Формирование речевых умений у детей младшего дошкольного возраста. Развитие речи у детей: стадии, методы формирования речевых навыков

Языковая способность представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющейся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Развитие речевой деятельности в онтогенезе в отечественной психолингвистике принято понимать как развитие языковой способности (А.М. Шахнарович).

В коррекционной педагогике понятие языковой способности (Е.Н. Винарская, Л.П. Носкова и другие) имеет комплексный характер и в качестве компонентов включает:

  • восприятие словесной информации;
  • прослеживание предметных и речевых действий, ассоциирование предметных отношений с языковыми, подражание ребенка взрослому в выполнении различных движений и действий;
  • улавливание аналогий и регулярностей в речевых средствах в соотнесении с системой языка;
  • воспроизведение речевых высказываний по образцу и символизацию.

В 6-7 лет у детей с нормальным развитием речи завершается формирование подструктур языковой способности, объединенных функциональными связями. На данном этапе наиболее значимыми оказываются связи вокруг семантического компонента. Начинается стадия вторичной интеграции. Дети не только активно пользуются различными типами связей слов внутри предложения, между частями высказывания, но и начинают осваивать разные типы текстов.

В условиях бурного развития межкультурной коммуникации возрастает интерес к исследованию языковых способностей.

Традиционно при рассмотрении способностей учитывается роль задатков в развитии способностей (С.Л. Рубинштейн); различия в степени их развития рассматриваются как своеобразное сочетание различных способностей (Б.М. Теплов); способности понимаются как складывающиеся на протяжении всей жизни новообразования (А.Н. Леонтьев). При этом специальные языковые способности трактуются как индивидуально-психологические особенности личности, характеризующие легкость и быстроту приобретения лингвистических знаний, обеспечивающие скорость овладения языком и эффективность использования языка в процессе коммуникации (И.А. Зимняя, М.К. Кабардов, Л.А. Якобовец).

В последние десятилетия поиск путей совершенствования коррекционно-логопедической работы привел к сближению логопедии с психолингвистикой . Многие авторы в качестве основного дефекта у детей с общим недоразвитием речи стали называть недостаточность в развитии языковой способности. При этом происходит сбой в развитии коммуникативной, ритмической, познавательной, символической и других способностей, что выражается в снижении способности к усвоению эталонов, символов, условных заместителей, моделей.

Актуальность проблемы состоит в том, что, несмотря на наличие большого эмпирического материала по проблеме структуры способностей и значимости отдельных типов способностей при осуществлении определенного вида деятельности, сущность языковых способностей и динамика их развития применительно к практике остается неразработанной в полной мере .

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что «содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области)» .

Так, образовательная область «Речевое развитие» включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи…» .

Реализация данного содержания, на наш взгляд, связана с языковой способностью дошкольников.

Развитие языковой способности выступает как небезразличное отношение к речевому поведению говорящих людей и к самой языковой материи, как особая активность в усвоении и применении речевых средств для установления контактов с окружающими и обозначения предметов, их действий и качеств.

Для системного и эффективного развития языковой способности нами была разработана модель.

Модель - это схематическое изображение совокупности различных методов, приемов, условий, объединенных в единое целое и направленных на решение общей цели и частных задач.

Фундаментом модели являются следующие психолого-педагогические подходы:

  • личностно-ориентированный,
  • коммуникативно-деятельностный,
  • комплексно-тематический,
  • структурно-функциональный.

В основу данной модели легли принципы организации условий по развитию языковой способности старших дошкольников: баланс между совместной и индивидуальной деятельностью детей, предоставление условий свободы выбора, соответствие интересам воспитанников, зона актуального и ближайшего развития, принцип речевого комментирования и обыгрывания элементов среды, моделирование языковых явлений и экспериментирования, полифункциональности использования помещений и оборудования.

Данная модель раскрывает условия развития языковой способности детей старшего дошкольного возраста.

Условия можно подразделить на четыре блока:

  • учет психолого-педагогических особенностей детей,
  • требования к речи педагога,
  • построение предметно-развивающей среды,
  • предметно-практический инструментарий.

