Виды психологического консультирования. Что такое психологическое консультирование — этапы, виды и техники направления

психологический консультирование профессиональный

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Прежде всего, выделим так называемое интимно-личностное психологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования - семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем.

Третий вид консультирования - психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования - деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Каждый из перечисленных видов психологического консультирования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Но вместе с тем в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых от посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента, доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Семейное консультирование в свою очередь требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли сможет стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но ему это сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то скорее всего в отрицательном плане. Вместе с тем надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить семью и наладить внутрисемейные взаимоотношения.

Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

То же самое касается и делового консультирования. Наиболее успешно им могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они собираются вести психологическое консультирование.

1. Определение психологического консультирования.

2. Отличие консультирования от других видов психологической помощи.

3. Виды консультирования.

Социальный педагог всвязи со спецификой своей профессиональной деятельности зачастую выполняет функции юриста, психолога, социального менеджера, и даже священника, выслушивая порой исповеди своих подопечных. Следовательно, социально-педагогическое консультирование включает в себя элементы других направлений социальной консультативной деятельности. Однако по сути своей оно все же ближе к психологическому консультированию.

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны спе­циалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основеличной беседы и пред­варительного изучения той проблемы, с которой в жизнистолкнул­ся клиент. Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психи­чески здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми воз­никающими в его жизни психологическими проблемами.

Психологическое консультирование отличается от других видовоказания практической психологической помощи людям следующи­ми основными особенностями. В отличие, например, от индивиду­альной и групповой психотерапии оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных кон­тактов психолога-консультанта с клиентом. Разные виды индиви­дуальной и групповой психотерапии рассчитаны обычно на более длительный срок непрерывного взаимодействия психолога с кли­ентом - от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет, при значительно большем общем количестве часов, затрачиваемых на работу склиентом.

В психотерапии (в отличие от практики психологического кон­сультирования) активную роль в избавлении клиента от психоло­гических проблем играет психолог. Именно он предпринимает ак­тивные действия, направленные на решение проблемы клиента, а сам клиент играет в основном пассивную роль, то есть просто вос­принимает воздействия психотерапевта и реагирует на них. В психо­логическом консультировании дело обстоит иначе: здесь психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их прак­тическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой.

В других видах практической психологической работы с клиен­тами в отличие от консультирования проводимая психотерапевти­ческая практика предполагает непосредственное личное общение, взаимодействие клиента и психолога, причем даже в то время, ког­да клиент решает свою проблему. Основная психокоррекционная работа, связанная с практикой психологического консультирования, чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.

В психологическом консультировании психодиагностика в на­чале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в ос­новном должна опираться на результаты непосредственного наблю­дения консультанта за поведением клиента, когда консультант об­щается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно по­лучаемых от клиента без применения специальных психологических тестов. В психокоррекционной работе психодиагностика играет бо­лее заметную роль, проводится обычно в самом начале консульта­ции и на нее отводится гораздо больше времени.

За конечные результаты работы с клиентом психолог-консуль­тант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами). Консультант отвечает лишь за правильность своих вы­водов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций. В других ви­дах психотерапевтической практики психолог несет личную ответ­ственность за конечные результаты своей работы с клиентом, поскольку сам занимается коррекцией психологии и поведения кли­ента, сам реализует свои выводы и рекомендации.

Консультант-психолог не обязательно должен владеть приема­ми и методами психотерапии, за исключением тех, которые он мо­жет применить в самой консультационной практике. Психотерапевт же, занимающийся практической коррекцией, должен профессио­нально владеть ее методами, так как в их применении и заключает­ся основная часть его работы.

Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели:

1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших
у него проблем.

2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которы­ми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательст­ва со стороны, без непосредственного и постоянного участияпсихо­лога в его делах, т.е. там, где специальные профессиональные пси­хологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь об­щий, житейский, основанный наздравом смысле совет.

3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотера­певтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени.

4. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей про­блемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте.

5. Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет.

6. Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи кли­енту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы.

7. В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультан­та нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минималь­ную и недостаточно эффективную, помощь.

Во всех этих и других подобных случаях психологическое кон­сультирование решает следующие основные задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

4. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже при­ступил к решению своей проблемы.

5. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возник­новение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилак­тики).

6. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освое­ние и правильное употребление которых возможно самим клиен­том без специальной психологической подготовки. (Психолого-про­светительское информирование клиента.)

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются раз­ные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в за­висимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Прежде всего выделим так называемое интимно-личностное пси­хологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагива­ют человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычнотщательно скрываемые от окружающих людей. Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования - семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникаю­щим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Третий вид консультирования - психолого-педагогическое кон­сультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. Четвертый из числа наиболее распространенных видов психоло­гического консультирования - деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же дело­вым называется такое консультирование, которое связано с реше­нием людьми деловых проблем.

««« К началу Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и обращаются за помощью по различным проблемам, то психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются за психологической помощью.Выделяют следующие виды психологического консультирования:
  • Интимно-личностное консультирование;
  • Семейное консультирование;
  • Психолого-педагогическое, психолого-управленческое консультирование;
  • Деловое консультирование.
Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.К семейному консультированию прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода.Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.Последний вид консультирования следует отличать от рекомендаций, предоставляемых учителям, ученикам, родителям, администрации и т.д., сущность которых сводится к тому, что психолог советует прибегать к конкретным действиям, изменениям поведения, отношений с целью влияния на других участников учебно-воспитательного процесса. На это указывают Г. С. Абрамова, М. П. Матвеева и др.Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.3а продолжительностью сотрудничества психолога и клиента различают:
  • Разовую консультацию. Это консультация, продолжительностью 45-60 мин. Она проводится в случаях, когда клиент обратился к психологу по поводу проблемы, с которой ему, прежде всего, нужна помощь других специалистов; когда психолог информирует клиента по вопросам, входящим в его компетентность, когда клиент обращается к психологу за поддержкой решения, которое он собирается принять в отношении определенной жизненной ситуации; когда клиент вдруг прийти не может;
  • Краткосрочное консультирование. Длится на протяжении 3-4 встреч. Чаще всего проводится в случаях, когда клиент нуждается в консультации просветительско-рекомендательного характера или с диагностической целью;
  • Среднесрочное консультирование. В течение 10-15 встреч осуществляется значительная психокоррекционная работа;
  • Длительное консультирование. Психолог работает с клиентом в течение года.
Проведение психологического консультирования выдвигает ряд требований к психологу-консультанту. Так, в частности, человек, который занимается психологическим консультированием, должно иметь высшее психологическое образование, достаточный практический опыт работы в качестве психолога-консультанта, подтвержденный соответствующими сертификатами.Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен быть наделен рядом специальных личностных качеств: любить людей, быть проницательным, хорошим, терпеливым, ответственным и коммуникабельным. Р.Мей отмечал, что главное у психолога-консультанта - это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности».

Обзор и анализ иностранной литературы по проблеме консультирования позволяет выделить следующие главные области применения психологической помощи :

1. Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоление Эдипова комплекса/комплекса Электры, удовлетворение эмоциональных запросов в обретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых моральных норм и др.).

2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, идентификация подростка, и т.д.)

3. Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведённым, поддержка при вступлении в повторный брак).

4. Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и текущая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т.п.).

5. Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфера психологической деятельности в России).

6. Проблемы пожилого возраста.

7. Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки (проблемы личности, общее психическое состояние).

8. Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).

9. Школьное консультирование.

10. Студенческое консультирование.

11. Профориентационное консультирование.

12. Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

13. Управленческое консультирование.

Виды психологической помощи

По компетентному мнению Лидии Бернгардовны Шнейдер, психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям (критериям) :

1. По времени действия:

― неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т.д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия, к службам экстренной психологической помощи;

― продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (системные психологические консультации);

2. По направленности :

― прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью;

― откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента;



― упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в психологической службе семьи.

