Современные концепции развития личности. Концепции формирования личности и ее развития

Биологическая концепция

Социологическая концепция

Биосоциальная концепция

Человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, которые составляют его ближайшее окружение. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо; воспитание призвано корректировать характер влияния среды.

Человек – существо и биологическое и социальное: психические процессы (ощущения, восприятие, мышление) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды. При данном подходе недостаточное значение придается роли самовоспитания и деятельности.

2.Движущие силы и основные закономерности развития личности.

Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущи этому процессу.

Отметим некоторые из них: между возрастающими требованиями человека к себе и тем потенциалом, которым человек располагает; между требованиями предъявляемыми учебным заведениям, и желаниями учащихся; между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. В результате борьбы этих противоречий происходит шаг в развитии человека и формировании его как личности.

Закономерности развития – зависимости меду процессом развития и его результатами, а также причинами, влияющими на них. К основным общим закономерностям развития относятся: обусловленность развития человека внутренними и внешними условиями; взаимодействием многих факторов (наследственности, среды, воспитания); мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности.

3.Характеристика основных факторов, влияющих на развитие личности.

На развитие человека и формирование его личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные, управляемые и неуправляемые факторы.

К биологичским факторам , влияющим на развитие и формирование личности, относят наследственность.

Наследственность – свойство организма передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Носителями наследственности являются гены.

К наследственным свойством организма относят:

-анатомо-физиологическую структуру , отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности);

-физические особенности (внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи);

-физиологические особенности (обмен веществ, группа крови, резус-фактор);

Особенности нервной системы (строение коры головного мозга и его периферических аппаратов, особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности);

-аномалии в развитии организма ; предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера (гемофилия, сахарный диабет, шизофрения).

Черты характера, склонности, способности не передаются по наследству, но они обусловлены задатками, унаследованными биологическими факторами. Заложенные природой задатки развиваются только в социальной среде.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

К социальным факторам , оказывающим влияние на развитие и формирование личности, относят среду. Подсредой понимают социальные условия жизни человека и его природное окружение (общественно-экономический уклад, культура общества, традиции и быт, массовые коммуникации). В педагогической деятельности под средой понимают всю окружающую ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие и формирование его личности. К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности, относят: семью, учебно-воспитательные учреждения, охватывающие все звенья системы образования, внешкольные учреждения, средства массовой информации.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие и формирование личности, является воспитание. Воспитание можно рассматривать и как составную часть влияния социальной среды на человека, но вместе с тем это целенаправленная, специально-организованная деятельность, требующая профессиональной подготовки. В процессе воспитания большое значение имеет собственная активность личности, которая является не только объектом, но и субъектом воспитания. Между воспитанием и развитием существует взаимосвязь. Воспитание строится и осуществляется в соответствии с закономерностями физического, психического и личностного развития детей и направляет их развитие.

Таким образом, на процесс развития и формирования личности влияют три ведущих фактора, каждый из которых играет определенную роль. Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития личности в виде задатков и предрасположенностей. Среда является условием и источником развития личности. Воспитание, как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности.

Главным условием развития личности является деятельность – внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Основными видами деятельности ребенка являются игра, труд, учение, а также общение, различные виды занятий школьника (спортивные, художественные) и отношение к ним. На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность в семье, школе, которая ставит ребенка в положение соучастника общественно-значимого дела, ответственного за свою часть работы, побуждает к сотрудничеству, сопереживанию.

В настоящее время практически во всех психологических школах и направлениях достигнуто понимание того, что при анализе психики и структуры личности следует учитывать биосоциальную природу человека, сознательную и бессознательную психические сферы, нерасторжимое единство познавательной, эмоциональной и волевой областей личности, а также сущность личности – ее самость.

Теории личности зарубежных авторов. Теории личности представляют собой организованные попытки продвинуться в понимании поведения человека с точки зрения психологии. Эти теории имеют отношение не только к общему функционированию индивидуума, но и к индивидуальным различиям между людьми.

Хотя в настоящее время не существует общепринятого единственного определения личности, тем не менее большинством теорий личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, гипотетическая структура, процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера личностных исследований в психологии обособлена благодаря попытке синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей психологии. Психология личности является также отраслью академической психологии, включающей многие теоретические направления, значительный багаж исследовательских находок, множество методов и приемов оценки, а также принципы понимания и исправления патологического поведения.

Теории личности выполняют две основные функции: 1) обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснять те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий; 2) предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Теории личности фокусируются на шести самостоятельных аспектах поведения человека: структуре, мотивации, развитии, психопатологии, психическом здоровье и изменении поведения посредством терапевтического воздействия. Основой теории личности служат определенные исходные положения о природе человека.

