Понятие потребность и их классификация. Духовная потребность человека



Введение 3

1. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека 4

2. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества 9

3. Удовлетворение духовных потребностей 13

Заключение 14

    Список литературы 22

Введение

Оптимальное, на мой взгляд, определение потребности дано в "Философском энциклопедическом словаре". "Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" .

Физиологические потребности определены тем, что человек, как представитель животного мира, должен удовлетворять потребности в энергетическом обеспечении своего организма, поддержании в нем необходимого обмена веществ, безопасности и т.д.

Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации.

Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования.

В целом потребности людей можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические, а на ее вершине - духовные потребности. К духовным потребностям (запросам) относятся: общение (обязанности, права и др.), самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и др.), самоутверждение (уважение, признание, власть и др.).

Целью данной работы является изучение духовных потребностей человека. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение понятия духовных потребностей, рассмотрение духовных потребностей как элемент духовной жизни общества, а также рассмотрение процесса удовлетворения духовных потребностей.

Потребности – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека.

Особенности потребностей :

Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

1. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций .

В данной работе я остановлюсь на довольно обобщенной классификации так называемых базовых потребностей. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей, по мнению многих авторов, является функционирование физиологических систем человеческого организма, т.е. удовлетворение биологических и материальных потребностей. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют.

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности .

Любая из обозначенных выше потребностей характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность?

Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причина такого падения – бездуховность.

Обладая духовными способностями, человек имеет духовные потребности. Уже в ранние годы детства замечаются в ребенке проблески духовной жизни - страх, гнев, удовольствие. В лета юности, молодости и зрелого возраста, при благоприятных условиях, духовное развитие человека расширяется, утончается, совершенствуется, с наступлением старости - приостанавливается на достигнутой высоте и затем, по мере ослабления организма, все более и более ослабевает. Духовная жизнь, соответственно своему развитию, состоянию, влиянию материального организма и внешней среды, создает человеку духовные потребности. Сначала появляются более простые, более грубые, главным образом отвечающие стремлению к удовлетворению наиболее сильных материальных потребностей, а потом выступают более тонкие и более сложные .

За свою долгую жизнь человечество уже определило ведущие духовные потребности. Они еще называются высшими или общечеловеческими ценностями, т.к. являются важными в той или иной степени для большинства людей. К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категории Любви, Счастья, Дружбы – подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей. Этот список можно продолжить: физическое и психическое Здоровье, возможность заниматься Творчеством, наслаждаться Красотой природы и искусства, иметь Интересную работу, и, в целом, вести Активную деятельную жизнь. К духовным потребностям относятся Свобода воли, как независимость в своих поступках и действиях и Уверенность в себе, как свобода от внутренних противоречий.

Для объяснения феномена духовности Н.М. Бережной («Человек и его потребности» ) использует понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

Трансцендентность есть выход за пределы повседневного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансцендировать – значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы .

Духовность – трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира.

Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура – субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества .

Существует такое понятие: "твердость духа". Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства не будет менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

Характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности.

Резюмируя, духовность - не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится выразить себя в духе.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: "нет стремления более естественного, чем стремление к знанию".

Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения – все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека - в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлино человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении.

2. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Основными элементами духовной жизни общества принято считать:

Духовные потребности;

Духовная деятельность и производство;

Духовные ценности;

Духовное потребление;

Духовные отношения;

Проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Происходит как бы движение друг другу: деятельность актера - с деятельностью зрителя и т.д.

Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Никто не сможет наслаждаться музыкой, которая не создана! В духовной жизни общества деятельность, направленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление представляет собой неразрывное единство.

Духовные ценности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме. Книга - это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.

Духовное потребление - это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой – соответствующие знания и навыки (чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям – книга, радио и телевидение.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных – духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка - освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. - общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность – форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек .

Идеальные образования как продукт духовной деятельности и производства обладают всеобщим характером их потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. От потребления они не убывают, как материальные, напротив, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей. Особая роль здесь принадлежит учреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания.

Духовные ценности – категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте "добра и зла", "истины или лжи", "прекрасного или безобразного", "справедливого или несправедливого". В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.

Ценности – форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к наличной действительности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любая ценность "приподнята" над действительностью, содержит в себе должное, а не сущее. Это, с одной стороны, задает цель, вектор развития общества, с другой - создает предпосылки отрыва этой идеальной сущности от своей "земной" основы и способно дезориентировать общество посредством мифов, утопий, иллюзий. Кроме того, ценности могут изжить себя и, безвозвратно утратив свой смысл, перестать соответствовать новой эпохе.

Человек становится духовным, когда у него появляются потребности, основанные на небиологических особенностях организма, то есть потребность в получении новых знаний, потребность эффективно эксплуатировать эти знания, потребность в общении с искусством, потребность в творчестве, в самоанализе, самосовершенствовании, в сопереживании и сочувствии к окружающим и многие другие.

Набор этих потребностей у разных людей различен. Вера в бога, например, может в него и не входить. (Вообще, в моем понимании «верующий» и «духовный» не являются синонимами, и уж тем более духовность нельзя привязывать к какой-то определенной религии: мусульманин и буддист, кришнаит и синтоист могут равновероятно быть или не быть «духовными» людьми.)

Способность испытывать и удовлетворять духовные потребности ведет к усложнению личности, ее совершенствованию, формированию более гибкого реагирования на сложные и меняющиеся условия окружающего мира. Существование развитого комплекса духовных потребностей накладывает отпечаток на всю структуру личности, возвышает и облагораживает простейшие биологические потребности. Превращает, например, инстинкт продолжения рода – в способность испытывать любовь, а пищевой инстинкт – в способность испытывать эстетическое удовольствие от красивой и тщательно приготовленной пищи.

Человек, наделенный способностью испытывать духовные потребности, точнее и лучше воспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Такой человек легче и быстрее понимает, что поведение, совпадающее с нормами морали, кроме прочего, дает ощущение эмоционального удовлетворения и внутреннего спокойствия, делает человека более успешным, легче достигающим своих целей. Нравственным человеком быть выгодно, и осознание этого приходит тем быстрее, чем сложнее личность .

3. Удовлетворение духовных потребностей

Удовлетворение потребностей происходит в процессе потребления. Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием, об усреднении и стандартизации потребностей и ценностей людей.

Вместе с тем, сознательное потребление подлинных духовных ценностей – познавательных, художественных, нравственных и др. - выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей. Любое общество заинтересовано, с точки зрения долгосрочной перспективы и будущего, в повышении духовного уровня и культуры индивидов и социальных общностей. Понижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях.

Духовные потребности порождают различные виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Музыкант–слушатель, писатель–читатель. Духовные потребности вызывают к жизни духовно-практическую деятельность с одной стороны, с другой – деятельность духовных потребностей.