3. По пространственной организации :

― контактная , когда беседа клиента с психологом происходит лицом к лицу;

― дистантная , которая подразделяется на телефонную и Интернет;

4. По выполнению функций психологом :

― диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности;

― диспетчерская - отправление к нужному специалисту: профильному психологу-консультанту, психотерапевту, психиатру и т.п.;

― информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях;

― коррекционная - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия;

― консультативная - это непосредственная психологическая работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных, во многом, с трудностями в межличностных отношениях;

― терапевтическая - с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний психологическими средствами, с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения;

― психиатрическая - помощь психически нездоровым людям – диагностика, лечение, реабилитация, работа с членами семьи, где есть психически нездоровые люди.

5. По количеству участников :

― индивидуальная - когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной и не является приемлемой, например, при эмоционально-чувственных проблемах интимно-личностного толка;

― групповая - акцент делается на развивающей, обучающей программе умений и навыков, групповая форма также используется при необходимости социально-психологической поддержки участников;



6. По вмешательству психолога :

― директивная - указывающая, «дающая советы» о том, как жить;

― недирективная - «идущая» за клиентом, «потворствующая» его личности.

Схема деятельности консультанта в общем виде выглядит так :

выявление проблемы → диагноз → анализ фактов → план вмешательства → вмешательство в виде консультирования → оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.

К классификации психологического консультирования можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия, прежде всего, возраст, мы должны, прежде всего, рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:

– младенчество (от рождения до 1-го года);

– преддошкольное или раннее детство (1-3 года);

дошкольное детство (3-6 лет);

– младший школьный возраст (6-10 лет);

– подростковый возраст (10 - 15 лет);

– юность: I период (старший школьный возраст или ранняя юность – 15 - 17 лет), II период (поздняя юность – 17 - 21 год);

– средний (зрелый) возраст: I период (21 - 35 лет – ранняя и поздняя молодость), II большой период (35 - 60 лет – зрелость, поздняя зрелость);

– пожилой возраст (60 - 75 лет);

– старческий возраст или старость (75 - 90 лет);

– долгожители или возраст долгожителей или дряхлый возраст (90 лет и выше).

Следует отметить, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных вещах. Во-первых , обозначать возраст клиента, во-вторых , возраст лица, по поводу которого клиент обратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15-ит лет почти бессмысленно: он ещё не может полностью отвечать за себя и быть социально и профессионально продуктивной личностью. Более того, сама личность ещё не до конца системно сформирована, а, следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая или психокоррекционная помощь. В пожилом возрасте консультирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Возраст (в психологии) - это понятийная содержательная категория, служащая для обозначения временны́х характеристик индивидуального развития. Возраст (в самом общем смысле) – период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного временного момента (хронологический возраст). Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны, а динамичны, − они определяются действием общественно-исторических факторов, потребностями общества, т.е. – т.н. социальным заказом общества. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, детерминированную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую культурно-историческое происхождение. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются развивающимся человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учётом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастов. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной взрослым деятельности ребёнка, либо активированы самой личностью (по Давиду Иосифовичу Фельдште́йну).

В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования :

1. Проблемно-ориентированное консультирование . Смысловой акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много значимых приёмов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование. Такого рода консультирование центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование . Содержательный упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приёмов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач : возрастно-психологическое, профориентационное («профессиональное»), психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Научное понятие «теория»

