Виды психологии, различные отрасли единой науки. Понятие, структура психологии

Виды и формы психологической помощи, их характеристика и взаимосвязь.

Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям

1) по времени действия: неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (психологические консультации);

2) по направленности: прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.

3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную;

4) по выполнению функций психологом: диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская - отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п, информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная — это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели; консультативная — профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации; терапевтическая — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека;

5) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки);

6) по вмешательству психолога: директивная - указующая, дающая советы, как жить, недирективная - идущая за клиентом.

В настоящее время наиболее развиты две основные формы оказания психологической помощи : индивидуальная и групповая психологическая помощь.

Индивидуальная помощь – индивидуальное консультирование, комплекс индивидуальных занятий с клиентом (будь то взрослый или ребенок).

Наиболее распространенная форма групповой психологической помощи – тренинги и различные групповые занятия.

Тренинги, будучи формой практической психологической работы, как правило, всегда отражают своим содержанием определенное направление, систему взглядов и подходов, которую придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Впрочем, тоже самое можно сказать и о психологах-консультантах, занимающихся индивидуальным консультированием.

Традиционно выделяют четыре основных вида психологической помощи: 1) психопрофилактику; 2) психокоррекцию;3) консультирование; 4) психотерапию

Психопрофилактика — область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматическнх реакций».

Психологическая коррекция — «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели». Ее целью является выработка и овладения навыками адекватной для индивида и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. Психокоррекция в большей степени ориентируется на процессы манипули­рования, управления и формирования, что обычно связано с неспособностью человека самостоятельно (даже при приобретении знаний и навыков саморегу­ляции) изменить параметры своей психической деятельности в силу аномалий или дефектов психики.

Психотерапия — «комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических». Основной своей задачей психотерапия ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.В психотерапии обычно имеет место стремление к глубокому анализу проблем пациента с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности.

Источник:
Виды и формы психологической помощи, их характеристика и взаимосвязь
психология. Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям1) по времени действия: неотложная - необходима при сложных психических состояниях…
http://webkonspect.com/?id=7075&labelid=74107&room=profile

Виды психологической помощи

Виды психологической помощи. Соотношение понятий психотерапия, психологическая коррекция, психологическое вмешательство и психологическое консультирование

ПТ — комплекс воздействий на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных нарушений и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – процесс, направленный на помощь человеку в разрешении у него психологических проблем. Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку.

выделяются три основных подхода в П.Консультирования.

1. Проблемно-ориентированное консультирование направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения.

2. Личностно-ориентированное консультирование центрировано на анализе индивидуальных причин проблемы, генезе деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем.

3. Решение-ориентированное консультирование центрировано на выявлении ресурсов для решения проблемы.

Цели и задачи П. к.:

1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям пациента;

2) расширение сознания и повышение психологической компетентности;

3) изменение отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»);

4) повышение стрессовой и кризисной толерантности;

5) развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения;

6) повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира.

Сходства ПТерапии и ПКонсультирования сводятся к следующим характеристикам:

1. Методы (использование психологическ средств воздействия)

2. Функции (выполняют функции развития, профилактики, лечение и реабилитации)

3. Цели (достижение позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной, и поведенческой сферах в сторону увеличения их эффективности)

4. Теоретическое обоснование (в качестве научной основы психологической теории)

5. Эмпирическая проверка (нуждаются в изучении эффективности)

6. Профессиональные действия (осуществляется в профессиональных рамках, т.е. профессионалами).

Отличия ПТерапии и ПКонсультирования:

Нильсон Джонс видит отличие в том, что ПТ делает акцент на личностных изменениях, а ПК на помощи человеку в лучшем использовании собственных ресурсов и улучшения качества жизни.

Большая часть информации получается при ПК появляется в сознании клиента в интервалах между занятиями а так же в периоды когда клиенты пытаются помочь самим себе.

Существует т.з., что основное отличие ПТ от ПК состоит в том, что клиент воспринимается психоконсультантом как дееспособный, т.е. самостоятельный субъект.

Проблема ответственности в ПТ лежит в другой плоскости, психотерапевт несет полню ответственность однако психоконсультант тоже несет ответственность.

Длительность ПТ – не менее 15 сеансов, ПК – 1-5 и более.

Бауман и Перреу указывают следующие различия:

* В консультировании в качестве средств воздействия на первом месте стоит информирование.

* ПК в медицине выполняет функцию гигиены и профилактики

* В рамках ПК выясняется проблема и ее решение, но клиент осуществляет их сам за рамками консультирования

* В рамках ПК изменение происходит после процесса консультирования. В ПТ сущностью является сам процесс изменения сопровождаются специалистом.

Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на те или иные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития (Мисурина).

Объектом ПКоррекции м/б как здоровый, так и больной человек, отдельный человек, группа, семья, личность. ПКоррекцией занимается психолог.

Психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

· внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;

· в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

· в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

· смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По характеру управления корригирующими воздействиями:

5. По продолжительности:

6. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

Под общей коррекцией — мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду ребенка, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности.

Под частной психокоррекцией — набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий.

Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации.

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

7. В практике ПК Е.И. Платонова, Мамайчук разделяют ПК:

По классификации Лебединского ПК аномального развития делится на:

1) ПК недоразвития

3) ПК поврежденного развития

4) ПК дефицитарного развития

5) ПК при искаженном развитии

6) ПК при дисгармоничном развитии.

При соматич-м заболевании ПК направлена на самооценку.

8. Учитывая, что ПК нельзя проводить без взрослых, Платонова делит ПК по форме организации психологической помощи:

— Собственно коррекционная работа

9. По наличию программ:

Может быть общая стратегия поведения психолога связана с определенной теоретической ориентацией(психоанализ, гуманистич, поведенч), каждая из которых характеризуется собственной концепцией болезни, целями, плоскостью вмешательства.

ПТ вмешательство.

ПТ вмешательство – это вид ПТ воздействия характеризующееся определенными целями и соответствующим им выбором средств воздействия и методов.

Термин ПТВ может обозначать конкретный психотерапевтический прием (разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, совет и пр.), а также более общую стратегию поведения психотерапевта, тесным образом связанную с теоретической ориентацией (прежде всего с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии).

3 основных типа ПТ вмешательства (соответствуют трем направлениям в ПТ):

Каждое направление характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями соответствующими приемами и средствами.

