Виды поведения в психологии. Виды поведения

Что такое поведение? Является ли оно просто реакцией индивида или группы на действие, окружающую среду, людей, какой-либо стимул или чем-то большим? Человеческое поведение - это термин, используемый для описания действия личности и её поступков. Научиться наблюдать и правильно понимать его является важной частью психологии. А так как наука не в силах читать мысли или скрытые эмоции, это служит хорошим ориентиром с самого начала изучения дисциплины.

Что такое поведение?

В поисках более прямого и эффективного объяснения развития у детей навыков психологи пришли к выводу, что моделирование наблюдений или обучение является основой для формирования детских поведенческих реакций. Человек приобретает многие неблагоприятные реакции, наблюдая и слушая других. Примером может служить ребёнок, который пинает других детей после того, как он был свидетелем этой картины в прошлом, студент, бреющий волосы, потому что его друзья так сделали, или мальчик, всегда опаздывающий на урок подобно другим ученикам. Что такое поведение с этой точки зрения? Выходит, что это результат отображения наблюдательного обучения, которое включает в себя моделирование, имитацию, субсидиарное обучение, выявление, копирование, ролевую игру и другие факторы.

Поведение животных

При изучении поведения животных используется термин импринтинг (по Лоренцу), который означает появление сложных поведенческих реакций в результате воздействия на соответствующий объект в критический момент. Например, только что вылупившиеся утята будут следовать за первым движущимся объектом, с которым они сталкиваются и привязываются. Как правило, это их мать. Что такое поведение животных? Оно может быть определено как внутренне ориентированная система адаптационных мероприятий, способствующих выживанию и воспроизводству.

Этология - это наука, изучающая поведение животных. Насекомые всегда были популярны как предметы для поведенческих исследований, поскольку в сравнении с позвоночными они имеют относительно просто устроенную нервную систему. Кроме того, они проявляют дискретные реакции на внешние раздражители, однако для них характерна также спонтанная деятельность, относящаяся к внутренним физиологическим потребностям.

Многие люди используют термин «инстинкт» как синоним врождённого, генетически запрограммированного поведения. Индивидуумы наследуют набор реакций так же, как и некоторые физические черты, такие как цвет тела и жилкования крыла. То есть они закодированы в ДНК и передаются следующим поколениям. Поскольку врождённое поведение является наследственным, оно подлежит генетическим изменениям в результате мутации, рекомбинации и естественного отбора, а также имеет эволюционную историю.

Поведение человека

Что может сказать о человеке его поведение? Если понаблюдать какое-то время за группой играющих детей, то можно увидеть, как они смеются и бегают, дерутся. Они могут образовывать маленькие группы, где лидер берёт на себя ответственность, а другие ему подчиняются. Важным здесь являются индивидуальные особенности, а также ощущения и мышление. Их действия могут также рассказать больше об их отношениях друг с другом. Образно говоря, поведение человека - это рассказ миру о том, что происходит внутри.

И если там не всё в порядке, то общество сталкивается с девиантным поведением. Что такое Это совокупность поступков в повседневной жизни или определённой ситуации. Выделяют несколько разновидностей социального поведения. В нынешнее время для социума стали особо значимы те его виды, которые имеют отношение к проявлению добра и зла, любви и ненависти, жажды успеха и власти, завышенной или

Девиантное поведение

Что это такое? Психологи утверждают: совокупность действий и поступков, которая не соответствует социальным нормам и ценностям и вызывает негативную реакцию у общественности, называется девиантной. Причинами такого поведения могут стать проблемы в семье, нежелание и неспособность к учёбе, уровень интеллекта ниже среднего и многие другие. Его можно рассматривать на двух уровнях. Первый включает незначительные проступки, нарушение моральных норм, Сюда также относится отказ от участия в полезной для общества деятельности, злоупотребление алкоголем, склонность к наркомании, токсикомании и так далее. Второй вид девиантного поведения - антисоциальные поступки, которые ведут к преступлениям и уголовной ответственности.

Социальное поведение – это одно из основных понятий, изучаемых как в психологии, так и в социологии. Недаром о психологии иногда говорят как о науке, рассматривающей, что такое поведение человека.

Поведение как предмет психологии – это активность человека, которая служит средством удовлетворения его потребностей, относящихся к разным сферам жизни: социальной, физиологической и биологической. Получается, что рассматриваемое нами понятие сходно по своему содержанию с , но есть и отличия, ведь последний является чисто физиологической реакцией на тот или иной раздражитель, а поведение человека – механизм гораздо более глубокий.