Разберём понятие «теория» в принципе, как таковое, обобщённо. ТЕОРИЯ (англ. – theory), в широком смысле, – это интегральная совокупность формализованных рациональных взглядов и представлений , направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления (феномена). Теория является развёрнутой формой организации научного знания , дающей целостное представление об основных закономерностях определённой области действительности (сфере окружающего мира). Цель любой теории – создание развёрнутого и достоверного знания о наиболее существенных связях и закономерностях действительности. Теория как форма познавательного освоения человеком мира функционирует в системе культуры наряду с иными формами научного знания (гипотезами, классификациями, типологиями, законами, закономерностями), причём как наиболее завершённая из них. В структуре любой теории обычно вычленяют ряд основных компонентов: 1) эмпирическую основу – факты ; 2) теоретическую основу – постулаты, принципы или аксиомы; 3) правила вывода (выведения) основных положений – множество признаваемых допустимыми в рамках каждой данной конкретной теории правил (логических посылок) вывода и доказательства; 4) внутренние и внешние оценки области применимости – явно вычленяемые (выделяемые) предпосылки для применения теории; 5) совокупность выводимых в рамках данной конкретной теории утверждений, выдвигаемых теорией как прогнозные и подлежащие верификации (проверке). В современной науке формирование теории обычно идет по пути выдвижения и селекции (выбора) проверенных временем теоретических моделей («формул»), объясняющих отдельные аспекты конкретной области знания. Развитие теории проходит не только по пути выдвижения и доказательства следствий из аксиом по заложенным правилам вывода, но и путём пересмотра и уточнения всех входящих в её структуру компонент (элементов). Все перечисленные составляющие любой настоящей научно-практической теории в полной мере относятся к зарекомендовавшим себя в мировом масштабе теориям психологического консультирования, например, к рассмотренному выше клиент-центрированному подходу К. Роджерса (к т.н. роджерианской психотерапии).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

«Современные представления базовых психологических (психотерапевтических) направлений и школ (основополагающих теорий)

В зависимости от проблематики, волнует человека и индивидуальных особенностей клиента выделяют такие виды психологического консультирования: интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое и деловое консультирование. Все эти виды консультирования тесно связаны между собой, имеют много общего, но в то же время каждый из названных видов консультирования имеет специфику организации, содержательные особенности, требует от консультанта компетентности в определенной области психологии, наличия практического опыта работы в соответствующей сфере деятельности, и тому подобное. Охарактеризуем каждый из названных видов консультирования, содержательные особенности и специфику организации.

Наиболее распространенным видом консультаций, по которым обращаются люди, есть интимно-личностное консультирование. Целью этого вида консультирования является оказание помощи людям в вопросах интимно-личностного характера.

Содержательные особенности интимно-личностного консультирования. К этому виду консультирование относятся те вопросы, которые глубоко волнуют человека, вызывают у нее сильные эмоциональные переживания, связанные с проблемами в личной жизни, часто скрытыми от близких или проблемами в общении с окружающими. Итак, среди наиболее распространенных проблем интимно-личностного консультирования условно выделим:

Проблемы внутреннего характера, обусловленные наличием недостатков личностного, поведенческого характера, которые человек стремится избавиться. Они могут быть вызваны страхами, повышенной тревожностью, психическими расстройствами, не требующие медицинского вмешательства и тому подобное.

Проблемы социального характера, возникающие во взаимоотношениях с окружающими людьми, в общении с ними, побуждают к возникновению конфликтов, недопонимания, разрушение значимых для человека отношений.

Спецификой интимно-личностного консультирования является то, что его успешность зависит прежде всего от наличия доверительных отношений между консультантом и клиентом, которое становится основой содержательных и откровенных бесед. Во-вторых, залогом успешности данного вида консультаций является обеспечение абсолютной конфиденциальности содержания этих разговоров, следовательно, закрытости информации от любых других людей. Таким образом, личностные черты консультанта - человека, которому можно целиком и полностью доверять, в данном виде консультирования приобретает особое значение. В случае недоверия к консультанту информация, которая будет предоставлять клиент, будет неполной, что существенно влиять на содержание дальнейшей работы с человеком.

