Гласная после гласной - правописание. Уроки русского языка

1. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука , ,, в следующих случаях: а) в начале слова: ель,ёмкость, юнга, ярмарка; б) после гласного: военный,маёвка, каюта, ваяние; в) после разделительных [ъ] и [ь]: въедливый, серьёзный, вьюга, рьяный, межъярусный.

После разделительного мягкого знака буква и также обозначает сочетание двух звуков : соловьи, воробьи,ничьи.

2. В положении после согласных букв, обозначающих парные по твердости-мягкости согласные звуки, буквы е, ё, ю. я обозначают один звук [э], [о], [у],[а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: день, лён, люди, пять.

§ 19. Обозначение [j] ва письме

Среди согласных русского языка имеется мягкий согласный [j]. При его произнесении средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух, поэтому он является среднеязычным звуком.

В начале слова, в середине после гласного, а также после разделительных ъ и ь [j] обозначается, как правило, вместе с последующим гласным звуком буквами я, е, ё, ю: яблоко, ехать, ёлка, юркий; обаяние, поездка,заём, каюта; въявь, съезд, съёмка, адъюнкт, рьяный,пьеса, льёт. вьюга.

В немногих заимствованных словах в начале слова [j] обозначается буквой и; йог, йод, йот, йоркширский.

После гласных перед согласным и в конце слова среднеязычный звук произносится с меньшим шумом(спинка языка менее высоко поднята к среднему нёбу) и выступает как неслоговой гласный, который на письме обозначается буквой и; байдарка, бойница, прийти,струйка, планетарий, мавзолей.

Произношение букв Е, Ё, Ю, Я

В русском языке есть несколько гласных букв, кторые не имеют собственных звуков. Это буквы е, ё, ю, я. Они обозначаются либо сочетанием двух звуков, с помощью смягчающей й (и краткая), либо звучат как [э], [о], [у], [а] соответственно.

1. Они обозначают два звука [й’э] [й’о], [й’у], [й’а] в следующих случаях:

В начале слова.
Юла, ель, ёж, яблоко.

После гласного.
Таяние, каюта, маёвка, поединок.

После разделительных ъ и ь.
Подъёмник, серьёзный, вьюга, пьяный.

Примечание. Если буква И стоит после мягкого знака, то она также произносится как сочетание звуков [й’и].
Муравьи, воробьи, ничьи.

2. Они обозначают звуки [э], [о], [у], [а] в случае, если стоят после согласной буквы, которая является частью звуковой пары по твердости-мягкости. Тогда буква е передает смягчение предшествующей согласной, а сама звучит как э.

В зависимости от того, какой ваш родной язык, вам может быть сложно произносить слова с буквами е, ё, ю, я. Когда й смягчает звуки э, о, у, а, не у всех получается передать этот эффект, и выходит «лублу» вместо «люблю».

Чтобы научиться произносить эти звуки, хорошо для начала практиковать мягкость-твердость согласных.

Бук — бег, дань — день, заяц — земля, нос — нёс, топор — тяжба, тулуп — тюлень, рысь — рис.

После того, как у вас станет получаться смягчение согласных, вам станет легче произносить буквы е, ё, ю, я.

www.ruspeach.com

В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

учитель Харьковская школа №170

Учитель начальных классов ГБОУ Школа 1374

учитель МБОУ «СШ №39№

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 51»

учитель Мбоу сош

учитель начальных классов МБОУ «Дульдургинская СОШ»

учитель начальных клвссов общеобразовательная школа І_ІІІ ступеней

учитель начальных классов ГУО «Гимназия №5 г.Витебска»

Учитель начальных классов Республика Карелия Петрозаводск «Ломоносовская Гимназия»

учитель начальных классов МБОУ СОШ ст. Павлодольской

onlinerepetitor.net

ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.

Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука.

Буквы е, ё, ю, я после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость этого согласного: семя - [с’э’м’а].

В остальных случаях (в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь ) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] - судья [суд’йа]. Поэтому количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое.

В истории русского языка сочетание звуков [йо] на письме передавалось по-разному: йо, ьо, ио .

А известный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) для этого звукосочетания придумал букву ё.

Сравните!

1. Сравните сочетания букв в левой и правой колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если есть,

напишите эти буквы.

[ай] - . [йа] - .
[ой] - . [йо] - .
[уй] - . [йу] - .
[эй] - . [йэ] - .

