Ролевые отношения и ролевое поведение личности. Способы разрешения ролевых конфликтов

Это механизмы социализации. Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

  1. Модель поведения человека со стороны общества.
  2. Система представления человека как он должен вести себя.
  3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:

  • социальное происхождение;
  • этническая принадлежность;
  • уровень образования;
  • должность;
  • проф. принадлежность;
  • власть;
  • доход и богатство;
  • образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер. Линтон доказал, что роль имеет социо-культурную обусловленность.

Есть еще определение, что социальная роль – это социальная функция Личности.

Необходимо отметить, что существует несколько точек зрения:

  1. Шебутани – конвенциональная роль. Разводит понятия конвенциональной роли и социальной роли.
  2. Совокупность социальных норм, освоить которые общество побуждает или принуждает.

Разновидности ролей:

  • психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
  • социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.
  • активные или актуальные – исполняемые в данный момент;
  • латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент
  • конвенциональные (официальные);
  • стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Связь роли и поведения:

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение челоека. Феномен поглощения Личности человека ролью. Ролевые предписания формируют поведение человека. Явление деиндивидуализации – поглощение Личности социальной ролью, Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут возникнуть ролевые конфликты: межролевые (человек вынужден выполнять одновременно несколько ролей, иногда противоречивых), внутриролевой (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп). Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д.

Юнг. Персона – роль (эго, тени, самость). Не слиться с «персоной», чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Андреева. Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – «стиль исполнения ролей». Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.

Текст Психология"Ролевое поведение в различных видах современного общества" :

В социологии роль – это ожидаемое поведение, которое соответствует определенному социальному положению. Потому что роли основаны на социальных правилах. Они часто могут быть источником личного и группового конфликта. Однако роли служат цели обеспечения стабильности и ощущения комфорта.

Ролевое поведение

Ролевое поведение - это исполнение личностью своей социальной роли, которая всегда стандартна, поскольку представляет собой систему ожидаемого поведения. Такое поведение зависит от нормативных обязанностей и прав. Каждый человек индивидуально понимает свою социальную роль и поэтому исполняет ее по-разному, в зависимости от видов деятельности, отношений между людьми. Например, бывают способные и неумелые менеджеры, талантливые и бездарные актеры, заботливые и безразличные родители, послушные и непослушные дети. Все участники взаимодействия ожидают друг от друга поведения, которое соответствует требованиям и правилам для данной роли. Можно говорить о соответствующем ролевом ожидании, то есть «правильном исполнении своей роли». Последовательность выполнения «правильных ролей» от «послушного ребенка» до «прилежного ученика», а затем и до «успешного бизнесмена» - это условие перехода во взрослый мир и достижения.

Гендерные роли

Гендерные роли регулируют взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Социальные правила диктуют, что женщины должны быть пассивными с зависимым поведением, в то время как мужчинам рекомендуется проявлять агрессивное конкурентное и независимое поведение. Если эти нормы не будут соблюдены, возникает конфликт. Женщина, которая является амбициозной и конкурентоспособной на работе тяжело добиться уважения коллег-мужчин. Женщины, наоборот, часто становятся объектом домогательств и пренебрежительных высказываний на работе. Мужчина же, который хочет остаться дома и воспитывать детей, а его жена при этом должна работать на полный рабочий день, будет непонят другими мужчинами. Однако со временем общество становится все более демократичным. Женщины и мужчины начинают вести себя так, что возникает конфликт с их традиционными ролями. Это говорит о том, что с развитием общества будут продолжать меняться правила, регулирующие социальные роли.

Пол и семья

Семейные роли, как правило, определяются патриархальной иерархией власти. Муж должен обеспечивать «прожиточный минимум», а жена должна создавать домашний уют, быть тихой, скромной и послушной. Разделение труда привело к приобретению и в дальнейшем формированию ими различных навыков. Многие занятия рассматриваются как чисто женские, а некоторые – мужские. Традиционная иерархия власти начинается с отца как главы семьи. Во многих странах за принятие решений в семье отвечает тот, кто больше зарабатывает. И, поскольку, мужчины, как правило, имеют больший заработок (для хороших заработков нужна более высокая квалификация, а, значит, и лучшее образование) то и за принятие решений в семьях многих стран отвечают мужчины. Женщины и дети при этом становятся зависимыми от мужа. Однако времена изменились. Поэтому современные семьи имеют нетипичную структуру: некоторые дети воспитываются одним родителем или бабушками и дедушками, некоторые матери работают полный или неполный рабочий день, а некоторые отцы остаются дома с детьми.

В то время как структура изменилась, многие из ролей в семье перестали существовать. Например, дети должны уважать и слушаться родителей, посещать школу и участвовать во внеклассных мероприятиях. Матери по-прежнему хотят поставить семью и работу мужа на первое место. На практике, однако, роли будут зависеть от конкретной конструкции каждой семьи. Например, в неполной семье, возможно, придется сделать работу высшим приоритетом, чтобы финансово обеспечить семью.