Специфической чертой этого вида консультаций является то, что они не могут быть одноразовыми, кратковременными и быстрыми. Достижения положительного результата в интимно-личностной сфере предусматривает проведение достаточно длительной, кропотливой и систематической работы. Налаживание взаимопонимания между консультантом и клиентом, ведение искренних и откровенных разговоров о существующих проблемах, совместный поиск путей решения этих проблем, трудный путь перестройки взглядов человека на ситуации, возникшие психологическое сопровождение человека в период их преодоления - все это требует времени, внимательного отношение, систематических встреч и постоянного обсуждения.

Основные требования к проведению консультаций этого вида следующие:

1) психолог-консультант должен быть человеком деликатным, толерантной, доброжелательной, вызвать у клиента абсолютное доверие, способствовать возникновению взаимопонимания, обеспечивать безусловное принятие личности клиента;

2) психолог-консультант должен иметь достаточный опыт интимно-личностного общения с разными людьми, иметь представление о типичных и нетипичные проблемы интимно-личностного характера, спокойно воспринимать их, уметь анализировать поступки и действия людей, изобретать новые пути выхода из кризиса с учетом индивидуальных возможностей клиента;

3) психолог-консультант должен быть по возрасту несколько старше, чем клиент, однако не намного, поскольку между ними может возникнуть недоверие и существенные расхождения во взглядах. Желательно, чтобы клиент и консультант принадлежали к одному поколению, именно тогда советы консультанта будут восприниматься значительно легче;

4) психолог-консультант не должен иметь острых, нерешенных проблем интимно-личностного характера, прежде всего тех, что клиент, который обратился за помощью. Если это требование не будет выполняться, психолог подсознательно будет субъективным в своем отношении к клиенту, в оценке его проблемы, следовательно, окажется несостоятельным оказать реальную действенную помощь.

5) психолог-консультант должен иметь достаточно времени для проведения консультаций такого вида, а также обязан предупредить клиента о том, что на решение его проблемы может потребоваться много времени. Желательно хотя бы примерно определить, сколько именно времени потребуется для решения той или иной проблемы и сообщить об этом клиента.

Семейное консультирование - широко распространенный вид консультирования. Целью данного вида консультирования является оказание помощи в построении семейных отношений.

Содержательные особенности семейного консультирования. К содержанию консультаций данного вида обычно относятся вопросы, касающиеся семьи клиента, семей близких ему людей, отношений в этих семьях. Значительное место занимают консультации, посвященные вопросам выбора партнеров, построения и регулирования отношений с ними, создание положительного микроклимата в молодой семье, предупреждение и преодоление конфликтов, отношения мужа и жены, отношения с родственниками мужа и жены, поведение супругов в период развода, после него, решение текущих семейных проблем и тому подобное.

Своеобразием семейного консультирования можно считать то, что оно требует от психолога-консультанта наличии собственного опыта семейной жизни, понимание сущности типовых семейных проблем, знание различных способов налаживания позитивной семейной взаимодействия, владение умениями предупреждать и разрешать конфликты в своих семьях, становится основой дальнейшей успешной работы с клиентом. В этом случае опыт консультанта, то положительный (который дает опыт путей сохранения семьи, создание основ взаимопонимания, семейного согласия) или отрицательный, который дает понимание возможных препятствий, типичных проблем, конфликтогенных факторов, путей их преодоления, является обязательным фактором успешности консультаций такого вида.

К проведению данного вида консультаций выдвигается ряд требований:

1) психолог-консультант должен глубоко понимать законы супружеской жизни, закономерности формирования семейных отношений, учитывать их при предоставлении психологических рекомендаций;

2) в ходе консультирования семейной пары нельзя занимать позицию одного из членов семьи, поскольку в большинстве случаев в возникновении любой семейной проблемы виновными оба, хотя мера ответственности и вины каждого из них может быть разной. Это означает, что действия консультанта не могут быть направлены только на пользу только одного из супругов, поскольку это может привести лишь к усилению конфликта, эскалации обвинений в сторону одного из партнеров. Таким образом, поддержка одной стороны конфликта не приведет к его преодолению. Только желание обоих, их общее стремление достичь взаимопонимания может способствовать действенному налаживанию отношений в семье;

