Консультация для педагогов Тема: «Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология. Сказкотерапия как эффективная педагогическая технология

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни общества, поэтому именно на этом этапе развития важно дать детям не только высокий уровень приобретения широкого круга знаний, умений и навыков, но и моральных ценностей и правил.

Современный мир характерен тем, что на смену самодельным игрушкам приходят электронные игры, роботы, компьютеры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на второй план. Вместе с ними отошли на второй план и такие чрезвычайно важные составные детства, как сказки. Как известно, сказка наполнена информацией об истории народа, духовных и моральных ценностях, особенностях поведения в разных жизненных ситуациях. Соответственно, сказкотерапия может использоваться как средство целенаправленного педагогического влияния на личность с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста. Так как сказкотерапии является одной из современных технологий коррекционной работы, она широко используется педагогами-практиками в их деятельности.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований была построена современная концепция работы со сказкой.

В литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, полезная работа со сказкой. Конец века расставил все по своим местам и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными педагогами и психологами. Множество прекрасных сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написали В. Бехтерева, А. Гнездилов, Т. Сергеева.

Значимость сказкотерапии как педагогической технологии лежит на поверхности. А прямой результат ее влияния на детское сознание - усвоение внушаемых ему нравственных установок и знаний об окружающем мире. Сказка дает ребенку представление о мире на интеллектуальном и подсознательном уровнях, открывая ему новые горизонты, как в окружающей действительности, так и во внутреннем космосе. Словом, сказка дает человеку то же, что и литература других жанров. С той разницей, что чаще всего она не требует от ребенка больших знаний и богатого нравственного опыта. Иными словами, требования к имеющейся базе в детской сказки посильные для ребенка. Именно поэтому сказкотерапия является одной из самых эффективных психолого-педагогических технологий в работе с дошкольниками.

Привлекательность сказкотерапии для педагогов можно объяснить прежде всего ее универсальностью. Через анализ вымышленной ребенком сказки можно получить информацию о его жизни, актуальное состояние, способ преодоления трудностей. Используя сказку, воспитатель имеет возможность передать ребенку и его родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Принимая участие в сказкотерапевтических сессиях, ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Немаловажным является то, что применение техник не формирует у детей зависимости от внешней помощи. Взрослый дает лишь общие ориентиры, основная работа осуществляется самим ребенком. Ребенок сравнивает себя с персонажем, анализирует его поведение (таким образом прибегая и к самоанализу) и на его примере учится преодолевать трудности различного характера в реальной жизни.

Сказка развивает воображение ребенка, расширяет его кругозор. Слушая и анализируя сказки в детстве, человек накапливает в подсознании банк жизненных ситуаций, который при необходимости может быть активизирован. Сказка создает особую связь между ребенком и взрослым, основанную на доверии и уверенности. В процессе сказкотерапии отрицательные персонажи (которые являются воплощением детских страхов и комплексов) превращаются в положительные.

Существуют различные методы работы со сказками. Уместно будет использовать и такой вид работы как рисование по мотивам сказки. Каждый ребенок выбирает и рисует фрагмент сказки, который хочет изобразить, героя, который больше всего понравился.
Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа с детьми, выявления страхов у ребенка также выступает одним из действенных методов применения сказки.

Инсценировка эпизодов сказки, кроме психолого-педагогического эффекта, будет способствовать развитию творческих способностей ребенка. Между детьми распределяются роли (персонажей-зверушек и персонажей-страхов) с учетом эмоционального состояния детей и предыдущих рисунков. Если ребенок боится и отказывается, заставлять не нужно, пусть будет зрителем.

Также сказка может использоваться в качестве притчи. В этом случае сказка должна стать моделью поведения. Закрепления эффекта сказки происходит тогда, когда педагог расспрашивает детей, какую сказку слышали, кто из персонажей понравился и почему.

Сказкотерапию можно использовать в работе с детьми как на профилактическом, диагностическом, так и на коррекционном этапе.

Следует также остановить внимание на тех функциях , которые, по словам современных психологов сказкотерапевтов (Г. Ожиганов, Е. Цопа, Е. Заика, Д. Арановский-Дубовис, Д. Соколов), присущие сказке на современном этапе ее использования:

  • диагностическая функция (используя сказку как проективную методику, опытный педагог может с высокой степенью точности определить причину проблемы, с которой столкнулся ребенок;
  • терапевтическая функция, которая позволяет, во-первых, психологически готовить ребенка к напряженным эмоциональным ситуациям, во-вторых, символично отражать физиологические и эмоциональные стрессы, в-третьих, принять в символичной форме свою физическую активность и способность действовать в кризисных ситуациях, в-четвертых, отказаться от интеллектуальных интерпретаций и полностью принять всю гамму эмоциональных переживаний и т.д.;
  • воспитательная функция. Сказка - непревзойденный инструмент воспитательного воздействия именно потому, что лишена директивности. Она позволяет в мягкой форме объяснять ребенку как следует поступать, а что может принести вред.