Александрович — 2 типа ПТ вмешательства:

Директивное (ведет пациента)

— не директивное (сопровождает его)

Все вмешательства (интервенции), осуществляемые в медицине, могут быть подразделены на четыре группы (Бауман, Перрес):

Интервенции составляют сущность психотерапевтического вмешательства.

Психологические интервенции подразделяются на:

Психологические интервенции осуществляются в:

Педагогике (педагого-психологические вмешательства);

Сфере организации труда (производственно- и организационно-психологические вмешательства)

Медицине (клинико-психологические вмешательства).

термин «клинико-психологическое вмешательство», является более широким, чем «психотерапевтическое вмешательство».

основные характеристики клинико-психологических интервенций:

1) функции - укрепление, лечение, реабилитация, профилактика

2) методы - психологические средства, основанные на чувствах и поведении и протекающие во взаимодействии врача и пациента: беседа, упражнение, они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты.

3) цели - целевая ориентация на достижение определенных изменений; клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели (макрорезультат), так и на конкретные, более близкие цели (микрорезультат), однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия;

4) теоретическая обоснованность - обоснованность клинико-психологических интервенций с точки зрения определенных психологических теорий, научной психологии;

5) эмпирическая проверка, в особенности изучение эффективности;

6) профессиональные действия - клинико-психологические интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках, т. е. профессионалами.

Эффективность ПТ воздействий проводится на репрезентативной выборке, а не только на конкретных пациетах.

ПКоррекция и Пвмеш-во – целенаправленное психологическое воздействие осуществляется психологическими средствами.

Реализуются в разных областях чел практики. В медицине м/б направлено на профилактику, лечение реабилитацию, использованные в целях лечения они выполняют ПТ функцию.

ПК имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку.

ПВмешательство же при отсутствии или недостаточном развитии формирует у человека нужные психологические качества.

Психотерапия. Определение, взаимосвязь с другими науками и отраслями психологии. Современные представления о психотерапии — медицинские, психологические, социальные и философские аспекты

Психотерапия — комплекс воздействий на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных нарушений и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

Психотерапия - часто определяется как деятельность, направленная на избавления человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик. Однако, такое определение не является полным.

Понятие психотерапии (др.гр. исцеление души)

Термин введен в 1872г. Тьюком в книге иллюстрации «влияние разума на тело» и стал популярен в конце 19 века.

В России ПТ определяется как метод лечения т.е. входит в компетенцию медицины. За рубежом распространена психологическая модель психотерапии.

4 основные модели ПТ:

1. Как метод лечения влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психического и соматического.

2. Психологическая модель ПТ как метод приводимый в действие процесс научения.

3. Социальная модель ПТ как метод манипулирования носящий характер инструмента и служащий цели общественного контроля.

4. Философская модель как комплекс явлений происходящих в ходе взаимодействия между людьми.

ПТ — комплекс воздействий на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных нарушений и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

С психологической точки зрения ПТ включает такие понятия: межличностные взаимоотношения, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение.

ПТ – это особый вид межличностного взаимодействия при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникших них проблем и затруднений психологического характера.

В медицинских определениях акцент делается на объекте, на средствах воздействия.

ПТ – целенаправленное упорядочивание нарушений деятельности организма психологическими средствами

Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств.

Психологические основы психотерапии имеют особое значение, поскольку и объект ее воздействия (психика), и средства воздействия (клинико-психологические вмешательства) представляют собой психологические феномены, т. е. психотерапия использует психологические средства воздействия и направлена на достижение определенных психологических изменений.

Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует даже ее единого определения, а число методов насчитывает более 500. Одни из них четко определяют психотерапию как сферу медицины, другие - акцентируют внимание на психологических аспектах.

В отечественной традиции психотерапия определяется, прежде всего, как метод лечения, в зарубежной - в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты.

В качестве теоретической основы психотерапии выступает научная психология, психологические теории и концепции, раскрывающие психологическое содержание понятий «норма» и «патология» и формирующие определенную систему психотерапевтических воздействий. Концепция нормы - это представления о здоровой личности.

При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии - психодинамическое, поведенческое и «опытное» - соответственно трем основным направлениям психологии (психоанализу, бихевиоризму и экзистенциально-гуманистической психологии).

Вольберг различает 3 типа ПТ по постоянным целям:

— Поддерживающая (укрепление, поддержка имеющихся у больного сил и выработка новых способов поведения позволяющее восстановить душевное равновесие)

— Переучивающая (изменение поведения больного, поддержка положительных форм поведения и неодобрение отрицательных форм поведения)

— Реконструктивная (осознание интарпсихических конфликтов послуживших источником личностных расстройств, стремление достичь существенных изменений черт характера, восстановление полноценности функционирования личности)

В клинической практике методы разделяются:

В современной практике распростроненным считается разделение на:

* Казуальная ПТ (выявление, осознание пациентом его состояния)

Существуют и другие классификации методов н-р:

* Методы направленные на подавление эмоций

* Методы направленные на выражение эмоций

Можно все методы разделить по теоретической обоснованности:

* Опытная (гуманистическая) ПТ

Александрович сделал попытки проанализировать термин «методы ПТ» и выделил четыре уровня использования этого термина:

1 уровень — Методы ПТ как конкретные методические приемы или техники (гипноз, релаксация, беседа, дискссия, и т.д.

2 уровень — Методы ПТ как определяющие условия, в которых протекает ПТ и которые должны способствовать оптимизации достижения ПТ-х целей. (семейная, амбулаторная, стационарная ПТ и т.д.)

3 уровень- Значение основных инструментов ПТ воздействия (в индив.ПТ-инструмент ПТ-вт, в грпповй ПТ –инструмент группа)

4 уровень — Методы Пт по значению ПТ-х интервенций (вмешательств) которые рассматриваются либо в параметрах стиля(директивный – недирективный)либо в параметрах теории подхода, который определяет характер вмешательства.(интерпретация, научение, межличностное взаимодействие и т.д.)

Понятие методов ПТ соответствует 1-му уровню.

2й уровень отражает виды ПТ на основных условиях,в которых она протекает.

3й ровень формы ПТ инстрменты ПТ воздействия.

4й уровень теоретическое направление.

Существют методы, в которых культура и искусство выступает как инструмент воздействия.

* Натуртерапия и т.д.