Особенности духовного потребления следующие:

    могут использоваться многократно;

    духовные ценности в процессе потребления не исчезают, а обогащают духовный мир человека;

    процесс духовного потребления является и процессом духовного производства.

Духовное потребление - это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования cсоответствующих средств. В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки (чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям - книга, радио и телевидение.

Подведем итог. Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор ее форм и видов. Такая деятельность может стать его профессией: он будет ученым или писателем, актером или художником, учителем или библиотекарем, экскурсоводом или журналистом. Он может приобщиться к любительскому духовному творчеству, участвуя в народном театре, литературном объединении, создании народного музея, конкурах художественной самодеятельности. А главное - каждый общается с книгой, музыкой, театром и кино. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.

Заключение

Потребности представляют собой основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждение и цель. Объекты внешнего мира, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, называются ценностями.

Согласно классификации, предложенной Н.М. Бережновым , первый уровень базовых потребностей делятся на четыре группы – потребности биологические, материальные, социальные и дцуховные. В каждой группе выделяют так называемые базисные (основные, основополагающие) потребности, производными от которых является множество других потребностей (квазипотребностей), которые, по сути, сводимы к той или иной базисной потребности.

Человеку присущи духовные потребности, имеющие общественно–культурное происхождение.

Духовное потребление - процесс удовлетворения духовных потребностей человека. Важнейшими духовными потребностями человека являются познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая потребность.

В отличие от материальных ценностей, духовные в процессе их потребления не исчезают, они становятся частью духовного мира человека, духовно его обогащают. При этом восприятие, осмысление духовных ценностей субъективно, оно связано с неповторимым индивидуальным опытом человека. Именно поэтому духовное потребление часто является творческим процессом, приводящим к модификации личностных характеристик человека.

Специфика потребления духовных ценностей во многом определяется уровнем образования и общей культуры личности. Чем выше образовательный и общекультурный уровень у человека, тем более актуализированы у него духовные запросы, тем более высокие требования предъявляет он к качеству потребляемых духовных ценностей.

Точка зрения Гегеля на человеческие потребности

С точки зрения Гегеля, в основе реального мира лежит абсолютная идея - духовное начало, обезличенное сверхчеловеческое сознание. Его можно образно представить себе, например, как некое невидимое излучение, пронизывающее Вселенную и управляющее происходящими в ней процессами. Создав человека, абсолютная идея превращается в мировой дух. Мировой дух обладает неустранимой потребностью к познанию самого себя (с материалистической точки зрения это просто потребность общества в познании мира, которой придано какое-то сверхъестественное, мистическое значение). Для познания себя мировой дух развертывает свое внутреннее содержание, проходя долгий путь исторического развития. При этом он создает все многообразие проявлений и структурных элементов общества - религию, искусство, науку, философию, семью, государство, мораль, право. История общества - это история самопознания мирового духа. У немецкого философа получается, что историей движет потребность в познании, оторванная от человека и превращенная воображением Гегеля в некую таинственную сверхчеловеческую силу. Отсюда вытекает и своеобразное понимание всех других потребностей. Главные среди них, по Гегелю - потребности духовные, материальные же («например, потребность в еде, питье, одежде») хоть и существуют, но не оказывают влияния на ход развития цивилизации. За всеми человеческими потребностями и средствами их реализации стоит мировой дух - жизнь и деятельность людей трактуется как удовлетворение потребности мирового духа в саморазвитии и самопознании.

Гегель не разработал законченной концепции потребностей, но высказал ряд глубоких новых идей об их природе. Если французские просветители туманно рассуждали о том, что один человек «доставляет» другому средства для исполнения его желаний, то Гегель ясно и четко указал на источник их удовлетворения: «Человеческий пот и человеческий труд добывают для человека средства удовлетворения его потребностей». Потребность в труде - неотъемлемый атрибут и важнейшее достижение цивилизации: «Варвар ленив и отличается от культурного человека тем, что он тупо и безучастно глядит перед собой, ибо практическая культура и состоит именно в привычке и потребности в занятии. Неумелый всегда производит не то, что он хочет произвести, потому, что он не господин над своим собственным деланием, между тем как тот рабочий может быть назван умелым, который производит предмет таким, каким он должен быть», т. е. таким, каким этого требует логика развития мирового духа. Потребность в труде («занятии») совершенствуется в истории цивилизации.

Идею исторического развития потребностей Гегель иллюстрирует сравнением человека и животного: «Животное обладает ограниченным кругом средств и способов удовлетворения своих тоже ограниченных потребностей. Человек доказывает свою всеобщность, прежде всего созданием многообразия потребностей и средств, а затем различением в конкретной потребности отдельных частей и сторон...». Потребности не просто изменяются и усложняются. Немецкий философ считает, что они будут изменяться бесконечно: «Нет предела направленности общественного состояния на неопределенное увеличивание разнообразия и специфицирование потребностей, средств и удовольствий, так же как нет и предела различию между естественными потребностями и потребностями культурных людей». Более детальному анализу потребностей у Гегеля препятствовало представление о них как о продукте универсального духовного начала - абсолютной идеи.

Мнение Карла Маркса о потребностях человека

Ученик Гегеля Людвиг Фейербах вернулся к концепции философского материализма и стал объяснять потребности из естественной, материальной природы человеческого организма. Но подняться выше трактовки человека и как продукта мирового духа, и как природы суждено было другому, самому выдающемуся ученику Гегеля - Карлу Марксу.

В своих ранних работах Маркс по-новому описывает отношение человека и природы, Гегелевская концепция мирового духа полностью отрицается. (Эта духовная сверхчеловеческая реальность признается у марксистов искаженным, фантастическим изображением человеческого сознания). Главные человеческие потребности формируются и проявляются в отношениях человека с природой и в отношениях между людьми.

Гегель писал об особом положении человека в мире, о его «всеобщности», «универсальности». В материалистической концепции Маркса этот подход имеет более конкретный и определенный смысл: «Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека...». Удивительная способность, позволившая человеку удовлетворять свои потребности за счет бесконечной, неограниченной, «универсальной» переработки всего вещества окружающей его природы - это труд.

В чем главное отличие труда от деятельности животных? Во-первых, труд начинается с изготовления орудий труда. Орудие труда - это особый предмет, который человек помещает между собой и веществом природы для усиления своего воздействия на нее. Именно орудие труда позволяет человеку подняться в некотором смысле над природой, встать выше всех живых существ. Во-вторых, труд - это целенаправленная деятельность. Он неотделим от сознания. В начале процесса труда человек формулирует цель, мысленный образ создаваемого им потребного будущего, а затем материализует его, воплощает в осязаемую вещественную форму. Напомним известное рассуждение Маркса о механизме трудовой деятельности: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально».

