Наука помогает нам проникнуть в суть явлений, происходящих в природе и обществе, понять закономерности, управляющие развитием окружающей нас естественной и созданной человеком среды.
Она указывает людям способы, позволяющие воздействовать на это развитие и направлять его. Техника возникает как материальное воплощение опыта и знаний, накопленных наукой и практикой, является орудием практической деятельности человека. Благодаря технике человек активнее взаимодействует с окружающим миром, имеет возможность улучшать условия своего существования. Техника становится также и мощным стимулом дальнейшего развития научных знаний, так как с ее помощью либо сразу, либо по прошествии определенного времени возникает возможность оценить результаты научных исследований.
Взаимодействие науки, техники и производства, ведущее к совершенствованию производительных сил общества, и порождает научно-технический прогресс.
В течение многих столетий наука и техника развивались, не обнаруживая явной взаимосвязи друг с другом. Наука тяготела к умозрительным построениям, к логическим выводам и философским обобщениям, в то время как техника и технология совершенствовались главным образом на основе опыта, интуитивных догадок и случайных находок. Тайны мастерства нередко передавались только по наследству. Это препятствовало широкому распространению технологических открытий. Наука не была тесно связана с производственной деятельностью человека.
В XVI в. нужды торговли, мореплавания и крупных мануфактур потребовали теоретического и практического решения целого ряда задач. Под влиянием идей Возрождения наука постепенно начинает обращаться к практике.
В последующие столетия ученые в разных странах - Г. Галилей, Э. Торричелли, Р. Бойль, И. Ньютон, Д. Бернулли, М. В. Ломоносов, Л. Эйлер, А. Вольта, Г. Дэви и многие другие - изучали механические процессы, тепловые, оптические, электрические явления. Результаты их научных открытий способствовали сближению науки и практики.
В XVIII-XIX вв. с развитием машинного производства наука становится все более тесно связанной с практической деятельностью человечества. Русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов был инициатором самых разнообразных научно-технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России. Английский изобретатель Дж. Уатт создал универсальную паровую машину. Французский химик А. Лавуазье объяснил с помощью закона сохранения массы вещества процесс обжига металлов и горение. Французский физик С. Карно дал теоретическое обоснование рабочего цикла паровой машины. Известный русский инженер-металлург Д. К. Чернов заложил основы металловедения.
В XX в. научно-технический прогресс связан с научно-технической революцией. Под ее воздействием расширяется фронт научных дисциплин, ориентирующихся на развитие техники.
Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, микроэлектроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство электронной вычислительной техники и др. Наука стимулирует развитие техники, а техника выдвигает перед наукой новые задачи и обеспечивает ее современным экспериментальным оборудованием.
Научно-технический прогресс охватывает не только промышленность, но и многие другие стороны практической деятельности общества, сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркий пример плодотворной связи науки и техники - освоение человечеством космического пространства.
Научно-технический прогресс служит основой социального прогресса. Однако в капиталистическом обществе прогресс науки и техники совершается в основном в интересах господствующего класса, военно-промышленного комплекса, нередко сопровождается разрушением человеческой личности.
При социализме научно-технический прогресс осуществляется в интересах всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению экономических и социальных задач коммунистического строительства, созданию материальных и духовных предпосылок для всестороннего и гармоничного развития личности.
XXVII съезд КПСС выдвинул на первый план задачу ускорения социально-экономического развития нашей страны на основе научно-технического прогресса. Одно из важнейших его направлений - широкое освоение передовых технологий: лазерных, плазменных, мембранных, радиационных, электроннолучевых, технологий с использованием сверхвысоких давлений и импульсных нагрузок и т. д. Другое направление - комплексная автоматизация и механизация производства, призванные сделать труд рабочих, колхозников, интеллигенции более производительным, творческим. Современный этап автоматизации опирается на революцию в электронно-вычислительной технике, быстрое развитие робототехники, роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств, обеспечивающих высокую производительность.
Рисунок (см. оригинал)
В последнее время на основе опыта ведущих научных организаций в нашей стране создаются межотраслевые научно-технические комплексы, являющиеся новой эффективной формой соединения науки с производством. Воплощается в жизнь Комплексная программа на-учно-технического прогресса стран - членов СЭВ на период до 2000 года.
Общественно-хозяйственное переустройство в России вызвало неустойчивость в системообразующих звеньях существовавшего ранее механизма. Оно было ориентировано на производство научно-технической продукции. Это, в свою очередь, сказалось на состоянии хозяйственной страны в целом.
Научно-технический прогресс (НТП) и экономический рост
Современные приоритеты передовых государств определяются не только по объемам рабочих ресурсов и добывающей промышленности, природных запасов. Это то, что традиционно выступает характеристикой благосостояния страны. Большую актуальность сегодня приобретает степень использования новшеств в том либо другом секторе. Как известно, экономический рост характеризует функционирование всей хозяйственной системы. Его показатели применяют при анализе состояния национального сектора, в сравнительной оценке стран. В качестве определяющего фактора в этой сфере выступает научно-технический прогресс (НТП). Рассмотрим далее, что он собой представляет.
НТП: определение и содержание
Говорить о такой форме развития начали впервые в конце 19-го - в начале 20-го столетия. Что такое НТП? Определение в общем виде можно сформулировать следующим образом:
Усовершенствование, обусловленное потребностями материального производства, увеличением и усложнением нужд общества.
Необходимость в этом процессе возникла вследствие укрепления взаимодействия крупной машинной промышленности с техникой и наукой.
Противоречия
Они стали следствием взаимосвязи между наукой, техникой и машинным производством. Противоречия сказались сразу на двух направлениях развития. В теории, таким образом, они подразделяются на технические и социальные. При массовом выпуске одних и тех же изделий на протяжении многих лет появляется возможность создать автоматические системы дорогостоящих машин. За продолжительный эксплуатационный период все затраты на них окупаются. Вместе с этим возникает необходимость непрерывного усовершенствования самих производственных объектов. Это можно сделать или модернизируя их, или заменяя продукцию. Такое положение обуславливается ускорением НТП. Это и есть первое противоречие. Оно возникает между сроком эксплуатации и периодом окупаемости. Социальное противоречие НТП - это несогласованность, связанная с человеческим фактором. С одной стороны, новшества направлены на облегчение условий труда. Достигается это за счет автоматизации в результате НТП. Это, однако, вызывает монотонность и однообразие работы. Разрешение указанных противоречий напрямую касается усилением требований к самому процессу усовершенствования. Они воплощаются в общественном заказе. Он выступает в качестве формы выражения социальных стратегических интересов в длительной перспективе.