Еще в начале 30-х годов психолог из США Э. Толмен сделал вывод, что направляющее начало всех поступков – это цель человека. Он вписал цель в существовавшую ранее схему «стимул – реакция». Получается, что человек именно этим и отличается от животного. Он не просто дает ответ на раздражитель, но имеет возможность обдумывать свои действия и поступки.

Психология поведения человека изучалась многими течениями, в том числе . В частности, К. Левин считал, что объяснить поступки можно, только приняв во внимание состояние личности. При этом человек ведет себя так или иначе, основываясь на своей собственной двигательной и психологической активности. Вместе с тем человеческое поведение – это способ отстоять свои интересы, утвердиться в обществе и реализовать свои жизненные интересы.

В психологии самой распространенной теорией является та, согласно которой поступки индивида обусловлены биологическими и социальными факторами. То есть то, как ведет себя человек, зависит от генетической предрасположенности и среды, в которой он находится в данный момент времени.

Существует несколько классификаций рассматриваемого нами психологического явления. Если брать за основу удовлетворение потребностей, то можно выделить следующие виды поведения: родительское, половое, пищевое, защитное, служебное и пр.

Типы поведения человека могут сочетаться друг с другом, так что в один момент человек может совершать поступки нескольких видов.

Характеристика поступков

Особенности поведения человека проявляются следующими фактами:

  • Интонация, жесты, мимика и позы.
  • Акты поведения – действия, которые имеют конкретный смысл.
  • Самые крупные акты – поступки. Они обычно тесно связаны с нормами поведения и имеют социальное значение.

Стоит сказать, что единицами поведения человека являются поступки. Именно они проявляют и формируют человеческую личность. Понятие «поведение» предполагает, что каждый поступок выражается позицией, которую человек высказывает словами, бездействием или действием по отношению к чему-либо.

Оценить поведение в обществе можно только на основании тех моральных норм, которые в данном социуме общеприняты. Именно этические нормы поведения определяют правильность или неправильность поступка того или иного человека в той или иной ситуации. Отметим, что каждый поступок состоит из нескольких компонентов: мотива, цели, предмета преобразования, средства, процесса, результата и оценки.

Типология

В широком смысле рассматриваемая нами психологическая категория делится на две большие группы – шаблонное и инициативное. Этими разновидностями, правда, оно не ограничивается. Оно обязательно должно удовлетворять потребности человека и не нарушать нравственного начала. Такое социальное поведение является нормальным и не нарушает требования морали или интересы других индивидов.

В случае если человек совершает поступки, которые идут вразрез с принятыми всеми людьми нормами, его поведение будет считаться . Причины отклоняющегося поведения делятся на три большие категории. Они представлены следующими видами:

  • Индивидуальные – заболевания психики, нарушения правильного семейного воспитания и пр.
  • Социально-психологические – общение в неблагополучной общественной среде.
  • Макросоциальные – это причины, которые вызваны социальным и культурным развитием общества.

Виды отклоняющегося поведения, по большому счету, можно свести к следующим: алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, нарушение законов, нанесение вреда себе и другим людям. Причин у этого бывает много, и обычно это комплекс факторов: личностные черты, неблагоприятная окружающая атмосфера (как в семье, так и в других социальных группах).

Однако бывает и так, что виды социального поведения, отклоняющегося от норм, не приносят ничего плохого обществу и имеют положительные черты, – в таких случаях нельзя сказать, что это некорректное поведение. Это, например, могут быть благотворительность, святость, и т.п.

О конфликтах

Отдельно стоит поговорить о таком понятии, как поведение в конфликте. Сама поведенческая модель человека порой может провоцировать разнообразные конфликтные ситуации, а она в свою очередь бывает осознанной и бессознательной. Во втором случае люди не понимают своего конфликтного существования и вызывают конфликтные ситуации, сами того не понимая, а в первом – специально создают ситуации, которые провоцируют других на ссоры, склоки и пр.

Типы социального поведения, которое можно назвать конфликтным, прежде всего объясняются следующими причинами: человек хочет самоутвердиться, проявить свои индивидуальные качества, во что бы то ни стало отстоять свою точку зрения, подчинить себе окружающих и т.п.