Все специфически человеческие, социальные потребности удовлетворяются с помощью предметно-орудийной целенаправленной трудовой деятельности. Поэтому сам труд превращается в главную, фундаментальную потребность человеческого рода. Без трудовой деятельности, создающей весь мир искусственных вещей («вторую природу», по выражению Маркса), человеческий образ жизни в принципе невозможен.

Понятие потребности занимает центральное место в обосновании главной философской идеи Маркса - концепции исторического ма­териализма, или материалистического понимания истории. Согласно этой концепции, определяющую роль в развитии общества, в конечном счете, играют материальное производство и материальные потребности человека, которые оно удовлетворяет. Духовные потребности вторичны, производны от материальных, они зависят от материального производства, хотя и оказывают на него менее сильное обратное воздействие. Излагая свою философскую концепцию общества, Маркс подчеркивает, что «первая предпосылка всякой человеческой истории - это, конечно, существование живых человеческих индивидов». Люди, во-первых, начинают удовлетворять свои потребности, обусловленные их физической, природной организацией: добывать пищу, обустраивать жилище, изготовлять одежду. Таким образом, биологические потребности являются исходными, первичными стимулами человеческой деятельности. Во-вторых, у людей возникают новые, более сложные социальные потребности, которые тоже требуют удовлетворения. Так начинает действовать закон возвышения потребностей, в более примитивной форме замеченный еще Гольбахом и Гегелем. Механизм возвышения потребностей не возникает в живой природе, поскольку взаимодействие животных того или иного вида с окружающей средой остается все время одинаковым, оно не может усложняться и совершенствоваться, как человеческий труд. В-третьих, люди производят других людей, удовлетворяя тем самым и свои личные потребности (биологические и социальные), и общую потребность всего человеческого рода в поддержании собственного существования. Наконец, в-четвертых, между людьми в процессе производства и потребления независимо от их воли и сознания формируется объективная, материальная связь. Эта связь вызвана их потребностями и способом производства материальных благ. Таким образом, в концепции Маркса устанавливается зависимость между биологическими и социальными, духовными и материальными, личными и общественными потребностями.

Экономический анализ потребностей человека был продолжен Марксом в «Капитале» и ряде других работ.

Общефилософская концепция человека в марксизме развивает и уточняет те представления о человеке, которые формировались в науке последних столетий. Маркс и его единомышленник Фридрих Энгельс (1820-1895) рассматривали человека как «высший цвет», «высший продукт», вершину развития материи. Он возникает «с железной необходимостью», материя порождает мыслящие существа «в силу самой своей природы». Эта концепция воспроизводит на более высоком, уже научном уровне наивное древнегреческое понимание человека как микрокосма, миниатюрной копии всей Вселенной. Именно потому, что человек заключает в себе все уровни сложности материального мира, его потребности направлены на все сферы этого мира и он может все эти сферы преобразовывать. Развивая традицию гуманизма эпохи Возрождения, марксизм впервые дает ему строгое экономическое обоснование. Так, высшей целью и смыслом исторического процесса считается не сближение с Богом, не самопознание абсолютной идеи, не удовлетворение всех возможных потребностей, а гармоничное (в идеале - всестороннее) развитие человеческой личности и общества, создающего благоприятные условия для раскрытия способностей индивида. Удовлетворение и развитие потребностей - инструмент для раскрытия творческого потенциала человека. С точки зрения Маркса, экономические законы действуют таким образом, что постепенно усиливается потребность в высокообразованных, всесторонне развитых работниках. Гуманистические преобразования всей общественной жизни, в конце концов, станут экономической необходимостью. Они откроют возможности для свободного развития человеческих способностей и глубоко взаимосвязанных с ними потребностей.

К. Маркс и Ф. Энгельс одними из первых исследовали влияние экономики и всей социальной среды на развитие человеческой личности. Человек и его потребности исторически изменяются, эволюционируют. Их удовлетворение до сих пор было прямо связано с классовой борьбой - жестким соперничеством различных класс и социальных групп в борьбе за обладание собственностью и за доступ к произведенным обществом материальным и духовным благам. Марксизм, таким образом, сосредоточил свое внимание преимущественно на внешних социальных детерминантах развития личности. Внутренние психологические механизмы формирования потребностей более подробно изучались уже в XX в. в рамках других научных направлений - прежде всего во фрейдизме, неофрейдизме и экзистенциализме.

После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса их концепции обществ человека и человеческих потребностей широко обсуждаются, подвергаются критике, но в то же время развиваются и используются в науках об обществе.

Список литературы

    Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса. 2000.

    Генкин Б.М. Структура потребностей человека. Элитариум. 2006.

    Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1996. № 2.

    Размышления о … // Философский альманах. Выпуск 6. – М.: МАКС Пресс, 2003.

    Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

    Философский энциклопедический словарь. М. 1983.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2–х тт. М., 1989.

    Пусторолев П.П. Анализ понятия о преступлении. М.: 2005.

    Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 – е изд. Т. 3. с. 19.

    Гегель Г. В. «Философия права». М.; Л.: Соцэкгиз, 1934 г. с. 218

У каждого человека есть определённые потребности. Без некоторых из них невозможно существовать. У специалистов разные взгляды на потребности. Впервые описаны и проанализированы нужды человека были в начале ХХ века. До сих пор каждый профессионал рассматривает свою теорию. В статье рассмотрим основные потребности человека, проанализируем классификацию известного американского психолога Абрахама Гарольда Маслоу.

Суть понятия

Каждый человек в чём-то нуждается. Всё зависит от условий жизни, деятельности личности, материальных объектов и т. д. Это и есть потребность индивида. То есть это внутреннее состояние человека, из-за которого чувствуется недостаточность чего-нибудь. Потребность проявляется у каждого по-разному, в зависимости от определённых ситуаций. Специалисты заметили, что нужда никогда не заканчивается. Если человек удовлетворил одну потребность, сразу же появляется другая. Такой круговорот происходит всю жизнь. Каждая нужда проявляется определёнными эмоциями. Человек становится злым и раздражительным, когда не может удовлетворить потребность, то есть негативно настроенным. Положительные эмоции проявляются только тогда, когда всё получилось.

Если не удовлетворились потребности, появляется дискомфорт, который постепенно перерастает в негативное состояние. Именно поэтому люди стараются создать все условия для комфортной и обеспеченной жизни. Каждый живой организм в чём-то нуждается. Это необязательно человек, но и растения, животные, насекомые и другие живые существа. Понятие и классификация потребностей рассматриваются в разносторонних аспектах. Однако психологи связывают их с нуждой человека в разных сферах и направлениях. В этом суть каждой потребности.