Увеличение числа ПТ методов приведшее к усилению интегративного движения ПТ. Имеющиеся подходы не столько отличаются по отношению к объекту сколько ориентируются на разных аспектах проблемы.

В 1985г. Б. Д. Карвасарский уже подразделял П. на:

1) методы личностно-ориентированной П.;

2) методы суггестивной П.;

3) методы поведенческой (условно-рефлекторной) П.

Разделяют также на групповые и индивидуальные.

Градов выделил 2 группы методов:

— методы, с пом. кот ПТ пытается понять, решить проблемы пациента

— методы,с пом. кот можно понять собственное поведение.

Показания определяются следующим:

1. Роли пси фактора в этиопатогенезе заболевания (чем более выражена психогенная природа заболевания, тем более адекватна психотерапия).

2. Возможными последствиями перенесённого ранее или текущего заболевания. Может быть связано с клиническим, психологическим и социопсихическими проблемами:

— возможна вторичная невротизация вызванная не первичными причинами, а психотравмами, в качестве которой выступает основное заболевание;

— реакция личности на болезнь, которая может способствовать или препятствовать ему; неадекватная реакция личности на болезнь также нуждается в коррекции (анозогнозия – не замечание болезни; ипохондрия – постоянная тревожность за своё здоровье);

3. наличие психологических и социопсихологических последствий;

4. в процессе длительного заболевания возможна вторичная динамика трансформации личностных особенностей, мотивации к лечению.

Показаниями ПТ могут определятся особенности пациента, его мотивации к участию.

Классен пишет о применении психотерапии в следующих областях:

1. В донозологической (есть проблема, но личность не может её разрешить).

2. Пограничные нервно-психические заболевания и функциональные расстройства.

3. Психосоматические расстройства.

4. Психические расстройства, в том числе и депрессия.

5. Аддикция (Менделевич)

6. Личностные расстройства.

7. Семейные диссоциации.

8. Расстройства поведения в детстве.

9. Работа с отдельными симптомами.

ПТ – точка пересечения многих наук.

ПТ как система использует различные средства, является вместилищем различных видов знаний.

Объект и инструмент ПТ – человеческая психика (откуда и появились способы работы из др. областей науки).

Междисциплинарный характер ПТ – широкое использование а психогенных расстройствах (психосоциальные факторы, факторы природы).ПТ может использоваться как психопрофилактика.

Вносит понимание «болезнь» — как био-социо-психогенного явления.

Ведёт к признанию психотерапевтических задач.

На сегодняшний день все более увеличивается число мед кабинетов, центров, учреждений- а следовательно, увеличивается междисциплинарный характер ПТ.

Источник:
Виды психологической помощи
Виды психологической помощи. Соотношение понятий психотерапия, психологическая коррекция, психологическое вмешательство и психологическое консультирование ПТ — комплекс воздействий на психику
http://lektsii.org/3-127599.html

Овчарова Р

Овчарова Р. В. О 35 Практическая психология образования: Учеб пособие для студ психол фак университетов

Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Психологический кризис и виды кризисных ситуаций. – Переживание-преодоление критических ситуаций как фактор диагностики и коррекции девиантного поведения подростков. – Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия. – Психологическая поддержка подростков-инвалидов.

IV.4.1. Психологический кризис и виды кризисных ситуаций

Каждый психолог отдает себе отчет в том, что кризисные ситуации и кризисы разнообразны, как сама жизнь человека. Основные виды кризисов, мимо которых он не может пройти, следующие:

кризисы состояния души;

кризисы смысла жизни;

Кризис состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в дискретный момент развития личности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса присуща людям с выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением («мир прекрасен» – «мир ужасен»), однонаправленностью жизненных установок. Именно такие люди нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной.

И теоретики, и практики считают, что в ситуации кризиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает определенный вид физической и психологической перегрузки. Эмоциональные напряжения и стрессы могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто особенно раним в силу личностных особенностей.

В отечественной и зарубежной литературе представлены разнообразные классификаци и ситуаций:

критические ситуации (Ф. Е. Василюк);

конфликты, ситуации физической опасности, ситуации неизвестности (К. Левин);

аффектогенные жизненные ситуации (Ф.В. Бассин);

конфликтные ситуации, ведущие к психологическому кризису (А. Г. Амбрумова);

трудные ситуации (А.Я. Анцупов, А.Н. Шипилов) и др.

Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Выделяются два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле или травмирующими событиями жизней.

Ситуации, относящиеся к разряду критических, в своей основе могут иметь объективный и субъективный компоненты. Объективный компонент представлен воздействиями внешнего, предметного и социального мира, в то время как субъективный заключается в восприятии и оценке человеком ситуации как критической. Исходя из этого, критическую ситуацию можно охарактеризовать как социальную ситуацию, динамика которой развивается по двум направлениям (А. Г. Амбрумова):

а) личностному, когда формирующийся внутренний конфликт обоснован характерологическими особенностями личности и появляется первым, независимо от благополучной еще в это время внешней ситуации; только затем внутренняя конфликтная напряженность психики начинает видоизменять формы поведения и общения человека, создавая поводы и причины для ухудшения внешней ситуации и перестройки ее в конфликтную, вплоть до стрессовой;

б) ситуационному, когда целый ряд неблагоприятных внешних воздействий, психотравмирующих стимулов падает на почву неотчетливо работающих защитных механизмов психики, низкую толерантность по отношению к эмоциональным нагрузкам.

Следовательно, можно выделить две группы критических ситуаций:

1) детерминированные внешними условиями;

2) детерминированные характером восприятия, а также индивидуально-типологическими особенностями человека.

Анализ психологической литературы показывает, что ситуации, реально или потенциально имеющие неблагоприятный исход для личности, можно разделить на два класса:

1) обусловленные особенностями и условиями деятельности субъекта;

2) детерминированные особенностями социальных взаимоотношений человека, условий его существования, а также их интерпретацией как несущих угрозу.

Ф. Е. Василюк определил критическую ситуацию как «ситуацию невозможности» реализовать ценности своей жизни. Он описывает такую ситуацию в четырех понятиях: стресс; фрустрация; конфликт; кризис.

Тип критической ситуации определяется жизненной необходимостью, которая оказалась парализованной, т.е. составляющими направленности личности, которые не имеют возможности для реализации. Это, в свою очередь, ведет к нарушениям социально-психологической адаптации субъекта.