Моделирование поведения в конфликте сегодня широко используется психологами в тренингах и деловых играх в разных коллективах (учебных и трудовых). Благодаря этому методу запускается механизм сплочения социальной группы, что в конечном счете приводит к тому, что у членов социальной группы в приоритете будет культура поведения и они не будут забывать о правилах взаимодействия и отношения друг к другу, а этика коллективных взаимоотношений будет развиваться все больше и больше.

Умение вести себя в конфликтных ситуациях очень важно для менеджеров и руководителей высшего звена, ведь чем более компетентно они будут управлять коллективом, тем более плодотворной будет его деятельность.

Отметим, что типами поведения в конфликте между личностями являются следующие:

  • Уклонение – попытка человека избежать конфликта.
  • Противоборство – отстаивание индивидом своих интересов любыми способами и средствами.
  • Приспособление – способность индивида уступить своим интересам, для того чтобы не становиться участником конфликта.
  • Компромисс – стремление в спорной ситуации найти решение, которое удовлетворит всех участников конфликта.
  • Сотрудничество – активное решение проблемы обеими сторонами, причем с выгодой для каждой из них.
  • – способность человека отстоять свои интересы так, чтобы при этом не ущемить другие стороны.

То, каким образом будет себя вести человек в конфликте, равно как и в других ситуациях, зависит в основном от его темперамента, характера и черт его личности. Автор: Елена Рагозина

Поведение человека представляет собой личностно направленные или социально значимые действия, источником которых и является он сам. Психология поведения – отрасль психологической науки, изучающая поведение, его детерминанты, факторы на него влияющие и т.д.

Поведение классифицируется по многим параметрам, в том числе классификации различаются у разных исследователей. Так, выделяют:

  • внутреннее и внешнее;
  • врожденное и приобретенное;
  • намеренное и непреднамеренное;
  • осознанное и неосознанное и др.

Наибольшее количество видов выделяют в социальном поведении.

Социальное поведение человека

Оно представляет собой действие или их сочетание среди людей и относительно них. При этом такие действия должны быть социально значимыми – иметь значение для окружающих.

Социальное поведение может быть девиантным (отклоняющимся) и делинквентным (наносящим вред окружающим), адекватным или неадекватным ситуации и сложившимся обстоятельствам, конфликтным и конформным и т.д.

В повседневном общении и взаимодействии имеет большое значение преднамеренное и непреднамеренное поведение. Если человек совершил определенный поступок без злого умысла, это не освобождает от ответственности, однако несколько смягчает наказание. А в том случае, если поведение послужило ответной реакцией (например, провокация на конфликт), ответственность несколько снижается.

Другими не менее важными разновидностями являются осознанное и неосознанное поведение. Несмотря на то, что их легко спутать с преднамеренным и непреднамеренным, это иные понятия. Неосознанное поведение представляет собой действия, мотив и совершение которых не осознается человеком. Как правило, оно остается незамеченным для самого действующего, но отлично трактуется окружающими.

Поведение человека по большей части представляет социальный аспект, однако имеет место и индивидуальное – оно осуществляется в парадигме «я и предметы». Оно также классифицируется на ошибочное и верное, адекватное и неадекватное и т.д.

Другие классификации

Согласно другим параметрам поведение разделяют на:

  • врожденное;
  • приобретенное;
  • творческое.

В первом случае считаются поведением действия, запрограммированные генетически. Также к ним относят выученные в первые часы жизни.

Во втором случае поведение формируется в результате научения, воспитания. Здесь возникает множество споров, поскольку детальный анализ многих действий наглядно демонстрирует, что они также запрограммированы генетически, а обучение выступает лишь своеобразным катализатором созревания готовности к их совершению.

Частью приобретенного поведения выступают также речь, лексические нормы, правила поведения, устои, установки и проч. Отдельной категорией выступает заученное поведение – сформированная на примере других значимых взрослых модель поведения. В ряде случаев им считают также и фобические реакции, например, в случаях, когда ребенок не сталкивался с высотой, но у него сформирована акрофобия.

Творческое поведение – действия, созданные самим человеком. Оно представляет собой конструктивное, созидательное действие.

Существует большое количество факторов, оказывающих влияние на поведение человека, однако этот вопрос является наиболее спорным в психологии поведения. В настоящее время выделяют несколько основных концепций, объясняющих человеческое поведение.

