Жизненные проблемы. Как справиться с проблемами? Проблемы в жизни человека и как их решить

Жизнь без трудностей не бывает. Рано или поздно они приходят в гости к каждому. Хотите узнать как с ними справляются другие?...

Тему жизненных трудностей лучше всего раскрывает одна притча.

Однажды, ученик, познавший разочарование в жизни, пришёл к своему духовному учителю и спрашивает:

«Учитель, я так устал от жизненных трудностей . У меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, что мне всё время приходится плыть против течения. Мои силы просто на исходе - ещё немного и я сдамся... Что мне делать?»

Учитель, немного подумав, решил не спешить с ответом. Он взял три одинаковых емкости с водой и поставил на огонь. В одну емкость он положил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал зёрна кофе. Через некоторое время спустя духовный учитель вынул из воды морковь и яйцо, а с 3-ей емкости налил в чашку кофе.

«Как ты думаешь, что изменилось?» - спросил учитель своего ученика

«Самая чистая вода бывает в тех источниках,
в которых она пробивается сквозь препятствия, преодолевая трудности.»
М. Норбеков

«Яйцо и морковь сварились, а зёрна кофе растворились в воде» - проследовал ответ ученика.

«Ты прав», - сказал духовный учитель, « Но это лишь очень поверхностный взгляд на произошедшее. Посмотри внимательнее...
Видишь, ранее твёрдая морковь, побывав в кипятке, или её жизненных трудностях , стала мягкой и податливой. Что же произошло с яйцом? Будучи от природы хрупким и жидким, яйцо обрело твёрдость.

Что самое интересное - внешне, ни морковь, ни яйцо, они ничуть не изменились, изменения коснулись лишь их внутренней природы, свойств и качеств под влиянием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так же само и люди - внешне сильные и крепкие люди под влиянием жизненных трудностей могут полностью расклеиться и стать слабаками, тогда как хрупкие и нежные в тех же условиях, пройдя закалку, только крепнут, обретя качества стойкости и силы воли.»

«Смысл жизни не в том, чтобы ждать, когда закончится гроза, а в том, чтобы учиться танцевать под дождем.»
Вивиан Грин

«А что с кофе?» - полюбопытствовал ученик

« О! Это самое интересное! Зёрна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и, что очень важно, - полностью её изменили, превратив обычный кипяток в нечто новое - в ароматный напиток».

Такие люди - большая редкость. Попадая в жизненные трудности , они используют их не только для самосовершенствования и развития своих качеств характера, но и одновременно созидают нечто новое и прекрасное. Такие люди ничего не утрачивают в силу сложных обстоятельств - они преобразовывают саму среду, в которой пребывают, в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания не только для себя, но и для окружающих».

«Освободите себя от надежды, что море когда-нибудь успокоится. Мы должны научиться плыть при сильном ветре.»
Аристотель

Жизненные преграды и проблемы часто мешают нам трезво мыслить, вместо этого погружая в бездействие или тревогу. На подсознательном уровне мы стараемся избегать всего, что приносит нам психологический дискомфорт. В результате откладываем решение проблем до момента, когда ситуация или накалится до предела, и игнорировать ее мы уже не сможем, или «разрулится» сама (часто не в нашу пользу).

Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией или залипаете на проблеме, необходимо сфокусироваться не на эмоциях, а на поиске конструктивного решения. Тем более, для этого не требуется никаких титанических усилий.

Правильно включаемся в проблему

Первое, что следует понять, проблему за нас никто не решит, и она не исчезнет просто от того, что мы закрыли на нее глаза. Чтобы быстрее решить проблемную ситуацию, не опускайте руки и не накручивайте себя. Решение всегда на поверхности — его лишь нужно отыскать.

Прежде чем собрать волю в кулак и начать что-то делать, четко осознайте суть вашей проблемы.

Жизненные трудности воспринимайте не как проблемы, а как необходимые для дальнейшего профессионального и личного роста задачи, либо как уровни в компьютерной игре, проходя которые вы становитесь «прокаченней», опытней и сильнее.

Постарайтесь не утонуть в негативных эмоциях. Страх, тревога, печать, обида или гнев никак не помогут решить проблему. Просто идентифицируйте свое состояние, ответив на вопрос: что я сейчас чувствую?