Для реализации этих функций могут использоваться как уже существующие народные и авторские сказки, так и современные, созданные с определенной целью. Специалисты Института сказкотерапии говорят об использовании таких видов сказок для психотерапевтической, диагностической и воспитательной работе:

  • художественные сказки (несут в себе и дидактический, и психокоррекционный, и даже медитативный аспекты). Художественные сказки создавались вовсе не для процесса терапии, но не менее успешно ему служат. Как разновидность художественных, народные сказки создавались и создаются веками и не имеют конкретных авторов. Народные сказки несут чрезвычайно важные для психологической работы идеи. Авторские художественные сказки более образны, эмоциональны, чем народные. Они больше подходят для тех случаев, когда в процессе сказочной терапии ребенку необходимо понять внутренние переживания;
  • дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, арифметические знаки) одухотворяются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность соответствующих знаний;
  • психокоррекционные сказки создаются для деликатного влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замена неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Стоит заметить, что применение психокоррекционной сказки ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематикой (неадекватное, неэффективное поведение);
  • психотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом, что в свою очередь стимулирует процесс личностного роста. Большинство психотерапевтических сказок посвященные проблемам жизни и смерти, отношению к приобретениям и потерям, любви, собственному пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны. К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого дошкольника, сказки, сложенные вместе с ребенком, притчи, истории Ветхого завета, некоторые сказки Г.-Х. Андерсена;
  • медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Основная задача медитативных сказок - создание в нашем бессознательном позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной чертой медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Этот вид сказок адресован идеальному «Я» ребенка с целью его поддержки и укрепления. Кроме этого, эти сказки отражают светлую сторону событий, способствуя принятию ситуации.

Процесс создания новых сказок продолжается и сегодня. Особенностью этого процесса является некоторое расширение функциональной нагрузки сказки, которая все чаще создается и направляется на применение в конкретном случае. Воспитатели для успешности педагогической деятельности могут применять собственные сказки, но при их составлении также необходимо соблюдать определенные рекомендации:

  1. Во-первых, нужно выбирать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Во-вторых, описать жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. После этого надо ввести героя в проблемную ситуацию, соответствующую реальной, которую переживает ребенок.
  3. Поиск героем путей решения проблемы необходимо сопровождать комментариями, демонстрацией ситуации с разных точек зрения. Можно ввести помощника - мудрого наставника. В конце делаем вывод, привлекая к этому ребенка. Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытые причины определенного поведения, страхов и комплексов ребенка.

На первый взгляд, может показаться, что сказкотерапия пригодна только для работы с детьми, но это не так. На современном этапе метод сказкотерапии успешно применяется в работе с тяжелыми онкологическими больными (опыт А. Гнездилова), подростками с трудностями в воспитании, взрослыми людьми, которые по той или иной причине оказались в кризисном жизненном положении (опыт Д. Соколова). Это направление сказкотерапии на сегодня еще недостаточно разработанно и требует дальнейшего развития и совершенствования.

Перспективным является развитие сказкотерапии в направлении применения ее в работе со взрослыми, а также воспитание новых специалистов в этой области.

Итак, сказочная терапия представляет собой наблюдение и раскрытия внутреннего и окружающего мира, осмысление пережитого, моделирование будущего, процесс подбора для каждого ребенка его «личной» сказки. В сказках отражаются все аспекты человеческой жизни: проектируются модели отношений, определяются ценности и идеалы, которые способствуют формированию духовно здоровой, компетентной личности. А обязательный «счастливый конец» становится основным средством этого вида терапии, помогающей детям избавиться от страхов и комплексов.

Сказкотерапия - это метод, позволяющий пользоваться приобретенным в ходе исторического развития человечества опытом для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия человека с окружающим миром. Основной принцип этой педагогической технологии - это целостное, духовное развитие человека (ребенка, подростка, взрослого), это возможность создания благоприятной почвы для становления целостной, творческой личности.

марина корецкая
Сказкотерапия как здоровьесберегающая педагогическая технология

2. Основная часть.

2.2. Понятие метода сказкотерапии .

Сказкотерапия относится к здоровьесберегающей педагогической технологии , включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающая педагогическая технология подразделяется на :

- Технологию сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнасика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика ).

- Технологию обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, точечный массаж) .

- Технологию коррекционную (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия ).

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей , который позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.

Сказкотерапия – это лечение сказкой , при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки Есть несколько видов «лечебных» сказок :

Народные сказки , которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок» , «Волк и семеро козлят» , «Курочка Ряба» , «Гуси-лебеди» , «Репка» , «Маша и медведь» .

Развивающие и обучающие сказки , позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.

Народные художественные сказки , способствуют воспитанию нравственных чувств : взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.

Медитативные сказки , помогают расслабиться, снять напряжение.

Диагностические сказки , позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.

Психологические сказки (психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника и психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка) способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с проблемами речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере .

Функции сказок :

диагностическая (выявление существующей проблемы ребенка) ;

прогностическая (выявление ранних детских переживаний) ;

терапевтическая (коррекционная) (ребенку предлагается положительный пример поведения) .

. Сказка – любимый детьми жанр, понятный и доступный их пониманию, - это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.

Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает множество различных психических и речевых процессов.

Я же в свою очередь решила использовать метод сказкотерапии именно для развития связной речи у детей с ОНР, так как нарушение связной речи является одной из причин затруднения в обучении, что выявлено логопедической практикой.

2.3. Практическое применение сказкотерапии .

Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга : музыкальный уголок, уголок сказок , театральный уголок.