Сущность и классификация

Классификация потребностей личности – понятие, которое используется в нескольких значениях. В первую очередь – это объекты внешней среды. Именно они нужны для нормальной жизни человека. Вторая сфера – это состояние психики. Человек нуждается в общении, любви и других чувствах. Если этого нет, тогда происходит переломный момент в жизни индивида, который сильно влияет на психику, отчего и появляется депрессивное состояние.

Есть ещё фундаментальные свойства. То есть как человек относится к миру и окружающей среде. На вышеперечисленных потребностях выделяют такие особенности:

  1. Потребность взаимосвязана с дефицитом определённого предмета или объекта. Например, когда человеку не хватает еды или одежды, он чувствует в этом нужду.
  2. Потребности тесно взаимосвязаны с положительными и отрицательными эмоциями. Всё зависит от ситуации. Если человек удовлетворил свою потребность, например, что-то купил или сделал своими руками, тогда он радуется и всё у него хорошо. Когда потребность нереализованная, тогда портится настроение, появляется депрессия и проявляются негативные эмоции.
  3. Количество потребностей с каждым годом увеличивается. Если у новорождённого не так много нужд, то у взрослого человека их намного больше. Маленького ребёнка нужно покормить, поиграть с ним или переодеть. Он уже будет доволен жизнью. У взрослого человека намного больше потребностей, которые требуют определённых сил и затрат.

Классификация человеческих потребностей – это система, по которой определяется значимость нужд. Их особенности напрямую взаимосвязаны с мотивацией и целью человека. Это говорит о том, что нужду можно удовлетворить только тогда, когда личность целенаправленно движется вперёд и помнит о мотивах.

Функции

Существует три этапа, которые определяют потребности человека. Сначала формируется нужда, когда у человека определённое отношение, чувства и эмоции к внешним раздражителям. Затем строится мотивация, а третья стадия – это осознание потребности. При этом человек испытывает негативные или положительные эмоции, появляются конкретные мысли, цели и планы.

Есть две основные функции:

  • Сигнальная. Когда возникает потребность, человек чувствует дефицит, меняются мысли, состояние становится более беспокойное до тех пор, пока не будет удовлетворена нужда.
  • Побуждающая потребность. Личность начинает действовать в своих интересах. Проявляется активность, трудовая деятельность, кардинально меняется поведение человека.

На самом деле классификация потребностей человека тесно пересекается с функциями. Однако описаны только некоторые виды. Многие психологи насчитывают более 130 потребностей человека. Это очень много, но люди всё равно стремятся жить лучше и удовлетворяют свои нужды как с помощью материальных благ, так и духовных. То же самое можно сказать и про потребности общества.

Виды потребностей

Исходя из вышеперечисленных особенностей, специалисты выделяют определённые нужды. Профессионалы обычно используют в своей работе 6 разновидностей – это основные классификации потребностей. В первую из них входит сфера деятельности. То есть личность нуждается в работе или учёбе. Например, школьнику или маленькому ребёнку необходимо познание, а взрослому – трудовая деятельность. Однако у каждого человека наблюдается потребность как в общении, так и в отдыхе. Это касается не только взрослых людей, но и детей.

Вторая классификация – объект потребностей. Это может быть материальная сторона, биологическая, духовная, эстетическая и др. То есть здесь говорится о том, что человеку нужна работа для удовлетворения финансовых потребностей или отдых. Третья классификация очень важна. Она определяет значимость потребностей и делится на два вида. На первом месте стоит основная потребность, без которой личность не сможет жить, а на втором – доминирующая (второстепенная). Четвёртая классификация потребностей (временная устойчивость) тоже делится на два вида. Первая нужда – ситуативная, а вторая – устойчивая.

Функциональная роль – это пятая классификация, которую делят на два вида:

  1. Естественная, когда передаётся на генетическом уровне. Это потребность в еде, воде, кислороде. Естественная потребность стоит на первом месте и считается доминирующей.
  2. Культурная. Человек нуждается в предметах, разных явлениях, которые не передаются по наследству. Это красота, чистота, знания, религия, наука, спорт и многое другое.

Последняя, шестая классификация потребностей – по субъекту. Это может быть общение или работа с группой людей, обществом, коллективом или с индивидуальным человеком. Виды потребностей и их классификация показывают, что это те факты, которые учитываются для того, чтобы понимать суть нужды человека или общества. В общей сложности можно сделать вывод, что отсутствие блага вызывают определённые эмоции личности. Они могут быть как негативные, так и положительные. Аналогично можно охарактеризовать и потребности общества.

Классификация потребностей по Маслоу

Американский психолог Абрахам Гарольд Маслоу выдвинул свою теорию. Он расписал нужды человека по некому порядку. Однако по его теории, нужды нужно рассматривать от низшего класса к высшему. Люди должны удовлетворять сначала те, которые являются природными, самобытными, постепенно переходя к более высоким, духовным.

Классификация потребностей по Маслоу включает такие основные компоненты потребности:

  • Нужда в самореализации.
  • Потребность в признании.
  • В любви и принадлежности.
  • Потребность в безопасности.
  • Потребности физиологии.

На основании вышеперечисленных компонентов образовалась пирамида с главными потребностями человека. В списке, представленном выше, она выглядит таким образом: нижний пункт – фундамент, на котором базируется каждый последующий компонент. Верхние – пик. Пирамида стала известна во всём мире и успешно используется студентами и преподавателями.

Для чего нужны основные потребности?

Как выяснилось, классификация потребностей по Маслоу разбита на 5 компонентов. Самое интересное, что они рассматриваются в обратном порядке. Первая очень важная классификация – это потребность в физиологии. Именно от неё зависит жизнь не только человека, но и любого живого существа. К физиологической потребности относится сон, еда, секс и дыхание.

Вторым компонентом рассматривается четвёртая классификация. Это потребность в безопасности. Человек должен быть уверен, что живёт в защищённом обществе, где верховенствует закон и право. Он не должен бояться за свою жизнь. Индивиду необходимо знать, что в случае чрезвычайной ситуации ему на помощь придут полицейские, пожарные, врачи и так далее. Сюда также можно отнести чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Потребность в любви и принадлежности – это третий важный компонент в жизни человека. Все люди хотят, чтобы их любили и уважали. Поэтому каждая личность нуждается в общении с коллективом, друзьями, родственниками. Человек при этом чувствует себя кому-то нужным. Когда удовлетворена потребность в любви, тогда личность нуждается в престиже и признании. Это вторая по счёту ступень Человек хочет, чтобы окружающие видели его таланты. Только тогда, когда люди признают одарённую личность, он становится самоуверенным и успешным.

И первый по счёту компонент – потребность в самореализации. Это духовная нужда. Каждый человек старается заниматься творчеством, ходит в музей, театр, цирк. То есть стремится духовно развиваться. Американский психолог Маслоу расположил пять основных компонентов в иерархической последовательности. Однако многие учёные не согласились с такой теорией. Ведь не может быть потребность в самореализации стоять на первом месте, а физиологические потребности – на последнем. Однако психолог смог доказать обратное, так как пирамида читается снизу.

