К методам опроса не относится. Методы психологических исследований

1.1. Устный опрос: интервью, беседа, дискуссия

Теоретическая часть

Опрос – прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях.

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к конкретному человеку или определенной группе людей. С помощью опроса получается событийная (фактическая) информация, сведения о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых. Это непосредственное (в случае устной формы) или опосредованное (письменный опрос, с применением электронных средств коммуникации) получение интересующей исследователя информации от другого человека или группы людей.

Основой опроса как метода является общечеловеческая способность общаться в форме беседы. Беседа – основной способ взаимодействия людей друг с другом как в обыденной жизни, так и в профессиональном взаимодействии. Существуют различные виды профессиональных бесед: исповедь, терапевтический диалог, переговоры, журналистское интервью, допрос, устный экзамен и др.

Исследовательский опрос в устной форме основан на обыденном разговоре, но по своей цели, процедуре, способам фиксации и интерпретации имеет свою специфику и является также профессиональной беседой.

Основная цель опроса в психологической беседе – узнать и описать жизненный мир респондента, что, конечно, подразумевает интерпретацию смысла описываемых феноменов.

Опросы могут быть:

  • 1) письменные (анкета, в форме сочинения на тему и т.п.) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка, групповая дискуссия);
  • 2) очные и заочные (почтовые, телефонные, Интернет и др.);
  • 3) экспертные и фронтальные (массовые);
  • 4) выборочные и сплошные;
  • 5) первичные и повторные.

Опрос в тех или иных формах – один из основных методов социально-психологических и психологических исследований. Причины его популярности:

  • – наиболее прямой способ получения информации от субъекта;
  • – доступность и простота в применении;
  • – легкость в обработке, интерпретации, хранении.

В проведении опроса существуют два действующих субъекта:

  • корреспондент (интервьюер ) – исследователь, проводящий опрос;
  • респондент – опрашиваемый человек, отвечающий на вопросы корреспондента.

Отрицательные стороны опроса : выясняются субъективные мнения респондентов, предъявляемые корреспонденту, т.е. могущие не являться реальным.

Велико влияние таких факторов на валидность (достоверность) полученной информации, как:

  • – индивидуальные особенности корреспондента;
  • – корректность составления вопросов и специфика их предъявления;
  • – ситуация проведения опроса;
  • – искренность респондента и доверие его корреспонденту;
  • – стереотипные ответы и стандартные высказывания;
  • – эффект ожидаемых мнений и стремление соответствовать социальным нормам;
  • – эпотажность и демонстративность поведения респондента.

Для снижения субъективности часто дополнительно используют другие методы исследования. Опросы также могут взаимопроверяться, дополняться контент-анализом, наблюдениями и изучением результатов деятельности.

В классических психологических экспериментах опрос используется лишь как вспомогательный метод. В социологических исследованиях опрос чаще всего выступает как основной метод.

Базовые правила при построении вопросов:

  • – респондент всегда прав;
  • – каков вопрос – таков и ответ.

Требования к формулировке вопросов:

  • – ясность (понятность для респондента; нельзя включать сложную, непонятную для респондентов терминологию, понятия, которые способны затруднить восприятие респондентами);
  • – конкретность (не допускать двоякого толкования понятий или вопроса в целом);
  • – проблемность (прямая или косвенная направленность вопроса на интересующую корреспондента проблему, но формулировка не должна наводить на ответ);
  • – последовательность (значимо выстроить порядок вопросов так, чтобы они не шокировали респондента, а позволяли постепенно конкретизировать и подробно раскрывать ответы).

Интервью и беседа применяются как основной метод в структурированных исследованиях, при экспертном опросе, а также в этнологических экспедициях по заранее составленным опросникам. Беседа – основная форма повседневного взаимодействия людей друг с другом. Однако простое обыденное общение и беседа как метод исследования существенно отличны друг от друга по целеполаганию, процедуре проведения, форме фиксации.

Интервью – очный вид опроса. Интервью – встреча лицом к лицу. Буквальный перевод слова "интервью" – "взгляд между", т.е. взаимный обмен взглядами между двумя людьми, обсуждающими определенную тему, интересующую обоих. Отсюда специфика интервью – разговор, где присутствует определенная динамика и существует возможность обратной связи и уточнения непонятного (в отличие от анкеты). Ведущий принцип – вопросы исходят практически только от корреспондента, а ответы – от респондента.

Интервью требует специальной предварительной подготовки. Важна не только правильность формулировки вопроса, но и интонирование, последовательность вопросов, внешний вид корреспондента и многое другое. Но при интервью или беседе в отличие от анкеты можно наблюдать за реакциями на вопросы и невербальными компонентами общения, дающими зачастую очень много информации.

Виды интервью:

  • 1) стандартизованное (формализованное) – предполагаемые вопросы беседы формулируются заранее, и отход от них не допускается;
  • 2) нестандартизованное (неформализованное, свободное) – обозначается только тема и ключевые вопросы интервью, вопросы формулируются и уточняются по ходу интервью;
  • 3) фокусированное (направленное) – по поводу одного события, документа, явления и т.п.;
  • 4) ненаправленное – неформализованное интервью на общие темы или по поводу разнохарактерных вопросов.

Требования к интервью:

  • – не допускается подсказка (это влечет к увеличению субъективизма);
  • – нельзя проявлять чрезмерную настойчивость в опросе;
  • – важно учитывать культурный уровень интервьюера;
  • – важна организация единого социально-психологического пространства между корреспондентом и респондентом;
  • – а главное – корреспондент больше молчит, а респондент больше говорит, но не наоборот; важно не только уметь задать вопрос, но и уметь выслушать на него ответ.

Характер интервью также может различаться по типу вопросов :

  • – с точной и с неточной формулировкой вопроса;
  • – подготовленные заранее вопросы и вопросы, задаваемые по ходу интервью;
  • – общие и частные вопросы;
  • – наводящие и нейтральные вопросы.

Кроме того, выделяют следующие виды вопросов: вводные, отслеживающие, проясняющие, конкретизирующие, прямые, косвенные, структурированные, вопросы-интерпретации, а также смысловое молчание (паузы).

Существуют различные стили проведения интервью. Например, выделяют жесткий и мягкий стили ведения интервью. Интервью может вестись:

  • – с позиции респондента (мягко, соучаствующее);
  • – с позиции, противоположной позиции респондента (жестко, недоверчиво);
  • – с собственной позиции интервьюера (может быть как "мягким", так и "жестким").

Беседа в отличие от интервью в ней две участвующие стороны (задающий вопросы и отвечающий на них) находятся примерно в равном положении. Под беседой чаще всего понимается диалоговый метод исследования, идущий еще от Сократа. Важно умение вести диалог, т.е. не только интересоваться собеседником и корректно ставить ему вопросы, но уметь слышать вопросы другого и содержательно на них отвечать.

Опрос экспертов. Методика в целом такая же, как при обычном опросе или анкетировании. Специфика – отбор экспертов, т.е. определение выборки опрашиваемых. Правильность метода зависит от правильности выбора эксперта. Этот метод чаще применяется при пилотажном исследовании.

При выборе эксперта значимо учитывать компетентность эксперта в нужной теме. Выбор по параметрам: известность, профессионализм, принадлежность к области выбора, определение отношения к виду деятельности, включенность в событие и пр.