Ф.В. Бассин выделил «аффектогенные жизненные ситуации», т. е. ситуации эмоционального напряжения. Они ведут к возникновению психологических травм, которые:

затрагивают наиболее значимые ценности личности;

нарушают меры психологической защиты;

создают неопределенность там, где требуется преобладание стабильных стереотипов отношения к окружающему.

Это влечет за собой нарушение равновесия личности, а также ее адаптированности во внешнем мире. Критический компонент ситуации определяется наличием эмоционального напряжения, а степень его влияния на личность – силой аффекта и реакциями человека.

А.Г. Амбрумова связывает кризисную ситуацию с внутриличностным переживанием и реакциями. Она подразделяет ситуационные реакции на шесть типов:

1) реакция эмоционального дисбаланса;

2) пессимистическая ситуационная реакция;

3) реакция отрицательного баланса;

4) ситуационная реакция демобилизации;

5) ситуационная реакция оппозиции;

6) ситуационная реакция дезорганизации.

Необходимым условием возникновения кризиса являются значительные эмоциональные нагрузки, блокирование важнейших потребностей индивида и его специфическая личностная реакция на это.

Согласно Т. Гринингу, с получением психотравмы связан посттравматический синдром (ПТС). Травма может быть физической, нервной, эмоциональной. Независимо от ее характера она сопровождается угрозой права на жизнь, личное благополучие, ощущением того, что мир враждебен. Причинами посттравматического стресса являются негативный жизненный опыт, отсутствие оптимизма.

Анализ основных подходов для определения ситуации как критической, несущей угрозу личностному развитию, нарушающей взаимодействие и адаптацию человека в социальной среде, позволяет выделить следующие необходимые условия ее возникновения:

Эмоциогенный источник, находящийся в окружающей среде, который воздействует на человека, представляет определенную «значимость» для него и таким образом создает конфликто-образующую почву;

Индивидуально-типологические особенности личности, которые определяют внутриличностный компонент развития критической динамики. Этот элемент может быть представлен направленностью личности и выражаться в активно- или пассивно-приспособительном типе поведения;

Индивидуальные восприятия-когниции ситуации, которые представляют субъективную картину критической ситуации. Если человек воспринимает ситуацию, интерпретирует и типизирует ее как критическую, то это предполагает наличие у него представлений о том, что это есть критическая ситуация для него.

Критическая ситуация это вид социальной ситуации; она складывается в результате одномоментного сильного или слабого, но длительного психологического травматизирования совокупностью событий внешнего или внутреннего мира. Эти воздействия преломляются в психике человека и сопровождаются ситуационными реакциями, имеющими тенденцию перехода в индивидуальные паттерны реагирования (стереотипы поведения) в виде «защитно-компенсаторных» образований.

Критическая ситуация отражается на когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, а также проецируется на психологическое время личности. Ее проявлениями являются: стресс, фрустрация, психологический кризис, внутриличностный конфликт, ситуационные реакции на эмоциогенные раздражители и т.п.

Для критической ситуации характерно то, что она не всегда осознается человеком. О ее наличии или переживании судят по косвенным признакам. Особенно отчетливо это проявляется в девиантном поведении подростков как форме компенсации и защиты.

Основаниями для выделения критической ситуации могут выступать: концепты потребностей – в зависимости от того, какая потребность, мотив блокированы; внутреннее психическое напряжение; индивидуальные ситуационные реакции; индивидуальные паттерны реагирования – стереотипы поведения.

Попадая в критическую ситуацию или воспринимая ее как таковую, человек начинает взаимодействовать с ней. Он и ситуация выступают друг для друга в качестве объекта и субъекта взаимодействия, которое можно представить как переживание-преодоление критической ситуации.

На начальном этапе возникновения критической ситуации человек выступает в качестве объекта ее воздействия. По мере развития ситуации человек становится действенным субъектом взаимодействия. В ходе этого процесса происходит изменение ситуации в сторону ее преодоления или ухудшения, углубления. Поэтому человек либо идет по пути становления-развития, либо деградирует как личность.

Рассматривая девиации поведения как «инволюцию» личности, можно предположить, что критическая ситуация выступает в качестве причины, в то время как девиантное поведение есть следствие ее переживания-преодоления.

Таким образом, происходит преобразование, трансформация критической ситуации, а не ее элиминирование. Обратные связи изменяют чаще не саму причину, а лишь условия ее действия. Следовательно, переживание критической ситуации может влиять на все стороны человеческой жизни.

При взаимодействии индивида с ситуацией происходит трансформация, перестройка внутреннего мира человека (или какой либо его части): нарушается устойчивость, целостность «Я-концепции» субъекта; изменяется его самосознание, возникают нигилизм, нравственный скептицизм, цинизм, моральная неустойчивость, душевное опустошение и т.п. Эти феномены отражают, скорее, переходное состояние личности, оказавшейся в ситуации невозможности жить по-прежнему, уберечь некогда устойчивую систему «Я» от разрушения. Это состояние есть «утрата себя» (Т.Б. Карцева).

Необходимо учитывать, что устойчивая система «Я» может формироваться в процессе переживания-преодоления критической ситуации. Это зависит от качественного характера переживания-преодоления критической ситуации. При неконструктивном переживании девиантное поведение подростков выступает как защитно-компенсаторное образование, которое, с одной стороны, поддерживает целостность «Я», а с другой — ухудшает адаптацию подростка к среде. Кроме этого, возникают трудности при решении задач, встающих перед подростком в процессе выхода из критической ситуации. Этим объясняется то, почему подростки с отклоняющимся поведением не стремятся изменить себя в лучшую сторону.

Как только под воздействием критической ситуации произошла «утрата себя», индивид совершает напряженную внутреннюю работу по перестройке, преобразованию своего внутреннего мира, которую можно назвать процессом «обретения себя». При этом усложняется и дифференцируется рефлексивное «Я», ведется поиск преодоления внутриличностных противоречий, для того чтобы выстроить новый, усложненный, сбалансированный и достаточно устойчивый образ «Я». Эти противоречия связаны с нарушением целостности и устойчивости представлений о себе.

Т.Б. Карцева выделяет следующие формы разрешения этих противоречий:

Процесс развития личности, «обретение себя», процесс «становления»;

Быстрая адаптация, идущая по облегченному, проложенному кем-то пути;

Инволюция личности, вызванная неспособностью человека справиться с усложняющейся, дифференцированной системой «Я»;

Конструктивное решение противоречия, связанное с нахождением внутренних ресурсов личности;

Творческое создание индивидуализированной, вновь выстроенной «Я-концепции».