Пол и Возраст

Роли имеют также гендерно-возрастной характер. Например, маленькая девочка будет играть с типично женскими игрушками, такими как куклы, и играть в игры, как «дом» и «школа». Шестилетний мальчик, с другой стороны, будет хулиганить, заниматься спортом или играть в игры, такие как «ковбои и индейцы». Когда девушки становятся женщинами, их ожидает переход к роли «матери», в которой ее семья важнее, чем все остальное, в том числе она сама. Мальчика ожидает роль «добытчика», так как работа является важнейшим приоритетом мужчины. С возрастом социальные роли женщины и мужчины по-прежнему развиваются. «Мать» становится «бабушкой», в то время как «добытчик» - «пенсионером». Бабушка продолжает считать семью своим приоритетом, в то время как роль пенсионера позволяет мужчинам заменить работу на хобби или на другие несложные занятия.

Отметим, что структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:

· роли участников взаимодействия. Это набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он за­нял фиксированную позицию среди людей;

· набор и порядок действий;

· правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации.

На работе, как и в театре, людям приходится играть опре­деленные социальные роли.

Каждая личность в социуме рассматривается в трех ипос­тасях.

«Я - образ» - рефлексивное представление человека о са­мом себе. Это представление бывает более или менее адекват­но реальности или мнению окружающих.

«Реальное Я» - совокупность качеств, стабильно присущих личности, или ее истинная, объективная сущность.

«Имидж-Я» - образ человека во мнениях окружающих. Он складывается под влиянием многих факторов и его можно ва­рьировать в широком диапазоне.

Социальная роль, по сути, близка к понятию «имидж - Я», и характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от ее «ис­полнителя».

Рассматривают различные модели личности в общении. Модель общения во многом определяется на генетическом уровне. Например, интроверты - это люди, обращенные в свой внутренний мир. Для них общение, как правило, затрудне­но низкой коммуникабельностью или повышенной тревожностью. Экстраверты наоборот, подсознательно тянутся к людям. Им свойственна, скорее всего, постоянная потребность в обществен­ном одобрении. Они очень общительны вплоть до навязчивос­ти. Одиночество их угнетает.

Д.Б. Ропер (1966, США) предложил различать людей на ориентированных изнутри и ориентированных извне. Первые имеют внутренний локус контроля - это интерналы. Они убеждены, что в любой момент способны повлиять на окруже­ние. Им свойственно брать на себя ответственность за то, что с ними случается. Это активные и динамичные люди. В случае неудачи они, не колеблясь, упрекают себя в том, что приложи­ли недостаточно усилий. Интерналы чаще всего считают свои успехи и неудачи не случайными, а зависящими от самих себя.



Люди, верящие в существование внешнего контроля, имеют внешний локус контроля - это экстерналы. Они убеждены, что в обстоятельствах их жизни всецело повинны другие люди, везенье или случай. Это более пассивные и менее дееспособ­ные личности. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой при­знательности от экстернала ожидать не приходится.

Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делят на ведущих и ведомых. Ведущих играют так называе­мые «предпочитаемые» - «звезды», авторитетные, честолюби­вые или чем-то иным привлекательные для окружающих лица. Ведомые - все остальные, включая «непредпочитаемых», с ко­торыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответ­ственными за все.

Социальная роль как идеальная модель поведения

Вступая в те или иные взаимодействия, люди бессоз­нательно, исходя из привычки, быстро входят в роли, соответ­ствующие обстоятельствам. Это позволяет реагировать на со­бытия быстро и адекватно. В трудовом коллективе, например, важно, чтобы сам работник осознанно полностью слился с той ролью, которая ему предписана должностными обязанностями.

Интерактивное взаимодействие с ролью. Важной про­блемой является воздействие выполняемых личностью соци­альных ролей на ее психологические особенности. Например, работник в роли начальника ведет себя не так, как в роли низо­вого исполнителя.

Важным условием в коллективе является создание возмож­ностей для эффективного выполнения каждым его членом сво­их социальных ролей.

Важной характеристикой деятельности личности является уровень ее притязаний. Он формируется под воздействием ряда факторов: возраста; образования; пола; социального про­исхождения; стандартов успеха, существующих в социальных группах, к которым относится данная личность; уровня ее са­моуважения; прошлого опыта; успехов и неудач в процессе дви­жения к цели.

Обнаружено, что с увеличением возраста (до определенно­го периода) уровень притязаний, связанных с «творческими» потребностями, повышается, а затем снижается. Эта перелом­ная точка различна в разных профессиональных группах.

Возрастает уровень притязаний и с ростом образования.

Если профессия не содержит возможностей для творчества, то это приводит к перемене специальности.

Если говорить об условиях труда, то уровень притязаний у женщин гораздо выше, чем у мужчин.