Психоаналитическая теория З. Фрейда (1856–1939) представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека, при котором считается, что поведение контролируют неосознаваемые психологические конфликты.

С целью описания степени доступности психических процессов осознаванию Фрейд выделял три уровня сознания: сознание, предсознательное и бессознательное. В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Супер-Я).

Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям Ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу Эго решает при помощи вторичных процессов представления.

Супер-Эго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Супер-Эго состоит из двух структур – совести и Эго-идеала.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основных параметра: источник, цель, объект и стимул.

Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера. Так, взрослые с фиксацией на анально-удерживающей стадии становятся негибкими, скучными и принудительно-аккуратными.

Фрейд выделял три типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал, что тревога играет роль сигнала, предупреждающего Эго о надвигающейся опасности, исходящей от инстинктивных импульсов. В ответ Эго использует ряд защитных механизмов: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, регрессию, сублимацию и отрицание. Защитные механизмы действуют неосознанно и искажают восприятие реальности индивидуумом.

Концепции психоанализа имеют множество приложений в повседневной жизни. Одно из наиболее значительных – психоаналитическая терапия – использует достаточно хорошо апробированные методы: метод свободных ассоциаций, интерпретацию сопротивления и анализ переноса. Все они нацелены на изучение бессознательного, что обеспечивает возможность более глубокого понимания пациентом своей личности. Эти новые знания о себе затем переносятся в повседневную жизнь с помощью метода эмоционального переучивания.

А. Адлер (Австрия) и К.Г. Юнг (Швейцария), два представителя раннего психоаналитического движения, принципиально разошлись с З. Фрейдом по ключевым вопросам и пересмотрели его теорию в совершенно разных направлениях.

Индивидуальная психология А. Адлера (1870–1937) описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного.

Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его теории следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. По Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.

Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Адлер различал четыре порядковые позиции: первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Последним конструктом, на который делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес – внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.

В то время как теоретические положения А. Адлера общепризнанно имеют высокую практическую ценность, эмпирическая их проверка явно недостаточна. Применение положений Адлера в психотерапии способствовало пониманию природы неврозов и путей их лечения. В адлеровском терапевтическом подходе подчеркивается важность понимания стиля жизни пациента, осознания им своих проблем и усиления его социального интереса.

Аналитическая психология К. Юнга (1875–1961). Другим примером пересмотра психодинамической теории З. Фрейда является аналитическая психология К.Г. Юнга. Основное расхождение между этими учеными касается природы либидо. Фрейд видел в последнем главным образом сексуальную энергию, в то время как Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному развитию человека.

Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.

Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В Эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами.Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества начиная от наших древнейших предков, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Наиболее значительными архетипами в теории Юнга являются: а) персона (роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих); б) тень (подавленная, темная, животная сторона личности человека); в) анима (феминные качества мужчины); г) анимус (маскулинные качества женщины); д) самость (центр структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри нее интегрируются в процессе индивидуации). Символом архетипа «самость» является мандала – символическое выражение целостности Эго (также имеет название «магические круги»).

Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Юнг выделил также четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуицию. Мышление и чувства являются рациональными функциями, ощущение и интуиция – иррациональными. Результатом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологических функций являются восемь различных типов личности (например, экстравертированный мыслительный тип).

Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделял движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости, происходящего на протяжении всей жизни, он использовал термин «индивидуация». Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самореализации. По мнению Юнга, немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности.

Аналитическая психология в последние годы оказывает огромное влияние на интеллектуальную общественность, хотя большинство основных концепций Юнга не подвергались эмпирической проверке.

Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоаналитическую теорию, придавали особое значение Эго и его функциям. Американский психоаналитик Э. Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамике развития Эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда у Эриксoна Эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирована на качествах Эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни.

Эго-теория личности Э. Эриксона (1902–1993). Американский психолог Э. Эриксон утверждал, что Эго проходит в своем развитии через несколько универсальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий – это результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосoциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса, или решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психологических конфликтов: 1) базальное доверие – базальное недоверие; 2) автономия – стыд и сомнение; 3) инициативность – вина; 4) трудолюбие – неполноценность; 5) Эгоидентичность – ролевое смешение; 6) интимность – изоляция; 7) продуктивность – инертность, застой; 8) Эгоинтеграция – отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

Теория Эриксона опирается на его исходные положения о природе человека. Она послужила стимулом для очень небольшого количества исследований. Применение теории Эриксона обсуждалось в связи с проблемой понимания поведения подростков в американском обществе. Разные аспекты поведения подростков – проблема выбора карьеры, членство в группе сверстников, употребление алкоголя и наркотиков – объяснялись как частичное отражение кризиса идентичности.