Следствием переживания критической ситуации подростком может выступать процесс переосмысления, переоценки своего прошлого, изменения целей и смысла жизни, а также связанная с перестройкой образа «Я» потеря или смена ведущих мотивов.

Таким образом, устойчивость личности, ее «Я-концепции» является для человека условием успешного преодоления возникающих трудностей, порожденных критической ситуацией. При угрозе нарушения устойчивости срабатывают многообразные защитные механизмы.

Травматический характер определенного события зависит от того значения, которое оно имеет для человека, т.е. от «личностного смысла» воздействующего стимула.

Девиантное поведение подростка как следствие его выхода из критической ситуации может приобретать для него определенный смысл. Существование личности в необычных условиях формирует ее новый смысловой центр, не совпадающий с предшествующим, но и не отметающий его. Между тем два смысловых центра поляризуют вокруг себя смысловые содержания, которые при пересечении друг с другом вступают в конфликтные отношения взаимного обессмысливания, создавая то, что можно назвать смыслоутратностью (М.Ш. Магомед-Эминов). Следовательно, подростки могут искать смысл в искусственном возбуждении себя; вступать в различные группировки или становиться «независимыми и самостоятельными», демонстрируя реакции оппозиции, протеста, эмансипации и т. п.

Таким образом, критическая ситуация порождает следующие противоречия, способствующие развитию девиантного поведения у подростков:

1) противоречие образа «Я» – возникает в момент ощущения человеком «утраты себя» и еще не наступившего «обретения себя», противоречие смыслов и их содержания; вследствие этого возникает смыслоутратность;

2) возникающее в критической ситуации внутриличностное противоречие сопровождается переживанием-преодолением его самого и ситуации в целом; это ведет к трансформации личности;

3) психологические коллизии подростка и его девиантное поведение детерминированы этой трансформацией, коренящейся в критической ситуации его существования.

Модуль 1. Компетенция: умение разграничивать профессиональную и бытовую формы психологической помощи.

1. Понятие «психологическая помощь». Бытовая и профессиональная психологическая помощь.

2. Ситуации обращения за профессиональной помощью психолога.

3. Виды психологической помощи: психотерапия, психологическая коррекция, консультирование.

4. Профилактическая психологическая помощь.

Вопрос 1. В аспекте практического применения психологических знаний профессия психолога относится к классу так называемых «помогающих» профессий. К помогающим профессиям относятся все те виды деятельности и занятий, требующих специальной подготовки, теория и практика которых сосредоточена на оказании помощи людям, выявлении и разрешении возникающих у них проблем, а также на расширении знаний относительно возможностей людей по преодолению проблемных состояний в будущем. Понятие «помощь» означает содействие в чём-либо, поддержку, облегчение, оказание воздействия с целью приведения в нужное состояние. Соответственно, психологическая помощь предполагает различные формы содействия людям, сталкивающимся с различного рода затруднениями, возникающими в их внутреннем мире, в межличностных отношениях, в поведении и при выполнении различных видов деятельности. Мы говорим, что оказываем кому-либо помощь, только в тех ситуациях, когда оказание содействия другому человеку не предполагает никаких жертв (реальных или потенциальных) с нашей стороны. Оказание помощи не является альтруистическим поведением, при котором содействие другому человеку в трудную минуту предполагает некоторый риск или личные лишения, готовность жертвовать собственными интересами во вред себе. Альтруистическое поведение (в отличие от оказания помощи) направлено на удовлетворение интересов или улучшение жизни других людей при одновременном подвергании опасности себя. Для альтруиста благополучие другого человека имеет бόльшую значимость, чем своё собственное, тогда как помощник сохраняет приоритет благополучия и безопасности собственной личности.



Смысл профессиональной помощи не ограничивается временным облегчением, а подразумевает помощь человеку в его собственной оценке жизненных обстоятельств и в самостоятельном выборе стратегии решения своих проблем, в расширении своих психологических возможностей при решении этих проблем. Профессиональный психолог может определить возможные причины происхождения проблем (если клиент этого хочет и готов к этому), подтвердить подозрения клиента о том, что используемые им способы разрешения проблемы неадекватны, и отыскать в опыте более подходящие способы, увидеть скрытые стороны своей личности или несоответствие своих представлений о себе реальным практикам взаимодействия с окружающими (что и вызывает проблемы). Профессиональная психологическая помощь направлена на более эффективное использование внутренних психологических ресурсов.

Специфика профессиональной психологической помощи состоит в ее добровольном характере, в активном желании человека что-то изменить в себе. Это работа всегда строится на контрактной основе – на создании рабочего альянса между психологом и клиентом. Кроме того, профессиональная психологическая помощь предполагает предъявление к практическому психологу определенных требований к его личности и к условиям его работы.

Вопрос 2. Потребность в профессиональной психологической помощи актуализируется в кризисные периоды жизни, когда в связи с достижением какого-либо нормативного возраста развития к личности начинают предъявляться требования к изменению социального статуса, поведения, личностных проявлений. Кризисы также могут быть вызваны изменениями социальных ценностей. В критические периоды новый опыт и новый социально-психологический облик человека разрушают прежнюю социальную ситуацию развития и прежние представления о себе.

К профессиональной психологической помощи обращаются тогда, когда самопомощи и помощи людей из ближайшего окружения уже становится недостаточно или ее получить невозможно. Ситуации, в которых целесообразно обращение за профессиональной помощью, предполагающей изменение в личности человека:

Ощущение острого дискомфорта (тягостных переживаний), тревоги, неуверенности, сомнения, тоски, уныния, обиды, чувства вины, уникальности ситуации;

Заниженная самооценка;

Актуальный конфликт, который занимает все мысли и мешает привычной жизни;

Дефицит доверительного общения;

Отсутствие принятия со стороны близких;

Осознанная потребность в личностном росте, в изменении себя, в понимании и принятии значимых людей;

Тяжело и длительно переживаемое горе.

Контрольные вопросы к лекции.

1. В чем заключается психологическая помощь?

2. Чем отличается помощь от альтруистического поведения?

3. Какова цель психологической помощи на бытовом уровне?

4. Какова цель профессиональной психологической помощи?

5. На чем основывается оказание профессиональной психологической помощи?

6. В каких случаях необходима профессиональная психологическая помощь?