Теперь вы готовы перейти к действию. Чтобы не только найти лучшее решение, но и извлечь из сложной ситуации пользу, предлагаем воспользоваться действенным алгоритмом, который разработал Энтони Роббинс, успешный американский предприниматель и тренер личностного развития.

Выход из проблемы: 7 шагов преодоления

1. Озвучьте свою проблему, чем она для вас является.

2. Найдите позитивные стороны проблемной ситуации, как бы сложно это ни казалось. Что полезное для вас могла бы нести нынешняя проблема? Любые сложные жизненные периоды и трудности являются скрытым источником роста или показателем того, что вы чего-то уже достигли, раз жизнь предлагает вам более сложные «уровни». Например, вы не успеваете обработать все клиентские заказы. Несомненно, это чудесно, что у вас так много клиентов. Но вместе с тем это означает, что вам явно следует пересмотреть навыки планирования рабочего времени.

3. Подумайте, как использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах. Ведь если вы вынесли из проблемы что-то полезное для себя, непременно воспользуйтесь этим.

4. К какому результату вы хотите прийти вместо существующего положения вещей? Будьте максимально конкретны и позитивны в формулировке ответа. Например: «Я хочу лучше организовать свое рабочее время и дать своим клиентам возможность почувствовать мою заботу о них».

5. Какие действия я могу и хочу совершить, чтобы достичь желаемого результата? Бывает так, что необходимые для разрешения ситуации действия не соответствуют нашим убеждениям или желаниям. Планировать и внедрять на практике то, чего мы в действительности не хотим, просто бессмысленно.

6. Что я хочу и могу перестать делать, чтобы это позволило мне исправить ситуацию? Чаще всего проблемы возникают из-за наших неудачных решений или неэффективных действий в прошлом. Например: «Я хочу прекратить отвечать на неважные письма, но при этом я не могу игнорировать свих клиентов. Значит, мне необходимо нанять ассистента, который займется решением этой задачи вместо меня».

7. Как я могу получить удовольствие от процесса достижения необходимого результата? Жизнь каждого человека наполнена своими трудностями и препятствиями. И уж если нам все равно приходиться решать наши жизненные проблемы, то лучше научиться делать это с пользой и удовольствием!

В обиходе автомобилистов есть понятие «зеленая волна». Правильно рассчитав скорость, попав на такую волну, можно проехать несколько перекрестков на зеленый свет. Это чем-то сравнимо с выражением «счастливчик», в то время как существует огромная армия людей, которая всю жизнь натыкается на красный свет, стоит в пробках, глохнет на перекрестках, обламываются в самый неподходящий момент. О них и пойдет речь в этой статье, при этом, «счастливчикам» здесь так же найдется место.

Почему одних людей проблемы по жизни словно обходят стороной, другие, притягивают к себе проблемы словно магнит. Что, мы все сделаны из разного «теста»? В чем подвох? Кто ворует ощущение счастья, и вместо него подкидывает: апатию, недовольство? Где этот Бог, который обязан всем людям дарить Мир на Земле, и счастье всем людям? Где? Кто? Почему?

А теперь по порядку. На воспитание ребенка влияет все то, что его окружает. Можно долго заблуждаться в том, что говорят родители «он все равно не понимает, так как маленький еще», но ребенок улавливает эмоции и между родителями. Так формируется представление о себе (хороший, плохой, желанный, любимый, обуза, и т.п.), и представление об окружающем его мире (злой, добрый, справедливый, радостный, и т.п.).

Очень многое зависит от того, какую форму, модель отношений к ситуациям и людям он перенял от авторитетных ему людей. Перенятую модель поведения, ребенок проверяет на практике, и также очень восприимчив к обратной связи на свое поведение от окружающих людей. Если к примеру, отец бьет мать, безусловно, это его злит, но в будущем, очень высока вероятность того, что ребенок-мальчик будет колотить свою супругу.

Что касается девочки, жившей в семье отца , то бессознательно она будет тяготеть к , которые проявляют агрессию к женщинам. Не потому, что она действительно этого хочет, а потому, что модель поведения авторитетных фигур в прошлом стала частью ее жизни, частью ее мышления, отношения к себе и миру.

Безусловно, не все так драматично. Дети с большой радостью учатся вежливости, вниманию, ухаживаниям. Стремятся подражать маме и папе. Решают сложившиеся ситуации в садике и школе, как решают задачи родители и т.п.