Установлено, что лица с низким социометрическим статусом в первичном производственном коллективе характеризуются большими притязаниями в зарплате, чем лица с высоким стату­сом.

Гендерные роли

Полоролевые стереотипы. На поведение мужчин и жен­щин влияют как психофизиологические особенности, так и ген­дерные (полосоциальные) стереотипы.

Считается, что женщины более общительны, активны, эмпа­тичны и заботливы.

Мужчины воспринимаются как более автономные, настойчи­вые, авторитарные и интеллектуальные.

Независимость отмечается как одна из главных психологичес­ких черт мужчин, а взаимозависимость - как женская черта Мужской стиль - более аналитический и манипулятивный. В общении женщины проявляют больше интуиции, легче уга­дывают состояние партнера. Они настроены на партнерский стиль общения. Мужчины бессознательно стремятся к домини­рованию.

Мужчины считаются более способными к пространственным и математическим знаниям.

Женщины показывают лучшие способности к языковым на­выкам.

Мужская концепция морали формируется в терминах абст­рактных правил, границы которых неподвижны, постоянны. Жен­щины более ситуативны, привносят больше личного в свою ин­терпретацию этики, границы которой более открыты и подвиж­ны в зависимости от ситуации.

Ролевая структура группы

Ролевая структура группы также может подразделяться на формальную и неформальную. Формальный статус человека определяется его служебным положением. Оно обусловлено: рангом организации; уровнем должности, значимостью решае­мых задач, обеспеченностью обслуживающим персоналом (ре­ферент, персональный шофер, охрана и пр.), транспортом, до­ступом к источникам информации, контактом с вышестоящими руководителями.

Способы укрепления авторитета: не бросать слов на ве­тер; быть справедливым и беспристрастным; не уклоняться от решения проблем; беречь время подчиненных; не отдавать не­выполнимых распоряжений; не проявлять излишних эмоций; ин­формировать подчиненных.

Официальное и неофициальное взаимодействие. Наря­ду с системой официального взаимодействия значительно вли­яние неофициальной организационной структуры. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый климат. Недоброжелатель­ные отношения порождают ссоры и конфликты.

В пределах одной бригады могут существовать две и более неформальные группы, причем члены каждой из них противо­действуют членам «не своих» групп.

Наиболее силен конформизм в малых группах, особенно три­адах, где все находятся на виду.

Отмечается в целом, что женщины более конформны, чем мужчины.

Оказавшись в одиночестве, человек часто уступает, если даже он и прав. В противном случае давление окружающих мо­жет перерасти в открытое принуждение.

Обычно человек принимает взгляды большинства не столько под прямым внешним групповым давлением, сколько из-за бо­язни испортить отношения с окружающими.

Но конформизм имеет и важные преимущества. Во-первых, он обеспечивает выживаемость человека в критические момен­ты, облегчает организацию совместной деятельности людей, во-­вторых, - придает коллективу свое «лицо», поддерживая сис­тему ценностей и норм, закрепляя роли и стандарты поведения. А это помогает взаимодействию.

Групповые взаимодействия

Так называются определенные правила, выработанные груп­пой. Особенно остро стоит проблема принятия групповых норм для новичка. Возможны четыре варианта его поведения:

· сознательное принятие норм группы;

· вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

· демонстрация антагонизма по отношению к группе («не та­кой, как все»):

· сознательное отвержение групповых норм с учетом всех воз­можных последствий, вплоть до ухода из группы.

Виды деловых взаимодействий проявляются в совмест­ной деятельности, деловых беседах и совещаниях.

Беседа при приеме на работу носит характер интервью и состоит из следующих основных блоков:

· что представляет собой соискатель;

· почему он ищет работу;

· его сильные и слабые стороны;

· его представления о хорошем начальнике;

· на какую зарплату он рассчитывает;

· его притязания в части карьеры и роста зарплаты.

Беседа при увольнении обычно связана с добровольным уходом сотрудника, в ситуации увольнения или сокращения.

Проблемные и дисциплинарные беседы обычно вызваны либо сбоями в деятельности сотрудника, либо фактами наруше­ния дисциплины.

Основная задача начала беседы - установить контакт с собеседником, создать атмосферу взаимопонимания, пробудить интерес к разговору. Есть несколько эффективных приемов для начала беседы:

· метод снятия напряженности - использование теплых слов, личного обращения, комплиментов, шуток;

· метод «зацепки», т.е. использование какого-либо события, сравнения, личного впечатления, анекдота или необычного вопроса для образного представления сути проблемы;

· метод «прямого подхода», т.е. непосредственный переход к делу без какого-либо обсуждения - краткое сообщение о при­чинах, по которым назначена беседа.

Откровенной, конструктивно-критической атмосфере деловой беседы противоречат:

· бестактное обрывание на полуслове;

· неоправданное лишение собеседника возможности высказать свое мнение;

· навязывание мнения ведущего беседу;

· игнорирование или высмеивание аргументов собеседника;

· грубая реакция на высказывание партнерами противополож­ных точек зрения;

· подтасовка фактов;

Деловое совещание определяется как форма организован­ного, целенаправленного взаимодействия руководителя с кол­лективом посредством обмена мнениями.

