Кто и когда придумал термин педагогика. Определение понятия "педагогика"

Педагогика представляет собой одну из древнейших гуманитарных наук, на протяжении тысячелетий реализовывая социализацию личности ребенка, адаптацию ее к требованиям общества, обеспечивая, таким образом, выживание и развитие человечества как биологического вида. В центре внимания научной области – все многообразие личностного и профессионального развития, все аспекты воспитательной, образовательной, обучающей деятельности личности, причем, как личности ребенка, так и личности взрослого.

Следует отметить, что, несмотря на то, что воспитание сопровождало человечество на протяжении всей истории его зарождения и эволюции, педагогика как наука выделилась из философии лишь XVII столетии, когда в области накопился достаточный базис. Выдающийся философ Френсис Бэкон в процессе исследования методов научного познания разделил педагогику и философию, а Я. А. Коменский выдвинул первую дефиницию и создал первую педагогическую систему.

Подходы к дефиниции педагогики

Несмотря на длительную историю существования педагогической науки, единого мнения в отношении ее предмета так и не сложилось. Трудности дефиниции обусловлены синтезным характером научно отрасли, тем фактом, что она находится на стыке множества наук гуманитарного характера, привлекая в сферу педагогических исследований достижения других научных областей, развиваясь вместе с другими научными направлениями.

В различные периоды своего развития педагогика понималась по-разному, включая следующие дефиниции:

  • наука о воспитании личности;
  • наука о педагогических системах, целенаправленных процессах педагогического воздействия;
  • процесс воспитания, направленный на социализацию личности, адаптацию к требованиям социума на конкретном этапе его исторического развития;
  • наука о целенаправленных процессах передачи опыта, знаний подрастающему поколению;
  • наука о целенаправленной, организованной, систематической, управляемой деятельности по формированию личности человека, методах, принципах, закономерностях передачи знаний.

Замечание 1

Следует отметить, что все приведенные дефиниции отражают отдельные аспекты педагогических процессов. В наиболее общем виде педагогика исследует, изучает, выявляет закономерности педагогической деятельности во всем многообразии ее проявлений, особенностей, аспектов. Педагогика как наука описывает, выявляет особенности, объясняет феномены педагогической деятельности, рассматривая их вместе с другими науками гуманитарного характера.

Педагогическая деятельность как сущность педагогики

Определение 1

Педагогическая деятельность в современной научной литературе понимается социально и личностно обусловленное, целенаправленное, управляемое приобщение личности к жизни в человеческом социуме

Другими словами, педагогика не может отожествляться исключительно с образовательно-воспитательным процессом, в результате которого у личности формируется система специализированных знаний, умений и навыков. Педагогическая деятельность носит целенаправленный характер, ориентирована на достижение ряда актуальных целей.

Таким образом, педагогика как наука направлена на исследование особой, личностно и социально детерминированной, характеризующуюся педагогическим руководством, педагогическим целеполаганием деятельность по приобщению личности к жизни социума.

Социализация как приоритетная функция педагогики

Другими словами, в центре педагогики – процессы социализации, процессы включения личности в общество благодаря усвоению и последующему воспроизводству личностью исторически накопленной культуры, социального опыта. Применительно к педагогике целесообразным представляется говорить о целенаправленной социализации.

По материалам моих лекций.

Педагогическое знание относится к числу древнейших. Оно зародилось вместе с человеческим обществом, когда появилась потребность передавать новым поколениям с трудом добываемый опыт выживания. Педагогические знания фиксировались в житейских нормах – верованиях, требованиях. Затем постепенно сложились традиции, предания, обычаи, которые отражали опыт, необходимый для передачи молодежи. Веками процесс передачи опыта протекал "сам собой", не нуждаясь в специальном изучении.

Так продолжалось до тех пор, пока накопленный человечеством опыт стал настолько велик, что его оказалось невозможным освоить в ходе естественного существования. И хотя невозможно установить даже приблизительную дату, когда именно это произошло, но именно с этого исторического момента появляется педагогическая деятельность как особая сфера социальной деятельности человека, а передача социального опыта стала целенаправленным процессом.

Конечно, в первобытном обществе не существовало школ в обычном понимании. Просто взрослые, старшие стали специально обучать младших, передавая им свои знания и умения. Тем не менее, это стало ключевым этапом, определившим появление абсолютно нового для человечества социального явления: педагогического процесса.