2. Проговаривая слова медленно, скажите, в каких из них буква я передаёт два звука [йа], а в каких - один [а].

Месяц, пять, январь, память, имя, время, скамья, семья,сентябрь, яблоко.

3. Выпишите выделенные слова. Подчеркните буквы е, ё и укажите, сколько звуков они обозначают.

Споёмте , друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
(А. Чуркин )

4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я ? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?

5. Медленно произнесите слова. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков в них. Обоснуйте свой вывод.

Лёт, льёт; сел, съел; яд, ад; Коля, колья; полю, полью; семя, семья; обедать, объедать.

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Весь русский язык онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку, планы уроков

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Что обозначают буквы е, ё, ю, я

На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких – один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук – твёрдый, во втором – мягкий.

Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес – звук [э], мёд – звук [о], брюки – звук [у], мяч – звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука – [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Рис. 10. Красное яблоко (Источник)

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).
  4. Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

    Закрепление знаний на практике

    Закрепим полученные знания, выполнив задания.

    Разделим слова на два столбика: первый столбик – где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик – 2 звука.

    Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

    Проверим правильность выполнения задания:

    В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик – где Я обозначает два звука.

    Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

    Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

    Мы едем, едем, едем

    Проверьте правильность выполнения задания:

    Мы е дем, е дем, е дем

    В далёки е кра я ,

    Хороши е соседи,

    Счастливы е друзь я .

    На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак – это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

  5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  7. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Методический паспорт:

Тема урока : Буква е - в начале слов и после гласных; после согласных.

Цель урока : Продолжить ознакомление учащихся с двойной ролью буквы е - в начале слов и после гласных; после согласных.

Задачи урока:

    Формировать умение вычленять в речи звуки [э], [й, э], обозначенные буквами Е, е в разных позициях; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

    Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей.

    Развивать умение сравнивать, анализировать; развивать логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание.

    Воспитывать культуру учебного труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать коллективно в группе, парами, самостоятельно, развивать чувство ответственности за выполненное задание.

Развитие УДД:

Предметные

Узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

Узнавать йотированные звуки в начале слова и после гласной буквы,

Узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,

Обозначать гласные звуки буквами,

Метапредметные

Регулятивные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные

1. Ориентироваться в учебниках.

2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные

Проявлять уважение к своему классу, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

Выполнять правила поведения на уроке.

Технология проведения урока: по системе ТДМ

Тип урока : урок систематизации новых знаний.

Структура урока: Этапы: подготовительный, систематизации знаний, первичного закрепления, рефлексии.

Формирование ключевых компетенций:

    учебно-познавательной

    коммуникативной

Единица содержания: характеристика звуков [э] , [й’э], обозначаемых на письме буквой Е, е.

Граница знания – незнания: на предыдущем уроке дети познакомились с новой буквой е.

Учащихся в классе: 25

Используемые учебники и учебные пособия:

    Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и другие М.: «Просвещение» 2012г.

    С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Используемое оборудование: Мультимедийное оборудование, магнитная азбука, глобус, карточки для работы в паре, группе, карточки с текстами для чтения, смайлики красного, жёлтого и зелёного цвета, карандаши простые и цветные, заготовки – смайлики, магниты.

Этапы урока

- Наш енот продолжает рассказ о себе. Лучше всего еноты чувствуют себя рядом с водой. Именно здесь, на берегах рек они выходят на поиски пищи: ощупывающими движениями маленьких ловких лапок, даже не глядя, енот-полоскун исследует мелководье и ищет пропитание.- Как вы понимаете слово мелководье? (использует толковый словарик)- Узнать дополнительные факты о реке как месте обитания не только енота поможет «Азбука»На стр. 75 найдите текст «Река». Прочитайте текст и выполните любое из дополнительных заданий.
    Посчитать количество предложений. Найти слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие. Найти в толковом словарике значения слов ИЛ, ТИНА.
Приглашает проверить выполненное. - Читаем текст цепочкой, внимательно следим по учебнику за читающим.- Проверим, как выполнили задания. Сколько предложений в тексте?- Назовите слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие.-Что такое ТИНА? ИЛ?- Замечательно, вы хорошо потрудились.

Подведём итог нашей работы.

Что нового узнали на уроке?

Продолжите моё предложение:

* Мы познакомились с буквой … .