Опыт показывает, что при решении проблем группу следует использовать в тех случаях, когда:

· проблема является скорее сложной, чем простой, и нет уве­ренности, что один человек обладает всей информацией, не­обходимой для решения;

· требуется разумно разделить ответственность за решение проблемы;

· желателен не один, а несколько вариантов решения пробле­мы;

· полезна проверка различных взглядов;

· руководитель стремится утвердить демократический стиль уп­равления или хочет заручиться доверием подчиненных;

· членам группы необходимо лучше узнать друг друга.

Типы взаимоотношений в группе

Можно выделить четыре типа сотрудников:

· люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать зада­чу, лишь подчиняя себе других членов группы;

· индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

· приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся прика­зам других ее членов;

· коллективисты, которые стараются решить задачу совмест­ными усилиями.

На характер взаимодействия в группе влияют и социально-­психологические факторы, определяемые видом деятельности:

· совместно-индивидуальная - каждый член коллектива дела­ет свою часть общего задания независимо от других;

· совместно-последовательная - общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство);

· совместно-взаимодействующая - задача выполняется при не­посредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими членами.

Сплоченность в пределах данной деятельности достигает­ся быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более ­первой.
Задачей изучения социально-психологического климата яв­ляется определение его показателей. Кроме продуктивности труда коллектива необходимо учитывать косвенные показатели: текучесть кадров, состояние трудовой дисциплины, уровень конфликтности.

Межличностные взаимодействия могут регулироваться тре­мя путями:

Совместимостью партнеров на личном уровне. Эту совместимость можно определить как способность членов группы, совместной деятельности, основанную на их оптимальном со­четании. Психологическая совместимость может быть обуслов­лена как сходством каких-либо характеристик членов группы, так и различием их. В итоге это при водит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности. Высокий уровень психологической совместимости благоприятно влияет на соци­ально-психологический климат коллектива. Он определяется стойким настроением группы.

Совместимость партнеров улучшается при сходстве: в соци­альном происхождении, уровне интеллекта, возрасте, во взглядах на жизнь, этнических корнях, характерах (общительность. тревожность, мечтательность).

Совместимость повышается при взаимодополняемых свой­ствах темперамента (сангвиник-меланхолик, холерик-флегматик).

Сработанность - это согласованность в работе участни­ков совместной деятельности. Подобное качество характеризу­ет успешную совместную деятельность, порождающую высокую удовлетворенность членов группы.

Суть сплочения группы в том, чтобы превратить ее в пси­хологическую общность. Сплоченность определяют следующие факторы: эмоциональная привлекательность членов группы, наличие совместимости, предпочитаемый группой способ взаи­модействия, особенности групповых целей, удовлетворенность группы и каждого члена своим положением в группе, коллеги­альный, корпоративный стиль руководства, способствующий сплочению группы.

В группе высокой сплоченности растет самооценка челове­ка, снижается уровень его тревожности и повышается эффек­тивность работы всей группы.

Межличностное поведение в игр��

Игра - это свободная, неутилитарная упорядоченная дея­тельность в намеренно ограниченном пространстве и времени, в рамках которой воссоздаются социальные отношения между людьми.

Выделяют минимум два типа игровой деятельности ­ «целевую» и «ролевую».

К целевому типу можно отнести все игры, ориентированные на достижение успеха, победы над соперником или обстоятель­ствами (детские игры, спортивные, викторины и пр.).

«Ролевые» игры - это те, в которых происходит исполне­ние ролей, использование масок различной природы, реализа­ция заранее заданного текста. Сюда относится игра актеров. Или ролевые игры во время тренингов и деловых игр.

Э. Берн (1988) ввел понятие трансактного анализа. Суть этой идеи в том, что при анализе поведения человека в игре можно выделить трансакции как стержневую основу игры. По Берну этой основой и скрытым смыслом является неосознанное стремление каждой из сторон к достижению превосходства над другой и получению вознаграждения. При этом для трансакций чаще всего свойственно притворство, скрывающее истинные цели под видимыми манипуляциями.

В соответствие с этой теорией можно сказать, что люди с комплексами неполноценности играют не только для того, что­бы получить ценный приз или развлечься и удовлетворить «ад­реналиновый голод». Их основным подсознательным мотивом будет, в том числе, желание самоутвердиться. Выигрышем в данном значении будет и моральное удовлетворение от самого нахождения решения, поставленного условием игры.

Игровое поведение выявляет важные аспекты межличност­ного взаимодействия, которые находятся в тени или отсутству­ют в других видах человеческого общения. В игре «тренируют­ся» такие полезные навыки, как:

· ролевое поведение;

· следование правилам;

· способность скрывать подлинные состояния и мотивы, если их проявление неуместно;

· способность делать выбор в условиях неопределенности.