Гуманистическая теория личности Э. Фромма . Немецко-американский психолог Э. Фромм (1900–1980) продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уделяя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни современного человека. Определенной частью людей движет желание бегства от свободы, которое осуществляется посредством механизмов авторитаризма, деструктивности, конформности автомата. Здоровый путь освобождения состоит в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.

Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: 1) потребность в установлении связей; 2) потребность в преодолении; 3) потребность в корнях; 4) потребность в идентичности; 5) потребность в системе взглядов и преданности.

Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы характера – рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный. Продуктивные типы, согласно теории Фромма, представляют собой цель развития человечества; в их основе лежат разум, любовь и труд.

Социокультурная теория личности К. Хорни . Американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) отвергла постулат З. Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога – ощущение беспомощности во враждебном мире – является основой невроза.

Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей» и «к людям». У невротической личности обычно преобладает одна из них.

К. Хорни не соглашалась с З. Фрейдом по поводу зависти женщины к пенису; она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей. Она также считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. В объяснении развития личности женщины Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому доминированию и дискриминации женщин.

Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера . Подход к личности американского психолога-необихевиориста Б.Ф. Скиннера (1904–1990) касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным опытом. Он утверждал, что поведение человека детерминировано и предсказуемо. Скиннер категорически отвергал идею о внутренних «автономных» факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения.

Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное как ответ на знакомый стимул и оперантное, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. При оперантном научении организм действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно объяснить в терминах реакций на окружение. Подкрепление – ключевая концепция системы Скиннера. Им описаны четыре различных режима подкрепления, которые имеют своим результатом различные формы реагирования: с постоянным соотношением; с постоянным интервалом, с вариативным соотношением и с вариативным интервалом. Было также проведено различие между первичными, или безусловными, и вторичными, или условными, подкрепляющими стимулами. Скиннер полагал, что вторичные подкрепляющие стимулы (деньги, внимание, одобрение) оказывают сильное влияние на поведение человека. Он также подчеркивал, что поведение контролируется аверсивными (неприятными) стимулами, такими как наказание и негативное подкрепление. Позитивное наказание имеет место, когда за реакцией следует неприятный стимул, а негативное наказание состоит в том, что за реакцией следует устранение приятного стимула. Напротив, негативное подкрепление происходит, когда организму удается ограничить или избежать предъявления аверсивного стимула. Скиннер боролся с использованием аверсивных методов (особенно наказания) в контроле поведения и придавал особое значение контролю посредством позитивного подкрепления.

В оперантном научении генерализация стимула происходит при подкреплении реакции, когда один стимул встречается вместе с другими подобными стимулами. Дискриминация стимулов состоит в разной реакции на различные стимулы окружения. И то и другое обязательно для эффективного функционирования. Метод последовательных приближений, или метод формирования, включает подкрепление в том случае, когда поведение становится похожим на желаемое. Скиннер утверждал, что вербальное поведение, или язык, приобретается через процесс формирования.

Концепции оперантного научения многократно подвергались экспериментальной проверке. Принципы оперантного научения в настоящее время широко применяются. Две основные области такого применения – обучение навыкам общения и биологическая обратная связь. Предполагается, что тренировка уверенности в себе, основанная на методиках репетиции поведения и самоконтроля, очень полезна для того, чтобы люди более успешно вели себя в различных социальных интеракциях (взаимодействиях с другими людьми). Оказалось, что тренинг с биологической обратной связью эффективен при лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и артериальной гипертензии. Остается, однако, неясным, как физиологическая обратная связь фактически позволяет производить контроль над непроизвольными функциями тела.

Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры. Социально-когнитивное направление в изучении личности представлено американским психологом А. Бандурой (род. в 1925 г.), который описывает психологическое функционирование человека в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных (поведенческих), когнитивных (познавательных) и относящихся к окружающей среде факторов. В соответствии с этой концепцией поведения люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые могут делать все, что им захочется. Напротив, большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и факторов, относящихся к окружению, – динамическому процессу, где когнитивные компоненты играют центральную роль в организации и регулировании деятельности человека.

Основная теоретическая концепция Бандуры – моделирование, или научение через наблюдение. Ключевое положение о том, что моделирование генерирует научение в основном посредством своей информативной функции, ясно отражает когнитивную ориентацию мышления Бандуры.

Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами: процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.

Истолкование Бандурой подкрепления в научении через наблюдение также отражает его когнитивную ориентацию. В социально-когнитивной теории внешнее подкрепление часто имеет две функции – информативную и побудительную. Далее Бандура подчеркивает роль косвенного подкрепления, т. е. наблюдения за тем, как другие получают подкрепление, и самоподкрепления, когда люди подкрепляют свое собственное поведение.