* Буква е обозначает один звук … когда стоит после ….

* Буква е обозначает два звука … когда стоит ….

Где можно применить полученные знания?

Что было для вас интересным на уроке?

А теперь вспомним про наш смайлик. Если вы довольны своей работой на уроке, то нарисуйте на смайлике улыбку. Если вы хотели бы улучшить работу – нарисуйте серьёзное лицо(раздаёт заготовки). Поместите смайлики на доску.

А я хочу тоже нарисовать улыбку на смайлике, потому что мне понравилась ваша активная и дружная работа на уроке. Спасибо за работу! (рисует улыбку на смайлике)

Источники:

Физкультминутка для глаз

- стихи про енота

Это последние заключительные странички тренажера по чтению. Остались лишь гласные буквы. И если вы с ребенком осилили все предыдущие упражнения,эти карточки не доставят вам хлопот. Можно считать, что ребенок научился читать.

Это последние заключительные странички тренажера по чтению. Остались лишь гласные буквы.

В подборке тренажер для чтения с гласными буквами Е, Ё, Ы, Э, Я, Ю.

Есть коротелькие слова типа ЯК, ЮГ. Есть длинные - ЭКСКУРСИЯ или ЭКЦИКЛОПЕДИЯ.

И если вы с ребенком осилили все предыдущие упражнения,эти карточки не доставят вам хлопот. Можно считать, что ребенок научился читать.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Картинки в архивах не помечены водяными знаками.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму, на счет сайта.

Заранее Вам спасибо!!!

Тема: Буква ю в начале слова и после гласных.

Цели урока:

Обще об раз о вательная цель: познакомить детей с печатной и письменной буквой ю и обозначением ею мягкого слияния согласного и гласного звука в начале слова и после согласной.

Коррекционные цели:

Формировать фонематические процессы, звуко – буквенный анализ и синтез, слоговой анализ и синтез, анализ предложений.

Обогащение словаря путем подбора качественных прилагательных и глаголов, образования слов из двух основ.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие фразовой речи.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие пространственной ориентировки, зрительного внимания, зрительного гнозиса.

Продолжать работать над профилактикой дисграфии и дислексии.

Оргмомент.

Посмотрите на меня, посмотрите друг на друга – улыбнитесь.

«Заведем часы».

Какое сегодня число

Время года

День недели

Вы сказали, что наступила весна.

А какая весна наступила? (Наступила ранняя весна)

Что происходит со снегом ранней весной? (С нег становится мокрый, рыхлый, он оседает и тает).

Как Вы думаете, что происходит весной на реке? (Весной на реке начинается ледоход)

Чтение слова ЛЕДОХОД хором и индивидуально.

Как вы можете объяснить слово ЛЕДОХОД. Что это значит? (Ледоход – это значит лед ходит. Лед трогается, льдины с треском лопаются).

Река становится свободной, по ней легко могут ходить пароходы.

Кто отдает команду на пароходе? (капитан)

Кому капитан отдает команды? (матросам)

Вспомните, как называют подростка, которого обучают матросскому делу на пароходе? (юнга)

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной хитрой буквой, будьте очень внимательны. Для самого внимательного Мишка приготовил призы.

Как вы думаете, сколько слогов в слове ЮНГА? (два)

Назовите первый? (юн)

Назовите второй? (га )

Повторите только первый слог? (юн)

Что слышится в начале этого слога? ([ йу ] – слияние двух звуков)

Сделайте слого – звуковой анализ этого слога, слова.

Как называется помещение, в котором живут матросы на пароходе? (каюта)

Назовите первый слог (ка )

Второй (йу )

Третий (та)

Повторите только второй слог (йу )

Из чего он состоит? (из слияния двух звуков [ йу ]).

Сделайте слого – звуковой анализ этого слова.

Давайте дадим характеристику звукам ? ([ й ] – согл ., мягк ., звонк .)

Когда мы произносим звук [ й ]

Губы – приближены к зубам. Зубы – на расстоянии. Язык – внизу. Воздушная струя – встречает преграду, значит звук согласный. Участие голоса – голосовой моторчик работает, значит, звук звонкий.

Когда мы произносим звук [у]

Губы – трубочкой вытянуты вперед. Зубы – на расстоянии. Язык – внизу. Воздушная струя проходит свободно, значит звук гласный.Участие голоса – звук образуется из голоса.