Эволюция
Ученые говорят о различных факторах, сопровождавших НТП. Определение их имеет особое значение при анализе социальных преобразований. Важность факторов связана с их влиянием на изменения в обществе. В комплексе эти факторы обуславливают особенности НТП, этапы развития, формы. Процесс может быть или эволюционным, или революционным. В первом случае НТП - это относительно медленное усовершенствование традиционных производственных основ. В данном случае речь ведется не о скорости. Акцент делается на темпах производственного роста. Так, они могут являться низкими при революционном или высокими при эволюционном усовершенствовании. К примеру, можно рассмотреть производительность труда. Как свидетельствует история, темпы ее роста высокие при эволюционной форме, а при революционной - низкие.
Революция
В современном мире эта форма НТП считается преобладающей. Она обеспечивает крупные масштабы, ускоренные воспроизводственные темпы, высокий эффект. Революционный научно-технический прогресс (НТП) - это коренные преобразования во всей системе. Комплекс взаимосвязанных переворотов в разных сферах материального производства основывается на переходе на качественно новые принципы. В соответствии с изменениями, происходящими в материальном производстве, формируются присущие только такому явлению, как научно-технический прогресс (НТП), основные черты и этапы.
Стадии
Изменения, о которых было сказано выше, касаются не только эффективности непосредственно самого производства, но и факторов, которые обуславливают рост. Революционное усовершенствование проходит следующие стадии:
- Подготовительную (научную).
- Современную, включающую перестройку структурных элементов национального хозяйства.
- Крупного машинного автоматизированного производства.
Подготовительная стадия
Ее можно отнести к первой трети 20 столетия. В тот период велись разработки новых теорий машинной техники и принципов формирования производства. Эта работа предшествовала созданию обновленного оборудования, технологий, которые впоследствии применялись во время подготовки ко Второй мировой. В этот период коренным образом изменились многие фундаментальные представления о факторах окружающей среды. При этом в производстве отмечался активный процесс последующего развития технологии и техники.
Вторая стадия
Она совпала с началом войны. Наиболее активными научно-технический прогресс (НТП) и инновации были в США. Это обуславливалось, главным образом тем, что Америка не вела на своей территории боевых действий, не имела устаревшего оборудования, располагала удобными с точки зрения добычи и переработки полезными ископаемыми, а также достаточным объемом рабочей силы. Россия в 40-е годы 20 столетия не могла претендовать по уровню своего технического развития на ведущую позицию в области НТП. Вторая его стадия в СССР началась после окончания войны и восстановления разрушенного хозяйства. Остальные главные западноевропейские страны (Италия, Франция, Англия, ФРГ) вступили на этот этап практически сразу после США. Суть этой стадии состояла в полной производственной перестройке. В производственном процессе формировались материальные предпосылки для дальнейшего коренного переворота в машинной и прочих ведущих отраслях, а также во всем национальном хозяйстве.
Автоматизация
Она ознаменовала третий этап НТП. В течение нескольких последних десятилетий отмечается активный выпуск множества различных автоматических станков и станочных линий, созданием цехов, участков, а в ряде стран - возведением целых заводов. На третьем этапе формируются предпосылки для укрупнения автоматизированного производства, затрагивающего в том числе и предметы труда, и технологии.
Единая политика
Правительство любой страны с целью обеспечения эффективной экономики и предотвращения отставания от других государств должно реализовывать единую научно-техническую политику. Она представляет собой совокупность целенаправленных мер. Они обеспечивают комплексное развитие техники и науки, внедрение полученных результатов в экономическую систему. Для реализации этой задачи необходимо определить приоритетные сферы, в которых будут использоваться достижения в первую очередь. Это обуславливается, главным образом, ограниченностью государственных ресурсов на проведение крупномасштабных исследовательских работ по всем направлениям НТП и последующую их реализацию на практике. На каждой стадии, таким образом, должны определяться приоритеты и обеспечиваться условия внедрения разработок.
Направления
Они представляют собой сферы развития, реализация которых обеспечит максимум социальной и экономической эффективности в короткие сроки. Существуют общие (государственные) и частные (отраслевые) направления. Первые считаются приоритетными для одной или нескольких стран. Отраслевые направления важны для конкретных секторов промышленности и хозяйства. На определенном этапе были сформулированы такие общегосударственные направления НТП:
Электрификация
Это направление НТП считается важнейшим. Без электрификации невозможно усовершенствование других хозяйственных сфер. Следует сказать, что для своего времени выбор направлений был достаточно удачным. Это положительно отразилось на повышении эффективности, развитии, ускорении производства. Электрификация - процесс выработки и широкого применения электрической энергии в промышленности и быту. Он считается двусторонним. С одной стороны осуществляется производство, с другой - потребление в разных сферах. Эти аспекты друг от друга неотделимы. Производство и потребление совпадают во времени, что обусловлено физическими особенностями электрического тока как формы энергии. Электрификация выступает в качестве базы для автоматизации и механизации. Она способствует увеличению эффективности производства, производительности труда, повышению качества товаров, уменьшению их себестоимости, получению большей прибыли.
Механизация
Это направление включает в себя комплекс мероприятий, в рамках которых предусматривается широкая замена ручных операций машинами. Внедряются автоматические станки, отдельные производства и линии. Механизация процессов означает непосредственную замену ручного труда машинным. Это направление находится в постоянном развитии и совершенствовании. Оно переходит от ручной работы к частичной, малой, общей механизации, а затем к высшей своей форме.
Автоматизация
Она считается высшей степенью механизации. Это направление НТП позволяет осуществлять полный цикл работ только под контролем человека без непосредственного участия. Автоматизация представляет собой новый вид производства. Он является результатом научно-технического развития путем перевода операций на электронную основу. Необходимость в автоматизации обусловлена неспособностью человека с требуемой скоростью и точностью осуществлять управление сложными процессами. Сегодня в большинстве отраслей основное производство практически полностью механизировано. Вместе с этим вспомогательные процессы остаются на прежнем уровне развития и выполняются вручную. Большая часть таких операций присутствует в погрузочно-разгрузочных, транспортных работах.
Заключение
Научно-технический прогресс следует рассматривать не как просто сумму составляющих элементов или форм его проявления. Они пребывают в тесном единстве, взаимно дополняя и обуславливая друг друга. НТП- непрерывный процесс появления технических и научных идей, разработок, открытий, их реализации, морального старения оборудования и замены его новой техникой. Само понятие включает в себя множество элементов. НТП не ограничивается только формами развития. Этот процесс предполагает все прогрессивные изменения и в производственной сфере, и в непроизводственной.
Уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции1 в европейскую и мировую экономику.
Автомобильный транспорт представляет собой наиболее массовый вид транспорта. На его долю приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четверти грузовых перевозок.
Основными причинами активного использования автотранспорта стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородних перевозок. Кроме того, помощью автомобильного автотранспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» без дополнительных затрат на перегрузку, а также с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими видами транспортных средств, предъявляются менее жесткие условия к упаковке товара.
Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров.
Однако себестоимость перевозок на автомобильном транспорте весьма высока и в среднем превышает аналогичные показатели речного и железнодорожного транспорта. Высокий уровень себестоимости определяется небольшой грузоподъемностью и, следовательно, производительностью подвижного состава и в этой связи значительным удельным весом заработной платы в общей сумме эксплуатационных расходов. Резервами снижения себестоимости являются в основном интенсивные факторы – повышение коэффициентов использования пробега автомобилей, грузоподъемности, коммерческой скорости.
В отличие, например, от железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на один километр пути велика. Постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) наоборот невелики. В следствии этого, автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния.
Автомобильный транспорт - одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. В условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, автомобильный транспорт способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Он обеспечивает наряду с другими видами транспорта рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.
Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры.
Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Так же транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков.
2. Определение понятия научно-технического прогресса.
Научно-технический прогресс (НТП) - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.
В широком смысле на любом уровне - от фирмы до национальной экономики - под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.
Как правило, выделяют следующие направления НТП: 1. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов; 2. Комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством, включая электронизацию и компьютеризацию; 3. Применение новых видов энергии в технике в качестве движущей силы и в качестве технологического компонента при обработке предметов труда; 4. Применение химических процессов в создании новых видов материалов и в технологии обработки предметов труда (включая биотехнологию).
Протекает НТП в двух основных формах: эволюционной, воплощающейся в насыщении производства традиционной, постепенно совершенствующейся техникой; революционной, воплощающейся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.
Две формы НТП взаимообусловлены: эволюционное, количественное накопление отдельных достижений в науке и технике приводит к качественным преобразованиям производительных сил. В свою очередь переход к принципиально новым технологиям и технике знаменует собой начало нового этапа их эволюционного развития.
Необходимо подчеркнуть, что внедрение новой техники и технологии - это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю прошлого труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражается в увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.
В странах, где идет переход к сокращению средней продолжительности рабочей недели, все заметнее тенденция к замедлению темпов снижения затрат живого труда (трудоемкости), т. е. к замедлению снижения доли заработной платы в себестоимости продукции.
Таким образом, НТП вызывает встречное увеличение затрат и в сферах, где создается новая техника, и в сферах, где она применяется, т. е. вызывает не только экономию общественного труда, но и рост его затрат.
Тем не менее конкурентоспособность фирмы, предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.
Поэтому при выборе вариантов техники и технологии фирма иди предприятие должны четко понимать, для решения каких задач - стратегических или тактических - предназначается приобретаемая и внедряемая техника.
Факторы, определяющие научно-технический прогресс в области эксплуатации автомобильного транспорта.
Исходя из системного представления о ТЭА как подсистеме автомобильного транспорта, необходимо выделить следующие основные факторы, которые повлияют на развитие ТЭА в ближайшие 10-15 лет:
1. Продолжится рост автомобильного парка страны, особенно легкового, его разнотипности и разномарочности, соответственно увеличивающих нагрузку на ТЭА, обеспечивающую работоспособность этого парка.
2. В парке будет увеличиваться сектор частных автомобилей (более 80% парка), включающий не только легковые, но и грузопассажирские и грузовые автомобили малой грузоподъемности и автобусы (микроавтобусы) малой вместимости. По мере усложнения конструкции автомобилей, ужесточения требований к дорожной и экологической безопасности и повышения жизненного уровня населения удельный вес услуг по обслуживанию этих автомобилей на специализированных предприятиях (мастерские, станции технического обслуживания, дилеры, фирменные предприятия) будет увеличиваться и, согласно международному опыту, достигнет 70-80%.
3. Изменение структуры парков по грузоподъемности и вместимости автомобилей окажет существенное влияние на ТЭА (габаритные размеры и масса автомобилей, масса агрегатов, требования к оборудованию, персоналу и производственной базе и т.п.):
· увеличение удельного веса в парке грузовых автомобилей малой грузоподъемности, микроавтобусов и автобусов малой вместимости, имеющих общую или близкую конструктивную базу с легковыми автомобилями, что облегчает организацию технической эксплуатации этой группы автомобилей;
· дальнейшая специализация грузового парка (до 60-65%), требующего организации технического обслуживания и ремонта специализированного оборудования;
· распространяющееся применение на междугородных и международных перевозках интенсивно используемых (годовой пробег 100 тыс. км и более) автопоездов большой грузоподъемности и габаритов, к которым предъявляются повышенные требования надежности, экологической и дорожной безопасности, отвечающие международным стандартам.
Диверсификация АТП, их разукрупнение, развитие предпринимательства привели к поляризации парков и сосредоточению значительного количества автомобилей на малых по размеру предприятиях, которые не располагают достаточной производственно-технической базой, персоналом, технологиями, организационными структурами, способными обеспечить в конкурентной среде требуемые уровни работоспособности своих парков.
Виды транспорта и их основное назначение.
Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.
Железнодорожный транспорт
Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте.
Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.
Водный транспорт
Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.
Автомобильный транспорт
Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.
Воздушный транспорт
Грузовая авиация - новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество - скорость доставки, главный недостаток - высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.
Трубопроводный транспорт
Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемент). Такой вид транспорта уникален: он работает круглые сутки по семь дней в неделю с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание.
Трубопроводы отличаются самой высокой долей постоянных издержек и самыми низкими переменными издержками. Уровень постоянных издержек высок, так как очень велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы отчуждения, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но то, что трубопроводы могут работать практически без участия человека, определяет низкий уровень переменных издержек.
Явными недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ или суспензий.