Связная речь - наиболее сложный раздел в работе с детьми. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Педагогический процесс по развитию связной речи детей компенсирующей группы средствами сказки осуществлялся через организацию совместной деятельности (занятия, образовательную деятельность в режимных моментах) и организацию самостоятельной деятельности воспитанников. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму : слушаем, рассказываем , проживаем и сочиняем сказку .

В работе с воспитанниками я использую разнообразные методы и приёмы

1. Игровые : игры-драматизации, режиссёрские игры, сюжетные, подвижные игры, дидактические игры, игровые проблемные ситуации.

2. Словесные : беседа, художественное слово, вопросы, составление сказок по картинам и иллюстрациям, словотворчество.

3. Наглядные : иллюстрации и картины, мультимедийные презентации, видеофильмы, наблюдения, игровые персонажи.

4. Практические : моделирование сказок .

В своей работе я придерживаюсь принципам :

От простого к сложному;

Доступность сказок возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка;

Доброжелательность, заинтересованность;

Системность игр и занятий;

Введение проблемных ситуаций;

Поощрение.

Занятия провожу с подгруппой детей. С первых дней пребывания детей в нашей группе я вводила игры-занятия, они помогают адаптироваться ребенку к условиям ДОУ, установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, и помогают выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и стремления.

Занятия по развитию связной речи с использованием приёмов сказкотерапии мною проводятся один раз в неделю в пятницу пример показан в (прилож. 5) . В течение недели я провожу предварительную работу : рассматриваем иллюстрации, обыгрываем проблемные ситуации с героями сказок , обсуждаем пословицы, поговорки, загадки, которые можно подобрать к сказке . Провожу физ. минутки, подвижные игры с героями сказки , использую мнемотаблицы, мультимедийные презентации. Распределяю один и тот же сюжет или сказку на 4 занятия , постепенно усложняя содержание. Планируя занятие, реализую определенный замысел, я не навязываю его детям, а даю возможность им выражать свои пожелания, эмоции, чувства. Содержания занятий построено на игровой деятельности детей, не требующей от них большого интеллектуального и физического напряжения. Занятия проводятся с использованием музыкально – ритмических игр и релаксационных пауз, поэтому после занятий дети чувствуют себя отдохнувшими, расслабленными и умиротворенными. Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями. Дидактическим материалом работы на данном этапе служат различные виды театров : настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф. драматизация сказок , мнемотаблицы сказок .

1. Каждое занятие начинается с музыки. Музыка подобрана спокойная, расслабляющая.

2. Если в процессе занятия отмечается, что игра эмоционально захватила детей, то провожу упражнения на релаксацию (произвольное напряжение и расслабление мышц)

3. Если проявляется утомляемость детей, то плавно переключаем внимание детей на другой вид деятельности :

Лепка из пластилина фигурок героев сказки ;

Рисование картинки;

Собирание мозаики по сказке ;

Выкладывание последовательности сказки и рассказывание (по картинкам) .

4. Включаю в занятия различные пантомимические этюды : «Горе» , «Радость» , «Страх» , «Удивление» и т. д. Они учат отражать детей собственные эмоциональные состояния в ритме, движении, мимике. Это приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, к снятию эмоционального напряжения.

5. Динамические паузы (во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей) .

6. Логопедические пятиминутки (упражнения на активизацию лексики) .

7. Пальчиковые упражнения ("гимнастика мозга") по лексическим темам рабочей программы. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Усталость после выполнения психогимнастических этюдов (пантомимы, игры, упражнения) приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию напряжения.

Центральный момент сказкотерапии – добровольное участие детей. Поэтому особое внимание обращаю на мотивацию (образный текст, частушки, небылицы, рассматривание иллюстраций и др., при этом каждый ребенок ощущает внимательное отношение к себе со стороны воспитателя. В первый период не все дети включались в игру, некоторые наблюдали молча за происходящим, поэтому приходилось дополнительно мотивировать на включение в игру (музыка, сказочный герой и т . д.) .

2.5. Этапы работы со сказкой :

1. Ритуал «вхождения в сказку » .

2. Чтение сказки .

3. Обсуждение сказки .

4. В конце занятия –ритуал «выхода из сказки » .

1 этап работы :

Ритуал вхождения в сказку

Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку .

Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки .

Игра «Волшебный клубочек» ,

Стихотворение «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!» ,

Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке , под «волшебным ковром» и т. д.

В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят : «Почитайте! Почитайте!

Проходим через «Волшебный обруч» - попадаем в сказку .

2 этап работы :

Чтение сказки

Например, сказка : «Как мышонок стал храбрым» . Далее читаем сказку полностью , без обсуждения – это первый вариант работы.

2-ой вариант : в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

Вопросы по анализу сказки :

Почему боялся мышонок?

Помог ли ему справиться со страхом зайчик?

Почему не помог?

Как справились со страхом звери?

Чему удивился Крыс?

3 этап работы :

Обсуждение сказки

Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.

4-ий этап работы :

Ритуал выхода из сказки

1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки .

Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и проговаривают : «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».

Вариант 3-ий : Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вариант 4-ый : «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

Требования к работе со сказкой :

Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.) . В противном случае можно исказить всю идею .

Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.

Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками , чтобы они не утратили к ним чувствительность.

Детям всегда нравятся «повторения» . Целенаправленно повторяю игры на словесное комментирование эмоционально-эффективных ситуаций, эпизоды - замещения. В них использую большую часть творческой игры с элементами поиска : покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание.