1. Теория личностных черт. Согласно этому направлению, поведение человека детерминируется (предопределяется) индивидуальными чертами. Согласно некоторым исследователям, человек может иметь от 2 до 10 основных черт характера, которые и определяют общий «курс» его действий.

2. Бихевиористская теория. Она определяет поведенческий акт как реакцию на стимул. Поведение представляет собой совокупность эмоциональных, двигательных, речевых реакций, формирующихся в ответ на влияние внешней среды.

При рождении у человека уже имеется определенный репертуар генетических реакций. В ходе жизнедеятельности воздействие стимула провоцирует создание новых реакций на базе этого репертуара, безусловные стимулы соединяются с условными, образуя сложные системы.

3. Вторая теория дала начало для создания теории социального научения. Согласно ей, поведение человека определяется ролями и паттернами. Они, в свою очередь, формируются в процессе наблюдения за социальными моделями. Личность представляет собой продукт взаимодействия «Я» и окружающей среды, поэтому на поведение оказывают влияние окружение человека, значимые взрослые, герои фильмов, педагоги, товарищи и т.д. Эта теория хорошо объясняет вариативность поведенческих актов в зависимости от обстоятельств, но мало внимания уделяет личностным качествам как фактору определения моделей поведения.

4. Психоаналитическая теория. Она представляет собой наибольшую противоположность бихевиоризму и гласит: поведение есть результат разрешения внутриличностного конфликта. Он возникает между тремя структурами психики: Ид (Оно – подсознательное, инстинкт), Эго (Я, личность) и СуперЭго (общественность, совесть, нормы, устои). Ведущая роль принадлежит Ид, именно оно побуждает к действию, а поведение определяется как совокупность поведенческих актов в ответ на импульсы Ид. Противоречивые стремления неосознанны, поэтому должны распознаваться как внутренние конфликты и анализироваться соответствующим образом.

5. Когнитивная теория. Поведение согласно ей представляет собой не механический ответ на стимул, а результат интерпретации конкретной ситуации, которая реализуется за счет уже имеющихся знаний и опыта. Поведенческие действия зависят, прежде всего, от собственной оценки обстоятельств человеком, поэтому предметами изучения должны быть: получение информации, ее объяснение, создание и распознавание образа, воображение, речь и т.д.

6. Гештальт. Согласно этой теории, личность воспринимает мир в виде целостных образов, при этом взаимодействуя с окружающей действительностью, он выделяет наиболее актуальные здесь и сейчас целостности. Поведение же – это проявление бытия в виде единого образа. Именно поэтому характеристика «здесь и теперь» является первичной в трактовке тех или иных действий человека.

7. Теория групповой динамики. Поведение человека напрямую зависит от коллективной деятельности, поскольку он является не только участием группы, но и ее продуктом. Это предположение «работает» только в отношении поведения именно в группе, чаще в рабочем коллективе.

Отдельной категорией теорий выступают социологические, поскольку выделяют достаточно большое их количество. К тому же они рассматривают поведение индивида исключительно в группе или социуме.

Социологические теории

Теория типичности. Поведение определено наличием типичных свойств, которые, в свою очередь, формируются за счет принадлежности к категории (культурной, национальной, профессиональной и др.)

Теория социального действия. Поведение есть следствие действий с учетом интересов, потребностей, восприятия других участников.

Институциональная. Поведение есть усвоенная индивидом роль, а именно соответствие действий в ее рамках нормам.

Функциональная. Поведение есть выполнение определенной функции, установленных с целью нормальной работы группы.

Интеракционизм. Поведение есть взаимодействие между участниками структурных подразделений, малых групп внутри большой.

Теория социального конфликта. Поведение есть следствие столкновения интересов участников группы, а также общественных позиций и мнений.

Теория социального обмена. В основе поведения лежит рациональный, взаимовыгодный обмен благами, деятельностями, вознаграждениями за них.

Феноменологический подход. Основным аспектом этой теории является понятие мира повседневности. Он разделяем многими людьми в процессе жизнедеятельности, тем не менее не исключает частные, биографические моменты. В мире существуют отношения лицом к лицу или безличные, и этим определяется поведение человека.