Саморегулирование (то, как люди регулируют свое поведение) также является важной чертой социально-когнитивной теории. В саморегулировании важное значение придается в основном процессам самонаблюдения, суждениям и самооценке. Кроме того, Бандура рассматривает вопрос, почему люди наказывают себя.

В последние годы Бандура расширил свою точку зрения на социально-когнитивную теорию, включив в нее когнитивный механизм самоэффективности для объяснения некоторых аспектов психосоциального функционирования. Концепция самоэффективности относится к осознанию человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Самоэффективность приобретается из четырех основных источников: выстраивание поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем.

Теория Бандуры хорошо эмпирически протестирована, в ее поддержку накоплено достаточно фактов.

Когнитивная теория личности Дж. Келли . Когнитивное направление персонологии подчеркивает влияние интеллектуальных, или мыслительных, процессов на поведение человека. Американский психолог Дж. Келли (1905–1966) со своей теорией личностных конструктов был одним из пионеров этого направления. Он основал свой подход на философии конструктивного альтернативизма, которая гласит, что любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования. Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей, для того чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем, или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Келли создал теорию, в которой все конструкты имеют определенные формальные свойства: диапазон применимости и проницаемость/непроницаемость. Келли также описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный.

По утверждению Келли, личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. Он полагал, что для объяснения мотивации человека (влечения, поощрения, потребности) не требуется никаких специальных концепций; люди мотивированы просто очевидностью того факта, что они живы, и желанием прогнозировать события, которые они переживают.

Теория Келли сформулирована в одном основном постулате и 11 вытекающих из него выводах. Основной постулат утверждает, что личностные процессы имеют психологически проложенные русла, в которых люди прогнозируют события, а выводы объясняют, как функционирует конструктная система, как она изменяется и влияет на социальные взаимодействия. Он охарактеризовал организацию конструктов в терминах иерархической системы, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то – подчинительными по отношению к другим частям системы. Эта организация жестко не закреплена, как не постоянны и сами конструкты. Были также рассмотрены другие многочисленные аспекты и приложения теории личностных конструктов.

По сравнению с большинством персонологов Келли более ясно осознавал влияние философских взглядов ученого на разрабатываемую им теорию личности. Тем не менее его позиция основывалась на исходных положениях, касающихся природы человека.

Хотя теоретические концепции Келли мало разрабатывались другими авторами, изобретенным им инструментом оценки личности – Реп-тестом, оценивающим личностные конструкты, люди пользуются при интерпретации ролевых отношений и других аспектов своего опыта.

Феноменологическая теория личности К. Роджерса . В феноменологическом направлении центральное место занимает положение о том, что поведение человека можно объяснить только в терминах его субъективных переживаний. Феноменологический подход также подразумевает, что люди способны строить свою судьбу и что они по своей сути являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися. Американский психолог и психотерапевт К. Роджерс (1902–1987) известен тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к самости.

В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства – тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала. Несколько более специфично понятие организмического оценочного процесса, который показывает, соответствуют ли настоящие переживания тенденции актуализации. По Роджерсу, люди стремятся к тем переживаниям, которые воспринимаются как Я-интенсифицирующие, и избегают переживаний, воспринимаемых как Я-отрицающие.

Характеризуя феноменологическое направление, Роджерс утверждал, что единственной реальностью с точки зрения восприятия человека является субъективная реальность – личный мир его переживаний. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит «Я-концепции», наиболее важному персонологическому конструкту Роджерса. В его системе элементами, определяющими развитие «Я-концепции», являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс подчеркивал, что детям для развития позитивной «Я-концепции», которая позволит им стать полноценно функционирующими людьми, необходимо безусловное позитивное внимание. В то же время условия ценности заставляют детей жить в соответствии с навязанными ценностями, а не с собственным организмическим оценочным процессом.

Роджерс утверждал, что люди большей частью ведут себя в соответствии с их «Я-концепцией». Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между «Я-концепцией» и общим организмическим переживанием; тогда он пытается защитить целостность своего «Я» с помощью искажения или отрицания восприятия. Слишком большое несоответствие между «Я-концепцией» и действительным переживанием приводит к личностным расстройствам и психопатологии. В качестве образца психического здоровья описываются люди, которые открыты переживаниям, полностью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя. Такие люди в системе Роджерса называются «полноценно функционирующими».

Позиция Роджерса по основным положениям относительно природы человека определенна, недвусмысленна и отражает фундаментальное расхождение между феноменологией и бихевиоризмом в американской психологии. Феноменологический подход Роджерса к личности, в частности в терминах ее психотерапевтических аспектов, послужил стимулом для значительного количества исследований. В психотерапии широко применяется подход Роджерса – терапия, центрированная на человеке. К. Роджерс придавал взаимоотношениям «психотерапевт – клиент» исключительную важность. По Роджерсу, цель терапии-ликвидировать несоответствие между переживанием и самостью человека, тем самым открывая для него возможность жить более богатой, полной жизнью.