Опыт моей работы показывает, что с помощью сказок происходит становление ребёнка как личности. Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому использование сказки обеспечивает мне комплексный подход в развитии ребёнка. Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы . Немного сказки , немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша .

Народная мудрость гласит : ребёнок - это открытая книга Вселенной, которую взрослым надо научиться читать. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку , сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.

2.6. Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 5-7 лет.

Так как я в своей работе использую сказкотерапию , то я решила использовать мнемотехнику для обучения детей рассказыванию .

Мнемотехника в переводе с греческого «искусство запоминания» . Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие разных видов памяти : слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, воображения. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием связной речи. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотехника в детском саду , как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала я детей знакомила с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем усложняла занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения . И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы и именно их я использую в своей работе. Мнемотаблицы сказок представляют собой схематические изображения, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ , сказку или даже стихотворение. На начальном этапе я подбирала сказки из пособия Большева Т. В. Учимся по сказке . Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники ». В качестве дидактического материала оформила мнемотаблицы в соответствии с выбранными сказками (прилож. 6) . Хочу подключить родителей к рисованию схем для наших занятий по сказкотерапии .

Работа с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения детей пересказу коротких сказок . В связи с этим разработала структуру организации коррекционно-развивающего занятия.

Занятия с использованием мнемотаблиц включают в себя :

Предварительное чтение сказки ;

Показ педагогом спектакля по сказке (с использованием пальчикового театра, кукол бибабо, театра на фланелеграфе);

Дидактические игры по теме сказки ;

Рассматривание и обсуждение символов;

Составление мнемодорожек (используются игры «Расположи в правильной последовательности» , «Чего не хватает» ).

Пересказ сказки с опорой на символы (образы) .

Пример занятия с использованием мнемотаблицы сказок показан в (прилож 7) .

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей . Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Работа по каждой теме проводится в течение четырех занятий, на которых используются различные формы и методы работы, продумывается последовательность заданий, их разнообразие, смена видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.).

Работая в данном направлении, следует придерживаться следующих правил

Проводить 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц – знакомство с одной сказкой .

В течение месяца, пока дети знакомятся с конкретной сказкой , в группе остаются мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной работы.

Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы по сказке из предыдущих занятий.

После четырех занятий, по окончанию работы над сказкой , мнемотаблицы помещают в книжный уголок.

Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок , стихов, упражнять в разгадывании символов.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов :

Вызвать у детей желание пересказывать сказки - как на занятии , так и в повседневной жизни.

Расширить круг знаний об окружающем мире.

Активизировать словарный запас.

Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Подводя итог вышесказанного , следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку :

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т. к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

При использовании мнемотаблиц сказок дети упражняются в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности; закрепляют умение составлять сказку связно , в логической последовательности, соотносить знаковые символы с образами; активизируют в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку ;

Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности. У детей воспитывается интерес к заучиванию и рассказыванию литературных произведений, таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Применяя для формирования связной речи современные методы обучения и адаптируя их применение на практике к потребностям детей, можно оптимизировать педагогическую деятельность , тем самым повышая уровень социальной адаптации таких детей к окружающей их действительности. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими , связными и последовательными.

В начале декабря я провела промежуточную диагностику развития связной речи детей. (прилож. 8) Использование метода сказкотерапии в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня развития связной речи детей. Данные диагностики показывают, что на начальном этапе обучения в сентябре 2016 году у большинства детей уровень развития связной речи был ниже среднего. А в декабре результат показал то, что у некоторых детей уровни развития связной речи повысились и это говорит об эффективности применения сказкотерапии .

3. Заключение.

О результатах моей работы говорить еще рано, так как учебный год продолжается, и работа не закончилась. Но подводя предварительные итоги я обратила внимание, что дети стали более раскованы, они начинают высказывать свои мысли , словарный запас у них пополняется, дети постепенно начинают активнее проявлять творчество в играх - драматизациях, играх - инсценировках, это позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки , пережить его победы и поражения, счастье и беду. Речь детей становится более связной, интересной для слушателей, дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, что свидетельствует о повышении уровня связной речи. Регулярность проведения сказкотерапии способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.

Таким образом, на основании вышеприведенных материалов можно сделать следующие выводы : если сказкотерапия даёт положительный результат, пусть даже за такой короткий срок, то её необходимо включать в работу по преодолению нарушений связной речи у дошкольников. Использование сказкотерапии в работе с детьми , имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого- педагогической коррекции детей . Благодаря - сказкотерапии можно дать детям не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, но и потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе. Я считаю, та литература, которую я использовала в своей работе, действительно действенна, она эффективна и даёт положительный результат.

Планы на будущее. Я планирую и в дальнейшем продолжать изучать научную литературу, знакомится с опытами и трудами других авторов по использованию сказкотерапии . Использовать сказкотерапию не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах,включать их в праздники, развлечения. А так же подключать родителей, убедить их в значимости элементов сказкотерапии , показать, какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в развитии ребёнка. Привлечь родителей для изготовления атрибутов персонажей по русским народным сказкам . а так же создать библиотеку психотерапевтических и психокоррекционных сказок , которые помогали бы детям избавляться от агрессивности, драчливости, от страхов, от боязни темноты, от жадности.