Мы описали лишь основные общепризнанные теории, каждая из которых детерминирует поведение человека определенным образом. Следует понимать, что факторы, оказывающие влияние на поведение человека в каждый конкретный момент и при определенных обстоятельствах разнообразны, и каждый из них требует учета.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

С малых лет до преклонного возраста индивидуум вынужден взаимодействовать с себе подобными. На становление личности в социуме влияют воспитание, образование и даже стихийные факторы, то есть, никем не запланированные воздействия, возникающие в процессе ассимиляции людей в группах. Совокупность поведенческих принципов, согласно которым отдельно взятый человек реагирует на жизнь в обществе, называют социальным поведением.

Некоторые общие моменты

Каждому человеку приходится осваивать несколько ролей. Они меняются, благодаря попаданию индивидуума на разные фазы развития:

  • детство - здесь идет усвоение элементарных правил, первичная социализация;
  • юношество - активное взаимодействие со сверстниками, вторичная социализация;
  • зрелость - превращение в самостоятельного деятеля общества;
  • старость - уход от активной деятельности.

На каждом этапе существует свой набор поведенческих навыков и статусных ролей. Обуславливается поведение индивидуума мотивацией, степенью участия в выбранном им общественном процессе.

Социальные роли личности

Социальное поведение следует рассматривать в противовес индивидуальному. Оно рассчитано на оказание психологического влияния на окружающих, занятие личностью своей ниши в социуме и условно делится на виды:

  1. Просоциальное: «помогающее», «послушное».
  2. Конкурентное по типу А, по типу Б.
  3. Скандальное, «эпатажное».
  4. Антисоциальное, асоциальное: девиантное, проблемное, противоправное.
  5. Другие разновидности.

Просоциальное или «правильное» поведение

Просоциальным называют поведение, при котором индивидуум стремится оказать всемерную и добровольную помощь окружающим. К нему по праву относят «послушное» и «помогающее» поведение. Эти формы приветствуются всеми культурами и традициями. Их считают разумным способом взаимодействия.

Личностям, попадающим под вышеназванные виды, приписываются хорошие манеры, наличие воспитанности, их ставят в пример, всячески поощряют в обществе.

Конкурентное по нескольким типам

При конкурентном поведении индивидуум видит в окружающих членах общества потенциальных соперников и подсознательно начинает с ними соревноваться во всем: от внешних данных, умственных способностей до уровня собственного благосостояния.

Конкурентное поведение по типу А предусматривает проявление в человеке враждебности к своим соперникам, постоянной раздражительности из-за чужих успехов, выражения недоверия даже близким. Тип Б, в свою очередь, отличает людей доброжелательностью.

Скандальное, «эпатажное»

Этот вид можно наблюдать у общественных деятелей, например, политиков, журналистов, артистов. Своим эмоциональным состоянием некоторые известные люди способны заводить целые толпы людей. Их личная заинтересованность в успехе затмевает остальные стороны бытия. При этом они получают отклик и поддержку приверженцев.

Цель преследуется одна - манипулировать остальными для достижения собственных вершин успеха. При этом они пользуются запрещенными приемами ведения борьбы между собой и даже повсеместной ложью. Например, придя к власти, не все политики спешат выполнять «обещанное».

Антисоциальное и асоциальное

Прямой противоположностью «послушного» и «помогающего» считается «проблемное» поведение. Личности, которым оно присуще, попадают в неприятные ситуации, чаще всего действуют против норм морали, принятых в обществе. Нужно отметить, что проблемное поведение вызывает отторжение у многих индивидуумов.

Ближе всего «проблемное» поведение находится к девиантному и делинквентному, то есть противоправному. Все отклонения от принятого этикета, условных норм резко осуждаются общественностью.

Антисоциальное, в противовес предыдущим - «правильным» видам, предусматривает враждебность и агрессивный настрой. Такие формы поведения изучаются специалистами уже много десятков лет и считаются неустранимыми. В условиях кризиса могут носить тотальный характер.

Другие виды

Кроме стандартных градаций видов социального поведения, специалисты выделяют в отдельный раздел социализацию людей внутри различных по масштабу сообществ: массовое, групповое.

Сложнее всего управлять массовым поведением, особенно среди больших масс, организованных стихийно. К ним относятся мода, слухи, различные политические, религиозные движения. Групповым поведением принято называть действия малых или средних сообществ и групп. Например, рабочий коллектив, учебный класс.

Не нужно забывать, что все градации условны. Иногда можно наблюдать, как привычные поступки людей меняются на противоположные под воздействием определенных условий. Поэтому нельзя считать устойчивым тот или иной вид поведения.