Теории личности отечественных психологов. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович.

Теория, предложенная известным отечественным психологом Лидией Ильиничной Божович (1908 –1981), охватывает период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использует для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Л.И. Божович определила личность как человека, достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется способностью воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». На этом уровне развития человек способен сознательно действовать на окружающую действительность, изменять ее и самого себя.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

Выдающийся отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Эта теория, которую можно оценить как структурно-динамическую, охватывает всю жизнь человека и описывает личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Как и у Л.И. Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает именно к этой деятельности. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, чем они более развиты и упорядочены (иерархизированы), тем богаче сама личность.

По образному выражению А.Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды. Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Это событие иллюстрируется примером, который широко известен под названием «эффекта горькой конфеты».

Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».

Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив – взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой – выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка – свидетельство того, что процесс освоения социальных норм уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

Тот факт, что именно в присутствии взрослого переживания ребенка начинают определяться социальным мотивом, очень знаменателен – он служит ярким подтверждением общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Обязательность этой способности к самосознанию, саморуководству, самовоспитанию зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия.

Видный психолог Борис Герасимович Ананьев (1907–1972) рассматривает личность в свете соотношения тех или иных психических образований с различными параметрами соматики. Он выделяет интериндивидуальную структуру социального окружения и интериндивидуальную структуру самой личности. Основными методами изучения последней являются методы корреляционного, факторного и кластерного анализа, которые позволяют выявлять связи между разными свойствами (социальными, биологическими).

Б.Г. Ананьев подчеркивает, что индивидуальное развитие происходит во взаимодействии системы групп свойств человека как индивида, субъекта деятельности, личности, которые в совокупности образуют структуру человека. Характеристики личности человека – статус и социальные функции (воля, мотивация, поведение и т. д.) – определяют мировоззрение личности. Таким образом, структура личности, по Б.Г. Ананьеву, охватывает три группы индивидных, личностных, субъективных свойств (познание, общение и труд) и является результатом биологической и социальной детерминации развития индивидуальной психики, с одной стороны, и действием механизма, обеспечивающего единое направление развития этих свойств, – с другой.

Впоследствии было доказано, что именно личность, ее социально-психологические характеристики, являясь уровнем организации более высокого порядка, чем психофизиологические процессы, оказывает влияние на развитие этих процессов, обеспечивает их оптимальное функционирование в условиях сложной психической деятельности человека.

Константин Константинович Платонов (1904–1985), реализуя идею динамической структуры личности, объединял все свойства в четыре основные подструктуры (уровня):

1) исключительно социально обусловленные свойства личности – интересы, стремления, идеалы личности, отношение к себе и другим людям. Эта подструктура включает индивидуальное мировоззрение личности, ее нравственные и политические взгляды и убеждения;

2) индивидуально приобретенный опыт, включающий в себя знания, навыки и развивающиеся на их основе умения и привычки. Данная подструктура определяет обученность личности, ее когнитивную карту;

3) индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения реального мира (эмоции и чувства, ощущения, восприятие, мышление, воля) и формирующиеся свойства личности;

4) биологически обусловленные свойства личности – темперамент, в котором проявляются особенности силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Эта подструктура является биологической основой личности в целом.

Похожая информация.


Концепции развития личности.

Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

Существует 4 концепции понимания личности:

1. Ролевая концепция

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид). Т. Парсонс рассматривает личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Социальная роль - ϶ᴛᴏ модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно ʼʼправилам игрыʼʼ ждут от какой-либо роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всœей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный. К примеру, роль директора фирмы предполагает реализацию функций руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинœения или заменять ею. Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта.

Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определённое место и в соответствии с ним выполняет определённые функции. Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль. Как и социальные роли, межличностные роли тоже бывают различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо. Социальные роли различаются по степени из важности для нормального функционирования всœего общественного организма. Это связано с местом какой-либо группы в социальной структуре, с их значимостью для поддержания её стабильности. Интегративным показателœем положения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство

2. Концепция личности Фрейда . Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество – как систему запретов. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трёхуровневое образование: низший слой (Оно), представленный бессознательными импульсами и ʼʼродовыми воспоминаниямиʼʼ, средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жёсткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Οʜᴎ с обеих сторон ʼʼатакуютʼʼ психику человека, порождая невротический тип поведения. Эта модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжёлым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

3. Поведенческая концепция. Ещё один образ личности – личность как система реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе ʼʼблюдётʼʼ свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателœен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно. Но каждый человек стремится избежать наказаний и получать поощрения и в данном плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы.

Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция желаемых действий. В качестве стимулов может использоваться любое ʼʼблагоʼʼ: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается общество. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В тоже время, чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал вознаграждающее воздействие со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. При переносœе этого принципа на уровень межличностных отношений делается вывод, что добровольное воздействие между партнёрами существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, то есть что его ʼʼвкладʼʼ в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.

4. Деятельностный подход. В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В корне личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория ʼʼдеятельностьʼʼ. Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самойдеятельности и определœение составляющих её элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность. Итак, изучение личности опосредуется изучением её деятельности и, по сути, сводится к:

– определœению системообразующего звена, доминантного вида деятельности;

– выяснению принципа осуществления деятельности – вынужденная или свободная, отчуждённая или неотчуждённая;

– изучению характера связи между различными видами деятельности, степени их иерархизированности;

– исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.

Концепции развития личности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Концепции развития личности." 2017, 2018.

личность психология концепция выготский

Понятие «развитие личности» в сущности намного шире, чем простое вырабатывание возможностей и способностей. Знание психологии развития личности позволяет понять саму суть натуры человека и его индивидуальности. Однако современная наука на данный момент не может предложить единой концепции развития личности индивида. Силами, которые способствуют развитию, подталкивая его, являются внутренние противоречия, присущие процессу развития. Противоречия состоят из противоположных конфликтующих начал.

Процесс постепенного развития личности субъекта представляет собой это не простое совпадение различных случайностей, а процесс, обусловленный закономерностью развития психики индивидов. Под категорией развитие понимают процесс качественных и количественных изменений в психике, духовной и интеллектуальной сфере индивида, в организме в целом, которое определяется воздействием внутренних и внешних обстоятельств, неуправляемых и управляемых условий. Представители науки всегда стремились изучить и понять такие закономерности, разобраться в характере формирования психики. И даже сегодня данная проблема не утратила своей актуальности.

Анализ литературы показывает, что в психологических теориях можно выделить два направления о движущих силах развития личности и ее становления: социогенетическая и биологизаторская концепция развития личности.

Биологизаторский подход обуславливает развитие личности, главным образом, наследственными факторами. В силу этого предположения процесс развития личности носит самопроизвольный (спонтанный) характер. Опираясь на постулаты данной теории, исследователи предполагали, что индивид с самого рождения предрасположен к определенным особенностям эмоциональных проявлений, темпу проявлений действий и к конкретному комплексу мотивов. В частности, одни от рождения имеют склонность к преступлениям, другие имеют все предпосылки к успешной административной работе. В соответствии с данной концепцией изначально в человеке заложено природой формы и содержание его психической деятельности, определены стадии психического развития, порядок их появления.

Так известный американский физиолог Э. Торндайк утверждал, в частности, что все духовные качества личности, ее сознание - это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Сторонники же концепции, которая известна в психологии как "биогенетический закон", один из пионеров американской психологической науки С. Холл, его ученик К. Гетчинсон и другие, полагали, что человек в своем развитии с раннего детства постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный (Приложение Б). Были и такие (как например, американский философ и педагог Д. Дьюи), который утверждали, что индивид вообще рождается уже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями.

Биологизаторская теория личностного развития личности находит свое отражение также и в теории Фрейда, который считал, что развитие и становление личности, преимущественно, имеет зависимость от либидо (интимные влечения), которое проявляется с раннего детства и сопровождается определенными желаниями. При этом здоровая в психическом отношении личность формируется лишь при условии удовлетворения подобных желаний. Если же эти желания не удовлетворяются, то личность становится склонной к неврозам и другим отклонениям (Приложение Б).

Социогенетический подход рассматривает процесс развитие личности как результат прямого воздействия социальными окружающими факторами среды. Сторонники данной концепции склонны игнорировать собственную активность прогрессирующего индивида, отводя при этом индивиду пассивную роль существа, которое всего лишь адаптируется к среде и обстановке. Но даже при поверхностном рассмотрении данной концепции, остается неразрешенным вопрос: почему в одних и тех же социальных условиях вырастают абсолютно разные люди? Ясно, что представители данного направления, подобно генетикам, недооценивали внутреннюю активность личности как сознательного субъекта деятельности. Такая концепция, как и социогенетическая, представляют личность, которая изначально лишена активности. В начале прошлого возникла педологическая концепция развития личности, которая придерживалась теории двух факторов развития: биологического, или наследственного, и социального, считая, что эти два фактора конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя в какой-то степени открытым вопрос о движущих силах психического развития.