Сценарии и механизмы взаимодействия

Сценарии - стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях. Если ситуация знакома, знание сценария помогает автоматически совершать последо­вательные действия, в противном случае отсутствие сценария затрудняет адекватное поведение.

Взаимодействие является тем фундаментальным процес­сом, который скрепляет в диадную общность. Основные меха­низмы, обеспечивающие формирование межличностного взаи­модействия, - это взаимопонимание, координация и согласо­вание.

Взаимопонимание - это результат познания партнера, фор­мирования общих целей и методов взаимодействия.

Координация - поиск таких средств общения, которые в наи­лучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров.

Согласование - механизм взаимодействия, касающийся в ос­новном мотивационно - потребностной стороны общения.

На социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее самовыражение и поступки человека, а правильное с точки зре­ния окружающих поведение в конкретной ситуации.

Техника самопрезентации и виды распределения роле��

Самопрезентация - это кратковременный специфи­чески мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и не вербальном поведении (В.Н. Куницына).
Свойства личности, способствующие успешной самопрезентации:

· социальный интеллект (чутье на людей и на обстоятель­ства, умение подстраиваться к окружающим);

· эгокомпетентность (знание своих недостатков и достоинств);

· природное обаяние;

· способность к мобилизации и переключению;

· манипулятивные умения.

Тормозящие факторы в самопрезентации:

· неспособность к самораскрытию;

· зажатость;

· застенчивость;

· комплексы и недостаток коммуникативных умений и навыков.

Техника самопрезентации включает следующие приемы:

· Инграциация (iпgгаtiаtiоп) - приукрашивание, самовосхвале­ние, стремление сделать себя привлекательным.

· Самоподдержка - стремление произвести впечатление, описывая свои таланты и выдающиеся познания.

«Греться в лучах чужой славы» - выстраивание своего об­раза путем подчеркивания тесной связи с успешными, знамени­тыми, выдающимися людьми.

Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, начиная с внешности и одежды.

Три вида распределения ролей. Пространство межлич­ностного взаимодействия.

Определить положение человека в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и соци­альным явлениям, взятым за точку отсчета.

При знакомстве, представляясь, каждый из нас обычно сообщает определенные сведения о себе, называя свое имя, род занятий, профессиональную группу, семейное положение и пр. Эти сведения составляют как бы систему координат для опре­деления социального положения любого индивида. Определив ситуацию, участники взаимодействия начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных об­стоятельствах.

Под этим углом зрения межличностное взаимодействие предполагает:

· выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позици­ям друг друга, проверку их на прочность;

· оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

Различают три типа пристройки .

1. Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуж­дения, советы, порицания, обращение на «ты», «сынок». Невер­бальные выражение того же - высокомерные или покровитель­ствующие интонации, похлопывание по плечу, подача руки ла­донью вниз, взгляды сверху вниз и другое.

2. Пристройка снизу означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. Здесь человек демонстриру­ет зависимость, требует защиты, лишен инициативы и власти. Все это может сопровождаться заискивающими интонациями. наклоном туловища вперед, опускание головы и Т.п.

3. Позиция равенства сторон предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спо­койный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания и готовность выслу­шать критические замечания в свой адрес и т.д.

Эффект контраста - способность к быстрой смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации. Это один из существенных показателей мастерства общения. Дан­ный тип поведения может быть использован любым человеком, ибо все мы в подавляющем большинстве бываем во всех трех положениях.

Эффект ассимиляции - использование в новых услови­ях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Такой негибкий тип ролевого поведения может быть свойственен крайне самоуверенному человеку или аферисту или главе государства, например, в официальной обстановке.

Техника бихевиоральных (поведенческих) подкрепле­ний состоит в том, что, выполняя социальную роль, человек не должен ограничиваться только вербальными и невербальными взаимодействиями. Он должен подкреплять свою роль по­ступками и действиями.

5. Стили педагогического общения (Классификация А.В.Петровского, Я.Л.Коломинского, В.В.Шпалинского, М.Ю.Кондратьева).

Доминирующая роль в формировании личности ребенка, в том числе особенностей его общения, отношения к себе и окружающим, принадлежит семье. Родители лучше всех знают своего ребенка и ока­зывают решающее влияние на его развитие. Однако в дошкольном детстве есть еще одна важная составляющая жизни малыша - это детский сад, в котором он проводит значительную часть времени.

Приобретенный ранее опыт общения в семье подвер­гается серьезному испытанию в дошкольном учрежде­нии. В группе детского сада ребенку нужно не только су­меть построить отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами), но и научиться общаться со сверстниками, соотносить свое поведение с общепринятыми правилами, организовывать собственную деятельность. И кто, как не воспитатель, поможет ребенку сделать первые шаги в мир новых взаимоотношений?