Что собой представляет поведение в психологии? Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и пр., т.е. любая измеряемая реакция организма. Реакцией в психологии принято называть ответное действие организма, вызываемое каким-либо раздражителем. Обычно все движения и поступки возникают в ответ на какие-нибудь импульсы, толчки, которые мы называем причиной того или иного поступка.

Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Поведение – комплекс ответных реакций, обусловленных действием внешних условий существования на организм; это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу. Под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иначе, факты поведения и факты сознания разводятся по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается внешним наблюдением, а процессы сознания протекают во внутреннем мире субъекта и обнаруживаются самонаблюдением.

К фактам поведения относятся:

1. Все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, интонация и пр.

2. Отдельные движения и жесты.

3. Действия как более как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл.

4. Поступки – еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Согласно С.Л. Рубинштейну, поведение – особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, в основе которых – социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма которой – труд, а атрибут – общение. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является; от норм групповых, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях, она выражается в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения. Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения – поступок.

Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, группе или обществу, к природе в целом. В поступках проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действий, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием, позицией, высказанной в словах, отношением к чему-либо, оформленным в виде места, взгляда тона речи, смыслового подтекста, в действии направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступок – состояние или действие, но всякое состояние или действие становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности.

Действие в свое время выражается как произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. По способу функционирования действия являются произвольным и преднамеренным. По степени включенности эмоционально-волевых компонентов различаются действия волевые и импульсивные. В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.

Понятие действие как единица анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных и т.д. Характеризуя понятие действие можно выделить четыре момента:

    Действие включает как необходимый компонент акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии.

    Действие одновременно акт поведения, но внешне движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность

    Через понятие действие утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности; в субъекте предполагается активное начало в форме цели.

    Понятие действие «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, либо цель действия может быть не только чисто биологической, но и социальной.

Деятельность или поведение организма, обладающего психикой, включает психические компоненты. Изменение психических компонентов деятельности, изменение взаимоотношений со средой, изменяет условия деятельности, а обусловленное этим изменением деятельность влечет за собой в ходе развития и механизмов этой деятельности, в частности и мозга. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения. Психологические компоненты делятся на три класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции. То это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и наоборот, отрицательные эмоции повышают и затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Иногда определят как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В тоже время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей способностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности Ии поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенность развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека.

Термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова – это мотивация конкретных форм поведения человека. В широко смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом. Мотив выступает для человека достаточно ясно или в ходе приготовления к действию, или в процессе его совершения, или уже ретроспективно. На него действует возникшая система, которая соответствующим образом не только направляет наше конкретное восприятие (что мы примечаем в каких-либо условиях, на что обращаем внимание, что специально выделяем). Человек совершает то или другое действие потому, что он поставил перед собой какую-то более общую или более конкретную цель. Однако, не всякая цель, которая может возникнуть перед человеком, становится тем, что заставляет его совершать действие. Перед мысленным взором человека возникают различные цели, достаточно привлекательные и заманчивые, однако далеко не каждая из них становится для него действительной целью. Лишь какая-то из целей в данный момент приобретает для человека притягательную силу, становится тем, что на определенный отрезок жизни организует его психическую жизнь, его размышления, направляет его помыслы. Это происходит потому, что в этом случае появляется достаточно сильное внутреннее основание в самом человек, чтобы устремиться к действию; возникает достаточно сильное побуждение, которое и приводит его к поступку. Так мотив становится компонентом в той цепи последовательных психических актов, которые завершаются определенным действием. При этом речь идет о действиях, которые имеют осознанно целенаправленный характер. Действие, имеющее направленный характер, характеризуется тем, что человек может отдать себе отчет в том, почему он так поступает. Иначе говоря, он в более или менее ясной форме осознает, почему он действует таким образом, т.е. он осознает мотив своего поступка. Когда мы говорим, что мотив поступка может осознаваться отчетливо не столько в ходе самого действия, а ретроспективно, то подразумеваем случаи, когда действие совершалось по невольному порыву, по неодолимому стремлению. Обычно только после совершения такого действия человек уясняет более детально сам для себя, в чем заключается порыв, каков был мотив его поступка.

Многое в поведении мотивируется бессознательным, работающим через сеть защитных механизмов, символических маскировок и психосексуальных порывов. Сознательное действие – это не действие, которое сопровождается сознанием, а которое помимо своего объективного обнаружения имеет еще субъективное выражение.