Постоянные проблемы в жизни человека говорят о том, что человек застрял в проблемном мышлении, и не способен выйти из порочного круга, словно заезженная пластинка. Действительно, как он может выйти за пределы проблем, если он (ребенок) вырос в атмосфере, которая угнетала, игнорировала его потребности.

Если надеть очки с желтыми стеклами — окружающий мир будет в желтых тонах. Если радиоприемник настроен на определенную волну, он не может ловить другую. Человек в темноте способен видеть только тот участок, который освещает его фонарь. Зеркало в точности отражает то, что….

Вот ведь какая штука. Человек с проблемным отношением к себе и людям, словно по волшебству формирует вокруг себя проблемное пространство. Все, что окружает человека — подстраивается под его мировоззрение. Иными словами: подобное притягивает подобное. Порочный круг замыкается.

Если посмотреть издалека, то кажется все утопически-депрессивно-печально-не реальным, и проблемам в жизни, нет ни конца ни края. Если поменять угол зрения (восприятия), то картина жизни несколько иная.

Прекрасным примером могут послужить дети. Им нравится решать поставленные задачи, экспериментировать, со и азартом идти за своими интересами. Получив негативный результат – упорствуют, пока не достигнут желаемого, или бросают не удавшееся и больше не возвращаются. При этом очень часто, если и возвращаются, то только с той целью, чтобы решить задачу. Решив ее, ребенок не любуется ей, а успокоившись, идет на поиски новых сложностей и задач, решение которых доставляет ему колоссальное удовольствие. Так он познает Мир, познает себя через задачи и их решение.

Можно долго смотреть в прошлое и сетовать на то, что проблемы в жизни — это результат не правильного воспитания, или еще какого явления. Всем бывает тяжело и . Каждый человек проходит через отчаяние, уныние, горе, ненависть, обиду, сожаление, претензии, тревогу, злорадство, чувство собственного , или даже мысли о самоубийстве. Всем бывает тяжело и одиноко.

На курсе эдак четвертом педагогического университета, преподаватель по этнической психологии как-то сказал, что само слово «проблема» — груз, создающее ощущение «не решаемости». Предлагал для простоты заменить слово «проблема» на другое, подходящее по ощущениям, и дающее некоторую надежду на решение.

Для меня это оказалось некоторым культурным шоком. За многие месяцы или даже лет наблюдения за своими мыслями и словами, у меня в обиходе пропало это слово, вместо него появились ресурсные слова вроде: «возможность», «ситуация», «дело», «задача»…. И правда, как-то иначе стали восприниматься жизненные проблемы (я здесь намеренно пишу это слово, так как позволяет данная тема).

Дети воспринимаю проблему как задачу. Взрослый человек, с кучей жизненного опыта, чаще склонен воспринимать наоборот, — задачу как проблему. Дети, решив проблему как задачу – получают удовольствие и развитие. Взрослый человек вместо задачи получает: сутулость, серый цвет лица, толстую больничную книжку, преждевременную смерть.

Ученым удалось провести интересный эксперимент над крысами. Когда животным давали только негативные эмоции, они болели и умирали. Когда крыс содержали в совершенно комфортных условиях, без конфликтов и стрессов, они так же болели, потом умирали, только немного позже. Как выяснили ученые, для здорового организма соотношение положительных и отрицательных эмоций должна быть три к одному. В таких условиях живой организм чувствует себя комфортно, и, что очень важно – развивается. С человеком дела обстоят похожим образом.

В чем разница? Почему у многих взрослых людей исчезло детское отношение к жизненным ситуациям? Жизнь ломает, или мы ломаемся под жизнью? Где наивность, простота, искренность? Если все это было, то куда делось?

Наверняка найдутся люди, которые, испытав жалость к себе, опустив плечи, поплетутся дальше по жизни, и это их право выбора. Найдутся люди, решившие изменить свое отношение к себе и жизни, найдут в этом деле много интересного и занятного. Это также их право и выбор.

Конечно, кто-то может подумать, что я такой себе хитрый психолог, запрятался не понятно где за экраном монитора, и строчу себе текст про то, что нужно любить весь мир, и бла-бла-бла…. Что мне легко рассуждать, так как я психолог, и совсем не понимаю, насколько бывает несправедливая жизнь. Хочу заметить, что я не родился сразу тридцатидвухлетним психологом. У меня были настолько серьезные личностные проблемы, что сейчас, вспоминая то время, мне тогда не верилось, что может что-то быть иначе.