Каждый педагог имеет индивидуальный стиль дея­тельности и общения, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности. От личности педагога и его стиля взаимо­действия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребенком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать своим собственным поведением личностное отношение к дру­гому человеку. Реальное педагогическое общение предпо­лагает субъектные отношения: партнеры по общению строят свое взаимодействие так, чтобы учитывать психо­логические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, темперамент, способности. При таком типе обще­ния педагог, обращаясь к ребенку, предполагает опреде­ленное отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует свои требования, объясняет поведение. Если в общении педагога с детьми нет взаимной направ­ленности, т. е. дети выступают только объектом воздей­ствия, то нельзя говорить о полноценном общении.

Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значи­мым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальней­шее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.

У каждого педагога есть своя воспитательная страте­гия, а точнее, модель взаимодействия с детьми. Наиболее содержательные характеристики моделей взаимодействия педагога с детьми даются В. А. Петровским.

Реальное ролевое поведение личности (рис. 1, Шв) - это фактические действия индивидов, обладающих определенным статусом, использующих свое «Я» и способности к проигрыванию ролей для эффективного взаимодействия с другими индивидами путем выполнения определенных ролевых экспектаций.

Реальное ролевое поведение личности характеризуется, с одной стороны, типичными, повторяющимися, предсказуемыми чертами (иначе это не роль, а отклонение от роли), а с другой стороны (ввиду наличия множества экспектаций, различий в проигрывании ролей, своеобразия личностной интерпретации экспектаций, а также различного жизненного опыта и темперамента), - индивидуальными чертами.

Ни один учитель не похож на другого; все официанты обслуживают клиентов по-разному, но ролевые требования, которые гарантируют выполнение социальных функций учителями, официантами, должны быть соблюдены.

Но есть один нюанс в анализе ролевого поведения - концентрация внимания на внешней, поведенческой стороне (которая, казалось бы, наиболее важна для тех, с кем индивид находится во взаимодействии): важно, чтобы человек независимо от его «Я», способностей интерпретировать свою роль выполнял определенные ролевые предуказания.

При подобном рассмотрении общество, система социальных взаимодействий предстает как театральная сцена для поведения людей, как драматическое ролевое представление, заключающееся в том, чтобы создать желательное (ожидаемое) впечатление у других.

Американский социолог Э. Гоффман делает особый акцент на внешнем фиксируемом поведенческом аспекте ролевого поведения, анализируя различные аспекты взаимодействия людей на основе производимого ожидаемого впечатления, выделяя защитное и охранительное («такт») действия, которые включают различные методы, обеспечивающие гарантию сохранения определенного впечатления, методы маскировки, раскрытия, ложного откровения и др.

Так, индивид постарается управлять впечатлением, которое создается у людей, чтобы убедить их в надежности своей информации. «Характерный пример может быть взят из жизни Шетландского острова. Например, сосед заходит на чашку чая, его лицо выражает обычно, по крайней мере, намек на ожидаемую теплую улыбку, когда он входит в дверь дома... Но хозяин дома может следить за гостем задолго до того, как он подошел к двери, и тем самым увидеть как гость «надевает» на себя улыбку... Некоторые же гости, предвосхищая эту возможность, будут на всякий случай придавать лицу приветливое выражение задолго до подхода к дому, обеспечивая тем самым проецирование постоянного образа» .

Проблема, на которой акцентировал внимание Э. Гоффман, выходит за рамки анализа хитросплетений процесса оказания приятного впечатления на партнеров. По сути задевается более существенный и глубинный вопрос: природа социально-ролевого поведения личности в обществе. Что это - лицедейство, мимикрия, притворство? Как соотносятся нравственный мир человека, устойчивые нравственные принципы, нормы, ценностные приоритеты и реальное ролевое поведение?

Толкование ролевого поведения как драматического, в чем-то притворного, приводит известного социолога П. Бергера к утверждениям типа «...социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к другой. Она скорее представляет собой процесс постоянного порождения и перерождения в каждой ситуации... Внутри понимаемой таким образом структуры нельзя найти что-то устойчивое... Вот почему в рамках социологического рассуждения на вопрос, кто есть реальный индивид в этом калейдоскопе ролей и идентичностей, можно ответить лишь простым перечислением ситуаций, в одних из которых он - одно, а в других - другое» .

По сути личность трактуется как совокупность ролей, которая лишь адаптируется к окружающим условиям, подражает, покорно следует предуказаниям, духовный мир которой фрагментарен, конъюнктурен.

Существует ли нравственный мир личности как целостность? Есть ли мораль как система более или менее устойчивых принципов, норм, опирающаяся на ценностные приоритеты?