Стоит отметить, что выделение данных блоков весьма условно, они взаимодополняют и тесно проникают друг друга. В 6-7 лет начинается обучение детей навыкам звуко-буквенного анализа и первоначальным навыкам чтения. Совершенствуется система ориентировки на фонетическую сторону речи. Фонологический компонент начинает претендовать на ведущую роль вместе с семантическим компонентом языковой способности. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Требования к речи взрослого можно подразделить на требования к речи педагога и требования к речи других взрослых, такими являются и сотрудники ДОО (помимо педагогических работников), и члены семьи ребенка: родители, бабуши и дедушки, дяди и тети, а также старшие и младшие братья и сестры. По своей сущности
требования к речи взрослого будут идентичны как для первой, так и для второй группы взрослых. Отличия будут заключаться в методах и приемах работы по формированию правильной речи взрослого.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:

  • в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и так далее), во время прогулок;
  • в процессе игр;
  • при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
  • в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);
  • во время праздников и развлечений и другое.

Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению, к самостоятельной речевой активности. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Так, в центре театрализованной деятельности ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театров, подобрать атрибуты для игры-драматизации и режиссерских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, ее интонацию, выразительность.

Логоритмическая студия позволяет ребенку поставить правильную речь, сформировать навыки артикуляционной выразительности речи.

В студии мультипликации дети в непринужденной обстановке, в игре развивают устную речь. Озвучивая собственные мультфильмы, дети учатся контролировать и осознанно использовать все разнообразие средств выразительности устной речи.

Компьютерный класс с оснащенной медиотекой, в которой собраны игры на развитие языковой способности старших дошкольников, также способствует развитию языковой способности. К

аждому ребенку хочется иметь свои секреты, личные, никому не рассказанные. Для этого в группах могут быть «сундучки секретов» - здесь дети раскладывают свои самые сокровенные тайны, сохраняемые в сундучках и шкатулках.

Для развития языковой способности старших дошкольников возможно использование специально организованных педагогических ситуаций, проблемных, ситуаций-иллюстраций, упражнений, языковых игр и литературных проектов.

Для самостоятельных игр в театр в каждой группе важно создать условия для обыгрывания разных литературных произведений в разных видах театра. Театрализация художественных произведений помогает воспитанникам ярче и правильнее воспринимать содержание произведений. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от дошкольников вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это несомненно способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Таким образом, решая задачи речевого развития дошкольников, необходимо помнить, что умение общаться определяет многое в нашей жизни. Развитая речь, умение ориентироваться в жизненных ситуациях речевого общения - ключ к успеху во всех видах деятельности человека, а дошкольный возраст, наиболее благоприятный к развитию как коммуникативных, так и языковых способностей человека.

Литература:

1. Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ: научно-методическое пособие / под ред. Н.И. Левшиной, В.И. Турченко. - Магнитогорск, 2010.

2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2000.

3. Шахнарович А.М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. - 1991. - С. 185-220.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Материал предоставлен , март 2015.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кисаретова Лилия Васильевна,

педагог ШРР «Тропинка»

Куйбышевского ДДТ

Новосибирская область, город Куйбышев

Развитие языковых способностей

дошкольников через игровую деятельность

Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в

них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни.

Ш. А. Амонашвили

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. К сожалению, последнее время очень часто родители уделяют недостаточно внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте, что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих проблем: нарушенное звукопроизношение, ограниченный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, отсутствие связной речи. Поэтому группа предшкольной подготовки – это необходимая и важная ступенька для решения проблем речевого развития будущих первоклассников.

Передо мной, как педагогом, непосредственно занимающимся развитием речи дошкольников, встал вопрос: какие же формы совместной деятельности по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми дошкольного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализировала возрастные особенности детей данного возраста. Анализ показал, что детям трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям дошкольного возраста свойственна подражательность; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка. В речевых играх тренируются умения правильно произносить звуки и различать их, описывать свойства и качества, правильно употреблять речевые конструкции и т. д. Игры в занимательной форме учат ребенка пользоваться родной речью.

Исходя из актуальности проблемы, мною была поставлена цель - обеспечение условий для развития языковых способностей дошкольников через игровую деятельность.