Нарративное интервью – направляемый исследователем свободный рассказ респондента о своей жизни или каких-то ситуациях. Различают биографическое интервью (повествование мемуарного характера, о жизненном пути) и интервью о событиях и фактах жизни (рассказ о конкретных жизненно значимых происшествиях, переживаниях, встречах с людьми). Основной акцент в вопросах делается на индивидуальных событиях жизни респондента, его переживаниях и оценках. Нарративное интервью используется наравне с письменными методами сбора нарративных текстов. Одно из перспективных направлений психологических исследований, дающее материал о жизненном пути человека во взаимосвязи с социокультурной ситуацией развития.

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Посредством обсуждения некоторых спорных для участников дискуссии вопросов происходит выявление и исследование как проблемы, так и точек зрения по ее поводу. В дискуссии каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение своей цели. Благодаря этому дискуссия может выступать активным методом получения информации по тем или иным вопросам. Хотя в ситуации противопоставления зачастую срабатывает механизм противоборства, уводящий исследователя от выявления истинных мнений участников дискуссии. Дискуссия в исследовательских целях – тонкий и глубокий метод изучения индивидуальных и социальных мнений. Основные квалификационные требования к исследователю – умение организовать и корректно провести дискуссию. В ряде случаев в форме свободной дискуссии могут разговориться самые молчаливые респонденты.

Этапы исследования с помощью методов устного опроса :

  • 1. Выбор темы – формулировка цели исследования, отвечающая на вопросы "почему?" и "что?", будет изучаться.
  • 2. Планирование – определение логики исследования (какие, в какой последовательности, в каком стиле, при какой ситуации, кому именно будут задаваться вопросы; определение места и времени выборки).
  • 3. Опрос – проведение беседы, интервью или дискуссии по запланированной схеме.
  • 4. Расшифровка – перевод аудиозаписи в письменный текст.
  • 5. Анализ – опираясь на цель и тему опроса, а также с учетом природы полученного материала, выбирается и применяется тот или иной метод анализа (качественный, количественный, качественно-количественный; обобщенный или детальный и т.д.).
  • 6. Верификация (проверка ) – выясняется, насколько полученные тексты надежны (тексты опросов однородны) и валидны (тексты опроса реализуют именно ту цель, которая была поставлена исследователем).
  • 7. Написание отчета – изложение результатов исследования в заданной форме с соблюдением этических правил и методических норм.

Можно выделить следующие критерии качества интервью или беседы:

  • – объем спонтанных, подробных, конкретных и соответствующих теме ответов, полученных в ходе опроса;
  • – соотношение по объему вопросов корреспондента и ответов респондента (чем короче вопросы и длиннее ответы, тем лучше);
  • – глубина прослеживания и прояснения смысла исследователем различных аспектов ответов респондента;
  • – наличие интерпретаций ответов по ходу опроса, а также их верификация;
  • – "интервью говорит само за себя" – текст опроса как самодостаточный рассказ, который не нуждается в большом количестве лишних описаний и объяснений.
1.2. Основные проблемы применения устного опроса

Проблемы, связанные с личностью корреспондента. В. А. Ядов выделил следующие особенности влияния, пользуясь социологическими терминами – "интервьюера" в процессе работы с "респондентом" :

  • – эффект стереотипного восприятия интервьюером респондента;
  • – особенности согласования темпа и характера речи интервьюера и респондента;
  • – влияние внешнего облика, манеры поведения интервьюера на восприятие и отношение к себе со стороны респондента.

Добавим к этому еще:

  • – личностные, возрастные и половые особенности корреспондента, которые влияют на процесс установления контакта и ведения работы с респондентом (ряд вопросов может быть открыт респондентом только человеку своего же пола, своего, или наоборот, младшего или старшего возраста; коммуникативный опыт и особенности общения корреспондента – все это и многое другое, безусловно, влияет на сбор материала);
  • – особенности восприятия корреспондентом собеседника в контексте исследуемой социокультурной действительности, под влиянием социальных стереотипов и собственного опыта;
  • – отражение субъективного восприятия действительности людьми, являющимися носителями и трансляторами определенного этноса или субкультуры, может быть искажено корреспондентом, в конечном счете фиксирующим материал, прошедший фильтры его собственного сознания.

Исследователю, изучающему личность в контексте культуры, приходится балансировать между вживанием в образ жизни и мыслей носителей рассматриваемой культуры, с одной стороны, и отстраненным восприятием и сопоставительным анализом – с другой. При этом корреспонденту приходится также учитывать, что своим присутствием и своими личностными и другими особенностями он выстраивает особое коммуникативное пространство во взаимодействии с отдельным респондентом или группой людей.

Проблемы, связанные с личностью респондента. В исследованиях с применением устных опросов необходимо учитывать личностные, коммуникативные, креативные и иные способности и возможности респондента. Нельзя забывать об особенностях обыденного сознания людей изучаемого социального круга, а также о своеобразии самосознания респондента.

Также следует учитывать, что множество тем не будут обсуждаться в присутствии других представителей значимого для респондента социального круга. В иных же случаях, наоборот, только присутствие сотоварищей может спровоцировать взаимное раскрытие респондентов перед интервьюером.

Различные проблемы при интервьюировании возникают с определенными типами респондентов, в зависимости от характера их поведения:

  • – робкий респондент;
  • – респондент-спорщик;
  • – респондент-шутник;
  • – самоуверенный респондент.

В основном проблемы, связанные как с личностью корреспондента, так и с личностью респондента, относятся к общей проблеме коммуникации между ними.

Проблема коммуникации и предъявления информации. В любой межличностной коммуникации при различных "культурных встречах" и "культурных контактах" (встречах людей из различных культурных, конфессиональных или социальных пространств; разных возрастов; разных социальных статусов; владеющих различной культурной информацией; имеющих различный жизненный опыт и т.д.) возникают "культурные барьеры" – препятствия, которые необходимо учитывать каждой из сторон общения. Любая субкультура выстраивает защитные границы, огораживающие ее от других. Универсальный принцип установления таких границ и барьеров – механизм "свой – чужой". Но данные разграничения необязательно жестко внешне детерминированы. Разделение может быть более сложное: "свой – другой – чужой" и т.п. Противопоставления между "мы" и "они" могут проходить по градуированной шкале (по так называемому матрешечному принципу):

  • – между своими (разделение по приобщенности к различиым полярностям);
  • – немножко не свои (по незначительным признакам; не жесткие барьеры);
  • – не свои (по значимому, но не основополагающему в конкретике ситуации признаку – по конфессии, этносу, языку, идеологии и т.д.);
  • – чужие (совсем иные по основополагающему признаку, которые особо актуализируются при конфликтной ситуации).

При этом происходит стереотипизация образов чужих, объединенных по ключевому (значимому) признаку. Могут быть актуализированы как положительные, так и отрицательные черты. Объединение или разъединение на "свой" и "чужой" может перестраиваться по тому или иному признаку вследствие того, с кем происходит культурный контакт. В зависимости от сторон взаимодействия выстраивается и специфика культурных барьеров. Активный субъект может изменять или даже переходить эти границы, становясь "своим" для одних и обособляясь от других как от "чужих". Культурные барьеры весьма вариативны и полифункциональны. С. Е. Никитиной предлагается следующая классификация культурных барьеров :

  • 1. По происхождению:
    • а) естественные (те, которые есть, а не созданы специально):
      • – язык;
      • – совокупность фольклорных текстов;
      • – верования и вера и т.д.
    • б) искусственные (созданные):
      • – духовные языки, жаргонизмы, сленг, особые языковые формы;
      • – внутренние запреты (на пищу, действия, бытовую культуру и др.);

запреты на внешнее взаимодействие (на экзогамные браки – с людьми из другой культуры, иной веры и т.п.; па обмен или открытие информацией "чужим" и т.д.).