Автомобильный транспорт в транспортной системе Украины
Велико значение транспорта в жизни человека, он играет исключительную роль в производственном процессе. Без транспортировки и перемещений продуктов и орудий труда функционирование производства невозможно. Транспорт является составной частьию народного хозяйства страны, обслуживает все его отрасли. Там, где транспорт, там - жизнь! Самым ярким подтверждением этого является Транс-Сибирская магистраль, где вокруг колеи поселились люди и началось бурное развитие народного хозяйства. Продукцией транспорта является сам материальный процесс перемещения. Работа транспорта измеряется количеством перевезенных грузов и людей, оборотом грузов и людей в тонно- и пассажиро-километрах. Также транспорт, особенно железнодорожный, играет ключевую роль в обеспечении обороноспособности государства. В Украине единая транспортная система страны, которая включает следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской, речной, поромный, городской. Транспорт потребляет около 13% топливно-энергетических ресурсов страны, на долю железнодорожного транспорта приходится 6% электроэнергии, 17% - валового потребления дизельного топлива. Производство транспорта составляет 20% стоимости всех фондов народного хозяйства, на долю железнодорожного транспорта приходится 6,9% основных фондов страны. Сегодня активно развивается новый вид транспорта - трубопроводный. И это не удивительно, ведь он обеспечивает доставку таких жизненно необходимых современному человеку продуктов, как газ и нефть. Преимущества трубопроводного транспорта: 1) Возможность повсеместной прокладки труб; 2) Кратчайшее расстояние транспортировки; 3) Самая низкая себестоимость транспортировки; 4) Полная герметизация продуктов транспортировки; 5) Автоматизация процесса доставки; 6) Меньшие, по сравнению с другими видами транспорта капиталовложения в металл. Основным недостатком трубопроводного транспорта является ограниченность грузов, которые он может транспортировать (только жидкие и газообразные, иногда на небольшие расстояния - сыпучие). Не сильно отстают от него и други виды транспорта, например автомобильный. Колоссальное увеличение количества машин на дорогах Украины заметно невооруженным глазом. Повышается не только количество машин, но и их качество: грузоподъемность, скорость, экологичность и т.д. Преимущества автомобильно транспорта: 1) Найбыстрейшая доставка грузов на короткие расстояния; 2) Широкая маневренность: доставка грузов в системе производитель-склад-потребитель не требует дополнительных перегрузок с одного транспортного средства на другое; 3) Регулярность перевозок там, где есть дороги; 4) сравнительно небольшие капиталовложения в строительство дорог. Недостатки: 1) Высокая себестоимость перевозок; 2) Негативное влияние на окружающую среду, в первую очередь из-за количества выхлопных газов. Эффективность своей работы продолжает неустанно поднимать железнодорожный транспорт. Сеть железных дорог Украины непрерывно развивается и расстраивается: прокладываются новые линии, совершенствуются технологии строительства путей и вагонов с локомотивами, автоматизируются и механизируются трудоемкие операции, все шире внедряется вычислительная техника. Сегодня железнодорожный транспорт Украины обеспечивает работой более 500 тыс человек! Основные преимущества железнодорожного транспорта по сравнению с другими: 1) Независимость работы от климатических условий, погоды, времени суток. Железнодорожный транспорт обспечивает регулярную, беспрерывную перевозку пассажиров и грузов в любое время дня и ночи, при любой погоде в самые отдаленные уголки нашей планеты; 2) Высокая провозная способность; 3) Способность осваивать массовые перевозки грузов и пассажиров; 4) Высокая скорость движения; 5) Короткий путь передвижения грузов и пассажиров; 6) Невысокая себестоимость перевозок (особенно при массовых на большие и средние расстояния); 7) Большая гибкость и меневренность при перевозках; 8) Наличие непрерывной рельсовой связи с подовляющим большинством крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий (внутри предприятий, связь предпрятий с основной магистралью); 9) Возможность сооружения железнодорожного полотна на любой сухопутной территории; 10) Экологичность электрифицированных линий (а таких большинство). Основным недостатком железнодорожного транспорта является потребность в больших капиталовложениях в строительство новых и реконструкцию существующих линий в основном по причине металлоемкости. Не последнее место в транспортной системе Украины занимает речной транспорт. Ведь у нас так много широких судноплавных рек: Дунай, Днепр, Южный буг, Днестр, Сиверский Донец и др. Преимущества речного транспорта: 1) Большая провозная способность на губоководных реках; 2) Низкая себестоимость перевозок; 3) Малые удельно-капитальные затраты: строить надо только порты, реки есть и так. Недостатки: 1) Несовпадение больших рек с направлениями грузопотоков; 2) Нерегулярность перевозок (зимой реки покрываются льдом); 3) Медленность перевозок. Преимущества морского транспорта: 1) Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов и пассажиров; 2) Низкая себестоимость перевозок. Основным недостатком морского транспорта является его зависимость от погодных условий. Наверно активнее всего в последнее время в мире развивается воздушный транспорт. Причем не только пассажирский, но и грузовый, военный. Постоянно создаются новые, более быстрые, безопасные самолеты все больших размеров и грузо- и пассажироемкости, совершенствуется оборудование аэропортов. Воздушный транспорт имеет такие преимущества перед другими видами транспорта: 1) Возможность перевозок во всех направлениях, в любую точки Земного шара; 2) Сравнительно невысокие капиталовложения в строительство: нужны только аэропорты, а дорогой служит воздух; 3) Очень большая скорость доставки. Основным недостатком является возможность транспортировки небольшими партиями на дальние расстояния срочных или скоропортящихся грузов из-за стоимости транспортировки.
перспективы развития автомобильного транспорта.
Автомобильный транспорт играет важную роль в работе транспортно-дорожного комплекса страны. Преимуществами автомобильного транспорта являются высокая маневренность, большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с водным и железнодорожным транспортом и некоторые другие. Благодаря высокой маневренности автомобильный транспорт перевозит грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без дорогостоящих перегрузок с одного вида транспорта на другой. Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют более быстро доставлять грузы и пассажиров, чем по водным и железнодорожным путям.
Доля автомобильного транспорта в перевозках непрерывно увеличивается. Все больше грузов, перевозимых железнодорожным транспортом на короткие расстояния, передается на автомобильный, даже при наличии подъездных железнодорожных путей у отправителя и получателя.
Автомобильный транспорт обслуживает строительство крупнейших промышленных, гражданских и гидротехнических сооружений. Благодаря мобильности и возможности доставки строительных грузов непосредственно к месту работ за автомобильным транспортом утвердилась ведущая роль в транспортных работах на строительстве.
Автомобильный транспорт перевозит продукцию сельского хозяйства к станциям и пристаням, а также промышленные товары. Почти все товары и продукты розничной торговли, включая сеть общественного питания, перевозятся автомобильным транспортом. Значительную долю в грузообороте автомобильного транспорта составляют перевозки различных видов топлива для промышленности и бытовых нужд.