«Метод проектов в литературе» - Правила успешной проектной деятельности (для учащихся). Ведущая идея. Команды не соревнуются. Типы уроков. Проектная Личность деятельность. Метод проектов как урок проверки и учета знаний и умений. Целеустремленность. Проблема. Планирование. Цель нетрадиционных уроков: Продукт. Портфолио. Результат проектной деятельности.

«Здоровьесберегающий урок» - Приоритетные задачи реформы системы образования: Создание положительной психологической атмосферы. Упражнения для глаз. Использование методов групповой работы. Встаньте в круг. Соблюдение этапов урока. Мозговой штурм. Метод «Энергизаторы»: упражнение «Жонглеры». 1 группа: Условия здоровьесбережения на уроке.

«Технологии и методы обучения» - Третий: имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа. Владение методом «мозговой атаки», проведения «круглого стола», статистическими методами. Цель метода - развитие самообразовательной активности у студентов. Сравнение характеристик инновационных моделей обучения.

Здоровьесберегающая деятельность в школе. Занятия активно-двигательного характера. Обобщающий урок 8 класса по теме “первоначальные химические понятия”. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: Преподаватель химии. Соматический. Ученик. Объём учебной нагрузки. Здоровьесберегающие технологии при изучении химии.

«Здоровьесберегающие технологии» - Здоровьесберегающие технологии, применяемые в общеобразовательных учреждениях РФ. Школьные факторы риска, снижающие уровень здоровья школьников. Заинтересованность и управления образования, и здравоохранения только формальная. Роль психолога в реализации здоровьесберегающих технологий. Уроки развития уроки смены деятельности (физкультура, рисование, труд и т.Д.).

«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики» - Задача: Один въедливый учёный подсчитал, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38 000 000 микробов, чтобы заболеть достаточно проглотить 1/100 часть. Физкультминутки являются обязательной составной частью урока. В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет. Здоровье - сберегающие технологии на уроке математики.

Кирилина Екатерина Алексеевна

ГКОУ РО школа – интернат VIII вида п. Матвеева Кургана.

Воспитатель

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, В КОРРЕКЦИОННО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В связи с тем, что характер речевых патологий у школьников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Что является задачей Федеральной программы развития образования в России, а именно обновление содержания и технологий обучения.

Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы воспитателя в школе V III вида для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

Изучив психолого-педагогическую литературу, я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Цель сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка. Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения. Ведь у таких детей повышенная двигательная активность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, агрессивность, неуверенность в себе. Такие дети не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют четко излагать свои мысли и пересказывать.

Задачи:

    Решать внутриличностные и межличностные проблемы внутреннего мира ребёнка;

    «Лечить» фобические или другие эмоциональные расстройства ребенка;

    Корригировать ситуативные, дезадаптивные реакции;

    Знакомить с новой социальной ситуацией.

Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно учитываем следующие особенности:

    речевой статус детей ;

    недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти;

    недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

    специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди. Поведение ребенка формируется не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, поговорки.

Одна и разновидностей сказкотерапии - персонифицированные сказки.

Персонифицированные сказки – это способ привить ребенку принятые нормы и правила. Тоже можно сказать и о других сказках, ведь ребенок переносит себя на всех главных героев. Но когда он видит на страницах книги себя и своих родных, он воспринимает смысл более глубоко и проникновенно. Он усваевает моментально и хочет соответствовать своему образу в книге: доброму, смелому, отвежному, трудолюбивому, вежливому. В процессе слушания, чтения и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказка «Маша и фея»

(сенсо-моторная алалия)

Цель: выявить отношение дефекту, адаптационные возможности.

Жила-была девочка Маша. Маша была доброй девочкой, но об этом мало кто знал - дружить с ней никто не хотел. А одинока она была, потому что была не такой как все.

Маше иногда казалось, что она совсем не из этого мира, а с какой-нибудь далекой планеты. Ведь иначе почему все люди вокруг, даже самые близкие, будто говорят на чужом языке? Порой даже всё понятно, но чаще - вовсе нет. Даже хорошо известные слова превращаются в странные, нелепые нагромождения бесполезных звуков, понять которые не представляется возможным. Красивое слово «алалия», которое довольно часто произносили люди из окружения Маши, казалось ей названием какой-то сказочной прекрасной страны... Ей так хотелось рассказать это маме, но как это сделать, Маша не знала.

Однажды, в один из обычных дней, Маша гуляла во дворе. Она думала о том, как бы было хорошо сейчас оказаться в том месте, где её бы все поняли и где она понимала бы всех!..

Вдруг Маше на плечо, откуда ни возьмись, вспорхнула большая яркая бабочка. Девочка стояла, не шелохнувшись, боясь спугнуть это чудо, и завороженно смотрела на бабочку.

Бабочка пошевелила крылышками, деловито почистила передние лапки и внезапно у Маши в голове зазвучал тихий голосок: «Здравствуй, Маша!». Маша очень перепугалась, стала оглядываться вокруг, но рядом никого не было. «Я здесь, совсем близко!» - снова зазвучал голосок. - «Не бойся! Я - фея, я появляюсь тогда, когда нужна помощь. Я знаю, что у тебя за беда, и могу тебе помочь». Маша очень обрадовалась. Неужели она наконец-то сможет попасть туда, где ей место?.. Фея, казалось, ловит каждую мысль девочки. Не успела Маша попросить, она тут же ответила: «Я поняла твое желание. Но неужели ты действительно не хочешь измениться сама? Ведь тогда и мир вокруг тебя преобразится!». У Маши промелькнула беглая мысль, что вовсе она не хочет меняться. Зачем это нужно, если лишь по желанию силой волшебства можно изменить всё вокруг?