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический проект, 2001.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Тащёва А.И. Энциклопедия психологической помощи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Психология в ее практическом применении подразделяется на возрастную, детскую, зоопсихологию, клиническую, криминальную, судебную, медицинскую, социальную, нейропсихологию, сексологию, характерологию и некоторые другие.

Каждое направление имеет свою историю развития, свою область применения и своих теоретиков и практиков. Причина заключается в том, что различные направления человеческой деятельности требуют совершенно разной психологической поддержки, и это привело к разделению единой науки психологии на отдельные направления, которые стали далее развиваться самостоятельно. Рассмотрим виды психологии и их особенности отдельно.

Возрастная психология изучает особенности психики людей в разные возрастные периоды и дает рекомендации по коррекции психических отклонений с учетом возрастных особенностей. Один подход к младенцам, другой к дошкольникам, третий к школьникам младшего звена и так далее. Специалисты по возрастной психологии востребованы в консультационных центрах.

Детская психология изучает особенности поведения детей различного возраста и дает рекомендации, как способствовать их правильному психическому развитию. Специалисты по детской психологии необходимы для помощи в работе дошкольных учреждений и школ.

Зоопсихология изучает особенности поведения и психические реакции различных животных. Эти разработки необходимы дрессировщикам, работникам зоопарков и просто людям, имеющих дома домашних животных.

Сексология изучает сексуальную жизнь людей, разрабатывает методы по ее усовершенствованию. Достижения сексологии используются сексопатологами.

Медицинская психология и психиатрия необходимы для лечения больных с психическими отклонениями, с проблемным поведением, нарушающим общественный порядок и правила.

Судебная психология используется в суде, при принятии решения о виновности того или иного человека в совершении преступления. Сначала устанавливается психическая вменяемость человека, и лишь затем ему выносится приговор.

Криминальная психология помогает в работе следственных органов, используется для поимки преступников, с ее помощью просчитываются возможные ситуации и реакция преступника и его жертвы.

Характерология изучает типы характеров людей, особенности темперамента. Ее достижения используют сотрудники брачных агентств, подбирая пары для знакомства. Также она необходима работникам кадровых агентств и просто начальникам в организациях для успешного подбора персонала на конкретное направление работы.

Нейропсихология изучает особенности работы головного мозга человека и влияние этих особенностей на психику каждого отдельного индивидуума.

Существуют и другие виды психологии, интересующиеся другими областями человеческой жизнедеятельности. Их количество неуклонно растет.

Светлана Ленкова, Эксперт по глубинной профориентации, психолог, тренер.

Сайт:

Традиционно выделяют четыре основных вида психологической помощи:

1) психопрофилактику;

2) психокоррекцию;

3) консультирование;

4) психотерапию.

Психопрофилактика - область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматическнх реакций».

Психологическая коррекция - «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» 2 .

Психологическое консультирование - «форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного Изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми».

Психотерапия - «комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических» 4 . (Этот вид психологической помощи в рамках данного учебного пособия не исследуется).

Отличия каждого из видов помощи ярко видны при их сравнении по следующим параметрам: цель психологического воздействия, применяемые методы, качество результата (см. табл. 1).

Подготовка специалистов осуществляется в высших учебных заведениях и включает в себя теоретические и практические компоненты. К основным теоретическим компонентам профессиональной подготовки психолога относят: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; знание типов личности, этапов ее развития, специфики кризисных ситуаций, соответствующих каждому из данных этапов и особенности психологической помощи на каждом из них. Практические профессиональные навыки отрабатываются во время практикумов, супервизорства, мастер-классов, а также во время посещения по личной инициативе будущими специалистами обучающих тренингов в дополнение к основной программе. Полезно и необходимо

Таблица 1-Виды психологической помощи

Вид психологической помощи Цель психологического воздействия Методы Результат
1. Психопрофилактика Предупреждение или нивелирование возможных психических нарушений в развитии и/или функционировании личности Информирование населения. Массовые обследования населения. Психологическая поддержка . Отсутствие или нивелирование психических нарушений в личностном развитии
2, Психокоррекция Связана с понятием «норма» и определяется как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также медико-социальных я культурологических требований Выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист Коррекция особенностей психического: развития, которые не соответствуют норме
3. Психологическое консультирование Осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения Специально организованная беседа Осознание клиентом истинной причины проблемы и наилучших способов ее разрешения "
4. Психотерапия: Гармонизация взаимоотношений клиента с самим собой и социумом
клиническая Гипноз, аутотренинг, внушение, самовнушение, терапия рациональная; Смягчение или ликвидация имеющейся симптоматики
личностно-ориентированная «Различные варианты анализа конфликтных переживаний больного» 5 «Изменение в отношении клиента к окружению социальному и собственной личности» 6

также для будущей успешной деятельности прохождение «чистилища» в виде индивидуальной психотерапии и групповых тренингов личностного роста с целью решения собственных психологических проблем, то есть, специалист должен обладать теоретическими знаниями, практическими навыками и психологическим здоровьем. В результате синтеза этих областей он должен определиться с выбором психологического направления, в рамках которого будет в дальнейшем специализироваться. Профессиональному развитию, безусловно, будет способствовать членство в каком-либо профессиональном сообществе, например, в Профессиональной психотерапевтической лиге (ППЛ).

Кроме того, что специалист должен быть специалистом, он должен быть личностью. Еще Фрейд писал о том, что Психотерапевтом, по его мнению, может быть любой образованный человек. Само слово «любой», безусловно, вызывает противоречивые ассоциации, однако в своей основной идее эта мысль интересна. И если Вы сейчас на некоторое время отвлечётесь от чтения и погрузитесь в волны воспоминаний, то возможно Вам вспомнятся некоторые моменты из своей жизни или жизни ваших близких, когда доброе слово, взгляд, а иногда просто молчаливое участие значимого человека помогли, спасли в сложной ситуации.

Личные качества. Исследователи в. области психологии в разное время выделяли личные качества, по их мнению, необходимые специалисту для успешного осуществления психологической помощи клиентам. В результате получился следующий список: эмпатия, эмоциональная теплота, позитивное отношение (Карл Роджерс), искренность (Роджерс, Труа), чувство юмора, чувство трагичности бытия (Мигель де Унамуно), конкретность» самосознание и рефлексия. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека». Однако следует понимать, что мы никогда не можем полностью вчувствоваться в мир другого человека. Но то, что мы можем и должны, - оставить в стороне свои мнения, взгляды, опыт и войти в мир другого человека без внесения в него своего собственного мира. Подобное безоценочное отношение обязательное при оказании психологической помощи сделает более приятным и полезным общение на любом уровне (личном, семейном, деловом).