Интенсивно развиваются пассажирские автомобильные перевозки. К преимуществам городского автобусного транспорта относятся хорошая маневренность, быстрота ввода его в действие и некоторые другие. Автобусные перевозки имеют очевидные преимущества перед железнодорожными по себестоимости и удельным капиталовложениям в подвижной состав (отнесенным к 1 пассажиро-км) при сравнительно небольших расстояниях перевозок (в пределах 300 км).
Наука и научно-технический прогресс
Вопросы
1. Взаимоотношение науки и техники.
2. Научно-техническая революция: технологические и социальные последствия.
3. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса.
Лекция
1. В настоящее время развитие науки является главным условием развития техники. Можно выделить три основных точки зрения на проблему взаимоотношения науки и техники в обществе.
Первая – указывает на определяющую роль науки, а технику трактует именно как прикладную науку. Это такая модель взаимоотношения науки и техники, когда наука рассматривается как производство знания, а техника – как его практическое применение, воплощение.
Другая модель акцентирует взаимовлияние науки и техники как самостоятельных явлений, взаимодействующих на определенных этапах своего развития. Утверждается, что познанием движет стремление к истине, тогда как техника развивается для решения практических проблем. Техника использует научные результаты для своих целей, а наука использует технические средства/устройства для решения своих проблем.
Третья модель указывает на ведущую роль техники: наука развивалась под влиянием потребностей техники. Создание техники определялось нуждами производства, а наука возникает и развивается как попытка понять, постичь процесс функционирования технических устройств. Так, мельница, часы, насос, паровой двигатель и т.д. создавались мастерами – практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее и представляют собой теоретическое осмысление действия технических устройств. Например, сначала был изобретен паровой двигатель, потом возникает термодинамика.
Чтобы разобраться в этой непростой проблеме взаимоотношения науки и техники, надо рассмотреть ее исторически.
Термин «техника» имеет два основных значения: 1) то, что вне человека – технические средства, орудия труда и т.д.; 2) то, что внутри человека, т.е. его навыки и умения. И то, и другое – необходимые условия процесса трудовой деятельности, без которых труд, его продуктивность невозможны. На разных этапах развития общества их удельный вес различен.
В докапиталистическом (традиционном, аграрном) обществе преобладали простые орудия труда, поэтому конечный результат всецело зависел от опыта, навыков и умений мастера, а также от множества других неизвестных и неподконтрольных человеку причин. Человек еще в древности научился выплавлять металл, не имея адекватного представления о том, что при этом происходит, какие физические и химические процессы определяют получение конечного результата. Знание передавалось в форме рецепта, имело рецептурный характер: взять то-то..., сделать то-то. Это неизменное традиционное знание доставалось от предков, которые, в свою очередь, получили его «свыше». Оно было священно, было священнодействием.
Производственная деятельность человека в общественно-историческом процессе заменяется действием механического устройства, механическое устройство инициирует науку механику – первую из естественных наук.
Современная наука возникает во многом как стремление понять действие технических устройств. Она исследует те природные законы, на основе которых функционирует техника. Позднее в науке происходит разделение на науки технические, исследующие проблемы техники, и естественные науки о природе, исследующие природные процессы.
Современную технику создавали не только ученые, но и практики-изобретатели. Часовщик Уатт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт – прядильную машину, рабочий-ювелир Фултон – пароход. Первые паровые машины были построены мануфактурными и ремесленными способами, хотя и в соответствии с научным знанием и требованиями научного подхода.
Начиная с конца XIX века целые отрасли промышленности: электротехническая, химическая, различные виды машиностроения и т.д. создаются на основе открытий науки. История изучения электричества и магнетизма представила первый пример, когда на основе комплекса научных работ была создана промышленность крупного масштаба, и научное исследование превратилось в системную инженерную практику.
Особенно показательно это проявилось в деятельности американского изобретателя Т.Эдисона. Он организовал в 1876 г. первую в США научно-исследовательскую лабораторию, перед которой была поставлена задача создания необходимых для практики научных разработок. В лаборатории этой, дававшей ежегодно десятки различных изобретений, теоретические исследования доводились до стадии промышленной разработки и эксплуатации. Вслед за Эдисоном крупнейшие промышленные компании США стали создавать свои научно-исследовательские лаборатории.
В настоящее время создание новых видов технических устройств не может не опираться на научные исследования и разработки. В современной науке есть отрасли, непосредственно связанные с разработкой новой техники и отрасли, ориентированные на фундаментальные исследования. Эта единая сфера деятельности обозначается в статистических справочниках как «Научные исследования и опытно-конструкторские разработки» (НИОКР).
Следует подчеркнуть, что в современных условиях технические новшества базируются на развитии научно-теоретических знаний, и развитие современной техники зависит от развития науки в первую очередь. Техника, в свою очередь, ставит перед наукой новые задачи, и может рассматриваться в контексте общественной практики, на которую ориентировано познание.
Уровень развития современного техногенного общества определяется развитием науки и техники как показателем роста производительных сил, их исторической зрелости. Нынешний этап научно-технического прогресса – научно-техническую революцию с функционально-производственной точки зрения можно охарактеризовать так: наука превращается в ведущую сферу общественного производства; происходит качественное преобразование всех элементов производительных сил – производителя, орудия, предмета труда; осуществляется интенсификация производства в плане использования новых, более эффективных видов сырья и его обработки, снижение трудоемкости за счет автоматизации и компьютеризации, повышения социальной роли информации через развитие средств массовой коммуникации и др.
Можно сделать вывод о том, что взаимоотношения науки и техники изменялись. В докапиталистическом (традиционном) обществе преобладали ручные орудия труда. Ученые не обращались к решению практических проблем. В период становления и развития капитализма производство начинает развиваться на научно-технической основе. Создаются машины и механизмы, заменяющие труд рабочего. Современная наука возникает из стремления понять работу механических устройств. В дальнейшем происходит обособление технических наук и наук о природе, но сохраняется их тесная взаимосвязь и взаимовлияние. Современная наука и техника также находятся в процессе постоянного плодотворного взаимодействия. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия, в свою очередь, становятся основой создания новых видов техники.
2. Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX века. Начало НТР как интенсификации научно-технического прогресса относится к середине 40-х гг. XX века. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.
Научно-техническая революция – длительный процесс, который имеет две главные предпосылки – научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце XIX – начале XX вв., в результате которых произошел коренной переворот во взглядах на материю, и сложилась новая картина мира. Были открыты электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, создана теория относительности и квантовая теория. Совершился прорыв науки в область микромира и больших скоростей.