Смысл пирамиды Маслоу

Классификация потребностей в психологии рассматривалась многими учёными. Они сделали вывод, что пирамида по Маслоу стоит внимания и уважения, если изучать её с низшей ступени. Ведь самое важное в жизни человека – это питание, питьё, крыша над головой. Поэтому физиологическая потребность занимает первое место. Теперь эту уникальную пирамиду потребностей изучают в университетах на таких предметах, как психология, экономика и даже маркетинг. Не только студент, но и каждый человек должен понимать потребность по степени важности.

Смысл пирамиды заключается в том, чтобы удовлетворить второстепенную потребность, нужно реализовать доминирующую. Как родителям, так и педагогам психологи рекомендуют детей заинтересовать, чтобы у них было желание удовлетворить свои нужды. Однако не все специалисты с этим согласны, так как А. Маслоу не искал индивидуальность. Он создал иерархическую ступень на своих исследованиях, которые сильно отличаются от теории других специалистов. Об этом вы сможете прочитать ниже.

К чему приводит нереализованная потребность

Не каждому человеку удаётся удовлетворить свои нужды так, как хочется. Поэтому бывают ситуации, когда потребность остаётся нереализованной. Что же происходит в этом случае? Если человек не смог удовлетворить свою нужду в самореализации, он становится неуверенным и закомплексованным. В будущем у таких людей нет общих тем для разговора с окружающими. Если человек не удовлетворил потребность в безопасности и у него нет стабильности, тогда появляется психологическая травма. Впоследствии появляется страх, нервозность, стрессы.

Когда у человека нет друзей и близких людей, на которых он может опереться, значит, потребность в любви неудовлетворена. Такие люди становятся замкнутыми и одинокими. Они быстро увядают и жить им становится скучно и неинтересно.

Как выяснилось, физиологическая потребность самая важная. Если она нереализованная, тогда человек начинает не только болеть, но и «угасать» на глазах. Последствие может быть пагубное. Любая нереализованная потребность негативно сказывается как на здоровье, так и на психике человека. Именно поэтому психологи считают, что необходимо удовлетворять свои нужды сразу же, по мере их поступления.

Критика потребностей психологами

Многие психологи несогласны с пирамидой Маслоу только по той причине, что не видят логики. Учёный так разработал потребности, что они идут только по очереди. Прежде чем удовлетворить вторую нужду, сначала нужно реализовать первую. На самом деле психологи согласны только с физиологическими потребностями. Ведь если человек голоден, он не захочет реализовывать ничего другого. Однако, почему же на втором месте стоит потребность в безопасности, а не в любви? Ведь каждый человек индивидуален. Если одному нужна стабильность, а второму может понадобиться любовь.

Одновременно психологи согласны с Маслоу в том, что человек зависим от потребностей. Личность превышает свои запросы, поэтому процесс формирования нужд часто становится более сложным. Можно отдать должное Абрахаму Гарольду Маслоу. Он никогда не настаивал на своей теории, а предоставлял людям выбор. Он соглашался с теми психологами, которые выдвигали свои теории классификации потребностей. Маслоу согласен, что любая потребность зависит от определённых условий, в которых находится человек. Кажется, что теория английского учёного дала развёрнутый ответ педагогам или руководителям.

Заключение

В заключение можно сказать, что теория известного американского психолога А. Маслоу вызвала как недоумение других специалистов, так и множество вопросов. Ведь его теория, иерархия не каждому доступны и понятны. Психолог проанализировал потребность человека и создал пять ступеней, которые рассказывали о нуждах людей. Однако он не учёл индивидуальность личности и поэтому получилась иерархия для всех людей одна. Психологи утверждают, что такого не может быть, так как у каждого индивидуума есть свои желания. Если человек чрезмерно креативен и не представляет свою жизнь без творчества, тогда это и самое важное для личности. Для таких людей любовь и другие потребности становятся второстепенными.

Исследования специалистов показывают, что одна и та же нужда как повышает показатели эффективности, так и снижает их. Всё зависит от конкретной ситуации, индивидуальности личности.

17.1 Понятие о потребностях

Потребность - есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности - источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

Особенности потребностей:

1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности , которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира , фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

3. Наличие потребности сопровождается эмоциями : сначала, по мере усиления потребности - отрицательными, а затем - в случае ее удовлетворения - положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза . Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный - грудной младенец - дошкольник - школьник - взрослый человек.

5. Потребности человека образуют иерархическую систему , где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью. Варианты изменения мотивации в процессе реализации потребности отображены на Рис. 17.1:

Штриховыми линиями показана эволюция мотивации при невозможности удовлетворения потребности.

17.2 Классификация потребностей

Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные (Рис. 17.2). Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.


Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности (реализуя которую человк стремится избевать эмоции страха ), выше - потребность в любви , затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды - стремление личности к самоактуализпации. Однако, этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями (Рис. 17.3). Более подробно содержание потребностей каждого уровня описано в Табл. 17.3.

Табл. 17.3 Содержание уровней пирамиды потребностей

Уровень

потребностей

Физиологические (биологические) потребности

Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр.

Потребность в безопасности и стабильности

Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

Потребность к приобретению, накоплению и захвату

Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости

Потребность в любви и принадлежности к группе

Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.

Это статья полностью отвечает потребностям всех запутавшихся по жизни, у кого в последнее время возникала мысль “я не знаю, чего хочу от жизни”.

Все наши желания уходят корнями в 7 человеческих потребностей . Я разделил их на 2 большие категории: физические и психологические.

И если раскопать эти потребности поглубже, то вы можете действительно узнать, чего вам от жизни надо. Все, абсолютно все чего вы когда либо хотели или можете хотеть, попадает под одну из потребностей человека изложенных ниже.

Эти 7 человеческих потребностей лежат в основе всех наших чувств, мыслей и поступков и объясняют любое поведение, наше или чужое. Они обобщают всю нашу сложную и порой необъяснимую психологию.

Итак, уже давно пора познакомиться с собой:

Физические потребности человека

Мы живем, руководствуясь главным инстинктом – инстинктом самосохранения. Чем опасней для жизни ситуация, в которую мы попадаем, тем больший дискомфорт она будет нам причинять. Так что, что касается наших физиологических потребностей, тут природа расставила приоритеты за нас.