Молодцы. Мы с вами определили, что в словах юнга и каюта мы слышим слияние мягкого и согласного звука с гласным. А где мы слышим это слияние? (в начале слова и после гласной).

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь [йу]»

Юбка. Купаю. Игрушка. Юла. Рисую

Какое слово лишнее и почему? (игрушка, в этом слове нет [ йу ])

Девочки приготовили веселые стихи. Ваша задача – не только прослушать, но и назвать слово с [йу].

Весела я, весела,

Ножками я топаю,

Я танцую, я пою,

Я в ладоши хлопаю.

Чашки мою, вытираю,

Расставляю, разбиваю –

Все я быстро делаю – до чего умелая!

Путешествие в страну «Буквария». Здесь мы с вами узнаем, что слияние [йу] обозначается одной хитрой буквой (открыть окошко).

Где живет буква ю? (в районе гласных букв)

Это гласная какого ряда? (второго)

Найдите человечка ю, который гуляет по поляне.

А почему я вам сказала что эта буква хитрая? (обозначает два звука)

Когда буква ю обозначает два звука? (в начале слова и после гласной)

Вывод: Сегодня на уроке мы будем работать со слогами и словами, в которых буква ю встречается в начале слова или после гласной.

Работа с печатной буквой ю. Найдите у себя в коробочке такую букву, сколько в ней элементов. (т ри)

Наш мишка держит в своей лапе строчную письменную букву ю.

Найдите в коробочке строчную письменную ю, подержите ее, рассмотрите.

Возьмите карточку с буквой ю из бархатной бумаги и обведите ее указательным пальчиком правой руки.

Сколько элементов в букве ю? (три)

Возьмите конверт и соберите строчную письменную ю из элементов.

Давайте встанем, прогуляемся до белой доски и напишем на ней по одной красивой букве ю.

Выберите и снимите в доски все буквы ю, написанные правильно.

Приготовились работать с числовым рядом и кубиком. «Узнай, на каком месте стоит буква ю». Юла, Июнь, Рою, Купаю.

Гимнастика для пальчиков («Дружные пальчики…»).

Положим перед собой тетрадь («Я тетрадь свою открою…»)

Читаем слоги и запоминаем их: Юп, ют, юм, юс

Закройте глазки. Какого слога не стало?

Запишите слог в тетради там, где стоит точка.

Сколько элементов написали в букве п ? а в т ?

Прочитайте слово РИСУЙ.

Закройте глаза. Что изменилось? (РИСУЮ)

Закройте глаза. Что изменилось? (РИСУЮТ)

Запишите слово в тетради, проговаривая, проверьте.

Если это делает один человек, какое слово выберете?

А если это делает много людей?

Даны буквы н, ю, г, а. Составьте слово. (у доски из букв «Мозаики»). Работать будете с буквами, расположенными в правом верхнем углу.

Даны буквы к, ю, а, а, т. Составьте слово. Работать будете с буквами, расположенными в левом верхнем углу.

Что это? (это схема предложения)

Сколько слов в этом предложении? (три)

1 слово – о ком говорится в предложении?

2 слово – что делает?

3 слово – что именно делает?

Например: Толя покупает лимон.

У каждого в коробочке лежит картинка. Возьмите ее, рассмотрите кто что делает. Дайте детям имена и составь те предложение по схеме.

А теперь измените это предложение так, как–будто это делаете вы.

Работа в тетрадях. На доске предложение. Я МОЮ КУКЛУ.

Сколько слов в этом предложении

Назовите 1? 2? 3?

Как пишутся слова в предложении?

Что обозначает мой первый сигнал? Второй?

Запишите. Сделайте проверку с простым карандашом.

Итог занятия. Призы детям.

Орфография, наверное, один из самых сложных разделов русского языка. Казалось бы, существует огромное количество правил, указывающих, как же правильно писать, но во всех этих правилах есть и огромное количество исключений. Что же говорят правила о том, как употребляется гласная после гласной? Попробуем разобраться.

Гласная после гласной

Начнём с того, что, гласные звуки (а, о, у, э, и, ы) - это те, которые произносятся только голосом, без добавления шума. После мягких согласных на письме эти звуки передаются буквами я, ё, ю, е - так что их тоже в какой-то степени можно считать гласными. Переходя к вопросу орфографии, стоит отметить, что употребляемая гласная после гласной никак не влияет на правописание слова, благо, в отличие от согласных звуков они не подчиняются влиянию звуков-соседей. Но всё же некоторые изменения из-за такого соседства возникают.