Безусловно, человек втянут в самые разные социально-статусные ситуации, выполняет множество социальных ролей, но которые в конечном счете интегрируются в целостную систему ценностей, норм. Поэтому разведение нравственных принципов, норм, ценностей и ролевого поведения в принципе необоснованно. Что такое роль как не совокупность социокультурных норм? В нормальном (бесконфликтном, бескризисном) варианте развития общества ролевые экспектации не могут иметь существенных расхождений с нравственными принципами данного общества, поскольку они формируются в едином ценностно-нормативном пространстве, в едином поле данной культуры. Единые ценностные приоритеты, моральные нормы и принципы, традиции, обычаи обеспечивают единую генеральную логику поведения, логику предпочтений и т.д. Приведенный ранее пример об особенностях образца ролевого поведения американского учителя довольно точно свидетельствует о ценностных приоритетах американского общества, приоритета личности, недопустимости авторитарности.

Где же здесь притворство?

Вопрос о мимикрии становится особенно острым, когда анализируются расхождения в поведении человека в различных конкретных ситуациях - например, искренность, высоко ценимая как общечеловеческий моральный принцип, в гостях не всегда уместа. Можно ли в этой ситуации назвать лицедейством заранее «надетую» на лицо улыбку?

Подобные нестыковки прежде всего обусловлены дифференциацией и автономиназицией социальных институтов, пророждающими специфику и определенную автономизацию нормативной регуляции в различных конкретных (функциональных) ситуациях. Возникает подчас ощутимое своеобразие иерархии ценностей, норм, обслуживающих специфические аспекты жизнедеятельности. (Известно, что ролевой стандарт поведения предпринимателя не может предусматривать в качестве приоритетных сочувствие, сострадание, однако в домашней обстановке приоритет подобных принципов очевиден.)

Следует учесть еще один момент. Люди часто с трудом переключаются с одной иерархии принципов, уместной в их профессиональной деятельности, на другие, адекватные иной статусно-ролевой ситуации. Поэтому нередко роль принуждает их делать то, что они сами не очень одобряют. Роль молодого учителя заставляет недавнего (возможно, даже нерадивого) студента быть строгим, тщательно контролировать посещаемость учеников, их дисциплину и т.д. Но здесь нет притворства в полном смысле слова - речь идет скорее о необходимости привести свои представления в соответствие с новыми функциями, ролями. Те принципы, которые были более или менее адекватны предыдущему статусу и роли студента, оказываются неадекватными в новой социальной позиции. В целом же нравственный мир и специфическая роль человека в конкретной статусно-ролевой ситуации соотносятся как общее и особенное, специфическое.

Новая роль, новые социальные позиции, ситуации буквально принуждают перенимать еще недавно чуждые (неизвестные) вам моральные требования.

Невестка после свадьбы начинает вести себя со свекровью совсем не так, как еще два-три дня назад, - здесь нет притворства, а есть спецификация моральных приоритетов, норм в рамках единого ценностно-нормативного поля, характерного для данной культуры.

Человек, заходя в гости, стремится выразить приветливость, даже если и не очень уважает хозяина, - это не лицедейство, а соблюдение приличий, специальных нравственных норм поведения гостя, а значит, и проявление уважения к этим норам, традициям своего народа.

Функции, статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры.

Социальные статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые» научнологические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям, и в этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории.

  • Гоффман Э. Представление себя другим. В кн.: Современная зарубежнаясоциальная психология. - М., 1984, с.192; см. также: Кравченко Е.И. Э. Гоффман. Социология лицедейства. - М., 1997.
  • Бергер П. Приглашение в социологию, с. 100.

Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. Работая только ради материальных благ, мы сами строим себе тюрьму.

Л . Сент-Экзюпери

Наши жизни связаны тысячей незримых нитей.

Г. Мелвилл

Понятие «роли» в психологии. Характеристика ролевого поведения личности

Мы переходим к рассмотрению еще одной важной составляющей «внешней оболочки» личности - понятию и значению роли в психологической структуре человека.

«Роль» - понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению.

От шекспировского сравнения жизни с театром до создания психологической теории ролей прошло не одно столетие, но точностью этого сравнения психологи не устают восхищаться. Отвечая на вопрос «кто я?», люди часто описывают свои роли в устойчивых системах отношений с другими людьми: «мать», «жена», «муж», «руководитель», «преподаватель», «студент» и т.д. Попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в определенной ситуации он будет вести себя определенным образом.

Роль может быть полноценной только тогда, когда есть с кем и для кого ее исполнять.

Невозможно быть сыном без матери, племянником без дяди, начальником без подчиненных, актером без зрителей.

Когда Робинзон Крузо после многолетнего одиночества встретил, наконец, человека, он немедленно воспроизвел привычное для предприимчивого англичанина распределение социальных функций: «Прежде всего, я объявил ему, что его имя будет Пятницей, гак как в этот день недели я спас ему жизнь. Затем я научил его произносить слово “господин” и дал понять, что это мое имя».

Социальная роль состоит из ролевого ожидания (того, чего от нее ждут) и ролевого поведения (того, что человек реально выполняет в рамках своей роли). Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо исполняет свою роль, то группа (окружающие) применяют к нему социальные санкции: бойкот, насмешки, угрозы, выговор, неодобрение и др.