Отсутствие кислорода убьет человека за секунды, поэтому дышать нам хочется больше всего. Экстремальный холод может уничтожить нас за несколько часов. Жажда займет немного дольше. Чуть “поприятней” в этом списке человеческих потребностей будет голод…

Физический комфорт настолько запрограммирован в человеческие потребности, что даже когда все наши базовые нужды удовлетворены, мы все еще будем стараться их улучшать. Люди будут “по инерции” переезжать в бо льшие дома, даже когда в этом нет необходимости. Мы будем есть задолго до наступления голода и некоторые из нас до сих пор проводят по 4 часа в день на загазованных трассах, возвращаясь с работы на дачу, думая что так лучше для их организма – на даче воздух чище…

Вывод: Зная как гипертрофирован в нашем понимании комфорт, вы сможете перестать улучшать то, что уже хорошо (комфортность вашей жизни) и обратить внимание на другие потребности, которые у вас еще абсолютно не удовлетворены.

Вы сможете понять почему качество вашей жизни не улучшается с добавлением комфорта – комфорта уже достаточно, вы должны уделить внимание другим человеческим потребностям, которыми вы абсолютно пренебрегали.

Психологические потребности человека

Мы одновременно проживем . Одна из них реальная, маленькая, физическая. Другая проживается в нашем сознании, в мыслях – психологическая. Она намного превосходит по размерам настоящую жизнь. Все страхи, мечты, желания и переживания в основном придуманы нами, массируются нашим мозгом по долгу и большом количестве и совершенно не существуют в реальном мире.

Психологические потребности человека требуют большего внимания в современном мире, так как физиологические уже легко удовлетворены, благодаря достижениям человечества и возросшему уровню жизни.

Стабильность – это базовая психологическая потребность человека . Ее можно обобщить простым предложением: вера в то, что хуже не будет. В отличие от предыдущего пункта, стабильность – это психологическое понятие, основывающееся на наших мыслях, а не на объективной реальности. Стабильность – это зеркальное отражение физического комфорта в нашем сознании, вера в то, что главная наша потребность, физический комфорт, будет продолжаться.

3. Новизна

Новизна – это постоянная потребность человека, которая, если не удовлетворена, причиняет нам серьезный дискомфорт в виде скуки. Мы любим учиться, смотреть разные фильмы, ездить в новые места, испытывать свежие ощущения и даже нервничаем, когда блюда на нашей тарелке повторяются в течение дня! Новизна это одна из сильнейших потребностей человека, которая, возрастает в важности сразу после того, как стабильность достигнута, и начинает с ней конфликтовать.

В поисках стабильности люди женятся и обретают постоянство. Но следом за ней приходит потребность новизны и их совместное будущее уже не так предсказуемо. Мы часто не знаем чего мы хотим, не из-за глупости, а потому, что наши потребности противоречат друг другу. И в разные периоды времени, у нас меняются желания, балансируя между стабильностью и новизной. Это надо принять как нормальное явление, а не задавать себе вопрос: “что со мной не так?”.

Кстати, чем старше мы становимся, тем больше мы познаем в этом мире, а значит, тем меньше нового нас окружает, и с годами, скука может стать серьезной проблемой. Взрослые, вместо возросшего с опытом самопознания, из-за появившейся скуки начинают все больше “искать себя”, в то время как на самом деле они ищут не себя, а новизны, которая стремительно убывает из их жизни с каждым новым испытанным ощущением.

4. Значимость

Человеческая потребность, которая является, пожалуй, самой ненасытной – это наша значимость, важность. Мы готовы простить человека, который случайно посадил нам синяк и при этом извинился, но можем вцепиться в горло тому, кто подумал про нас плохое. Глубоко в нашем сознании мы думаем, что соотношение нас ко всему человечеству не 1:5 000 000 000 (миллиардам), а 1:1. Я и мир.

При этом надо понять, что наша значимость выполняет важнейшую функцию в эволюции человека. Психологическая потребность быть значительным ставит для нас высокий стандарт и мы стремимся быть лучше. Мы придумываем себе имидж и из кожи вон лезем, чтобы ему соответствовать. Мы стараемся заполучить уважение других и согласны платить за это высокую цену. Мы готовы работать, учиться по 12 часов в день, только чтобы быть лучше, чем другие или превзойти себя вчерашнего.

С самого детства мы мечтаем стать пожарниками, космонавтами или хирургами, потому что мы думаем, что то, что мы будем делать, сделает нас значительными. Мы верим, что профессия нашей мечты придаст нам важности в глазах других людей.

Вспомните себя в детстве. Для меня, когда мне было 5 лет, пожарник в шлеме и сапогах, выглядел значительнее президента страны.

Сегодняшняя эволюция человека, о которой я без сомнения еще напишу отдельные посты, во многом обязана потребности человека в значительности.

5. Общение

Потребность человека в общении объясняет огромное количество языков, которые сформировались на планете. Если вы проанализируете свою жизнь, то заметите что самые лучшие ощущения у вас в жизни связанны с другими людьми. Мы не можем в одиночку. Мы боимся тюремного заключения не столько потому, что это ограничит нашу свободу движения, сколько из-за того, что мы будем вырваны из нашего привычного круга общения. Общение – это потребность человека, которая может или конфликтовать со всеми остальными нуждами или помогать удовлетворять их, если оно происходит с правильными людьми. Вот почему наши самые счастливые моменты и самые большие несчастья связанны с другими людьми – общение с ними переплетено сразу с несколькими главными потребностями человека.

6. Рост

Если вы соедините две человеческие потребности – значимость и новизну, вы получите рост. Личностный рост, рост банковского счета, улучшения. Эта нужда настолько сильна в нас, что существует обособленно от остальных. Мы хотим развиваться, думаем как изменять себя и даже не можем остановиться во время празднования на 1-2 рюмках, потому что чувство опьянения нарастает. Нам всегда всего мало. Нам все надо улучшать. Улучшение себя это отдельная потребность, которая существует в каждом из нас.

7. Желание помогать другим

Последняя человеческая потребность – это желание помогать другим. Я поставил ее последней, потому что эта она меньше всего связана с инстинктом самосохранения и поэтому работает слабее остальных. Кроме того, мы не можем отдать другому, то чего у нас самих нет.

Люди сначала зарабатывают деньги, а потом занимаются филантропизмом.

Желание помогать людям идет последним в списке потребностей человека, но это не означает, что мы должны дожить до старости, чтобы занятся филантропизмом. Помощь другим развивает в нас множество других полезных для успеха качеств и проявляется в нашем поведении в разной степени с раннего возраста.

Подводя итог, необходимо напомнить что, все наши желания уходят корнями в упомянутые выше 7 потребностей человека. И если мысль “я не знаю, чего хочу” вас все еще беспокоит, то вам нужно

  1. разбить упомянутые выше нужды до мельчайших деталей
  2. обнаружить множественные конфликты между ними и
  3. расставить для себя приоритеты.

Это не так трудно как кажется, если заняться этим методически и потратить на это некоторое время. Вы проще, чем вы думаете.