Фея тихо вздохнула и, ничего не сказав больше, улетела. Маша не успела даже заметить, в какую сторону упорхнула фея, только досадливо пожала плечами и продолжила путь домой. Она не сразу поняла, что что-то не так, но потом удивилась: все люди вокруг молчали. Пели птицы, где-то играла музыка, иногда доносился лай собак, но разговоров людей не было слышно. Даже смеха. Двое мужчин в абсолютной тишине стояли около машины с открытым капотом. Бабушки на лавочке у подъезда сидели рядом друг с дружкой и молча щурились на солнышке. В песочнице лепили куличики угрюмые молчаливые детишки... Вбежав в подъезд, а затем в квартиру, девочка застала в ней таких же тихих и отрешенных родителей. Даже время как будто потекло медленнее, краски померкли.

Маша сразу поняла, в чем дело. Это сделала фея! И сделала из-за нее: ведь Маша так хотела оказаться среди таких же, как она сама... Маша снова выскочила на улицу в надежде, что где-нибудь промелькнут яркие крылышки бабочки. Она быстро шла по дорожке и думала только о том, как уговорить фею вернуть всё назад и не рассердить ее... Прямо навстречу девочке шла молодая женщина. Поравнявшись с Машей, она приостановилась и понимающе улыбнулась. Это была та самая фея - в этом не было сомнений. Маша тоже остановилась и посмотрела в спокойные зеленые глаза женщины, а та произнесла:

- Ну что же, Маша, ты поняла свою ошибку? Ничего и никогда не даётся просто так. Даже волшебство имеет последствия. Я обещала помочь тебе и я помогу. Но ты и сама должна будешь приложить усилия. Мы будем стараться вместе!

Фея исполнила обещание. Маша с ее смогла преодолеть свою беду, нашла много друзей. И больше никогда Маша не мечтала улететь на какую-нибудь далёкую планету, так как поняла, что ее место здесь.

Сказка «В поисках друзей»

Нарушение: сложная (полиморфная) дислалия.

Цель: выявить отношения к дефекту, готов ли принять помощь, способен ли следоватьрекомендациям и прилагать усилия.

Жил – был мальчик Вова. Ему только – только исполнилось семь лет. Но все считали, что ему всего лишь пять. Это был маленький худенький мальчик с темными волосами и большими серыми глазами.

Родители Вовы много работали, и им всей семьей часто приходилось переезжать из одного города в другой. Из-за этого у Вовы было мало друзей. Ведь только-только познакомишься с кем-нибудь, а уже опять нужно уезжать.

Вова часто оставался один дома, и чтобы было нескучно, читал книги. У его родителей была интересная большая библиотека. Вова любил книги, большие и маленькие, с картинками и без, сказки и рассказы об окружающем мире. Книга давала столько много любопытных новых знаний, и так хотелось рассказать о них кому-нибудь!

И вот наступил день, когда Вова пошел в школу. Он очень волновался и ждал этого дня, ведь в школе он обязательно с кем-нибудь подружится и сможет рассказать всем много-много интересного.

Но был у Вовы секрет. Говорил он непонятно, много звуков заменял и не выговаривал: вместо «кошка», он говорил «коска», вместо «коса» - «коша», вместо «зуб» - «жуб», вместо «жаба» - «заба», вместо «корабль» - «колабль» и т.д.

И вот начались уроки. Сначала Вове понравилась школа и учительница, он узнавал много нового и интересного. Но когда Вова хотел рассказать что-нибудь сам, то оказывалось, что его никто не мог понять.

Дети стали смеяться над Вовой, обзывать обидными словами, и никто так и не захотел стать его другом. Тогда Вова перестал разговаривать в классе, но учительница сердилась на Вову, когда он молчал.

И решил Вова не ходить больше в школу. А зачем туда ходить? Ведь он хотел найти там друзей, но мечта его не сбылась.

Однажды мама Вовы пришла домой вместе с незнакомой тетей. Ее звали Татьяна Андреевна. Она была очень доброй и сразу понравилась Вове. Татьяна Андреевна приносила с собой много красивых картинок, учила с Вовой веселые стихи, давала занимательные упражнения. А еще были у нее «волшебные палочки». С их помощью, как по волшебству, язычок Вовы начал принимать правильное положение. Понемногу речь его стала разборчивой и понятной.

Теперь Вова с радостью ходит в школу, теперь его все понимают, и больше никто не обижает. Вова стал учиться на одни пятерки и нашел себе много - много хороших друзей.

Сказка «Волшебный комарик»

(Параротацизм)

Цель: выявить отношения к дефекту, готов ли принять помощь, способен ли следовать рекомендациям и прилагать усилия

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мальчик Вовочка. И красив был мальчишка, и силен, и умен, да вот только никак не мог найти себе верных друзей. Все ребята и девчонки смеялись над Вовой. Ему говорят: «Вовочка, скажи рыба!», а Вовочка в ответ: «Лыба». Ему говорят: «Скажи ракушка!», а он говорит: «Лакушка».