  • 2. По форме:
    • а) запреты:
      • – па контакты;
      • – в поведении;
      • – пищевые;
      • – на использование или владение предметами;
      • – па источники информации;
      • – на слова или речевые формы и др.
    • б) умения (владение способностью):
      • – владение каким-либо искусством;
      • – владение промыслом;
      • – владение знанием и др.
  • 3. По направленности:
    • а) внешние (для других, "чужих");
    • б) внутренние (для "своих").

С одной стороны, совершенно не обязательно информация, которую исследователь узнает из ответов респондента, – это именно то, что происходит в реальности. Необходимо учитывать фактор присутствия самого исследователя, учитывать, что любая информация является предъявляемой специально для него или с учетом его присутствия. Присутствие исследователя, особенно, если его цели явны, по-своему "сценирует" пространство диалога между корреспондентом и респондентом.

С другой стороны, проблемой является достоверность и открытость предъявляемой информации. Существует большой перечень тем, которые для "чужого" или даже любого "другого", т.е. непосвященного человека являются запретными либо полностью, либо частично. Запреты налагаются по различным причинам. В основном это касается особенностей трансляции тех или иных знаний или различных социокультурных норм, регламентирующих возможности сообщить другому человеку определенные личностные, семейные, внутрипоколенные или межпоколенные взаимоотношения, события, переживания и т.д. Кроме того, в сознании респондента могут быть определенные нормативы, накладывающие ограничение на обнародование собственной позиции по какому-то вопросу. В различных социальных кругах существуют достаточно вариативные представления о том, что и как можно, а что нельзя предъявлять внутри круга своего пола и/или своего возраста, а что – в присутствии представителей другого пола и/или возраста. Все эти аспекты могут сильно повлиять на содержание и характер беседы.

Также значим вопрос об общности понятийного пространства в коммуникации между корреспондентом и респондентом. В отношении большинства ключевых понятий и категорий необходимо уточнение их понимания через синонимичность и развернутые определения. В процессе коммуникации могут возникнуть ситуации некорректного употребления понятия, заданного вопроса или проделанного действия со стороны корреспондента (причем исследователь заранее не всегда может знать о возможном эффекте), на которые респондент отреагирует либо уклонением от ответа, либо вообще прекращением беседы.

Особенности ситуации и обстановки могут сильно влиять на весь процесс коммуникации. Бывают ситуации, уместные или даже провоцирующие ответы на те или иные вопросы, а бывают и закрытые для вопросов темы, и это необходимо учитывать.

Практическая часть. Проведите интервью на определенную тему. Темы опросов (интервью) должны быть проблемными и являться актуальными для самих студентов. Лучше всего, если у каждого студента будет своя конкретная проблематика интервью, но при этом все темы лежат в одной тематической области. Но также можно задать одну тему для всех, только чтобы каждый сам индивидуально составлял свои вопросы. Важно совместно определить выборку (кто у кого берет интервью, кто экспертное, а кто проводит массовый опрос и т.д.).

Итоговая часть. При обсуждении результатов интервьюирования важно, чтобы ученики не только поделились друг с другом информацией, а дали и ее анализ. Необходимо совместно корректировать формулировки вопросов и их последовательность. В ходе обсуждения результатов устных опросов важно на наглядных примерах заострить внимание на существенных моментах, влияющих на ход и результаты исследования с применением опросных методов. После обсуждения важно, чтобы каждый оформил результаты своей работы.

При обсуждении результатов устных опросов можно выходить на проблему квалификации интервьюера. Можно предложить следующие критерии квалификации интервьюера (по С. Квале).

  • 1. Знания. Обладает широкими познаниями по теме интервью, может поддерживать разговор на должном уровне. Знакомство с основными аспектами темы позволит интервьюеру понять, какие проблемы важно исследовать, не стараясь при этом блеснуть своими знаниями.
  • 2. Структурирование. Обозначает цель интервью, подчеркивает течение всей процедуры, заканчивает интервью, например, несколькими словами о том, что собеседники узнали в процессе разговора, а также интересуется, нет ли у интервьюируемого каких-либо вопросов, касающихся ситуации.
  • 3. Ясность. Задает ясные, простые и короткие вопросы; говорит отчетливо и понятно; не использует научные выражения или профессиональный жаргон. Исключения делаются для интервью, изучающих стресс. Там вопросы могут быть сложными и запутанными, так как цель этого интервью – выявить реакцию собеседника.
  • 4. Мягкость. Позволяет собеседнику закончить то, что он говорит, даст ему возможность думать и говорить в своем собственном ритме. Добродушен, спокойно переносит паузы, обозначает допустимость обсуждения нетривиальных и провокационных мнений, а также возможность проявлять эмоции.
  • 5. Чуткость. Активно прислушивается к содержанию сказанного, слышит в ответе множество смысловых нюансов и старается добиться более подробного описания оттенков смысла. Интервьюер обладает развитой эмпатией, прислушивается к эмоциональным посланиям, вложенным в слова, слышит не только то, что сказано, но и то, как сказано, а также отмечает то, о чем собеседник умолчал. Интервьюер чувствует, когда тема становится слишком эмоциональной для продолжения интервью.
  • 6. Открытость. Интервьюер чувствует, какие аспекты интервью важны для собеседника. Слушает с неослабевающим вниманием, открыт к новым поворотам темы.
  • 7. Ведение , управление. Интервьюер знает, что хочет отыскать: четко определяет цели интервью, контролирует ход беседы и не боится пресекать отклонение от темы.
  • 8. Критичность. Не принимает на веру все, что ему говорят, стремится проверить надежность и валидность сообщаемой информации. Этой критической проверке могут быть подвергнуты как сами по себе высказывания собеседника, так и логичность и последовательность его положений.
  • 9. Хорошая память. Интервьюер помнит все, о чем говорил собеседник на протяжении всего интервью, может воспроизвести более раннее высказывание и попросить развернуть его.
  • 10. Способность к интерпретации смыслов. Па протяжении всего интервью стремится прояснить и углубить информацию; интерпретирует то, что было сказано, причем его интерпретации могут как подтверждаться, так и опровергаться собеседником.
1.3. Письменный опрос: анкетирование

Теоретическая часть

Анкетирование – непосредственно документальный сбор данных. Может быть как очным, так и заочным, как фронтальным, так и индивидуальным. Это письменный вид опроса.

Анкетирование широко применяется в социологических исследованиях, но также используется и в психологических. Оно удобно простотой и однозначностью процедуры получения письменно изложенных мнений широкого круга респондентов. Однако при этом оно не дает глубокой и детальной информации.

Анкетные опросы классифицируют в основном по содержанию и конструкции включенных в анкету вопросов:

  • – открытые;
  • – закрытые;
  • – полузакрытые;
  • – смешанные.

По теме вопросов:

  • – событийные;
  • – на выяснение ценностных ориентаций и мнений;
  • – статистические;
  • – хронометражные и др.

Также различают анкетирование по процедуре его проведения: заполняется на месте в присутствии исследователя, отправляется по почте, раздается на определенный срок для заполнения и сдачи и другие варианты.

По числу участников письменного опроса выделяют массовое, групповое, индивидуальное анкетирование.

В наиболее распространенных вариантах анкетирования выделяют следующие части анкеты.

  • 1. Вводная часть :
    • – титул анкеты – кто, зачем (с какой целью), когда, у кого и где проводит исследование;
    • – объяснение назначения анкеты (почему респондент должен быть заинтересован в ее заполнении) и техники ее заполнения.
  • 2. Основная часть – содержательные вопросы, предлагаемые для ответа.