Основой рыночной экономики является свободное производство и потребление материальных благ. Важнейшей или исходной позицией в рыночных отношениях является необходимость удовлетворения человеческих нужд или потребностей. На рынке поднуждой принято понимать чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо: товара, услуги, блага. Нужды людей многообразны и сложны. К ним следует отнести основные физиологические нужды человека в пище, одежде, тепле и безопасности, а также социальные нужды в духовной близости, влиянии и привлекательности и, кроме них, личные нужды в знаниях, самовыражении и др. Эти нужды не создаются усилиями людей, а являются исходными составляющими природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя угнетенным и несчастным, склонным к конфликтам. И чем больше для него значит та или иная нужда, тем больше он переживает, ищет пути достижения своей цели. Неудовлетворенный человек чаще всего займется поисками способа удовлетворения своей нужды, либо попытается се заглушить. Как правило, нужда переходит в потребность людей.

Потребность человека характеризует его конкретную нужду, принявшую специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности и желания человека очень разнообразны, но возможности их удовлетворения обычно ограничены. По основным своим признакам все потребности человека можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, положительные и отрицательные, прямые и косвенные, общие и особенные, постоянные и временные, обычные и чрезвычайные, беспрерывные и прерывные, настоящие и будущие, индивидуальные и коллективные, частные и государственные и т.д. Конкретные потребности людей выражаются в тех или иных объектах, позволяющих удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества и человека.

По мере развития общества растут и потребности людей. Производители пытаются сформировать прочную связь между выпускаемыми товарами и потребностями человека. Тот или иной товар пропагандируется и рекламируется как средство удовлетворения одной или нескольких специфических нужд человека. Однако потребитель выбирает только тот товар, который доставит ему наибольшее удовлетворение при имеющихся финансовых возможностях. Так потребность в дальнейшем превращается в спрос или запрос на конкретный товар. Спрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью людей на определенный товар. На рынке под товаром понимается все то, что может удовлетворить потребность или нужду человека и предлагается с целью его приобретения и использования или потребления. Чем полнее товар соответствует желаниям потребителя, тем больше продукции может выпускать производитель и выше получит он доход или прибыль. Товар как средство удовлетворения потребностей людей не ограничивается лишь физическими объектами. Товаром можно считать любое предложение о производстве и потреблении материальных и духовных ценностей, включая и человеческий капитал или трудовой потенциал человека.

Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения посредством рынка. Каждый человек выступает, с одной стороны, как потребитель различного рода благ, производимых предприятием, а с другой, как обладатель рабочей силы, знаний, умений и способностей, необходимых различным предприятиям и организациям для осуществления своей экономической деятельности. Взаимодействие потребителей и производителей, равновесие спроса и предложения осуществляется с помощью и посредством системы рынков, включающей не только рынок потребительских товаров и услуг, но и рынок экономических ресурсов, в том числе - рынок труда.

На рынке труда величина спроса на рабочую силу определяется потребностями производителей, количеством выпускаемой продукции, необходимым числом рабочих мест, продуктивностью труда работников, а предложение- численностью желающих работать, их профессионально-квалификационным составом. На рынке товаров и услуг объем спроса формируется исходя из потребностей населения в той или иной продукции, а предложение- с учетом имеющихся у производителей ресурсов, в том числе количества - состава рабочей силы. Следовательно, в том и другом случае потребности служат основным рыночным регулятором спроса и предложения на труд и на товар.

Система человеческих потребностей является также основой совершенствования управления персоналом в современном производстве. Потребности людей определяют не только величину спроса на тот или иной товар, но и производственное поведение персонала. Одним из первых это заметил видный классик теории рыночной экономики А. Маршалл. «Жизнь, - писал он, - это поведение человека и возникающие в связи с ним мысли и чувства. Движимые присущими нашей натуре побуждениями, все мы- знатные и простые, образованные и необразованные, каждый в своем кругу - стремимся понять закономерности своих поступков и приспособить их для своих собственных целей» . Силу действующих побудительных мотивов в трудовом поведении человека принято в Условиях рынка измерять денежной оценкой. Деньги служат вполне сносным мерилом движущей силы большой части побудительных мотивов, Формирующих образ жизни людей, в том числе и производственное поведение персонала на предприятиях.

Современная теория управления персоналом позволяет классифицировать все человеческие потребности как первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Вторичные потребности по их происхождению Ыожно считать психологическими. Первичные потребности заложены в Человеке генетически, вторичные - появляются с опытом. Вторичные Потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Потребности как и мотивы поведения человека невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Как установили психологи, потребности человека служат основным мотивом к определенным его действиям как позитивным, так и негативным.

Механизм взаимодействия между потребностями человека и мотивами его поведения одним из первых был рассмотрен американским психологом А. Маслоу, разработавшим так называемую иерархию потребностей. По этой теории все потребности людей можно разделить на пять основных категорий.
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания человека. Они включают потребности в пище, воде, жилье, одежде, отдыхе и многие другие естественные потребности людей.
2. Потребности в безопасности и уверенности, в будущем определяются необходимостью защиты людей от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира, сохранения их здоровья и стабильного уровня жизни и, конечно, наличия интересной и высокооплачиваемой работы и т.д.
3. Социальные потребности выражают желание человека быть причастным к общению с другими людьми, чувствовать их поддержку и привязанность и т.д.
4. Потребности в уважении предполагают необходимость признания личных достижений человека, уважительного отношения на производстве к персоналу и во всех сферах жизни и т.д.
5. Потребности самовыражения включают возможность самореализации человека, стремление его к развитию своего внутреннего потенциала, творческих способностей и т.п.

Пути удовлетворения пяти ступеней (уровней) потребностей по Маслоу следующие:
1. Пища, жилье, одежда, вода, отдых и другие естественные надобности.
2. Защищенность, уверенность в завтрашнем дне, сохранение устойчивости, доходов и возможностей.
3. Общность (групповая), одобрение, дружба, контакт с окружающими.
4. Профессиональная компетентность, самостоятельность в принятии решений, самоуважение, репутация, статус.
5. Реализация своего потенциала, получение новой информации, знаний, полномочий и т.д.

Теория иерархического построения потребностей Маслоу показывает, как потребности воздействуют на мотивацию человека к труду и как воздействовать на человека, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определенным образом.

При использовании теории Маслоу следует учитывать, что: 1) потребности проявляются по-разному в зависимости от таких ситуационны* факторов, как содержание работы, положение в организации, возраст, пол и др.; 2) на практике не наблюдается жесткой иерархии потребностей (пирамиды); 3) удовлетворение более высоких потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию; например, Маслоу считал, что потребность самовыражения по мере удовлетворения может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию; 4)средства удовлетворения потребностей можно лишь условно «привязать» к определенной группе потребностей, на практике то или иное средство направлено на удовлетворение нескольких групп потребностей. Например, система оплаты труда направлена на удовлетворение всех групп потребностей. Она позволяет человеку питаться, одеваться и т.д. Стабильный заработок служит гарантией безопасности и здоровья работнику и членам его семьи, создает уверенность в завтрашнем дне. Человек трудится в коллективе и вместе со своими коллегами получает заработную плату, результаты его труда зависят от успехов фирмы и коллектива в целом и это проявляется через оплату труда. Этим подчеркивается принадлежность работника к коллективу и причастность к общим успехам, результатам. Признание заслуг работника обычно сопровождается увеличением его заработка. Стремление человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков на практике сопровождается предоставлением работнику соответствующих возможностей и реализация этих устремлений позитивно отражается на заработке, так как повышает эффективность индивидуального труда и организации в целом.