Развитие педагогического процесса происходит в школах Древнего мира (шумерские «дома таблички», древнеегипетские школы писцов и т.д.). Многочисленные источники свидетельствуют об огромном значении педагогического процесса в античном мире. В Древней Греции вопросы обучения и воспитания становятся частью этики – раздела философии, изучающего взаимодействие человека и общества. Эти вопросы занимают важное место в деятельности Сократа , в сочинениях Платона и Аристотеля .

Педагогическая практика и педагогическая мысль продолжают развиваться и дальше, однако до XVII в. педагогическое знание по-прежнему входит в состав философии. Как особую науку педагогику впервые выделил из системы философских знаний Фрэнсис Бэкон , а основоположником научной педагогики считается Ян Амос Коменский , сформулировавший первые законы обучения и воспитания в знаменитом труде «Великая дидактика» (1632).

Развитие педагогики ускоряется в XVIII в., и становится особенно быстрым в XIX – XX вв.

В любой науке принято различать её объект (область существующей действительности, которую исследует данная наука) и предмет (способ видения объекта, позволяющий сосредоточиться на изучении именно тех аспектов объекта, которые существенны для данной науки). В.А. Сластенин даёт следующие определения объекта и предмета педагогики.

Объект педагогики – явления действительности, которые определяют развитие человеческого индивида в его взаимодействии с обществом.

Предмет педагогики – образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (например: в семье, в образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Основываясь на сущности предмета педагогики, В.А. Сластенин определяет педагогику следующим образом: педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни .

Это определение раскрывает особенности современной педагогики, которая изучает образования не только детей, как это было в начале формирования педагогических знаний (педагогика с древнегреческого буквально переводится как "ведение ребёнка", "детовождение"), но и взрослых.

Педагогический (образовательный) процесс включает в себя воспитание и обучение. Поэтому часто педагогика определяется более кратко: как наука о воспитании и обучении человека .

Как и любая наука, педагогика выполняет определённые функции, решает ряд актуальных для человечества задач.

К основным функциям педагогической науки можно отнести следующие:
- объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития);
- преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания);
- прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).

Основные задачи педагогики:
- выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием;
- изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;
- разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
- прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;
- внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

Подборка похожих материалов Вам неинтересна? Загляните на одну из случайно выбранных страниц:

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя.

Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

  • 1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
    • - описательном, объяснительном;
    • - диагностическом;
    • - прогностическом.
  • 2. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
    • - проективном;
    • - преобразовательном;
    • - рефлексивном.

Задачи педагогики:

  • 1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами;
  • 2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности;
  • 3. Прогнозирование образования - педагогическая футурология;
  • 4. Внедрение результатов исследования в практику.

Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:

  • 1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?
  • 2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?
  • 3. Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.

Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.

Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т. д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).

Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем - внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.

Современная педагогическая система наук о воспитании:

  • 1. Фундамент - философия и история образования.
  • 2. Общая педагогика:
    • - теоретические основы;
    • - дидактика;
    • - теория воспитания;
    • - школоведение;
  • 3. Возрастная педагогика:
    • - дошкольная;
    • - школьная;
    • - профессионально-техническая;
    • - педагогика высшей школы;
  • 4. Социальная педагогика:
    • - семейная педагогика;
    • - перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);
    • - музейная педагогика;
    • - театральная педагогика и т. д.
  • 5. Специальная педагогика:
    • - сурдопедагогика;
    • - тифлопедагогика;
    • - олигофренопедагогика.
  • 6. Методика преподавания предмета.
  • 7. Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
  • 8. Военная педагогика.
  • 9. Педагогика третьего возраста.

Между научные связи педагогики:

  • 1. С психологией: общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами;
  • 2. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью;
  • 3. Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т. е., недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола);
  • 4. В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения;
  • 5. История, география, литература, человек, сфера его обитания - все интересует педагогику;
  • 6. Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы);
  • 7. С медициной (например, лечебная педагогика).

Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия с ребёнком, передачи ему социального опыта. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные пути становления человека, его воспитания и образования.

Литература

  • 1. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби Проспект, 2004.
  • 2. Пидкасистый П.И. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1995.
  • 3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999.
  • 4. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе (Бордовская Н. В., с. 20).

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях (Подлысатый И. П., с. 10-12).

Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным. Педагогика изучает следующие проблемы: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание; определение целей восприятия; разработка содержания воспитания; исследование и разработка методов воспитания. К категориям любой науки относят наиболее емкие понятия, отражающие, ее сущность и наиболее часто ею использующиеся. Основные категории педагогики: воспитание; развитие; образование; обучение. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду. Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека. Образование - это система внешних условий, специально организуемая обществом для развития человека. Обучение - процесс передачи знаний от педагога ученику.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях

Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса.