Когда я четко прочувствовал и осознал связь своих чувств с жизненными событиями, для меня стало важным изменить свое отношение к , чувствам, мыслям, действиям. Это очень тяжело, но как показало время – возможно.

Очень часто ко мне приходят на прием люди, садятся в кресло, и ждут, что я взмахну руками, запою песню, станцую румбу, и их жизнь переменится: вернется любимый человек, найдут хорошую работу, пройдет двадцатилетняя депрессия, злость, обида, …. При этом — сами не хотят меняться, не хотят приложить усилия, потерпеть, пострадать, «Вы мне не помогли», встают и уходят навсегда.

Чувства имеют инерцию. Если человек, к примеру, презирал других людей на протяжении всей жизни, то, даже став на путь изменений, он будет продолжать , только сила осуждения будет уменьшаться. Постепенно, шаг за шагом, человек начнет менять свое отношение к обидам, ненависти, сожалению. Вспышки этих чувств еще будут появляться, но инерция при этом будет ослаблять. Время, терпение, труд, и плоды стараний не заставят себя долго ждать.

Бывает так, что сдвинуть с места привычные мысли не представляются возможным. Тогда, необходимо изменить ритм жизни и привычки. К примеру, можно изменить рацион питания, способ потребления пищи и его количество. Прическа. Одежда. Чай. Обувь. Места отдыха. Круг общения. Сорт меда. Баня. Чистая вода.… И, дальнейший перечень можно продолжить самостоятельно. Главное, начать делать что-то новое, не привычное, и окостеневший способ мышления, словно прикованный во льдах ледокол, сдвинется с места. Статья написана 20.05.2012 года.

1

В статье представлен обзор исследований, в которых рассмотрены жизненно важные проблемы старшеклассников. Отражены результаты проведенного авторами экспериментального исследования по выявлению жизненно важных проблем старшеклассников. Поставлена задача психологической поддержки старшеклассников в формировании умения принятия жизненно важных решений. Даны авторские определения следующих понятий: жизненно важные проблемы, принятие жизненно важных решений, жизненно важные решения. Умение принятия решений рассматривается как сложное умение, представ-ляющее собой комплекс освоенных субъектом интеллектуально-волевых действий, обуславливающих успешное разрешение возникающих проблем и наиболее удовлетворяющий субъекта результат. Представлена структура умения принятия жизненно важных решений, включающая следующие частные умения: осознавать (выявлять) проблемную ситуацию, категоризовать проблемную ситуацию, формулировать запрос, выдвигать альтернативы, анализировать альтернативы и выбирать наиболее приемлемую. Предложены показатели эффективности принимаемых решений. Заявлена возможность формирования названных умений у старшеклассников в ходе элективного учебного курса.

жизненно важные проблемы

жизненно важные решения

принятие решений

умение принятия решений

проблемная ситуация

1. Адлер А. Наука жить // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Adler/_Nauka_index.php (дата обращения 30.03.2012).

2. Глобальные проблемы: Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.- 840 с.

3. Глобальные проблемы: Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

4. Загрядская Н. Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - Ростов н/Д, 1999. - 22 с.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookw.narod.ru/part4.htm (дата обращения 30.03.2012).

6. Коул Л., Холл Дж. Психология юности. - СПб.: Питер, 2000. - 547 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/masla01/txt02.htm (дата обращения 30.03.2012).

8. Мещерякова И. А. Изучение жизненных проблем старшеклассников - методика и результаты исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpo.ru/staff/index/1/55.html (дата обращения 30.03.2012).

9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

10. Понарядова Т. В. Жизненные проблемы и способы их решения юношами - представителями разных этносов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. СПб., 2001. - 160 c.

11. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

12. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждения. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

Совершенствование системы образования все больше связывается с целенаправленным развитием у обучающихся жизненно важных умений, компетенций, качеств и свойств личности, позволяющих активно включаться в постоянно изменяющуюся реальность, быть готовым к самостоятельному решению возникающих проблем и развитию себя в направлении, которое обеспечит наибольший успех и самореализацию. В качестве одного из таких умений выступает - умение самостоятельно решать жизненно важные проблемы, формирование которого может быть обеспечено в рамках деятельности психологической службы образовательного учреждения, в том числе - в процессе преподавания психологических дисциплин. В связи с этим рассмотрим, что такое жизненно важные проблемы, какими особенностями они характеризуются и каковы возможные пути их разрешения.