Социальный статус определяется множеством ролей, и каждый раз человеку необходимо быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей.

В нашем обществе, да и не только в нем, приобрел угрожающие размеры ролевой конфликт работающей женщины, разрывающейся между обязанностями, которые накладывает на нее роль жены и матери, и ожиданиями, предъявляемыми к ней как к полноправному члену трудового коллектива.

Выделяют два класса ролей - конвенциональные и неформальные:

  • - конвенциональные роли - это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пассажира, покупателя; роли семейные (отца, матери, старшего брата и др.);
  • - неформальные роли - это тоже некоторые устойчивые шаблоны, но они зависят от того, что за человек выполняет эту роль.

Например: конвенциональная роль матери может дополняться неформальными ролями заботливой матери, работающей матери и т.д.

По сути, неформальная (или персональная) роль - это роль самого себя. К человеку предъявляют ожидания, что он будет вести себя так же, как вел и раньше в подобной ситуации. Если он будет вести себя иначе - не так, как этого ждут именно от него, возникнет дискомфорт в межличностных отношениях и, весьма вероятно, конфликты. В определенном смысле мы оказываемся рабами собственного образа.

Очень часто в социальных группах существует достаточно четко определенная структура и иерархия таких неформальных ролей. Особенно жесткой она является в преступных сообществах.

Человек, но сути, всю свою жизнь занимается освоением новых и новых ролей: сначала он выполняет роль сына или дочери в своей семье, затем роль молодого неженатого человека или молодой девушки, потом роль мужа или жены и т.д. Каждую из ролей человек должен, во-первых, освоить технически, то есть что он должен делать в этом качестве, как себя вести, и, во-вторых, принять ее для себя. То есть существует сторона техническая и сторона смысловая (отношение к собственной роли). И в том, и в другом случае могут возникать сложности. Первый типичный вариант - это неосвоение ролей, определенной культуры поведения в той или иной конкретной социальной среде, социальной ситуации.

В старых романах часто обыгрывались ситуации, когда провинциал или человек из низших сословий не знает, как себя вести в так называемом «приличном обществе», да и что с него взять? Обычно осмеянию подвергался как раз человек, не умевший играть подобающую роль. I То эту ситуацию можно повернуть совсем по-другому, как это было сделано в популярном фильме «Данди по прозвищу Крокодил». Первая половина его построена именно но той схеме, которую мы только что назвали, - простак в светском обществе, не знающий «правила игры», общающийся с шофером и швейцаром в отеле как с добрыми приятелями и повергающий их этим в шок. Однако именно его поведение и оказывается к концу фильма наиболее нормальным, а шофер и швейцар действительно становятся его добрыми приятелями, и мы неожиданно видим за ролевыми оболочками незаурядную личность каждого из них.

Вторая типичная проблема - это проблема неприятия ролей. Человек может прекрасно представлять себе всю систему ожиданий, которые к нему предъявляются, но принципиально не хотеть им следовать. В этом случае можно говорить об антиролевом поведении. Причем нередко, особенно в подростковом возрасте, человек не желает следовать роли просто из принципа, чтобы самоутвердиться, чтобы показать, что он есть нечто большее, чем роль. Это очень острая потребность, которая существует у людей в этом возрасте.

Если обратить внимание на тонкости внутреннего отношения к собственным ролям, то можно говорить о внутреннем принятии ролей, когда человек полностью со своей ролью сливается и выполняет ее уже как бы автоматически, или просто об «игрании» роли, когда человек ее просто изображает. «В первом случае роль овладевает личностью, а во втором личность овладевает ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях», - отмечал А. Г. Асмолов.

Возьмем для примера роль любящего супруга. Человек может ее выполнять как нечто слитое с ним, а может вести себя точно так же, но просто иначе внутренне к этому относиться, как просто к игранию роли. Те, кто в годы массовых репрессий оказались в роли исполнителей этих репрессий, разделились на тех, кто полностью слился с этой ролью («роль овладела личностью»), тех, кто, в совершенстве владея ею, использовал ее для достижения своих карьерных или других целей, и тех, кто старался по мере сил дистанцироваться от этой роли, отделить ее от своей личности. Различие во внутреннем отношении.

Но откуда берется и что такое внутреннее отношение - не только к своим ролям, чертам характера и вообще к себе, но и ко всему, с чем мы сталкиваемся в жизни?

Человек пристрастен. Даже в жизни самого безучастного и застегнутого на все пуговицы «человека в футляре» найдется немало того, к чему он неравнодушен, что он принимает близко к сердцу. Знание того, что человек любит, а что ненавидит, к чему он относится серьезно, а к чему с пренебрежением, что для него важно, а что безразлично, дает, пожалуй, больше всего в плане познания личности, как самого себя, так и другого человека, с ее содержательной стороны.