Эмоциональная теплота. Данное качество предполагает истинный интерес к другим людям. Близко к искренности, но не тождественно. Эмоциональную теплоту возможно рассматривать скорее с позиции направленности и качественности отношения к людям. Однако всегда существует риск встретить человека, который воспримет это как проявление слабости.

Позитивное отношение. Равнозначно термину, который ввел Карл Роджерс, - «безусловное позитивное отношение». С его точки зрения данное качество является одним из необходимых условий терапевтических изменений. Главный акцент здесь делается на безусловном (ничем не обусловленном) принятии клиента психологом.

Искренность. Это то качество, которое невозможно подделать. Даже не обладая специальными психологическими навыками, люди почти всегда безошибочно отличают искренность от фальши, поскольку искренность - это, прежде всего, чистота намерения.

Чувство юмора. В «Искусстве любви* Овидий, перечисляя качества, которыми должен обладать мужчина, в числе прочих называет и чувство юмора, добавляя при этом, что оно не обязательно, но его присутствие делает человека почти совершенным. И это вполне справедливо. Вспомните, как именно это качество не раз, ослабляя напряжение момента, спасало вас в опасных, трудных, безнадежных ситуациях: «Смех одно из самых сильных орудий против всего, что отжило» (А. Герцен).

Конкретность. Под конкретностью, в психотерапевтическом смысле, понимается умение не просто слушать, но слышать слова другого человека) не интерпретируя ска-эанное, ао проясняя его.

Самосознание и рефлексия. Самосознание - «переживание единства и специфичности Я как существа» наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта)». Рефлексия - «процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения». В узком смысле - «новый поворот» духа после свершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного». Именно благодаря соединению данных способностей достигается развитие личностных и профессиональных качеств. Одно не всегда предполагает другое, но техничность, не освященная духовностью, - ничто, поскольку главный терапевтический инструмент - Вы сами, а ваш терапевтический стиль - уникальность Вас как личности.

На основании вышеизложенного мы можем констатировать: наличие профессиональной компетентности специалиста является вопросом, который не обсуждается. Специалист должен быть профессионалом. Однако любая компетентность потеряет смысл, если он по сути своей не будет являться Человеком, имя которого звучит гордо.


1 | |

Психология — дисциплина, изучающая поведение человека и его психические реакции с научной точки зрения. Она включает в себя символьные интерпретации анализа социального поведения. Существует много видов психологии : когнитивная психология , аномальная психология и т.д.

Много лет психологов интересовало поведение человека. Восприятие, личностные свойства, познание, поведение, реакции и эмоции не только отражают огромное разнообразие умственных способностей человека, но и влияют на наши взаимоотношения в обществе. Анализ сознательных и бессознательных процессов, происходящих в сознании человека, также находится в ведении науки психологии . Психология применяется во многих сферах деятельности человека. Наши реакции на бытовые вопросы на работе или дома отражают состояние здоровье нашей души.

Психология исследует человека как личность , изучает семью и общество для того, чтобы понять какие существуют психические функции и триггеры для необъяснимых факторов социального поведения человека. Различные виды психологии исследуют нервные процессы в сознании человека. Исследования естественных наук служат источником задач для психологии. Среди отраслей психологии выделяют следующие:

В этой отрасли психологии, исследования направлены на то, чтобы помочь человеку избавляться от стресса и различных дисфункций, происходящих по различным психологическим причинам. Клиническая психология помогает лучшему развитию личности, росту эмоционального и физического благополучия. Психологи, занимающиеся исследованиями в этой области, изучают судебные показания и случаи клинической нейропсихологии. Специалисты используют специально разработанные и адаптированные модели терапии для создания терапевтического альянса . Последующее изучение психологических проблем помогает определять и применять новые формы мышления и поведения.

Как следует из названия, эта отрасль психологии занимается исследованием ненормального поведения человека. Цель аномальной психологии: понять изменения в естественных и аномальных моделях взаимодействия, выбираемых человеком. Аномальная психология использует методы и приемы психопатологии и клинической психологии для исследования причин психических расстройств. Эта область психологии изучает признаки неадекватного состояния человека при нарушении каких-либо функций или стрессе.

Эта отрасль психологии изучает психические процессы, определяющие поведенческие особенности человека. В когнитивной психологии проводятся эксперименты с обучением, восприятием, памятью и вниманием человека с целью разработать методы эффективной обработки информации. Именно по этой причине, когнитивную психологию еще называют экспериментальной психологией . Когнитивная психология – это результат вклада различных нейробиологов, логиков и лингвистов, которые определяют важность не только теоретических разработок, но и их формализации и применения.

Этот вид психологии изучает модели поведения животных. Эта отрасль науки имеет важное значение в психологическом исследовании. Сравнительные результаты данного направления психологии помогают выявить характерные общие черты в поведении человека и животных и доказать их эволюционную связь. Изучение поведения животных также позволяет психологам получить более глубокое понимание человеческой психологии . Эксперименты, проводимые с животными, помогают лучше изучить и понять эмоции и поведение человека.

Изучает межличностные отношения. Эта отрасль психологии акцентирует внимание на социальных, эмоциональных вопросах в образовательной и профессиональной сфере, связанными с серьезными изменениями в поведении людей. Психологи-консультанты применяют методы консультативной психологии.

Эта наука в основном сосредоточена на изучении процесса развития человеческого разума. Все усилия направлены на более глубокое понимание восприятия и развития. Объектом изучения психологии развития служит интеллектуальное и нравственное развитие человека. Пристальное внимание исследователи уделяют триггерам поведения в естественных условиях и при воздействии физических факторов.

Эта отрасль психологии изучает образовательный процесс. Психологи проводят эксперименты на основе данных образовательной и социальной психологии, получаемых в школах и колледжах. Педагогическая психология помогает разрабатывать эффективные методы обучения.

Изучает психическую составляющую человека в биологическом срезе. Эта отрасль психологии изучает поведение человека на основе реакций его нервной системы. Большая часть исследований проводится с помощью экспериментов с поведенческими и когнитивными данными нейронауки. Цель: понять функции мозга в отношении различных психологических триггеров и процессов. Исследования биологической психологии помогают установить связи между реакциями мозга человека и его поведением.