Таким образом, следует сделать вывод, что описанные концепции невозможно принять за основу понимания и объяснения закономерностей личностного развития. Ни одна из этих концепций не может выявить основные силы, которые управляют развитием личности. Поэтому, безусловно, на формирование личности субъекта влияют биологические и социальные факторы, такие как: окружающие обстоятельства и условия, наследственность, образ жизни. Это все сопутствующие факторы, так как доказано многими психологами, что личностью не рождаются, а становятся в процессе ее развития.

Тем не менее, и сегодня существует множество различных взглядов на процесс личностного развития. Психоаналитическая концепция относится к развитию, как к адаптации биологического естества субъекта к социальной жизни, выработке у него конкретных средств удовлетворения потребностей и защитных функций. Концепция черт основывается на том, что абсолютно все черты личности вырабатываются прижизненно. При этом сторонники данной теории утверждают, что процесс зарождения, преобразования, стабилизации черт личности подчиняется другим, небиологическим факторам и законам.

Биосоциальная концепция развития личности представляет человека как биологическое и социальное существо. Все его психические процессы, такие как: ощущение, мышление, восприятие и другие, обусловлены биологическим происхождением. А интересы, направленность, способности индивида образуются в результате воздействия социальной среды. Биосоциальная концепция развития личности рассматривает проблему соотношения социального и биологического в личностном развитии. Гуманистическая концепция развития личности трактует личностное развитие как непосредственно становление «Я» субъекта, утверждения его значимости.

В нашей отечественной психологии, в особенности в ее советский период, считается, что личностное развитие совершается в процессе ее социализации и воспитания. Человек является социальным существом, с самого своего рождения он окружен себе подобными, включен в систему различных социальных связей. При этом социализация представлена не как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Данный социальный опыт усваивается исключительно субъективно, и процесс усвоения зависит во многом от целей и ценностей самого человека. Одни и те же социальные ситуации могут восприниматься людьми по-разному.

1. В социологии существует две противоположные концепции в подходе к пониманию человека: биологизаторская и социологизаторская.

Сторонники биологизаторской концепции (осн. Зигмунд Фрейд) ключ к пониманию человека, его потребностей и поведения видят в его живом происхождении. По их мнению, все, что приобрел человек в ходе своего культурно-исторического развития, всего лишь оболочка, которая облагораживает животные инстинкты, реакции, но не меняет сути человеческого существования. Данная традиция стремится осмыслить сугубо социальные явления, как своеобразную эволюцию животных инстинктов стадности в новых условиях. Эта концепция делает акцент не на современного человека, а на его далекого исторического предка.

Такой подход резко усиливает значение животного начала.

2. Социологизаторская концепция (Эм. Дюркгейм). Для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В этой концепции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и обществе. Человек рассматривается как совокупность общественных отношений, как комплекс социальных функций и ролей.

В результате личность уподобляется бездумному роботу.

Истина социологического видения человека состоит в том, что природа человека биосоциальна.

Биосоциальность создает:

  • - особый мир, особую целостность, способную чувствовать, переживать, хотеть, иметь силу жизненной необходимости;
  • - социальное вырастает из природного, в нем всегда есть живое начало, данное природой;
  • - возможность действовать, но не по-животному, переживать, но не только за себя, но и за других, испытывать радость не только от утоления чувства голода, но и от прекрасного.

К предпосылкам и началу развития социального можно отнести:

  • - природно-географические условия. Климат, почва, рельеф - те факторы, которые сыграли значительную роль в развитии человека и его социальной жизни (экономике, культуре, политике и др.);
  • - особенности биологии человека. Сложный мозг, развитая рука, прямохождение, особенности гортани, устойчивость сексуального влечения, зависимость от родителей, медленный темп полового созревания;
  • - организация жизнедеятельности. Человек имеет принципиально отличающиеся от животного механизмы организации жизнедеятельности;
  • - удовлетворение индивидуальных потребностей. Они требуют объединения усилий со стороны общества;
  • - наличие у человека сознания. Сознание - это особая, присущая человеку способность отражать и активно преобразовывать окружающий мир.

Сознание позволяет:

  • - соотносить значимость тех или иных поступков (добро, зло);
  • - обобщать, аккумулировать накопленный опыт;
  • - передавать информацию и т.д.

Социальное - это эффект, возникший в результате взаимодействия индивидов.

М. Вебер, выделив в качестве квинтэссенции социальной жизни "ожидание" (ориентация на ответную реакцию), в наибольшей мере подошел к пониманию социального как внезапно возникающей реальности.

Ожидания, ориентация на других, соответствие поведения человека ожиданиям. Благодаря этим свойствам возникли эффекты предсказуемости, прогнозируемости, упорядоченности, сплоченности, появилась стабильная основа для творческой деятельности человека.