Касаются они фонетического облика слова. Звуки е, е (ё), ю, я после гласных удваиваются. То есть, происходит следующая трансформация: е[э] - [йэ], ё[о] - [йо], ю[у] - [йу], я[а] - [йа]. Стоит отметить, что такие же изменения происходят и после разделительных мягкого и твёрдого знаков, а также в начале слова. Например: мелкое - [м"элкайэ], ёлка - [йолка], подъезд - [падйэзд]. Очень часто в тестированиях самого разнообразного уровня встречаются задания, главная цель которых подловить учеников на незнании этого правила. Обычно в них нужно сказать, в каком слове звуков больше, чем букв или же наоборот. Всегда, когда встречается нечто подобное, нужно проверить, не начинается ли слово с гласной, нет ли в нём разделительных мягкого и твёрдого знаков, нет ли в нём гласных, которые пишутся после других гласных - если есть хоть один из выше перечисленных случаев, то практически наверняка звуков в слове будет больше, чем букв (нюансы будут в словах с разделительными знаками, которые звуков не обозначают).

Закрепление: составляем транскрипцию

Итак, закрепим это правило с помощью несложных упражнений. Задание первое: составьте транскрипцию слов с е, ё, я, ю после гласной: друзья, красивое, варенье, сладко-ягодный, объявление, стая, хороша егоза, льёт, заезд, объём.

Правильные транскрипции: [друз’йа], [красивайэ], [варен"йэ], [слаткайагадный], [абйавленийэ], [стайа], [харашайэгаза], [л"йот], [зайэст], [абйом]. В качестве комментария хотелось бы добавить, что некоторые буквы произносятся иначе, чем пишутся, этим и обуславливается наличие других звуков на их месте в транскрипции. Кроме того, все словосочетания, да и в принципе любые слова, пишутся без пробелов и прочих разделений.

Закрепление: звуки и буквы

Продолжим изучение процессов, которые происходят с я, ю, ё, е после гласной с тем самым заданием, о котором говорилось в правиле. Дан ряд слов, необходимо определить, в каких словах звуков больше, чем букв.

Яблоко, съезд, медведь, Самоа, вьюга, анонс, юла, здоровье, поёт, инцидент.

Для начала составим транскрипции слов: [йаблоко] - в начале слова я удваивается; [сйэзд] - после разделительного твёрдого знака е удваивается, но сам твёрдый знак звука не обозначает; [м"эдв"эд"] - в этом слове нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова; [самаа] - несмотря на то, что здесь встречается гласная после гласной, это не е, ё, ю, я - то есть она не удваивается; [в"йуга] - после разделительного мягкого знака ю удваивается, но сам мягкий знак звука не обозначает; [анонс] - нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова; [йула] - буква ю удваивается в начале слова; [здаров"йэ] - после разделительного мягкого знака е удваивается; [пайот] - после гласной ё удваивается; [инцыдент] - нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова.

Итак, составив транскрипции, мы видим, что, несмотря на то что в некоторых словах происходит удваивание гласных из-за их положения, звуков в слове не всегда становится больше. Таким образом, правильный ответ в этом задании яблоко, юла и поёт.

Гласные в корне

В принципе правописание гласных чаще всего связано либо с проверяемыми ударением звуками (например, безударные гласные в слове), либо с чередованием (знаменитые корни гар-гор, касс-кос, бир-бер и многие другие). Но встречаются и те слова, которые необходимо запоминать: гласные в них не подчиняются никаким правилам, например: бетон, валидол, ветчина, винегрет, интеллигенция, каморка, кобура, наваждение, палисадник, периферия, помидор, стипендия, эликсир и многие другие.

Отдельного внимания заслуживают те слова, в которых от смены непроверяемой гласной в корне слова изменяется его смысл: кАмпания (военная, предвыборная - то есть, ряд мероприятий) и кОмпания (как группа людей), сИньор и сЕньор (как итальянский и испанский варианты соответственно). В этих случаях придётся быть ещё внимательнее.