Правильная методика формулировки, организации и расположения вопросов снижает субъективный фактор.

Выделяют следующие виды вопросов в анкете.

  • 1. Закрытые, открытые и комбинированные вопросы:
    • а) закрытые – предполагают наличие ответов:
      • – неальтернативпые – нужно выбрать один вариант из предложенных ответов;

Пример: Любите ли вы купаться? (подчеркните вариант своего ответа): да, нет.

– альтернативные – можно выбрать несколько вариантов из предлагаемых ответов;

Пример: Какие времена года вы любите? (подчеркните варианты своего ответа): лето, осень, зима, весна.

– ранжируемые – нужно расставить по приоритету предлагаемые варианты ответов;

Пример: Расставьте по вашему желанию следующие виды деятельности:

ловить рыбу; собирать грибы; жечь костер;

ходить по ягоды; играть с друзьями; смотреть телевизор; работать на огороде; работать на сенокосе;

пасти скот; исследовать жизнь муравьев;

б) открытые – предполагают самостоятельный ответ респондента;

Пример: Что вы понимаете под словом экология?

в) комбинированные – включающие в себя и перечень, и возможность своего варианта ответа респонденту;

Пример: Из домашних животных в нашей деревне больше всего: коров; коз; овец; кур; других.

2. Незаконченное предложение.

Пример: Когда я иду по лесу, то думаю о

3. Прямые и косвенные.

Пример: прямой вопрос: "Какие места вы больше всего любите?"

4. Контрольные вопросы – ставят задачу выявления доверия к ответам респондентов.

Пример: "Знаете ли вы названия всех животных?" или "Всегда ли вы любите на саночках кататься?"

Утвердительные ответы на вопросы с кванторами общности (все, всегда, всех, везде и т.п.) чаще всего никак не могут соответствовать реальности и свидетельствуют либо о невнимательности респондента, либо о желании ответить как ему кажется нужным, а не как есть на самом деле. Другим типом проверочных вопросов могут быть дублирующие, или обратимые вопросы. Такие вопросы следует вставлять в разные части анкеты.

5. Вопросы-фильтры – определяют, является ли респондент представителем нужной социальной группы.

Пример: Какие разделы биологии вы уже изучили в школе? – Есть ли у вас удочка?

6. Функционально-психологические вопросы – снимают напряжение, переходя от одной темы к другой. Могут формулироваться либо в виде вопросов или в виде вставок, либо как шутки, либо как простые вопросы, не требующие долгих раздумий.

Однако они должны быть созвучны общей стилистике и тематике опроса.

Пример: "Для чего козе баян?" или "Если у вас есть собака, то как ее зовут?"

Пример: "Каких ученых-экологов вы знаете?" или "Что такое биосфера?"

– о фактах сознания – направленные на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п.;

Пример: Как вы относитесь к дождливой погоде?

– о фактах поведения – выявление поступков, действий, результатов деятельности людей;

Пример: Что вы делаете, если вас дождь застал в лесу?

– о личности респондента – входит во все анкеты, образуя как "паспортичку", так и выявляя личностные и социальные характеристики респондента.

Пример: Кто вы? – Сколько вам лет? – Какого цвета у вас глаза? – Какое у вас образование?

Демография ("паспортичка") – краткие сведения о респонденте (пол, возраст, образование, семейное положение, род занятий и т.д., в зависимости от задач исследования). Важно не перегружать эту часть непринципиальными для исследования параметрами.

Анкета может включать в себя как один тип вопросов, так и различные виды вопросов (как по форме, так и по содержанию). При составлении анкеты всегда следует помнить правила: "Каков вопрос – таков ответ" и "Респондент всегда прав".

Так как анкетирование чаще всего применяется с целью опроса большого числа респондентов, то прежде чем анкета "запускается" в действие, проводится пилотажное анкетирование среди "доверенных" представителей будущей выборки. По результату их ответов и реакции на анкету корректируются формулировки вопросов, их последовательность, число и т.д.

При составлении анкеты следует помнить, что открытые вопросы респонденту обычно сложнее для ответов, так как требуют от него интеллектуальных усилий. Но они, как правило, в случае полноценных ответов наиболее содержательны, хотя и более сложны для обработки.

Закрытые и полузакрытые вопросы легче для ответов, так как в этом случае респондент должен сделать только выбор из предложенных вариантов ответов. Такие вопросы также легче для статистической обработки. При составлении таких вопросов значимо предусмотреть полный возможный перечень ответов.

Умение правильно подобрать тип формулировки вопроса к его содержанию – основное искусство составления анкеты.

Практическая часть. Составьте анкету на определенную тему и проведите анкетирование. Анкетирование чаще используется с целью опроса максимального количества людей за минимальное время. Но по причине затруднения тиражирования анкет в учебных целях важнее, как они будут составлены, а не сколько будет их заполнено. Анкетирование в учебной ситуации можно провести как пилотажное исследование, проверяющее, насколько "работает" составленная анкета. Сведения о типах и построении вопросов следует перенести и в другие виды опроса.

Итоговая часть. Обсуждение составленных анкет проводится в группе. Результатом являются заполненные анкеты, которые после необходимо будет сопоставить и проанализировать. При пилотажном исследовании после заполнения анкеты респондента обычно спрашивают, что вызвало у него вопросы, недоумение, сложности. Впрочем, сами ответы, их полнота или краткость, степень связи с вопросами и т.д., также иллюстративные.

  • Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1999. С. 281-282.
  • Подробнее см.: Никитина С. Е. Русские конфессиональные группы в современную эпоху: культурные барьеры и культурные контакты // Традиционная культура. 2005. № 2. С. 99-108.

I. Введение

II. Методы исследования в психологии

1. Наблюдение и его разновидности

2. Типы и виды опроса

3. Экспериментальный метод в психологии

4. Психологические тесты

5. Моделирование в психологии

III. Заключение

Введение

Любая наука – это прежде всего исследование. Она не может развиваться, если не будет постоянно пополняться новыми и новыми фактами. Правильное и успешное её развитие возможно только в том случае, если она будет располагать, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают учёные, а с другой – достаточно обоснованными, точными и надёжными методами, позволяющими проверять эти идеи. Методы исследования – это приёмы и средства, с помощью которых познаётся изучаемое явление, предмет науки. Целой системой различных научных методов пользуется и психология. В чём же они заключаются?

На протяжении длительного периода, вплоть до начала ХХ века, психология определялась как наука о душе, душевных явлениях и законах душевной жизни, составляющих субъективный мир человека. Душа представлялась как нечто, что мыслит, как Я субъекта. Под душевными явлениями понимались чувства, мысли, желания, т.е. состояния субъекта. Определению содержания науки соответствовали и её методы. Согласно идеалистической концепции того времени единственным способом познания душевной жизни был субъективный метод , получивший название ”интроспекции ”. Он заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Задача психологии виделась в том, чтобы путём внутреннего созерцания психических образов, мыслей, переживаний описывать формы душевной жизни и психических явлений, причём изменение состояний сознания объяснялось действием особой духовной субстанции (первоосновы). Но внутреннее наблюдение порождало множество разноречивых мнений, т.к. наблюдатель о психических явлениях другого человека мог судить только на основе своих умозаключений, поскольку не мог видеть, слышать и чувствовать за другого. Этот метод был очень ограничен. Нужны были другие, объективные методы , исследующие поведение. Задачей психологии стала разработка таких методов исследования, которые опирались бы на приёмы наблюдения за протеканием того или иного вида деятельности и на экспериментальное изменение условий протекания этой деятельности. Ими стали методы эксперимента и методы наблюдения за поведением человека в естественных и экспериментальных условиях. Помимо этих методов психологов интересовала степень выраженности тех или иных психических процессов (памяти, внимания, умений, навыков, обучаемости и т.п.). Для решения этих задач в психологии уже в конце XIX - начале XX вв. стали применяться количественные методы и методы измерения. Одним из таких методов было описание закономерности, связывающей силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм, и их измерение. Для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Нонаряду с современными методами исследования в психологии до сих пор не утратили своего значения простые, традиционные методы сбора научной информации, такие как наблюдение, самонаблюдение и опрос . В отличие от методов естественных и точных наук, эти методы позволяют узнать многое их того, что практически недоступно приборам и невозможно описать с помощью математических формул.