Показателями речевого развития являются языковые способности дошкольников: звуковая культура речи (устойчивое чистое звукопроизношение), грамматика (точное формо- и словообразование), связная речь (самостоятельное составление небольшого творческого рассказа). Этот перечень показателей, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой педагог. Мною же были сформулированы следующие задачи:

  1. развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
  2. расширять и обогащать словарный запас;
  3. учить диалогической речи (активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы);
  4. развивать мелкую моторику рук;
  5. воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку.

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно только в условиях эффективного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса:

  1. представлять детям возможность выбора в процессе игровой деятельности;
  1. стимулировать дошкольников комментировать (сопровождать речью свои действия);
  2. внимательно и тактично наблюдать за игрой детей;
  3. создавать условия для реализации различных видов игровой деятельности;
  4. поощрять проявление детского словотворчества;
  5. поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;
  6. предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения;
  1. овладевать в игровой деятельности «языком чувств».

В соответствии с данными условиями, мною определены основные направления работы по развитию языковых способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность на занятиях развития речи:

  1. воспитание звуковой культуры речи;
  2. развитие грамматически правильной речи;
  3. развитие связной речи.

Реализуя свою воспитательно-педагогическую деятельность по заданным направлениям, осуществляю подбор игрового материала:

  1. Игры на развитие звуковой культуры речи.

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов («Придумай слово», «Строим дорожку», «Поймай слог»…);

  1. Игры на формирование грамматического строя речи.

В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола («Подбираем рифмы», «Домики», «Кузовок»», «Чье все это?»…);

  1. Игры на развитие связной речи.

Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение», «Пойми меня», «Если бы…».

В результате реализации данной работы ребенок к концу года:

  1. овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов;
  2. проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;
  3. в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы;
  4. проявляет критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно;
  5. правильно произносит все звуки родного языка;

рассказывает истории, что является следствием развития фантазии.

Результаты работы по развитию языковых способностей дошколь-ников через игровую деятельность свидетельствуют о том, что речь детей активнее развивается при систематическом, целенаправленном использовании дидактических игр в ходе занятий.

Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств.

Януш Корчак

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие языковых способностей дошкольников через игровую деятельность (Творческий отчет) Кисаретова Лилия Васильевна, педагог ШРР «Тропинка» Дом детского творчества Новосибирская область город Куйбышев 2013г

Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни. Ш. А. Амонашвили

Введение Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. В последнее время очень часто родители уделяют недостаточно внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте, что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих проблем: нарушенное звукопроизношение, ограниченный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, отсутствие связной речи. Поэтому группа предшкольной подготовки – это необходимая и важная ступенька для решения проблем речевого развития будущих первоклассников. Опыт ребенка формируется в игре. Играя, ребенок тренирует определенные умения и получает навыки. В речевых играх тренируются умения правильно произносить звуки и различать их, описывать свойства и качества, правильно употреблять речевые конструкции и т. д. Игры в занимательной форме учат ребенка пользоваться родной речью.

Цель - обеспечение условий для развития языковых способностей дошкольников через игровую деятельность Задачи: развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь). расширять и обогащать словарный запас; учить диалогической речи (активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы); развивать мелкую моторику рук; Воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ представлять возможность выбора в процессе игровой деятельности; стимулировать детей комментировать (сопровождать речью свои действия); внимательно и тактично наблюдать за игрой детей; создавать условия для реализации различных видов игровой деятельности; поощрять проявление детского словотворчества; поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты; предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения; овладевать в игровой деятельности «языком чувств».

Основные направления работы по развитию языковых способностей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность на занятиях развития речи

РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ Ребенок к концу года: овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов; проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению; в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы; проявляет критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно; правильно произносит все звуки родного языка; рассказывает истории, что является следствием развития фантазии.

Уровни развития языковых способностей дошкольников по итогам промежуточного обследования (диагностический инструментарий см. приложение)

Результаты работы по развитию языковых способностей дошколь-ников через игровую деятельность свидетельствуют о том, что речь детей активнее развивается при систематическом, целенаправлен-ном использовании дидактических игр в ходе занятий.

Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. Януш Корчак …


Все маленькие дети имеют трудности в той или иной степени при развитии своих речевых навыков. Это могут быть проблемы правильного произношения звуков, проговаривания всех нужных звуков в слове, а не только их части, грамматические ошибки в согласовании слов между собой, смысловые ошибки и т.д. И неважно родной это язык или иностранный. Чем старше становятся дети, тем меньше остается этих проблем в родной речи, но при освоении иностранного языка с похожими проблемами сталкиваются и взрослые.

Родители могут помочь маленькому ребенку в решении этих проблем. И так как суть проблем одинакова как для родной, так и для иностранной речи, то пути решения также одинаковы.

Пути развития речевых навыков:

  1. нужно слышать речь, чтобы различать звуки и слова, учиться понимать речь
  2. нужно видеть, как говорят на этом языке, чтобы понимать, как двигаются лицевые мышцы и язык для создания определенных звуков
  3. нужно развивать мелкую моторику (выполнение мелких и точных движений кистям рук и ног), что способствует развитию речевых центров в головном мозге
  4. нужно развивать лицевые мышцы и мышцы языка, чтобы уметь их контролировать и управлять ими для воспроизведения определенных звуков
  5. нужно тренироваться говорить

1. Восприятие речи на слух

При освоении любого языка нужно много и часто слышать речь на данном языке. В самом начале изучения любой язык для нас это бесконечный поток хаотичных звуков. Чем больше мы слышим эту речь, тем разборчивее она для нас становится. Мы начинаем различать звуки и их оттенки, начинаем улавливать похожие сочетания звуков и постепенно можем даже повторять эти звуки. Так происходит со взрослым при изучении иностранного языка, но процесс восприятия родной речи у наших малышей строится таким же образом, только дети справляются с этой задачей намного быстрее.

Чтобы им помочь, нужно создать для них соответствующие условия. Если ребенок еще не говорит, то говорите с ним как можно чаще на своем родном языке. Проговаривайте то, что делаете, проговаривайте свои планы и мысли вслух. Не знаете, о чем поговорить? Не любите говорить сами с собой? Рассказывайте ребенку стихи, детские считалки, пойте песни. Ставьте аудиозаписи сказок и песен. Но помните, что и тишина в Вашем доме тоже нужна, чтобы Вы и ребенок отдыхали, чтобы у ребенка было время переварить все услышанное, а также чтобы речь не превратилась для него просто в шумовые эффекты на заднем плане.

Как говорить?

Обязательно:

  • говорить часто, хотя бы небольшие фразы, стишки и т.д.
  • говорить без негативных эмоций и раздражения
  • не повышать голос на ребенка

Желательно:

  • говорить медленнее и четче, чем говорите с другими. Так ребенок быстрее начнет различать звуки, слова и понимать Вас.
  • говорить правильно, т.е. не сюсюкать, не превращать все слова в уменьшительно-ласкательные, не заменять обычные слова упрощенными детскими версиями («машина» — «биби») и т.д. Это поможет ему заговорить быстрее правильно и избежать для Вас необходимости в дальнейшем переучивать его. Но если у Вас порыв души посюсюкать или по-другому вообще не получается, то не отказывайте себе и своим родственникам в этом удовольствии. Ребенку полезнее слушать такую речь «от души», чем быть в полной тишине.
  • говорить от первого лица, когда говорите про себя («Я пошла», а не «Мама пошла») и от второго лица, когда обращаетесь к ребенку («Ты будешь?» а не «Вася будет?»). Это поможет ребенку быстрее разобраться в местоимениях, и он начнет быстрее грамматически правильно говорить о себе. Например, в семьях, где с ребенком все время только мама, которая о себе и ребенке говорит только в третьем лице, мальчики очень часто начинают говорить о себе в женском роде. Поэтому лучше не путать ребенка с самого начала.
  • почаще говорить с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо. Это необходимо ему, чтобы понять, как у Вас получается с помощью мышц лица и языка издавать такие звуки.