Однажды утром увидел Вовочка, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что кто-то запищал над его ухом, и что кто-то укусил его за щеку. «Ах ты, злой пловолный комалик!» - закричал Вова и стал ловить комара. Поймал его за крылышко, а комар и говорит: «Вовочка, отпусти меня, пожалуйста! Я больше так не буду…Хочешь, я исполню любое твое желание??!». Вова отвечает: «Я очень хочу как все дети плавильно говолить, и тогда у меня появятся длузья» и тутже отпустил маленького пискуна. Комар не обманул мальчишку.

Просыпается Вова утром, потягиваясь, смотрит в окошко и говорит: «Утрррро настало!» и тутже замолчал, не поверив своим ушам. Вовочка очень радостный побежал во двор, где играли дети. Дети услышали, как разговаривает Вова, и перестали над ним смеяться. Так Вовочка обзавелся новыми друзьями.

Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекци онной работы при условии учёта возрастных и психологических особеннос тей детей с нарушениями речи школьного возраста.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Благодаря сказкотерапии, значительно, быстрее исчезают речевые недостатки, повышается заинтересованность родителей в результатах коррекционной работы, создается особая среда.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

3. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.

4. Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.

5.Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.

6.Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.

7.Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб.1995.

8.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Государственное общеобразовательное учреждение
Центр образования № 173 (ГБОУ ЦО № 173)
Петроградского района
г. Санкт-Петербург

Сказкотерапия как метод восстановления психоэмоционального равновесия и воспитание эмоционально-нравственной культуры
(из опыта работы)

Здоровье - состояние физического и социального благополучия человека. Это - одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли детские годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и в любом образовательном учрежде-нии.

Жизнь в XXІ веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.

Усилия педагогов общеобразовательных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации образования.

На современном этапе образование предъявляет к учащимся достаточно высокие требования. Школьникам необходимо переработать и сохранить в памяти огромное количество информации. Ни для кого не секрет, что для её осмысления, главным образом, нагружается левое логическое полушарие, отвечающие за логику, рациональность, принятие правильных решений. Именно оно учит нас думать, анализировать, делать выводы.

Очень часто оно работает на пределе возможностей. Информационная плотность урока настолько высока, что школьникам просто не остается времени на то, чтобы порадоваться своим успехам и успехам товарищей, посочувствовать друг другу, восхититься новым открытием. Кроме того, информационная перегрузка создает опасность для возникновения у школьников эмоционально-личностных проблем. Даже успешные, высоко мотивированные ученики с хорошим уровнем интеллектуального развития испытывают тревогу, могут иметь заниженную самооценку. Излишняя напряженность трансформируется в физическую и вербальную агрессию. Это может породить негативное отношение к учебной деятельности. Нестабильное эмоциональное состояние сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается его работоспособность, ослабевает активность, повышается утомляемость. Данные факты говорят о том, что в ходе учебно-воспитательного процесса создаётся противоречие между необходимостью осваивать учениками большой объем учебной информации и при этом сохранить физическое и психическое здоровье.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образовательного учреждения.

Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика).
  • Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»), точечный массаж).
  • Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия, арттерапия).

Есть у здоровьесберегающих технологий один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Именно этот метод я использую во внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Сказкотерапия - один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Знакомство человека со сказкой начинается с первых его лет жизни. Слушая сказки, ребёнок учиться звукам родной речи, её мелодике. И чем старше он становиться, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи. Сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребёнка. Сопереживая, он интуитивно с помощью чувств постигает то, что не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств - самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причём не в назидательной форме, а так что ребёнок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребёнок может сверять и свои собственные поступки. Именно на примерах сказочных героев воспитываются такие важные качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели. Кроме того, сказки развивают воображение, учат фантазировать. А ведь детские фантазии - необходимое условие полноценного развития личности ребёнка, залог его душевного благополучия. Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Это именно то, что необходимо для детей начальных классов.

Детские психологи утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми. Сказки легко внедряются в любые образовательные программы, не меняя их содержания. Поэтому я считаю, что сказкотерапия наиболее эффективна .

Cказкотерапия это … и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта», и «процесс подбора каждому клиенту его особенной сказки». (Вачков И.В.)

Петербургский врач-сказкотерапевт А.В.Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии «процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы».

В работе А. А. Осиповой показаны следующие возможности работы со сказкой:

  1. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребёнка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
  2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.
  3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения ребёнка, выявляет его систему оценок в категориях «хорошо — плохо».
  4. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Также можно осуществить постановку с помощью кукол. Работа с куклами помогает ребенку корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.
  5. Использование сказки как притчи-нравоучения , которая подсказывает с помощью метафоры вариант решения проблемы.
  6. Творческая работа по мотивам сказки:

а) Анализ. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев. Читателю предлагается ответить на ряд вопросов: «О чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего нравится и почему?», «Почему герой совершил то или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были только хорошие или только плохие герои?» и т. д.

б) Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура заключается в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба Яга ими Василиса Премудрая.

в) Переписывание сказки. Переписывание и дописывание сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые персонажи, ребёнок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — и этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

г) Сочинение сказки. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло, возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

При сочинении сказок возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством . Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. Характеры положительных и отрицательных героев должны представлять собой сильные и слабые стороны личности клиента.