Революционный сдвиг произошел и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио. Родилась авиация. В 40-х гг. XX века наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления общенациональных научно-технических исследовательских программ.
Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. В начале 90-х гг. XX века общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек. Для сравнения, к началу 90-х гг. СССР занимал второе место в мире после США по научно-техническому потенциалу. Общее число научных работников на начало 1991 г. составляло примерно 2 млн. человек.
Во второй половине 50-х гг. XX века под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Развитие информатики, вычислительной техники, микропроцессоров и робототехники создало условия для перехода к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ – принципиально новый вид техники, изменяющий положение человека в процессе производства.
На современном этапе своего развития научно-техническая революция характеризуется следующими основными чертами.
1) Произошло превращение науки в производительную силу общества в результате слияния воедино революционных изменений в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до ее производственного воплощения.
2) Возник новый этап общественного разделения труда, связанный с превращением науки в ведущую сферу развития современного общества.
3) Качественным преобразованиям подверглись все элементы производительных сил – предмет труда, орудия производства и сам работник. Возросла интенсификация всего процесса производства благодаря научной его организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, снижению материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости продукции. Приобретаемое обществом новое знание позволяет сократить затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки.
4) Изменились характер и содержание труда, в нем повысилась роль творческих элементов; производство трансформировалось из простого процесса труда в научный, точнее – наукоемкий процесс.
5) На этой основе возникли материально-технические предпосылки сокращения ручного труда и замены его механизированным. В дальнейшем развернулась автоматизация производства на основе применения электронно-вычислительной техники.
6) Осуществляется создание новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.
7) Гигантское развитие средств массовой коммуникации сопровождается огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности.
8) Происходит рост уровня общего и специального образования и культуры населения.
9) Возрастает взаимодействие наук, комплексные исследования сложных проблем, повышается также роль социальных наук.
10) Имеет место резкое ускорение всех общественных процессов, дальнейшая интернационализация всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновение так называемых глобальных проблем.
Наряду с основными чертами НТР, можно выделить определенные этапы ее развития и главные научно-технические и технологические направления, характерные для этих этапов.
Достижения в области атомной физики (осуществление цепной ядерной реакции, открывшей путь к созданию атомного оружия), успехи молекулярной биологии (выразившиеся в раскрытии генетической роли нуклеиновых кислот, расшифровке молекулы ДНК и последующего ее биосинтеза), а также появление кибернетики (установившей определенную аналогию между живыми организмами и некоторыми техническими устройствами, являющимися преобразователями информации) дали старт научно-технической революции и определили главные естественнонаучные направления ее первого этапа. Этот этап, начавшийся в 40 – 50-х гг. XX века, продолжался почти до конца 70-х годов. Основными техническими направлениями первого этапа НТР явились атомная энергетика, электронно-вычислительная техника (ставшая технической базой кибернетики) и ракетно-космическая техника.
С конца 70-х гг. XX века начался второй этап НТР, продолжающийся до сих пор. Важнейшей характеристикой данного этапа НТР стали новейшие технологии, которых не было в середине XX века, в силу чего второй этап НТР получил наименование «научно-технологической революции». К таким новейшим технологиям относятся гибкие автоматизированные производства, лазерная технология, биотехнологии и др. Вместе с тем новый этап НТР не только не отбросил многие традиционные технологии, но позволил их модернизировать и существенно повысить их эффективность.
Суть второго этапа НТР, определяемого как «научно-технологическая революция», заключается в объективно закономерном переходе от различного рода внешних, по преимуществу механических, воздействий на предметы труда к высокотехнологичным (субмикронным) воздействиям на уровне микроструктуры неживой и живой материи. Не случайна та роль, которую приобрели на этом этапе НТР генная инженерия и нанотехнология.
За последние десятилетия существенно расширился диапазон исследований в области генной инженерии: от получения новых микроорганизмов с заранее заданными свойствами и до клонирования высших животных (а также и самого человека). Конец XX века ознаменовался успехами в расшифровке генетической основы человека. Так, в 1990 г. стартовал международный проект «геном человека», ставящий целью получение полного генетической карты Homo sapiens.
Сферой нанотехнологии – одного из направлений в области новейших технологий – стали процессы и явления, происходящие в микромире, измеряемом нанометрами, т.е. миллиардными долями метра (один нанометр составляют примерно 10 атомов, расположенных вплотную один за другим).
В дальнейшем исследования в области физики полупроводниковых наногетероструктур заложили основы новых информационных и коммуникационных технологий. Достигнутые успехи в этих исследованиях, имели огромное значение для развития оптоэлектроники и электроники высоких скоростей.
Бурные темпы роста в 80 – 90-х гг. XX века информационно-технологической индустрии явились следствием универсального характера использования информационных технологий, их широкого распространения практически во всех отраслях экономики. В ходе экономического развития эффективность материального производства стала во все большей степени определяться масштабами использования и качественным уровнем развития духовной сферы производства. Это означает, что в систему производства вовлекается новый ресурс – информация (научная, технологическая, экономическая, организационно-управленческая), которая, интегрируясь с производственным процессом, во многом ему предшествует, определяет его соответствие меняющимся условиям жизни, завершает превращение производственных процессов в процессы научно-производственные.
Второй этап НТР оказался в значительной степени связанным с таким технологическим прорывом, как появление и быстрое распространение микропроцессоров на больших интегральных схемах (так называемая «микропроцессорная революция»). Это во многом обусловило формирование мощного информационно-индустриального комплекса, включающего электронно-вычислительное машиностроение, микроэлектронную промышленность, производство электронных средств связи и разнообразного конторского и бытового оборудования. Указанный крупный комплекс отраслей промышленности и сферы услуг ориентирован на информационное обслуживание как общественного производства, так и личного потребления.
Решительное вторжение микроэлектроники меняет состав основных фондов в нематериальном производстве, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, торговле, здравоохранении. Но этим не исчерпывается влияние микроэлектроники на сферу нематериального производства. Создаются новые отрасли, масштабы которых сопоставимы с отраслями материального производства. Например, в США реализация средств математического обеспечения и услуг, связанных с обслуживанием компьютеров, уже в 80-х годах XX века превысила в денежном исчислении объемы производства таких крупных отраслей американской экономики, как авиа -, судо - или станкостроение.