Пока ребенок не заговорит на родном языке предложениями из 3 слов, не торопитесь говорить с ним на иностранных языках (см.статью ). Ставьте ему слушать сказки и песенки на этих языках, можете рассказывать ему стишки на этих языках, но пока в бытовой речи используйте только родную речь, чтобы не навредить ей.

2. Визуальный контакт

Чтобы понять, как произнести звук, недостаточно просто его услышать, необходимо еще и видеть, как человек это делает. Необходимо видеть мимику, как двигаются лицевые мышцы и язык.

Не важно, осваиваете Вы родную речь или иностранную, старайтесь при разговоре ловить визуальный контакт с ребенком. Особенно, если Вы видите, что он следит за Вашими губами, старайтесь говорить четче, повторяйте уже сказанное.

Если это иностранный язык, то периодически используйте видео, где говорят на этом языке люди (сказки, детские фильмы и видеоуроки). Но не забывайте говорить сами на этом языке, старайтесь делать это правильно. Маленькие дети лучше всего осваивают те навыки, которые они видят у своих близких. Им интереснее повторять за мамой, чем за тетей из телевизора.

Очень хорошо, если у ребенка есть возможность увидеть, как на изучаемом языке говорят носители этого языка. Это возможно в путешествиях или в специальных клубах.

3. Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — это выполнение мелких и точных движений кистями рук и ног. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Детям постарше нужно давать пересыпать разные сыпучие субстанции, например, разделять смешанные гречку и фасоль. Затем нужно переходить к более сложным заданиям, где нужно что-то собрать, смастерить, склеить, нарисовать. Любая работа по дому развивает мелкую моторику: мытье посуды, полов, глажка белья. Необязательно заставлять ребенка выполнять реальные обязанности, можно просто привлекать его к процессу, когда Вы что-то делаете. Например, моете посуду — дайте ребенку чистую пластиковую посуду и тазик с водой, пусть повторяет Ваши движения.

Очень полезны творческие занятия: лепка, рисование, составление аппликаций и поделок. Уделяйте этому много внимания. Казалось бы эти совершенно не связанные вещи с изучением иностранных языков, помогут Вашему ребенку заговорить на другом языке. А ведь можно рисовать и лепить прямо во время занятий иностранными языками.

4. Развитие артикуляционного аппарата

Лучший способ развивать артикуляционный аппарат, т.е. лицевые мышцы и языковые мышцы, это кривляться с ребенком перед зеркалом. Это весело и очень продуктивно. Надувайте щеки, показывайте язык, цокайте как лошадки, корчите рожицы, издавайте любые странные звуки, эмоционально произносите все гласные и согласные. Ребенок будет веселиться, Вы тоже. И никто из Вас не заметит, что Вы занимаетесь! А эти занятия очень эффективны. «Занимайтесь» регулярно. Например, перед сном и по утрам, когда чистите зубы.

Если Ваш ребенок маленький, то очень полезно повторять за ним любую его мимику. Будьте его зеркалом. Это полезно для него. И это своего рода общение с ним на его языке.

Эти упражнения полезны и после того, как Ваш ребенок заговорит на родном языке. Они пригодятся для изучения иностранных языков. Кривляйтесь с ребенком перед зеркалом до того возраста, пока ему это интересно.

5. Тренировка речи

Стимулируйте своего ребенка говорить. Разговаривайте с ним, задавайте ему вопросы, учите вместе веселые стихи и песенки (см. статью ). Не нужно заставлять ребенка говорить, он должен хотеть говорить сам. Вы можете играть в игры, где ему будет интересно говорить. Говорить должно быть весело и смешно, тогда ребенок будет тренироваться с удовольствием.

Это касается и иностранных языков. Чем больше практики устной речи, тем быстрее Вы увидите эффект. Это как занятия спортом, больше тренировок, лучше результаты.

Итак, создайте для ребенка среду, которая будет стимулировать развитие его речи. Он должен слышать речь, видеть, как говорят на этом языке, развивать мелкую моторику, развивать лицевые мышцы и постоянно тренироваться говорить. Эти занятия помогут ему освоить как родную, так и иностранную речь.