Человек не состоялся бы, если бы не возникло "магнитное" поле социального - системы взаимных ожиданий - обязательств.

2. В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". Зачастую многие из нас употребляют эти слова как синонимы, но если подойти строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые отличия.

Человек - понятие самое общее, родовое. В науке он характеризуется как homesapiens - существо разумное.

Индивид - это единичный человек как биосоциальное существо, особь.

Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, присущая данной личности.

Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной сущности человека, т.е. акцент делается на социальное начало.

Следовательно, личность - это любой человек, рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.

Индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

  • 3. Теория "зеркального Я". Основателем этой концепции был Ч. Кули. Он определил, что развитие собственного "Я" это длительный процесс, который происходит под воздействием других людей. Чтобы показать взаимосвязьиндивидов друг с другом, он использует образ зеркала. Человек формирует свое "Я", благодаря реакции на себя других людей, вступающих с ним в социальный конфликт. В построении "зеркального Я" Кули определил три стадии:
  • 1) как по нашему мнению, нас воспринимают другие;
  • 2) как они реагируют на то, что видят;
  • 3) как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

В дальнейшем теорию "зеркального Я" развил и систематизировал Д.Г. Мид. По его мнению, индивид в процессе своего обучения и воспитания как бы встает на место других индивидов, что позволяет ему видеть себя со стороны. Человек имеет возможность оценивать свои действия, представлять, что люди думают о нем, и старается соответственно себя вести. Это осознание осуществляется через использование социальных ролей. Формирование социальных ролей личности включает три стадии:

  • 1) имитацию;
  • 2) игровую стадию;
  • 3) коллективные игры.

В результате этого процесса индивид проходит последовательно стадии вхождения в другие роли, учится оценивать собственное поведение при взаимодействии с другими людьми и оценивать их реакцию через осознание других ролей. Все это позволяет сформировать в сознании индивида "образ другого", повторяя его роль, а также дает возможность сформировать собственное "Я".

Теория личности З. Фрейда. Известный психоаналитик З. Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество как систему запретов. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности. Человек, в силу невозможности удовлетворения своих инстинктов в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений, ищет компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Согласно учению З. Фрейда структура личности состоит из трех уровней:

  • 1) "Оно" (Ид) - бессознательное биологическое влечение;
  • 2) "Я" (Эго) - организация личности, контролирующей поведение;
  • 3) "Сверх-Я" (Супер-Эго) - нравственная оценочная сущность "Я".

Наиболее агрессивные слои - "Оно", "Сверх-Я". Они с двух сторон "атакуют" психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. По мере развития общества верхний слой ("Сверх-Я") становится более массивным. Вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Теория интенциональности Ш.Бюлер. По мнению Шарлоты Бюлер, в основе человеческой природы лежит "интенция" (намерение). Эта интенциональность проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах для достижения целей, которые сам человек может и не осознавать. Бюлер считает, что зачастую лишь один раз в жизни, в самом ее конце, человек способен осознать суть своих прежних ожиданий и оценить, насколько они реализовались.

В связи с формированием и достижением целей Ш. Бюлер рассматривает 5 главных фаз жизненного цикла человека.

Фаза I. Длится до 15-летнего возраста. В это время у человека отсутствуют какие-либо точные цели. У ребенка весьма смутное представление о будущем, он живет настоящим. В этот период, в основном, у него происходит развитие физических и умственных способностей.

Фаза II. Соответствует отрочеству и юности, длится от 15 до 20 лет. Для нее характерно осознание человеком своих потребностей, способностей и интересов. Это период вынашивания грандиозных планов, связанных с выбором профессиональной деятельности, партнера. Именно в этой фазе жизненного цикла человек оценивает свои способности и навыки при достижении поставленных целей.

Фаза III. Продолжается от 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. На этом этапе жизни человек ставит четкие цели, которые позволяют ему добиться уверенности и стабильности, как в профессиональной, так и в личной сфере. Он принимает обдуманные решения. Это самый богатый период жизни.

Фаза IV. Длится с 45 до 65 лет и соответствует солидному возрасту, когда человек подводит итог своей прошлой деятельности. Отныне строить планы на будущее человек вынужден с учетом своего физического состояния, профессионального статуса и положения дел в семье.

Фаза V. Начинается в 65-70 лет. Для многих это период, когда человек отказывается от целей, поставленных в юности. Это время спокойного проживания последних лет жизни. Оставшиеся силы люди тратят на различные формы досуга. В этот период человек задумывается о смысле своего существования. Одни, анализируя прожитую жизнь, приходят к выводу, что поставленные жизненные цели достигнуты. Другие, разочаровываются в связи с тем, что поставленные цели они не выполнили.