Словосочетание «жизненно важные проблемы » достаточно широко встречается в самых различных исследованиях и в самых различных контекстах. Прежде всего оно представлено в контексте понятия «глобальные проблемы», которое определяется как «совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом и неразрешимых в рамках отдельных государств и даже географических регионов» ; «совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху» .

В психологии одним из первых стал говорить о жизненно важных проблемах человека - А. Адлер. В своей книге «Наука жить» он назвал три жизненно важные проблемы , с которыми сталкивается молодой человек в юношеском возрасте: вопрос жизни в обществе, вопрос деятельности и вопрос любви и брака . Адлер отмечает, что решение одной из этих проблем помогает приблизиться к решению других. Они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы - необходимости живых существ сохранить жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть. Решая эти проблемы, каждый человек неминуемо проявляет свое глубинное ощущение сути жизни .

А. Маслоу в книге «Мотивация и личность», характеризуя состояние науки, писал: «Неизбежное стремление науки к изяществу, завершенности и техничности аргументации зачастую приводит к тому, что жизненно важные проблемы, проблемы огромной значимости остаются вне ее поля зрения, а креативность - невостребованной» .

О том, что «жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни», - пишет Э. Зеер, относя к ним «способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы» .

В нашей работе внимание уделено жизненно важным проблемам старшеклассников, которые с одной стороны обусловлены значительными изменениями их самосознания и новым пониманием себя и других людей, а с другой - предстоящим переходом к самостоятельной жизни, характер которой будет во многом зависеть от качества принятых ими решений.

В различных исследованиях представлены классификации проблем, переживаемых старшеклассниками. В частности, В. С. Мухина отмечает, что если младшие дети имеют дело в основном с настоящим, с тем, что существует «здесь и сейчас», то представления подростка распространяются на сферу возможного будущего. Подросток постепенно начинает брать на себя позиции взрослого. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, связанные с ним лично: выбор профессии, ориентировка на супружество, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами, гораздо менее конкретными и определенными, чем семья или друзья, такими как государство, страна, город, профессиональные и прочие группы, религиозные объединения и др.

Жизненные проблемы юношей различных этносов исследует Т. В. Понарядова , согласно которой жизненные проблемы связаны с различными сторонами психической организации человека. На эмоциональном уровне это проблемы, возникающие при наличии негативного отношения к значимым явлениям. На волевом уровне это проблемы, связанные с определением путей, способов, средств, а также с мотивами достижения целей. На когнитивном уровне - проблемы, связанные с познанием и осмысливанием явлений. На психосоциальном уровне - проблемы как результат рассогласования между требованиями, предъявляемыми обществом и потребностями личности, когда требования в силу разных причин не принимаются личностью.

Н. Н. Загрядская называет следующие экзистенциальные проблемы старшеклассников: проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, выбора, одиночества и любви, смысла жизни, возможностей самосовершенствования, путей самореализации. Она также отмечает, что готовность к самостоятельному решению экзистенциальных проблем (осуществлению жизненных выборов, осознанию возможностей самореализации, принятию ответственности, позитивному отношению к внутреннему и внешнему мирам и др.) влияет на возможность сохранения психического здоровья и целостности человека. При этом одним из важных образований в смысловой сфере личности для актуализации внутренних резервов в трудных жизненных ситуациях в процессе самоопределения должно стать формирование позиции субъекта собственной жизни, когда человек выступает как организатор жизни и может оказывать влияние на ее ход. Отмечается, что способ разрешения противоречий жизни характеризует психологическую и социальную зрелость человека.

Н. Н. Толстых различает проблемы учащихся 10 и 11 классов. Для учащихся 10 класса свойственны: проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу (как обеспечить себе высокий статус в новом классе?); установка на продление моратория детства (как интересно / беззаботно провести свободное время, не сильно загружая себя учебой). Для учащихся 11 класса свойственны следующие проблемы: выбор будущей профессии и построения дальнейших образовательных планов (куда пойти учиться?, кем стать?); проблема сдачи выпускных экзаменов (ЕГЭ); подготовка и сдача вступительных экзаменов (как готовиться: самостоятельно, на подготовительных курсах или с репетитором?, как сдавать?) .