В теории иерархии человеческих потребностей предполагается, что в каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является наиболее важной, естественно, начиная с самого низкого уровня, то есть с физиологических потребностей. Прежде, чем потребность следующего уровня станет определяющим фактором поведения человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Существуют и другие классификации людских потребностей. Одни авторы выделяют такие человеческие потребности, как существования, связи и роста, другие - достижения, соучастия и власти. Третьи предлагают двухфакторную схему классификации потребностей людей, включающую совокупность гигиенических и мотивирующих факторов поведения человека. Все известные схемы классификации потребностей человека являются в значительной степени общими или даже условными, так как недостаточно учитывают все индивидуальные потребности различных Категорий персонала. В принципе, как справедливо заметил М.Х. Мескон, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей людей, по-видимому, просто не существует .

Человек в организации жертвует своими интересами и, вкладывая свои знания, опыт, силы в организацию, ждет от нее вознаграждения, удовлетворения своих потребностей.

Возможны три варианта влияния усилий человека на вероятность получения вознаграждения:
1) вознаграждение приходит независимо от приложенных усилий, поэтому оно не является стимулирующим фактором;
2) существует непосредственная связь усилий и вознаграждения, которая стимулирует трудовую активность и является мотивом труда, при этом связь носит вероятностный характер и человек оценивает эту вероятность. Он может прилагать" усилия, если это увеличивает вероятность получения вознаграждения;
3) связь усилий и вознаграждения несущественна, человек чувствует это, он может отказаться от деятельности, если убеждается, что его усилия незначительно увеличивают вероятность вознаграждения.

Таким образом, связь между усилиями и вознаграждением стимулирует труд, но вознаграждают не за усилия, а за результаты труда. Поэтому на пути к вознаграждению появляются еще два важных рубежа: I) качественно выполняемая работа как процесс достижения результата и 2) результат труда.

Почему мы выделяем именно качественную работу? Потому, что некачественная работа и малые усилия обычно приводят к плохому (неудовлетворительному) результату и, как следствие, к наказанию.

Создавая систему мотивации труда (конкретного вида деятельности) необходимо четко уяснить:
1) какие усилия необходимы и достаточны для качественного выполнения работы;
2) какую работу можно считать качественной, т.е. потенциально приводящей к удовлетворительным результатам;
3) какой результат следует считать удовлетворительным или воспринимается удовлетворительным, хорошим, отличным. При этом необходимо понимать, что ценность результата может быть определена только в конкретной ситуации в процессе вовлечения конкретных людей в конкретный трудовой процесс и даже деньги не являются универсальным вознаграждением для всех.

Сила связи между усилиями и качеством выполняемой работы зависит от ряда факторов:
1) способностей человека выполнять определенную работу с высоким качеством, которые зависят от личных качеств работника и его Подготовки к определенному виду деятельности;
2) четкости постановки задачи - человек должен ясно представлять предъявляемые к нему и выполняемой работе (результату) требования, понимать разницу между хорошей и плохой работой, знать о разнице в оценках результатов труда и отражении их в вознаграждении;
3) ресурсов необходимых и достаточных для выполнения работы сачественно. Недостаточность ресурсов, их низкое качество может свести на нет усилия работника добиться приемлемого результата и получить 8ознаграждение, адекватное усилиям.

Оценка способностей и свойств человека должна производиться с Учетом закономерности неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки, невозможности одного человека постичь Другого человека так же достоверно как самого себя, чтобы принимать серьезные решения относительно этого человека как относительно самого себя. Работник должен быть уверен, что существует связь между качеством выполняемой работы и результатом. Сложные системы вознаграждений, которые непонятны работникам, рождают у них обоснованную или необоснованную уверенность, что такой связи не существует. Возможны следующие типы результатов:
1) внутренние результаты, которые являются непосредственным результатом выполнения работы. Такие результаты рождают внутреннее чувство достижения результата, а не даются извне. К ним относятся положительные эмоции от выполнения работы;
2) внешние результаты - это обратная связь, отражающая зависимость качественной работы и вознаграждения (морального или материального).

К внутренним результатам относят: самоуважение, уверенность в собственном превосходстве над коллегами (в чем-либо); чувство достижения, познания нового; чувство выполнения чего-то нужного, внесения важного вклада в работу; усталость и другие. В своем спектре внутренние чувства могут изменяться от страдания через безразличие к наслаждению.

К внешним результатам следует прежде всего отнести: зарплату, премию, доплату, надбавку или их потерю; положение в фирме и за ее пределами; дополнительные льготы и особые условия работы; благоприятные (комфортные) рабочие условия; разнообразие деятельности; официальное признание хорошего выполнения работы, похвала; продвижение по службе, перевод на другую работу, зачисление в кадровый резерв на руководящую должность, планирование карьеры; помощь и под-держка; предоставление возможности получать образование, повышать квалификацию, приобретать новую специальность; свободное время и отдых; социальные льготы, обеспечение и наказание; участие в управлении; участие в собственности; участие в доходах, прибылях фирмы; делегирование полномочий, увеличение автономности, расширение обязанностей; повышение личной ответственности и заинтересованности; метод личных планов, кружки качества; учет продолжительности усилий в системах вознаграждения «за выслугу лет»; развитие соперничества и соревнования; предоставление творческой работы; гибкие графики работы; комфортные условия труда и отдыха; присвоение званий и рангов; поощрение создания неформальных групп, их деятельности и участия в решении проблем производства; личный пример лидера; создание системы страхования работников; создание системы питания для работников; обучение производственным отношениям; поддержка нормальных отношений с тем кругом лиц, который является значимым для исполнителя какого-либо действия, установление отношений с этим кругом лиц в результате выполнения определенного действия, получение новой профессиональной роли, приобретение эксклюзивных прав и т.п., а также возможное отрицательное значение в оценке внешних «вознаграждений», например, получение дополнительной загрузки, выключение из определенной группы социального окружения и др.

Взаимосвязи между результатом деятельности человека, приложенными им усилиями и полученным удовлетворением наиболее полно отражает модель Нортера-Лоулера (рис. 2.5). Модель имеет широкие возможности интерпретации. Так, в учебнике }