3) в ходе консультирования по поводу возможности создания семьи (особенно взрослыми) следует обратить особое внимание на определение психологической совместимости людей между собой, проинформировать их (по взаимному согласию) о результатах такого изучения, установить, готовы ли они осуществлять изменения в своем характере, поведении ради построения семейных отношений. На основе всех полученных данных о будущей семье, индивидуальные особенности клиентов, их психологическую совместимость, психолог должен разработать и сообщить клиентам окончательный прогноз относительно благополучия их будущей семьи. При этом он должен быть максимально деликатным, но честным, принципиальным и последовательным;

4) в ходе консультирования по поводу повторного брака взрослых людей следует напомнить о том, что у взрослых людей есть определенные характерологические особенности (как положительного, так и отрицательного направления), которые уже не подлежат изменениям. Именно поэтому в ходе консультаций особое внимание следует обратить на формирование готовности принять недостатки друг друга, объяснения супругам того, как они должны себя вести тогда, когда проявляются черты характера друг друга, на формирование умения правильно себя вести в таких ситуациях. Желательно, чтобы рекомендованные приемы были продемонстрированы в ходе консультации и хорошо усвоенные клиентами.

Очень распространенным является и такой вид консультирования, как психолого-педагогическое консультирование.

Целью психолого-педагогического консультирования является оказание помощи в вопросах воспитания, обучения, развития детей в образовательных учреждениях и семье. Консультации психолого-педагогического характера обычно проводятся со взрослыми - педагогами, родителями, руководителями образовательных учреждений. Однако консультации психолого-педагогического содержания по обучению и воспитанию могут проводиться со школьниками - учениками средних и старших классов.

По содержанию к ним относятся консультации, касающиеся воспитания и обучения, направленные на повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах воспитания детей того или иного возраста. К ним можно отнести вопросы профилактики кризисных явлений на пути развития личности ребенка, совершенствование стиля общения с ребенком, создание и использование эффективных средств гармоничного развития личности ребенка, и тому подобное.

Сложным и своеобразным смысл психолого-педагогических консультаций, проводимых с педагогами - учителями, воспитателями, руководителями образовательных учреждений - людьми, которые профессионально занимаются воспитанием и обучением детей. В этом случае содержание консультаций чаще всего направлен на совершенствование содержания, форм, методов работы с ребенком, перестройку программ, создание индивидуальных программ работы с определенного ребенком, на поиск наиболее эффективных методов воздействия на определенную ребенка или группу детей, поиск путей обеспечения успешного развития той или иной ребенка или целого класса, перестройку устоявшихся взглядов на воспитание и развитие, психологическое обоснование целесообразности инноваций и тому подобное. Еще сложнее с точки зрения профессионализма и компетентности консультанта являются консультации, которые проводятся для практических психологов в области образования. По содержанию они чаще всего направлены на выяснение сложных вопросов, с которыми психолог не может справиться самостоятельно. Особенно сложным и ответственным является консультирование, проводимое с детьми - школьниками, подростками, юношами по поводу проблем, возникающих у них в процессе обучения, воспитания, самовоспитания, общения с родителями. В этом случае даны рекомендации касаются не только самого клиента, но и его социального окружения.

Своеобразием указанного вида консультирования является то, что оно предполагает наличие у консультанта специального образования и опыта работы в образовательных учреждениях. Такой опыт обеспечивает понимание типичной проблематики, путей выхода из кризисных ситуаций, становится основой понимания индивидуальных особенностей детей, специфики учебно-воспитательной работы с ними, содержательных и организационных особенностей различных образовательных программ и методик. Большое значение имеет опыт работы не только с детьми, но и со взрослыми людьми - профессионалами, которые обращаются за советом в самых сложных, чрезвычайных ситуациях. В этом случае и рекомендации, оказывает психолог, не могут быть стандартизированными, типичными, они нуждаются в глубокой вдумчивости, нестандартности, творческого поиска и систематического сотрудничества с клиентом.