На повестке дня современной науки – создание квантового компьютера (КК). Здесь существует несколько интенсивно разрабатываемых в настоящее время направлений: твердотельный КК на полупроводниковых структурах, жидкие компьютеры, КК на «квантовых нитях», на высокотемпературных полупроводниках и т.д. Фактически все разделы современной физики представлены в попытках решения этой задачи.
Пока можно говорить лишь о достижении некоторых предварительных результатов. Квантовые компьютеры еще только проектируются. Но когда они покинут пределы лабораторий, мир во многом станет иным. Ожидаемый технологический прорыв должен превзойти достижения так называемой «полупроводниковой революции», в результате которой вакуумные электронные лампы уступили место кремниевым кристаллам.
Таким образом, возникшая на основе научно-технического прогресса как развернувшегося первоначально в Европе Нового времени непрерывного процесса открытия новых знаний и технико-технологического применения их в системе общественного производства, научно-техническая революция середины XX века повлекла радикальную перестройку всего технического базиса, технологического способа общественного производства. Вместе с тем она вызвала серьезные изменения социальной структуры общества, оказала влияние на сферы образования, быта, досуга, массовой культуры и т.д.
В 70-е гг. XX века в странах Запада началось абсолютное сокращение занятости в материальном производстве, и в первую очередь – в материалоемких отраслях массового производства. При этом объем производимых и потребляемых обществом материальных благ в условиях экспансии сервисной экономики не снижается, а растет. Производственная база современного хозяйства остается, и будет оставаться той основой, на которой происходит развитие новых экономических и социальных процессов, и ее значение преуменьшаться не должно. Рост объема материальных благ во все большей мере обеспечивается повышением производительности занятых в их создании работников.
Таким образом, современное общество не характеризуется очевидным падением доли материального производства. При этом все большую долю общественного богатства составляют знания, информация, которые становятся основным ресурсом нынешнего производства в любой его форме.
Становление современного общества как системы, основанной на производстве и потреблении информации и знаний, началось в 50-е гг. XX века. Знания (научные знания) как непосредственная производительная сила становятся важнейшим фактором современной (наукоемкой) экономики, а создающий их сектор оказывается наиболее важным ресурсом производства. Происходит переход от расширения использования материальных ресурсов к сокращению потребности в них. При этом происходит быстрое удешевление наиболее наукоемких продуктов, способствующее их широкому распространению во всех сферах хозяйства. В результате возникает экономика «нелимитированных ресурсов», безграничность которых обусловлена не масштабом добычи, а сокращением потребности в них.
По мере развития информационного сектора экономики становится все более очевидным, что знания являются важнейшим стратегическим активом любого производства, предприятия, источником творчества и нововведений, основой современных ценностей и социального прогресса – т.е. поистине неограниченным ресурсом.
Таким образом, развитие современного общества эпохи НТР приводит не столько к замене производства материальных благ производством услуг, сколько к вытеснению материальных компонентов готового продукта информационными составляющими. Следствием этого становится снижение роли сырьевых ресурсов и труда как базовых производственных факторов, что является предпосылкой отхода от массового создания воспроизводимых благ как основы общественного благосостояния.
Научно-техническое развитие приводит к глобальной трансформации общества. Общество вступает в новую фазу своего развития, которую ученые, социологи квалифицируют как «информационное общество».
И конечно, с социальной/культурной точки зрения современное научно-техническое развитие рождает потребность в высоком общеобразовательном уровне, в высоком уровне специального образования, в необходимости координации научных усилий на международном уровне.
3. Беспрецедентный по своим темпам и размаху научно-технический прогресс/НТР является одной из наиболее очевидных реальностей нашего времени. Наука колоссально повышает производительность общественного производства. Она добилась ни с чем не сравнимых результатов в овладении силами природы. Именно на науку опирается сложный механизм современного развития. Страна, которая не в состоянии обеспечить достаточно высокие темпы научно-технического прогресса и использования его результатов в самых разных сферах общественной жизни, обрекает себя на состояние отсталости и зависимое, подчиненное положение в мире.
Еще в недавнем прошлом было принято некритически восхвалять научно-технический прогресс как чуть ли не единственную опору всеобщего прогресса человечества. Такова точка зрения сциентизма, то есть представления о науке, особенно о естествознании, как о высшей, даже абсолютной социальной ценности. Вместе с тем быстрые темпы развития науки и техники порождают немало новых проблем и альтернатив.
Сегодня многие игнорируют гуманистическую направленность развития науки. Распространилось убеждение, что цели науки и общества в наше время обнаруживают противоречие, что этические нормы современной науки едва ли не противоположны общечеловеческим социально-этическим и гуманистическим нормам, ценностям и принципам, а научный поиск давно вышел из-под морального контроля и известный сократовский постулат «знание и добродетель неразрывны» уже списан в исторический архив.
Противники сциентизма апеллируют к опыту современности. Они указывают на то, что сложно говорить о социально-нравственной роли науки, поскольку ее достижения используются для создания чудовищных средств массового уничтожения, в то время как ежегодно множество людей умирает от голода. Трудно говорить о нравственности ученого, так как, чем глубже он проникает в тайны природы, чем честнее относится к своей деятельности, тем большую угрозу для человечества таят в себе ее результаты. Трудно говорить о благе науки для человечества, поскольку ее достижения нередко используются для создания таких средств и технологий, которые ведут к отчуждению, подавлению, оглуплению человеческой личности, разрушению природной среды обитания человека. Такова позиция антисциентизма.
Научно-технический прогресс/революция не только обостряет многие из существующих противоречий современного общественного развития, но и порождает новые. Более того, его негативные проявления могут привести к катастрофическим последствиям для судеб всего человечества. Сегодня уже не только произведения писателей-фантастов, авторов антиутопий, но и многие реальные события предупреждают о том, какое ужасное будущее ждет людей в обществе, для которого бурное научно-техническое развитие выступает как самоцель, лишается «человеческого измерения».
За последние десятилетия результаты научно-технического развития и их воздействие на человеческую жизнь стали расширяться и расти с такой скоростью, что оставили далеко позади любые другие формы и виды культурного развития. Человек уже не в состоянии контролировать эти процессы, и даже просто осознать их последствия. Даже в том случае, если удастся найти пути поставить научно-техническое развитие под надежный контроль, все равно оно будет производить в нем масштабные изменения. Современная техника, созданная на научной основе человеком, превратилась в главный фактор происходящих изменений на нашей планете.