Таким образом, педагогика - это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. Об этом же писал известный публицист и педагог С. И. Гессен: «Педагогика - наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом. В этом смысле педагогика является одной из наук о человеке, а именно - о его образовании, становлении как личности.

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда" – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".

Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает "детовождение". Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Как отдельная наука , педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:

    формируется под влиянием потребностей общества;

    любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования – способы решения научно-педагогических задач.

Объект педагогики – человек.

А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):

Теоретические функции:

    обогащение, систематизация научных знаний;

    обобщение опыта практики;

    выявление закономерностей в педагогических явлениях.

Практические функции:

    повышение качества воспитания;

    создание новых педагогических технологий;

    внедрение итогов педагогических исследований в практику.

Прогнозирование:

    научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.

Задачи педагогики:

    Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

    Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

    Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

    Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

    Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

    Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

    Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Педагогика — одна из древнейших дисциплин в системе наук, однако парадоксальным образом так и не получившая за много веков четкого определения своих объектов, предметов и задач. Большинство обывателей считают, что педагогика занимается детьми, их развитием и воспитанием. В таком случае что делать психологии, социологии, педиатрии? Как быть со взрослыми, которых тоже приходится воспитывать, обучать, развивать? На самом деле определить, что изучает педагогика, и сегодня весьма сложно — слишком много сфер охватывает это гуманитарное понятие. Попробуем разобраться с научной дисциплиной.

Многие полагают, что педагогика — наука древнейшая, потому как дети были всегда и всегда требовали воспитания, иной раз и розгами. Здесь не надо путать естественные педагогические процессы и науку педагогику, которая знания об этих процессах систематизировала. Воспитывали детей, конечно, еще в пещерах, а у античных греков были даже педагоги — рабы, которые сопровождали мальчиков в школу, носили за ними глиняные таблички и следили, чтобы физические упражнения не нанесли юным грекам вред. Сегодня их бы назвали телохранителями или гувернерами.

В отдельную науку педагогика выделилась из теологии и философии, когда набрала достаточный базис. Случилось это в относительно недавнем (в исторических масштабах) прошлом: в 17 веке философ Френсис Бэкон в процессе изучения методов научного познания отделил педагогику от философии, а Ян Амос Коменский определил ее как науку и создал свою педагогическую систему. На ее основе, кстати, созданы все современные системы обучения.

Единого мнения, что именно изучает педагогика, так и не сложилось. Получилось, что наука эта находится на стыке множества гуманитарных дисциплин, соотносится с ними и развивается в теснейшей взаимосвязи. В разное время разные ученые считали, что педагогика:

  • наука о воспитании человека
  • наука о педагогическом процессе, организованном в педагогической системе
  • непосредственно воспитание, направленное на присвоение культурных ценностей
  • наука о целенаправленном процессе передачи опыта и знаний подрастающему поколению
  • наука об организованной, целенаправленной, систематической деятельности по формированию человека, о методах, принципах, закономерностях и процессах передачи знаний от педагога к ученику.

Все подобные определения в равной степени верны и в равной степени ошибочны, вернее, не полны. Педагогика как наука изучает педагогическую деятельность во всей широте охвата. Что представляет собой педагогическая деятельность? В самом общем смысле — это целенаправленное, социально и личностно обусловленное, осуществляемое под педагогическим руководством приобщение человека к жизни в человеческом обществе.

Такое общее определение требует пояснений. Педагогика не отождествляется с непосредственно образовательным процессом, в результате которого люди получают те или иные знания, умения и навыки. Педагогика не рассматривает независимый процесс приобретения знаний об окружающем мире и его явлениях. Так, из поля зрения педагогики равным образом выпадают, к примеру, методологические основы химических исследований и самостоятельное осваивание ребенком велосипеда.

Когда химик рассказывает о результате своих или чужих опытов — он ведет образовательную, а не педагогическую деятельность, однако она может быть предметом педагогики и являться одним из педагогических процессов. Служить кому-то примером, создавать шаблон поведения — не значит быть педагогом: целенаправленность и организованность — две основные характеристики педагогической деятельности.

Педагогика как наука описывает, объясняет и предсказывает явления педагогического процесса, рассматривая их совместно с другими гуманитарными науками. Можно говорить о теории этой дисциплины и ее прикладной отрасли, которая исследует средства воспитания, его организационные формы, способы, а также структуру и этапы воспитательного процесса.