Эволюционная психология : Наука о генетическом воздействии на ментальные шаблоны и поведение человека.

Психология здоровья : Наука о психологическом воздействии на психическое и физическое здоровье человека.

Юридическая психология : Изучение мотивов решения присяжных, доказательств и показаний очевидцев.

Психология личности : изучает личностные черты, поведение и эмоции человека.

Судебная психология : исследует клиническую оценку показаний для зала суда.

Количественная психология : изучает статистические модели для психологического измерения черт личности.

Социальная психология : изучает психические процессы, влияющие на специфические реакции на социальные стимуляторы.

Глобальная психология : изучает вопросы, связанные с глобальными проблемами в области устойчивого развития.

Источник:
Lovetorun — беговые путешествия
Психология — дисциплина, изучающая поведение человека и его психические реакции с научной точки зрения. Она включает в себя символьные интерпретации анализа социального поведения. Существует много типов психологии: когнитивная психология, аномальная психология и т.д.
http://lovetorun.ru/human_psychology/

Виды психологии, или какая бывает психология?

В данном обзоре мы начнем рассмотрение основных видов психологии, в частности обратим Ваше внимание на клиническую детскую психологию, возрастную и педагогическую психологию.

Некоторые психологи-клиницисты специализируются на оценке развития детей и лечении детских поведенческих расстройств. Эти специалисты чаще всего работают в детских центрах или больницах. Даже у очень маленьких детей могут наблюдаться поведенческие нарушения: раздражительность, бессонница, нарушения питания и т. д. У старших детей могут развиваться различные типы поведения, ориентированные на привлечение внимания, в том числе агрессивность и деструктивное поведение. В подростковом возрасте нередко имеют место разнообразные типы антисоциального поведения, например воровство и насилие, прием наркотиков и беспорядочные половые связи.

Детские психологи обычно работают не только с детьми, но и с их родителями, поскольку корни детских поведенческих расстройств можно обнаружить в более глубоких семейных проблемах и в том, как родители воспитывают детей.

Возрастная психология изучает изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения (геронтология). Исследования в данной области позволяют понять, чего нам ожидать от собственной психики на тех или иных этапах нашей жизни.

Специалист по педагогической психологии, как правило, не только проводит тесты и диагностирует заболевание, но также индивидуальных или социальных воздействий, а просто потому, что достигли определенного возраста. К примеру, возрастная психология позволяет адекватно реагировать на проявления юношеского бунтарства — не удивляясь и не злясь. Она также объясняет, почему половая жизнь на исходе среднего возраста на самом деле куда активнее, чем многие могут полагать. Возрастная психология учит нас принимать со спокойствием и терпением замедление умственных процессов в зрелом возрасте.

Педагогическая психология изучает психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса; разрабатывает психологические основы обучения и воспитания. В круг ее задач входит помощь детям, а также их родителям и учителям. Эта работа в числе прочего включает проведение психологических тестов, поскольку иногда можно реально улучшить качество образования ребенка, определив его сильные и слабые стороны.

Если необходимо, оказывается специализированная помощь. К примеру, ребенка, отстающего от школьной программы, определенно стоит показать психологу. Очень часто таких детей считают ленивыми, беззаботными, медленно развивающимися, не способными сосредоточиться, хотя на самом деле у ребенка может быть какое-либо нарушение (например, дислексия), которое вызывает проблемы при обучении.

После постановки диагноза ребенка могут направить к психотерапевту или иному специалисту. В частности, на специальных занятиях лечат боязнь школы, эмоциональные и поведенческие проблемы. Впрочем, иногда в направлении на лечение нет необходимости. Нередко для того, чтобы помочь ребенку полностью реализовать свои способности к обучению, достаточно консультации с учителем или директором школы.

Источник:
Виды психологии, или какая бывает психология?
В данном обзоре мы начнем рассмотрение основных видов психологии, в частности обратим Ваше внимание на клиническую детскую психологию, возрастную и педагогическую психологию. Некоторые
http://netaptek.ru/doctor/psiholog/vidy-psihologii.html

Виды психологии

Психология – это наука о душе, если переводить термин дословно. Однако сегодня гораздо чаще мы слышим о науке «о психике», ведь последнее стало таким популярным в быту словом, что никто и не догадывается о значении термина на греческом. Эту науку можно визуально представать в виде густого куста с множеством листьев и ветвей. Некоторые из них – виды психологии, некоторые – разделы психологии. Эти два понятия нельзя путать, так как разделы – это то, что изучает психология, а виды – каким способом она это делает.

Житейская и научная

Итак, начнем с самого привычного нам – житейской психологии. В принципе, этот подвид лишен научных подтверждений, обоснований своей правоты, основываясь на жизненном опыте людей, интуиции. Она стихийна – подвластна моде, веяниям, случайным размышлениям. Житейскую психологию мы можем встретить в художественных произведениях.

Противоположный вид современной психологии – научная психология. Это эксперименты, доказательства, обобщение. Одним словом, все то, что отличает науку от не науки.

Это один из основных видов психологии. Академическая психология являет собой эталон психологических знаний, ее печатают в специализированных изданиях, в ней очень важны ссылки, а также возможность защиты диссертации. Ею пользуется научный мир. И обратная сторона того, какие виды психологии бывают – неакадемическая психология. Несложно догадаться, что она не являет собой эталон знаний, да и не стремится им быть.

Теория и практика

Закономерности и последовательности, издание пособий общего плана для практикующих психологов – это функции теоретической психологии. Противоположный ему вид – это вид практической психологии. Это – психологи практики, которые занимаются просветительской работой, помогают населению в решении проблем, издают практическую литературу для общего круга читателей.

Психотерапия и «здоровая» психология

Последняя пара, рассказывающая нам, какие виды психологии существуют. Психотерапию и психологию (здоровую, хотя в жизни мы упускаем это примечание) очень часто путают. Психотерапия занимается проблемами психологически больных людей, избавляет от мучающих его чувств, помогает в трудные минуты жизни.

А здоровая психология направляет свое действие на психологически нормальных людей, без отклонений. Она решает обыкновенные, бытовые задачи и изучает развитие человека.

А если объединить психологию с другой наукой, к примеру, социологией, получится социологическая психология. Таким же образом получается психология труда, психология инженерии и т.п.