1. Наблюдение и его разновидности

Методы наблюдения основаны на том, что данные о психических явлениях учёные получают или путём непосредственного наблюдения этих явлений или путём наблюдения внешних признаков, в которых эти явления проявляются. Невмешательство в ситуацию выступает важной характеристикой метода, определяя и его достоинства и его недостатки. Достоинством является то, что объект наблюдения не знает, что за ним наблюдают, и в естественной ситуации ведёт себя естественно. Недостатками этого метода является, во-первых, невозможность контролировать ситуацию, во-вторых, установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения. Основной же недостаток этого метода заключается в очень низкой достоверности полученных результатов, поэтому требует тщательной проверки с помощью других методов исследования. Тем не менее, он является едва ли не самым распространённым в реальной исследовательской практике.

Существуют различные виды наблюдений: внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение), свободное, стандартизированное, включённое, стороннее.

Внешнее наблюдение – это прямое целенаправленное наблюдение за поведением объекта (одним человеком или группой лиц) с целью его последующего анализа и объяснения. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется в тех случаях, когда ставится задача изучить интересующее явление в том виде, в каком оно представлено в его сознании (когда предметом наблюдения становятся собственные мысли, чувства, переживания). Свободное наблюдение ведётся без заранее установленной программы и строгой фиксации на объекте наблюдения, может менять его в ходе самого наблюдения. Стандартизированное наблюдение, напротив, проводится по заранее продуманной программе, в которой отражено, за чем ведётся наблюдение, и строго следует ей. Включённым называется такое наблюдение, при котором исследователь может выступать в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого оно ведётся (например, психолог вместе с детьми может играть в какую-либо игру и одновременно с этим вести наблюдение за их поведением). Сторонним является наблюдение, которое может быть организованно таким образом, что наблюдатель не вовлечён в тот процесс, который он изучает, т.е. наблюдение без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой лиц.

2. Типы и виды опроса

Метод опроса – это метод психологического исследования, при использовании которого человек отвечает на задаваемые ему вопросы. Опрос бывает устным и письменным, свободным и стандартизированным, открытым и закрытым.

Устный опрос применяется тогда, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Такой опрос позволяет глубже проникнуть в психологию человека. Однако ему свойственна и ограниченность. Этот метод требует специальной подготовки, обучения, больших затрат времени на проведение исследования, зависит от личности того, кто ведёт опрос, от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы.

Письменный опрос даёт возможность получить информацию о больших группах людей. Наиболее распространённая его форма – анкета . Недостатком этого метода является невозможность соотнесения ответов испытуемых с их реальной действительностью.Данные письменного опроса во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствуют, даже при полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают. Свободный опрос – такой вид опроса, при котором число задаваемых вопросов и возможность ответов на них заранее не ограничено. Преимущество такого опроса в получении более глубокой информации, т.к. свободный опрос позволяет изменять тактику исследования, содержание вопросов в зависимости от ответов. Стандартизированный опрос, наоборот, определяет заранее и задаваемые вопросы, и предполагаемые ответы. Недостаток такого вида опроса - его ограничение и узость рамок, достоинство – экономичность во времени. Открытым называется опрос, при котором испытуемый сам формулирует ответы на поставленные вопросы. Преимуществом такого опроса является возможность получить более полные данные от испытуемых, недостаток – в трудности обработки из-за разнообразия ответов. Закрытым называется такой опрос, при котором испытуемый должен выбрать один из предложенных ответов. Такой опрос лёгок для обработки, но полученные с их помощью данные не выходят за пределы заранее сформулированных ответов.

3. Экспериментальный метод в психологии

Экспериментальные методы исследования – это методы сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное эксперимента проявление изучаемых психических явлений. Основное достоинство эксперимента в том, что он позволяет надёжнее делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими, активно воздействовать на изучаемое явление, варьировать и изменять условия, неоднократно воспроизводить результаты и устанавливать закономерности, научно объяснять происхождение явления и развитие. Эксперимент бывает лабораторным, естественным и полевым.

Лабораторный эксперимент протекает в специальных искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов. Недостатком этого метода является невозможность организовать исследование так, чтобы испытуемый не знал, что является объектом исследования. Это порождает скованность, боязнь, тревогу, что не может не отразиться на результатах. Естественный эксперимент проводится в обычных для испытуемого условиях, где наблюдатель не вмешивается в ход событий, а фиксирует их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Полевой эксперимент – это такой эксперимент, который предполагает использование минимума оборудования в ситуации, близкой к реальной жизни.

4. Психологические тесты

Психологическими тестами называются специализированные методы психодиагностического исследования, использование которых позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Тесты – это всегда тщательно продуманные и стандартизированные испытания, они имеют необходимые нормативы, являются научно обоснованными. С помощью тестов можно получить характеристики, отличающие одного человека от другого. Тесты бывают трёх видов: тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических особенностях человека. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на основе того, что и как он делает. Достоинство этих тестов в том, что они применимы к людям разного возраста, профессии, уровня образования. А недостаток – сознательное влияние испытуемого на результаты, искажение или приукрашивание их в случае, если он не хочет признавать у себя те или иные отрицательные качества и мотивы поведения. Поэтому для получения более объективной информации используют проективные тесты. В их основе лежит метод проекции, согласно которому скрытые личностные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Такие тесты требуют высокой подготовки как психолога, так и самого испытуемого.

5. Моделирование в психологии

Если исследование интересующего психического явления обычными методами затруднено, используется метод моделирования - создание искусственной модели изучаемого явления. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, напоминающего то, что подлежит изучению. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике, используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной техники. Математическое моделирование представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве модели понятий из области информатики и кибернетики (например, использование в психологии идей математического программирования и описание поведения человека по аналогии с действием компьютера). Метод моделирования значительно расширяет возможности изучения психической деятельности человека, позволяет выдвигать и проверять научные гипотезы о скрытых явлениях работы мозга и выражать полученные результаты количественными характеристиками.

Кроме перечисленных методов сбора информации, в психологии используются методы математической статистики и обработки полученных количественных данных, а также методы качественного анализа. Они позволяют значительно повысить достоверность получаемых результатов.

Заключение

Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Список литературы

1. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб.

пособие/ И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников;

Под ред. И.Б.Гриншпуна. – 3-е изд., стер. – М.: Изд-во

Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

2. Введение в психологию/Под общ. ред. проф.

А.В. Петровского. – М.: Издат. Центр «Академия», 1996.

3. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед.

институтов/Под ред. В.В. Богословского. – 3-е изд.,

перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981.

4. Общая психология/Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1998

5. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология общая:

Экспериментальная психология: Учебник – 2-е изд., доп.