Основные требования к проведению данного вида консультаций:

1) Психолог-консультант должен иметь специальную психолого педагогическое образование, достаточный опыт работы в образовательных учреждениях, опыт работы со взрослыми, профессионально подготовленными людьми.

2) Психолог-консультант не имеет права проявлять негативное отношение к клиенту, даже если есть все основания для этого. Это прежде всего касается родителей детей, которые осуществляют неправильный образ жизни, неправильное воспитание детей и каким настоятельно рекомендуют обратиться на консультацию педагоги.

3) Психолог-консультант должен помнить, что консультации такого вида не всегда направлены на непосредственные действия самого клиента, в значительной степени они могут касаться активизации деятельности других людей (родителей воспитанников, учителей, педагогического коллектива). Именно поэтому рекомендации психолога должны учитывать особенности социального окружения клиента, должны сориентировать его в том, как именно он должен привлечь других людей в развивающие-коррекционное процесс, как должно повлиять на родителей воспитанников для достижения изменений в сознании и поведении.

4) Психолог-консультант в случае необходимости может осуществлять системное (или многоканальное) консультирование людей, которые имеют отношение к обозначенной проблемы, приглашать на консультации людей, которые заинтересованы в ее решении (бабушки, дедушки, братья, сестры). В этом случае каждый из участников проблемной ситуации получает рекомендации, как себя вести, понимает причины и возможные последствия ситуации, имеет возможность реально помогать другим в преодолении проблемы.

5) Психолог-консультант должен понимать, что психолого-педагогическое консультирование крайне редко происходит как одноразовая акция, оно не может быть эпизодическим и кратковременным. Для достижения успехов в профессиональной деятельности педагога, осуществление сдвигов в сознании родителей, перестройки их стиля общения с ребенком, налаживания отношений с ней следует проводить кропотливую и систематическую работу.

Деловое консультирование - один из распространенных видов консультирования, которое связано с решением деловых, производственных проблем. Целью делового консультирования является оказание помощи людям в решении производственных вопросов психологического содержания.

Содержательные особенности делового консультирования. Деловое консультирование дифференцируется по содержанию в зависимости от видов и этапов профессиональной деятельности человека. Так, значительное место занимают консультации, связанные с выбором профессии, выявлением и развитием способностей, совершенствованием профессиональных навыков, важными являются вопросы научной организации труда, повышения работоспособности, лоббирование производственных интересов, ведение переговоров, создание благоприятного психологического климата на производстве, распределения обязанности " связей, разрешение конфликтов между сотрудниками, работниками и руководителями, и тому подобное.

Спецификой делового консультирования является знание психологом- консультантом особенностей производственной деятельности человека, менеджмента, психологических особенностей научной организации труда, наличие собственного опыта производственной деятельности, желательно, в соответствующей отрасли.

1. Психолог-консультант должен иметь опыт производственной деятельности (желательно в той области, по поводу которой обращается клиент). Если своеобразный опыт деятельности отсутствует, то психолог-консультант должен подробно расспросить клиента об особенностях его деятельности в определенной производственной сфере. В этом случае психолог не должен скрывать свое незнание, потому что это будет мешать выработке правильных, эффективных рекомендаций.

2. Проведению делового консультирования способствовать деловая атмосфера, в которой оно происходит, а также деловой характер отношений между консультантом и клиентом. В этом случае консультирование может проводиться на рабочем месте клиента или в кабинете непосредственно на производстве, поможет клиенту чувствовать себя увереннее, а консультанту - лучше понять особенности определенного производства и найти правильные средства воздействия.

3. До начала консультации должны быть определены ее условия - место, порядок работы, стоимость, ожидаемые результаты, продолжительность и тому подобное.

Таким образом, каждый вид консультирования предполагает необходимость создания специфических условий, соблюдение ряда требований и наличие у консультанта соответствующей подготовки и опыта, обеспечивает его компетентность в решении проблем определенного содержания.