Формирование и развитие речевых способностей у детей занимает одно из центральных мест в современной психологии. Накоплен богатый научный опыт, опираясь на который возможно достаточно осмысленно развивать у детей дошкольного возраста речевые умения, лежащие в основе формирования высших психических функций.

Психологическая школа Л.С. Выготского рассматривает языковую способность, как отражение системы языка в сознании говорящего. «Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условно-рефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения» (А.А. Леонтьев). Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что навыки – это «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммутативно-речевые умения и навыки.

Различают четыре вида речевых умений:

1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме,
2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении,
3) умение излагать свои мысли в письменной речи,
4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.

Речь как средство общения между людьми в целях обмена информацией и организации совместных действий проходит ряд этапов. Прежде всего ребенку необходимо овладеть умением понимать содержание речи, обращенной на него со стороны других людей. Такое умение предполагает овладение ребенком такими функциями речи, как функции указания, функции замещения и фиксации значения, функции установления отношений между значениями (грамматика) и др.

На основе понимания содержания речевых высказываний у ребенка формируется функция подчинять свои действия и поступки (поведение) речевым указаниям взрослых. Без достаточного развития этой функции речи у ребенка не формируется множество других важнейших для человека умений и способностей: от умения подчиняться правилам до умений овладевать новыми действиями и знаниями на основе только речевых описаний и объяснений.

Формирование у ребенка способностей, обеспечивающих активное использование речи, ведет к развитию функции, которая заключается в умении организовывать с помощью речи поведение других людей. Непонимание взрослыми необходимости формирования у ребенка таких способностей может впоследствии вести ко многим недостаткам в познавательном и личностном развитии. Недостатки развития этой функции речи ведут, например, к недостаткам в формировании способностей к саморегуляции поведения и деятельности, а также к недостаткам в развитии волевых качеств.

Итак, у ребенка возникают две разные способности: способность подчиняться речевым воздействиям, направленным на него со стороны других людей, и способность самостоятельно порождать речевые воздействия, направленные на организацию определенных элементов поведения у окружающих его людей. Организующая поведение функция речи при этом оказывается разделенной с другими людьми. Следующий этап развития заключается в том, что обе эти функции координируются в одну, и формируется способность самостоятельно порождать организующие свое собственное поведение речевые указания (цели, планы, а также программы их достижения) и самостоятельно им подчиняться. Речь превращается в средство саморегуляции поведения. У ребенка формируется способность произвольно регулировать свое поведение, а позднее и свою познавательную активность. Такая способность лежит в основе последующего развития волевых способностей.

Проблемой развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста оставшихся без попечения родителей мы занимаемся не один год. Учителя – дефектологи, учителя –логопеды и воспитатели детского дома «Ручеёк» реализует комплексную образовательную программу развития детей от трех до семи лет. Программа рассчитана на последовательное развитие речевых способностей на протяжении четырех-пяти лет и характеризуется преемственностью. Наиболее важным направлением образовательной про-граммы мы считаем развитие речевых умений и способностей у детей.

У детей с ЗПР наблюдаются следующие нарушения речи:

Нарушение фонетической стороны речи:

* Нарушения произношения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков), полиморфность, вариативность, стойкость нарушений.
*Трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляционных установок.
*Трудности тонкой моторной дифференциации, нарушения слуховой дифференциации звуков.
*Несформированность операций слухового и кинестетического контроля, операции выбора фонем.
* Нарушения звуко–слоговой структуры слова.
* Нарушения просодической стороны речи.
* Встречаются нарушения темпа речи и нарушения голоса.

Нарушение лексико-грамматической стороны речи:

*Бедность словарного запаса.
* Неточность употребления слов, парафразии по семантическому сходству.
* Трудности актуализации словаря.
* Значительное преобладание пассивного словаря над активным.
* Несформитрованность структуры значения слова.
*Нарушения процесса организации семантических полей, лексической сис-темности.
*Аграмматизмы в речи.
*Несформированность морфологических форм словоизменения и словообразования.
* Искажение структуры предложения.