и перераб. – М.: Московский психолого-социальный

институт: Флинта, 2004.

6. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей

психологии. Учеб. пособие/Под ред. К.М. Романова. – 2-е

изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-

социального института; Воронеж: Издательство НПО

Метод опроса

Существует особая область психологии - тестология.

Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.

Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В юридической практике анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной информации, но и компрометирует сам метод. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.

Метод опроса -- психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах -- респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов:

· Анкетирование

· Личностные тесты

· Метод лестницы

· Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

§ Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.

§ Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.

Одним из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов выступает - телефонный опрос.

Различают несколько вариантов опроса:

· Устные (применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. позволяет в личном общении получить ответы на интересующие вопросы, предусмотренные программой изучения, исследования. В отличии от других видов опроса он способствует возникновению непринужденного общения и повышению искренности ответов, позволяет изменять соответственно ход опроса).

· Письменные (позволяет охватить большее количество испытуемых, требует меньше времени на его проведение. Наиболее распространенной формой его является анкетирование. Недостатком, однако, является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции собеседника и, исходя из этого, изменить вопросы).

· Свободные (разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных вариантов ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Свободный опрос проводится, как правило, в тех случаях когда надо уточнить представления исследователя по тем или иным вопросам, проверить выводы и предложения. В этих случаях составляется только примерный план и задача психолога - как можно более детально выяснить и записать позиции опрашиваемых).

· Стандартизированные (проводится с помощью интервью-анкеты, в которой заранее подготовлены вопросы и возможные ответы на них ограничены узкими рамками. Данный вид опроса более экономичен во времени и материальных затратах, чем свободный опрос).

· Экспертные (позволяет исследователю (психологу) получить интересующую его информацию от специалистов в определенной области - экспертов. Число экспертов составляет, как правило, 10-15 человек. Они должны обладать широким кругозором в своей области, быть способными к аналитическому мышлению, решать творческие задачи и отстаивать собственное мнение).

· Выборочные (это опрос, проводимый среди подмножества из единиц совокупности, называемого выборкой).

· Сплошные (Опрос, охватывающий всю генеральную совокупность).

Опросники по предметной сфере могут быть подразделены на:

* личностные опросники;

* опросники состояний и настроения;

* опросники-анкеты.

Личностные опросники - разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. Прототипом современных опросников считают разработанный Р.Вудвортсом (1919) "Бланк данных о личности", предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой.

Личностные опросники могут быть подразделены по направленности на:

* опросники черт личности - группа опросников, разработанная на основе выделения черт личности;

* типологические опросники - группа опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, несводимых к набору черт (или факторов);

* опросники мотивов - группа опросников, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, с целью установить, на что направлена активность индивидуума, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения (сюда же можно отнести опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок).

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, различают:

w факторные опросники - группа опросников, основой конструирования которых является факторно-аналитический принцип (выделение скрытых, латентных переменных, определяющим образом влияющих на деятельность и поведение индивида);

w эмпирические опросники - группа опросников, основой конструирования которых является критериально-ключевой принцип, позволяющий на основе обнаружения критериальных психологических признаков дифференцировать различные группы испытуемых.

В зависимости от степени охвата личностных характеристик выделяют опросники:

§ одномерные - опросники, направленные на измерение какого-либо одного свойства или качества;

§ многомерные - опросники, направленные на измерение более чем одного свойства или качества;

Опросники состояний и настроения - группа опросников, предназначенных для диагностики временных, преходящих состояний (настроений), в отличие от устойчивых, отностельно стабильных параметров, измеряемых с помощью личностных опросников.

Опросники-анкеты - группа опросников, предназначенных для получения какой-либо информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям обследуемого. Разновидностью данного вида являются биографические опросники, предназначенные для получения данных об истории жизни человека (наиболее типичные вопросы относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям).

Одна из наиболее распространенных форм опроса - анкетирование. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:

Анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств;

Анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях;

Анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям, полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.

Правила составления вопросов:

w Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.

w Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.

w Вопросы должны быть краткими.

w При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.

w Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.

w Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.

w Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.

w Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.

w Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

w Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Сбор первичной информации путем опросов стал практиковаться среди представителей общественных наук -- социологов, этнографов, психологов и т. д. -- еще в прошлом веке. Тогда же при переписях населения и различных статистических обследованиях начали применяться массовые опросы, охватывавшие сотни и тысячи людей. Большое значение опросам при изучении закономерностей общественной жизни придавали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, которые нередко прибегали к данным, полученным путем опросов.

Все разнообразие методов опроса, применяемых в социально-психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам:

1) опрос "лицом к лицу" -- интервью, проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану;

2) заочный опрос -- анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения и распространяемые исследователями по почте, через массовую печать, с помощью специальных людей-анкетеров и т. п.

Одним из первых использовал анкету в психологическом исследовании Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. На вопросы его подробной анкеты ответили 100 крупнейших английских ученых. Полученные данные были проанализированы и изложены род Гальтоном в монографии "Английские люди науки: их природа и воспитание" (1874). Пионерами применения анкетного метода в психологии являлись также А. Бине во Франции и С. Холл в США, основные работы которых относятся к концу XIX -- началу XX века. А. Бине прибегал к анкетированию для исследования интеллекта детей, а С. Холл -- для изучения психологических особенностей детского и юношеского возраста. В это же время анкетный опрос как метод психологических педагогических исследований начинает применяться и в России.

Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами различных научных школ и направлений. Во всяком случае, даже исследователи, старающиеся базировать свои выводы на экспериментальных данных, порой вынуждены в той или иной мере прибегать к получению дополнительной информации слов испытуемых.

Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна и известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых. Эти данные нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мыслях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают. В то же время существует множество таких сторон общественной психологии, изучение которых невозможно без использования опросов. Так, получение информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах и т. чаще всего осуществляется посредством опросов в тои или иной форме. При этом данные могут отражать явления, относящиеся не только к настоящему времени, но также к прошедшему и будущему. Безусловно, глубина и полнота ответов, их достоверность зависят от умения опрашиваемого наблюдать за самим собой и адекватно излагать переживаемые процессы и явления.

Случаи применения опросов.

Область применения опросов в социально-психологических исследованиях довольно обширна.

1. На ранних стадиях исследования, в процессе работы по разведывательному плану используется только интервьюирование. С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы. При этом опрашиваются лишь компетентные лица, которые могут дать обстоятельную информацию по интересующим исследователя вопросам. Если в качестве основного метода сбора данных выбрана анкета, то интервью обычно применяется для предварительного испытания этого вопросника.

2. Опрос выступает как основное средство сбора первичной информации -- для получения данных, позволяющих измерить взаимосвязь изучаемых переменных. При этом особое значение приобретают стандартизация методики опроса и определение достоверности полученной информации. Если программа исследования предусматривает экспериментальную процедуру, опрос может использоваться с целью выявления основных критериев экспериментальной и контрольной групп как до начала эксперимента, так и после его окончания.

3. Опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса. В последнем случае нередко материалы анкетирования дополняются данными интервью. При этом повторно опрашивается некоторая часть лиц, входящих в выборочную совокупность.

Методы опроса по часто-те применения педагогами занимают второе, после наблюдения, место. Они помогают получить информацию о явлениях, процес-сах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят от-ражения в документах. Это может быть информация о мотивах, интересах и предпочтениях людей, их семейной жизни или быто-вой деятельности и т.д. Ее источником являются люди и их вы-сказывания о своих настроениях, поступках, представлениях или о том, что их окружает. Выделяют разведочный (в начале комп-лексной диагностики) и уточняющий (в ее конце) опрос.

Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосред-ственного) общения педагога (анкетера, интервьюера) с опрашиваемы-ми (респондентами).

Социологический опрос направлен на получение информации о внешней стороне (поступках, мнениях, интересах) деятельности опрашиваемых, а полученная информация всегда рассматривает-ся в контексте функционирования определенных общественных групп и общества в целом.

Опрос, проводимый в социально-психологических исследованиях, направлен на выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков, мнений, интересов чело-века. Психолога прежде всего интересует не сам по себе факт на-личия поступка, а та психологическая реальность, которая его обусловливает.

Опрос, проводимый в целях педагогической диагностики, исполь-зуется не только для выявления причин того или иного явления (хотя это и важная задача), но также для построения прогноза протекания процесса и самое главное — для выработки рекомен-даций об оптимальном характере педагогической помощи обуча-емому (воспитаннику) в его саморазвитии.

Виды опросов:

- групповые опросы, когда интервьюер обращается ко всем или нескольким интересующим его лицам, и индивидуальные опросы, когда интервьюер работает лишь с одним из опрашиваемых;

- очные опросы, когда интервьюер лично контактирует с опра-шиваемым, и заочные опросы, когда интервьюер лично не контак-тирует с опрашиваемым;

- устные опросы, когда информация фиксируется интервьюером, и письменные опросы, когда отвечающий сам заполняет анкету или опросник;

- целенаправленные опросы, имеющие программу, план, опросник, и свободные (беспрограммные) опросы, которые проводятся в на-чале диагностики для уточнения проблемы, цели, задачи и гипо-тезы;

- специализированные опросы (экспертов, влиятельных лиц) и массовые опросы (представителей различных категорий);


- стандартизованные (формальные, массовые) опросы и нестандартизованные (творческие, свободные) опросы",

- глубокие (психоаналитические, клинические) опросы, явные опросы, когда ответы не записываются в присутствии опрашиваемого, и скрытые опросы, внешне выглядящие как сво-бодный разговор людей, один из которых говорит, а другой тер-пеливо слушает; при этом возможно протоколирование вторым диагностом или запись на диктофон;

- сплошные опросы, когда опрашиваются все обучаемые, воспи-танники и т.д., и выборочные опросы, направленные на специаль-ную выборку опрашиваемых.

По предполагаемым ответам вопросы делятся на: открытые, предполагающие свободную форму ответов, кото-рые подвергаются качественному, а не количественному анализу, или же требующие до обработки ответов оценки диагноста, пере-вода в заранее разработанну шкалу;

- закрытые (альтернативные), предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных. Также к ним относятся вопросы- меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько вариантов ответов;

- полузакрытые, предоставляющие возможность наряду с выбо-ром готового ответа дать свой вариант.

По открытости вопросы могут быть прямыми (отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оце-нивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного качества) или косвенными (в ответах на которые не содержится прямых оценок, но по которым можно судить о наличии или отсутствии исследуемого свойства).

По цели вопросы разделяются на:

- функциональные, используемые для оптимизации, упорядоче-ния течения опроса;

- вопросы-фильтры, направленные на отсеивание некомпетент-ных в предмете опроса респондентов;

- контрольные, использующиеся для проверки искренности от-ветов (так называемая «шкала лжи»);

- буферные, использующиеся для имитации непринужденной и логичной беседы с опрашиваемым.

Опрос включает следующие этапы:

- Этап адаптации, направленный на решение двух важных задач — создания у респондента позитивной мотивации для от-вета на вопросы и настройки его к участию в диагностике. Он состоит из обращения и нескольких вопросов. Обращение — за-вязка, начало опроса — момент весьма ответственный. От начала опроса во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо психологически подготовить респонден-та к беседе.

- Этап достижения поставленной цели, на котором происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.

- Этап снятия психологического напряжения, которое может накапливаться в процессе опроса. Для этого рекомендуется в кон-це опроса задавать функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.

К опросным методам относятся беседа, интервьюирование и анкетирование, каждый из которых имеет свои особенности в проведении.

Диагностическая беседа.

Беседа — это метод получения информа-ции на основе прямого и относительно свободного общения с испы-туемым.

Он применяется с целью получения материала, характе-ризующего индивидуально-личностные особенности опрашива-емого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения.

Беседа может использоваться для достижения следующих за-дач:

Выяснения фактов, событий, свидетелем или участником которых был испытуемый;

Установления его отношения к ним;

Выяснения причин конкретных проблемных ситуаций;

Исследования методов и средств воспитания, которые при-менялись к испытуемому;

Установления причин его аномального поведения;

Изучения особенности среды, в которой находится испытуе-мый;

Выявления его нравственных позиций, ценностных ориента-ции, ближайших целей и т.д.;

Изучения его внутреннего состояния и факторов, повлияв-ших на него, и т.д.

Планирование беседы осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе планирования беседы определяется цель беседы, объект и предмет разговора.

На втором этапе планирования отрабатывается ход беседы:

С чего лучше начать разговор (повод для начала разговора);

Как перейти к основной теме;

Как удержать инициативу;

Какие типы вопросов лучше использовать на разных этапах беседы;

Как влиять на активность и искренность испытуемого, какие для этого ис-пользовать приемы общения;

Как правильно выйти из диалога.

На третьем этапе прогнозируются результаты беседы, которые должны быть получены.

Интервью в системе диагностики.

Интервью это разновид-ность беседы, при которой диагност спрашивает, воздерживаясь от собственных высказываний по собственному вопросу, а испы-туемый отвечает.

Интервью предполагает заранее заготовленный вопросник, по которому интервьюер ведет беседу. Благодаря этой особенности полученные ответы легче обрабатывать: классифицировать, пере-водить в формализованный вид для математической и статисти-ческой обработки.

Интервью экономичнее по времени, в связи с чем можно опро-сить большее, чем при беседе, количество людей, а полученные данные использовать для выявления тенденций, наблюдающихся в данной выборке. В то же время личное общение интервьюера с опрашиваемым позволяет уточнять вопросы и ответы, коррек-тировать полученные данные с учетом параллельных наблю-дений.

Главный отличительный признак интервью — строгая номен-клатура и последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов). Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопро-сов. В связи с этой особенностью интервью широко используется в психоаналитической и клинической практике, например для вы-яснения факторов и условий формирования отношений, пози-ции, мотивации опрашиваемого, источников формирования де-виаций.

Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы рес-пондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них. Иногда лучше, если ответы респондентов не стенографируются на их глазах, а воспроизводятся позже по памяти интервьюера. Возможна запись ответов с помощью диктофона или видеокамеры с целью после-дующего изучения не только вербальной, но и невербальной ре-акции опрашиваемого на задаваемые вопросы.

Интервью делится на несколько фаз .

Стартовая фаза интервью посвящается вхождению в кон-такт с интервьюируемыми. При явном интервью интервьюер сжа-то излагает цели и задачи диагностики, ее значение для теории и практики. Глубокое интервью требует более интимного контакта. Важно наладить дружеский тон, взаимопонимание, проявить ин-терес к респонденту, найти предмет его особого внимания (дети, книги, картины, охота и т.п.). Не следует отказываться и от уго-щения: это тоже сближает собеседников. Глубокое интервью все-гда подчеркнуто индивидуально.

Средняя фаза интервью характеризуются тем, что беседа все более сосредоточивается вокруг интересующего педагога во-проса.