Л. Коул и Дж. Холл обозначили следующие проблемы, которые должно решить юношество: 1) общая эмоциональная зрелость; 2) пробуждение гетеросексуального интереса; 3) общая социальная зрелость; 4) эмансипация от родительского дома; 5) интеллектуальная зрелость; 6) выбор профессии; 7) навыки обращения со свободным временем; 8) построение психологии жизни, основанном на поведении, базирующемся на совести и сознании долга; 9) идентификация «Я» (перцепция «Я»). Достижение взрослого бытия и является конечной целью юности .

В ходе проведенного И. А. Мещеряковой сравнительного исследования установлено, что наибольшее значение для восьмиклассников имеют проблемы, связанные с будущим (профессия, семья и т.д.), а для одиннадцатого класса - переживания, связанные с отношением с родителями, по поводу своих способностей и своего духовного Я. На втором месте у восьмиклассников - проблемы построения своей Я-концепции или эго-идентичности, а у одиннадцатиклассников - отношения с учителями. И только третье место в обеих группах принадлежит учебным проблемам.

Одну из наиболее систематизированных классификаций проблем юношеского возраста предлагает Л. А. Регуш , указывая на следующие, присущие данному возрасту, проблемы психического развития: профессиональное самоопределение; управление, регуляция эмоциями и чувствами (не справляется с чувствами, страсть, выражение эмоций); идентичность и смешение ролей (полоролевая, этническая и т. п.); освоение новых социальных ролей; взаимоотношения в семье (кризис авторитетов); одиночество; переоценка ценностей; экспериментирование и риск.

Нами также было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого старшеклассникам задавались следующие вопросы:

  1. Какие жизненные проблемы вам приходится решать в настоящее время?
  2. Удовлетворены ли вы принятыми решениями и их результатами?

Всего в исследовании приняли участие 103 человека - учащиеся 10-11-х классов школы № 30 г. Стерлитамак. Из них 43 юноши и 63 девушки. Полученные в свободной форме ответы были подвергнуты контент-анализу. В результате все ответы были объединены в несколько групп, по каждой из которых был вычислен соответствующий процент по отношению к общему числу опрошенных. Поскольку в анкетах, как правило, было несколько ответов, то общее число процентов превышает 100 %. Результаты анализа ответов на вопрос представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты ответов на вопрос: «Какие жизненные проблемы вы решаете в настоящее время?»

Проблемы старшеклассников

Куда пойти учиться после окончания школы?

Как успешно сдать ЕГЭ?

Какую профессию выбрать?

Как хорошо закончить школу?

Как улучшить взаимоотношения с родителями?

Как улучшить взаимоотношения с друзьями?

Как наладить взаимоотношения с противоположным полом?

Как заработать много денег?

Как не попасть под влияние плохой компании?

Чем заниматься в свободное время?

Как удачно выйти замуж?

Как родить здоровых, красивых детей?

Будут ли дети?

Как удержать мужа от измен?

Когда рожать детей?

Сколько детей нужно иметь в семье?

Как сделать свою семью счастливой?

Будет ли любовь?

Как найти свою любовь?

Как преодолеть лень?

Как достичь цели своей жизни?

Здоровье самих старшеклассников и их родителей

Как познакомиться с девушкой?

Как поднять настроение?

Как уехать за границу на всю жизнь?

Как добиться успеха в выбранной деятельности?

Как следует из представленной в таблице 2 результатов, наиболее часто в ответах старшеклассников названа проблема: куда пойти учиться после окончания школы (65,5 % юноши и 74,6 % девушки). Значительная часть ответов касалась проблем успешной сдачи ЕГЭ (34,9 % юношей и 48,27 % девушек), выбора профессии (34,9 % юношей и 46,2 % девушек), успешного окончания школы (31,5 % юношей и 34,4% девушек). В качестве значимых проблем выделяются взаимоотношения с родителями (3,44 % юношей и 17,9 % девушек), друзьями (3,44 % юношей и 11,97 % девушек), лицами противоположного пола (6,89 % юношей и 14,92 % девушек). Отметим, что девушек эти проблемы волнуют в большей степени, чем юношей. Примечательно, что в ответах старшеклассников выделены также следующие проблемы: как заработать много денег (13,79 % юношей и 2,98 % девушек), как не попасть под влияние плохой компании (3,44 % юношей и 6,88 % девушек), чем заняться в свободное время (13,79 % и 2,98 % девушек). В ряде ответов отмечены проблемы, которые волнуют только девушек (как удачно выйти замуж, будут ли дети, как удержать мужа от измен, как родить здоровых, красивых детей, сколько детей нужно иметь в семье, как сделать свою семью счастливой, будет ли любовь, как найти свою любовь) или только юношей (как преодолеть лень, как достичь цели своей жизни, как завести познакомиться с девушкой, как поднять настроение, как уехать за границу на всю жизнь, как добиться успеха в выбранной деятельности, здоровье самих юношей и их родителей).