У сказок должен быть счастливый, оптимистичный конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительной ситуации, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы.

В зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина, т.е. героиня, а не герой.

Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов «Золушка» и «Спящая красавица» Ш.Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие. Есть мужские сказки («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина).

К детским сказкам можно отнести: «Красная шапочка» Ш. Перро, и русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» и ряд других сказок как русских так и зарубежных авторов.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, её необходимо читать вслух.

Сказочная ситуация, которая задаётся ребёнку, должна отвечать определённым требованиям

  • Ситуация не должна иметь правильного готового ответа («принцип открытости»);
  • Ситуация должна содержать актуальную для ребёнка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
  • Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребёнка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определённых правил её создания:

  1. Сказка должна быть в чём-то идентичной проблеме ребёнка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
  2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
  3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определённой последовательности.

Т.к. данный метод я использовала в работе с детьми 1-2 класса, я использовала не все возможные виды работы со сказкой. В начале работы с детьми я использовала анализ, рассказывание, рисование сказки, а затем уже мы перешли к сочинению и постановке сказок.

Здесь, конечно, очень важно было вовлечь и родителей для участия в работе. Они помогли мне в изготовлении кукол. Детям нравились и театральные постановки, но больше им нравились постановки с куклами. Кстати, этих кукол мы очень успешно использовали не только в постановках, но и в проигрывании различных жизненных ситуаций. Дети выбирали своего героя «куклу» и мы разыгрывали сценки (н-р: «идём в магазин», «приглашаем на день рождения», «едем на экскурсию» и т.д.). И такими «постановками» дети были очень увлечены, потому что были ближе к их жизненным ситуациям и проблемам. И если кто-то из них затруднялся в решении какой-либо проблемы, либо действовал не совсем правильно, остальные «герои» приходили ему на помощь.

Работа со сказками начинается с её анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, рисование, песочную терапию.

Жили были. / Начало сказки, встреча с её героями.

И вдруг однажды… / Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребёнка.

Из-за этого… / Показано в чём состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация. / Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка. / Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки… / Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Метод «Рассказывания сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать. Учитель и дети могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя её всю, либо отдельные элементы. Дети могут сочинять сказку и самостоятельно (учитель оказывает лишь небольшую помощь с помощью наводящих вопросов).

Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребёнок воплощает всё, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребёнка всяческих чудищ, огня или тёмных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Русская народная сказка «Теремок»

Цель: развитие групповой сплоченности, воображения, творческой активности, овладение невербальными средствами общения, умения взглянуть на себя со стороны, освоение новых способов поведения.

Работа со сказкой

Роли сказочных персонажей распределяются по карточкам, на выбор или с помощью считалочки. У детей должна быть возможность побывать в роли любого сказочного героя.
Перед началом постановки сказки педагог вместе с детьми даёт характеристику каждому герою, наделяет его определёнными обязанностями.
После показа сказки педагог предлагает ученикам обсудить свои впечатления: «Что понравилось или не понравилось? Получилась ли роль? Для чего звери стали жить вместе?

Какой получился теремок?

В дальнейшем детям предлагается рисование сказки, любимого сказочного персонажа.

Во 2-м классе мы с детьми уже ставили кукольные сказки. Т.к. дети уже довольно уверенно могли «управлять» куклами, показывая их характер, поведение. Но здесь всё-таки важно ещё учитывать, что дети могут не очень уверенно чувствовать себя при выступлении. А очень важно, чтобы они почувствовали себя успешными «артистами». И поэтому мы использовали фонограмму музыкальной сказки «Волк и семеро козлят». Получилось и интересно, и эмоционально.

Есть множество вариантов использования элементов сказкотерапии в работе с детьми. Сказкотерапия - означает "лечение сказкой". Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить его профессиональные задачи.

  1. “Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку” Вачков И. В. - М.; Ось-89, 2007.
  2. "Сказки и Сказкотерапия" Соколов Д.- М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  3. "Практика сказкотерапии" / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004 Издание представляет собой сборник сказок, игр и сказко-терапевтических программ, разработанных психологами-практиками.
  4. "Сказкотерапия. От бублика до ватрушки" Люмара - Издательство: Весь, 2006 г.
  5. "Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации" Короткова Л.Д.- М.: ЦГЛ, 2006. В книге представлены авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок, которые дают возможность воспитателям и учителям с интересом и ненавязчиво для детей проводить нравственные беседы.
  6. "Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина" А. В. Гнездилов - Издательство: Речь, 2004. В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуации и обрести внутреннюю гармонию.
  7. "Игры в сказкотерапии" Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко - СПб., Речь, 2006. Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкоте¬рапии.
  8. "Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии." Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — СПб.: "Златоуст", 1998. Цель этой книги — в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности. Она поможет узнать о "сказочных" приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах.
  9. "Практикум по сказкотерапии" Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — СПб.: "Речь", 2000. Издание носит хрестоматийный характер: приводятся сказки для практичес-кой работы с комментариями и рекомендациями по использованию.
  10. "Встречи на дороге. Терапевтические сказки" А.В.Гнездилов - Речь, 2005. В данном сборнике представлено 20 новых сказок известного петербургского психотерапевта и сказочника.
  11. "Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей" Бретт Д. - — М.: Независимая фирма “Класс” — “Библиотека психологии и психотерапии).