Заключительная фаза — продолжение разговора на тему, интересующую собеседника. Опытный интервьюер, уходя, уверен, что он всегда может вернуться к этим людям и они его примут тепло.

Подготовка и проведение интервью включает в себя следующие действия:

1. Постановка цели . При помощи интервью решаются различ-ные диагностические задачи, исходя из которых выбирается тот или иной вид интервью:

Поисковое интервью для сбора информации, при помощи которой можно обозначить проблему или комплекс проблем, нуж-дающихся в диагностике, а также для поиска новой точки зрения;

Интервью по проверке гипотез (как правило, стандартизо-ванное интервью) — сравнение групповых и/или индивидуаль-ных различий;

Интервью для сбора эмпирической информации, проводяще-еся при необходимости подтвердить или опровергнуть какие-либо закономерности или теоретические положения;

Интервью как вспомогательный метод, применяющийся для уточнения данных, полученных другими методами (например, данные наблюдения, анкетирования, тестирования).

2. Предварительная подготовка . Она включает в себя сбор ин-формации об исследуемом объекте, уточнение целей и задач ин-тервью, вопросов, определение оптимальной формы его прове-дения, состава и количества респондентов, выбор научного и тех-нического обеспечения, предполагаемых вербальных средств и типов вопросов для получения планируемых сведений, прогноз временных и материальных затрат на интервьюирование.

3. Интервьюирование . Начиная интервью, следует помнить, для чего будет использован конечный результат: для разработки коррекционных мер, для составления плана учебно-воспитательной работы или для публичного обсуждения. Это необходимо учитывать на всех этапах диагностики, поскольку в определенных случаях нуж-но информировать интервьюируемых о том, как будут использо-ваться данные, получить у них письменное согласие на неограни-ченное цитирование их ответов и учесть любые противоречия или конфликты, которые могут возникнуть на протяжении интервью.

По мере разворачивания интервьюирования понимание педа-гогом изучаемого объекта может измениться; может открыться новое видение проблемы. Интервьюеру следует обращать внима-ние только на те данные, которые способствуют достижению по-ставленной цели, а не убодят от нее.

Этические вопросы планирования предполагают получение от испытуемого осознанного согласия участвовать в диагностике, обеспечение конфиденциальности и принятие во внимание возмож-ных последствий участия в диагностике для данного человека.

4. Обработка данных интервью . При обработке полученных дан-ных требуется точное ведение протокола: ответы цитируются, а не пересказываются. Затем листы протокола кодируются. Обработ-ка завершается применением математических и статистических ме-тодов.

Анкетирование в диагностической деятельности.

Анкетирование — это форма опроса, для которого педагог предварительно состав-ляет список вопросов обследуемому контингенту лиц . Ответы на эти вопросы служат исходным эмпирическим материалом для обоб-щений.

Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда — от живущих в разных местах людей). Общение диагно-стируемого с диагностом носит опосредованный (через анкету) характер. Характер материалов анкет пригоден для количествен-ного анализа и удобен в обработке.

В педагогической диагностике при-меняются следующие виды анкет:

- анкета-интервью — опросный лист, который вручается рес-понденту и заполняется в присутствии диагноста. Часто раздаются листы ответов, а вопросы анкеты диктуются или предлагаются на экране (классной доске);

- почтовая анкета рассылается лицам, которые выбраны для опроса; наиболее пригодна для опроса лиц, живущих далеко друг от друга, используется при опросах с простой тематикой. Такую анкету используют, например, для опроса родителей учащихся;

- анкетирование в среде распространение анкеты среди опре-деленной группы населения. Ею можно пользоваться для опроса, к примеру, студентов, живущих в одном общежитии, участников конференции, заседания и т. п. Аналогично проводится анкетиро-вание во время классного часа, родительского собрания, педаго-гического совета;

- стереоанкетирование — сравнение самооценки и оценки од-ного и того же лица . На каждого человека заполняется три-четыре и более идентичных вопросника: им самим, его родителя-ми, педагогами, сверстниками и т.д. На основании сравнения и обобщения полученных данных составляется синтетическая стереоанкета, представляющая изучаемое лицо с различных точек зрения.

К анкете предъявляются следующие основные требова-ния :

Во вступлении необходимо сформировать у респондента чув-ство удовлетворения от того, что выбор пал именно на него;

Вопросы должны наиболее точно и емко характеризовать изу-чаемое явление и задаваться в логичной последовательности;

Следует сочетать прямые вопросы с косвенными (например: «Нравится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что про-фессия учителя самая лучшая?»);

В начале анкеты необходимо задавать вопросы на определе-ние компетентности респондента в теме опроса;

Вопросы должны располагаться по принципу: «подготовка- сложные вопросы — классификация»;

На заполнение анкеты должно уходить как можно меньшее вре-мя (в зависимости от возраста школьников от 4-5 до 15-20 мин).

В структуру анкеты входят :

- вступление (его цель — убе-дить респондента принять участие в опросе, дать короткую харак-теристику опроса);

- основная часть отвечает целям диагностики;

- реквизитная часть позволяет провести идентификацию респон-дентов для дальнейшей их группировки.

Опросы

Опросные методы традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью), свободного опроса и письменного опроса (анкетирование).

Беседа является одним из широко распространенных в психологии труда методов и используется при освещении самого широкого круга проблем. Она совершенно необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлении профессионально-важных качеств работника, выяснении особенностей мотивации работы по данной специальности и функциональных состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей, при оценке рабочих мест. Беседа как научный метод должна отвечать ряду требований:

строиться по определенному плану, заранее продуманному, но отличающемуся достаточно гибкой структурой;

носить естественный характер. Беседа предполагает обоюдную активность как со стороны психолога, так и опрашиваемого; ни в коем случае она не должна превращаться в форму допроса или устной анкеты;

включать только те вопросы, которые не носят внушающего или подсказывающего характера, и допускать взаимопроверку ответов;

поддерживать доверительный контакт психолога с опрашиваемым; завершаться фиксированием полученных (в процессе беседы) результатов.

Регистрация данных беседы может производиться как в ее процессе, так и после окончания. Первый способ регистрации может использоваться при анализе интересов людей, влияния условий среды и других вопросов, не затрагивающих глубоко проблемы личности. В случае же индивидуального консультирования такой способ применять не рекомендуется, чтобы не вызывать у клиента отрицательного отношения к беседе и нежелание давать искренние ответы. И хотя он связан с потерей определенного количества информации, но более оправдан с этической точки зрения. Использование аудио - и видеотехники, безусловно, значительно повышает точность получения и сохранения информации, но порождает ряд этических проблем.

Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой - отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ.

Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками. Анкетирование проводится в тех случаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки. Анкеты используются для выяснения ценностных ориентации работников и их отношения к профессии и отдельным элементам работы; мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии; значимых аспектов профессиональной деятельности; профессионально-важных качеств. Анкетирование может проводиться как в присутствии психолога, так и заочно (когда анкета заполняется дома). Данный способ удобен, поскольку не отвлекает работника от выполнения своих трудовых обязанностей и позволяет более обдуманно подойти к ответам на вопросы. Но он имеет и негативные стороны: возможность заполнения анкеты другим лицом, отсутствие ответов на ряд вопросов, неполный возврат анкет.

Для получения достоверной информации с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования. Она предполагает:

наличие вступительной статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;

правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника, не содержать малоупотребляемых иностранных слов и узкоспециальных терминов, не носить внушающего характера, предполагать равновероятность выбора всех предложенных вариантов ответа;

подготовку такой анкеты, которая легко читается, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.