Посложнее

Итак, мы разобрались с тем, как пишется гласная после гласной, узнали немного о проверяемых и непроверяемых звуках. Теперь обратимся к правописанию гласных в соседстве с согласными. Здесь всё очень просто: всё те же правила о проверяемых и непроверяемых гласных в корнях, с окончаниями тоже всё предельно просто. Но существует отдельная каста слов, по отношению к которым бесполезно опираться на уже известные правила: это те слова, где гласные встречаются с шипящими.

Гласные с шипящими

Начнём с того, как пишутся гласные о, е после шипящих в корне слова. Если к слову можно подобрать проверочное с буквой е, то в корне под ударением нужно писать ё (ш?лк-шелка), в противном случае - о (шорох). В заимствованных словах без ударения в корне пишется буква о: шОколад, жОкей, шОвинизм. Кроме того, в словах-омонимах стоит учитывать и часть речи: глаголы пишутся с буквой ё (поджёг дом), а существительные - с о (осуждён за поджог). Что касается суффиксов, здесь всё гораздо проще. Суффикс -ов- необходимо просто запомнить: ежовый, парчовый, холщовый. В остальных случаях под ударением пишем о (мышОнок, крючОк, девчОнка), а без него - е (речЕнька, кусочЕк).

Если вы думаете, что правило о том, как пишутся гласные о, е после шипящих настолько простое, вы ошибаетесь. Что касается буквы ё, то она встречается в суффиксах. С ней пишутся существительные, заканчивающиеся на -ёр- (стажЁр), -ёвк- (бечЁвка), а также образованные от глаголов (сгущЁнка (от сгущать). Это же касается глагольного суффикса -ёвывать- (затушёвывать) и суффикса прилагательных -ён- (кручёный).

Отдельно стоит заметить, что шипящие в большинстве своём затвердевшие, то есть после них всегда пишутся гласные а, у, и. Исключение составляют только некоторые заимствования и производные от них (жюри, парашют, политбюро), а также иноязычные имена (Жюль).

Гласные и ц

Гласные о, е после ц подчиняются правилам ударения: под ним пишется о (цокот), а без него, соответственно, е (цепочка). Но здесь существует несколько исключений, как и в любом правиле языка: герцог, палаццо, скерцо, меццо, цокотуха и прочие.

Но более интересным вопросом является правописание гласных и, ы после ц: извечная дилемма. Итак, запоминаем: после ц всегда пишется и - это нужно запомнить. Исключения же запоминаются с помощью простой фразы: цыган на цыпочках стоит и цыц цыплёнку говорит. Сюда же к исключениям относится суффикс -ын- (синицын).

Запоминаем гласные с шипящими и ц

Сейчас мы разобрали основные моменты правописания гласных после шипящих согласных и ц. Для того чтобы закрепить этот материал, выполним простое упражнение. Вставьте пропущенные буквы:

Ц?каты, внуч?нька, камыш?вый, старый ож?г, пч?лы, ш?пот, ц?плёнок, парч?вый, капюш?н, ц?рк, золоч?ный, подж?г дрова, ж?льен, девч?нка, реч?вка, кош?чка, ж?глёр, ухаж?р, ш?рох, ноч?вка.

Правильные ответы: цУкаты, внучЕнька, камышОвый, старый ожОг, пчЁлы, шЁпот, цЫплёнок, парчОвый, капюшОн, цИрк, золочЁный, поджЁг дрова, жЮльен, девчОнка, речЁвка, кошЕчка, жОнглёр, ухажЁр, шОрох, ночЁвка.

Обобщение

Итак, мы рассмотрели основные моменты правописания гласных. Во-первых, соседство гласной с другой буквой никак не влияет на орфографию слова (единственное исключение - корни с чередованием, в которых буква зависит от наличия или отсутствия за ней гласного звука). Обычно в корне слова гласные либо проверяются, либо просто запоминаются, что касается суффиксов - здесь существуют жёсткие правила, регламентирующие правописание букв.

Стоит обратить внимание на соседство гласных звуков с шипящими согласными: там своя система правил относительно гласных и в корнях, и в суффиксах. Кстати говоря, не стоит также забывать и про букву ц с её требованиями к гласным в корне, а также к извечному выбору между и и ы. Что касается случаев, когда пишется гласная после гласной, то здесь нет никаких изменений в орфографии, речь идёт только о добавлении дополнительного звука в транскрипции.

Помня все вышеперечисленные нюансы, вы без труда сможете работать с гласными в самых различных словах.