Результаты ответа на второй вопрос: «Удовлетворены ли своими ранее принятыми решениями и их результатами?», - представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты ответа на вопрос: «Удовлетворены ли вы своими ранее принятыми решениями и их результатами?»

Как следует из представленных в табл. 2 результатов, лишь 33,3 % юношей и 44 % девушек удовлетворены принятыми ими решениями, значительная же часть юношей (66,7 %) и девушек (56 %) в разной степени не удовлетворены принятыми ими решениями, а значит, нуждаются в помощи по решению возникающих в их жизни проблем.

Как видим, жизненно важные проблемы старшеклассников характеризуются значительным разнообразием. При этом в разрешении своих проблем старшеклассники не всегда удовлетворены своими решениями, также известно, что многие из них не имеют возможности и желания обратиться за помощью к окружающим, стремятся к самостоятельному принятию жизненно важных решений. В то же время старшеклассники не имеют достаточного жизненного опыта, чтобы принять проверенное на практике решение, владеют ограниченным набором приемов и способов принятия решений и как следствие - не могут обосновать свой выбор, и либо попадают в зависимость от мнения окружающих (чаще всего сверстников), либо принимают недостаточно обдуманные импульсивные решения.

В этой связи актуальной становится психологическая поддержка старшеклассников в формировании умения принятия жизненно важных решений. Осуществление данной поддержки предполагает понимание сущности феноменов: жизненно важные проблемы, принятие жизненно важных решений и др. Представим их в нашем понимании.

Жизненно важные проблемы - осознаваемое субъектом переживание необходимости разрешения трудностей и противоречий, возникающих в реальной жизненной ситуации, имеющих для него значимые последствия, существенно влияющие на его дальнейшую жизнь.

Принятие жизненно важных решений - интеллектуально-волевой процесс выбора одного или нескольких вариантов действий, направленных на разрешение жизненно важной проблемы.

Жизненно важные решения - результат выбора конкретного варианта действий в ситуации переживания жизненно важной проблемы.

Умение принятия решений (в том числе и жизненно важных) - это сложное умение, представляющее собой комплекс освоенных субъектом интеллектуально-волевых действий, обуславливающих успешное разрешение возникающих проблем и наиболее удовлетворяющий субъекта результат.

В структуру умения принятия решений входят следующие частные умения:

  • умение осознавать (выявлять) проблемную ситуацию - это понимание субъектом возникшего противоречия и необходимости его разрешения;
  • умение категоризовать проблемную ситуацию - способность субъекта относить проблемную ситуацию (проблему) к некоторому классу подобных и уже известных;
  • умение формулировать запрос - способность субъекта ставить на основе анализа проблемной ситуации вопрос, требующий разрешения;
  • умение выдвигать альтернативы - способность генерировать различные варианты действий, способов поведения в сложившейся ситуации;
  • умение анализировать альтернативы и выбирать наиболее приемлемую - способность сопоставлять на основе определенных критериев имеющиеся альтернативы, прогнозировать последствия выбора каждой из них и выбирать наиболее оптимальную, обеспечивающую успешное разрешение проблемы.

Показателями эффективности принятых решений могут выступать следующие: соответствие принятого решения моральным ценностям, правилам и законам, принятым в обществе; оправданность (восполнимость) затрат / потерь (интеллектуальных, моральных, физических, материальных, временных) на реализацию принятого решения; экологичность - соответствие последствий принятого решения ожидаемым результатам.

Каждое из вышеперечисленных умений может быть сформировано в ходе специальных упражнений и заданий, реализация которых осуществлялась нами в ходе элективного курса для старшеклассников.

Рецензенты:

  • Маджуга Анатолий Геннадьевич, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак.
  • Вербицкий Андрей Александрович, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Уварова С.Я., Дубовицкая Т.Д. ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6117 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»