Человеческое развитие вступило в новую эру. В начале XX века темпы развития стали резко возрастать. Особенно захватывающие открытия сделаны человеком в области исследования космоса. Наши современники, не пользуясь ничем, кроме собственного разума, смогли сформулировать общую теорию относительности и теорию расширяющейся Вселенной. На другом конце спектра познания мы проникли в тайны бесконечно малых объектов. Расщепление атома, определение структуры ядра и обнаружение множества элементарных частиц, а также расшифровка генетического кода, синтез рибонуклеиновой кислоты и многие другие открытия – все это способствовало неумолимому раскрытию секретов материи и самой жизни.
Это феноменальное расширение границ теоретических знаний привело к открытию таких вещей и явлений, как лазер, голография, криогеника, сверхпроводимость. Не менее революционные достижения были параллельно с этим отмечены и в прикладной сфере. Они известны под наименованиями витаминов, пенициллина, инсектицидов, телевидения, радара, реактивных двигателей, транзисторов, карликовой пшеницы, противозачаточных пилюль и многими другими наименованиями. Такое экспоненциальное накопление научных знаний и технических средств, новых машин и новых видов продукции позволило человеку приблизить область фантазии к границам реальности и рассчитывать на еще более блестящее будущее.
Человек теперь может побеждать многие болезни, увеличить вдвое (по сравнению с предшествующими поколениями) продолжительность жизни, существенно улучшить свой быт и рацион питания. Он усовершенствовал способы производства товаров, и выпускает их теперь в невероятно массовых масштабах; он изобрел технические средства, которые могут быстро перенести его самого и его имущество через континенты и океаны; он может мгновенно связаться с кем угодно, в какой бы точке планеты он ни был. Он повсюду настроил дорог, возвел дамбы, создал города, прорыл шахты, буквально завоевав и подчинив себе всю планету.
Человек изобрел компьютер – своего «электронного слугу», память, вычислительные возможности и скорость операций которого в тысячи раз больше тех, которыми располагает он сам. Наконец, он решился вступить в состязание с Природой. Сейчас он пытается овладеть энергией материи, открыв ядерную энергию; пытается распространить свои владения за пределы Земли – первые шаги в этом направлении он уже сделал, вступив на поверхность Луны и послав в космос приборы для детального исследования солнечной системы; он стремится изменить самого себя с помощью генной инженерии – путем манипулирования с генетическим материалом человека.
Познав множество тайн и научившись подчинять себе ход событий, человек оказался теперь наделен невиданной, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно новую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете – включая и свою собственную жизнь.
Эта новая роль человека возвышенна. Ему предстоит принимать те решения и выполнять те функции, которые он ранее относил к мудрости Природы. Его роль теперь в том, чтобы быть лидером эволюционного процесса на Земле, и ему придется взять на себя руководство этим процессом, с тем, чтобы ориентировать его в благоприятном направлении.
По мере того, как возрастало могущество современного человека, все тяжелее и ощутимее становилось необходимость в нем чувства ответственности, созвучного его новому положению в мире. Могущество без мудрости сделало человека современным варваром, обладающим громадной силой, но не имеющим представления о том, как применить ее во благо.
Глобальные проблемы современности, явившиеся оборотной стороной глобализации антропогенного влияния в эпоху трансформации НТП в НТР (и особенно – экологический кризис) есть прямое следствие неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его миро-устроительной роли, осознать свои новые обязанности и ответственность перед миром.
Проблема в самом человеке, а не «вне его», поэтому и возможное ее решение связано с ним. Это можно выразить аксиомой: наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества, причем именно «средние» человеческие качества миллиардов жителей планеты.
Проблема, возникшая на критической стадии современного развития человечества, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого на индивидуальном и коллективном уровне развития, и ее решение должно исходить изнутри человека. Для обуздания негативных последствий научно-технической революции и для того, чтобы направить человечество к достойному его будущему, следует, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. Речь идет об изменении (социальных) ценностных установок личности и общества, переориентации с идеологии потребительства на духовное совершенствование.
Итак, наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества, причем в их морально-нравственном аспекте – не качества отдельных элитарных групп, а «средние» качества миллиардов жителей нашей планеты. В условиях глобализации знания и воля миллионов людей должны определять направление общественного развития.
Научно-технический прогресс порождает массу проблем. Подобно любому историческому развитию, он необратим. Но это никоим образом не значит, что людям остается лишь безропотно подчиняться прогрессу науки и техники, по возможности приспосабливаясь к его негативным последствиям.
Конкретные направления научно-технического прогресса, научно-технические проекты и решения, затрагивающие интересы как ныне живущих, так и будущих поколений, – вот то, что требует широкого, гласного, демократичного и вместе с тем компетентного обсуждения, вот что люди могут принимать, либо отвергать своим свободным волеизъявлением.
Этим определяется сегодня социальная ответственность ученого. Опыт истории убеждает, что знание – это сила, что наука открывает человеку источники невиданного могущества и власти над природой. Последствия НТП/НТР бывают очень серьезными и далеко не всегда благоприятными для людей. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные негативные последствия, потенциально заложенных в результатах его исследований. Ведь он благодаря своим профессиональным знаниям подготовлен к такому предвидению лучше, и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой.
Наряду с этим социально ответственная позиция ученого предполагает, чтобы он максимально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежелательных эффектах связанных с проводимыми исследованиями, о том, как их можно избежать, ликвидировать или минимизировать. Только те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и нравственно оправданными.
Велика роль ученых в современном мире эпохи научно-технической революции, и в обозримом будущем она будет возрастать. Ученые обладают теми интеллектуальными качествами, знаниями и квалификацией, которые необходимы не только для обеспечения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять его на благо человека, общества и природы, на оптимизацию глобальной системы связей «человек – общество – природа».
В этой связи на передний план выходят вопросы гуманизма. Активно прорабатывается термин «научный гуманизм», выражающий необходимость коренного изменения деятельности, ставящей НТР в прямую зависимость от нравственных качеств отдельного человека и человечества. Применительно к современным условиям речь идет о «новом гуманизме» как утверждении таких норм, которые отражали бы насущные интересы всех людей планеты и потому воспринимались бы как всеобщие, общечеловеческие ценности.
Литература
1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 399-414.
2. Философия: Учебник для вузов; отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 504-514.
3. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. А.Н. Ерыгина. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004. – С. 649-665.
4. Философия / Под общей редакцией акад. В.Г. Кременя, проф. Н.И.Горлача. – Харьков: Прапор, 2004. – С. 468-472.
5. Філософія: Навчальний посібник / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та інш.; За ред. І.Ф. Надольного. – К.: Вікар, 2005. – С. 401-405.