Нарушения связной речи

* Замедление темпа развития связной речи.
* Необходимость постоянной стимуляции при порождении связных высказываний.
* Трудности овладения контекстной формой речи.
* Недостаточная сформированность диалогической речи.
*Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны, лишены логической последовательности.
*В монологической речи(пересказ, рассказ) обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений, на ос-нове случайных ассоциаций происходит добавление событий, отсутствующих в тексте.
* Характер и особенности связных высказываний определяются интересом к теме рассказа и мотивацией.

Работа с детьми имеет свою специфику, которая заключается в учете особенностей протекания психических процессов у детей. И направлена: на коррекцию фонетической стороны речи, на коррекцию нарушений лексико-грамматической стороны речи и профилактику письменной речи.

Большое внимание должно уделяться в учреждениях для детей сирот формированию коммуникативных функций речи.

Зная закономерности формирования коммуникативных функций речи, педагогам следует:

Обращать внимание на развитие у ребенка умений выполнять действия по речевым указаниям; при этом стремиться: а) к постепенному расширению таких умений у ребенка на различные сферы его поведения и деятельности; б) к постепенному увеличению сложности и количества действий, задаваемых в речевых инструкциях, в соответствии с которыми организуются поведение и деятельность ребенка.
Включать в общение с ребенком такие ситуации (игровые и повседневные), где он имел бы возможность организовывать, планировать и распределять выполнение каких-либо совместных действий.
Как можно чаще (но не навязчиво!) создавать такие ситуации, где, прежде чем что-нибудь начинать делать, ребенку приходилось бы в речевой форме проговаривать, как он собирается достичь определенной им же самим цели.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение ребенка в специально спроектированные ситуации общения на занятиях, в которых педагог ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. У детей расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможности выбора языковых средств, индивидуального “речевого вклада” в решение общей задачи – на таких занятиях у детей развиваются способности выражать собственные мысли, намерения и эмоции. Педагогу для обогащения и совершенствования детской речи на занятиях необходимо: создавать вокруг детей благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений.

Учитывая возрастные особенности и особенности познавательной деятельности, особое внимание в нашем учреждении уделяется использованию дидактических игр в коррекционной работе.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работы по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. Таким образом, внедрение логопедических игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его всестороннее развитие.

Использованная литература:

1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной редакцией И.Ю.Левченко.-М.: Книголюб, 2008.-96 с.
2. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭКС», 2001г. – 160с.

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Исследование развития речи у детей раннего возраста является важным для современных специалистов в области логопедии, педагогики и специальной психологии.

В специальной литературе многими исследователями неоднократно отмечалась важность изучения вопроса становления речи при ее нормальном развитии, ее этапов.

Среди трудов отечественных ученых следует прежде всего назвать исследования Л.С. Выготского, Д.Б Эльконина, Н.Х. Швачкина, Р.М. Боскис и других.

Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи в раннем возрасте представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще нет или усвоенными только частично.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие речи детей с ее нарушениями в раннем возрасте (и в любом другом) носит сугубо индивидуальный характер, и зависит это от различного рода факторов, начиная от локализации повреждения, заканчивая той социальной средой, в которой воспитывается ребенок.

Все это требует повышенного внимания, индивидуального подхода к ребенку со стороны специалистов.

Важно не только подобрать методики, необходимые в работе, но и учесть возможности каждого отдельного маленького пациента, т. к. одно и то же задание, примененное к разным детям, может дать абсолютно разные результаты. В одном случае это может привести к положительному результату, прогрессу, в другом - может не привести ни к каким результатам или вызвать процесс регресса.

Так, усвоение ребенком родного языка происходит в соответствии с определенной закономерностью и формируется под влиянием речи взрослых, а так же согласно той социальной ситуации, в которой находится ребенок.

Для правильной диагностики нарушений речи специалисту необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное дальнейшее формирование.

Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно выбрать стратегию коррекционно-педагогического воздействия, направленного на преодоление нарушений речи.

Правильная речь существенно влияет на процесс становления социальной адаптации.

До определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют о недостаточном развитии морфологических элементов. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно.

Поэтому усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей, не зависимо от того имеет ли он какое - либо нарушение или нет.

Так, например, в монографии А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961) подробно изучена последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей.

