”. Она участник многих международных, российских и региональных конференций. Только за последние годы Авшалумова А.Х. выступила с докладом на Всероссийской научно–практической конференции в Москве (1999)


Подобный материал:
  • 1. Формат а-4 Печать через 1,5 интервала 14 кеглем; 65 знаков в строчке, 30 строк , 22.06kb.
  • Темы, план работы. Каждый раздел плана выделяется в тексте самостоятельной рубрикой, , 60.3kb.
  • Отправка по почте , 45.42kb.
  • Д. Л. Трофимова Данные об авторе: Место работы: Российская государственная библиотека , 94.56kb.
  • Образовательная программа: Управление человеческими ресурсами (название образовательной , 66.83kb.
  • Уважаемые коллеги! , 34.83kb.
  • Валиулина София, 8 лет, пос. Чунский, Россия. Название работы «Мой любимый герой». , 12.36kb.
  • Название работы , 25.33kb.
  • Методические указания по дисциплине «психология педагогического общения» для самостоятельной , 270.52kb.
  • Название зачеркнуто , 3503.04kb.

4 КВАРТАЛ



Авторы

Название работы

Объем

Тираж

Наличие

документов


Контактные

телефоны


МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЕ КАФЕДРЫ

Кафедра теории и истории религии и культуры

1.

Авшалумова Л.Х.

Абасова А.А.

Саидов С.М.


Учебное пособие «Религиоведение».

7,0

100

Кафедра английского языка для гуманитарных факультетов

1.

Рамазанова А.Х.

УМП по развитию навыков устной речи на основе текстов домашнего чтения.

100

2.

Нурадинова П.Т.

УМП по работе со спецтекстами для студ 1-2 к. ОЖ Ф/Ф.

100

3.

Хаметова Э.Т.

УМП для психологов. Сборник упражнений по грамматике по англ.яз.

100

4.

Батырова У.М.

Бойкова И.В. и др.


УМП по аналитическому чтению для студентов ИФ(по учебнику Е.А.Бонди ч.3).

Тестовые и контрольные работы по грамматике для студ ИФ.


100

ФАКУЛЬТЕТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

Кафедра арабской филологии

1.

Гасанов М.А.

Учебно-метод.пособие по источниковедению изучаемой страны» (программа с/к).

1,0

100

2.

Гаджиева Л.А.

Теоретические и практические материалы по переводоведению.

1,5

100

3.

Гаджиева Л.А.

«История турецкой литературы в новейшее время».

1,5

100

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Кафедра немецкого языка

1.

Гаджиева Д.А.

Контрольно-измер. Материалы по лингвостр.для студ., изучающих немецкий язык.

1,0

50

Кафедра французского языка

1.

Абакаров И.М.

Метод.пособие для самостоятельной работы по грамматике для студ 1-3 курсов ФО ФИЯ.

2,5

100

2.

Абдуллаев И.Ш.

Учебное пособие по внеаудиторному чтению «Клеопатра».

2,5

100

3.

Абасова Р.Г.

Пособие для развития навыков устной речи для студ. первого года обучения.

2,5

100

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ

Кафедра библиотековедения и библиографии

1.

Аджаматова Н.К.

Тесты по курсу «Архивные документы».

1,0

30

2.

Мирзаева А.Р.

«Краеведческая деятельность библиотек»

1,0

30

3.

Аммаев К.А.

Лабораторный практикум по курсу «Информатика».

1,0

30

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теоретической и прикладной лингвистики

1.

Гаджиахмедов Н.Э.

УМК «Современный русский язык».

7,0

100

Кафедра литератур народов Дагестана

1.

Султанмурадов А.М.

Учебное пособие по постсоветской кумыкской литературе.

5,0

100

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра коммерции и маркетинга

1.

Камалова Т.А.

Метод.указ. и программа провед преддипломной практики для студ. спец.080111 «Маркетинг».

1,2

100

В(ф),в(к),рец., расп.,д

2.

Камалова Т.А.

Метод.указ. и программа провед учебно-ознаком. практики для студ. спец.080111 «Маркетинг».

1,1

100

В(ф),в(к),рец., расп.,д

Кафедра «Менеджмент»

1.

Магомедов Г.Д.

Метод.указания к выполн. Магистр.дисер. для студ.магистр.подготовки

1,0

100

ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра магнетизма и физики фазовых переходов

1.

Магомедов М.А.

КМП «Исследование фазовых переходов в критических явлений методом Монте Карло».

100

Кафедра экспериментальной физики

1.

Офицерова Н.В.

УМП (Примерные тестовые задания по курсу «Материалы и элементы электронной техники).

100

2.

Абдурахманов А.А.

УМП «Квантовая теория».

100

Кафедра теоретической и математической физики

1.

Идаятов Э.И.

Халикова М.Х.

Абдуразакова А.Б.


Метод.указания к решению задач по теорет.механике».

1,3

100

В(ф),в(к),отз..расп.д

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ и ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра прикладной информатики и математических методов в управлении

1.

Камилов К.Б.

Магомедова Н.А.

Шавшина С.А.


УМК по дисциплине «Компьютерные технологии в бух.учете».

4,0

100

2.

Шахбанова З.И.

Шахабудинов Я.М.


УМК по дисциплине «Проектирование мультмедиа приложений в ЭИС» для спец. ПИ

4,0

100

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра прикладной математики

1.

Назаралиев М.А.

Фаталиев Н.К.


Учебное пособие «Математическая статистика в терминах и определениях».

6,0

100

2.

Абдурагимов Э.И.

Бейбалаев В.Д.


«Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений».

1,9

100

3.

Абдурагимов Э.И.

Лугуева А.С.


Метод.указания по численным методам для студентов заочного обучения.

1,5

100

Кафедра высшей алгебры и геометории