1-й — подготовительный (с момента рождения — до года);

2-й — преддошколъный (от года до 3 лет);

3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта.

Первые шаги развития речи совершаются именно так, как указывает теория условного рефлекса относительно развития всякой новой формы поведения.

Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей раннего возраста в норме и знать закономерности этого процесса.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Ребенку с любой формой поражения речевой функции независимо от того, захватывает ли поражение центральные механизмы речи, или только периферические, или то и другое вместе, предстоит овладеть родным языком сначала как средством общения, а затем как средством мышления. Для этого предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы, в которой все ее составные части и элементы (слова, морфы, фонемы и т.п.) находятся в закономерных отношениях.

Медленно и своеобразно продвигаются дети с нарушениями развития речи в овладении родным языком. На каждом этапе они испытывают определенные трудности в усвоении тех или иных единиц речи.

Особенности накопления первоначального словарного запаса, время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте 2-3 лет, и в 4-6 лет.

Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Специфические проявления, свойственные дизонтогенезу речи, могут быть выраженными и во всей полноте, и в меньшей степени, как быстро, так и медленно изживаемы из речевой практики ребенка.

Таким образом, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Чрезвычайно важно осуществлять лечебно - коррекционную работу в отношении детей раннего возраста (также детей любого возраста) с той или иной речевой патологией. Как правило, речевая патология сопровождается различными неврологическими нарушениями. Особенно часто речевая патология отмечается при детских параличах.

Следует помнить, что вся психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна проводиться на фоне положительного настроения маленького пациента. Необходимо, чтобы ребенок был максимально активен и заинтересован в устранении речевых дефектов.

Необходимо использовать зрительный контроль с помощью зеркала, особенно при работе над артикуляционной моторикой. Восстановительная речевая терапия должна проводиться в тесном единстве с общими лечебно-восстановительными мероприятиями. Развитие манипулятивной деятельности рук и формирование речи идут параллельно друг другу.

Важное значение имеет осмысление детьми логико-граматических конструкций: в связи с этим детям можно предлагать воспроизводить доступный им речевой материал. Необходимо воспитывать слуховое внимание, умение осмысленно воспринимать озвученный речевой материал. Не менее важна работа по развитию фонематического слуха.

При выраженности двигательных нарушениях (особенно при церебральных параличах) важное значение в процессе развития речи должно придаваться подавлению патологической рефлекторной активности. В целях подавления патологической активности речевой мускулатуры нужно осуществлять поэтапное формирование доречевой и речевой деятельности.

Необходимость соблюдать это требование становиться особенно настоятельной, когда речь идет о проведении логопедической работы с детьми первых двух лет жизни.

Анализ и оценка речевой деятельности ребенка невозможны, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме, так как они обеспечивают квалификацию дефектов речи и выбор рациональных и эффективных путей преодоления и предупреждения отклонений речевого развития ребенка раннего возраста и любого другого возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. - С 24 - 32.

    Бюлер К. Теория языка. М.: Прогресс, 1993. - 125 с.

    Бюлер Ш. Диагностика нервнопсихического развития детей раннего возраста. 1935.

    Выготский Л. С. Психология развития человека. - М. Москва 2005. -С 375 - 388.

    Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР,1961. - 471 - 475 с.

    Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопндическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сера, 2004. - 125 с.

    О. Е. Громова. Путь к первым словам и фразам. Пособие для родителей. -С 10 - 17.

    Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи - М.: Алетейя, 2004. - 150 с.

    Келер Д. Г.

    Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб Союз, 1999. -С3 -22, 10 - 44.

    Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969. - С 74 - 83.

    Леонтьев А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948. - С. 132 - 157.

    Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С 214 - 310.

    Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.1994. № 2

    Федоренко Л. П. Закономерности усвоения; родной, речи: Учебное: пособие для студентов пед вузов. — М.: Просвещение 1998. -С 132 - 135.

    Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. - С 40 - 45.

    Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения издание 2-е П. - М. 1989 - С 6 - 8.

    Штерн В. Язык детей М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 375 с.

    Эдиглер Э. Творение сознания. - СПб., БСК., 2001.- С 69 - 72.